Научная статья на тему 'Московский «Дом Н. В. Гоголя»: организация культурно-образовательного пространства'

Московский «Дом Н. В. Гоголя»: организация культурно-образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
171
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Московский «Дом Н. В. Гоголя»: организация культурно-образовательного пространства»

В.П. Викулова

МОСКОВСКИЙ «ДОМ Н.В. ГОГОЛЯ»:

ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Викулова Вера Павловна - директор «Дома Н .В. Гоголя»,

кандидат педагогических наук, Заслуженный работник культуры РФ.

Сегодня «Дом Н.В. Гоголя» - это Государственное бюджетное учреждение культуры (ГБУК), включающее мемориальный музей и научную библиотеку. Оно находится на Никитском бульваре в доме № 7а - в здании, представляющем собой памятник истории и архитектуры Москвы.

Это старинная усадьба ХУШ-Х1Х вв., где писатель провел последние четыре года жизни (1848-1852). Главное здание архитектурного ансамбля называют «Домом Талызина - Толстого» - по именам его самых известных владельцев: участника Отечественной войны 1812 г., генерал-майора А.И. Талызина и графа, государственного деятеля А.П. Толстого. В конце 1848 г., после возвращения в Россию из долгого заграничного путешествия, Н.В. Гоголь принял предложение своего близкого друга Александра Петровича Толстого остановиться у него в доме на Никитском бульваре, который граф сначала арендовал у наследников генерала Талызина - бывшего владельца городской усадьбы, а затем приобрел на имя своей жены Анны Георгиевны Толстой (урожденной княжны Грузинской).

Дом на Никитском бульваре стал для Н.В. Гоголя поистине родным. Супруги Толстые были людьми очень религиозными и, несмотря на немалое состояние, жили строго, почти по-монашески, что духовно сближало их с Н.В. Гоголем. Толстые гостеприимно приняли писателя, отдав в его распоряжение две комнаты первого этажа. Эти помещения служили ему приемной и кабинетом.

В усадьбе Толстых Н.В. Гоголь встречался со своими знаменитыми современниками. Сюда приходили его московские друзья, в числе которых один из ближайших - А.С. Хомяков, живший неподалеку на Собачьей площадке. Рядом с его бывшим домом находился храм Симеона Столпника, чьим

прихожанином и стал Н.В. Гоголь. Часто навещали Николая Васильевича С.Т. Аксаков с сыновьями - Константином и Иваном, профессора Московского университета О.М. Бодянский, М.А. Максимович, М.П. Погодин, С.П. Шевырёв, а также фрейлина русского императорского двора А.О. Смирнова, с которой Н.В. Гоголь был дружен еще со времен жизни в Петербурге.

По воспоминаниям людей, посещавших Н.В. Гоголя в доме на Никитском, можно сделать вывод, что в приемной и кабинете писателя находились только те вещи, которые были необходимы для жизни и работы. Вся обстановка этих комнат располагала к размышлениям и молитвам. Именно здесь Гоголь работал над вторым томом «Мёртвых душ», впоследствии уничтоженным.

Из документальных свидетельств о жизни Н.В. Гоголя в доме Толстых также следует, что слева от комнат Н.В. Гоголя на первом этаже была расположена анфилада комнат с большим залом, служившим для приема гостей. В этом зале Н.В. Гоголь в последний раз выступил перед публикой как чтец своих произведений. Здесь 5 ноября 1851 г. им была прочитана комедия «Ревизор» литераторам и актерам Малого театра. Чтение впоследствии было описано очевидцами - Г.П. Данилевским, И.С. Тургеневым и М.С. Щепкиным.

По многочисленным мемуарным высказываниям современников можно заключить, что в доме Толстых Гоголю предоставили полную свободу во всем, за ним ухаживали, и он мог ни о чем не заботиться. Во время предсмертной болезни Николая Васильевича А.П. Толстой стремился сделать все возможное для исцеления писателя, приглашая лучших врачей того времени. Незадолго до кончины Гоголя перенесли в маленькую комнатку для гостей, расположенную сразу за приемной, там он и умер 21 февраля (4 марта) 1852 г.

Масштабные исторические исследования, проведенные сотрудниками «Дома Н.В. Гоголя», помогли воссоздать в бывшей графской усадьбе подлинный интерьер и культурную атмосферу гоголевской эпохи. А неоднократные научные экспедиции на Украину в родные места писателя - село Ва-сильевка и Нежин - в целях сбора биографических данных и поиска документальных свидетельств и меморий значительно расширили наши знания о жизненном и творческом пути писателя.

При этом в процессе исследования была не только восстановлена «гоголевская география», но и завязаны тесные контакты с такими центрами изучения русской литературы, как ИМЛИ РАН, Литературный институт им. А.М. Горького, Пушкинский Дом, Нежинский государственный университет (Украина), Полтавский национальный педагогический университет (Украина), Заповедник-музей Н. Гоголя (с. Гоголево (Васильевка), Украина),

Литературно-мемориальным музей Н.В. Гоголя в Больших Сорочинцах, Университет Ля Сапиенса (Италия) и др.

В результате была сформирована серьезная исследовательская база для музейного проектирования, создания и пополнения мемориальной экспозиции. Однако при ее формировании возникли значительные трудности, обусловленные тем, что свои последние годы писатель прожил не просто скромно, а аскетично, поэтому мемориальный фонд, который может быть положен в основу экспозиции, совсем невелик. В итоге было решено в правой части музейной зоны (прихожая, гостиная, кабинет-спальня) максимально точно следовать историческим реалиям гоголевской эпохи в предметном и в стилевом плане. Особое внимание при этом было уделено органичному сочетанию в старинных интерьерах различных видов искусства - архитектуры, скульптуры, живописи. А в левой части - использовать современные музейные технологии, знакомящие посетителей с творчеством писателя. Примечательно, что в процессе реконструкции пространства усадьбы был изучен опыт других учреждений культуры подобного рода, таких, как городская усадьба купца И.Х. Билибина в Калуге, построенная в начале XIX в. (ныне - Калужский областной художественный музей), и усадьба купца П.М. Золотарёва.

Теперь музейное пространство охватывает все здание со всеми его помещениями, а основная экспозиция размещается на первом этаже особняка. Здесь собраны подлинные исторические предметы и произведения искусства, мебель первой половины XIX в., печатные и рукописные материалы (гравюры, ксерокопии, рисунки, прижизненные издания Н.В. Гоголя, книги из круга его чтения), а также вещи, принадлежавшие писателю. Среди них - игольница слоновой кости, чернильный прибор из имения дальних родственников Гоголей - Трощинских, ножницы для снятия нагара со свечи и дорожный сундук XIX в.

Необходимо подчеркнуть два ключевых момента в устройстве многофункциональных культурно-образовательных пространств с мемориальной составляющей - допустимость и даже необходимость стилизации для создания наиболее точного образа той или иной эпохи, ее «портрета», и интерактивность, которая непосредственно направлена на современного посетителя и учитывает особенности его восприятия культуры XIX столетия уже не только через призму художественных произведений и исторического кинематографа, но и под воздействием распространенного сегодня игрового и клипового мышления. По этой причине немаловажным фактором развития музейного комплекса стало использование современных электронных технологий: теней и силуэтов, созданных компьютерными спецэффектами, призванными подчеркнуть философско-поэтическое преображение повседневной реальности, создать ощущение двоемирия и проницаемости границ между прошлым, настоящим и будущим. С этой точки зрения примечателен художественный 234

замысел завершающего зала музейной экспозиции - «Зала воплощений», решенного современными средствами и представляющего собой художественную фантазию, созданную по мотивам произведений и деталей личной биографии Н.В. Гоголя. Ведь в фондах и постоянной экспозиции Дома содержатся не только гоголевские мемории, но и экспонаты-аллюзии, отражающие широкий гоголевский контекст в музыке, живописи и скульптуре.

Одна из важнейших наших задач по комплектованию - это собирание редких изданий Гоголя, иллюстративного материала к произведениям писателя и его иконографии. С этой целью собрана богатая галерея изобразительных материалов, редких и малоизвестных портретов Н.В. Гоголя, а также тематическая коллекция «Гоголиана», куда вошли и современные, и раритетные издания произведений Гоголя и материалов о нем. Пример тематико-композиционного единства «Гоголианы» и воссоздаваемого гоголевского архива убедительно доказывают эффективность библиотечно-музейного синтеза для создания современного культурно-образовательного пространства [1; 2]. Сочетание различных видов работы с посетителями активизирует не только библиотечную составляющую в традиционных формах абонементного обслуживания пользователей, но и различные формы сохранения и популяризации культурного наследия: выставки книжных памятников и вещественных реликвий, лекционные и семинарские занятия, литературно-театрализованные программы, творческие вечера, концерты, различные виды экскурсий, в том числе интерактивных и виртуальных.

При этом серьезной мотивацией в деятельности «Дома Гоголя» служит возрождение в его стенах традиций русской усадебной культуры XIX в., традиций музыкально-театральных гостиных. Так, у наших посетителей большим успехом пользуются литературные чтения «Час откровений», камерные музыкальные вечера, встречи с известными поэтами и писателями. У нас выступают профессиональные артисты, студенты музыкальных и театральных вузов, творческие коллективы. Воссозданию атмосферы литературно-музыкальных салонов XIX столетия способствуют и звучащие в стенах Дома классический рояль фирмы «Ио^оИ» и фортепьяно. В Доме есть кинолекторий, читаются лекции, организуются экскурсии по истории Москвы.

В настоящее время «Дом Гоголя» представляет собой крупный интеллект-центр и методический культурный комплекс, который постоянно принимает участие в московских, всероссийских и международных проектах и акциях для детей и взрослых: «Семейное путешествие», «Ночь в музее», «Ночь в библиотеке», «Ночь музыки», «Ночь искусств», олимпиада для школьников «Музеи. Парки. Усадьбы».

В методической серии «Дом Н.В. Гоголя - школе» были разработаны интерактивные программы для учащихся разного возраста, позволяющие погрузиться в уникальную культурную среду особняка XVIII-XIX вв. Для этой

цели мы создали костюмерную, приобрели костюмы и театральный реквизит, выбрали сценарии театрализованных экскурсий (с научной обработкой первоисточников) по темам «Тайна сожженной рукописи», «Рождество в Доме Гоголя»; проводили театрализованное занятие по сценарию «Играем в театр: Загадка "Ревизора"»; литературные игры: «Путешествие в Запорожскую Сечь», «Мёртвые души: Разговор по душам». Большое внимание уделяли интерактивным занятиям: «Урок словесности», «Быт дворянской усадьбы»; лекции: «Гоголь и славянофилы», «Гоголь и семья Толстых», «Гоголь и художник А. Иванов», «Гоголь и актер М. Щепкин», «Первые литературные опыты. "Ганц Кюхельгартен"», «"Петербургские повести" Гоголя», «Сатира Гоголя», «Поэтика Гоголя», «Театр Гоголя» и др.

На основе мемориального фонда и сотрудничества музея-библиотеки с профильными организациями ведутся серьезные научные изыскания, координируются гоголеведческие исследования. Начиная с 2001 г. ежегодно в день рождения писателя ученые-гоголеведы со всего мира собираются в бывшей графской усадьбе, чтобы принять участие в Международной научной конференции «Гоголевские чтения». По итогам чтений выпускается специальный сборник, в котором публикуются материалы и статьи, представленные на конференции.

Как в свое время утверждал выдающийся музеевед А.З. Крейн, идея любого музея - это «идея современности», поскольку музеи хранят историю для наших дней и служат связующим звеном времени [5, с. 18]. Эта идея воплощается у нас в стремление создать современную комфортную среду для образования, досуга и общения. Речь в данном случае идет прежде всего о «расширении» границ пространства «Дома Гоголя», когда посетителям предоставляется бесплатно Wi-Fi (доступ в Интернет), причем не только в читальных залах, но на всей территории усадьбы, включая городской сквер. Посетители музея могут воспользоваться аудиогидом, содержащим информацию о достопримечательностях «Дома Гоголя» на русском, английском, немецком и французском языках. Кроме того, наше учреждение культуры имеет собственный сайт в сети Интернет (www.domgogolya.ru), систематически пополняет и модернизирует этот ресурс. Сайт предоставляет посетителям право удаленного доступа к системе электронного каталога библиотеки, полнотекстовой базе данных «Гоголевский архив» (произведения писателя, монографии и статьи о его жизни и творчестве). К числу нововведений, используемых в работе Дома, относятся и видеотрансляции наиболее примечательных мероприятий, и возможность приобретения электронного билета онлайн непосредственно на его сайте.

Нельзя не отметить уникальный фонд нотной библиотеки «Дома Гоголя», состоящий как из традиционных партитур, так и из записей на современных носителях: CD и DVD-дисках. К 200-летию со дня рождения писателя выпу-236

щен аудиодиск «Выбранные места из переписки с друзьями» (отрывки из произведения Н.В. Гоголя читает Народный артист России А. Петренко) [4]. Посетители нотно-музыкального отдела библиотеки имеют возможность подобрать с помощью электронного пианино с наушниками вокально-инструментальный репертуар для исполнения и прослушивания. Производится сканирование и оцифровка имеющегося книжного и газетно-журнального фонда для формирования и пополнения медиабиблиотеки. Этой же цели служит проект «Электронная Гоголиана», в рамках которого в цифровой формат переведены редкие гоголеведческие исследования («Гоголевские дни в Москве», «Опыт биографии Н.В. Гоголя» с включением до 40 его писем, «Из семейной хроники Гоголей», «Очерки по анализу творчества Н.В. Гоголя», «Альбом выставки в память Н.В. Гоголя», «Альбом Гоголевских типов по рисункам П. Боклевского», «Гоголь в Москве»).

Таким образом, становление культурно-образовательного пространства «Дома Гоголя» базируется на эффективной интеграции различных методов работы: от привычного абонементного обслуживания до активного ведения собственных тематических страниц на наиболее популярных медиаресурсах и в социальных сетях ВКонтакте, Facebook, Twitter, TripAdvisor. Значение такого синтеза особенно актуально в связи со стартовавшим в России «Годом культуры».

Литература

1. Викулова В.П. Методика создания музейных экспозиций и типология публичных библиотек, реализующих мемориальную функцию // Музейная деятельность публичных библиотек: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - СПб., 2010. -С. 5-14.

2. Викулова В.П. Н.В. Гоголь - загадка третьего тысячелетия: Концепция и тематико-экспозиционный план Центральной городской библиотеки - мемориального центра «Дом Гоголя». - М., 2007.

3. Викулова В.П. Н.В. Гоголь - загадка третьего тысячелетия: План экспозиционно-выставочных мероприятий ГУК «Дом Гоголя» к 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя в 2009 г. - М., 2007.

4. Крейн А.З. Жизнь музея. - М., 1979. - 256 с.

5. Крейн А.З. Рождение музея. - М., 1969. - 207 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.