Научная статья на тему 'Старый новый вуз'

Старый новый вуз Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Старый новый вуз»

З.Г.Нигматов

СТАРЫЙ НОВЫЙ ВУЗ

Присоединение к Казанскому государственному педагогическому университету двух региональных вузов: Татарского государственного гуманитарного института и Татарско-американского регионального института -привело к созданию в регионе крупнейшего вуза - Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Открытие нового главного корпуса ТГГПУ и памятника великому татарскому композитору С.Сайдашеву состоялось 12 августа 2005 года. Что и говорить, это очень приятно: давние мечты об открытии в республике национального вуза, наконец-то, обрели плоть и кровь.

Университет такого уровня довольно сложно отстроить на пустом месте. И тут ТГГПУ повезло. Он оказался преемником вуза с более чем вековой историей, громадной библиотекой и славными научно-педагогическими традициями.

В настоящее время в больших краях и областях идет процесс укрупнения высших учебных заведений, которые будут финансироваться из российского бюджета. В этом смысле мы стали первой ласточкой в Татарстане. По убеждению Президента РТ Минтимера Шариповича Шаймиева, это осознанная мера. Ведь все три вуза готовили специалистов для нужд Татарстана. Объединившись в один большой вуз, мы расширяем возможности регионального образования, готовя конкурентноспособных специалистов не только республиканского, но и российского, международного уровня.

Главная задача ТГГПУ - подготовка профессиональной и культурной интеллигенции республики, а плюс к этому - удовлетворение национальнокультурных потребностей татарской диаспоры за пределами Татарстана. Дело в том, что новый вуз - прямой наследник Казанского государственного педагогического университета, из стен которого в разные годы вышло немало выпускников, чьими именами гордится Татарстан. Достаточно вспомнить Мусу Джалиля, Сибгата Хакима, Ильдара Юзеева, Мухаммета Магдеева и других.

В новых социально-экономических условиях возникают новые ориентиры в решении проблем обучения и воспитания - необходимость формирования поликультурной, высокопрофессиональной и духовной личности, обладающей фундаментальной научной подготовкой, способной к свободному, творческому и продуктивному саморазвитию.

В 2005 году вуз получил сразу два здания - прекрасный новый главный корпус и здание бывшего офиса "Татэнерго". Это щедрый подарок вузу. Мы очень ему рады и благодарны руководству Республики Татарстан и генеральному директору ОАО "Татэнерго" И.Ш.Фардиеву. Однако проблема нехватки учебных площадей остается, так как, получив новые корпуса, мы освободили ряд занимаемых нами прежде зданий. Так, на ул.Большая Красная мы освободили помещение, в котором размещался факультет русской филологии. Сейчас он ютится в здании бывшего детского сада, где всего пять аудиторий. Кроме того, факультет татарского языка и литературы 31 декабря 2005 года оставил свое здание на ул.Мусы Джалиля (он занял первые два этажа нового

главного здания). Присоединение ТАРИ и ТГГИ дало нам лишь их главные корпуса (тоже бывшие детские сады). Остальные же площади они раньше арендовали. Такова реальная картина, однако мы надеемся, что эта проблема в ближайшем будущем разрешится.

Гуманитарный статус открывает перед нами большие перспективы развития новых образовательных направлений. Присоединившийся к нам ТАРИ готовил специалистов и по "непедагогическим" специальностям. Например, мировая экономика, национальная экономика, менеджмент, управление персоналом и другие. Надеемся, что скоро будут получены лицензии на эти специальности, и студенты спокойно будут продолжать обучение, не беспокоясь о своем будущем. Студенты объединенного вуза убеждены, что условия обучения стали, несомненно, лучше.

В результате разделения факультета иностранных языков у нас появился факультет восточных языков, где студенты изучают арабский, турецкий, японский, китайский, персидский языки и хинди. Здесь же открылась кафедра теории и практики английского языка для подготовки специалистов, владеющих двумя иностранными языками - английским и одним из восточных.

Кроме того, сейчас мы занимаемся получением лицензий по специальностям, которых не было ни в одном из объединившихся вузов: государственное и муниципальное управление, регионоведение, биоэкология, коммерция.

Знания, образование сегодня должны быть востребованными, иметь конкурентную стоимость. В этих условиях новый статус дает нашим студентам большие возможности. Просто писать мелом у доски - это уже вчерашний день. Объективно пришло время, когда в такой вуз молодежь не пойдет, а пойдет туда, где развито электронное, дистанционное обучение. Конечно, невозможно себе представить школу без педагога. Но сегодняшний учитель должен идти на шаг впереди по всем направлениям, в том числе информационным, экономическим. Слияние всех этих факторов, уход от чисто "меловой" педагогики, будут иметь очень большое значение.

Сегодня для подготовки востребованных педагогов необходимо использовать и экономические рычаги, и информационно-коммуникационные технологии. Мы к этому тщательно готовимся. Я уверен, что наши выпускники будут конкурентоспособны на рынке образовательных и гуманитарных специальностей.

Существующая тенденция расширения платного образования и сужения бесплатного - неправомерная. Мы не должны допустить, чтобы соотношение бюджетных и небюджетных мест изменялось в пользу коммерческой стороны. Максимально допустимое соотношение, я считаю, - 50 на 50 процентов. Однако есть государственные (?!) вузы, где платные места составляют и 70, и 80 процентов общего числа. Это, конечно, неприемлемо.

Но и совсем без договорных форм обучения сегодня уже не обойтись, ведь вузу нужно не только выживать. Бюджетных средств не хватает на оплату коммунальных услуг, ремонт, в целом на содержание вуза.

Серьезной проблемой остается и зарплата наших сотрудников. Ведь старший преподаватель (это обычно специалист с большим стажем работы) получает всего две с половиной - три тысячи рублей, а доктор наук, профессор - около пяти-шести тысяч рублей. Эти деньги не могут обеспечить достойного уровня жизни. И здесь приходит на помощь внебюджетный фонд, 30 процентов которого мы можем использовать на доплаты сотрудникам.

Теперь о студентах. Не все, кто не прошел по конкурсу на бюджетное отделение, имеют возможность платить за свое образование. Мы идем навстречу таким студентам. Как только бюджетные места освобождаются (кого-то могут отчислить, кто-то сам уйдет), мы собираем стипендиальную комиссию, которая по множеству критериев (здесь и материальное положение в семье, и успехи в учебе...) решает, кто из "платников" достоин эти места занять.

Я убежден, что государственные вузы будут всегда, но их останется ровно столько, насколько у государства и общества будет потребность в тех или иных специалистах в данном регионе.

Руководители небольших коммерческих вузов утверждают, что они могут чутко реагировать на реалии рынка, оперативно перестраивать систему обучения под сегодняшние потребности общества. А такую махину, как, например, ТГГПУ якобы быстро не развернешь.

На подобные высказывания есть очень простой ответ. Сегодня в республике более 80 вузов, то есть за последнее время их стало больше в 4,5-5 раз. Увеличилось ли за это же время количество преподавателей с учеными степенями, профессоров? Нет! Значит, преподаватели небольших вузов - это чаще всего "урокодатели", основное место работы которых - наш и другие государственные вузы. Какой же с них спрос? Прочитал лекцию и ушел. Сегодня прошло то время, когда работодателю было достаточно самого факта наличия диплома о высшем образовании. Грамотные менеджеры по персоналу теперь очень внимательно изучают не только диплом, но и буквально по строчкам приложение к нему: какие дисциплины изучал, сколько часов посвятил тому предмету, который нужен для данного производства? С этим сегодня сталкиваются многие выпускники. И, смею заверить, наши выпускники, чаще всего, выглядят более привлекательно для работодателя, чем те, кто закончил небольшой коммерческий вуз. Большинство наших выпускников, отучившись пять лет, идут работать в школы, к сожалению, на те же самые мизерные зарплаты. Это очень больной вопрос. Но надо сказать, что в отличие от многих коллег, мы никогда не прекращали процедуру распределения своих выпускников. Мы всегда в курсе, где, в каких учебных и других заведениях есть вакансии для наших выпускников. Распределение начинается еще во время учебы и заканчивается перед самым выпуском.

Воспитывают студента в ТГГПУ не только люди, но и сама образовательная среда. Непедагогично принуждать человека делать что-либо, поучать его. Главное - создать условия, в которых студент сам раскрывает свои лучшие качества. К чести нашего коллектива, такие условия почти созданы. В КГПУ культивировались забота друг о друге, гуманные отношения, толе-

рантность. Эти традиции перенял и новый вуз. Неспроста в самом начале каждого учебного года старшекурсники устраивают для новичков ряд творческих мероприятий. Это и возможность сблизиться в неформальной обстановке, и демонстрация уровня, к которому следует стремиться. Тогда же с помощью тренингов, ролевых игр и встреч определяется актив первокурсников.

Студенты пытаются самостоятельно управлять своим государством-вузом, причем довольно успешно. В конце 2005 года ребята получили диплом 1 степени, который завоевали на Всероссийском конкурсе моделей организации студенческою самоуправления, к слову, из 100 вузов страны, представивших свои работы на конкурс, только 30 учебных заведений удостоились чести защищать преимущества своих моделей очно.

У преподавательского коллектива ТГГПУ имеется опыт организации студенческого самоуправления, которым не грех воспользоваться. Достаточно отметить, что в стенах университета совсем недавно защищена и уже утверждена в ВАК кандидатская диссертация по организации студенческого самоуправления. Заслуживает внимания и принятая в вузе программа развития студенческого самоуправления. Но самоуправление не означает некую студенческую власть, существующую отдельно от официальной. Напротив, в основе программы лежит принцип соуправления, то есть управления вузом вместе, сообща. Еще один принцип - открытость региональной среде. Студенты воплощают его в жизнь при помощи активной гражданской позиции, общественной деятельности. Это и участие в многочисленных фестивалях, и в организациях по охране общественного порядка, и работа в трудовых отрядах.

Уже целых пятнадцать лет студенты университета работают в детских домах Казани и Лаишевского района. Каждый детдомовец окружен заботой и теплом студентов и преподавателей вуза. А еще есть отряд "Забота". Входящие в него добровольцы работают летом вожатыми в детских оздоровительных лагерях. Летом 2005 года 160 студентов вуза работали в качестве вожатых в лагере "Энергетик" на Черноморском побережье и оставили о себе только положительные впечатления. В 2006 году вожатых ТГГПУ ждут с нетерпением еще и в лагере нефтяников.

Всегда побеждать, быть лучшими, быть первыми - еще одна прекрасная традиция коллектива нашего университета, которую перенял новый вуз -ТГГПУ. О первых успехах можно судить уже сейчас.

В ноябре 2005 года представители татарстанских вузов собрались в спортивно-развлекательном комплексе "Пирамида", чтобы раздать студенческие "Грэмми" по 12 номинациям. Четыре награды оказались в итоге у ТГГПУ. Спортсменом года была признана легкоатлетка Елена Мигунова, незадолго до этого одержавшая победу в Исламиаде, лучшей общественной организацией - "Солнце - детям" имени Януша Корчака (именно она опекает детские дома). Плюс к этому студент 4 курса председатель студенческого комитета Ильсур Хисматуллин стал лауреатом в номинации "Общественник го-

да", а студенческая газета "Гуманитарно-педагогический университет" (бывший "Педагог") - в номинации "Лучшее молодежное издание".

Успехи университета на спортивном поприще - тема для отдельного разговора. Вуз - бесспорный победитель всех городских студенческих спартакиад на протяжении последних двенадцати лет! Традиционные майские эстафеты тоже из года в год приносят университету только первые места.

Кроме того, вот уже несколько лет подряд вуз завоевывает Гран-при фестиваля "Студенческая весна".

Может быть, столь внушительные успехи и есть следствие особой воспитательной среды? Ректорат вуза, даже при своем сверхперегруженном графике, старается не пропустить ни одного студенческого мероприятия и призывает к тому же весь преподавательский состав.

А что касается "Студенческой весны", то тут огромную помощь оказывают деканы и их заместители по воспитательной работе, заведующие кафедрами "Основы сценического мастерства" и "Основы музыкального воспитания", которые всячески поддерживают обучение всех без исключения студентов первого и второго курсов музыкальной грамоте, вокальному и хореографическому мастерству.

Артистизм, уверены мы, у хорошего педагога должен быть в крови. Ведь кафедра преподавателя сродни театральным подмосткам. Он на них и сценарист, и декоратор, и режиссер, и актер. Научные основы во всех учебниках по конкретному предмету одинаковы, а вот кто, как преподносит предмет - это уже методика. Методику я считаю душой учебного занятия.

Глобальное обновление отечественного образования диктует необходимость принципиальных изменений всего характера подготовки специалиста: и с точки зрения социальной, и с точки зрения психолого-педагогиче-ской, а также с культурологической точки зрения.

Осуществить такую подготовку можно, лишь опираясь на идеи гуманизации образования, выдвинув в качестве приоритетной концепцию гумано-творчества как ключевого принципа профессиональной подготовки специалиста-гуманитария в процессе модернизации современного образования.

Мы понимаем гуманотворчество как способ реализации творческого потенциала личности, проявления и обогащения ее интеллектуально-культурологического ресурса во всем множестве целевых и функционально-ролевых возможностей.

В университете сложились устойчивые научные традиции по изучению проблем гуманизации современного образовательного процесса, усиления его аксиологической и культурологической направленности. В последние годы на его базе традиционно проводятся крупные научно-практические конференции на эту тему. Данные исследований показали, что гуманистическая парадигма в образовании выдвигает совершенно особые требования к мировоззренческой культуре молодого человека, к уровню его духовного развития. Именно формирование духовности как позиции ценностного сознания, характеризующейся бескорыстностью, свободой, эмоциональностью, стремлением к добру и справедливости, является одной из актуальнейших проблем

современного воспитания. Доминантой в духовном развитии личности студента является её способность к самосовершенствованию.

Одновременно вуз осваивает задачу создания центра подготовки специалистов по воспитательной работе для других вузов региона. Межвузовское сотрудничество всегда являлось перспективной областью деятельности, во многом способствующей формированию регионального воспитывающего пространства. Первые шаги уже сделаны. Университет руководит подготовкой методических разработок, является инициатором проведения межвузовских научно-практических конференций по воспитательной проблематике.

По нашему убеждению, в любом учебном предмете заключен немалый воспитательный потенциал. Главное - выявить его и полноценно реализовать.

Опыт ТГГПУ позволяет утверждать, что наиболее оптимальной моделью духовного становления личности студента является система интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности. Эта позиция должна прорабатываться в каждом вузе.

Значительным событием в жизни университета 2005 года является III Всероссийская научно-практическая конференция "Реализация воспитательного потенциала гуманитарного образования в условиях вхождения России в Болонский процесс", прошедшая на базе ТГГПУ. В ходе обсуждения данной темы мы еще раз убедились: принцип единства обучения и воспитания нарушать нельзя!

В Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете идет напряженная работа над воплощением идеи создания открытой системы информационно-педагогического и гуманитарного образования. Для этого обязательным условием является готовность вузовского педагога к работе в среде информационных систем. Университет уже начал работу над созданием по всем предметам целостной методики формирования соответствующей среды.

Речь идет о новом статусе вуза - он не только дает базовое высшее образование, но осуществляет и профессиональную поддержку выпускника на протяжении всей его профессиональной карьеры через муниципальные информационно-методические центры, являющиеся одновременно и учебным центром университета, который будет способен проводить эффективное повышение квалификации районного преподавательского корпуса с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, придавая большое значение интеграции в международное образовательное пространство, предпринимает большие усилия по созданию условий для знакомства преподавателей, аспирантов и студентов с образовательными системами зарубежных стран.

Международная деятельность вуза осуществляется по следующим направлениям:

- сотрудничество с зарубежными вузами, посольствами, фондами;

- участие в международных научно-образовательных программах;

- подготовка специалистов для зарубежных стран;

- учебно-научная работа преподавателей за рубежом.

Вуз имеет партнерские отношения с рядом учебных заведений Франции, Китая, Германии, Кипра, Турции, Йемена, Египта, Австралии, а также сотрудничает с посольствами Японии, Франции, Германии, Ирана и с несколькими зарубежными фондами.

Все договоры предполагают широкое сотрудничество в области образования, студенческие и преподавательские обмены, обмен научной и методической литературой.

Можно назвать еще один несомненный успех: ТГГПУ и Исламская Республика Иран подписали договор о сотрудничестве. В результате в вузе функционирует центр иранистики, стороны уже наметили планы по обмену студентами и преподавателями, перспективы стажировок.

2006 год объявлен в новом университете годом толерантности, и неспроста. Ведь ТГГПУ, как мы уже отметили, результат слияния сразу трех вузов. И если преподаватели и студенты КГПУ легко освоились в новом статусе, то для представителей ТАРИ и ТГГИ процесс объединения протекал более болезненно. Адаптация отнимает немало времени.

И на это время, по нашему мнению, важно найти компромисс, чтобы в итоге не оказались ущемленными интересы ни одной из объединившихся сторон. Многое, безусловно, предстоит изменить, главное - не наломать дров, рубя с плеча.

2005 год оказался богат на исключительно приятные для вуза события. К таковым мы отнесли открытие нового учебного корпуса и памятника Салиху Сайдашеву на площади перед ним. С.Сайдашев был великим педагогом, учителем всего татарского народа. Он воспитал через музыку не одно поколение.

И, наконец, при вузе открылся НИИ Региональных социально-экономических и правовых исследований.

Все это свидетельствует об одном: новый старый вуз успешно растет и развивается. Нечастый случай в наше время, когда форма и содержание находятся в гармонии: прекрасный внешний облик нашего главного здания подтвержден сильным преподавательским составом и студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.