УДК 130.2
Вестник СПбГУ. Сер. 6, 2009, вып. 4
Т. Б. Маркова
БИБЛИОТЕКА-МУЗЕЙ КАК МЕСТО ПАМЯТИ
Современная библиотека среди множества присущих ей функций выполняет еще и социальные функции, одна из которых заключается в сохранении человеческой памяти и развитии национального самосознания. Рост книжных собраний, поиск уникальных документов, личная заинтересованность сотрудников способствовали созданию музеев при библиотеках. Их своеобразие и особенность заключается в том, что они призваны собирать и хранить вместе памятники материальной и духовной культуры. Приобщение читателей к книжной культуре подкреплено наглядным изображением и материальным предметом, которые способствуют быстрому усвоению информации и облегчают процесс восприятия и запоминания, что немаловажно в современных условиях.
В последнее время в периодической печати и сборниках научных трудов все чаще появляются статьи и обзоры, рассказывающие не только о проблемах региональной библиотечной сети, но и о новых направлениях научной и культурно-просветительной работы. Несмотря на сотрудничество музеев, архивов и библиотек как самостоятельных полифункциональных культурных учреждений, библиотеки-музеи приобретают все большую популярность в обществе и организуются почти в каждом регионе. Например, в Нижегородской областной универсальной научной библиотеке в 2007 г. открылся музей книги; в Омской государственной областной научной библиотеке им. А.С.Пушкина в 2002 г. организован отдел редких книг, на основе фонда которого планируется создать музей книги. Пушкинская библиотека-музей в Белгороде и Богословская сельская библиотека-музей относятся к мемориальным библиотекам, где собраны и хранятся уникальные документы и материалы, посвященные жизни и творчеству А. С. Пушкина и декабристу В. Раевскому.
Среди предпосылок возникновения музеев при библиотеках можно выделить следующие:
1. Библиотека, архив, музей как элементы единого культурного пространства входят в систему потребностей духовной и образовательной сферы общества. Функции музея как хранителя памяти берет на себя библиотека, чему способствуют их общие культурные задачи.
2. Создание музеев является следствием активизации краеведческой деятельности библиотек. Наряду с письменными документами собираются предметы материальной культуры, относящиеся к той или иной исторической эпохе и характеризующие ее самобытность и уникальность.
3. Присутствие музея в библиотеке укрепляет ее имидж как культурного пространства, в котором представлены не только книги, рукописи, периодические издания, но и мебель, утварь, канцелярские принадлежности, одежда — все то, что соприкасается с книгой, с творчеством писателя и играет важную роль в становлении и развитии личности.
4. Государственная политика. Разработка творческих проектов отдельными сотрудниками и библиотечными коллективами, которые поддерживаются Президентом РФ
© Т. Б. Маркова, 2009
согласно его распоряжению о «присуждении грантов для поддержания творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства» [6, с. 25-28].
Организацию и популярность библиотек-музеев в малых городах можно объяснить двумя причинами: во-первых, скудным финансовым положением, поскольку для небольшого города создание библиотек, музеев, клубов, читален как самостоятельных структур является роскошью; во-вторых, там библиотека — не просто культурный и информационный центр, но и некий очаг культуры, связующая нить между читателем, книгой и эпохой. Большое распространение получили библиотеки-музеи, представляющие жизнь и творчество известного писателя или ученого, тем более, если он родом из того города, где находится библиотека. В целом все библиотеки-музеи можно разделить на несколько типов: мемориальные библиотеки-музеи (увековечивающие память); персональные библиотеки-музеи (представляющие историю и культуру общества в лицах); краеведческие (изучение истории своего региона); музеи книги и музеи истории библиотеки (музей книги в РГБ, музей истории библиотеки в БАН).
Музей книги в РГБ был создан в 1976 г., с 1980 г. он называется «Научно-исследовательский отдел истории книги, редких и особо ценных изданий — Музей книги». Его главной задачей является пропаганда книги и проведение исследований по истории книги. В музее представлено более 500 редких изданий XV-XX вв., среди которых уникальные экземпляры старопечатных книг, издания московского первопечатника И. Федорова и другие памятники кирилловской печати. В основу концепции Музея книги легла идея разностороннего показа книги как неотъемлемой части историко-культурного процесса, как явления, одновременно входящего в интеллектуальную, материальную и художественную сферы деятельности человека [4, с. 128]. В экспозиции книга показана в сопровождении различных документов, произведений живописи и графики, декоративно-прикладного искусства и инструментов печатника, переплетчика, ярко иллюстрирующих процесс производства и распространения книжной продукции. Книга предстает перед нами в разных ипостасях: как хранительница знания, как объект творения писателя, как обычная вещь в шкафу, как памятник материальной культуры, как произведение человеческой мысли.
Музей истории Библиотеки РАН создан по решению Информационно-библиотечного совета РАН в 2003 г. Его концепция предполагала создание такого музея, в котором библиотека будет показана как социокультурный феномен в двух ипостасях (библиотекарь и читатель). Посетитель музея знакомится с документами, показывающими историю первоначального фонда БАН. Здесь представлены: книги из библиотеки Я. В. Брюса с его экслибрисом и автографом, листы из каталогов курляндской библиотеки, поступившей в 1714-1716 гг., и библиотеки Р. Арескина, пополнившей фонд БАН в 1719 г. В экспозиции представлена не только история и жизнь книги, но и запечатлены имена замечательных людей, ученых, директоров и сотрудников, работавших в библиотеке. В ней также отражена первая служебная поездка для пополнения фондов библиотеки, в которую Петр I отправил И.-Д. Шумахера и которая положила начало международному книгообмену. Кроме книг, различных документов здесь можно увидеть фотографии зданий, где размещалась первая научная библиотека, вещи, раскрывающие эволюцию книги, библиотеки и общества от прошлого к настоящему. Это инструменты реставратора в России начала XX в., пишущая машинка «Underwood», счеты канцелярские, арифмометр 1970-х годов, машинка счетная, фотоаппарат «Смена-8М» и диапроектор «Экран», а также контрольный листок, очки, перо и инвентарь книг читального зала в 1930-е годы. Небольшая по объему экспозиция позволяет взглянуть на жизнь и развитие библиотеки изнутри, окунуться в ее прошлое и ощутить «запах», интерьер и
дизайн, многоплановость и уникальность данного библиотечного пространства. Судьба и жизнь библиотеки четко прослеживаются как через раскрытие книжного собрания, так и благодаря сбору и предоставлению уникальных документов, свидетельств очевидцев, личных коллекций сотрудников библиотеки.
В последние годы многие библиотечные учреждения активно занимаются сохранением культурного наследия — они выполняют важную мемориальную функцию. Работа библиотек по сохранению и распространению книг в настоящее время связана в основном с увековечиванием имен и разнообразной культурной деятельностью, куда входят краеведческое, историко-культурное, воспитательное, образовательное, научно-исследовательское, коммуникативное направления. Среди библиотек-музеев Москвы следует упомянуть Библиотеку истории русской культуры и философии «Дом А.Ф.Лосева», библиотеку-читальню И.С.Тургенева, Центральную библиотеку №112 имени А. С.Пушкина. Эти учреждения имеют в своей структуре музейный компонент, выраженный прежде всего в памяти мемориальных композиций и профилированных книжных коллекций [1, с. 35].
Московская Центральная городская библиотека — мемориальный центр «Дом Гоголя» — это полифункциональное культурное учреждение, которое органично сочетает в себе библиотечно-информационное, музейное и научно-исследовательское направление работы. Ее мемориальная функция выражена в данном случае в сохранении творческого наследия классика русской литературы. Непосредственной базой деятельности по увековечиванию памяти Н. В. Гоголя в Москве в единстве музейной и библиотечной науки и практики стал музей писателя «Мемориальные комнаты Н. В. Гоголя», созданный в 1974 г. и действующий ныне в качестве одного из подразделений ЦГБМЦ «Дом Гоголя» [1, с. 34]. Фонд библиотеки-музея включает коллекцию книжных памятников «Гоголиана», содержащую раритетные прижизненные издания произведений писателя. Это историко-филологическое направление научной работы библиотеки, другим направлением является литературное краеведение.
Статус Центральной городской библиотеки — мемориального центра «Дом Гоголя» библиотека получила в 2005 г. Библиотекой были разработаны устав и концепция развития, согласно которым «Дом Гоголя» является полифункциональным культурным институтом, осуществляющим музейно-экскурсионную, учетно-хранительную, научно-исследовательскую, методическую и издательскую деятельность. В структуре учреждения удачно сочетаются публичная библиотека, музейно-выставочный комплекс, специализированный книжный фонд, интернет-технологии и электронные ресурсы. Полифункциональный статус и реализация мемориальной функции вместе с широкой культурной деятельностью обусловили кадровую политику библиотеки: в штатное расписание библиотеки были введены такие новые должности, как главный хранитель и лаборант-исследователь музейного фонда [1, с. 39].
Современное общество характеризуется большим разнообразием как в сфере услуг, так и в существовании культурных образовательных, научных учреждений, которые перестают быть однотипными и склоняются ко все большему взаимопроникновению, взаимовлиянию методов, приемов, средств культурной деятельности, ориентированной на привлечение читателей и пользователей в свою библиотеку. Исходя из целей и задач научной работы и информационных потребностей своих читателей, библиотека предлагает им различные виды услуг. Как следствие возникают новые культурные институты. Термин «многостилевая» или «полистилистическая» библиотека появился недавно и характеризует новую модель публичной библиотеки, сочетающую традиционную библиотечную стилистику со стилистикой музея, архива, театра. С. Г. Матлина,
рассматривая современные функции публичной библиотеки, выделяет ее охранительную или мемориальную функцию и приводит такие понятия, как «библиотека-музей», «библиотека-театр». Ею был введен и термин «полистилистическая библиотека» [3, с. 73]. Е.Ю.Гениева называет публичную библиотеку с мемориальной функцией «поликультурной библиотекой», а В. П. Викулова определяет мемориальную библиотеку как публичную библиотеку, осуществляющую сбор, хранение, изучение и экспонирование коллекций с целью увековечивания памяти о выдающихся исторических событиях, государственных и общественных деятелях, представителях науки, культуры и искусства [2, с. 33]. О. Синицына говорит о музейных библиотеках как о библиотеках, организованных в музеях. По ее мнению, музейная библиотека — это специфический тип библиотеки, требующий особого подхода к изучению и учету, хранению, использованию книжных и предметных культурных памятников. Для них были характерны малочисленность штата, закрытость для широкой публики, локальность, подчиненность определенному ведомству, слабая организация информационных потоков и электронных ресурсов [5, с. 24]. Сегодня их цели и задачи связаны с повышением статуса музейных библиотек, с предоставлением музейных библиотечных коллекций более широкому кругу пользователей и представлением в интернете и других источниках информации о музейных библиотечных фондах. Здесь видится параллель с музейными библиотеками прошлого, такими как Александрина, Ватиканская библиотека, библиотека Румянцевского музея, библиотека Британского музея, в основе которых лежали музейные коллекции. Если сравнивать библиотеки-музеи прошлого и настоящего, то первое, что бросается в глаза, — это большая доступность и разнообразная культурно-просветительская деятельность современных библиотек-музеев. Второе — это их мно-гопрофильность и полифункциональность, и третье — современные библиотеки-музеи имеют возможность в будущем стать не просто очередным культурным и информационным центром, а связующим звеном, объединяющим людей вокруг своей культуры и истории и представляющим книгу как источник знания и как музейный объект — памятник духовной и одновременно материальной культуры. Новая модель библиотеки строится на сочетании музейной и библиотечной специфики работы, на множественности различных стилей, сформировавшихся в ходе ее эволюции и касающихся как внешнего вида и интерьера зданий, так и стержневой оси деятельности библиотеки.
Среди задач и направлений деятельности библиотек-музеев приоритетными считаются сохранение и изучение исторического и культурного наследия; научно-исследовательская работа по выявлению материальных и духовных памятников культуры; учебно-методическая и просветительская работа по привлечению читателей в библиотеку; развитие проектной деятельности, включающей разработку программ, тематических планов, организацию выставок и конференций. Все большее распространение получают проекты, объединяющие в себе различные формы культурной деятельности: юбилейные мероприятия, конкурсы, театрально-музыкальные представления, концерты, выставки и презентации. Продвижению профильной тематики служит также издательская деятельность и библиотечно-музейные проекты, осуществляемые в рамках информатизации. Так, музейным подразделением центральной городской библиотеки — мемориальным центром «Дом Гоголя» составлен реестр редких книг из профилированного фонда, позволяющий на должном уровне вести учет и хранение мемориальной части фонда. В 2005 г. был создан виртуальный музей писателя на демонстрационном диске «Московский Дом Гоголя» [1, с. 41].
Таким образом, в российском культурном пространстве превалируют библиотеки-музеи, в которых большое внимание уделяется краеведческой и историко-филологи-
ческой работе, сохранению личных коллекций писателей и ученых, собиранию и изданию литературы о них. И очень мало пока библиотек-музеев, в которых собирали бы документы и материалы, относящиеся к самой книге, к кругу чтения наших предков и современников, к книге как вещи, как духовному началу не только становления и развития личности, но и объединения людей. Мемориальная функция библиотеки заключается не только в собирании и увековечивании знаменитых людей и их произведений, но и сохранении исторической памяти как таковой. Под исторической памятью подразумевается совокупность научных знаний, культурных и научно-технических достижений, предметов декоративно-прикладного искусства, характеризующихся эмоциональной восприимчивостью и творческим подходом человека, уникальностью и неповторимостью образа.
Книга как феномен памяти представляет собой удивительное сочетание различных аспектов бытия: материального и духовного, эстетического и рационального, обыденного и оригинального. В книге помимо основных идей автора, сюжетной линии произведения отражены культурная обстановка, нравы и обычаи людей, приметы времени и социальной среды, в которой рос и жил писатель и в которой создавалась книга. Прошлое, настоящее и будущее находятся в постоянном контакте и поддерживают связь читателя с автором, произведением, его эпохой, обеспечивая непрерывный процесс обогащения и расширения диапазона исторической и культурной памяти.
Бурное развитие информационных технологий, внедрение электронных ресурсов и возникновение множества различных средств коммуникации привело к тому, что книга как форма представления информации, как способ запоминания уходит. На смену приходят другие формы сохранения знания, в которых историческая память как связь временного и пространственного, как совокупность всего, что собрано человечеством, уже менее заметна и менее ощутима. Ориентированные на сиюминутность и скоротечность информации, Интернет и другие информационные ресурсы лишены целостности охвата событий, поскольку информация в них разбита на небольшие тексты и снабжена всякими ссылками на другие источники. Отсюда стремление библиотек сохранить книги как материальные объекты культуры и создать музейные экспозиции, которые бы продлили их жизнь.
Литература
1. Викулова В. П. Дом на Никитском: История, которая живет (о музее Н. В. Гоголя в Москве) // Библиотека. 2008. №9.
2. Викулова В. П. Исследование мемориальной функции публичной библиотеки // Библиотековедение. 2008. №2. С. 33.
3. Матлина С. Г. Обновление, или Еще раз о миссии публичной библиотеки // Библиотека. 2001. №1. С. 73.
4. Петрова Л. Н., Покровская З. А., Яцунок Е. И. Научно-исследовательский отдел редких книг (музей книги) // Российская государственная библиотека: Страницы истории (60-90-е годы XX века). М., 2003.
5. Синицына О. Спрятанные сокровища должны служить людям // Библиотека. 2000. №2.
6. Шевелилова Н. Мира не узнаешь, не зная края своего // Библиотека. 2008. №3. С. 25-28.
Статья поступила в редакцию 18 июня 2009 г.