педагогические науки
Бекоева Марина Ивановна АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ...
УДК 378
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ:
СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ
© 2018
Бекоева Марина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена проблеме использования автоматизированных систем управления в образовательном пространстве высшей школы, актуальность которой обусловлена современным состоянием развития информационного общества и внедрением новых образовательных стандартов. В зависимости от среды применения автоматизированных систем выделяют следующие их виды: автоматизированные системы управления; автоматизированные информационные системы; автоматизированные системы проектирования; автоматизированные системы управления научными исследованиями; автоматизированные системы обработки, хранения и передачи информации; автоматизированные системы технологизации образовательных услуг; автоматизированные системы контроля и оценки качества услуг и т. д. Основное назначение автоматизированных информационных систем не только отобрать, обработать и сохранить электронные информационные продукты, но и обеспечить к ним доступ пользователей. Одной из основных задач реализации автоматизированных систем является организация поиска продуктов программного обеспечения в различных информационных массивах. Поэтому они правомерно считаются автоматизированными информационно-поисковыми системами, основным направлением которых является повышение эффективности действий отбора, ввода, обработки, сохранения данных в виде фактографических, мультимедийных или документальных продуктов. В статье автором доказывается тезис о том, что автоматизированное управление информационными процессами в высшей школе выступает средством повышения продуктивности деятельности профессорско-преподавательского состава. Их активное применение позволяет заметно сократить время выполнения заданий, оптимизируются технологические процессы, зарождаются новые формы и средства образовательных услуг и обучающих программ. К основным достоинствам автоматизированных систем управления относятся: целеустремленность, гибкость; направленность на оптимизацию процессов самообразования, саморазвития, саморегуляции; надежность; безвредность; стабильность; соответствие образовательным стандартам; динамичность.
Ключевые слова: автоматизированные системы управления, информационно-коммуникационные технологии, информационное общество, система высшего образования, профессиональное обучение, успешное взаимодействие пользователя и автоматизированных систем.
AUTOMATED CONTROL SYSTEM OF EDUCATION SYSTEM: MODERN ASPECT
© 2018
Bekoyeva Marina Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair of pedagogy and psychology North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutina Street, 46, e-mail: [email protected])
Abstract. The article deals with the use of automatic control systems in the educational space of high school, the relevance of which is due to the current state of development of the information society and the introduction of new educational standards. Depending on the application environment of automated systems, the following types are distinguished: automated control systems; automated information systems; computer-aided design systems; automated control systems for scientific research; automated systems for processing, storing and transmitting information; automated systems of technological development of educational services; automated systems for monitoring and evaluating the quality of services, etc. The main purpose of automated information systems is not only to select, process and store electronic information products, but also to provide access to them for users. One of the main tasks of implementing automated systems is the organization of search for software products in various information arrays. Therefore, they are legally considered to be automated information retrieval systems, the main focus of which is to improve the efficiency of selection, input, processing, storing data in the form of factual, documentary and multimedia products. The author of the thesis is proved in the article that the automated management of information processes in higher education is a means of increasing the productivity of the activities of the faculty. Their active use can significantly reduce the time assignments, optimized processes, launch new formyi means of educational services and training programs. The main advantages of automated control systems include: purposefulness, flexibility; focus on optimizing the processes of self-education, self-development, self-regulation; reliability; harmlessness; stability; compliance with educational standards; dynamism.
Keywords: automated control systems, information and communication technologies, information society, higher education system, vocational training, successful interaction of the user and automated systems.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В рамках современных социально-экономических преобразований, особенно в системе высшего образования, актуализировалась проблема информационного обеспечения процесса управления образованием, которая заключается в сборе, анализе и переработке большого объема учебного материала, необходимого для генерирования и трансляции новой информации; оптимизации процесса взаимодействия пользователей с различными мультимедийными и другими ресурсами; принятия аргументированных решений в виде управляющих воздействий на качество профессионального становления в целом. Такие воздействия осуществляются в оперативных и стратегических формах и основываются на ранее полученных данных, повышающих эффективность управления операциями,
от достоверности и всесторонности которых во многом зависит успешное решение многих задач управления образованием, особенно в системе высшего образования.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. «Современная наука, как отмечают в своем исследовании А.А. Коростелев, Д. Равен и О.Н. Ярыгин, не может рассматривать роль образовательной системы в развитии общества в отрыве от всего многообразия социально-экономических явлений, происходящих в человеческом обществе как в единой системе. Поэтому актуальными становятся модели, включающие образовательную систему, с одной стороны, как подсистему государства, как систему, формирующую новое поколение общества, а значит и будущее, как
Bekoyeva Marina Ivanovna pedagogical
AUTOMATED CONTROL ... sciences
отдельных стран, так и всей планеты, а с другой стороны, как систему, стоящую над индивидами, и формирующую каждую отдельную личность» [1]. Прогрессивное научно-техническое развитие, основанное на разработку и внедрении в систему высшего образования динамичных автоматизированных систем, микропроцессорных программно-аппаратных устройств, мощных средств программного обеспечения, робототехники и обрабатывающих центров, как отмечают некоторые исследователи (С.А. Амбалова, О.В. Аникина, М.И Бекоева, О.М. Гущина, Е.В. Панюкова, А.М. Магомедгаджиева и др.) [2-5;], поставило перед современной системой высшего образования немаловажную педагогическую задачу - подготовить специалистов, способных активно включаться в качественно новую формацию развития современного рынка труда, связанную с информатизацией и глобализацией общества в целом. Решение обозначенной задачи, направленной на выполнение социального заказа общества, по мнению современных исследователей (С.О. Алтухова, В.А. Векслер, А.А. Коростелев, Г.Г. Левкин, И.Н. Одарич, Л.Б. Рейдель), коренным образом зависит как от технической оснащенности учебных заведений современной техникой информационно-коммуникационных технологий с соответствующим периферийным оборудованием, учебным, демонстрационным оборудованием, функционирующим на базе информационно-коммуникационных технологий, так и от готовности администрации образовательной организации к восприятию постоянно возрастающего потока информации, в том числе и учебной [6-9].
Формирование целей статьи (постановка задания). Важно отметить, что любые принимаемые решения требуют от управляющих органов обработки больших массивов информации, которые должны быть подкреплены необходимым содержанием информационных ресурсов. Такая парадигма автоматизированной системы управления образованием позволяет утверждать, что профессиональная компетентность руководителя зависит не столько от прошлого социального опыта трудовой деятельности, сколько от способности к работе с большим объемом информации в стремительно меняющихся обстоятельствах и умений воспользоваться этой информацией в целях эффективного управления. Для этого в современных условиях информационного общества назрела объективная необходимость в умениях и навыках применения компьютерных устройств и электронных ресурсов, действующих на основе микропроцессорных систем, а также новейших технологий и программно-аппаратных устройств информационного обмена, максимально обеспечивающих процессы быстрого сбора, продуцирования, накопления, хранения, обработки, передачи информации и т. д.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. К автоматизированным программно-аппаратным устройствам относятся электронные компьютерные оборудования; комплекты терминальных приборов для информационно-коммуникационных технологий всех классов; локальные информационные сети; устройства ввода-вывода информации; системы ввода и манипулирования гипертекстовой и графической информацией; средства архивации больших объемов информации; новейшее компьютерное оборудование современных информационных технологий; устройства для перевода данных из графического или звукового формата в цифровой формат и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (И. Роберт, Б.А. Тахохов); современные средства коммуникации; регуляторы искусственного интеллекта; системы работы с машинной графикой; программно-методические комплексы для использования различных языков программирования; трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и многое другое [10; 11]. Диапазон использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном 152
процессе очень велик (М.И. Бекоева, А.А. Коростелев, И.Н. Одарич, М.Т. Сикоева): от тестирования обучающихся до оперативного управления системой образования в целом [9; 12].
Соглашаясь с мнением некоторых авторитетных исследователей (П.И. Образцов, Д.В. Дулепов, М.М. Кутепов, А.М. Петровский, Ж.В. Смирнова и др.) в области информационно-коммуникационных технологий, следует отметить, что важнейшей особенностью автоматизированных систем является возможность администрирования информации и принятие на основе ее анализа наиболее результативного управленческого решения [13; 14]. Использование компьютерной техники в управленческом процессе, как отмечают в своих исследованиях Н.И. Бархатов, Т.А. Брачун, З.М. Сабанов, А.В. Сироткин, значительно упрощает и оптимизирует процесс накопления, переработки и хранения управленческой информации [15; 16]. Это позволяет стандартизировать работу с большими объемами информации, то есть разработать и использовать те формы документации, которые зарекомендовали себя как образцовые, а также до минимума сократить время сбора, обработки, передачи информации. Проблема, существующая в настоящее время, заключается не столько в том, пишут некоторые ученые (Петровский А.М., Ж.В. Смирнова, М.М. Кутепов), чтобы отобрать для управленческого воздействия необходимый и достаточный минимум информации, сколько в том, чтобы обеспечить максимальный круговорот и использование всей информации [14].
Программно-аппаратные устройства могут быть как объектом изучения, так и средством обучения. Это говорит о возможности реализации двух направлений автоматизации обучения с применением новейших информационно-коммуникационных средств: изучение автоматизированных систем управления, а также их использование при изучении различных учебных предметов. При этом система информационного обеспечения выступает мощным регулятором процесса управления качеством высшего образования, значительно расширяет возможности для контроля, диагностирования и коррекции нарушений и отклонений в образовательном процессе высшей школы.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В заключении отметим, что одним из основных целей информатизации образовательного процесса в высшей школе выступает автоматизация системы управления образованием в целом, направленная на обеспечение сферы профессионального обучения методологией и технологией разработки и внедрения современных информационных технологий, способствующих успешному решению психолого-педагогических и дидактических задач обучения, воспитания и развития обучающихся. Такой подход к образовательному процессу способствует совершенствованию форм, методов, средств и приемов управления системой высшего образования на основе активного использования информации из автоматизированных банков данных; разработке и внедрению информационно-методических материалов в учебно-познавательный процесс; расширению сферы локальных коммуникационных сетей; конструированию содержания образовательных программ по различным направлениям подготовки студентов в соответствии с требованиями современного рынка труда; обогащению спектра методов и организационных форм обучения на основе продуктивной учебно-познавательной деятельности; разработке образовательных технологий, содействующих динамичному повышению интеллектуального потенциала каждого обучаемого; формированию способности самостоятельно овладевать необходимыми профессиональными и общекультурными компетенциями; умению пользоваться компьютерными тестирующими, диагностирующими методиками контроля и оценки знаний для адекватной самооценки и коррекции своих знаний, умений и навыков.
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Бекоева Марина Ивановна АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Равен Д., Ярыгин О.Н., Коростелев А.А. Компе-тентология: от праксеологии до социокибернетики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 167-175.
2. Амбалова С.А. Формирование профессиональной культуры студентов - будущих преподавателей: Учебно-методическое пособие. М.: Издательский дом «МПА-Пресс», 2014.
3. Бекоева М.И. Условия оптимизации профессиональной успешности студентов в современных условиях //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 63-65.
4. Гущина О.М., Панюкова Е.В., Аникина О.В. Автоматизация мониторинга как новая форма контроля учебных достижений студентов и управления образовательной деятельностью //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 72-75.
5. Магомедгаджиева А.М. Использование мультимедийных технологий в процессе обучения математике // Сборник ДНЦ РАН, Махачкала, 2003, № 3/2, С. 63-65.
6. Алтухова С.О. Повышение эффективности усвоения учебно-научной информации с помощью обучающей компьютерной программы //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 4 (73). С. 225-228.
7. Векслер В.А., Рейдель Л.Б. Интерактивные тренажеры и их значение в учебном процессе //NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 41. С. 205-211.
8. Левкин Г.Г. Основные направления использования информационных технологий в преподавательской деятельности //NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 44. С. 268-270.
9. Одарич И.Н., Коростелев А.А. Направленность учебного процесса на формирование профессиональных компетенций бакалавра с целью последующего выполнения им трудовых функций//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 162-165.
10. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М: Школа-Пресс, 2001 292 с.
11. Тахохов Б.А. Современная модель выпускника вуза //Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 1. С. 46-50.
12. Бекоева М.И., Сикоева М.Т. Организация учебного процесса студентов на основе модульного обучения // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2013. № 3. С. 64-68.
13. Образцов П.И., Дулепов Д.В. Формирование общекультурных компетенции у будущих офицеров в условиях организации воспитательной работы военного вуза //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 1 (74). С. 194-199.
14. Петровский А.М., Смирнова Ж.В., Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций студентов в условиях проектной деятельности //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 69-72.
15. Брачун Т.А., Бархатов Н.И., Сироткин А.В. Приоритетное управление информационным обслуживанием в автоматизированных информационных системах // Северо-Восточный научный журнал. 2012. № 3. С. 2127.
16. Сабанов З.М. Технические средства для профессиональной и социально-трудовой реабилитации // Успехи современного естествознания. 2014. № 12. С. 183.
Статья поступила в редакцию 29.06.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018