Научная статья на тему 'Особенности использования исторических зданий как публичного пространства библиотеки'

Особенности использования исторических зданий как публичного пространства библиотеки Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
757
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
ПУБЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГЕНИЙ МЕСТА / БИБЛИОТЕКА / МУЗЕЙ / ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / СТИЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРНЫЙ СТИЛЬ ЭПОХИ / PUBLIC SPACE / GENIUS OF THE PLACE / LIBRARY / MUSEUM / MULTIFUNCTIONAL ACTIVITY / STYLIZATION / CULTURAL STYLE OF THE EPOCH

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Викулова Вера Павловна

В статье проанализированы особенности публичного пространства, расположенного в историческом здании. Прежде всего, рассмотрены библиотеки, составляющие единый комплекс с музеем, храмом, старинным замком. Исследование выполнено в русле комплексного подхода к музейной деятельности и содержит как теоретические обобщения, так и примеры из современной практики создания комфортной культурной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITY OF USING HISTORICAL BUILDINGS AS A LIBRARY PUBLIC SPACE

The article deals with the characteristic features of the public area, located in the historical building. First of all the author considers the libraries that make up the united complex with a museum, a temple, an old castle. The study was performed in line with the integrated approach to museum work and presents both theoretical generalizations and examples of contemporary practice of creating a comfortable cultural area.

Текст научной работы на тему «Особенности использования исторических зданий как публичного пространства библиотеки»

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ

В.П. Викулова

УДК 71.719

Особенности использования исторических зданий как публичного пространства библиотеки

В статье проанализированы особенности публичного пространства, расположенного в историческом здании. Прежде всего, рассмотрены библиотеки, составляющие единый комплекс с музеем, храмом, старинным замком. Исследование выполнено в русле комплексного подхода к музейной деятельности и содержит как теоретические обобщения, так и примеры из современной практики создания комфортной культурной среды.

Ключевые слова: публичное пространство, гений места, библиотека, музей, полифункциональность, стилизация, культурный стиль эпохи.

В современной культурологии и социологии все большее внимание уделяется такому понятию, как публичное пространство. Оно представляет собой сферу межличностных коммуникаций и подразумевает создание для этого органичной среды, имеющей специфические черты, обеспечивающие конституи-рование целей и ценностей общества как социального организма. В то же время стремление к существованию в публичном пространстве в равной степени характерно как для сообществ людей, так и для отдельной человеческой личности. Являясь существом телесно-духовным, человек нуждается не только в духовном восприятии мира, но и в выверке этого восприятия путем сравнения с восприятием других людей. Публичное пространство как система охватывает все уровни человеческих потребностей, в частности, обусловливая тот или иной тип социального поведения. Преимущественно это происходит с помощью символики, которая воспроизводится и передается в публичном пространстве, наделенном определенной архитектурой. Как справедливо заметил П. Вайль, «связь человека с местом его обитания — загадочна, но очевидна. Или так: несомненна, но таинственна. Ведает ею известный древним genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой. Для челове-

© Викулова В.П., 2013

ка нового времени главные точки приложения и проявления культурных сил — города. Их облик определяется гением места, и представление об этом — сугубо субъективно. Субъективность многослойная: скажем, Нью-Йорк Драйзера и Нью-Йорк О. Генри — города хоть и одной эпохи, однако не только разные, но и для каждого — особые» [2]. Необходимо отметить, что «ключевым» в приведенном высказывании является не только само понятие «гения места», но и его непосредственная связь с городом, встроенность в городскую среду. В данном контексте особое значение приобретают исторические здания как средоточия культурной памяти, аккумуляторы и ретрансляторы знания и опыта. В частности, изначально ориентированы на активное использование и популяризацию культурного наследия здания — памятники архитектуры, связанные с персоналиями, имеющие уникальную историю и свои собственные, только им присущие традиции, определяющие лицо объекта культуры, его задачи и индивидуальный имидж. Более того, архитектурное расположение в усадьбах, особняках, замках, дворцах, монастырях, палатах и т. д. обусловливает связь с историей дома, места, района и определяет приоритеты деятельности того или иного учреждения. По сути, историческое здание не только оказывается интегрированным в публичное пространство города как его элемент, но и само формирует духовное, образовательное и научное пространство — своеобразный микрокосм и феномен. В этой связи актуализируется предложенная Б. Гройсом трактовка публичного пространства как своеобразного «вакуума... в котором могут расположиться некие строения, объекты искусства, памятники, коммерческая реклама, политическая пропаганда и много других вещей» [4, с. 4]. Этому противопоставляется закрытость частных пространств, что обусловливает приоритетную задачу архитектора — «создание вакуума, создание пустоты, в которой общество могло бы себя осознанно конституировать»: «Роль архитектора по отношению к публичному пространству оказывается в высшей степени парадоксальной: архитектор должен заниматься строительством вакуума, но строительство чего-либо — и в том числе вакуума — всегда оказывается, в конечном счете, строительством некоей закрытости. Это означает, что архитектура, которая пытается создать публичное пространство, в то же время должна стать, так сказать, антиархитектурой. <...> Когда публичное пространство создается не архитектурными средствами, а в основном конституируется медиа и туризмом, архитектура и дизайн разворачиваются в новую сторону (и архитектура здесь на самом деле является частью дизайна) — в сторону аутентичности и честности, а не создания пространств для Versammlung (собрания)» [4, с. 6, 7, 9]. С другой стороны, современные тенденции глобализации порождают унификацию всех сфер человеческой жизни и соответствующее «размыкание» городского публичного пространства: взаимодействие в нем различных социокультурных объектов и их полифункциональность.

Особенно примечательными в данном контексте представляются публичные пространства, созданные в зданиях, имеющих историческое значе-

ние и при этом не предназначенных изначально для выполнения тех функций, которые есть у них сегодня. На современном этапе преобладают два направления развития подобных объектов: повышение комфортности и переориентация того или иного здания в соответствии с потребностями современного человека. По словам архитектора И. Поповского, «без публичных пространств замедляется креативное развитие. <...> В таких условиях у всего общества возникает страшнейшая депрессия» [7].

На этом фоне показателен пример библиотек, расположенных в исторических строениях, поскольку в современной культурной ситуации именно библиотечные учреждения всё чаще играют роль публичного пространства. Таковы многочисленные зарубежные книгохранилища в замках, дворцах и даже храмах (например, знаменитая Австрийская национальная библиотека во дворце Хофбург, Международная библиотека для молодежи в замке Блютенбург в Мюнхене (Германия) и библиотека в аббатстве Санкт-Галлен в Швейцарии). В данном случае понятие «библиотека» не сводится к понятию «книгохранилище», но одновременно является музеем, культурным и научно-просветительским центром, как, например, Королевская национальная библиотека Дании. Последняя представляет собой характерное свидетельство взаимопроникновения музейного и библиотечного пространств, т.к., во-первых, располагается в комплексе исторически реконструированных зданий, а во-вторых, имеет в своем составе и современное здание, построенное и открытое только 15 сентября 1999 года. Как известно, первоначальной основой библиотеки стала личная коллекция произведений европейских авторов, собранная датским королем Фредериком III в здании, специально заложенном для этих целей в 1648 году. Позднее, в 1793 году, книгохранилище приобрело статус публичной библиотеки и впоследствии неоднократно объединялось с другими крупными библиотеками, расположенными в Копенгагене: с библиотекой Копенгагенского университета (1989), с Датской медицинской национальной библиотекой (2005). С 2006 года учреждение официально носит название Королевская Библиотека Копенгагена. В настоящее время библиотека состоит из трех зданий Копенгагенского университета и центрального здания на острове Слотсхольмен. Прежнее главное здание было построено в 1906 году, а в 1999 году к нему пристроили новый корпус библиотеки, которое носит название «Черный алмаз» (дат. Den Sorte Diamant) из-за использованного материала (стекла и черного мрамора) (см. рис. 1). В новом здании библиотеки примечательны не только огромные читальные залы, но и геометрическая организация пространства, во многом определяющая стиль общения и поведения посетителей. Иными словами, создание нового публичного пространства стало ответом Королевской библиотеки Дании на современные вызовы, заключающиеся, прежде всего, в снижении интереса к библиотеке и чтению в целом. Одна из точек зрения на решение этой проблемы сводится к тому, что «современные читатели практи-

чески не имеют опыта комфортного чтения в современных, привлекательных интерьерах, так как последних практически нет» [6, с. 94].

Следовательно, выход из положения видится в новом подходе к организации пространства на основе «полной интеграции образовательных, коммуникационных и библиотечных сервисов», включая кафе, кинозалы, концертные залы, литературные гостиные в библиотеках. С этим направлением эволюции библиотек непосредственно связано их превращение в так называемые «инфошопы» (инфомагазины, «лавки информации») или «магазины идей» [8].

В результате подобной модернизации библиотек, расположенных в исторических зданиях, возникает синтез, заключающийся в тесном взаимодействии территории для чтения с музейным и даже музыкальным пространством (см. рис. 2). Отсюда и многообразие направлений деятельности. Для библиотечных учреждений подобного рода характерно ведение научно-исследовательской работы краеведческого и искусствоведческого направлений, выявление и аккумулирование документов и предметов, имеющих непосредственное отношение к расположению библиотеки. Чрезвычайно важным фактором в работе таких учреждений является связь со знаменательным местом или исторической личностью того, чье имя носит библиотека. В этом случае профилирование учреждения изначально задано и определяется присвоенным именем, личностью конкретного исторического персонажа либо деятеля культуры. Как правило, в этом случае деятельность библиотеки в первую очередь связана с мемориальной функцией, осуществление которой предоставляет дополнительные возможности проведения различных видов культурно-просветительской работы.

В итоге особую значимость приобретает подлинность места, обусловливающая синонимичность библиотеки, осуществляющей мемориальную деятельность, понятию «дом». Впрочем, в этом специфическом качестве мемориальной библиотеки одновременно заключается и первый вызов ее деятельности на современном этапе. Речь идет, прежде всего, о принципиально ином, по сравнению со специализированными библиотеками, функционально-техническом ресурсе исторического здания и возможности его модернизации в соответствии с изменяющимися потребностями читателей. Так, современное использование объектов историко-культурного наследия предполагает нахождение компромиссного решения между сохранением «гения места» и повышением комфортности (см. рис. 3). «Пользуясь достижениями научно-технического прогресса, здания делают более удобными для эксплуатации. Необходимость в этом вызвана меняющимися условиями города: рост городского населения, более внимательное отношение к людям с ограниченными возможностями, ухудшающаяся экологическая обстановка и пр.» [1]. При этом в исторических зданиях крайне затруднительным представляется осуществление таких мер адаптации зданий, как установка лифта, устройство центрального отопления, электрификация, установка систем кон-

диционирования, расширение площадей, обеспечение высокоскоростного доступа к сети Интернет и др.

Не менее трудоемкой оказывается организация внутреннего публичного пространства исторического здания. По справедливому наблюдению К.Б. Лавровой, «пространство может не просто подстраиваться под человека, оно способно взаимодействовать, сотрудничать с ним, например, посредством дизайна интерьера. Интерьер играет активную роль: выгодно акцентирует те или иные особенности характера труда в данном помещении и, наоборот, сглаживает, нивелирует негативные черты. Разумеется, идеальным можно было бы считать дизайн помещения, сочетающий в себе как стимулирующую, так и гармонизирующую функции» [6, с. 95]. В этом смысле гармонизация пространства мемориальной библиотеки тоже имеет свои особенности, обеспечивающие погружение читателя в культурный стиль той или иной эпохи (см. рис. 4). Как пишет Ж. Гаскюэль, «коль скоро старинное здание диктует свою структуру и свою эстетику, оно диктует также необходимость варьировать объемы, материалы и элементы украшения интерьера; когда такое разнообразие бывает оправдано исторически, то оно — не просто бесполезная игра, но способ увеличения ценности реконструируемого здания» [3, с. 247]. Здесь самым очевидным, на наш взгляд, становится путь стилизации. Предметы, элементы интерьера не утрачивают функциональной нагрузки, но органично входят в состав соответствующего образного ряда. Таким образом, пространство перестает быть пустым, обретает внутреннюю форму и передает культурный стиль эпохи, по терминологии П.Н. Сакулина. При этом очень важно, что разные стили как в литературе, так и в искусстве в целом «существуют одновременно друг с другом, порождая взаимодействие, очень важное по своим художественным результатам» [9, с. 122]. По сути, диалог публичного пространства библиотеки с посетителем-индивидуумом происходит и на уровне имманентного взаимодействия различных эстетик: старинной и современной.

С этим связана еще одна задача, решение которой имеет немаловажное психологическое значение, а именно совмещение в библиотеке высокой концентрации различных видов образовательных и информационных ресурсов. Однако в данном контексте мемориальная библиотека может обладать даже существенными преимуществами по сравнению с типовыми или специализированными зданиями книгохранилищ, так как изначально отличается полифункциональностью благодаря априорному присутствию духа и колорита эпохи. Иными словами, «чтобы публичная библиотека была успешной, <...> она должна служить одновременно и способом ухода от навязчивого мира, и способом связи с миром во всем богатстве его информации» [8]. Выполнить эту задачу позволяет интеграция библиотечного и музейного пространств в единое культурное пространство. История библиотечного и музейного дела доказывает, что библиотеки и музеи изначально неотделимы друг от друга. По верному замечанию Е.Я. Кальницкой в ее дис-

сертации «Музеефикация дворцов: актуализация архитектурного наследия в современной теории и практике», «в парадигме культурологического знания каждый памятник имеет ценность как отражение определенной эпохи и открывает возможность проникновения в ее культуру. Осмысление историко-культурных закономерностей развития основано на понимании культурного пространства памятника, не ограниченного хронологическими и типологическими рамками. Актуальность поисков эффективного решения музеефикационных задач на основе обобщения научного и практического опыта» стимулирует потребность в разработке интеграционных механизмов [5, с. 15].

В условиях сегодняшнего интегративного развития культуры общей задачей и библиотеки, и музея является развитие исторического сознания, сохранение культурной памяти. Поэтому при музеях обязательно есть библиотеки, а при библиотеках все чаще возникают музеи, особенно если библиотека расположена в здании исторического памятника. «Вещная» и книжная культуры стремятся к взаимопроникновению, что объясняется родственностью музейных и библиотечных функций. И тот, и другой культурный институт выполняет научно-исследовательскую, научно-просветительную и воспитательную функции, осуществляет комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников культуры. И музей, и библиотека — учреждения публичные, ориентированные на широкую аудиторию и реализующие потребность человека в творческом самовыражении. Тем не менее у них существуют противоречия и различия, обусловленные как источниками финансирования (библиотеки и музеи, как известно, финансируются разными ведомствами), так и профилированием. Музейная и библиотечная специфика проявляется в составе фондов (в музее, как правило, предметы вещной, материальной культуры, в библиотеке — в основном произведения печати), в методике работы с фондами (библиотечные и музейные фонды требуют разных правил ведения), в организации штатного расписания (музейная структура подразумевает должности хранителя и смотрителей), в пропускной способности, доступности (в музеях определенная часть фонда представляет собой архивы и хранилища, в которые посетители не допускаются, а наиболее ценные рукописи и документы не выдаются на руки). Для того чтобы разрешить противоречия сохранности и общедоступности своих раритетов, библиотека создает специализированные читальные залы, где могут выставляться музейные фонды. Такие подразделения адресованы прежде всего филологам, и в этом проявляется специализация библиотеки. При всех различиях, массовые мероприятия в музее проводятся как для научных работников и творческой элиты, так и для учащихся, то есть тех же самых читателей библиотек. Получается, что пользователь у музея и библиотеки один. И если библиотека в музее подчинена его задачам и часто выступает как научно-вспомогательный аппарат для сотрудников и избранных посетителей, то музей в библиотеке создается для всех потенциальных читателей и работает на

идею самой библиотеки. Он может функционировать как отдельное подразделение, существовать в виде краеведческого уголка в одном из отделов или составлять с библиотекой единый организм.

В итоге историческое здание оказывается не только интегрированным в публичное пространство города как его элемент, но и формирует самостоятельное культурно-просветительское пространство.

На примере библиотеки, расположенной в историческом памятнике, еще более отчетливо обозначается функция публичной библиотеки как пространства, призванного обеспечить всем членам общества равный доступ к благам комфорта и красоты. Публичное пространство дает представление и об уровне развития, в том числе экономического, той или иной территории. По состоянию библиотеки (музея, театра) судят не столько об уровне культуры, сколько экономики. И если в последние десятилетия интерес к некоммерческим общественным пространствам в нашей стране в целом значительно уменьшился, то за рубежом он неуклонно растет, причем не только в наиболее развитых странах. Один из самых амбициозных проектов был реализован в отнюдь не богатом Египте — это Библиотека Александрина, или Новая Александрийская библиотека, а библиотечные проекты Совета Европы проходят под девизом «Создадим общественный рай!» (см. рис. 5). Кстати, внимание историческим зданиям и расположенным в них объектам культуры в последнее время достаточно активно уделяется и в России (проект «Аудитория Москва», такие конкурсы, как «Семь чудес России» и т.д., федеральные и региональные программы).

Таким образом, сегодня уже определен основной круг проблем, связанных с созданием публичного пространства в историческом здании, и предложены возможные пути их решения. Осознание этих трудностей не только профессионалами библиотечного и музейного дела, но и общественностью в целом поможет привлечь внимание к подобным объектам и будет способствовать развитию в них оригинальных, общедоступных и привлекательных публичных пространств.

Литература

1. Бабина Е.С. К вопросу о ценности памятников архитектуры и исторических зданий при их приспособлении в условиях современного города // Ар-хитектон: Известия вузов. 2013. № 42. Июнь. [Электронный ресурс]. URL: http://archvuz.ra/2013_2/7 (дата обращения: 14.11.2013).

2. Вайль П. Гений места. [Электронный ресурс]. URL: http://sib.fm/ interviews/2012/07/19/ulica-narodnogo-opolchenija (дата обращения: 14.11.2013).

3. Гаскюэль Ж. Пространство для книги: Руководство для всех тех, кто строит, оборудует и обновляет библиотеку. М.: Рудомино, 1995. 303 с.

4. Гройс Б. Публичное пространство: От пустоты к парадоксу. СПб.: Strelka-Press, 2012. 24 с.

5. Кальницкая Е.Я. Музеефикация дворцов: Актуализация архитектурного наследия в современной теории и практике. Автореф. дис. ... доктора культурологи. СПб., 2009. 51 с.

6. Лаврова К.Б. Публичное пространство библиотек или пространство для чтения? // Лаврова К.Б. Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: Сб. науч.-практ. работ / Сост. В.Я. Аскарова. М.: Межрегион. Центр, библ. сотрудничества, 2007. С. 93—98.

7. Поповский И. Улица народного ополчения: Интервью / И. Поповский. — [Электронный ресурс]. URL: http://sib.fm/mterviews/2012/07/19/uHca-narodnogo-opolchenija.

8. Равинский Д.К. Библиотека и вызовы XXI века: Монография. [Электронный ресурс]. URL: http://www.library.ru/1/sociolog/ravinsky/chapter01.php.

9. Сакулин П.Н. Филология и культурология: Сб. избр. работ. М.: Высшая школа, 1990. 239 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.