педагогические науки
Бекоева Марина Ивановна БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ...
УДК 378
БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
© 2017
Бекоева Марина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье выделены основные категории понятия «безопасная образовательная среда», которая в системе высшего образования является интегративной характеристикой, определяющей качество образования, психическое здоровье студентов и преподавателей, а также успешность профессиональной деятельности всего профессорско-преподавательского состава образовательной организации. Эта категория должна служить стратегическим направлением деятельности администрации вуза. Анализ работ современных исследователей показал, что одним из критериев качества образовательного процесса является его безопасность - отсутствие недопустимого риска причинения ущерба здоровью, чести и достоинству его субъектов, а одной из важнейших задач образовательной среды выступает создание безопасных условий для успешного обучения и воспитания студентов. Однако по-прежнему не в полной мере разработаны модели безопасной образовательной среды. Никакие дорогостоящие технологии, обеспечивающие безопасность образовательной среды не дают гарантию снижения травматизма участников образовательного процесса, если у каждого из них не будут сформированы знания о мерах собственной безопасности, самопомощи и поддержки. На активность субъектов безопасного образовательного пространства, кроме того, оказывают влияние преподаватели, профессиональная направленность, общественные организации, социальные институты воспитания, а также государство в целом. Поэтому он выступает как субъект, одновременно находящийся в эпицентре взаимодействия систем разного уровня. Поэтому главным условиям остается воздействие на администрацию образовательного учреждения, преподавателей, обучающихся, родителей и обслуживающий персонал, то есть на человеческий фактор. Для устранения как внешних, так и внутренних причин зарождения серьезных опасных ситуаций необходима совместная психолого-педагогическая организационно-конструктивная деятельность руководства образовательной организации, обучающихся, педагогов, общественных организаций и других субъектов безопасного образовательного пространства.
Ключевые слова: безопасная образовательная среда, психическое здоровье студентов, психическое состояние преподавателя, успешная профессиональная деятельность.
SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF SUCCESSFUL COGNITIVE
ACTIVITY OF STUDENTS
© 2017
Bekoeva Marina Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of education and psychology North Ossetian State University after named K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutin Street, 46, e-mail: [email protected])
Abstract. In the article the main categories of the notion "safe educational environment" are highlighted, which in the higher education system is an integrative characteristic determining the quality of education, mental health of students and teachers, as well as the success of the professional activity of the entire teaching staff of the educational organization. This category should serve as a strategic direction for the administration of the university. An analysis of the work of modern researchers has shown that one of the criteria for the quality of the educational process is its safety - the absence of unacceptable risk of damage to the health, honor and dignity of its subjects, and one of the most important tasks of the educational environment is the creation of safe conditions for the successful teaching and education of students. However, the models of a safe educational environment are still not fully developed. No expensive technologies that ensure the safety of the educational environment do not guarantee a reduction in the traumatism of participants in the educational process if each of them does not develop knowledge about measures of their own security, self-help and support. On the activity of subjects of a safe educational space, in addition, teachers, professional orientation, public organizations, social institutions of upbringing, as well as the state as a whole, have an influence. Therefore, it acts as a subject, simultaneously located in the epicenter of interaction of systems of different levels. Therefore, the main conditions remain the impact on the administration of the educational institution, teachers, students, parents and staff, that is, on the human factor. To eliminate both external and internal causes of the emergence of serious dangerous situations, the joint psychological and pedagogical organizational and constructive activity of the leadership of the educational organization, students, teachers, public organizations and other subjects of safe educational space is necessary.
Keywords: safe educational environment, students' mental health, teacher's mental state, successful professional activity.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Образовательная среда в некоторой степени является жизненной, социально-ориентированной средой человека. Как социальный институт воспитания и обучения, образовательная организация выступает субъектом безопасности молодого поколения. Известно, что успешное функционирование образовательной организации неосуществимо отдельно от общества. Исследование ведущих психолого-педагогических факторов успешности профессиональной деятельности студентов - будущих специалистов обусловлено сложной непредсказуемой ситуацией, складывающейся на отечественном рынке труда в настоящее время. В последние годы усугубились противоречия, зародившиеся между требованиями к качеству выпускаемой продукции и частыми увольнениями и сокращениями специалистов, отвечающих за качество производства. С каждым годом работодатели
предъявляют все более возвышенные требования к уровню образования, профессиональным компетенциям, результативности деятельности, а также к личностным качествам дипломированных специалистов.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Согласно исследованиям современных ученых (С.А. Амбалова, И.А. Баева, М.И. Бекоева, М.И. Гаврилова, И.Н. Одарич, И.С. Ворошилова, И.Г. Лучинина, Д.А. Романов, Т.В. Тихомирова и др.) [1; 2; 3; 4; 5; 6], система образования является социокультурным феноменом и социальным институтом, а образовательная организация - социальной системой с установленными социальными отношениями и связями. По мнению других авторов (С.Ю. Полуйкова, В.В. Семикин), не подлежит сомнению также и то, что одной из основных категорий современной образова-
Bekoeva Marina Ivanovna
SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT ..
pedagogical sciences
тельной системы выступает качество образования, а существенным показателем качества образования считается его безопасность [7; 8]. Неслучайно сегодня в содержании высшего образования особый акцент делается на укрепление безопасной образовательной среды (С.А. Амбалова, Е.В Магомедова, И.А. Остапенко), закономерностях его поддержания, происходящих изменениях, психологических приемах совершенствования и т.д. [9; 10].
Формирование целей статьи (постановка задания). Потребность человека в безопасности и предохранении считается первичной в иерархии потребностей, разработанной известным американским психологом А. Маслоу. В структуру потребности в безопасности входят: потребность в предсказуемости событий, в организации см безопасной жизнедеятельности, в нормативно-правовом обеспечении социального бытия, в устойчивости позитивных социально-экономических отношений и т.д. Согласно концепции А. Маслоу, некоторые типы людей мотивированны, собственно, на поиск безопасности собственной жизни. Для каждого психически здорового человека безопасность родных и близких, собственная безопасность, выступает одной из ключевых общечеловеческих ценностей. В связи с этим, безопасная образовательная среда, как фактор успешной учебно-познавательной деятельности и условие гуманизации образования, предполагает создание безопасных условий благополучного и плодотворного обучения и воспитания студентов. Создание безопасной образовательной среды является также необходимым условием успешной профессиональной деятельности преподавателей.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Структурно-содержательная целостность образовательного пространства учебного заведения обуславливается общностью целей и задач профессионального образования, внутренней организацией безопасной образовательной среды, обеспечиваемой взаимодействием различных структурных и социальных субъектов. Однако по-прежнему не в полной мере разработаны модели организации безопасной образовательной среды в высшей школе. Критерии безопасности образовательной среды большинством ученых (З.М. Сабанов, М.Н. Самедов) обусловлены следующими интегральными показателями:
- потенциал образовательной среды вуза для лич-ностно-профессионального развития студентов;
- толерантные отношения, обеспечивающие безопасную социально-педагогическую образовательную среду;
- гарантированность повышения и укрепления соматического и психического здоровья, чести и достоинства субъектов социально-педагогического взаимодействия;
- высокий уровень психолого-педагогического сопровождения студентов в личностно-профессиональном самоопределении и профессиональном становлении [11; 12; 13].
В любой образовательной организации понятие «безопасность» включает в себя психологический и физический компоненты. Психологическую безопасность человека мы определяем как удовлетворительное состояние его психики; сохранение адаптивных способностей личности, социальных групп, общества (А.Д. Гусова); стабильное развитие и нормальное функционирование личности во взаимодействии с окружающим миром, формирование умений защититься от угроз и способности создавать психологически безопасные отношения и связи со средой; возможности окружающей среды и человека по предотвращению и устранению стихийных бедствий и т.д. [14; 15].
Физическую безопасность мы связываем с уровнем двигательной активности профессорско-преподавательского состава для укрепления их здоровья, повышения качества жизни и способности адаптации к различным
жизненным ситуациям и внешним воздействиям, проявлением интереса к занятиям физической культурой, физическим упражнениям, спорту и т.д.
С точки зрения большинства ученых (И.А. Баева, А.М. Доронин, Л.Н. Караванская, Е.С. Киселева, Д.А. Романов), безопасность образовательной среды может быть как непосредственным, так и опосредованным свойством [1; 5]. Иначе говоря, безопасность образовательной среды может определяться результатами как внутренних, так внешних факторов и воздействий. Известно, что любое притеснение, попытка заставить сделать что-либо против воли человека порождают сопротивление К.В. Рочев, Г.В. Коршунов), которое может быть внутренним или внешним. Внешним - когда нарушаются общепринятые нормы, когда совершается то, что взрослые называют нарушением дисциплины, непослушанием, «актом неповиновения» [16]. Внутренним - когда есть уход от контактов, самообвинение, отрицательное отношение к самому себе, аутоагрессия. И внешнее, и внутреннее сопротивление осложняет систему взаимоотношений взрослого и ребенка, разрушая, прежде всего, личностно каждого из них. Длительное эмоциональное напряжение, по мнению некоторых исследователей (М.И. Бекоева, В.В. Гутман, Н.В. Шкляр) порождает желание его ослабить, провоцирует поиск суррогатных выходов, уходов из среды, где человек подвергается насилию [17; 18].
Мы полагаем, что снижение психологического насилия в образовательной среде школы, являясь основным направлением по обеспечению психологической безопасности, может также выступать одним из подходов к профилактике зависимостей и к укреплению психического здоровья участников учебно-воспитательного процесса. Среда, пораженная насилием, создает желание уйти, избавиться от деструктивного для личности воздействия и, как следствие, порождает безнадзорность -одну из важнейших социальных проблем современного общества.
Для безопасности, определяемой внутренними факторами образовательной среды, характерны единство целей, устойчивая мотивированности к совместному решению проблем участниками образовательного процесса [19], эффективной поликультурной социальной средой образовательной организации - важнейший внешний ресурс личностно-профессионального развития обучающегося; между участниками социально-педагогического взаимодействия (администрацией образовательного учреждения, педагогами, обучающимися, общественными организациями, работодателями выпускников и т.д.) отчетливо доминируют позитивные взаимоотношения; минимизирована вероятность нанесения ущерба соматическому и психическому здоровью, чести и достоинству субъектов социально-педагогического взаимодействия; систематическая поддержка обучающегося в личност-но-профессиональном самоопределении, психолого-педагогическое сопровождение всех видов учебно-профессиональной деятельности студентов [10].
Для безопасности, определяемой внешними факторами образовательной среды (Н.Н. Тигишвили, И.А. Юрьева) [20; 21], характерны устойчивость внешнего ресурса личностно-профессионального развития студентов и преподавателей, значимый при достаточном уровне сформированности внутренних аспектов; обеспечение бесконфликтного взаимодействия в образовательной среде мерами административного правового регулирования, а также устойчивой толерантностью участников педагогического процесса; позитивными формами взаимодействия участников педагогического процесса; мотивированностью к коллективному решению педагогических проблем; минимальной вероятностью нанесения ущерба здоровью, чести и достоинству субъектов социально-педагогического взаимодействия; поддержкой студентов в личностно-профессиональном самоопределении, в выборе профессионального и жиз-
260
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Бекоева Марина Ивановна БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ...
ненного пути, в преодолении трудностей. «Безопасность необходимо рассматривать в широком смысле этого слова, так как она включает в себя не только организацию защиты населения, в том числе участников образовательного процесса, от чрезвычайных ситуаций, таких, как экологические, природные и техногенные катастрофы, пожары, экстремизм, террористические угрозы, насилие над личностью, но и бытовой, и транспортный травматизм, незаконное вторжение в информационное и личное пространство, недостаточно защищенные условия труда и учебы. Обеспечение безопасности также включает в себя умение правильно оценивать внешние факторы, своевременно реагировать на них. Действенная система обеспечения безопасности возможна только при одновременном учете всех этих факторов» [22].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, обеспечение безопасной образовательной среды - основа совершенствования профессиональной деятельности преподавателя вуза, гуманизации высшего образования, а сама безопасность - фактор-детерминант его качественных характеристик. В целостной структуре формирования психологической и физиологической безопасности студентов особую роль играют способности к непрерывной трансформации своих творческих способностей. Наиболее благополучно эти проявления формируются в условиях безопасной образовательной среды, которая отвечает личностным смыслам субъектов социально-педагогического процесса и оказывает существенной влияние на последующее их становление как высококвалифицированных специалистов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб., 2002. 148 с.
2. Бекоева М.И., Амбалова С.А. Реализация новой государственной политики в сфере непрерывного педагогического образования //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2016. №3. С. 116-121.
3. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Профессиональная компетентность бакалавра //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. №1 (10). С. 22-23.
4. Одарич И.Н., Гаврилова М.И. Компетентностный подход в системе высшего образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 133-136.
5. Мониторинг качества образовательного процесса / Е.С. Киселева, Л.Н. Караванская, Д.А. Романов, А.М. Доронин //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2012. № 11 (93). С. 44-48.
6. Мониторинг самостоятельной работы студентов / И.Г. Лучинина, Т.В. Тихомирова, И.С. Ворошилова, Д.А. Романов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (105). - С. 90-93
7. Полуйкова С.Ю. Организационно-педагогические условия освоения студентами профессионально-образовательной среды факультета. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Омск., 2000.
8. Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека: Монография. СПб., 2002. 216 с.
9. Амбалова С.А. Личность и ее приобщение к социальному миру //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №1 (14). С. 9-11.
10. Магомедова Е.В., Остапенко И.А. Мировоззренческое самоопределение молодёжи - важнейшая проблема современного российского образования// Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 91-94.
11. Сабанов З.М. Деятельность специалиста по социальной работе в отделении социальной реабилитации комплексных центров социального обслуживания на-селения//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 290-292.
12. Самедов М.Н. Реализация системно-деятельност-ного подхода в обучении посредством привлечения сту-
дентов к модернизации лабораторных практикумов» // Балтийский гуманитарный журнал. -2017. Т. 6. №1 (18). С.149 -153.
13. Сабанов З.М. Социальная защита лиц, получивших повреждение здоровья в результате несчастного случая на производстве //News of Science and Education. 2016. Т. 6. С. 62-66.
14. Гусова А.Д., Тамаева И.А. Социально-психологические проблемы адаптации студентов //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 8-2. С. 165-169.
15. Гусова А.Д. Психоэмоциональное переживание, проявляющееся через тревогу //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 252-254.
16. Рочев К.В., Коршунов Г.В. Взаимодействие высшей школы, бизнеса и государства при формировании систем оценки достижений и мотивации обучающихся// Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 99-102.
17. Бекоева М.И. Модульно-компетентностный подход к подготовке специалистов в Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова// Школа будущего. 2013. № 3. С. 98-103.
18. Гутман В.В., Шкляр Н.В. Самостоятельная образовательная деятельность как условие становления профессионально-педагогической компетентности студен-тов//Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 17-21.
19. Бахарев Н.П. Формирование компетентности творчества у студентов технических университетов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 18-21.
20. Юрьева И.А. Роль психолого-педагогического сопровождения в формировании профессионального самоопределения старшеклассников //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 120-12.
21. Тигишвили Н.Н. Современное состояние и тенденции насильственной преступности в семье. В сборнике: Актуальные проблемы современной науки. Межвузовский сборник. Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова. Владикавказ, 2016. С. 134-140.
22. Березина Т.Н.Эмоциональная безопасность образовательной среды и подлинные эмоции. //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2013. № 3. С. 16-22.
Статья поступила в редакцию 22.09.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017