Научная статья на тему 'Музеи высших учебных заведений России на рубеже XIX-XX вв'

Музеи высших учебных заведений России на рубеже XIX-XX вв Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
899
212
Поделиться
Ключевые слова
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / КОЛЛЕКЦИИ / МЕЦЕНАТЫ / МУЗЕЙ / УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Бурлыкина Майя Ивановна

Музеи высших учебных заведений России, первые из которых возникли в XVIII веке, продолжали активно развиваться на протяжении всего дореволюционного периода, осуществляя научные, образовательные, просветительские функции. На рубеже XIX XX веков в каждом вузе формировались коллекции различного профиля в составе музеев и кабинетов музейного типа. Некоторые музеи обладали прекрасными фондами, экспозиционными залами, были доступны для широкой публики. Многие из них являлись лучшими не только в России, но и Европе.

Museums of Russian higher educational institutions at the end of XIX beginning of XX centuries

The museums of the Russian institutions which first appeared in the XVIII century, continued to improve before the revolution, having scientific and educational functions. During the period of the XIXXX centuries every institution had its collections of different kind in museums and classrooms made like a museum. Some museums possessed wonderful funds, exhibition halls which were available for the public. Many of them were the best ones not only in Russia, but also in Europe.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Музеи высших учебных заведений России на рубеже XIX-XX вв»

УДК 069.015(161.1): (47+57)Р

М. И. Бурлыкина

МУЗЕИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ вв.

Музеи высших учебных заведений России, первые из которых возникли в качестве «учебных установлений», кабинетов, «камор» еще в XVIII в.1, продолжали активно развиваться на протяжении всего дореволюционного периода, осуществляя научные, образовательные и просветительские функции. На рубеже Х1Х-ХХ вв. часть вузовских музеев вошла в число крупнейших в стране. Они занимали отдельные здания или располагали обширным экспозиционным пространством, богатейшими фондами. Во второй половине 1890-х гг. происходит серьезный перелом в экономике и культуре России. Активный промышленный подъем оказал положительное влияние на многие сферы деятельности в стране. На конец XIX - начало XX вв. приходится период наиболее плодотворного развития науки2, непосредственное отношение к которому имели также вузовские музеи.

В каждом вузе формировались те или иные музейные коллекции. Особенно активизировалась деятельность музеев и кабинетов музейного типа после выхода в 1902 г. нового положения, в соответствии с которым в учебном плане стало больше внимания уделяться практическим занятиям3. Часть уже существовавших кабинетов так и осталась на уровне учебно-вспомогательных учреждений, обеспечивавших лишь наглядность преподавания. Однако на рубеже веков в вузах стало значительно больше музеев в полном смысле этого слова - с богатыми фондами, прекрасными экспозиционными залами, доступных для широкой публики. Многие из них являлись лучшими не только в России, но и в Европе. В высших учебных заведениях создавались музеи всех профильных групп. Так, при Московском университете в начале XX в. действовали Музей изящных искусств, Геологический, Минералогический, Зоологический, Анатомический, Антропологический, Географический, Неврологический музеи; при Нежинском историко-филологическом институте - Музей Н. В. Гоголя, Нумизматический музей и Картинная галерея; при Московском сельскохозяйственном институте - Минералогический, Ботанический музеи, музей Растениеводства, Почвоведения, Старых орудий; при Московских Высших женских курсах - Музей эволюционной истории, Минералогический, Геологический музеи; при Санкт-Петербургском политехническом институте - Морской, Товароведения, Геологии и минералогии, Геодезии, Механический, Металлургический музеи4. Этот перечень можно успешно продолжить, так как в каждом вузе действовало параллельно несколько музеев.

Важным охранным шагом стало принятое в 1905 г. решение об обязательном страховании музейных собраний России - как правительственных, так и частных5. Серьезная работа проводилась в стране по упорядочению музейного дела. Ставился вопрос об организации Съезда деятелей по устройству отечественных музеев. В 1912 г. был учрежден

1 Соловьев И. М. Русские университеты в их уставах и в воспоминаниях современников. СПб., 1914. С. 5.

2 См.: ЭймонтоваР. Г Русские университеты на грани двух эпох. М., 1985.

3 Сборник материалов для истории просвещения в России. СПб., 1893. С. 414.

4 См.: Бурлыкина М. И. Музеи высших учебных заведений дореволюционной России (1724-1917). Сыктывкар, 2000.

5 Российский государственный исторический архив (далее - РГИА). Ф. 733. Оп. 145. Д. 22. Л. 1.

Предварительный комитет, на заседание которого приглашались представители различных музеев, архивов, церковно-археологических комиссий, научных обществ и т.д. Комитет был озабочен максимальным привлечением к участию в работе Съезда представителей археологических, полковых и военных, исторических, церковных, художественных и этнографических музеев, как правительственных и общественных, так и частных. В связи с тем, что эта идея возникла на XV Археологическом съезде (1911 г.), в перечне музеев отводилось место лишь учреждениям гуманитарного направления. Однако проблемы являлись общими для всех музеев России. Избранные вопросы планировалось обсудить на музейном съезде в 1915 г. в рамках девяти секций: по общим вопросам, центральных, местных, церковно-археологических, военных и полковых, художественных, этнографических, специальных при учреждениях и учебных заведениях музеев и т.п. Предполагалось составить список всех музеев6, так как его отсутствие осложняло координацию музейного дела. Однако намеченный в дореволюционной России съезд из-за военных действий так и не состоялся7.

Состоянием музейного дела была обеспокоена и общественность. Так, С. П. Дягилев, например, считал, что собрать материал для музея - это еще полдела. Главная задача музея - «разобрать имеющийся у него скученный материал, выделить и сконцентрировать все важное, и начать восполнять пробелы, но не случайно, на периодических выставках, а сознательно и строго систематично»8. К этому стремились многие вузовские музеи.

В вузах формировались музеи трех основных направлений - естественные, технические и гуманитарные. В условиях дальнейшего развития различных отраслей промышленности и производительных сил страны, необходимости интенсивного и рационального использования естественных ресурсов в эти годы все большее значение приобретали вопросы прикладного естествознания. Возросла потребность в развертывании геологических исследований. Геологическое строение России представляло определенный интерес и для зарубежных специалистов. Именно в эти годы (1897 г.) в стране впервые проводился Международный геологический конгресс, стимулировавший активизацию геологических исследований и в вузовских музеях, где через экспедиционные сборы формировались новые материалы. Интенсивно систематизировался материал, поэтому увеличилось и количество выпускаемых каталогов коллекций. Многие издавали их специально к открытию форума. Конгресс стал своеобразным экзаменом для молодой геологической науки, который был блестяще выдержан.

Среди естественных музеев (кабинетов музейного типа) наибольшую популярность приобрели минералогические и геологические, созданные практически во всех вузах. Кроме того, продолжали действовать зоологические, зоотомические, ботанические, сельскохозяйственные, медицинские музеи, возникшие еще в начале XIX в. Появились новые музеи -почвоведения, географические, лесные, антропологические, эволюционной истории и т.д.

Одним из лучших музеев не только в России, но и в Европе по богатству и разнообразию своих коллекций, особенно минералогических, являлся Музей Санкт-Петербургского горного института (создан в 1773 г.)9. Он давно вышел за рамки «учебно-вспомогательного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 РГИА. Ф. 796. Оп. 198 (2 отд., 2 стол). Д. 49. Л. 3-4.

7 Разгон А. М. Охрана исторических памятников в дореволюционной России (1861-1917) // История музейного дела в СССР. М., 1957. Вып. 1. С. 73-128.

8 См.: Дягилев С. О русских музеях. СПб., 1901.

9 См.: ЛоранскийА. Исторический очерк Горного института. СПб., 1873.

установления», и хотя продолжал обеспечивать учебный процесс в вузе, тем не менее становился учреждением общегосударственным, служащим интересам широкой публики. В его фондах содержалось свыше 85 000 минералов, золотых самородков Монетного двора10. Музей являлся своеобразным методическим центром для минералогических и геологических музеев и собраний. Помимо своих прямых задач, связанных с выполнением учебной, научной и просветительской деятельности, музей, по сложившейся в первой половине XIX в. традиции, безвозмездно снабжал минералогическими и геологическими коллекциями различные учебные заведения как высшего, так и среднего и низшего звена. Для этого в нем продолжал существовать так называемый «запасный магазин», т. е. обменный фонд. Он состоял из минералов и пород, не имевших ни индивидуальной ценности, ни даже значительной рыночной цены. Запас предметов этой группы постоянно пополнялся как пожертвованиями, так и покупкой, обменом и т. д. Именно они служили основой для составления коллекций, отправляемых музеем по просьбам учебных заведений. География охватывала всю Россию. Например, коллекции направлялись для Подвижного музея города Енисейска, Мценскому городскому училищу, Барнаульскому реальному училищу и т. п. Таким образом, только в 1902 г. была отправлена 51 коллекция (5221 экз.). Помимо минералогических коллекций распространялись и модели из дублетного собрания музея. Так, в 1901 г. были отправлены модели для Домбровского горного училища. Основной фонд музея являлся главным минералогическим собранием - «неотчуждаемое и незаменимое имущество музея величайшей ценности»11. Экспонаты его не подлежали ни продаже, ни передаче в обмен. Формирование собственных коллекций Горного музея в начале ХХ в. происходило традиционным путем - через покупки, пожертвования, обмен, экспедиционные сборы. Поступления отмечены самые разнообразные. Среди наиболее ярких - безвозмездно переданная в 1900 г. с Монетного двора чрезвычайно ценная с научной и исторической точки зрения коллекция из платины и золота, изготовленная для Парижской выставки12. Богатые музейные фонды были систематизированы. В 1898 г. издали путеводитель по музею, составленный горным инженером М. Мельниковым. В нем давалось подробное описание всех залов музея, с указанием витрин и их содержимого, фамилий дарителей, характеристики экспонатов. Музей был доступен широкой публике.

Бурный подъем промышленности, развитие транспорта и связи оказали влияние на расширение сети технических музеев. Если первоначально в них ставилась задача демонстрации главным образом зарубежных достижений как образцов для создания собственного оборудования, то к началу XX в. в таких музеях предпочтение стали отдавать экспонированию отечественных изделий. Музей Санкт-Петербургского института инженеров путей сообщения (он числился то при вузе, то при ведомстве путей сообщения), основанный одновременно с вузом в 1809 г.13, активно развивался, пользовался успехом у публики. К 1902 г. он разместился в специально для него построенном двухэтажном здании в Юсуповском саду. Экспозиция отличалась современным оформлением, богатством экспонатов. Она включала отделы: железных дорог, водных и шоссейных сообщений.

10 Справочная книга для русских библиофилов и коллекционеров / Сост. Евг. Шуманский. Одесса, 1905. С. 185.

11 РГИА. Ф. 25. Оп. 16. Д. 5934. Л. 212.

12 См.: Минералогическая коллекция Горного института Императрицы Екатерины II / Сост. А. Э. Куп-ффер. СПб., 1911.

13 См.: Институт инженеров путей сообщения Императора Александра I: Исторический очерк / Сост. С. М. Житков. СПб., 1899.

Среди наиболее ярких, запоминающихся экспонатов посетители отмечали модели мостов из различных городов России14.

Коллекции Санкт-Петербургского технологического института отражали вновь создаваемые в России и за рубежом технологические образцы в динамике их развития. К концу

XIX в. экспозиция (начало ее создания относится к 1828 г.) включала разделы: механика (весы, детали машин), технология дерева (коллекции древних пород из Канады, Тасмании и т.д., инструменты для обработки дерева), технология красильных веществ (модели и станки, коллекция красильных материалов), технология питательных веществ (аппараты и модели, коллекции зернового хлеба, семян, мучных и кормовых растений), геодезия, металлургия и минералогия, чертежные инструменты, чертежи и фотографии и т.д.15

В Киевском политехническом институте (основан в 1898 г.) в 1906 г. был создан Инженерный музей. Он состоял из 8 отделов: 1) мосты; 2) железная дорога; 3) местные пути сообщения; 4) санитарная техника; 5) основания и фундамент; 6) строительное искусство и архитектура; 7) гидротехника; 8) железобетон. В каждом из этих отделов учет материалов проводился автономно, со своей нумерацией. В 1910 г. был издан каталог с последовательным порядком номеров, в котором давалось описание предметов, их размеры, указывалась страница в соответствующем учебнике. В ряде случаев в каталоге отмечались дарители, но отсутствовали другие данные об источниках поступления, времени изготовления экспонатов и т.д.16

Интенсивный подъем культуры, характерный для конца XIX - начала XX вв. оказал положительное влияние на дальнейшее развитие вузовских художественных, исторических и мемориальных музеев. В число крупнейших вузовских музеев художественного профиля входил Музей Академии художеств (основан в 1758 г.). Помимо значительного количества живописных работ и рисунков в его фондах хранились более 2000 слепков с барельефов, статуй и бюстов, множество бронзовых и мраморных изваяний, терракот, камей, монет и медалей и более 200 000 эстампов, гравюр, рисунков и архитектурных моделей. Экспозиция размещалась в здании Академии художеств: в тридцати залах нижнего этажа и девяти среднего. Подлинные живописные полотна зарубежных художников демонстрировались в так называемой Кушелевской галерее (галерея имени графа Н. А. Кушелева-Безбородко), в которую входили работы итальянских, старонидерландской, старофранцузской, старонемецкой школ и зарубежных живописцев XIX в. Самостоятельный отдел составляла картинная галерея герцога Лихтенбергского. К 1917 г. отдел скульптур насчитывал более 1500 единиц хранения и считался самым богатым и крупным в России по полноте и научной значимости. Многие вновь созданные крупнейшие музеи России формировали свои фонды за счет других музеев, в том числе вузовских. Так, за счет предметов из Музея Академии художеств была заложена основа фондов Русского музея имени Александра III: в него передано свыше ста лучших произведений живописи и значительная часть скульптурных изображений17. Среди наиболее удачных публикаций Академии художеств можно отметить богато иллюстрированный, прекрасно изданный в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 Справочная книга для русских библиофилов и коллекционеров. С. 185.

15 См.: Систематический каталог Музея Санкт-Петербургского технологического института / Сост. И. И. Мурашко. СПб., 1903.

16 См.: Каталог Инженерного музея Киевского политехнического института императора Александра II. Киев, 1910.

17 См.: Беккер И. И., Бродский И. А., Исаков С. К. Академия художеств. Л.; М., 1940.

1915 г. каталог собрания русской живописи18. Он был составлен по алфавиту художников, включал их краткую биографию, а также работы с описанием сюжетов. Отмечены поощрения при их наличии, дана информация о способе поступления в Музей - приобретения за деньги, пожертвования (есть и фамилии дарителей). Издание снабжено справочным аппаратом - алфавитными указателями художников и портретов. Этот добротный, полный, подробный, обстоятельный каталог стал настоящей энциклопедией русской живописи. Автор его С. К. Исаков составил в 1915 г. также каталог русской скульптуры19.

На этот период пришелся расцвет деятельности Музея Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица. Здание, построенное для Музея в 1896 г., отличалось изысканностью и было выдержано в стиле итальянского Возрождения. Внутреннее убранство поражало своей роскошью. Музей являлся одним из крупнейших собраний прикладного искусства среди европейских музеев, яркой достопримечательностью Санкт-Петербурга. Богатые коллекции музея систематизировались, издавались каталоги не только регулярно проводимых выставок, но также основного фонда20.

Одно из интересных направлений в работе Музея Строгановского училища (Москва) связано с детьми. Оно требовало тщательной подготовки, дифференцированного подхода. В музее ежегодно на рождественских каникулах устраивались детские выставки. Так, экспозиция 1914 г., в которой участвовали учащиеся подготовительного класса по отделу свободного творчества, поражала свой красотой, своеобразием замысла и непринужденным изяществом комбинаций. Во время экскурсии школьникам 9-12 лет давали возможность отметить наиболее интересные рисунки. Затем они получали задание - отразить определенную тему для творческого рисования у себя в школе. Экскурсия на выставку, отмечали современники, «как пропедевтическое средство, исполнила роль возбудителя энергии творчества»21.

Наиболее резкий скачок в своем развитии в этот период сделал Музей изящных искусств Московского университета (в основе его фондов лежали художественные коллекции, сформировавшиеся еще в XVIII в. в составе Музея естественной истории), которым с 1882 г. и до конца жизни руководил профессор Иван Владимирович Цветаев (1847-1913)22. История этого музея, известного сегодня как Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, достаточно полно освещена в различных публикациях23. Однако следует подчеркнуть, что музей формировался и строился (известное здание на Волхонке) именно как вузовский. Ни у кого не вызывал сомнения тот факт, что такой огромный даже по нынешним меркам музей должен принадлежать университету как центру науки, образования, культуры, который, благодаря своим квалифицированным специалистам, мог поставить его деятельность на необходимо высокий уровень. Коллекции комплектовались здесь по трем отделам: 1) скульптуры (гипсовые слепки и

18 См.: Императорская Академия художеств. Музей. Русская живопись / Сост. С. К. Исаков. СПб., 1915.

19 См.: Императорская Академия художеств. Музей. Русская скульптура ... .

20 Каталог предметов стеклянного производства и живописи на стекле музея барона Штиглица / Сост. А. А. Карбоньер. СПб., 1893; Каталог предметов глиняного, фаянсового и майоликого производства музея барона Штиглица / Сост. А. А. Карбоньер. СПб., 1899.

21 Тарасов Н. Г. Экскурсия как элемент художественной культуры // Экскурсионный вестник. 1914. № 1. С. 34-38.

22 См.: Каган Ю. М. И. В. Цветаев. Жизнь. Деятельность. Личность. М., 1987.

23 См., например: Демская А. В. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. М., 1983.

оригиналы); 2) зодчества (модели храмов, театров, домов и т. д.); 3) живописи (оригиналы и копии). При музее существовали также антикварий (собрания монет, камей, бронз, предметов быта различных веков) и библиотека по искусству. Предпочтение отдавалось подлинникам. Самой ценной из приобретений стала египетская коллекция (более 6000 предметов), о которой мечтали многие музеи мира, купленная у крупнейшего российского египтолога В. С. Голенищева, собиравшего ее в течение 30 лет24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1902 г. новое здание получил Музей изящных искусств Новороссийского университета (создан в 1865 г. одновременно с вузом), в просторные залы которого поместили коллекции монет, медалей, живописи, слепков, фотографий, древностей. При нем осуществлялись исследования по вопросам искусств, проводились учебные занятия, он был доступен широкой публике. При Музее действовала и библиотека25.

Помимо художественных музеев, формировавших собрания произведений искусства и предметов нумизматики, в высших учебных заведениях продолжали развиваться археологические музеи. При Московском археологическом институте (основан в 1907 г.) Музей в первое время главным образом обеспечивал учебный процесс, осуществляя «практическое ознакомление» с различными предметами древности. Яркую страницу в историю музейного дела вуза вписала княгиня М. К. Тенишева, подарившая в 1911 г. Смоленскому отделению института сформированное ею одно из самых богатых в России собраний отечественных древностей. Для его размещения собирательница выделила весь верхний этаж своего кирпичного дома, который хорошо обставила. Она преподнесла директору института особое блюдо из красной меди со следующей надписью: «Московскому археологическому институту. Придите, владейте, мудрые. Влагаю дар мой в руце ваша. Блюдите скрыню сию, и да пребудут вовеки сокровища ея во граде Смоленске на служение народу русскому. Блюдо сие построила трудами княгиня Мария Тенишева в лето 1911»26. Это собрание насчитывало около 7000 предметов и оценивалось в полтора миллиона рублей. Директор института отметил, что музей является гордостью Смоленска, а женщина, проявившая такую любовь к просвещению, гордостью всей России. Совет Института решил выбить медаль в память М. К. Тенишевой и ее дара, а городское управление Смоленска -избрать Марию Клавдиевну почетной гражданкой города, установить ее портреты во всех городских учреждениях и назвать улицу, на которой находился музей, «Тенишевской». В 1911-1912 учебном году Музей посетил Николай II, внимательно и с большим интересом осматривавший экспозицию почти в течение часа27.

Среди церковно-археологических музеев России самым крупным являлся Музей Киевской духовной академии (создан накануне I Археологического съезда, который проходил в Москве 16-28 марта 1869 г.). При Музее было создано Общество «в видах сохранения для науки церковных древностей» и для «приведения же в известность памятников церковной древности», «обращения их по возможности в состав Музея, а равно и для принятия мер к предупреждению утраты памятников для науки и приобретения их для Музея»28. Богатство фондов позволяло осуществлять разнообразную деятельность: учеб-

24 См.: Выдающийся русский востоковед В. С. Голенищев и история приобретения его коллекции в музей изящных искусств (1909-1912) / Под ред. И. Е. Даниловой. М., 1987.

25 См.: История Одесского университета за 100 лет. Киев, 1968.

26 См.: Отчет о состоянии Императорского Московского археологического института имени императора Николая II в 1911-1912 академическом году. М., 1914.

27 Там же.

28 См.: Отчет Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии. Киев, 1878.

ную, научную, просветительскую. В конце XIX в. Церковно-археологический музей размещался в здании Академии, занимал семь залов и состоял из 12 отделов (15 843 номера): 1) Первобытные и исторические древности, преимущественно языческого характера; 2) Слепки и снимки с архитектурных зданий, строительные материалы, гравировальные доски и образцы акварелей, гравюр и литографий; 3) Коллекция древностей и святынь А. Н. Муравьева; 4) Принадлежности христианского богослужения и обрядов; 5) Иконы, образки и крестики из разных мест; 6) Филаретовская (бывшая Сорокинская) коллекция икон; 7) Портреты и картины; 8) Статуи; 9) Медальерный отдел; 10) Образцы письма и печати; 11) Библиотека музея (акварели, фотографии, гравюры, иллюстрированные и справочные издания по археологии); 12) Коллекция Н. А. Леопардова29.

На богословском факультете Юрьевского (Тартуского) университета действовал Музей предметов библейской и церковной археологии или, как его иногда называли, Коллекция христианских древностей30. Он стал единственным университетским религиозным музеем, т.к. предметы религиозного характера в других университетах содержались, как правило, в составе музеев археологии31.

Среди музеев исторического профиля следует отметить основанный в 1913 г. Музей истории в Лазаревском институте восточных языков (Москва). Музей создавался для увековечивания памяти и деятельности учредителя и попечителей Лазаревского института из династии Лазаревых и князей Абамелек-Лазаревых и для сбора материалов, касающихся истории Лазаревского института и деятельности питомцев как гимназических, так и специальных его классов. В музее было сформировано четыре отделения: первый отдел посвящался династии Лазаревых, имя которых носил вуз; второй - почетным попечителям института князьям Абамелек-Лазаревым; третий - истории гимназических классов и деятельности их воспитанников; четвертый - истории лицея, специальных классов и деятельности его питомцев32.

Таким образом, период, предшествовавший 1917 г., характеризуется возникновением самых различных вузовских музеев. Часть ранее основанных музеев в этот период успешно развивалась; другая часть, создание которой предусматривалось Уставом 1884 г.. вновь создавалась; третья часть возникала за счет научных обществ, как правило, через выставки; четвертая - по инициативе отдельных людей; пятая - стихийно, в силу сложившихся обстоятельств. Эти подходы наиболее ярко проявились именно на рубеже столетий. В первые годы после издания Устава 1884 г. деятельность музеев как бы приостановилась, но уже к середине 1890-х гг. положение значительно изменилось к лучшему. На подъем музейного дела в вузах оказали влияние такие крупнейшие ученые, как профессора Д. Н. Анучин, В. И. Вернадский, В. В. Докучаев, С. К. Исаков, А. Ф. Котс, Н. И. Петров, Р. А. Прендель, Н. А. Савельев, К. К. Сент-Илер, А. А. Силантьев, А. А. Тихомиров, И. В. Цветаев и другие. Появились музеи нового типа, такие, как, например, мемориальные: в начале XX в. были созданы музеи Н. В. Гоголя в Нежинском историко-филологическом институте, М. И. Глинки и А. Г. Рубинштейна в Санкт-Петербургской, Н. Г. Рубинштейна

29 См.: Указатель Церковно-археологического музея нри Киевской духовной академии I Сост. Н. И. Петров. Киев, 1897.

30 Национальный исторический архив Эстонии. Ф. 402. Он. 5. Д. 1766. Л. 1-6.

31 Бурлыкина М. И. Университетские музеи дореволюционной России (XVIII - первая четверть XX вв.). Сыктывкар, 1996. С. 150.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32 РГИА. Ф. 880. Он. 5. Д. 297. Л. 2.

в Московской консерваториях, А. В. Суворова в Николаевской Академии генерального штаба, Н. И. Пирогова в Санкт-Петербургской Военно-Медицинской академии, Д. И. Менделеева в Санкт-Петербургском университете, великого князя Владимира Александровича в Академии художеств и другие. Кроме того, получили определенное развитие музеи истории вузов (как правило, отраслевых), которых в предыдущий период практически не наблюдалось.

Совершенствовались формы музейной деятельности. В начале XX в. в основе построения большинства музеев соблюдался принцип деления коллекций на основную (научную), учебную (классную), показную (экспозиционную). Это разделение отражало виды деятельности вузовских музеев: научную, учебную, просветительскую.

Наличие фондового материала, его качество, полнота, научность, количественная характеристика являлись определяющими факторами полноценного развития музея. Комплектование фондов происходило главным образом через официальные приобретения за счет государственной казны: к этому времени сложилась продуманная система финансирования вузовских музеев, которая не препятствовала, а, напротив, поддерживала их рост и эффективное развитие. Правительство относило вузовские музеи к числу серьезных объектов, финансируя различные проекты и выделяя на них специальные средства. Огромную роль в развитии музейного дела играли научные общества, созданные как при учебных заведениях, так и непосредственно при музеях, которые одной из своих задач считали выявление, сбор и обработку музейных материалов. Эти коллекции поступали в прекрасном состоянии и полностью систематизированные.

В данный период возрос объем пожертвований. В ежегодных отчетах каждого вузовского музея в списках дарителей стояли десятки фамилий. Наиболее крупный вклад внесли известные меценаты Н. А. Леопардов, Ю. С. Нечаев-Мальцев, М. К. Тенишева, А. Л. Штиглиц, П. Успенский. Однако следует отметить, что в число жертвователей входили не только состоятельные люди, но и студенты, интеллигенция, мастеровые, крестьяне. Начиная с XVIII в., они никогда не оставались без внимания. Их именами назывались специальные залы, коллекции, музеи. Дарителям направлялись благодарственные письма, выдавались премии. Наиболее ценные дары обсуждались на заседании комитета министров, доводились до сведения императора.

Xранение научных материалов, имевших значение для специальных работ, являлось одной из главных задач музеев. Основной фонд считался неотчуждаемым и незаменимым имуществом музея величайшей ценности. К нему бережно относились, не только обеспечивая внешнюю охранную систему (разрабатывались специальные инструкции), но и организуя «санитарные дни», когда особенно тщательно проверялись, чистились, проветривались музейные предметы. Большое значение придавалось четкому учету экспонатов. В эти годы повсеместно получили развитие каталоги в виде карточек, значительно облегчавшие работу с коллекциями, увеличилось число изданных каталогов. Для вузовских музеев стали строить специальные здания с учетом всех требований, с прекрасной экспозиционной мебелью.

Большое внимание уделялось работе со студентами. Они были задействованы во всех направлениях деятельности музеев. Коллекции обеспечивали наглядность в обучении. Музеи осуществляли эстетическое воспитание молодежи. Студенты привлекались для проведения экскурсий различным категориям посетителей. Им прививались навыки

умения общения с аудиторией. Основы научно-исследовательской работы студенты также получали в музеях: они выезжали в геологические, биологические, археологические и другие научные экспедиции для сбора материалов, которые обрабатывали, систематизировали, изучали. Ряд музеев привлекал студентов для составления каталогов коллекций, создания экспозиций. Отмечены случаи формирования силами студентов специальных выставок и музеев.

На базе музеев проводилась научно-исследовательская деятельность ученых и специалистов не только своего учебного заведения, но также других учреждений России и зарубежных стран. Для комфортного и эффективного изучения музейных материалов в недрах музеев предусматривались специальные рабочие кабинки, где ученые могли спокойно работать. Практически в каждом музее имелась профильная библиотека с небольшим читальным залом, которая также использовалась в учебно-научном процессе.

Одной из важнейших функций вузовских музеев оставалась просветительская. Ряд вузов еще в 60-е гг. ХІХ в. опубликовал в периодических изданиях специальные правила для посетителей. Таким образом, доступность музея для публики не являлась случайной, а была скорее системой. Не было ни одного вузовского музея, не стремившегося к популяризации своих собраний. Расширился круг музеев учебных заведений, активно проводивших выставочную деятельность. На выставки представлялись экспонаты не только из музейных фондов, но и частных коллекций. Как правило, открытие каждой выставки предварял выпуск каталога-путеводителя (указателя). Посещение музеев было в основном бесплатным. Исключение составляли выставки, организованные вузовскими учеными и студентами, где оплата являлась дифференцированной - в первые дни билеты стоили дороже, чем в последующие. Школьники, студенты и малоимущие пропускались на выставки бесплатно. Бесплатным вход был и в плохую погоду. Изменились формы обслуживания. Если раньше в музеи ходили главным образом одиночные посетители, то в этот период стали популярными групповые посещения, сопровождаемые объяснениями студентов и преподавателей. Расширились формы работы вузовских музеев со школьниками. Кроме того, музеи высших учебных заведений стали восприниматься как место для общения - в них стали проводить творческие встречи, музыкальные вечера. В целом вузовские музеи на рубеже ХІХ-ХХ вв. не только не уступали музеям других ведомств, но зачастую являлись образцами для подражания, лучшими в своей профильной группе.

Информация о статье

Автор: Бурлыкина Майя Ивановна - докт. культурологии, профессор, Россия, Сыктывкарский государственный университет, mipkk@svktsu.ru

Заглавие: Музеи высших учебных заведений России на рубеже ХІХ-ХХ вв.

Абстракт: Музеи высших учебных заведений России, первые из которых возникли в ХУЛІ веке, продолжали активно развиваться на протяжении всего дореволюционного периода, осуществляя научные, образовательные, просветительские функции. На рубеже ХІХ-ХХ вв. в каждом вузе формировались коллекции различного профиля в составе музеев и кабинетов музейного типа. Некоторые музеи обладали прекрасными фондами, экспозиционными залами, были доступны для широкой публики. Многие из них являлись лучшими не только в России, но и Европе.

Ключевые слова: высшие учебные заведения, коллекции, меценаты, музей, университет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оn article

Author: Burlykina Maya Ivanovna - Doctor of Culturology, Professor, Russia, Syktyvkar State University. mipkk@syktsu.ru

Title: Museums of Russian higher educational institutions at the end of XIX - beginning of XX centuries. Abstract: The museums of the Russian institutions which first appeared in the XVIII century, continued to improve before the revolution, having scientific and educational functions. During the period of the XIX-

XX centuries every institution had its collections of different kind in museums and classrooms made like a museum. Some museums possessed wonderful funds, exhibition halls which were available for the public. Many of them were the best ones not only in Russia, but also in Europe.

Key words: collections, higher educational institutions, museum, patrons of arts, universities.