Научная статья на тему 'Университетское образование: гуманитарно-ориентированный инновационный подход'

Университетское образование: гуманитарно-ориентированный инновационный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университетское образование: гуманитарно-ориентированный инновационный подход»

З. НИГМАТОВ, профессор, ректор

Университетское образование: гуманитарно - ориентированный инновационный подход

Сегодня, как и в прошлом, центральную роль в подготовке специалистов, располагающих высоким профессиональным, научным и духовным потенциалом, играют университеты. Думается, только они с наибольшей полнотой могут отвечать потребностям постиндустриальной цивилизации. В последние годы социальная жизнь в Республике Татарстан заметно усложнилась и дифференцировалась. Возникли новые проблемы, которые требуют развития социальных и гуманитарных исследований. Благодаря, в частности, богатым традициям в сфере педагогического образования социальные и гуманитарные науки в республике располагают хорошим заделом для дальнейшего развития и практического приложения. Учитывая необходимость подготовки специалистов гуманитарной сферы, целенаправленной разработки гуманитарных технологий и развития социальных наук, в июне 2005 г. Федеральное агентство по образованию своим приказом переименовало Казанский государственный педагогический университет в Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет. Педагогический университет был объединен с двумя вузами - Татарским государственным гуманитарным институтом и Татарско-американским региональным институтом. В результате значительно укрепилась материальная и научная база для развития гуманитарных и социальных наук и подготовки квалифицированных специалистов.

Задачи, которые призван решать новый вуз, связаны с созданием условий для формирования научно-педагогической элиты Республики Татарстан и соседних регионов, что предполагает:

□ подготовку, переподготовку и по-

вышение профессиональной квалификации специалистов-гуманитариев;

□ поддержание научных и культурных традиций в данной области; распространение среди широких слоев населения современных гуманитарных знаний; создание предпосылок для воспроизводства гуманитарного менталитета;

□ проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в гуманитарных областях, разработку социально-культурных технологий;

□ научно-методическое руководство процессом развития педагогического образования и науки в регионе;

□ участие в проектировании социально-культурной и образовательной полити-

ки, в научной экспертизе проектов социально-культурного развития региона;

□ организацию межрегионального и международного сотрудничества в области гуманитарного знания.

В Республике Татарстан действует немало известных во всей России вузов разного профиля, но, как ни парадоксально, учебного заведения, в котором бы велась подготовка кадров по наиболее востребованным сегодня гуманитарным специальностям, в Татарстане не было. Правда, в последнее время эту нишу частично заполнили «непрофильные » факультеты технических вузов, что, разумеется, проблему не решало, а лишь затушевывало ее остроту.

Основатели университета исходили из предпосылки, что создание нового вуза позволит решить как минимум две задачи: восполнить известный пробел в структуре образования республики и воспрепятствовать снижению уровня гуманитарной культуры в обществе - пренебрежению духовными, «постматериальными» ценностями на фоне преобладания ценностей меркантильных, материальных. Очевидно, что цель такого уровня невозможно достичь без наличия мощной материально-технической базы и соответствующего дидактического, научного, культурного, педагогического потенциала...

Новый вуз, как уже было сказано, создавался на базе Казанского государственного педагогического университета - одного из старейших высших учебных заведений Российской Федерации, ведущего свою историю от Казанского учительского института, который был открыт в 1876 г. вслед за Московским и Санкт-Петербургским. В 1978 г. Казанский государственный педагогический институт был признан лучшим педагогическим вузом СССР. Сегодня университету исполнилось уже 130 лет.

Весной 2005 г. вуз принял участие во Всероссийском конкурсе высших учебных заведений, проходившем в Санкт-Петербурге, где получил золотую медаль «Европейское качество» в номинации «100 лучших ву-

зов России», диплом лауреата в номинации «Проект года», а ректор был отмечен почетным знаком «Ректор года - 2005».

Если определять миссию нового вуза, то можно сказать, что он призван продолжать традиции своих предшественников и выступать в качестве духовного центра, ответственного за формирование личности специалиста нового типа.

ТГГПУ вносит большой вклад в реализацию законодательства о языках Российской Федерации и Республики Татарстан. В целях координации работы в этом направлении по решению Совета ректоров вузов Республики Татарстан на базе нашего университета создан Межвузовский научно-методический совет по обучению на билин-гвальной и полилингвальной основе и утверждено Положение о его деятельности.

Впервые в истории России решением президиума совета Учебно-методического объединения (УМО) по специальностям педагогического образования при Министерстве образования и науки РФ полномочия по решению вопросов лицензирования и аттестации специальности «Родной (татарский) язык и литература » переданы нашему университету: создана учебно-методическая комиссия по данной специальности для всех педагогических вузов страны.

Университет гордится своими научными школами. Среди них самая многочисленная - педагогическая. Успешно ведутся исследования по естественно-математическому циклу, где теоретические работы эффективно сочетаются с подготовкой инновационных проектов.

Специалисты по татарскому языкознанию и татарскому литературоведению совмещают теоретические исследования с научно-методической деятельностью, являются авторами учебников, учебных пособий для татарских школ и вузов Республики Татарстан. В этом году отмечалось 80-летие со дня основания отделения татарского языка и литературы на базе нашего учебного заведения, где и началась подготовка учителей данного профиля для

всей страны. У истоков его стояли крупные ученые-педагоги М.А.Фазлуллин, Г.Алпа-ров, Г.Сагди, Г.Нигмати, Дж.Валиди, Г.Ша-раф и др. Выпускниками данного отделения являются такие известные в Российской Федерации и в мире поэты и писатели, как Герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии Муса Джалиль, Абдулла Алиш, Адель Кутуй, Хади Такташ, Гариф Губай, Сибгат Хаким, Шайхи Маннур, Иль-дар Юзеев, Ибрагим Салахов, Баян Гиззат, Хисам Камалов, Мухаммет Магдиев, Ренат Харис и др. В настоящее время коллектив факультета, где более 80% преподавателей имеют ученые степени доктора или кандидата наук, успешно решает научно-практические проблемы изучения, сохранения и развития родного языка и литературы.

Широкой известностью пользуется научная школа теории и методики преподавания русского языка и литературы в национальной (татарской) школе и учебно-методическая продукция этой школы.

В вузе функционируют советы по защите докторских и кандидатских диссертаций по педагогике, филологии, физиологии. Защищено около 600 диссертаций, более 60 из них - на соискание ученой степени доктора наук.

Сразу после образования ТГГПУ были созданы два института - НИИ региональных социально-экономических и правовых исследований и Институт дополнительного профессионального образования.

Не исключено, что Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет станет всероссийской экспериментальной площадкой для отечественной высшей гуманитарной школы. Возможно, что при нем вскоре появятся НИИ по проблемам семьи, демографии и т.д.

Наш университет принимает участие в выполнении проектов по федеральным, международным и региональным программам. Имею в виду проекты, поддержанные РФФИ, РГНФ, НФПК, проект «Университеты России», тематический план Министерства образования и науки РФ, международ-

ный проект «Стипендия Карнеги», проект информатизации образования в Республике Татарстан, проекты НИОКР Академии наук РТ и хоздоговорные исследования.

Образовательная деятельность вуза расширяется по спектру гуманитарно-педагогических специальностей, управленческой деятельности, экономики и маркетинга, экологии и юриспруденции. Для сравнения: в 2004 г. подготовка в нашем университете велась по 21 специальности, на начало текущего учебного года - по 34, к концу 2007 г. планируется осуществлять подготовку выпускников по более чем 40 специальностям. В настоящее время на 16 факультетах университета обучается около 15 тысяч студентов.

Студенческий контингент университета становится интернациональным, что говорит о росте престижа ТГГПУ в мировом образовательном пространстве. Сегодня у нас получают образование студенты, аспиранты и докторанты из 12 стран дальнего и ближнего зарубежья. Работает подготовительное отделение для иностранных граждан, где обучаются абитуриенты из 7 стран дальнего зарубежья.

Решением Ученого совета университета в 2006 г. создан Совет попечителей, который призван выражать общественное мнение и требования гражданского общества по отношению к деятельности вуза. Сегодня в составе Попечительского совета 43 человека. Это - руководители муниципальных образований, генеральные директора крупных акционерных обществ, различных фондов, представители творческой общественности, бизнесмены, крупные ученые. Думаю, что они не только окажут финансовую помощь, но и будут способствовать становлению нашего университета как центра подготовки элиты.

Создана целостная система воспитательной работы. Она включает несколько приоритетных направлений: воспитание патриотизма, формирование профессиональной культуры, нравственно-эстетическое воспитание, формирование здорового

образа жизни и др. Многое осуществляется через студенческое самоуправление, через сообщества «Профессионал», «Социальная защита», «Мой дом», «Культура и творчество ». В 2005 г. модель студенческого самоуправления нашего университета получила диплом 1-й степени на Всероссийском конкурсе, а педагогический отряд «Солнце детям» стал лучшим в Татарстане. Более 80% студентов вовлечены в общественные студенческие организации, принимают участие в художественной самодеятельности, в фестивале «Студенческая весна», на котором 5 лет подряд получают Гран-при. Наши студенты - активные участники спектаклей на татарском и английском языках. Татарский молодежный театр в 2005 г. стал победителем в смотре студенческих театров в Казани.

Университет - общепризнанная кузница спортивных кадров. 12 лет подряд сборная команда университета является чемпионом спартакиады вузов Республики Татарстан. В этом году достигнуто рекордное количество побед - в 14 видах спорта. Особо впечатляют победы легкоатлетов. Они на протяжении 13 лет выигрывают весеннюю эстафету и первенство Республики Татарстан. Активно развивается татарская национальная борьба Курэш.

Реализация миссии, принятой на себя университетом, предполагает его непосредственное участие в общеевропейских и мировых процессах, протекающих в сфере образования. Как известно, в соответствии с Болонской декларацией выпускник имеет возможность получить Приложение к диплому (Diploma Supplement) на одном из распространенных в Европе языков. Поэтому университет поставил своей целью обучение студентов английскому языку, наряду с русским и татарским, с тем чтобы будущий педагог мог вести такие предметы, как математика, информатика, география, история на языке международного общения. Кроме того, с целью развития гуманитарного образования будет продолжено расширение спектра специальностей,

обучение которым ведется на английском и других иностранных языках, для чего планируется развивать взаимовыгодные связи с ведущими академическими и образовательными учреждениями и центрами России, а также других стран.

Университет уже начал подготовку по двухступенчатой системе высшего образования и внимательно изучает опыт вузов, проводящих эксперимент по применению системы зачетных единиц (ECTS). Однако здесь уже обнаружился ряд противоречий. Так, уже введенная, в соответствии с российскими законами, трехступенчатая система высшего образования (бакалавр - специалист - магистр) до сих пор рынком труда не принята, поскольку работодатели знакомы только с квалификацией «специалист ». Не приведены в соответствие с указанными квалификациями и разряды ETC оплаты педагогического труда. Так что за одинаковое количество академических часов выплачивается одна и та же сумма вне зависимости от того, где выпускник педагогического вуза работает: в малокомплектной или специализированной школе с углубленным изучением тех или иных предметов или в педагогическом колледже. Не имеет значения также то, квалификацией (дипломом) какого уровня (бакалавра, специалиста, магистра) он обладает.

Сегодня, казалось бы, никого не надо убеждать в пользе современных информационно-компьютерных технологий. Но, несмотря на всю ее очевидность, их применение в школе не получает широкого распространения. Основная причина - прежде всего неподготовленность учителей-предметников к их использованию. Чтобы исправить сложившееся положение дел, университет предпринимает попытки создания открытой системы информационно-педагогического образования. Информационно-технологическим ядром такой системы должна стать распределенная образовательная база данных, создаваемая совместно с другими вузами РТ. Ее основные элементы представлены в виде образователь-

ных порталов и локальных баз знаний муниципального и школьного уровней. Очевидно, такая система позволит решать проблему информационного неравенства и информационной изоляции сельских школьников, создавать равные условия получения образования на всей территории республики.

В наши дни вуз приобретает новый статус, поскольку он дает не только базовое высшее образование, но и обеспечивает, опираясь на информационно-коммуникационные технологии, профессиональную поддержку выпускника на протяжении всей его профессиональной карьеры. Таким образом, повышать квалификацию он сможет уже не один раз в 3-5 лет, а по мере необходимости.

Профессора и преподаватели университета ведут разработку платформ информатизации учебно-воспитательного процесса с учетом основных направлений образовательной деятельности. Так, на основе широкого применения мультимедийных средств внедряется программа «Сквозное применение информационных технологий в учебном процессе ». Активно развиваются «еЬ-технологии в информационной среде ТГГПУ (для позиционирования вуза в мировом информационном пространстве), создаются «еЬ-каталоги библиотеки, компьютерные учебные пособия и учебники. В недалеком будущем все работники университета будут иметь авторизованный доступ к внутренним и внешним информационным ресурсам. С целью информационно-технологического обеспечения всех проводимых мероприятий будет также создан региональный информационный центр гуманитарной науки, культуры и образования. Предусматривается и формирование условий, позволяющих обеспечивать мобильный доступ широких слоев населения к современной гуманитарной информации.

Надо сказать, что в своей работе университет активно учитывает принципы Болон-ской декларации, касающиеся обеспечения качества образования. Так, еще несколько

лет назад из числа наиболее опытных и квалифицированных преподавателей на каждой кафедре была создана служба мониторинга качества подготовки специалистов, ставшая фундаментом, на котором базируется полномасштабная система обеспечения качества образовательного процесса.

Помимо сказанного, планируется создать университетский комплекс непрерывного гуманитарного образования, включающий в себя учреждения начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и т.п.

Предполагается организация и координация образовательного процесса на основе введения сквозного учебного плана, расширение базы преподавания на многоязычной основе, а в перспективе - создание новых специальностей(направлений) гуманитарного профиля, соответствующих современному развитию науки и социальной сферы, актуальным потребностям политического, социально-культурного и экономического развития Республики Татарстан, соседних регионов и татарской диаспоры за пределами республики. В числе новых направлений - социология, культурология, теология, дипломатия, международные отношения, государственное и муниципальное управление, менеджмент, музее- и архивоведение, художественная графика, туризм и др.

Российская система образования имеет свои традиции и достижения, а значит, прежде всего, мы должны руководствоваться национальной образовательной политикой. Другими словами, нам предстоит сформировать свою систему образования, которая, будучи ориентирована на внутренние потребности, соответствовала бы и общемировым тенденциям. Именно поэтому в своей научной и образовательной деятельности мы, как уже было отмечено, пытаемся сочетать инновационность, ориентацию на современные мировые тенденции, поддержку новаторских проектов и прогрес-

сивных начинаний - с опорой на лучшие отечественные традиции, что позволяет обеспечить историческую преемственность деятельности университета. В таком подходе видится залог не только продуктивного развития российского образования, но и сохранения его своеобразия.

Таким образом, наш обновленный университет призван стать уникальным цент-

ром гуманитарной науки, культуры и образования в республике и за ее пределами, консолидировать лучшие научно-педагогические силы для подготовки, переподготовки и повышения квалификации высокообразованных специалистов-гуманитариев. Эта идея красной нитью проходит в недавно принятых Концепции и Программе развития университета на 2006-2010 годы.

Р. ЗАМАЛЕТДИНОВ, профессор, проректор по учебной работе

Билингвизм и полилингвизм в сфере высшего образования

Кардинальные изменения в политической, экономической и социальной жизни нашей страны обусловили современные реформы, направленные на восстановление в сфере духовной жизни человека национально-ценностных ориентаций, связанных с языком как значимым явлением национальной культуры. Кроме того, важность обновленного филологического образования школьников и студентов дикту-

ется современной стратегией развития российской школы и высших учебных заведений, их направленностью на формирование духовно богатой и образованной личности. В связи с реализацией данной стратегии в Республике Татарстан приобретают особую значимость закон «О языках народов Республики Татарстан» (1992), «Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.