Научная статья на тему 'Проект «Музей на лестнице» как инструмент возрождения утраченного'

Проект «Музей на лестнице» как инструмент возрождения утраченного Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
173
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект «Музей на лестнице» как инструмент возрождения утраченного»

зее-заповеднике «Коломенское» или своеобразный музей одного колокола в Угличе. Время от времени в различных городах устраиваются особые колокольные выставки, подобные выставке о колокололитейном предприятии «Италмас», действовавшей несколько лет назад в Ярославле. Не будем забывать и о специализированных музеях поддужных колокольчиков, существующих на Валдае и в Ростове. Несмотря на обилие выставок и экспозиций, демонстрирующих колокола, первый Московский музей колоколов занял в этом ряду свое достойное место и уже достаточно громко заявил о себе. Между тем, у этого музея все впереди, его коллекция, безусловно, будет расти, экспозиция - совершенствоваться, число посетителей - умножаться. И очень хочется пожелать ему в этом большого успеха.

Т. В. Суродина

Проект «музей на лестнице» как инструмент возрождения утраченного

Проект «Музей на лестнице» родился при проведении Автономной некоммерческой организацией культуры «Русский клуб» с 2002 по

2006 г. культурно-исторической акции «Страницы истории Петербурга: Столетие петербургского дома».

Петербургский «Русский клуб» продолжает лучшие традиции своих предшественников дореволюционных и эмигрантских «Русских клубов». Продолжая эти традиции, мы пытаемся внести свой вклад в сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга.

Устроители акции ставили перед собой задачу представить петербургские дома, которым исполняется 100 лет, не признанные памятниками архитектуры, но достойные изучения и бережного к ним отношения. В ходе акции предполагалось следовать объективной закономерности: люди берегут то, что любят, а любят то, что хорошо знают и во что вкладывают свой труд и заботу.

Организаторы предложили горожанам принять участие в исследованиях, предоставив методическую помощь и обеспечив допуск в архивы, музеи, книгохранилища города. Акция имела три направления: исследовательское, благоустроительное, культурно-досуговое.

В поисковых исследованиях с 2002 по 2006 г. приняли участие 145 исследователей: 27 научных руководителей (педагоги, преподаватели средних и высших учебных заведений), 113 старшеклассников и студентов Санкт-Петербургских вузов (Государственного Университета, Государственного Университета культуры и искусств, Горного университета им. Г. В. Плеханова, Университета технологии и дизайна, Лесотехниче-

39

ской академии им. С. М. Кирова), а также 5 петербуржцев среднего возраста, в том числе пенсионеров.

Цель акции состояла в следующем:

- познакомить жителей Санкт-Петербурга и других городов России с историей страны через судьбы ее граждан, в частности, жителей домов-юбиляров, владельцев, служащих фирм, в них расположенных;

- привлечь внимание общественности и властей к неблагополучному состоянию домов старой городской застройки;

- внести элементы музейной стилистики в среду обитания горожан путем создания постоянно действующих выставок, стационарных минимузеев и временных экспозиций, посвященных истории дома, судьбам архитекторов, жильцов;

- возвратить имена забытых архитекторов, строительных мастеров, гражданских инженеров, техников, чей творческий путь начался в конце XIX - начале XX в. талантливыми заявками и оборвался или не состоялся в России после 1917 г.;

- способствовать самодеятельности жителей по бережному отношению к объектам материальной культуры, улучшению коммуникативного климата в доме;

- издать исторический и краеведческий материал по проведенным исследованиям.

По итогам каждого этапа акции в Центральной городской публичной библиотеке им. В. В. Маяковского были проведены две городские историко-краеведческие конференции «Дома рассказывают...» (31 января 2004 г., 28 января 2006 г.), на которых участниками акции были представлены 45 обстоятельных мультимедийных докладов.

Именно на I конференции «Дома рассказывают.» по желанию и инициативе жителей некоторых домов-юбиляров родилась идея создания мини-музеев в этих зданиях. Так появился проект «Музей на лестнице».

Это название условно, так как предполагаемые экспозиции могут располагаться не только на лестничных площадках в подъездах, но и в свободных помещениях домов, на стендах около домов, в арках, дворах, офисах учреждений, расположенных в домах-юбилярах. Были предложения устроить такие музеи в частных квартирах, но тогда доступ в них будет ограничен.

Для создания экспозиций были выбраны несколько домов-юбиляров, и эти адреса были представлены для обсуждения в Жилищный комитет администрации Санкт-Петербурга. После обсуждения представленных объектов, консультаций с руководителями Жилищного комитета, районными жилищными агентствами были отобраны четыре объекта - жилые дома на ул. Черняховского, д. 69; ул. Фурштадской, д. 62; Каменноостровском пр., д. 1/3; Каменноостровском пр., д. 20/10. В течение 2006-

2007 гг. службы РЖА обещали произвести необходимые ремонтные работы в выбранных для экспозиций домах.

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) «Лидваль» одним из первых выразило желание создать экспозицию в бывшем доме матери архитектора Ф. И. Лидваля (Каменноостровский пр., д. 1/3). В первые годы перестройки потомки архитектора хотели сделать в доме музей Лидваля (в нем было свободное помещение). В то время Петербург (в том числе и дом на Каменноостровском проспекте) посетила внучка архитектора -Пия Лидваль. Для создания экспозиции Русский клуб предоставил ТСЖ необходимые материалы, оказал методическую и консультационную помощь.

Кстати, наши партнеры Союз русских обществ в Швеции помогли нам в поиске материалов о творчестве Ф. И. Лидваля в Стокгольме после 1917 г. По нашей просьбе они нашли могилу архитектора и его жены на Юрисхольмском кладбище в предместье Стокгольма, построенные им здания, сделали хорошие фотографии. Некоторым жильцам и владельцам шведских творений Лидваля также понравилась идея создания домовых мини-музеев. На наш взгляд, архитектурное творчество Ф. И. Лидваля в Стокгольме менее яркое, чем в Петербурге. К сожалению, в Швеции о выдающемся архитекторе знает только узкий круг специалистов, и было бы полезно рассказать о его творчестве в Петербурге и Стокгольме.

При создании проекта каждого мини-музея в вышеперечисленных домах мы старались разработать оригинальный дизайн, вписать его в интерьер здания, используя его возможности - пространство лестничных площадок, старинные двери, вестибюли и т. д. При создании проектов этих экспозиций мы столкнулись с некоторыми трудностями. Не на всех входных дверях в выбранных нами домах есть кодовые замки или домофоны; отсутствует необходимое освещение, подъезды находятся в запущенном состоянии и нуждаются в косметическом ремонте.

После наших ходатайств в жилищные агентства и муниципальные образования в некоторых из них были установлены новые входные двери с домофонами и кодовыми замками, сделан косметический ремонт, отреставрированы камины. Сейчас мы готовим материал для этих экспозиций.

Пока наши «мини-музеи» находятся в стадии оформления. Я хочу обратить Ваше внимание на один удачный пример подобного «домового» музея в Санкт-Петербурге. Это музей шведских архитекторов Карла Андерсона и Федора Лидваля ТСЖ «На Конюшенной» на Малой Конюшенной улице, д. 1-3, открывшийся 27 мая 2007 г. в День города. Усилиями товарищества был отремонтирован двор, разбит цветник, установлены декоративные светильники. Во дворе на внутренней стене дома были установлены две мемориальных доски и декоративное панно.

В помещении бывшей дворницкой развернута постоянно действующая экспозиция, посвященная истории дома, творчеству архитекторов

К. Андерсона и Ф. Лидваля. Этот мини-музей стал одновременно досуговым центром для жителей дома и деловым центром для гостей, партнеров ТСЖ «На Конюшенной». В нем проходят временные художественные и фотовыставки, чествование ветеранов войны и труда, блокадников, встречи жильцов дома, деловые переговоры. Это удачный пример создания домового музея.

Сейчас Русский клуб готовит к публикации найденные в ходе акции краеведческие материалы, оформляет экспозиции в домах-юбилярах.

В 2006-2007 гг. мы решили продолжить культурно-историческую акцию «Страницы истории Петербурга» и уделить внимание не отдельным домам, а усадебным постройкам в черте Петербурга.

Инициатива по созданию домовых музеев получает поддержку. Возможно, некоторым инициаторам новых мини-музеев понадобится методическая и консультационная помощь. Русский клуб приглашает всех к сотрудничеству и участию в изучении петербургских усадеб.

Пользуясь случаем, я хочу сказать, что во время проведения акции Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Администрации Санкт-Петербурга курировал исследования ее участников, предоставлял необходимые материалы по архитектуре города. Архив Федеральной службы безопасности России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области помог устранить несколько «белых пятен» в истории домов-юбиляров, судьбах их архитекторов, домовладельцев, жильцов.

Хочу еще раз поблагодарить студентов факультета музееведения и экскурсоведения Университета культуры и искусств, его руководство и педагогов, в частности, декана Яковлева Владимира Петровича, заведующую кафедрой Сергееву Надежду Ивановну, преподавателя Милову Татьяну Георгиевну за поддержку наших краеведческих инициатив и участие в исследованиях.

Также хочу поблагодарить руководство, педагогов, студентов отделения «Референт-переводчик» Информационно-библиографического факультета того же Университета за помощь в работе «Русского клуба». В течение нескольких лет будущие референты-переводчики проходят практику в Русском клубе. Они участвовали в его информационной и РЯ-деятельности. Они осуществляли поиски потенциальных партнеров, информационный розыск для проектов клуба, в частности, для проектов «Песни Второй мировой войны», «Танцевальные собрания», «История и современность Русских клубов», вели деловую переписку с нашими отечественными и зарубежными партнерами, в том числе с Русскими клубами ближнего и дальнего зарубежья, делали переводы писем, договоров и другой деловой документации. Это было взаимовыгодное сотрудничество, полезное для обеих сторон.

Проект Русского клуба «Музей на лестнице» - это опыт приобщения горожан к освоению истории города и страны через формы музейной работы. И такая деятельность нуждается в поддержке специалистов-музейщиков.

И. А. Серова

Возрождение губернаторской усадьбы в Ярославле: история и современность

Губернаторский дом в Ярославле был построен в 1821-1823 гг. для губернатора Александра Михайловича Безобразова по проекту местного архитектора Петра Яковлевича Панькова. Для новой губернаторской резиденции П. Я. Паньковым была избрана универсальная форма усадьбы, что не случайно, так как эту традиционную композиционную схему отличала особая целостность, многофункциональность образа и возможность объединения разновременных архитектурно-градостроительных элементов. Паньков размещает комплекс построек на Волжской набережной, и точно увязывает его с главными композиционными осями центра города. Как писал в конце XIX в. местный историк К. Д. Головщиков: «Безобразов устроил теперешний губернаторский дом не ошибившись в выборе одного из лучших в городе мест»72. В состав усадьбы входят: трехэтажный дом, увенчанный бельведером, два двухэтажных флигеля, конюшенный корпус, хозяйственные постройки и пейзажный сад. Главный фасад дома оформляется торжественным шестиколонным портиком ионического ордера, столь же помпезно решен и фасад конюшен, ворота в сад украшаются фигурами львов. Этот парадный фасад губернаторского дома определил общественную и социальную значимость художественного пространства, обращенного на Волжскую набережную. Организованная напротив дома полукруглая площадка выполняла в этой усадебной композиции роль традиционного парадного двора. Отсюда к губернаторской деревянной пристани спускались две лестницы, между маршами которой была устроена беседка-грот. Со стороны реки этот высокий берег до сих пор воспринимается как грандиозный сценический подиум, на котором разворачивается величественная панорама Ярославля, включающая в себя и гражданские здания, и храмы, и элементы парковой архитектуры - арочный мост, беседку-ротонду, значительно обогатившие художественный образ этой части города.

72 Головщиков К. Д. История города Ярославля. Ярославль, 1889.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.