Проект Русского клуба «Музей на лестнице» - это опыт приобщения горожан к освоению истории города и страны через формы музейной работы. И такая деятельность нуждается в поддержке специалистов-музейщиков.
И. А. Серова
Возрождение губернаторской усадьбы в Ярославле: история и современность
Губернаторский дом в Ярославле был построен в 1821-1823 гг. для губернатора Александра Михайловича Безобразова по проекту местного архитектора Петра Яковлевича Панькова. Для новой губернаторской резиденции П. Я. Паньковым была избрана универсальная форма усадьбы, что не случайно, так как эту традиционную композиционную схему отличала особая целостность, многофункциональность образа и возможность объединения разновременных архитектурно-градостроительных элементов. Паньков размещает комплекс построек на Волжской набережной, и точно увязывает его с главными композиционными осями центра города. Как писал в конце XIX в. местный историк К. Д. Головщиков: «Безобразов устроил теперешний губернаторский дом не ошибившись в выборе одного из лучших в городе мест»72. В состав усадьбы входят: трехэтажный дом, увенчанный бельведером, два двухэтажных флигеля, конюшенный корпус, хозяйственные постройки и пейзажный сад. Главный фасад дома оформляется торжественным шестиколонным портиком ионического ордера, столь же помпезно решен и фасад конюшен, ворота в сад украшаются фигурами львов. Этот парадный фасад губернаторского дома определил общественную и социальную значимость художественного пространства, обращенного на Волжскую набережную. Организованная напротив дома полукруглая площадка выполняла в этой усадебной композиции роль традиционного парадного двора. Отсюда к губернаторской деревянной пристани спускались две лестницы, между маршами которой была устроена беседка-грот. Со стороны реки этот высокий берег до сих пор воспринимается как грандиозный сценический подиум, на котором разворачивается величественная панорама Ярославля, включающая в себя и гражданские здания, и храмы, и элементы парковой архитектуры - арочный мост, беседку-ротонду, значительно обогатившие художественный образ этой части города.
72 Головщиков К. Д. История города Ярославля. Ярославль, 1889.
Противоположный фасад губернаторского дома был оформлен не менее живописно. Два пологих пандуса соединяли парадные интерьеры с пейзажным садом, выходящим на Ильинскую площадь. Расположенные здесь храм Ильи Пророка и обрамляющие его классицистические здания Присутственных мест (архитектор И. М. Левенгаген) служили продолжением пространственной идеи усадьбы. Значительно обогащал художественно-эстетическое и смысловое содержание губернаторской усадьбы и образ Волги. Расширение формальной композиции усадьбы за счет включения в общий замысел уже имеющихся архитектурных объектов ХУП-ХУШ вв. не только завершило формирование центра Ярославля, но и усилило репрезентативность и парадность самой губернаторской резиденции, ставшей основным ядром интересного градостроительного комплекса.
Столь обширная территория была задействована в единый ансамбль не случайно. Это объяснялось административно-общественной функцией губернаторской усадьбы. Во время государственных, календарных и прочих праздничных торжеств здесь царил определенный ритуал, построенный по выработанным официальным канонам с включением элементов народных гуляний, что предполагало участие в этих церемониях значительной части городского населения независимо от сословной принадлежности. В такие дни съезжались люди и из окрестных городов и деревень. Сохранилось описание приема в Ярославле 8 мая 1837 г. наследника цесаревича Александра Николаевича. «Вечером бульвар осветился гирляндами разноцветных фонарей, дворец и весь город были иллюминированы. Стоявшие на Волге против дворца, два больших судна были освещены разноцветными же фонарями и лекаликами, одно из них светилось в форме пирамиды. Плавали по Волге и еще несколько освещенных судов, а противоположный берег ярко горел от нескольких сотен смоляных бочек на пространстве двух верст. Его Высочество неоднократно изволил выходить на балкон дворца полюбоваться красотами Ярославля и громогласное «ура» всякий раз приветствовало Августейшего Гостя. Так веселился Ярославль»73.
Губернаторский дом в Ярославле неоднократно был осчастливлен пребыванием в нем Августейших особ. Государи Императоры, великие князья и сопровождающая их многочисленная свита останавливались здесь отнюдь не только на отдых в пути следования. Время, проведенное в Ярославле, включало в себя приемы, балы, светские рауты, салонные беседы, встречи с представителями разных сословий, ведение дневников,
73 Трефолев Л. Н. Путешествие Наследника Цесаревича Александра Николаевича по Ярославской губернии в 1837 г. // Ярославские губернские ведомости. 1889. № 29/30; часть неофиц. № 4.
переписку - все это позволяло лучше познакомиться с губернией и людьми. Немногочисленные сохранившиеся архивные документы и воспоминания современников позволили нам в общих чертах представить себе губернаторский дом в роли императорского дворца. Вот как об этом писал в 1840-х гг местный краевед Д. И. Серебреников74: «... Императорский дворец для приезду... Построен по собственному благоволению государя императора Александра I под присмотром гражданского губернатора Александра Михайловича Безобразова на выдаваемую из казны сумму, начатый и оконченный в один год со всею постройкою. В сем более помещается жительством ярославский, ныне военный губернатор. А по приезду самого государя или высочайших фамилий оный дом готов бывает всегда». Представители дома Романовых, начиная с Александра I и до Николая II, останавливались в Губернаторском доме.
Надо отметить, что несмотря на то, что облик и жизнь губернаторской усадьбы были достаточно регламентированы основной общественно-административной функцией, тем не менее личность губернатора, его привычки, увлечения, быт влияли на стиль жизни в усадьбе и в городе.
Назначаемые императорами высшие чины губернской администрации вносили в провинциальную жизнь Ярославля столичные обычаи и нравы, задавая тон нижестоящим чиновникам. Большую роль в жизни дворянства играли увеселения, устраиваемые частными лицами: вечера, собрания, спектакли. В этой связи интересен период, связанный с Константином Марковичем Полторацким. Он был назначен на пост гражданского губернатора в январе 1830 г. и находился на нем 12 лет. В Ярославле он сохранил свой прежний петербургский стиль жизни, проникнутый духом «европейского салона». Об этом писала в 1835 г. газета «Молва». Некто А. Н. Иволгин в очерке «Ярославские воспоминания» отмечает «европейский вкус» салона начальника губернии и его гостей, особенную расположенность городского общества к различным культурным мероприятиям. Супруга Полторацкого - Софья Борисовна - устроила резиденцию в Ярославле с присущим ей аристократизмом и европейским вкусом. Из столицы были выписаны мебель, зеркала, люстры. В соответствии с модой, в уютных, изящно обставленных гостиных появились трельяжи, увитые зеленью. В них часто устраивались музыкальные вечера, столь популярные в придворных кругах. Константин Маркович практиковал также принятые в столице пышные обеды. В просторной столовой, выходящей окнами в сад, часто помимо членов семьи собирались состоящие у него на службе чиновники.
74 ГАЯО. Коллекция рукописей. № 1317. Л. 1. Д. И. Серебреников «Географическое и историческое описание города Ярославля».
Осенью 1839 г. губернаторский дом в Ярославле посетил французский путешественник и писатель маркиз Астольф де Кюстин75. Это оказалось одним из самых ярких его впечатлений в России. Наряду с роскошным внутренним убранством дома, его поразил прием, устроенный К. М. Полторацким. А. де Кюстин нашел в губернаторском доме «отзвуки французского духа XVIII в., того духа, который давно исчез на родине».
Будучи и сам человеком незаурядным К. М. Полторацкий, по возможности, использовал свое влияние при дворе, чтобы оказывать поддержку талантливым людям. Во время пребывания в Ярославле Императора Николая I в 1841 г. Константин Маркович представил ему выставленную во дворце картину молодого художника из Больших Солей Евграфа Сорокина. Разглядев «живую, вольную руку» живописца, Государь с ласковой улыбкой «тут же благоволил дать повеление принять его в Академию Художеств» на свой счет76. Таким образом, резиденция губернатора одновременно была и местом временного пребывания Императоров, и административным зданием, и центром культурной жизни провинциального города.
Эта тема до сих пор практически не освещалась в литературе. На мой взгляд, объясняется это целым рядом объективных и субъективных причин. Сразу после октябрьских событий 1917 г. не только упраздняется должность генерал-губернатора, но и сама усадьба как целостный архитектурно-парковый ансамбль перестает существовать. Кроме того, в 1917 г. Губернаторский дом был переименован в Дом народа, так как здесь была провозглашена советская власть и заседало местное правительство. После войны на территории бывшего Губернаторского сада разместился районный детский парк с аттракционами и игровыми павильонами, а в доме - технологический институт. Новый расцвет Губернаторской усадьбы, как культурного и общественно-значимого центра пришелся на последнюю треть ХХ в. Передача Ярославскому художественному музею основного дома, а позже и сада позволила не только провести комплексную научную реконструкцию усадьбы, но и значительно расширить ее эстетические функции. В бывшем Губернаторском доме разместились ретроспективные экспозиции отечественного искусства Х'УШ-ХХ вв., а в саду была построена экспозиция современной пластики. Наконец, восстановленная старинная усадьба соединила на своей тер-
75 Кюстин А. де. Россия в 1839 г. // Россия первой половины XIX в. глазами иностранцев. Л.,1991. С. 613-615.
76 О нем рассказано в анонимной корреспонденции под заглавием «Листок из современной ярославской летописи (на память жителям Ярославля)» с пометкой под текстом: «Ярославль, 30 мая 1841», напечатанный в июльской книжке журнала «Москвитянин». С. 249-252. (по ст.: Мельгунов Б. Два дебюта).
ритории различные виды искусств - архитектуру, садово-парковое и изобразительное искусство, музыку, театр, танец.
Здесь проходят театрализованные представления «Музы Губернаторского сада», «Пушкинский бал», концерты Ярославского губернаторского симфонического оркестра и камерного ансамбля «Барокко», свадебные приемы, фольклорные праздники, фестиваль творческой молодежи «Дар». В губернаторском доме собирается клуб деловых людей с культурными программами, аукционами, презентациями новых выставок. Одновременно с этим в музейном пространстве располагаются молодежная театральная студия «Странник», а также ассоциация современного танца и лаборатория перформанса. Сохранив, с одной стороны, классическое направление и респектабельность, музей стал территорией молодежи. Очень важна и рекреационная функция усадьбы. Живописность ее ландшафта, эмоционально и эстетически окрашенная среда создали особую атмосферу для отдыха, творчества, вдохновения посетителей.
Кроме того, политические реформы вызвали изменения и в административной системе управления областью. В 1994 г. была вновь введена должность губернатора, что вернуло Губернаторской усадьбе параднопредставительский статус. Она становится местом проведения ярославским губернатором торжественных приемов, чествований и презентаций.
Все это потребовало от художественного музея, экспозиция которого размещается в Губернаторском доме, освоения непривычной сферы функционирования культуры. Мифообустройство губернаторской усадьбы путем «закрепления» в музеефицированном пространстве исторических мифов, становится необходимостью. В декабре 2001 г. по инициативе действующего губернатора А. И. Лисицына внутри основной экспозиции русского искусства XVIII - начала ХХ в. был создан Кабинет-библиотека. Здесь действующий губернатор проводит представительские встречи и приемы. Его незримое присутствие обозначает губернаторский знак - атрибут инаугурационного ритуала, выставка старинных открыток из его личной коллекции. Посетители кабинета могут воспользоваться книгами, а также получить интересующую их информацию через установленный здесь компьютер с интернет-сайтов администрации Ярославской области, Союза музеев России, Ассоциации музеев России и других.
Такое своеобразное поддержание традиций ушедшего прошлого и новые формы освоения старинной усадьбы позволили не только овеществить дух истории, но и значительно одухотворили окружающее пространство, а через праздник, зрелище обеспечили процесс вживания современного человека в это эстетическое пространство.
Сейчас в Губернаторском доме ведутся серьезные ремонтно-реставрационные работы. Завершена реконструкция бельведера и аттика на крыше здания, лепного декора на фасаде со стороны Волжской набережной, восстановлена кованная решетка ограды сада. Губернаторскому до-
му, с гордостью именовавшегося ярославцами Императорским дворцом для приезду, возвращается былое великолепие.
С. Ф. Махрачев
Вопросы создания музея в дворянской усадьбе (на материалах Тамбовской области)
В освоении Тамбовского края значительная роль принадлежала помещичьей колонизации, прошедшей несколько этапов. Помещиков привлекала земля - плодородные тучные черноземы. В первые десятилетия XVIII в. на Тамбовщину устремились мелкопоместные дворяне Ряжско-го, Шацкого и Переславль-Залесского уездов. В этот период возникла только одна крупная феодальная вотчина. Это владения «светлейшего» князя А. Д. Меншикова. Активизировался рост помещичьего землевладения во второй половине XVIII в., особенно в царствование Екатерины II и Павла I77.
На рубеже XVIII-XX вв. возникают усадебные комплексы тамбовского дворянства, ставшие к концу XIX в. хранилищами фамильных портретных галерей, богатейших архивов и библиотек, художественных коллекций отечественной и зарубежной культуры. Они позволили провинциальным дворянским усадьбам обрести самостоятельное историкокультурное значение. Значительные ценности хранились в усадебных коллекциях таких дворянских родов, как Боратынских в Маре, Загряжских-Строгановых в Кариан-Знаменском, Чичериных в Карауле, Бенкендорфов в Сосновке, Волконских в Павловке.
После революции 1917 г. судьба усадеб и их коллекций оказалась трагичной. Бывшие хозяева покинули свои имения и в большинстве своем иммигрировали. Молодое Советское государство предпринимает попытки сохранения культурного наследия страны в условиях гражданской войны. Создана законодательная база по охране памятников: Совет народных комиссаров 12 апреля 1918 г. выпустил «Декрет о памятниках культуры», а 5 октября того же года - декрет «О регистрации, приеме на учет и сохранении памятников искусства и старины, находящиеся во владении частных лиц, обществ и учреждений»78.
77 Мизис Ю. А. Заселение Тамбовского края в XV[I-XV[II вв. Тамбов, 1990. С. 86-88.
78 Охрана памятников истории и культуры. М., 1973. С. 15-16, 22-24.