Научная статья на тему 'Музеи петербургских ученых'

Музеи петербургских ученых Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
465
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕИ ПЕТЕРБУРГСКИХ УЧЕНЫХ / Д. И. МЕНДЕЛЕЕВ / И. П. ПАВЛОВ / А. С. ПОПОВ / П. К. КОЗЛОВ / М. В. ЛОМОНОСОВ / ЭКСПОЗИЦИИ / ХИМИЯ / РАДИОТЕХНИКА / ФИЗИОЛОГИЯ / ЭТНОГРАФИЯ / MUSEUMS OF ST. PETERSBURG SCIENTISTS / D. I. MENDELEYEV / I. P. PAVLOV / A. S. POPOV / P. K. KOZLOV / M. V. LOMONOSOV / EXPOSITION / CHEMISTRY / RADIO ENGINEERING / PHYSIOLOGY / ETHNOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хартанович Маргарита Федоровна

В статье раскрывается история организации петербургских музеев, посвященных деятельности великих русских ученых: Д. И. Менделеева, И. П. Павлова, А. С. Попова, П. К. Козлова, М. В. Ломоносова. Несхожесть истории этих музеев, различия в исходных условиях позволяет исследовать особенности разных организационных форм мемориальных музеев, в частности музея-архива и музея-квартиры, влияние этих особенностей на формирование экспозиции. Описываются основные этапы создания, становления, развития этих именных музеев, дается краткая характеристика их фондов, в частности подробно описываются отличительные черты библиотеки и архива Д. И. Менделеева; раскрываются направления научно-исследовательской работы, ведущейся в каждом из них. Отдельное внимание уделяется роли личностей директоров, хранителей, научных сотрудников музеев в формировании коллекций и увековечивании имен русских ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museums of St. Petersburg researchers

The article considers establishment and work of St. Petersburg Museums of prominent Russian researchers: Dmitry Mendeleyev, Ivan Pavlov, Aleksandr Popov, Petr Kozlov, Mikhail Lomonosov. Stages of the museums’ formation and their contribution to the development of cultural life in St. Petersburg is traced. Each museum under consideration has a different history of the organization. The Mendeleyev Museum was founded in 1911 at the St. Petersburg Imperial University. In the second half of the 1980s, the museum was reconstructed and expanded. In a new form, it began functioning in the spring of 1993. The Pavlov Museum is located in the academic house on the 7th line of the Vasilievsky Island. The museum was opened in 1949 when the 100th anniversary of Pavlov was celebrated. The Pavlov Museum is another form of realization of the memorial museum. The A. Popov Museum is included in the number of unique objects of higher educational institutions of Russia. It was opened in 1949 on the decision of the Government of the USSR in the old academic building of LETI. There is another form of the museum Popov museum-apartment a (Prof. Popova st., 5). The name of P. K. Kozlov is well known to specialists of various branches of knowledge: ethnographers, archaeologists, orientalists, biologists, botanists. The Kozlov Memorial Apartment Museumwas created on the initiative of a number of scientific organizations and individual scientists on December 2, 1982. The premise for the museum was offered the apartment of P. K. Kozlov. The idea of creating the M. V. Lomonosov Museum was born in the besieged Leningrad. The museum was created as a memorial. On January 5, 1949, was the grand opening of the museum.

Текст научной работы на тему «Музеи петербургских ученых»

2018

ВОПРОСЫ МУЗЕОЛОГИИ

Т. 9. Вып. 2

ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ

УДК 93:069.015(91)

Музеи петербургских ученых

М. Ф. Хартанович

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН,

Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 3

Для цитирования: Хартанович М. Ф. 2018. Музеи петербургских ученых. Вопросы музеологии,

9 (2), 191-208. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2018.206

В статье раскрывается история организации петербургских музеев, посвященных деятельности великих русских ученых: Д. И. Менделеева, И. П. Павлова, А. С. Попова, П. К. Козлова, М. В. Ломоносова. Несхожесть истории этих музеев, различия в исходных условиях позволяет исследовать особенности разных организационных форм мемориальных музеев, в частности музея-архива и музея-квартиры, влияние этих особенностей на формирование экспозиции. Описываются основные этапы создания, становления, развития этих именных музеев, дается краткая характеристика их фондов, в частности подробно описываются отличительные черты библиотеки и архива Д. И. Менделеева; раскрываются направления научно-исследовательской работы, ведущейся в каждом из них. Отдельное внимание уделяется роли личностей директоров, хранителей, научных сотрудников музеев в формировании коллекций и увековечивании имен русских ученых.

Ключевые слова: музеи петербургских ученых, Д. И. Менделеев, И. П. Павлов, А. С. Попов, П. К. Козлов, М. В. Ломоносов, экспозиции, химия, радиотехника, физиология, этнография.

Санкт-Петербург во все времена своего существования являлся «столицей науки», ведущим научным всероссийским и европейским центром. Память трудившихся в нем ученых мирового уровня увековечена в том числе именными музеями. В нашей статье речь пойдет о пяти музеях, выступающих центрами пропаганды истории науки. Это мемориальные музеи-квартиры таких русских ученых, как Д. И. Менделеев, П. И. Павлов, А. С. Попов, П. К. Козлов и М. В. Ломоносов. Их коллекции являются бесценными и нередко уникальными объектами научного ис-

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2018

следования, материалом для изучения исторического и культурного прошлого человечества, познания истории и законов развития природы и общества1.

Научные коллекции музеев, посвященных жизни и деятельности представителей петербургской науки, собирались на протяжении почти двух столетий усилиями многих ученых и музейных работников, краеведов и специалистов по истории науки.

Музей-архив Д. И. Менделеева: краткая история

Рассмотрим такой тип музея, как музей-архив.

Музей-архив Д. И. Менделеева основан в 1911 г. в Санкт-Петербургском университете, в помещении квартиры, где с 1866 по 1890 г. жил ученый. При этом до 1995 г. в квартире располагался отдел лаборатории методологии химии, кафедра теоретической химии химического факультета.

Дмитрий Иванович Менделеев скончался 2 февраля (20 января по старому стилю) 1907 г. Для сбора и хранения материалов, приборов, печатных и рукописных трудов ученого был выбран Менделеевский комитет (в его состав вошли Л. А. Чу-гаев, В. Е. Тищенко, А. Е. Фаворский)2. В декабре того же года в Санкт-Петербурге состоялся Первый Менделеевский съезд по чистой и прикладной химии. На нем было принято решение о создании в столице Менделеевского института и приобретении для него кабинета и библиотеки ученого. Совет Санкт-Петербургского университета 23 ноября 1909 г. единогласно постановил возбудить ходатайство об ассигновании особого кредита на приобретение библиотеки и кабинета Дмитрия Ивановича, устройство музея в том помещении университета, где он много лет жил и работал. Именно здесь им был открыт периодический закон химических элементов, написаны «Основы химии», выполнены работы по физике газов, сопротивлению жидкостей, по экономике, промышленности и т. д.3 Пока вопрос решался в Министерстве народного просвещения, Менделеевский комитет 6 февраля 1910 г. предложил воспользоваться для приобретения кабинета и библиотеки Менделеева частью денежного фонда, завещанного отделению химии Русского физико-химического общества Г. Г. Густавсоном (1843-1908), известным химиком-органиком, членом-корреспондентом Петербургской Академии наук, учеником Менделеева и А. М. Бутлерова. Итак, российское научное сообщество сделало все возможное, чтобы сохранить наследие Менделеева, и создание мемориального музея ученого стало в этом отношении важнейшим шагом.

Фактически формирование фондов музея Д. И. Менделеева началось еще при жизни ученого. Библиотека, коллекция писем, собранных в большие альбомы, огромное собрание репродукций картин и подлинные произведения искусства, личные вещи — все это тщательно систематизировалось им самим, особенно в последние годы жизни.

Открытие музея, созданного усилиями многих отечественных ученых (А. Е. Фаворского, В. Е. Тищенко, Л. А. Чугаева, В. Н. Ипатьева и др.) и родственников Менделеева, состоялось 21 декабря 1911 г. в трех комнатах первого этажа главного зда-

1 Юсупова, 2010. С. 404.

2 Дмитриев, 2012. С. 161.

3 Там же. С. 162.

ния университета (здание петровских Двенадцати коллегий в первый день Второго Менделеевского съезда.

Сразу же после организации мемориального кабинета началась каталогизация уникальной библиотеки ученого, насчитывающей около 20 000 названий, и части архива, приобретенного вместе с библиотекой. Большое внимание уделялось выявлению и приобретению новых материалов, связанных с жизнью и творчеством Дмитрия Ивановича, в том числе его научных приборов. Особо следует отметить большую работу, проделанную в этом направлении учеником Менделеева — В. Е. Тищенко, который стал первым директором мемориала. И все же в первые годы своего существования Кабинет Д. И. Менделеева (так поначалу назывался музей) был скорее хранилищем разнообразных менделеевских документов и предметов, нежели музеем в полном смысле слова.

В 1929 г. в РФХО была создана Комиссия по истории химии. В ее состав вошли М. А. Блох, Б. В. Бызов, Т. В. Волкова, А. И. Горбов, Ю. С. Залькинд, В. Я. Курбатов, Б. Н. Меншуткин, М. Н. Младенцев, В. Е. Тищенко и другие4. В связи с подготовкой к 100-летнему юбилею ученого Кабинет Д. И. Менделеева пополнился новыми экспонатами и был открыт как музей. В подготовительной работе активное участие принял сын Дмитрия Ивановича — Иван Дмитриевич Менделеев.

В результате работа по изучению менделеевского наследия приобретала все больший размах, особенно в 1930-е годы, когда Т. В. Волковой и Э. X. Фрицманом были опубликованы многие архивные материалы из фондов музея. В частности, в 1938 г. вышли в свет уникальный аннотированный список сочинений Менделеева, составленный им самим, и первый том его биографии, подготовленный Мла-денцевым и Тищенко на основе детального изучения архивных материалов5.

Великая Отечественная война лишь ненадолго прервала работу музея. Сразу же по возвращении из эвакуации младшая дочь ученого и хранитель музея в последние предвоенные годы Мария Дмитриевна Менделеева-Кузьмина (1886-1952) приступила к систематизации и описанию архива и библиотеки. Эта работа проводилась ею совместно с историком-архивистом Т. С. Кудрявцевой.

Планомерный разбор материалов архива позволил обнаружить ряд ранее неизвестных важных документов, среди которых особое место занимают рукописи, относящиеся к первому этапу разработки Менделеевым периодического закона. Рукописи эти привлекли внимание научной общественности; их расшифровкой и комментированием занимался Б. М. Кедров, опубликовавший множество работ, посвященных истории открытия периодического закона. И хотя сегодня его исторические реконструкции представляются во многом наивными и чрезмерно идеологизированными, они все еще имеют известную ценность для историков науки.

С 1934 по 1952 г. выходило в свет двадцатипятитомное собрание сочинений Д. И. Менделеева. К сожалению, это издание подверглось сильной цензурной правке, вырезались фрагменты даже из «Основ химии», не говоря уже об обширных купюрах, сделанных советскими цензорами в социально-экономических трудах ученого. В настоящее время серьезный исследователь не может пользоваться этими томами, но для своего времени появление такого собрания сочинений было важ-

4 Дмитриев, 2012. С. 164.

5 Младенцев, Тищенко, 1938.

ным шагом. В частности, это издание дало возможность широкому кругу читателей познакомиться с разносторонней творческой деятельностью Менделеева.

Новый этап в изучении его наследия начался с принятием 22 июля 1952 г. постановления Совета министров СССР о сосредоточении всех материалов, связанных с жизнью и деятельностью ученого, в Музее-архиве Д. И. Менделеева и о необходимости разработки и издания его научного наследия. На основании этого постановления в августе того же года при президиуме АН СССР была создана Комиссия по разработке и изданию трудов Д. И. Менделеева. На основе научных разработок под руководством профессора А. В. Сторонкина в 1950-1960-х годах создавалась экспозиция музея, охватывающая все основные направления творчества Дмитрия Ивановича. В эти годы была проведена также большая работа по концентрации здесь материалов, касающихся его жизни и деятельности, хранившихся в разных архивах страны. Кроме того, в начале 1950-х годов музей был расширен. Он дополнительно получил ряд помещений, относившихся ранее к квартире Менделеева и его лаборатории. Музею была также возвращена комната, в которой помещался рабочий кабинет ученого в бытность его профессором Петербургского университета.

Уже в 1956 г. музей открылся для широкой публики. Экспозиция размещалась в семи залах. Кроме материалов по истории открытия периодического закона, большое внимание уделялось трудам Менделеева в других отраслях химии, промышленности, сельского хозяйства. Обстановка кабинета была воспроизведена по фотографиям Блюмбаха. На стеллажах и в шкафах разместились книги из библиотеки ученого. В центре мемориального кабинета — письменный стол с вещами, которыми ученый пользовался во время работы: перо, очки, пресс-папье, линейки. На раме, укрепленной перед столом, — фотографии детей: Владимира, Ольги, Любови (с мужем, поэтом А. Блоком), Ивана, Василия и Марии.

Особую ценность представляет личная библиотека Менделеева. От других книжных собраний, принадлежавших крупным деятелям науки и культуры, ее отличает ряд особенностей, прежде всего — строго продуманная система расстановки и хранения книг, оттисков, статей, газетных вырезок, изобразительных материалов. Особый интерес представляют каталоги библиотеки. Один из первых — предметный карточный каталог, отражавший основные разделы библиотеки. Кроме тематического, Менделеев составил и авторский каталог. Совершенствуя их, Менделеев стремился не только найти ключ, облегчающий пользование библиотекой, но и обобщить весь материал, в компактной форме зафиксировать основные направления, по которым шло накопление книг. Именно в каталогах в наиболее полной и совершенной форме выражается целостное единство, которое представляет собой библиотека ученого. Ее отличительной чертой является также наличие рукописных материалов. Несколько томов содержат исключительно рукописи, которые представляют собой как выписки из литературы по определенной теме, так и собственные заметки ученого — например, относящиеся к его работам, связанным с пересмотром таможенного тарифа России, а также к разработкам нового типа бездымного пороха.

Таким образом, библиотека и архив ученого тесно связаны друг с другом и образуют единое целое. Можно даже сказать, что библиотека в какой-то мере является центром научного наследия Менделеева и представляет собой эталон, по которому осуществлялась систематизация других материалов, и своего рода летопись его увлечений, интересов, культурных связей.

Существенное место в библиотеке Менделеева занимают социально-экономические и философские труды. Здесь не только литература общего характера, но и статистические таблицы переписей населения.

В кабинете Менделеева и в архиве хранятся большие альбомы с репродукциями, пейзажами, портретами. Коллекционирование репродукций и картин было любимым занятием ученого. Он мечтал собрать такой материал, в котором была бы отражена история изобразительных искусств всех времен и народов. В коллекции Менделеева было 25 альбомов, не считая тех, которые он составлял во время путешествий. Все было тщательно систематизировано, каждая репродукция имела аннотацию.

В 1950-1960-е годы появились многочисленные публикации архивных материалов, в том числе тома «Научного архива», включающие работы по периодическому закону, растворам, а также по проблеме освоения Северного Ледовитого океана и Крайнего Севера России и другим. Вышли в свет несколько биографий ученого. Именно в эти годы сложилась группа исследователей творчества Менделеева — академик Б. М. Кедров, А. В. Сторонкин, Р. Б. Добротин, К. П. Мищенко, С. А. Щу-карев, А. И. Дубравин, В. А. Кротиков, И. Н. Филимонова, позднее А. А. Макареня, Д. Н. Трифонов и другие. Музей-архив Д. И. Менделеева стал мировым центром по изучению научного наследия ученого.

Во второй половине 1980-х годов музей был реконструирован и расширен. В новом виде он начал функционировать с весны 1993 г., при этом формирование новой экспозиции продолжалось, а ее обновление происходит постоянно, отражая результаты современных исследований научного наследия Менделеева. Фактически материалы музея-архива позволяют воссоздать через личность ученого весьма полную и многокрасочную картину интереснейшей эпохи в истории России и мира с 1840-х до 1900-х годов. Ежегодно музей посещают около 15 тысяч человек; среди них были известные политики, ученые (лауреаты Нобелевских премий И. При-гожин, Л. Полинг, Г. Сиборг; академики П. Л. Капица, В. А. Фок, В. И. Гольданский и многие другие).

Музей академика И. П. Павлова

Вся творческая жизнь академика Павлова связана с Санкт-Петербургом. Последние 18 лет он прожил на Васильевском острове в академическом доме — дом 2 на 7-й линии. Здание было заложено еще по приказу Петра I (архитекторы здания А. Д. Захаров, А. Г. Бежанов). Затем, в 1725 г., передано Академии наук. В течение последующих двух столетий в нем жили академики В. В. Петров, Б. С. Якоби, А. О. Ковалевский, В. И. Палладин, В. И. Вернадский А. Е. Ферсман, И. Я. Марр и др. На втором этаже, в квартире 11, находится мемориальный музей — единственный в этом здании.

Иван Петрович умер в возрасте 87 лет в 1836 г., оставив большое научное наследство, которое вошло в фонд Академии наук. Идея создания музея возникла у вдовы Серафимы Васильевны в феврале 1936 г. Музей был открыт в 1949 г., когда отмечалось 100-летие Павлова. Первым директором и хранителем музея стала дочь Вера Ивановна, жившая в квартире до своей смерти в 1964 г. Три комнаты просторной шестикомнатной квартиры представляют собой мемориальную экспозицию,

сохранившую в оригинальном виде все детали убранства. В музее представлены коллекции жуков и бабочек, марки, книги (3000 книг), коллекция живописи.

Музей Павлова благополучно действует по настоящее время, являясь иной формой реализации мемориального музея. Поскольку он создан в квартире ученого, а не на его рабочем месте, он воссоздает атмосферу повседневной жизни, психологического климата.

Мемориальный музей А. С. Попова

Музей А. С. Попова внесен в число уникальных объектов высших учебных заведений России. Основной фонд Мемориального музея Попова составляет более 15 000 единиц хранения. Он был открыт 27 июня 1949 г. по постановлению Правительства СССР в старинном учебном корпусе Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» (СПбГЭТУ «ЛЭТИ», до 1917 г. — ЭТИ, Электротехнический институт имени Александра III), в бывшем кабинете профессора физики. Площадь музея составляет 70 кв. м. Организатором и первым директором музея была младшая дочь ученого, заслуженный работник культуры РСФСР Екатерина Александровна Попова-Кьяндская (1899-1976). Долгие годы музеем руководила ее дочь, Екатерина Георгиевна Кьяндская (1934-1994). В музее-лаборатории посетители могут проследить жизненный путь Попова (1859-1906), основные события в развитии электро- и радиотехники в России и в мире в конце XIX — начале XX века. Двенадцать образцов аппаратуры находятся в экспозиции, сертифицированные как памятники науки и техники 1-й категории. Сертификаты выданы экспертным советом при Государственном политехническом музее.

Память об ученом увековечена и еще одним музеем — это Музей-квартира Попова (ул. Профессора Попова. Д. 5). В нем представлены физические приборы, аппаратура беспроволочного телеграфа, книги, документы, переписка, личные вещи ученого, его друзей и коллег, членов семьи (10 000 единиц хранения). Также включены материалы (фото, книги, журналы, документы) по истории развития радиотехники в России, становления радиотехнического образования и применения радиотехнических средств, бытовая коллекция (мебель, картины, собрание нот и прочее). На 18 стендах развернута экспозиция, отражающая основные этапы жизни, научной и педагогической деятельности ученого.

Работа музейного комплекса проводится в тесной связи с научной общественностью университета, инициативной группой преподавателей и студентов, редколлегией университетской газеты «Электрик». Музейный комплекс университета является научно-исследовательским и научно-просветительским подразделением, собирающим, сохраняющим и изучающим вещественные, письменные и изобразительные памятники истории, связанные с историей создания, становления и развития электротехнического университета и всех научных направлений и школ, сформировавшихся и развивавшихся в его стенах начиная с 1886 г., а также с жизнью и деятельностью выдающегося ученого-физика и первовыборного директора Электротехнического института имени Александра III — А. С. Попова.

Первый приемник А. С. Попова и его грозоотметчик представлены прекрасными копиями (подлинники находятся в Центральном музее связи имени А. С. Попова). В витринах и на стендах выставлены документы, подтверждающие приоритет

А. С. Попова в изобретении радио. Отдельный стенд посвящен 22 лауреатам Золотой медали им. А. С. Попова — выдающимся отечественным и зарубежным ученым в области радиотехники и электроники. «Меккой всех радистов» назвал музей-лабораторию А. С. Попова ректор МВТУ им. Н. Э. Баумана — профессор И. Б. Федоров.

В фондах музея хранятся библиотека и архив ученого, в том числе коллекция писем французского инженера и предпринимателя Э. Дюкрете (более 200 единиц хранения). Фирма Дюкрете с 1898 г. выпускала серийную аппаратуру по системе А. С. Попова для оснащения кораблей российского и французского флотов. Заслуживает особого внимания серийный вариант приемника для приема сигналов на слух, так называемый телефонный приемник депеш, запатентованный А. С. Поповым в 1899 г. в России, а затем в Англии, Франции, США, Испании и ряде других стран. Его испытания прошли на первой в мире практической радиолинии Гог-ланд — г. Котка (1900). В августе 1900 г. на Всемирной выставке в Париже приборы А. С. Попова (грозоотметчик и радиостанция марки «Попов — Дюкрете —Тиссо») были отмечены дипломом и Большой золотой медалью, также хранящейся в фондах музея.

Международная научная конференция под названием «Радио — связь времен», посвященная 110-летию изобретения радио, ознаменовалась важным событием. В рамках программы Milestone, реализуемой Историческим центром Института инженеров по электрике и электронике (Institute of Electrical and Electronics Engineers — IEEE), 18 мая 2005 г. состоялось торжественное открытие бронзовой мемориальной доски. Она увековечивает выдающееся событие — первую демонстрацию А. С. Поповым системы радиосвязи в Петербурге. На бронзовой доске литыми буквами дается текст на английском языке. Под доской приводится перевод на русский язык: «Вклад А. С. Попова в развитие радиосвязи, 1895». В 1895 г., 7 мая, А. С. Попов продемонстрировал возможность передачи и приема коротких и продолжительных сигналов на расстояние до 64 метров посредством электромагнитных волн с помощью специального переносного устройства, которое реагировало на электрические колебания, что стало определяющим вкладом в развитие беспроволочной связи». Этот факт является свидетельством международного признания приоритета А. С. Попова в изобретении радио.

Основная работа по систематизации фонда музея была выполнена главным хранителем музея кандидатом технических наук Л. С. Румянцевым. Активную помощь в этой работе принимала и специалист по экспозиционно-выставочной работе Е. В. Красникова. Все сотрудники музея ведут также просветительскую работу: проводят экскурсии для посетителей музея, читают лекции по истории науки и техники студентам старших курсов СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и студентам других вузов по заявкам преподавателей.

Мемориальный музей-квартира А. С. Попова, открытый 7 мая 1967 г., находится в жилом доме ЭТИ, построенном одновременно с учебным корпусом (архитектор А. Н. Векшинский). В том доме жили многие крупные ученые — профессора ЭТИ. В музее-квартире несомненный интерес представляет бытовая коллекция, в которую входит обстановка домашнего кабинета ученого, гостиной, столовой и спальной комнаты. Часть демонстрируемых предметов была передана в музей членами семьи Поповых, часть — подарена музею семьями их коллег и друзей.

Украшением собрания являются живописные работы сестры А. С. Попова, выпускницы Академии художеств А. С. Поповой-Капустиной (1863-1941), сына ученого, Александра (1887-1942) — архитектора, также закончившего Академию художеств, картины и скульптуры других художников, подаренные музею. В виде отдельной коллекции хранятся музыкальные произведения старшего сына ученого Степана (1884-1920) — выпускника Петербургской консерватории. В музейном собрании представлен набор медицинских принадлежностей жены А. С. Попова Раисы Алексеевны (1860-1932), одной из первых женщин-врачей России, и их старшей дочери Раисы (1891-1976), также врача.

В музее-квартире ученого систематически проходят научные заседания, посвященные важнейшим историческим датам, связанным с историей развития наших научных дисциплин, с юбилеями выдающихся ученых. Традиционно эти заседания завершаются выступлениями артистов, деятелей культуры.

После проведения научно-поисковых работ был разработан проект реставрации мемориальной квартиры ученого площадью 250 кв. м., утвержденный КГИОП в 1999 г. Большую помощь в этой работе оказала архитектор Н. С. Гецова. В 1994 г. решением ректората университета музею были переданы: квартира, в которой ранее проживала семья Поповых-Кьяндских, часть бывшей квартиры А. С. Попова, отдельное помещение для фондов музея площадью 55 кв. м.

При музее работает коллективная коротковолновая радиолюбительская станция. Позывные ИК1Б слышны далеко за пределами нашей страны. Более 5000 полученных со всего мира QSL-карточек свидетельствуют о ее интенсивной работе. В музее собираются материалы по истории радиолюбительства в России.

Начиная с 1994 г. в музее с участием историков науки, преподавателей и студентов ЭТУ и других вузов проведено более 100 заседаний, посвященных выдающимся ученым, ярким страницам истории электротехники и радиотехники, истории университета. Традиционно заседания завершаются музыкальной (литературной) программой с выступлением профессиональных исполнителей, студентов и молодых выпускников Санкт-Петербургской консерватории.

Сотрудники музейного комплекса регулярно участвуют в работе научных конференций (четырех-пяти в год), в том числе в конференциях, проводимых: НТО-РЭС им. А. С. Попова; Национальным комитетом по истории и философии науки и техники при Институте истории естествознания и техники РАН; Российским комитетом ИКОМ; профессорско-преподавательским составом СПбГЭТУ (заседания секций истории проходят в помещении музея-квартиры); а также в конференциях по приглашениям организаций в других городах.

За последние годы в музее было снято более 15 сюжетов, показанных по телевидению (на каналах ОРТ, РТР, НТВ, Петербургское телевидение, канале «Культура»). Сотрудники музея активно участвуют в издательской деятельности. В 2000 г. были изданы цветные буклеты «Мемориальный музей А. С. Попова» на русском и английском языках.

В издательской деятельности (книги, статьи, сборники докладов) активно участвуют ученые секретари музея: В. А. Урвалов (с 1996 по 2009 гг.), к. т. н. Я. С. Лаповок (с 1998 по 2007 г.) и к. т. н. М. А. Партала (с 2008 г.), сотрудник музея Е. В. Красникова.

К 150-летию А. С. Попова (2009) при поддержке Комитета по науке и высшей школы был выпущен ряд книг; подготовленных к печати сотрудниками Мемориального музея А. С. Попова, а именно:

• Золотинкина Л. И., Партала М. А., Урвалов В. А. Летопись жизни и деятельности Александра Степановича Попова / под ред. акад. РАН Ю. В. Гуляева. — СПб.: Издательство СПбГЭТУ 2008. 560 с., ил.;

• Из истории изобретения и начального периода развития радиосвязи (сборник документов и материалов) / сост. Л. И. Золотинкина, Ю. Е. Лавренко, В. М. Пестриков; науч. ред. д-р техн. наук проф. В. Н. Ушаков. СПб., 2008. 240 с., 42 ил.;

• А. С. Попов — Э. Дюкрете. Письма и документы. 1898-1905 гг. / сост. Л. И. Зо-лотинкина, Е. В. Красникова, М. А. Партала, Л. С. Румянцев; под ред. Л. И. Зо-лотинкиной. СПб.: Русская классика, 2009. 340 с., ил.;

• Золотинкина Л. И., Красникова Е. В., Сергеев Д. Б. А. С. Попов в Санкт-Петербурге и Кронштадте. Путеводитель. СПб., 2008. 80 с., ил.

Ежегодно в День радио, 7 мая, музеем совместно с Российским научно-техническим обществом радиотехники, электроники и связи имени А. С. Попова (РНТОРЭС) организуется общегородской митинг у памятника А. С. Попову на Ка-менноостровском проспекте. В день памяти изобретателя радио, 13 января, возлагаются цветы у памятника на его могиле на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Музей А. С. Попова является ассоциированным членом Союза музеев России, членом Ассоциации научно-технических музеев Российского комитета ИКОМ (Международного союза музеев), включен в Международный каталог музеев мира.

Директор Мемориального музея А. С. Попова — заслуженный работник культуры РФ, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, почетный радист России, член ИКОМ Золотинкина Лариса Игоревна.

Музей-квартира П. К. Козлова

Имя П. К. Козлова хорошо известно специалистам разных отраслей знания: этнографам, археологам, востоковедам, биологам, ботаникам. Коллекции, привезенные Козловым из путешествий по Центральной Азии, занимают достойное место в академических музеях и институтах, а также в Государственном Эрмитаже, Российском этнографическом музее. Экспедиции, возглавляемые Козловым (18991901, 1907-1909, 1923-1926), обследовали: Китайский Алтай, до Кобдо включительно; отдельные хребты Монгольского Алтая; Северную Монголию; Центральную и Южную Монголию; Алашань и Алашаньский хребет; район озера Кукунор с Нань-Шанем; Цайдам; северо-западную часть провинции Ганьсу; Амдо; Кам, Северо-Восточный Тибет. Они не только обогатили коллекции академических музеев, но и утвердили приоритет России в изучении Центрально-Азиатского региона, особенно Монголии.

В составе китайского отдела Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН находится небольшая коллекция П. К. Козлова, представляющая безусловный интерес для всякого, изучающего этнографию народов Китая. Она включает

144 бытовых и религиозных предмета: табакерки из фарфора, стекла, камня, акварели и картины, бронзовые статуэтки буддийских божеств и иконы.

Мемориальный музей-квартира П. К. Козлова был создан по инициативе ряда научных организаций и отдельных ученых, таких как академик Е. М. Лавренко, А. П. Окладников и А. Л. Яншин. В письме от 2 декабря 1982 г. к министру культуры П. Н. Демичеву президент АН СССР академик А. П. Александров просил рассмотреть возможность организации «музея исследователей Центральной Азии» в Ленинграде в качестве «учреждения министерства культуры». В качестве помещения для музея предлагалась одна из мемориальных квартир путешественников — квартира П. К. Козлова площадью 180 кв. метров, «где до сих пор хранится часть собранных им материалов и предметов, имеющих научную ценность». После смерти П. К. Козлова хозяйкой квартиры стала его вдова — Елизавета Владимировна Козлова. Она умерла в 1975 г., ее имущество перешло подруге — Ирине Александровне Четыркиной, проживавшей с ней с 1950 г. Четыркина стала хранителем и распорядителем всех материалов, относящихся к научной деятельности Козлова. Она вместе с дочерью ученого стала ходатайствовать об организации музея.

Ленгорисполком 5 декабря 1988 г. принял решение о передаче квартиры Козлова в ведение Ленинградского филиала Института истории естествознания и техники АН СССР. К моменту открытия музея в 2002 г. удалось восстановить экспозицию в квартире, парадный вход в подъезд и установить в фойе бюст Козлова, переданный из Эрмитажа. Сегодня в музее, помимо проведения экскурсий, идет работа с фондами: паспортизация предметов, пополнение фондов новыми предметами и т. д.

Посетители этого академического музея Санкт-Петербурга имеют возможность прикоснуться к эпохе географических освоений обширнейшей территории в центре Азиатского материка — между Забайкальем и Гималаями, узнать о героях этой эпохи, ученых-первопроходцах неведомых земель.

Музей М. В. Ломоносова

Идея создания Музея М. В. Ломоносова родилась еще в блокадном Ленинграде. В дневниках военных лет директора Архива АН СССР, историка и архивиста Георгия Алексеевича Князева есть следующие строки: «Вот и священное для нас здание на берегу Невы — старинная Петровская Кунсткамера, ставшая колыбелью русской науки, здание, в башне которого помещалась первая русская обсерватория, здание, где почти 200 лет (1727-1924) находилась замечательная академическая Библиотека и первые научные кабинеты, между ними Минералогический, в котором в 1741 г. наш необъятный Ломоносов начал свою научную работу в Академии наук.. .»6. В пустующей башне Кунсткамеры Г. А. Князев задумывал создать небольшой музей, «поместить там некоторые астрономические и физические инструменты XVIII в., портреты Ломоносова и других первых русских ученых»7.

Мечты Князева после войны претворились в жизнь. Музей М. В. Ломоносова начал свою работу в составе Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая

6 Князев, 2009. С. 995.

7 Там же. С. 996.

АН СССР на правах отдела решением Президиума Академии наук от 8 мая 1947 г. в известном всем здании Кунсткамеры. Основная идея его создателей заключалась в том, чтобы организовать музей первого русского ученого-энциклопедиста в одном из первых зданий Петербургской Академии наук, стены которого помнят великого Ломоносова. Музей создавался как мемориальный и должен был показать жизнь и деятельность ученого в тесной связи с развитием русской науки XVIII в. Экспонаты будущего музея вместе с экспозицией старейшего академического Музея антропологии и этнографии составляют органическое целое, дополняя друг друга.

В тяжелые первые послевоенные годы проводилась работа по восстановлению башни Кунсткамеры, установке в верхнем ее этаже Большого академического (Гот-торпского) глобуса, формированию музейного фонда, изготовлению и приобретению музейного оборудования.

Одним из организаторов и создателей Музея М. В. Ломоносова был президент АН СССР академик Сергей Иванович Вавилов, который возглавлял Комиссию по истории Академии наук. Члены этой комиссии впоследствии и стали одними из активнейших исследователей научного наследия М. В. Ломоносова.

Первыми сотрудниками Музея М. В. Ломоносова стали Р. И. Каплан-Ингель — заведующий музеем, Т. В. Станюкович и Т. В. Победимова. Большую роль в создании экспозиции сыграли В. Л. Ченакал, возглавивший музей после Р. И. Каплан-Ин-геля, научные сотрудники М. Е. Глинка, Р. Б. Городинская, Н. В. Соколова.

Для создания экспозиций С. И. Вавилов содействовал передаче в музей предметов конца XVII — середины XVIII века из крупных музейных хранилищ страны. МАЭ РАН (в те годы — Институт этнографии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая) передал Музею М. В. Ломоносова ценнейшие библиотечные резные шкафы конца XVII в., витрины-шкафы конца XVII в. и начала XVIII в., портрет Елизаветы Петровны и многие другие экспонаты. Академией наук были выделены средства на приобретение музейных предметов в комиссионных магазинах и у частных лиц. Коллекция музея пополнялась и за счет даров. Так, Р. И. Каплан-Ингель в 1948 г. подарил музею 35 предметов (изделия декоративно-прикладного искусства Русского Севера, фарфоровую тарелку XVIII в., созданный им макет здания Кунсткамеры и другое); С. И. Вавилов преподнес музею 14 редких книг. Постепенно был сформирован основной музейный фонд, это позволило уже в 1948 г. приступить к развертыванию экспозиции на третьем — пятом этажах башни Кунсткамеры. Торжественное открытие Музея М. В. Ломоносова состоялось 5 января 1949 г.

Еще в 1946 г. Р. И. Каплан-Ингелем по распоряжению президента Академии наук СССР академика С. И. Вавилова был составлен проект реконструкции здания Кунсткамеры. Старинные гравюры, планы, чертежи и архивные документы помогли собрать достаточно материала, чтобы с предельной ясностью выявить облик вышки башни, которая в 1948 г. была восстановлена в своем первоначальном виде (в башне в то время хранились антропологические коллекции).

В реставрационном совете принимали участие видные работники в области архитектуры — академики И. Э. Грабарь и А. В. Щусев, академик АН УССР Е. И. Ка-тонин, профессор А. П. Удаленков, начальник Госинспекции по охране памятников архитектор Н. Н. Белехов и другие. В связи с тем, что с 1741 по 1765 г. в здании

Кунсткамеры работал М. В. Ломоносов, Президиум АН СССР выбрал это здание для организации в нем мемориального музея8.

Музей решено было расположить в башне Кунсткамеры, начиная с третьго этажа. Началось интенсивное собирание экспонатов для нового музея. Часть предметов была приобретена в антикварном магазине Ювелирторга, часть — у коллекционеров и у частных лиц, часть получена из различных музеев и учреждений: Музея истории литературы, Государственного Эрмитажа, Русского музея, фондов загородных дворцов-музеев и других. Кроме того, ряд учреждений Академии наук передал Ломоносовскому музею свои музейные ценности. Из Физического института поступило знаменитое зажигательное стекло Чиргауза; из Института истории естествознания — шуваловская линза и микроскоп; из архива — мозаичный портрет Петра I, некоторые мемориальные предметы поступили с выставки 1911 г. (литографированные и гравированные портреты Ломоносова, портрет Ломоносова XVIII в., выполненный маслом; из Института литературы — гравированные портреты и бюсты Ломоносова; из Библиотеки АН — книги XVIII и XIX вв., большой круглый стол из конференц-зала Императорской академии наук; из Административно-хозяйственного управления Академии наук — портреты первых академиков и мебель середины XVIII в., фонари, зеркала, кресла и другие. У коллекционеров и частных лиц удалось приобрести также такие редкие экспонаты, как мозаичный портрет Александра Невского ломоносовской мастерской; тарелку, принадлежавшую лично Ломоносову с его монограммой, фарфоровый чайник Ломоносова, жетон для контроля посещений академиками заседаний, две армил-лярные сферы и пр.

Собранное в сравнительно короткий срок довольно значительное количество экспонатов дало основание Президиуму АН СССР вынести постановление, согласно которому первая очередь музея должна быть открыта уже к сессии Академии наук СССР, посвященной истории русской науки. Таким образом, к началу 1949 г. требовалось подготовить экспозицию Музея М. В. Ломоносова.

В штат музея Ломоносова 1 июня 1948 г. была зачислена на должность младшего научного сотрудника Т. В. Станюкович. Она уже обладала опытом музейной работы — в эвакуации в Таджикистане она служила научным сотрудником в Ста-линобадском Музее Таджикского филиала Академии наук СССР. После возвращения из эвакуации 15 июня 1948 г. Т. В. Станюкович защитила кандидатскую диссертацию «Жилище русских переселенцев в Средней Азии». Для Т. В. Станюкович период конца 1940-х — начала 1950-х годов был очень плодотворным. Она провела большую работу по подготовке первой экспозиции Музея М. В. Ломоносова, являлась основным работником по созданию экспозиции, посвященной жизни и творчеству Ломоносова. Одновременно Т. В. Станюкович работала над своей монографией — «Кунсткамера Петербургской Академии наук», которая не потеряла свою актуальность по сей день.

Для пополнения иконографического материала музея были срочно заказаны копии скульптур, изображающих Ломоносова и его современников. Так, были повторены: бюст Ломоносова работы Шубина из музея-дворца в Пушкине, фигура юноши Ломоносова.

8 Каплан-Ингель, 1949. С. 83.

На заседании комиссии по устройству музея, прошедшем 18 апреля 1946 г. и посвященном Петровской Кунсткамере и Ломоносову, выступил Г. А. Князев с сообщением об организации Ломоносовского музея. Он предложил в верхнем ярусе поместить астрономическую обсерваторию. Для этого он считал необходимым найти приборы и инструментарий XVIII в. «Для консультаций и помощи, — подчеркивал Г. А. Князев, — необходимо привлечь тов. Немиро — ученого секретаря Пулковской обсерватории, проф. Идельсона, работающего над историей астрономии»9. В павильонах Князев предлагал восстановить физическую лабораторию, поручив подбор инструментария и приборов ученому секретарю Комиссии по истории Академии наук А. А. Елисееву и Н. М. Раскину из Эрмитажа. В другом павильоне поместить химическую лабораторию, привлекая химика Н. Н. Борзаковского к консультациям. «Нынешний зал заседаний Института Этнографии (3-й этаж башни) использовать (стены) для экспозиции о жизни и деятельности Ломоносова и характеристики эпохи. Сюда войдут такие экспонаты, как портреты Петра I, Елизаветы, Ломоносова, гравюры XVIII в., фото подлинного диплома Ломоносова и т. д. Консультантами привлечь Г. А. Князева, И. И. Любименко и Л. Б. Модзалевского»10. Ротонду Князев предложил использовать под анатомическую коллекцию Рюйша.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затем, 12 мая 1947 г., Р. И. Каплан-Ингель подготовил на имя заместителя директора Института этнографии Н. Н. Степанова докладную записку, в которой, в частности, говорилось, что ввиду отъезда К. В. Вяткиной в длительную командировку предстоит пополнение закупочной комиссии новыми членами. Каплан-Ин-гель предложил кандидатуры Л. Б. Модзалевского и А. А. Елисеева. После дезинфекции закупленных предметов, а также поступления из Библиотеки Академии наук, Архива АН СССР и Института русской литературы встала проблема размещения поступивших предметов: «Необходимо прежде всего освободить два шкафа в розовой комнате от книг, принадлежащих библиотеке института этнографии и карт бывшего Картографического отдела. В этих шкафах установить полки. Кроме того, необходимо передать Ломоносовскому музею два петровских шкафа из библиотеки, предназначенных для экспозиции. <....> Необходимо освободить от ящиков и склада манекенов проход розовой комнаты, в котором расставить библиотечные шкафы и бюро из БАН. Вообще, проход должен иметь более приличный вид, так как и новая экспозиция в залах Сибири, и Ломоносовский кабинет требуют более приличного оформления»11.

На заседании Ломоносовской комиссии 5 июля 1947 г. слушали доклад Р. И. Кап-лан-Ингеля о том, что дата открытия экспозиции Ломоносовского музея связана с окончанием реконструкции башни Кунсткамеры. В музее в это время шла работа по собиранию экспонатов, как книжных, так и предметных. Приобретена литература, всего около 150 штук, из них 45 книг XVIII в. Часть книг куплена, часть получена из Библиотеки Академии наук. Поступили гравюры с видами Кунсткамеры и портретами современников Ломоносова12. Самое любопытное, что поступили в музей диапозитивы с документами о деятельности Ломоносова, негативы и фото.

9 Архив Музея М. В. Ломоносова. Оп. 1. Д. 3. Л. 2.

10 Там же.

11 Архив Музея М. В. Ломоносова. Оп. 1. Д. 3. Л. 8. Протоколы заседаний Комиссии по устройству посвященного Петровской Кунсткамере и Музея Ломоносова.

12 Там же. Л. 13.

Перед Президиумом АН СССР был поставлен вопрос о передаче музею возвращенного в СССР Готторпского глобуса, который решено было поместить на пятый этаж башни; В. П. Борзаковский сообщил о создании моделей посуды и печей для макета химической лаборатории на основании чертежей XVIII в. Сбором литературы и материалов для создания этого макета занимался Н. М. Раскин. Им была найдена опись, составленная в 1759 г. Сальховым и состоящая из двух частей: в первой — опись реактивов, во второй — подробное описание приборов. Как особо подчеркивал Р. И. Каплан-Ингель, к юбилею в 1948 г. Ломоносовской химической лаборатории требовалось изготовить ее макет в 1/io величины, чтобы ознаменовать двухсотлетие основания первой в России научной химической лаборатории.

О решении войти в Президиум с ходатайством о создании реплики Ломоносовской химической лаборатории и о закреплении для этого за Академией наук здания по 1-й линии Васильевского острова, то есть места, где и находилась при Ломоносове химическая лаборатория.

На заседании Музейного совета при Институте этнографии АН СССР, 9 июля 1948 г., подводя итоги работы Ломоносовской комиссии, А. А. Елисеев отметил, что ведется большая научно-исследовательская работа по подготовке Музея Ломоносова: изучаются документы, подготовлен к печати сборник, посвященный памяти Ломоносова, обнаружены новые рукописи. Проведена работа по переводу на русский язык протоколов Конференции Ломоносовского периода, подготовлено собрание сочинений Ломоносова. Кафедра истории техники проявляла большой интерес к истории жизни и деятельности Ломоносова, ей были поручены раскопки в Усть-Рудице совместно с Ломоносовским музеем. Из научных экспонатов сохранились многие астрономические приборы и, следовательно, нужно восстановить астрономическую обсерваторию13.

8 июня 1949 г. состоялось заседание Ломоносовской группы Музейного совета Института этнографии АН СССР. В нее входили: Р. И. Каплан-Ингель, заведующий музеем М. В. Ломоносова; научный сотрудник Т. В. Станюкович, секретарь совещания; профессор А. И. Андреев; сотрудник Эрмитажа профессор В. Н. Кононова; доктор химических наук В. П. Борзаковский; профессор В. К. Макарова; научный сотрудник В. Л. Ченакал; ученый секретарь Библиотеки Академии наук К. И. Шаф-рановский. Заведующий музеем Р. И. Каплан-Ингель доложил о плане экспозиции: «На библиотечной галерее будет представлена история постройки здания Кунсткамеры, библиотечная выставка и материалы раскопок на Усть-Рудицы. В Круглом зале остается экспозиция по родине Ломоносова, годы учебы, усадьба на Мойке (макет), мемориальный отдел, отдел работ Ломоносова в области словесности и раздел "Ломоносов и современность". Все разделы будут расширены и дополнены. В павильонах IV этажа будут восстановлены астрономический кабинет, кабинет картографии и материалы по северному морскому пути; в западный павильон переносится из III этажа отдел химии. В центральном зале будет размещена экспозиция, отражающая физические, химические, оптические и минералогические

13 Архив Музея М. В. Ломоносова. Оп. 1. Д. 3. Л. 8. Протоколы заседаний Комиссии по устройству посвященного Петровской Кунсткамере и Музея Ломоносова. Л. 16.

работы Ломоносова. В V этаже будет экспонироваться Готторпский глобус и астрономические приборы»14.

Итак, музей открыл первую очередь своей экспозиции с вводного раздела, размещенного на восточной галерее Кунсткамеры. Здесь показаны материалы по истории постройки здания, открытия в нем Кунсткамеры, учреждения Академии наук, а также петровские собрания Кунсткамеры, в том числе и знаменитая Рюйшевская анатомическая коллекция. Основная часть музея была расположена в Круглом зале на третьем этаже. В центре располагался восстановленный конференц-зал середины XVIII в. с круглым столом XVIII в., за которым собирались академики во времена Ломоносова. Здесь же разместились резные шкафы и витрины, находившиеся в Кунсткамере в XVIII в., старинный портрет Ломоносова, мозаичный портрет Петра I, работы Ломоносовской мозаичной мастерской и другие. В круглой галерее, окружающей конференц-зал, размещены отделы выставки. В отделе «Родина Ломоносова», помимо предметов, показывающих образцы народного искусства Поморья XVIII в., в том числе и прекрасную работу холмогорских косторезов, демонстрируются арифметика Магницкого и грамматика Смотрицкого — «врата учености» Ломоносова. Здесь же представлена старинная фарфоровая тарелка с живописным видом Денисовки (ныне село Ломоносова) — родины Михаила Васильевича. Годы учебы в Москве, Петербурге и за границей показаны видами учебных заведений, где учился Ломоносов, портретами его учителей и документами, характеризующими успехи Ломоносова в учении.

Работа Ломоносова в Академии наук разбита на разделы сообразно тем специальностям, которыми он занимался.

В химическом разделе показаны подлинные приборы и инструменты XVIII в.; некоторыми из них пользовался Ломоносов. Большое внимание посетителей привлекал макет Ломоносовской химической лаборатории.

Работы Ломоносова в области мозаики показаны образцами смальт, полученных в результате пробных раскопок в Усть-Рудице на месте, где в XVIII в. находилась стекольная фабрика Ломоносова. Мозаичные портреты Александра Невского, Анны Петровны и Григория Орлова знакомят с различными методами набора мозаичных картин.

Далее в экспозиции представлены гравировальные доски с изображением северного сияния. Изучение атмосферного электричества натолкнуло Ломоносова на изобретение громоотвода.

В отделе оптики и астрономии экспонировалась григорианская астрономическая труба, которой пользовался Ломоносов, и изготовленная им большая зрительная труба, бюст и барельефный портрет адмирала В. Я. Чичагова, старинный морской компас, полумодель галиота, карты и манекены моряков XVIII в. знакомили с обстановкой, в которой проходила экспедиция Чичагова по северным морям.

Портреты, гравюры, прижизненные издания сочинений Ломоносова, титульные листы и выдержки из его трудов знакомят нас с Ломоносовым — поэтом, творцом нового литературного русского языка, драматургом и создателем русской научной грамматики.

14 Архив Музея М. В. Ломоносова. Оп. 1. Д. 3. Л. 8. Протоколы заседаний Комиссии по устройству посвященного Петровской Кунсткамере и Музея Ломоносова. Л. 17.

Экспозиция заканчивается разделом «Ломоносов и современность», где показаны образцы литературы о Ломоносове, влияние его трудов на современников и на последующие поколения, а также отражения работ Ломоносова в различных областях науки в советский период. Здесь же были представлены образцы изделий Ломоносовского и Дулевского заводов с изображениями Ломоносова. Торжественное заседание Президиума АН СССР, посвященное открытию музея, состоялось 5 января 1949 г. в реконструированном конференц-зале времен Ломоносова.

Развернутая экспозиция музея отражала жизнь и деятельность Ломоносова. Была проведена реконструкция конференц-зала Академии наук XVIII в., первой астрономической обсерватории Академии и открыта экспозиция Большого академического (Готторпского) глобуса. После создания осенью 1953 г. Института истории естествознания и техники АН СССР Музей М. В. Ломоносова административно был передан в его подчинение.

Осенью 1975 г., 11 октября, на Менделеевской линии произошла закладка памятника М. В. Ломоносову. Открыт памятник был в 1986 г.

В мае 1992 г. Музей М. В. Ломоносова по распоряжению Президиума РАН вернулся на правах отдела в состав Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, как и было задумано его основателями.

Современная экспозиция музея состоит из трех залов: круглый зал «М. В. Ломоносов и Академия наук XVIII в.» (третий этаж башни), экспозиция «Первая астрономическая обсерватория XVIII в.» (четвертый этаж башни) и «Большой академический (Готторпский) глобус» (пятый этаж башни). В последний раз в Башне был проведен ремонт в 2016 г.

Музей ведет активную работу по взаимодействию с музеем М. В. Ломоносова в селе Ломоносово Холмогорского района, с Ломоносовской гимназией № 73 в Санкт-Петербурге и с гимназией «Школа Ломоносова» в Москве. Сотрудниками музея поддерживаются региональные и международные контакты по изучению жизни и деятельности М. В. Ломоносова.

Таким образом, в статье рассмотрено пять петербургских музеев, посвященных жизни и деятельности наших великих соотечественников. Работа носит очерковый характер и является заявкой на будущее исследование. История создания этих музеев очень неоднородна. Музей Д. И. Менделеева организован на базе рабочего кабинета ученого, и экспозиция богато представлена материалами, относящимися к его творчеству. Музей А. С. Попова основан как на рабочем месте, так и в квартире ученого, что позволяет полно раскрыть многие особенности творческого процесса и обыденной жизни изобретателя. Музей П. И. Павлова открыт в квартире ученого, где создана творческая атмосфера жизни ученого, представлена его библиотека, разнообразные коллекции. По такой же схеме организован музей П. К. Козлова. Меньше всего повезло организаторам Музея М. В. Ломоносова. Мемориальных мест в Санкт-Петербурге, связанных с именем Ломоносова, не осталось: ни Бонного дома, ни химической лаборатории, ни усадьбы на Мойке, ни усадьбы в Усть-Рудице. Воспоминания о великом русском ученом хранит только здание Кунсткамеры, где он занимался минералогическими коллекциями и астрономическими наблюдениями. Сотрудники музея собирали предметы, покупая их у потомков (всего пять личных вещей). В комиссионных магазинах приобретались

предметы эпохи Елизаветы Петровны и Екатерины Алексеевны, также экспонаты поступали в дар от различных академических учреждений.

В результате большой кропотливой работы историков, музейных работников, историков науки и техники была создана сеть историко-научных музеев, посвященных выдающимся отечественным ученым, прославившим страну своими исследованиями.

Литература

Дмитриев И. С. 2012. Музей-архив Д. И. Менделеева (к 100-летию со дня основания). Вопросы истории естествознания и техники 2: 161-169. Добротин Р. Б., Карпило Н. Г. 1980. Библиотека Д. И. Менделеева. Л.

Каплан-Ингель Р. И. 1949. Здание Кунсткамеры — колыбель русской науки и музей М. В. Ломоносова. Природа. 7: 83-91.

Князев Г. А. 2009. Дни великих испытаний. Дневники 1941-1945 / отв. ред. Н. П. Копанева. СПб.: Наука.

Младенцев М. Н., Тищенко В. Е. 1938. Дмитрий Иванович Менделеев, его жизнь и деятельность. Т. 1. М.; Л.: Изд-во АН СССР.

Юсупова Т. А. 2010. Вклад русских путешественников в сокровищницу академических музеев: П. К. Козлов. Академия наук в истории культуры России XVIII-XX веков. СПб.: 404-422.

Статья поступила в редакцию 22 мая 2018 г.; рекомендована в печать 19 июня 2018 г.

Контактная информация:

Хартанович Маргарита Федоровна — д-р ист. наук, заведующая отделом; [email protected]

Museums of St. Petersburg researchers

M. F. Khartanovich

Museum of Anthropology and Ethnography. Peter the Great (Kunstkamera),

Russian Academy of Sciences, Russian Federation, 199034, St. Petersburg, Universitetskaya nab., 3

For citation: Khartanovich M. F. 2018. Museums of St. Petersburg researchers. The Problems of Museol-ogy, 9 (2), 191-208. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2018.206 (In Russian)

The article considers establishment and work of St. Petersburg Museums of prominent Russian researchers: Dmitry Mendeleyev, Ivan Pavlov, Aleksandr Popov, Petr Kozlov, Mikhail Lomonosov. Stages of the museums' formation and their contribution to the development of cultural life in St. Petersburg is traced. Each museum under consideration has a different history of the organization. The Mendeleyev Museum was founded in 1911 at the St. Petersburg Imperial University. In the second half of the 1980s, the museum was reconstructed and expanded. In a new form, it began functioning in the spring of 1993. The Pavlov Museum is located in the academic house on the 7th line of the Vasilievsky Island. The museum was opened in 1949 when the 100th anniversary of Pavlov was celebrated. The Pavlov Museum is another form of realization of the memorial museum. The A. Popov Museum is included in the number of unique objects of higher educational institutions of Russia. It was opened in 1949 on the decision of the Government of the USSR in the old academic building of LETI. There is another form of the museum — Popov museum-apartment a (Prof. Popova st., 5). The name of P. K. Kozlov is well known to specialists of various branches of knowledge: ethnographers, archaeologists, orientalists, biologists, botanists. The Kozlov Memorial Apartment Museum

was created on the initiative of a number of scientific organizations and individual scientists on December 2, 1982. The premise for the museum was offered the apartment of P. K. Kozlov. The idea of creating the M. V. Lomonosov Museum was born in the besieged Leningrad. The museum was created as a memorial. On January 5, 1949, was the grand opening of the museum.

Keywords: museums of St. Petersburg scientists, D. I. Mendeleyev, I. P. Pavlov, A. S. Popov, P. K. Kozlov, M. V. Lomonosov, exposition, chemistry, radio engineering, physiology, ethnography.

References

Dmitriev I. S. 2012. Muzei-arkhiv D. I. Mendeleeva (k 100-letiiu so dnia osnovaniia) [Museum-archive by D. I. Mendeleev (on the 100th anniversary of foundation)]. Voprosy istorii estestvoznaniia i tekhniki [Questions of the history of science and technology]. 2: 161-169. (In Russian). Dobrotin R. B., Karpilo N. G. 1980. Biblioteka D. I. Mendeleeva [Library ofD. I. Mendeleev]. Leningrad. (In Russian).

Iusupova T. A. 2010. Vklad russkikh puteshestvennikov v sokrovishchnitsu akademicheskikh muzeev: P. K. Kozlov [Contribution of Russian travelers to the treasury of academic museums: P. K. Kozlov]. Akademiia nauk v istorii kul'tury Rossii XVIII-XX vekov [Academy of Sciences in the history of Russian culture of the 18th — 20th centuries]. Saint Petersburg: 404-422. (In Russian). Kaplan-Ingel' R. I. 1949. Zdanie Kunstkamery — kolybel' russkoi nauki i muzei M. V. Lomonosova [The building of the Kunstkamera is the cradle of Russian science and the museum of M. V. Lomonosov]. Priroda [Nature]. 7: 83-91. (In Russian). Kniazev G. A. 2009. Dni velikikh ispytanii. Dnevniki 1941-1945 [The days of great trials. The Diaries 19411945]. Ed. N. P. Kopaneva. Saint Petersburg, Nauka Publ. (In Russian). Mladentsev M. N., Tishchenko V. E. 1938. Dmitrii Ivanovich Mendeleev, ego zhizn i deiatel'nost' [Dmitrii Ivanovich Mendeleev, his life and work]. Vol. 1. Moscow; Leningrad. (In Russian).

Received: May, 22, 2018 Accepted: June, 19, 2018

Author's information:

Margarita F. Khartanovich — Dr. Sci. in History, Head of the department; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.