Научная статья на тему 'Образовательная роль библиотечных музеев'

Образовательная роль библиотечных музеев Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
483
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШАХМАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БИБЛИОТЕЧНЫЕ МУЗЕИ / МУЗЕЙНЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Полоудин В. А.

В статье раскрыто образовательное значение существующих библиотечных музеев, освещена история развития музеев и библиотек, их влияние на повышение уровня культуры населения. Предложена структура современных просветительско-образовательных центров, цели и задачи их создания. В заключение приводятся предложения по организации музея при Научной педагогической библиотеке им. К.Д. Ушинского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная роль библиотечных музеев»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ БИБЛИОТЕЧНЫХ МУЗЕЕВ

EDUCATIONAL ROLE OF LIBRARY MUSEUMS

Полоудин В.А.

Руководитель Научно-методического центра шахматного образования при Фонде им. В.А. Алаторцева, кандидат педагогических наук, кандидат в мастера спорта

E-mail: [email protected]

Poloudin V.A.

Head of the Scientific Methodical Center of Chess Education commissioned by the Vladimir Alatortsev Fund, Candidate of science (Education), Candidate for Master of Sport. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье раскрыто образовательное значение существующих библиотечных музеев, освещена история развития музеев и библиотек, их влияние на повышение уровня культуры населения. Предложена структура современных просветительско-образовательных центров, цели и задачи их создания. В заключение приводятся предложения по организации музея при Научной педагогической библиотеке им. К.Д. Ушинского.

Annotation. The article reveals the educational value of existing library museums, the history of the development of museums and libraries, their positive influence on the cultural development of the population. The author proposes a structure for modern educational centers, and the goals and objectives of their creation. In conclusion, a proposition of creating a museum at the Ushinsky State Scientific Pedagogical Library is made.

Ключевые слова: общее образование, дополнительное образование, шахматное образование, библиотечные музеи, музейные библиотеки.

Keywords: general education, additional education, chess education, library museums, museum-libraries.

Изучение роли библиотек и музеев в образовательно-просветительской сфере отечественной культуры является поводом вспомнить нашу многовековую историю и те формы и условия, в которых формировались традиции российских библиотек и музеев.

Истоками современных музеев можно считать коллекции, создававшиеся при монастырях, которые, помимо предметов церковной утвари и храмового убранства, всегда включали в себя собрания книг. Известны и частные коллекции, собиравшиеся не для лично-

го семейного пользования, а для воплощения в жизнь потребности в сохранении памяти и создании особой предметно-пространственной среды, состоящей из предметов-символов, обладающих сильным эмоциональным воздействием.

Такое собирательство книг и художественных ценностей уходит своими корнями в дохристианскую Русь. Известно, что у сына князя Игоря (на варяжском языке - Ингвар) Святослава (в греческой транскрипции - Сфендославос) было два наставника. В «Повести временных лет» Нестор свидетельствует: «Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенком Святославом, и кормилец его был Асмуд, а воевода Свенельд - отец Мстиши» [5]. Позднее Н.М. Карамзин уточняет, что ратному искусству Святослава обучал известный воевода Свенельд, а грамоте - боярин Асмуд [4, с 96].

Обучение Святослава грамоте проводилось, очевидно, по книгам, составлявшим княжескую библиотеку. Не найдено сведений о том, на каком языке были написаны эти книги. Учитывая варяжское происхождение первых киевских князей, можно предположить, что это был варяжский язык. Более чем сомнительно, что эти книги были написаны на разработанной на основе греческого алфавита кириллице (963г.). Святослав, несмотря на крещение его матери, княгини Ольги в 955 году, сам крещен не был и не принимал христианства, оставаясь политеистом.

Широко распространено мнение, что первой славянской азбукой была глаголица, в последующем модифицированная в кириллицу. Однако это ошибочная точка зрения. Прямая ссылка на существование докириллической письменности содержится в «Сказаниях о письменах» черноризца Храбра (болгарского монаха), где, согласно сделанному В.Я. Дерягиным переводу, сказано: «Прежде ведь славяне по чертам и резам читали, ими же гадали» [2].

Самыми ранними известными свидетельствами наличия у русских славян письменности являются осколки глиняного горшка, найденные при археологических раскопках, проведенных под руководством В.А. Городцова (1860-1945) у села Алеканово недалеко от Рязани в 1897 г. По описанию археолога, «сосуд оказался очень слабо обожженным... изготовлялся наспех. изготовление. местное, домашнее, а, следовательно, и знаки на сосуде сделаны своим местным или домашним писцом, то есть славянином. Остается предположить, что знаки представляют собой литеры неизвестного письма» [1].

Всего на территории европейской части современной России было найдено более ста надписей, содержащих 75 различных символов, прочитать которые пока не удалось. Большинство археологических находок относится к Ш-1У вв. Все они имеют довольно сложный геометрический рисунок: прямоугольные рамки, круги, квадраты, кресты, волнистые линии.

Надпись на сосуде чертами и резами, состоящая из 14 символов

Фрагмент текста «Паннонского жития» Кирилла, в котором говорится о найденных Кириллом в Херсонесе русских книгах

Ой^{;те ТО у Н ^ЛЛТЫрЬ

р6^СЬ(Кк1ЖН Г(НСЛ1ГНЫ ГНК ДНО, и ЧЛОЬ'ЪкЛ ШБО'Ьп ГЛЛГОАИфЗ том ьгН;дон, н е^'Ьдоед с нк^1* н снлоу г^ждм, (коси бес'Ьл'Ь

л^нклдддл рдзл((чилл онмсн!, гсггллшл, м «1 Еогоу мо_ днткоу ТЕйрА, ндчдт* че(тн Н |«АЗ*ТН, И ЛШОБн (А

СЛ10у ДНЙЛА^у, КОГЛ )(ЬДДА1|](.

Фундаментальное исследование проблемы существования докириллической письменности провел В.А. Истрин1. Таблица «Археологические памятники и литературные свидетельства о дохристианском славянском письме» из его книги «Возникновение и развитие письма» [3] представлена в приложении.

Из этой же книги взят и приведенный ниже фрагмент «Паннонского жития» Кирилла, в котором Кирилл - один из создателей кириллицы - во время своего пребывания в Корсуне (ныне - Херсонес) констатировал существование у русских славян своей, доки-риллической, письменности.

В летописи сообщается, что в 988г. князь Владимир (сын упоминавшегося выше Святослава) отдавал боярских детей «на учение книжное». В другом месте летописи указывается, что Ярослав Мудрый приказал в Новгороде «учите книгами» до 300 детей.

Так что имеется достаточно оснований полагать, что первой библиотекой на Руси было собрание рукописных книг киевских князей того периода и правомочно допустить: книги, по которым Асмуд обучал Святослава грамоте, могли быть написаны «чертами и резами» на языке русских славян. Книги в те времена представляли собой большую материальную ценность и хранились «в казне».

В те далекие времена и началось коллекционирование. Возвращаясь из победоносных походов, киевские князья Олег, Игорь, Святослав привозили «заморские диковины», которые хранились вместе с книгами, но отдельно от них, в специальных помещениях -в теремах или избах - «в казне». К сожалению, об этих коллекциях остались лишь упоминания. Последние дают достаточно оснований полагать, что коллекционирование восходит к временам первых киевских князей.

Прообразами музеев можно считать личные и фамильные коллекции реликвий, в состав которых, наравне с ценностями материальной культуры, входили значительные книжные фонды. Книжные собрания представляли собой не только материальную цен-

1 Виктор Александрович Истрин (1906-1967) - русский советский литературовед, доктор филологических наук (1963), профессор.

ность (книги были достаточно дороги в изготовлении), но и духовную. К таким собраниям можно отнести, например, коллекции А.А. Виниуса2, князя В.В. Голицына3, графа Б.П. Шереметева4, графа Н.П. Шереметева5, «Избранное книгохранилище» графа Д.П. Бутурлина6, Погодинское «Древнехранилище»7 и многие другие

Отдельного упоминания заслуживает граф А.С. Строганов8, имевший огромную библиотеку и большую коллекцию картин. Но просветительская деятельность А.С. Строганова этим не ограничивалась. Так, например, он организовал первую в России партию в «живые шахматы», которая состоялась в 1796г. в загородном дворце графа по случаю приезда в Санкт-Петербург шведского короля Густава IV.

Первый в России государственный музей, созданный Петром I в 1714г. и названный Кунсткамерой, был официально открыт в 1728г. в специально построенном для этой цели здании. В Кунсткамере изначально были собраны не только музейные экспонаты, но и книги - предметы духовной культуры. В частности, Петр I передал в Кунсткамеру свою личную библиотеку.

С течением времени функции музеев и библиотек были разграничены. Вне музеев стали возникать публичные библиотеки, основной задачей которых стала образовательно-просветительская деятельность. Они превратились в книгохранилища, доступные для всех желающих. В то же время музеи стали заниматься собиранием, хранением, экспонированием и изучением предметов, представляющих определенную материальную и духовную ценность.

Таким образом, можно констатировать, что и публичные библиотеки, и музеи, предназначенные для просветительско-популяризаторской деятельности и приобщения граждан к материальным и духовным ценностям, выполняют образовательную функцию. Здесь уместно напомнить, что крупнейшая отечественная библиотека - Российская государственная библиотека два года подряд предоставляет свои помещения для проведения Мемориала Таля, турнира высшей категории, посвященного памяти восьмого чемпиона

2 Андрей Андреевич Виниус (1641-1717) - высокопоставленный чиновник при Петре I. Библиотека

А.А. Виниуса содержала около 400 книг на немецком, французском, голландском, польском языках. В собрании было немало словарей и грамматик. Здесь имелись такие редкости, как «Монархия турецкая» (Рим, 1678) и «Путешествие в Китай» (Амстердам, 1690).

3 Князь Василий Васильевич Голицын (1643-1714) - государственный деятель допетровской России.

4 Граф Борис Петрович Шереметев (1652-1719) - российский военный деятель, дипломат, генерал-фельдмаршал (1701), первый граф России (1706).

5 Граф Николай Петрович Шереметев (1751-1809) - меценат, покровитель искусств, обер-камергер, действительный тайный советник, сенатор, директор Московского дворянского банка, основатель Странноприимного дома и Невской богадельни в Петербурге.

6 Граф Дмитрий Петрович Бутурлин (1763-1829) - тайный советник, сенатор, директор Эрмитажа, внук фельдмаршала Александра Бутурлина, крестник Екатерины II.

7 Михаил Петрович Погодин (1800-1875) - русский историк, коллекционер, профессор Московского университета, член Российской академии. Собрал «Древнехранилище» - коллекцию икон, рукописей, старопечатных книг.

8 Александр Сергеевич Строганов(1733-1811) - российский государственный деятель, член Государственного совета, коллекционер и благотворитель, член Российской академии, президент Академии художеств и директор Публичной библиотеки, один из составителей Академического словаря.

мира Михаила Нехемьевича Таля, между обитателями шахматного Олимпа - выдающимися гроссмейстерами.

В свою очередь, крупнейший музей страны - Третьяковская картинная галерея -явилась гостеприимной хозяйкой матча за обладание шахматной короной между чемпионом мира Вишванатаном Анандом и претендентом на это звание Борисом Гельфандом.

В настоящее время наметилась тенденция к созданию с образовательно-просветительской целью библиотек при крупнейших музеях страны: Государственном русском музее, Эрмитаже, Музее Московского кремля, Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

В библиотеках и музеях сосредоточен огромный потенциал культурных ценностей многих поколений. Исторически эти учреждения должны развиваться в тесной взаимосвязи. И в самом деле, крупнейшие библиотеки нашего времени возникли из музеев, например возрожденная ныне Александрийская библиотека в Египте, библиотека Британского музея и Российская государственная библиотека.

Весной 1923г. в связи с общей реорганизацией музеев и перераспределением художественных ценностей, Наркомпросом РСФСР было принято Постановление об устройстве в Москве центрального Музея старой западной живописи на основе собраний Государственного музейного фонда, Московского публичного и Румянцевского музеев, собрания Первого музея старой западной живописи (коллекция Д.И. Щукина), собрания Г. А. Брока-ра и других частных коллекций с размещением их в здании Музея изящных искусств.

Таким образом, Румянцевский музей был разделен на две части. Большая часть вещественных экспонатов была передана в Музей изящных искусств, а книгам суждено было послужить базой фонда Российской государственной библиотеки.

Долгое время музеи и библиотеки, как очаги культуры развивались автономно. Но в процессе их деятельности общность образовательно-просветительских задач приобщения людей к истории и культуре привела к взаимному расширению функций: в музеях стали открываться библиотеки, а в публичных библиотеках - музеи.

В крупнейших отечественных библиотеках создавались и создаются хранилища, которые по праву могут называться музеями. И в Российской государственной библиотеке в Москве, и в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге имеются фонды редких изданий, доступ к которым ограничен из-за их большой материальной ценности.

Но развивались не только государственные музеи и библиотеки. Например, на рубеже ХК-ХХ вв. российские меценаты создавали так называемые народные дома, соединявшие под одной крышей библиотеку, музей, театр. И эта традиция находит свое отражение в сегодняшних реалиях.

В условиях современной информатизации общества сближение терминов «библиотека» и «музей» становится обыденным, а само понятие «библиотека» выходит далеко за рамки понятия «книгохранилище». Взаимопроникновение библиотечного и музейного институтов, их сосуществование под одной крышей являются характерной чертой духовного развития общества в XXI в.

В наше время зародился новый тип культурно-просветительских учреждений: это многопрофильные центры, оснащенные соответствующей техникой и предо-

ставляющие пользователям широкий спектр услуг - от традиционных услуг библиотек и музеев до услуг электронной базы данных с выходом в Интернет. Как правило, в таких центрах имеется собственный музей, при котором, кроме экспонатов, отражающих специфику центра, имеется и собственная локальная библиотека, содержащая не только описание экспонатов, но и печатные издания соответствующей тематики.

Именно такие многопрофильные учреждения, возникающие в результате интеграции различных направлений культуры, отличающиеся системным подходом при их создании, обеспечивающим их многофункциональность и многогранность, получают право на жизнь в наше время: это не только библиотека и музей при ней, но и видео-электрон-ный фонд, и специализированные залы - лекционный, читальный, выставочный, демонстрационный.

Особое место в инновационной работе библиотек занимает новое направление - создание библиотечно-информационных комплексов (медиатек, предназначенных для хранения информации на компакт-дисках). Содержание образовательных компакт-дисков проходит строгую экспертизу в Федеральном государственном учреждении «Федеральный институт развития образования», учрежденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005г. № 347

Но не только в крупнейших библиотеках страны создаются подобные центры. Во многих городских библиотеках Москвы наблюдается углубление информатизации населения, расширяется сфера услуг, что превращает библиотеку в современный информационно-культурный центр с современными носителями информации, персональными компьютерами, выходом в Интернет, различного рода компьютерными программами и электронными каталогами.

Информатизация вносит изменения в организацию и схему библиотечных технологий. Все преобразования связаны с поиском новых направлений и форм реализации научно-просветительской деятельности, актуализацией информационно-познавательной и образовательно-воспитательной функций библиотек.

Интеграция музейных методов в библиотечную сферу развивает инновационные формы работы библиотек: при библиотеках открываются общественные и ведомственные музеи, организовываются отдельные музейные экспозиции и комплексные выставки музейного типа, музейные формы и приемы работы используются в обслуживании пользователей, устанавливается сотрудничество с музеями.

Внедрение в деятельность библиотек элементов музейного дела приводит к расширению спектра библиотечных услуг. Сотрудники библиотек адаптируют особенности музейной работы к условиям своих учреждений, создавая тем самым качественно новые библиотечные услуги.

В различных библиотеках структурные подразделения музейной направленности имеют разные наименования. Это могут быть специализированные музейные кабинеты, центры, секции и т.д. Возможны различные варианты использования элементов музейной работы в деятельности библиотек. Приведем некоторые из них:

• Изучение истории библиотеки и создание музея по профилю именно этой, конкретной библиотеки;

• Исследовательская работа с редкими и ценными изданиями как с музейными экспонатами;

• Издательская деятельность;

• Создание профильных музейных экспозиций и мемориальных уголков с образовательной направленностью;

• Создание книжных выставок в библиотеке с использованием методов музейной экспозиции;

• Организация и развитие комбинированных форм работы с читателями, способствующих повышению культуры пользователей;

• Организация выездных экспозиций библиотечного музея

Направлений, как видно, достаточно много. Но все они объединены одной идеей -идеей расширения образовательно-просветительских услуг. И это актуально.

В последние годы система российского образования находится в состоянии совершенствования и модернизации. Меняется сам образовательный процесс, происходит его гуманизация, с одной стороны, и технологизация, с другой. В связи с этим возрастает образовательная роль библиотек, которые в форме профильных музеев могут организовать обучение.

В Государственной публичной научно-технической библиотеке (ГПНТБ) в 2006г. был создан кабинет шахматной информации, преобразованный ныне в Центр шахматной культуры и информации. В рамках кабинета шахматной культуры (КШИ) были организованы курсы шахматной культуры для детей сотрудников библиотеки.

В КШИ сосредоточены все имеющиеся в фондах библиотеки книги по шахматной тематике. Сотрудники КШИ ведут активный поиск экспонатов для пополнения музейного сегмента кабинета. Занимается КШИ и издательской деятельностью. По средам с 15:00 до 18:00 кабинет открыт для посетителей - читателей библиотеки, которые могут в непринужденной обстановке задать сотрудникам кабинета интересующий их вопрос и получить обстоятельный ответ. Читатели приносят в дар и редкие издания шахматной литературы.

Но не только ГПНТБ имеет опыт работы с населением по шахматной тематике. В 2009/2010 учебном году в Научной педагогической библиотеке им. К.Д. Ушинского в рамках педагогического эксперимента были организованы воскресные курсы шахматного образования для московских школьников начальных классов.

Результаты проведенного эксперимента показали целесообразность такой формы приобщения младших школьников к шахматному образованию. Кроме обучения шахматной игре в рамках педагогического эксперимента проводились лекции, была организована экскурсия в Музей шахмат Российской шахматной федерации. Ученики играли в шахматы с компьютером по программе «Шахматы с Гарри Каспаровым», изучали историю возникновения и развития шахматной игры.

Более того, во время проведения эксперимента от родителей учеников поступили просьбы создать подобные курсы для взрослых. Но, к сожалению, это оказалось невозможным по причинам организационного характера.

Есть основания полагать, что данная инициатива Государственной педагогической научной библиотеки будет поддержана правительством.

В заключение предлагаю следующую структуру музея истории педагогики при Научной педагогической библиотеке им. К.Д. Ушинского.

Кабинеты музея:

- Кабинет Российской академии образования (РАО РФ)

• История создания и развития РАО РФ;

• История создания и развития Научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушин-ского.

• Действительные члены РАО РФ;

• Члены-корреспонденты РАО РФ;

• Знаменитые педагоги России;

• Педагоги - лауреаты конкурсов РАО РФ.

- Кабинет профессионального образования

• История подготовки учителей и педагогов образовательных учреждений;

• История создания Московского педагогического государственного университета;

• История создания Московского городского педагогического университета;

• История создания Московского областного педагогического университета;

- Кабинет общего образования в России

• История отечественной педагогики до XVIII в.;

• История отечественной педагогики XVШ-XIX вв.;

• История отечественной педагогики XX в.;

• Инновации отечественной педагогики XXI в.;

- Кабинет общего образования за рубежом

• История зарубежной педагогики;

• Знаменитые зарубежные педагоги.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Кабинет дополнительного образования

• Истоки дополнительного образования в России;

• История педагогики дополнительного образования;

• История педагогики в начальной школе;

• История педагогики шахмат;

• История шахматного образования;

• История прикладных направлений в дополнительном образовании (по направлениям).

Кроме перечисленных кабинетов Музея истории педагогики целесообразно создание залов, отражающих его специфику в образовательном и воспитательном направлении: Медиатека, Лекторий, Экспозиции.

Список литературы:

1. Городцов, В. А. Бытовая археология: курс лекций : учеб. пособие / В. А. Город-цов. - М., 1910.

2. Городцов, В. А. Беседы о русском слове / В. А. Городцов, З. Н. Люстрова, Л. И. Скворцов. - М., 1976.

3. Истрин, В. А. Возникновение и развитие письма / В. А. Истрин. - Репр. изд. -М., 1963. - М.: Либроком, 2010. - 599 с.

4. Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. 1 / Н. М. Карамзин. - Репр. издание). - М.: Книга, 1988. - С. 96.

5. Повесть временных лет / подготовка текста, пер., ст. и коммент. Д. С. Лихачева ; под ред. В. П. Андриановой-Перетц. - СПб.: Наука, 1999.

Приложение

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ И ЛИТЕРАТУРНЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВ О ДОХРИСТИАНСКОМ СЛАВЯНСКОМ ПИСЬМЕ

Литературные свидетельства и важнейшие археологические памятники Предполагаемые виды письма типа Предполагаемые виды письма

«черты и резы» протокирил- лические протоглаго- лические

«Сказание о письменах» черноризца Храбра (конец IX - начало X в.) XXX XXX

«Паннокское житие» Кирилла (конец IX в.) и «Толковая Палея» (XV в.) - XXX -

«Житие Мефодия» («Тут явил бог философу славянские книги») - XXX -

«Повесть временных лет» - XXX -

Договоры болгарских князей с греками (714, 774 и другие годы) - XXX -

Договоры Олега (911 г.) и Игоря (944 г.) с греками - XXX XX

Свидетельство иноземцев:

Ибн-Фадлан (921 г.) XXX - XX

Эль-Массуди (середина Х в.) XXX - XX

Ибн эль-Недим (987 г.) XXX - XX

Епископ Титмар (конец Х в.) XXX - XX

Фахр ад-дин (начало XIII в.) - - XX

Легенды о введении у славян греческого письма:

Проповедник Иероним - - XX

Кирилл Каппадокийский (конец VII в.) - XXX -

Император Василий Македонец (866 г.) - XXX -

Литературные свидетельства и важнейшие археологические памятники Предполагаемые виды письма типа Предполагаемые виды письма

«черты и резы» протокирил- лические протоглаго- лические

Важнейшие археологические памятники:

Причерноморские знаки (сарматские) X - X

Алекановская надпись (Рязань) XX - XX

Знаки на тверских горшках и бляхах XX - XX

Надпись, найденная Д.Я. Самоквасовым (Чернигов) XXX - XX

Знаки из Цимлянского и Маяцкого городищ и на новочеркасских баклажках X - X

Русские монеты Х-ХІ вв. - княжеские знаки XXX - -

Русские монеты Х-ХІ вв. - знаки, заменяющие буквы - - XX

Дрогичинские знаки (Западный Буг) XXX - XX

Знаки на пряслицах, календарях и т.п. XXX - XX

Черняховские календарные знаки XXX - X

Протоболгарские (тюркские) надписи УШ-ІХ вв., выполненные греческими буквами X - -

Х - возможное влияние на славянское письмо; ХХ - возможный вид славянского письма;

ХХХ - вероятный вид славянского письма.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2013, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.