Научная статья на тему 'Библиотека-музей как место памяти'

Библиотека-музей как место памяти Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4696
475
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ КНИГИ / ФИЛОСОФИЯ БИБЛИОТЕКИ / МУЗЕЕВЕДЕНИЕ / BOOK HISTORY / LIBRARY PHILOSOPHY / MUSEOLOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Маркова Т. Б.

В статье рассматривается библиотека как форма сохранения культурного наследия. Проводится сравнение библиотеки и музея как мест памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Library as a place of memory

The role of libraries as in preserving cultural heritage is investigated. Comparisons are drawn between libraries and museums as places of remembrance.

Текст научной работы на тему «Библиотека-музей как место памяти»

УДК 130.2

Вестник СПбГУ. Сер. 6, 2009, вып. 4

Т. Б. Маркова

БИБЛИОТЕКА-МУЗЕЙ КАК МЕСТО ПАМЯТИ

Современная библиотека среди множества присущих ей функций выполняет еще и социальные функции, одна из которых заключается в сохранении человеческой памяти и развитии национального самосознания. Рост книжных собраний, поиск уникальных документов, личная заинтересованность сотрудников способствовали созданию музеев при библиотеках. Их своеобразие и особенность заключается в том, что они призваны собирать и хранить вместе памятники материальной и духовной культуры. Приобщение читателей к книжной культуре подкреплено наглядным изображением и материальным предметом, которые способствуют быстрому усвоению информации и облегчают процесс восприятия и запоминания, что немаловажно в современных условиях.

В последнее время в периодической печати и сборниках научных трудов все чаще появляются статьи и обзоры, рассказывающие не только о проблемах региональной библиотечной сети, но и о новых направлениях научной и культурно-просветительной работы. Несмотря на сотрудничество музеев, архивов и библиотек как самостоятельных полифункциональных культурных учреждений, библиотеки-музеи приобретают все большую популярность в обществе и организуются почти в каждом регионе. Например, в Нижегородской областной универсальной научной библиотеке в 2007 г. открылся музей книги; в Омской государственной областной научной библиотеке им. А.С.Пушкина в 2002 г. организован отдел редких книг, на основе фонда которого планируется создать музей книги. Пушкинская библиотека-музей в Белгороде и Богословская сельская библиотека-музей относятся к мемориальным библиотекам, где собраны и хранятся уникальные документы и материалы, посвященные жизни и творчеству А. С. Пушкина и декабристу В. Раевскому.

Среди предпосылок возникновения музеев при библиотеках можно выделить следующие:

1. Библиотека, архив, музей как элементы единого культурного пространства входят в систему потребностей духовной и образовательной сферы общества. Функции музея как хранителя памяти берет на себя библиотека, чему способствуют их общие культурные задачи.

2. Создание музеев является следствием активизации краеведческой деятельности библиотек. Наряду с письменными документами собираются предметы материальной культуры, относящиеся к той или иной исторической эпохе и характеризующие ее самобытность и уникальность.

3. Присутствие музея в библиотеке укрепляет ее имидж как культурного пространства, в котором представлены не только книги, рукописи, периодические издания, но и мебель, утварь, канцелярские принадлежности, одежда — все то, что соприкасается с книгой, с творчеством писателя и играет важную роль в становлении и развитии личности.

4. Государственная политика. Разработка творческих проектов отдельными сотрудниками и библиотечными коллективами, которые поддерживаются Президентом РФ

© Т. Б. Маркова, 2009

согласно его распоряжению о «присуждении грантов для поддержания творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства» [6, с. 25-28].

Организацию и популярность библиотек-музеев в малых городах можно объяснить двумя причинами: во-первых, скудным финансовым положением, поскольку для небольшого города создание библиотек, музеев, клубов, читален как самостоятельных структур является роскошью; во-вторых, там библиотека — не просто культурный и информационный центр, но и некий очаг культуры, связующая нить между читателем, книгой и эпохой. Большое распространение получили библиотеки-музеи, представляющие жизнь и творчество известного писателя или ученого, тем более, если он родом из того города, где находится библиотека. В целом все библиотеки-музеи можно разделить на несколько типов: мемориальные библиотеки-музеи (увековечивающие память); персональные библиотеки-музеи (представляющие историю и культуру общества в лицах); краеведческие (изучение истории своего региона); музеи книги и музеи истории библиотеки (музей книги в РГБ, музей истории библиотеки в БАН).

Музей книги в РГБ был создан в 1976 г., с 1980 г. он называется «Научно-исследовательский отдел истории книги, редких и особо ценных изданий — Музей книги». Его главной задачей является пропаганда книги и проведение исследований по истории книги. В музее представлено более 500 редких изданий XV-XX вв., среди которых уникальные экземпляры старопечатных книг, издания московского первопечатника И. Федорова и другие памятники кирилловской печати. В основу концепции Музея книги легла идея разностороннего показа книги как неотъемлемой части историко-культурного процесса, как явления, одновременно входящего в интеллектуальную, материальную и художественную сферы деятельности человека [4, с. 128]. В экспозиции книга показана в сопровождении различных документов, произведений живописи и графики, декоративно-прикладного искусства и инструментов печатника, переплетчика, ярко иллюстрирующих процесс производства и распространения книжной продукции. Книга предстает перед нами в разных ипостасях: как хранительница знания, как объект творения писателя, как обычная вещь в шкафу, как памятник материальной культуры, как произведение человеческой мысли.

Музей истории Библиотеки РАН создан по решению Информационно-библиотечного совета РАН в 2003 г. Его концепция предполагала создание такого музея, в котором библиотека будет показана как социокультурный феномен в двух ипостасях (библиотекарь и читатель). Посетитель музея знакомится с документами, показывающими историю первоначального фонда БАН. Здесь представлены: книги из библиотеки Я. В. Брюса с его экслибрисом и автографом, листы из каталогов курляндской библиотеки, поступившей в 1714-1716 гг., и библиотеки Р. Арескина, пополнившей фонд БАН в 1719 г. В экспозиции представлена не только история и жизнь книги, но и запечатлены имена замечательных людей, ученых, директоров и сотрудников, работавших в библиотеке. В ней также отражена первая служебная поездка для пополнения фондов библиотеки, в которую Петр I отправил И.-Д. Шумахера и которая положила начало международному книгообмену. Кроме книг, различных документов здесь можно увидеть фотографии зданий, где размещалась первая научная библиотека, вещи, раскрывающие эволюцию книги, библиотеки и общества от прошлого к настоящему. Это инструменты реставратора в России начала XX в., пишущая машинка «Underwood», счеты канцелярские, арифмометр 1970-х годов, машинка счетная, фотоаппарат «Смена-8М» и диапроектор «Экран», а также контрольный листок, очки, перо и инвентарь книг читального зала в 1930-е годы. Небольшая по объему экспозиция позволяет взглянуть на жизнь и развитие библиотеки изнутри, окунуться в ее прошлое и ощутить «запах», интерьер и

дизайн, многоплановость и уникальность данного библиотечного пространства. Судьба и жизнь библиотеки четко прослеживаются как через раскрытие книжного собрания, так и благодаря сбору и предоставлению уникальных документов, свидетельств очевидцев, личных коллекций сотрудников библиотеки.

В последние годы многие библиотечные учреждения активно занимаются сохранением культурного наследия — они выполняют важную мемориальную функцию. Работа библиотек по сохранению и распространению книг в настоящее время связана в основном с увековечиванием имен и разнообразной культурной деятельностью, куда входят краеведческое, историко-культурное, воспитательное, образовательное, научно-исследовательское, коммуникативное направления. Среди библиотек-музеев Москвы следует упомянуть Библиотеку истории русской культуры и философии «Дом А.Ф.Лосева», библиотеку-читальню И.С.Тургенева, Центральную библиотеку №112 имени А. С.Пушкина. Эти учреждения имеют в своей структуре музейный компонент, выраженный прежде всего в памяти мемориальных композиций и профилированных книжных коллекций [1, с. 35].

Московская Центральная городская библиотека — мемориальный центр «Дом Гоголя» — это полифункциональное культурное учреждение, которое органично сочетает в себе библиотечно-информационное, музейное и научно-исследовательское направление работы. Ее мемориальная функция выражена в данном случае в сохранении творческого наследия классика русской литературы. Непосредственной базой деятельности по увековечиванию памяти Н. В. Гоголя в Москве в единстве музейной и библиотечной науки и практики стал музей писателя «Мемориальные комнаты Н. В. Гоголя», созданный в 1974 г. и действующий ныне в качестве одного из подразделений ЦГБМЦ «Дом Гоголя» [1, с. 34]. Фонд библиотеки-музея включает коллекцию книжных памятников «Гоголиана», содержащую раритетные прижизненные издания произведений писателя. Это историко-филологическое направление научной работы библиотеки, другим направлением является литературное краеведение.

Статус Центральной городской библиотеки — мемориального центра «Дом Гоголя» библиотека получила в 2005 г. Библиотекой были разработаны устав и концепция развития, согласно которым «Дом Гоголя» является полифункциональным культурным институтом, осуществляющим музейно-экскурсионную, учетно-хранительную, научно-исследовательскую, методическую и издательскую деятельность. В структуре учреждения удачно сочетаются публичная библиотека, музейно-выставочный комплекс, специализированный книжный фонд, интернет-технологии и электронные ресурсы. Полифункциональный статус и реализация мемориальной функции вместе с широкой культурной деятельностью обусловили кадровую политику библиотеки: в штатное расписание библиотеки были введены такие новые должности, как главный хранитель и лаборант-исследователь музейного фонда [1, с. 39].

Современное общество характеризуется большим разнообразием как в сфере услуг, так и в существовании культурных образовательных, научных учреждений, которые перестают быть однотипными и склоняются ко все большему взаимопроникновению, взаимовлиянию методов, приемов, средств культурной деятельности, ориентированной на привлечение читателей и пользователей в свою библиотеку. Исходя из целей и задач научной работы и информационных потребностей своих читателей, библиотека предлагает им различные виды услуг. Как следствие возникают новые культурные институты. Термин «многостилевая» или «полистилистическая» библиотека появился недавно и характеризует новую модель публичной библиотеки, сочетающую традиционную библиотечную стилистику со стилистикой музея, архива, театра. С. Г. Матлина,

рассматривая современные функции публичной библиотеки, выделяет ее охранительную или мемориальную функцию и приводит такие понятия, как «библиотека-музей», «библиотека-театр». Ею был введен и термин «полистилистическая библиотека» [3, с. 73]. Е.Ю.Гениева называет публичную библиотеку с мемориальной функцией «поликультурной библиотекой», а В. П. Викулова определяет мемориальную библиотеку как публичную библиотеку, осуществляющую сбор, хранение, изучение и экспонирование коллекций с целью увековечивания памяти о выдающихся исторических событиях, государственных и общественных деятелях, представителях науки, культуры и искусства [2, с. 33]. О. Синицына говорит о музейных библиотеках как о библиотеках, организованных в музеях. По ее мнению, музейная библиотека — это специфический тип библиотеки, требующий особого подхода к изучению и учету, хранению, использованию книжных и предметных культурных памятников. Для них были характерны малочисленность штата, закрытость для широкой публики, локальность, подчиненность определенному ведомству, слабая организация информационных потоков и электронных ресурсов [5, с. 24]. Сегодня их цели и задачи связаны с повышением статуса музейных библиотек, с предоставлением музейных библиотечных коллекций более широкому кругу пользователей и представлением в интернете и других источниках информации о музейных библиотечных фондах. Здесь видится параллель с музейными библиотеками прошлого, такими как Александрина, Ватиканская библиотека, библиотека Румянцевского музея, библиотека Британского музея, в основе которых лежали музейные коллекции. Если сравнивать библиотеки-музеи прошлого и настоящего, то первое, что бросается в глаза, — это большая доступность и разнообразная культурно-просветительская деятельность современных библиотек-музеев. Второе — это их мно-гопрофильность и полифункциональность, и третье — современные библиотеки-музеи имеют возможность в будущем стать не просто очередным культурным и информационным центром, а связующим звеном, объединяющим людей вокруг своей культуры и истории и представляющим книгу как источник знания и как музейный объект — памятник духовной и одновременно материальной культуры. Новая модель библиотеки строится на сочетании музейной и библиотечной специфики работы, на множественности различных стилей, сформировавшихся в ходе ее эволюции и касающихся как внешнего вида и интерьера зданий, так и стержневой оси деятельности библиотеки.

Среди задач и направлений деятельности библиотек-музеев приоритетными считаются сохранение и изучение исторического и культурного наследия; научно-исследовательская работа по выявлению материальных и духовных памятников культуры; учебно-методическая и просветительская работа по привлечению читателей в библиотеку; развитие проектной деятельности, включающей разработку программ, тематических планов, организацию выставок и конференций. Все большее распространение получают проекты, объединяющие в себе различные формы культурной деятельности: юбилейные мероприятия, конкурсы, театрально-музыкальные представления, концерты, выставки и презентации. Продвижению профильной тематики служит также издательская деятельность и библиотечно-музейные проекты, осуществляемые в рамках информатизации. Так, музейным подразделением центральной городской библиотеки — мемориальным центром «Дом Гоголя» составлен реестр редких книг из профилированного фонда, позволяющий на должном уровне вести учет и хранение мемориальной части фонда. В 2005 г. был создан виртуальный музей писателя на демонстрационном диске «Московский Дом Гоголя» [1, с. 41].

Таким образом, в российском культурном пространстве превалируют библиотеки-музеи, в которых большое внимание уделяется краеведческой и историко-филологи-

ческой работе, сохранению личных коллекций писателей и ученых, собиранию и изданию литературы о них. И очень мало пока библиотек-музеев, в которых собирали бы документы и материалы, относящиеся к самой книге, к кругу чтения наших предков и современников, к книге как вещи, как духовному началу не только становления и развития личности, но и объединения людей. Мемориальная функция библиотеки заключается не только в собирании и увековечивании знаменитых людей и их произведений, но и сохранении исторической памяти как таковой. Под исторической памятью подразумевается совокупность научных знаний, культурных и научно-технических достижений, предметов декоративно-прикладного искусства, характеризующихся эмоциональной восприимчивостью и творческим подходом человека, уникальностью и неповторимостью образа.

Книга как феномен памяти представляет собой удивительное сочетание различных аспектов бытия: материального и духовного, эстетического и рационального, обыденного и оригинального. В книге помимо основных идей автора, сюжетной линии произведения отражены культурная обстановка, нравы и обычаи людей, приметы времени и социальной среды, в которой рос и жил писатель и в которой создавалась книга. Прошлое, настоящее и будущее находятся в постоянном контакте и поддерживают связь читателя с автором, произведением, его эпохой, обеспечивая непрерывный процесс обогащения и расширения диапазона исторической и культурной памяти.

Бурное развитие информационных технологий, внедрение электронных ресурсов и возникновение множества различных средств коммуникации привело к тому, что книга как форма представления информации, как способ запоминания уходит. На смену приходят другие формы сохранения знания, в которых историческая память как связь временного и пространственного, как совокупность всего, что собрано человечеством, уже менее заметна и менее ощутима. Ориентированные на сиюминутность и скоротечность информации, Интернет и другие информационные ресурсы лишены целостности охвата событий, поскольку информация в них разбита на небольшие тексты и снабжена всякими ссылками на другие источники. Отсюда стремление библиотек сохранить книги как материальные объекты культуры и создать музейные экспозиции, которые бы продлили их жизнь.

Литература

1. Викулова В. П. Дом на Никитском: История, которая живет (о музее Н. В. Гоголя в Москве) // Библиотека. 2008. №9.

2. Викулова В. П. Исследование мемориальной функции публичной библиотеки // Библиотековедение. 2008. №2. С. 33.

3. Матлина С. Г. Обновление, или Еще раз о миссии публичной библиотеки // Библиотека. 2001. №1. С. 73.

4. Петрова Л. Н., Покровская З. А., Яцунок Е. И. Научно-исследовательский отдел редких книг (музей книги) // Российская государственная библиотека: Страницы истории (60-90-е годы XX века). М., 2003.

5. Синицына О. Спрятанные сокровища должны служить людям // Библиотека. 2000. №2.

6. Шевелилова Н. Мира не узнаешь, не зная края своего // Библиотека. 2008. №3. С. 25-28.

Статья поступила в редакцию 18 июня 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.