Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2022. Вып. 2 (10). С. 31-43. Tula Scientific Bulletin. History. Linguistics. 2022. Issue 2 (10). P. 31-43.
Научная статья УДК 94(430)87
https://doi.org/10.22405/2712-8407-2022-2-31-43
АТЛАНТИЧЕСКИЙ И РОССИЙСКИЙ ВЕКТОРЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
ФРГ: ОТ В. БРАНДТА ДО О. ШОЛЬЦА
Аннотация. В статье показана эволюция атлантического и российского направлений внешней политики ФРГ - от правления «малой коалиции» во главе с социал-демократом В. Брандтом до правления коалиции, возглавляемой социал-демократом О. Шольцем. Правительство «малой коалиции» проводило «новую восточную политику»», направленную на нормализацию отношений с СССР и восточноевропейскими государствами. При этом В.Брандт счел необходимым заручиться поддержкой западных партнеров. Эта политика была продолжена при канцлере Г. Шмидте, хотя и при усилении атлантического вектора. В период правления коалиционного кабинета во главе с Г. Колем ФРГ рассматривалась как близкий союзник США. При поддержке Вашингтона Г. Колю удалось добиться от руководства СССР согласия на объединение Германии и членство ее в НАТО. После распада Советского Союза Германия первой из ведущих держав признала Россию в качестве независимого государства. РФ добилась от ФРГ переноса сроков выплаты долгов по торговым операциям между СССР и ГДР, а Г. Коль - досрочного вывода из Германии советских/российских войск. При правительстве СДПГ - Союз-90/Зеленые во главе с социал-демократом Г.Шредером Германия оставалась одним из ближайших союзников США. Однако в 2003 гг. ФРГ выступила против военной акции США в отношении Ирака. После избрания на президентский пост в России В. В. Путина сотрудничество между ФРГ и РФ достигло своего пика. При правительствах, возглавляемых лидером ХДС А. Меркель, отношения с США значительно улучшились, хотя они стояли на втором месте по значимости после европейской интеграции. Завершилась фаза наиболее конструктивного сотрудничества между Берлином и Москвой. При коалиционном правительстве во главе с О. Шольцем (СДПГ) Германия подчинила свои национальные интересы американским и потеряла значительную часть суверенитета. Федеральный канцлер О. Шольц покончил с традиционной «новой восточной политикой» В. Брандта - Г. Шредера.
Ключевые слова: Германия, США, СССР, Россия, «новая восточная политика».
Для цитирования: Родович Ю. В. Атлантический и российский векторы внешней политики ФРГ: от В. Брандта до О. Шольца // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2022. Вып. 2 (10). С. 31-43. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2022-2-31-43.
Сведения об авторе: Ю. В. Родович - профессор, доктор исторических наук, профессор кафедры истории и археологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, 300026, Россия, Тульская область, г. Тула, проспект Ленина, 125._
Юрий Владиславович Родович
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тула, Россия, [email protected]
© Родович Ю. В., 2022
Scientific Article UDC 94(430)87
https://doi.org/10.22405/2712-8407-2022-2-31-43
ATLANTIC AND RUSSIAN VECTORS OF GERMAN FOREIGN POLICY: FROM V. BRANDT TO O. SCHOLZ
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,
Yuri V. Rodovich „ , n , .
Tula, Russia, [email protected]
Abstract. The article shows the evolution of the Atlantic and Russian directions of German foreign policy - from the rule of the "small coalition" led by the Social Democrat V. Brandt to the rule of the coalition led by the Social Democrat O. Scholz. The government of the "small coalition" pursued a «new Eastern policy» aimed at normalizing relations with the USSR and Eastern European states. At the same time, Brandt considered it necessary to enlist the support of Western partners. This policy was continued under Chancellor G. Schmidt, although with the strengthening of the Atlantic vector. During the reign of the coalition cabinet headed by G. Kohl, Germany was seen as a close ally of the United States. With the support of Washington, G. Kohl managed to get the USSR leadership to agree to the unification of Germany and its membership in NATO. After the collapse of the Soviet Union, Germany is the first of the great powers recognized Russia as an independent state. The Russian Federation has obtained from Germany the postponement of the payment of debts on trade transactions between the USSR and the GDR, and G. Kohl - the early withdrawal of Soviet/Russian troops from Germany. Under the government of the SPD - Alliance 90/The Greens led by the Social Democrat G. Schroeder, Germany remained one of the closest allies of the United States. However, in 2003, Germany opposed the US military action against Iraq. After the election of Vladimir Putin to the presidential post in Russia, cooperation between Germany and the Russian Federation reached its peak. Under the governments headed by CDU leader Angela Merkel, relations with the United States improved significantly, although they were in second place in importance after European integration. The phase of the most constructive cooperation between Berlin and Moscow has ended. Under the coalition government led by O. Scholz (SPD), Germany subordinated its national interests to American ones and lost a significant part of sovereignty. Federal Chancellor O. Scholz has done away with the traditional "new Eastern policy" of V. Brandt - G. Schroeder.
Keywords: Germany, USA, USSR, Russia, «new Eastern policy».
For citation: Rodovich, YuV 2022, 'Atlantic and Russian vectors of German foreign policy: from V. Brandt to O. Scholz', Tula Scientific Bulletin. History. Linguistics, issue 2 (10), pp. 31-43, http:// doi.org/10.22405/2712-8407-2022-2-31-43 (in Russ.)
Information about the Author: Yuri V. Rodovich - Professor, Doctor of Science (History), Professor of the Department of the History and Archeology, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, 125 Lenin Prospekt, Tula, 300026, Russia._
© Rodovich Yu. V., 2022
Введение
О внешней политике ФРГ написано немало монографий и статей. В последнее время в поле зрения ученых находятся атлантический и российский аспекты германского внешнеполитического курса [5; 8]. Это во многом связано с тем, что специальная военная операция России в ответ на усиление угрозы безопасности страны со стороны коллективного Запада, эскалацию украинского кризиса в феврале 2022 г. способствовала перелому в формировании нового миропорядка, поляризации сил на международной арене, усилению зависимости ФРГ от США. Была подведена черта под сложившимся за десятилетия характером германо-российских отношений. Цель данной статьи - проследить, какие изменения претерпели два указанных вектора во внешней политике ФРГ - от канцлера, социал-демократа В. Брандта до главы правительства, социал-демократа О. Шольца.
Методы
Автор статьи руководствовался общенаучными методами анализа и синтеза, индукции и дедукции, принципами работы с информацией, связанной с установлением причинно-следственных связей между событиями. Из специальных методов исследования использовался историко-сравнительный метод, заключающийся в сопоставлении атлантического и советского/российского направлений во внешней политике ФРГ в различные периоды времени.
Анализ
В начале 1970-х гг. во внешней политике ФРГ наблюдались ощутимые перемены. Проводимый христианскими демократами - от К. Аденауэра до Л. Эрхарда и К. Кизингера - ориентированный преимущественно на Запад внешнеполитический курс, реваншистские устремления Западной Германии в отношении соседних государств сильно ограничивали возможности страны на мировой арене. Не оправдались надежды правительств ФРГ, связанные с давлением Запада на Советский Союз для получения уступок в германском вопросе. Чтобы вывести Западную Германию из этого состояния, коалиционное правительство социал-демократов и свободных демократов во главе с В. Брандтом (СДПГ) (1969-1974 гг.) решило проводить «новую восточную политику», направленную на нормализацию отношений с СССР и восточноевропейскими государствами. Федеральный канцлер счел необходимым заручиться поддержкой западных партнеров, для чего неоднократно встречался с лидерами США, Великобритании и Франции. При этом В. Брандт заявлял своим союзникам по блоку НАТО о твердой приверженности атлантической солидарности и шел на сотрудничество ФРГ с США в самых разных сферах, включая взаимодействие спецслужб. Начиная с 1970 по 2018 гг., согласно расследованию немецкого телеканала ZDF, издания The Washington Post и швейцарской телерадиокомпании SRF, Федеральная разведывательная служба Германии (БНД) и Центральное разведывательное управление (ЦРУ) в рамках совместного проекта перехватывали секретную информацию из более 100 государств [24].
«Новая восточная политика» была реализована в серии договоров с Советским Союзом (Московского, 12 августа 1970 г.), Польшей (Варшавского, 7 декабря 1970 г.), ГДР (Берлинского, 21 декабря 1972 г.) и Чехословакией (Пражского, 11 декабря 1973 г.). Эти договоры содержали международно-правовые обязательства решать спорные проблемы без применения силы или угрозы ее применения, исключительно мирными средствами, подтверждали все сложившиеся послевоенные границы в Европе. В то же время В. Брандт решил не закрывать вопрос о воссоединении Германии: в «Письме о немецком единстве» по поводу Московского договора 1970 г., направленном главе МИД СССР, отмечалось, что «данный договор не противоречит политической цели ФРГ добиваться состояния мира в Европе, в условиях которого германский
народ путем свободного самоопределения вновь достигнет своего единства» [12]. Осуществить в будущем намеченную цель канцлер, по-видимому, намеревался, опираясь на поддержку США и других союзников по НАТО, а также на согласие руководства СССР.
1 февраля 1970 г. Советский Союз заключил с ФРГ сделку о поставке ему газовых труб для строительства газопровода в Западную Европу в обмен на газ с месторождений Западной Сибири. Соглашение назвали «сделкой века».
Нормализация отношений ФРГ с восточными соседями, международно-правовое признание ГДР, заключение СССР, США, Великобританией и Францией 3 сентября 1971 г. Четырехстороннего соглашения по Западному Берлину, которое закрепило особый правовой статус этой части города, наряду с улучшением советско-американских отношений, создали условия для успешного проведения Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).
«Новая восточная политика» правительств «малой коалиции» уравновешивалась участием ФРГ в НАТО и тесным сотрудничеством со странами Запада. Но своей «новой восточной политикой» страна из тормоза разрядки напряженности стала мотором развития отношений Запад - Восток [3, с. 456].
После отставки В.Брандта новый канцлер Г. Шмидт подписал 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительный акт, который зафиксировал политический и территориальный статус-кво в Европе, а также нормы взаимоотношений между 35 государствами-участниками СБСЕ.
Правительство Г. Шмидта придерживалось «стратегии равновесия» - баланса между сближением с СССР и восточноевропейскими странами, обеспечением национальной безопасности и атлантической солидарностью.
По мнению Г. Шмидта, правительство В. Брандта сделало слишком большой крен в сторону «восточной политики» и решил усилить во внешнеполитическом курсе атлантическую направленность.
На проведение внешнеполитического курса ФРГ сильно повлиял кризис политики разрядки напряженности: заметно обострившиеся на рубеже 1970 -1980-х гг. отношения между Западом и Востоком. В связи с заменой СССР своих ракет средней дальности СС-4 и СС-5, размещенных на своих западных рубежах, на модернизированные СС-20 Г. Шмидт стал ратовать за размещение новых американских ракет на территориях западноевропейских государств, в том числе ФРГ. Соответствующее решение было принято на сессии НАТО 12 декабря 1979 г. и реализовано в конце198з г.
«Ракетная политика» повлекла за собой переход к более прагматичному курсу ФРГ в отношениях с СССР и странами Восточной Европы. Замедлился начавшийся при В. Брандте процесс сближения ФРГ и СССР, хотя Г. Шмидт за период своего канцлерства три раза посетил Советский Союз и дважды принимал с ответными визитами лидера СССР Л. И. Брежнева. Охлаждение политических взаимоотношений почти не отразилось на развитии экономических связей. В 1978 г. во время визита Л. И. Брежнева в ФРГ было подписано Соглашение о развитии и углублении долгосрочного сотрудничества ФРГ и СССР в области экономики сроком на 25 лет. Западная Германия с начала 1970-х гг. стала крупнейшим торговым партнером СССР среди западных стран [3, с. 465-466].
В период правления коалиционного правительства ХДС/ХСС - СвДП во главе с Г. Колем ФРГ рассматривалась как близкий союзник США. Она поддержала курс Вашингтона на конфронтацию с СССР, присоединилась к программе «Стратегической оборонной инициативы» Р. Рейгана (СОИ), согласилась на размещение на территории страны новых американских ракет. Позже, в 1987 г., канцлер Г. Коль содействовал заключению американо-советского договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
Лидеры ФРГ воспользовались кризисной ситуацией в СССР и ГДР для решения германской проблемы на выгодных для себя условиях. В феврале 1990 г. Г. Коль получил от М. С. Горбачева согласие на объединение Германии как «дела самих немцев». При этом он заверил Горбачева, что «НАТО не должна расширять сферу своей деятельности. Нужно найти разумное решение» [18]. 24-25 февраля на встрече президента США Дж. Буша и канцлера ФРГ Г. Коля ими было решено твердо настаивать на полном членстве Германии в НАТО. Во время бесед с Дж. Бушем 1-3 июня 1990 г. в Вашингтоне М. С. Горбачев согласился с формулировкой американского президента, гласящей, что США однозначно выступают за членство объединенной Германии в НАТО, однако, если ФРГ сделает другой выбор, Москва не будет его оспаривать. Позиция высшего советского руководства относительно членства будущей единой Германии в НАТО была официально подтверждена во время встречи М. С. Горбачева с Г. Колем в Архызе, на Ставрополье, в июле 1990 г. 12 сентября 1990 г. в Москве между представителями ФРГ, ГДР, США, Великобритании, Франции и СССР был подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. 3 октября 1990 г. объединение Германии стало реальностью. Это был триумф внешней политики Г. Коля.
Правовой основой отношений объединенной Германии с Россией стали Договор между ФРГ и СССР от 9 ноября 1990 г. и Совместное заявление президента России Б. Н. Ельцина и канцлера ФРГ Г. Коля от 21 ноября 1991 г. После распада СССР 26 декабря 1991 г. Германия первой из ведущих иностранных держав признала Россию в качестве независимого государства. Между лидерами двух стран установились теплые личные отношения. РФ добилась от ФРГ переноса сроков выплаты долгов по торговым операциям между СССР и бывшей ГДР, а Г. Коль - досрочного вывода из ГДР советских/российских войск с ее территории, что было реализовано в августе 1994 г. Германия стала для РФ важнейшим внешнеторговым партнером. В то же время ФРГ подняла проблемы статуса этнических немцев в России, создания особой зоны в Калининградской области, проблему реституции - возврате утраченных в годы Второй мировой войны культурных ценностей и др.
При правительстве СДПГ - Союз-90/Зеленые во главе с социал-демократом Г. Шрёдером (1998-2005 гг.) Германия оставалась одним из ближайших союзников США. Во время Косовского кризиса ФРГ активно поддерживала позицию США и НАТО и участвовала в их военной акции в отношении Югославии (март - июнь 1999 г.). Шрёдер заявил о солидарности с Соединенными Штатами после терактов 11 сентября 2001 г. Военнослужащие ФРГ приняли участие в возглавляемой Вашингтоном антитеррористической операции на территории Афганистана. В начале 2000-х гг. в отношения ФРГ с США были внесены серьезные коррективы. В 2003 гг. Германия, Россия вместе с Францией выступили против военной акции США и некоторых других стран в отношении Ирака. Впервые США столкнулись с противодействием важных союзников по НАТО. Вместе с тем разногласия не носили стратегического характера. В 2004 г. ФРГ поддержала вступление в Североатлантический блок семи новых членов, в том числе граничащих с РФ стран Прибалтики.
Что касается отношений с Россией, то во время визита Г. Шрёдера в Москву в ноябре 1998 г. канцлер Германии дал понять, что не намерен следовать примеру Г. Коля и завязывать личную дружбу с Б. Н. Ельциным. Просьба российского президента к Г. Шрёдеру повлиять на международные финансовые институты и ускорить выделение новых займов для России была отклонена.
С избранием на президентский пост в России В. В. Путина отношения между ФРГ и РФ претерпели качественные изменения. Сотрудничество между ФРГ и РФ в 2000-2005 гг. достигло своего пика, чему способствовали личные встречи Г. Шрёдера с президентом России В. В. Путиным. Появились новые формы этого сотрудничества,
в частности, «Петербургский диалог» - форум гражданских обществ двух стран. Начался бурный рост торгово-экономических отношений между ФРГ и РФ. В сентябре 2005 г. было подписано двустороннее соглашение о строительстве газопровода «Северный поток». По мнению В. В. Путина, Г. Шрёдера можно назвать не только одним из главных вдохновителей стратегического партнерства двух стран, но и человеком, который сыграл уникальную роль в завершении долгого и сложного процесса исторического примирения россиян и немцев [7].
С приходом к власти в ФРГ правительства А. Меркель (ХДС/ХСС - СДПГ) трансатлантические отношения значительно улучшились, хотя они стояли на втором месте по значимости после европейской интеграции. Канцлер заручилась американской поддержкой лидирующей роли Германии в Европе, хотя и в рамках глобального лидерства США. Успешно развивались политические, экономические и иные связи. Руководство ФРГ рассматривало вопросы германской и европейской безопасности только совместно с США. В Берлине считали, что тесная политическая координация с Вашингтоном повышает вес Германии в Европе и мире. Но это не означало, что Германия с слепо следовала за США во всех вопросах. В 2008 г. Меркель не подержала предложение Дж.Буша-мл. о предоставлении Украине и Грузии «Плана действий по членству в НАТО». Динамика развития двусторонних отношений не изменилась после прихода к власти в США Б. Обамы, а в ФРГ - формирования правительства ХДС/ХСС - СвДП. Начались переговоры относительно программы Трансатлантического и инвестиционного партнерства. В то же время в 2011 г. Берлин отказался участвовать в военной операции блока против Ливии. Рассекреченная позже информация о прослушивании спецслужбами США телефонных разговоров немецких канцлеров, включая А. Меркель, отнюдь не способствовала росту доверия немецкого общества к своему союзнику.
А. Меркель заявляла о необходимости «стратегического партнерства» с Россией. Двустороннее германо-российское сотрудничество осуществлялось в самых разных формах и на всех уровнях. Однако фазе наиболее конструктивного сотрудничества между Берлином и Москвой наступил конец. Надежды политической элиты на то, что российское общество усвоит западные ценности, в России произойдет демократизация по образцу Запада, а руководство страны сконцентрируется на сугубо внутренних проблемах и согласится с расширением НАТО, не оправдались.
10 февраля 2007 г., выступая на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности, президент России В. В. Путин заявил о неприемлемости однополярного мира, о возможности применения силы только на основе решений ООН, об угрозе действий США и НАТО безопасности России, о нарушении Западом гарантий нерасширения НАТО на Восток, на исторически сложившееся право России проводить независимую внешнюю политику. Это выступление вызвало негативную реакцию в ФРГ. Однако выдвинутая министром иностранных дел ФРГ в 2008 г. Ф.-В. Штайнмай-ером инициатива «Партнерства для модернизации» нашла понимание в России. Речь шла не только о расширении экономических связей, но и об обмене опытом в различных областях - от образования до правовой сферы и социальной работы, содействии развитию связей между людьми и укрепление диалога с гражданскими обществами. В августе 2008 г. германо-российские отношения выдержали проверку на прочность, когда Россия была вынуждена вооруженным путем пресечь грузинскую агрессию против Южной Осетии и принудить Грузию к миру.
«Трансатлантическая» часть правящей элиты ФРГ выразила неудовольствие в связи с новым избранием на президентский пост В. В. Путина в 2012 г. В конце того же года бундестаг ФРГ принял беспрецедентную резолюцию, в которой отмечались «нарушения прав человека» и «дефицит правовой государственности» в России.
Для американской политической элиты было необходимо не допустить соединения передовых немецких технологий с российскими природными ресурсами. Поэтому Вашингтон был заинтересован в создании барьера между ФРГ, Европейским союзом и Россией. Таким барьером должна была стать Украина.
В период украинского кризиса в 2014 г., государственного переворота в Киеве и последовавших за этим военных действий на Донбассе, воссоединения Крыма с Россией германо-российские отношения серьезно осложнились и обострились. ФРГ осудила действия РФ как «насильственное перекраивание границ», как «нарушение международного права» [19]. А. Меркель стала инициатором введения европейских санкций против России. В то же время канцлер проявила известную самостоятельность, предприняв попытки урегулирования конфликта на Юго-Востоке Украины, выступив в качестве одного из гарантов Минских соглашений 2015 г., правда, после консультаций с президентом США Б. Обамой.
Активное участие России в военных акциях против террористических группировок в Сирии также стало фактором, осложнивших двусторонние отношения. Германские политики стали обвинять Россию в «нарушении прав человека» при проведении операции воздушно-космических сил РФ против сирийских антиправительственных сил, содействии «применения химического оружия сирийскими войсками против гражданского населения». В СМИ пропагандировались утверждения, что в результате вмешательства России поток беженцев в Германию и другие страны ЕС значительно увеличился. В отношениях между ФРГ и Россией усилилась взаимная критика, а доверие, наоборот, уменьшилось. В 2020 г. А. Меркель, опираясь на данные лаборатории бундесвера, заявила, что российский оппозиционер А. Навальный якобы был отравлен нервно-паралитическим веществом и посетила его в больнице.
Тем не менее, для Москвы долгое пребывание Меркель на посту главы коалиционных правительств ФРГ было временем относительной предсказуемости в российско-германских отношениях. В. В. Путин во многом не соглашался с немецкой «канц-лерин», но, безусловно, уважал ее.
Приход в американский Белый дом в январе 2017 г. Д. Трампа был в целом негативно оценен в Германии. Заявления президента о нежелании выполнять свои обязательства перед членами НАТО в случае отказа последних от увеличения военных расходов минимум на 2 %, выход США из международного соглашения по климату, соглашения между США, Россией, Великобританией, Францией, Германией и КНР с одной стороны, и Ираном - с другой, по иранской ядерной программе, Договора США с СССР/Россией о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) 1987 г.), нежелание ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний вызвал разочарование по отношению к Соединенным Штатам как к надежному партнеру и союзнику. В отличие от Б. Обамы, Д. Трамп ни разу не приезжал в ФРГ с официальным визитом. Германо-американский товарооборот с 2017 по 2021 гг. увеличился незначительно. И если в 2015 г. США впервые за 40 лет стали важнейшим торговым партнером ФРГ, то уже в 2018 г. торгово-экономические отношения находились уже на третьем месте, после Китая и Нидерландов. Вашингтон пытался задержать реализацию проекта «Северный поток-2». Д. Трамп отметил, что этот проект имеет геополитический характер и ставит Европу в уязвимое, зависимое от России, положение. Канцлер А. Меркель сочла проект чисто коммерческим, выгодным ФРГ и другим европейским странам. В условиях, когда Д. Трамп пытался оказывать давление на германское руководство, министр иностранных дел ФРГ Х. Маас в августе 2018 г. предложил по-новому выстроить отношения между США и Европой, используя идею «сбалансированного партнерства». По его мнению, Германия должна вместе
с Францией и другими странами ЕС создать независимые от США платежные системы, Европейский валютный фонд, независимую систему Swift, ввести цифровой налог на прибыль американских интернет-компаний, увеличить расходы на оборону, так как нельзя «полагаться на Вашингтон в той же степени, что и раньше» [16].
В годы президентства Д. Трампа, с которым у А. Меркель не сложились отношения, она фактически превратилась во временного лидера либерального Запада.
Избрание Дж. Байдена на пост президента США положило конец этому лидерству. Однако статус Германии как основного союзника Вашингтона в Евросоюзе только укрепился, особенно после «брекзита» - выхода Великобритании из ЕС. В 2021 г. А. Меркель защитила интересы Германии от давления США. Несмотря на резкую критику со стороны Польши, стран Прибалтики и особенно Украины, она сумела договориться с американским президентом о возможности завершения строительства «Северного потока - 2».
Эскалация кризиса на Донбассе и проведение Россией специальной операции на украинской территории обусловили поворот в энергетической политике Германии. Проект газопровода «Северный поток-2», который стал символом энергетического сотрудничества России и Германии, оказался заморожен без ясных перспектив ввода в эксплуатацию в обозримом будущем.
Ныне стало ясно, что Германия, как и Франция, помогла затянуть процесс урегулирования по Минским договорённостям, который, как признал украинский экс-президент П. Порошенко, был лишь фикцией с целью выиграть время, чтобы НАТО могло подготовить и оснастить вооруженные силы Украины для силового установления контроля над Донбассом и Крымом [2].
Однако в Вашингтоне в начале 2022 г. были недовольны показательным решением немецкой стороны отказаться от поставок оружия Киеву и помогать в этом другим государствам [21], а также ее позицией в отношении газопровода «Северный поток-2». Главой коалиционного правительства СДПГ - «Зеленые» - СвДП с декабря 2021 г. был О. Шольц (СДПГ). По мнению британо-немецкого журналиста А. Позе-нера, ссылавшегося на секретные документы Министерства госбезопасности бывшей ГДР (Штази), будущий канцлер в молодости заявлял, что противников мира нужно искать в военно-промышленном комплексе США и среди представителей западногерманских праворадикальных движений. По мнению Позенера, подобные высказывания свидетельствовали о сформировавшихся уже тогда у О. Шольца симпатиях к России, и этим частично объяснялась поддержка канцлером проекта российского газопровода «Северный поток-2» [6]. В ходе предвыборной кампании была выдвинута идея «новой восточной политики», но она не получила особого содержательного наполнения. Как отметил эксперт отдела стратегического развития ИМИ МГИМО МИД России А. Давыдов, Шольц неоднократно заявлял, что будет развивать отношения с Россией именно от лица всего Евросоюза [9]. Но эти намерения наткнулись на противодействие партнера по правительственной коалиции - сопредседателя партии «Зеленые» А. Бербок, занимающей явно проамериканскую позицию.
Визит в США для встречи с президентом Дж. Байденом, по утверждению журнала «Шпигель» (ФРГ), стал настоящим экзаменом для нового немецкого канцлера О. Шольца. Его многие обвиняли в мягкости по отношению к России; пресса Америки и ФРГ требовала от него однозначной ориентации на США и отказала от «русского газопровода». О. Шольц, отметив, что оба государства являются ближайшими союзниками, согласился на то, чтобы предпринять шаги «в борьбе с российской агрессией против Украины» [11].
После начала специальной военной операции российских войск с целью защиты населения республик Донбасса от геноцида со стороны киевского режима, демилитаризации и денацификации Украины, обеспечение безопасности РФ О. Шольц
27 февраля 2022 г. выступил на заседании бундестага. Он резко осудил действия России и отметил «поворот времени»: «Это означает, что мир после этого уже не такой, как мир до этого». «Суть в том, может ли власть нарушить право и может ли она позволить президенту России Владимиру Путину повернуть время вспять во времена великих держав XIX века» [13].
ФРГ была вовлечена в акции коллективного Запада, направленные на ослабление и уничтожение России. Она оказалась неспособной сопротивляться давлению США при принятии санкций в отношении РФ, хотя ряд немецких компаний обанкротились вследствие этих санкций, а цены на газ, электроэнергию, продовольствие в стране значительно возросли. Германия заморозила сертификацию газопровода «Северный поток-2». Однако она не решилась на немедленное введение эмбарго на российский газ, так как такой шаг вызвал бы в стране сильнейший экономический кризис.
О. Шольц приветствовал решение бундестага ФРГ о лишении экс-канцлера Г. Шрёдера части привилегий за его тесные политические и деловые связи с В. В. Путиным [22]. Дело в том, что Шрёдер после своего ухода с поста канцлера руководил комитетом акционеров компании, строившей «Северный поток», - газопровод, выгодный как ФРГ, так и России, а с 2017 г. возглавлял совет директоров «Роснефти», после чего был выдвинут в совет директоров «Газпрома». Руководство СДПГ осудило Шрёдера и потребовало исключить бывшего председателя из партии.
Таким образом, лидеры немецкой социал-демократии порвали с наследием В. Брандта и стали уничтожать достижения своих выдающихся однопартийцев.
Канцлер вместе с членами G-7 выступил за постоянную ревизию санкций против России для выявления их эффективности - «настолько долго, насколько потребуется». На итоговой пресс-конференции по завершении саммита G7 28 июня 2022 г. он заявил, что без честного соглашения с Украиной санкции против России будут оставаться в силе [23]. Вместе с тем Шольц призвал к снятию введенных Вильнюсом ограничений на транзит российских грузов в Калининградскую область через территорию Литвы, с учетом того, что транзит осуществляется между двумя частями одной страны и поэтому не должен попадать под санкции [14].
Германия стала участвовать в поставках украинской армии летального оружия. 26 апреля 2022 г., сразу после переговоров с партнерами по НАТО в Рамштайне, министр обороны К. Ламбрехт подтвердила поставку Украине 50 зенитных самоходных установок «Гепард» [20], а уже 28 апреля бундестаг принял соответствующую резолюцию. В то же время руководство ФРГ отметило, что не в состоянии так же интенсивно поставлять вооружения Киеву, как это делают США, поскольку Вашингтон тратит большое количество средств на оборону и у него есть «много вооружений в арсенале». Об этом канцлер О. Шольц заявил в интервью американскому телеканалу CBS [10].
Вместе с тем в конце мая 2022 г. О. Шольц заявил о намерении Германии иметь самую большую обычную армию в Европе в рамках НАТО. По его мнению, это значительно укрепит безопасность страны и ее союзников. При этом он пообещал, что его страна будет инвестировать на оборону не менее 2 % от национального ВВП в год и сообщил о создании специального фонда объемом 100 млрд евро для укрепления вооруженных сил [15]. Глава МИД России С. В. Лавров отметил, что слова Шольца свидетельствуют о возрождении в Германии «доминантных устремлений» [4]. Реализация гегемонистских намерений канцлера может привести к дисбалансу в Европе, а также создать хотя бы видимость противовеса Российской Федерации.
О. Шольц в конце июня 2022 г. принял участие в Мадридском саммите НАТО, на котором была принята новая Стратегическая концепции Альянса, а также Декларация, в которой Россия объявлялась значительной и прямой угрозой безопасности
блока [17]. Президент Дж. Байден и его партнеры по НАТО, включая ФРГ, объявили об историческом увеличении численности войск на восточном фланге Европы и приветствовали Финляндию и Швецию в качестве будущих членов Альянса, пообещав защищать «каждый дюйм» территории Североатлантического союза. Возможность вступления Украины в состав блока не рассматривалась. Вместе с тем США и их союзники решили показать, что их решимость помочь Украине и противостоять России не будет ослабевать, несмотря на успехи Москвы на поле боя и растущие внутренние издержки конфликта для Америки и других стран.
В Стратегической концепции было отмечено, что НАТО не стремится к конфронтации, но будет реагировать на враждебные действия. А занимающая проамериканские позиции министр иностранных дел А. Бербок заявила даже о необходимости сохранения Основополагающего акта Россия - НАТО [1]. Преамбула этого документа, принятого в 1997 г., гласит, что НАТО и Россия не должны рассматривать друг друга как противников. В документе обозначены, в частности, принципы взаимного сотрудничества России и стран - членов Североатлантического альянса по строительству мира на принципах безопасности и демократии.
Заключение
Таким образом, внешняя политика ФРГ в двух ее векторах - трансатлантическом и российском - за более чем пять десятилетий претерпела значительную эволюцию. К настоящему времени Германия не только сохранила, но и укрепила трансатлантические отношения, при этом подчинив свои национальные интересы американским и потеряв значительную часть суверенитета.
Канцлер ФРГ О. Шольц первоначально заявил о необходимости «новой восточной политики». Однако при этом новая версия политики должна быть инициирована Европейским Союзом, а не Берлином. Фактически же канцлер под давлением Вашингтона и критики со стороны партнера по правительственной коалиции, сопредседателя партии «Зеленые» А. Бербок покончил с традиционной «новой восточной политикой» В. Брандта - Г. Шрёдера. Были разорваны практически все основные связи Германии с Россией. Новая власть в Берлине решила занять антироссийскую позицию и окончательно перестала играть роль связующего звена в отношениях Европейского союза и Российской Федерации.
Список источников и литературы
1. В Германии выступили за сохранение Основополагающего акта Россия — НАТО // NEWS.ru: онлайн СМИ : сайт. Дата публикации: 29.06.2022. URL: https://news.ru/eu-rope/v-germanii-ne-hotyat-otkazyvatsya-ot-osnovopolagayushego-akta-rossiya-nato (дата обращения: 05.07.2022).
2. Договор на отсрочку: зачем на самом деле Киеву были нужны Минские соглашения // RT на русском: новостной канал : сайт. Дата публикации: 22.06.2022. URL: https://rus-sian.rt.com/world/video/1017358-minskie-soglasheniya-merkel-nuland (дата обращения: 03.07.2022).
3. История Германии. В 3 т. Т. 2: От создания Германской империи до начала XXI века / А. М. Бетмакаев [и др.] ; отв. ред. Ю. В. Галактионов ; под общ. ред. Б. Бонвеча. Москва: КДУ, 2008. 672 с.
4. Лавров считает, что в ФРГ возрождаются «доминантные устремления» // ТАСС: информационное агентство : офиц. сайт. Дата публикации: 01.06.2022. URL: https://tass.ru/politika/14793611 (дата обращения: 10.06.2022).
5. Огнева А. В. Трансатлантический вектор внешней политики ФРГ после Трампа // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2022. № 1. С. 79-88.
6. «(Противников мира нужно искать в ВПК США»: В Германии обнаружились документы с заявлениями будущего канцлера Шольца // Военное обозрение: [сайт]. Дата публикации: 15.01.2022. URL: http://militaryreview.ru/protivnikov-mira-nuzhno-iskat-v-
vpk-ssha-v-germanii-obnaruzhilis-dokumenty-s-zayavleniyami-budushhego-kanclera-sholca.html (дата обращения: 03.07.2022).
7. Путин В. В. Г. Шрёдер и международная политика // Президент России : офиц. сайт. М., 2005-2022. Дата публикации: 30.11.2005. URL: http://www.kremlin.ru/events/presi-dent/transcripts/articles/23309 (дата обращения: 03.07.2022).
8. Соколов А. Ценности или иллюзии: будущее российско-германских отношений // Россия в глобальной политике. Дата публикации: 06.04.2022. URL: https://globalaf-fairs.ru/articles/czennosti-ili-illyuzii/ (дата обращения: 01.07.2022).
9. Торин А. Кто он, Олаф Шольц? // Международная жизнь. Дата публикации: 16.02.2022. URL: https://interaffairs.ru/news/show/33794 (дата обращения: 01.07.2022).
10. Шольц: ФРГ по объективным причинам не может так же интенсивно помогать Киеву, как США // ТАСС: информационное агентство : офиц. сайт. Дата публикации: 03.07.2022. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/15111089 (дата обращения: 11.07.2022).
11. Biden empfängt Scholz: «Zusammen im Kampf gegen die russische Aggression» // Spiegel Ausland. Date of publication: 07.02.2022. URL: https://www.spiegel.de/ausland/treffen-im-weissen-haus-us-praesident-joe-biden-und-bundeskanzler-olaf-scholz-betonen-verbun-denheit-a-a9902b57-8c96-448f-99e9-e802887413da#ref=rss (accessed: 12.06.2022).
12. Brief zur deutschen Einheit, 12. August 1970 // Bundesministerium für innerdeutsche Beziehungen, Zehn Jahre Deutschlandpolitik, Bonn: Bundesmin. für innerdt. Beziehungen, 1980, S. 156-157.
13. Bundeskanzler Olaf Scholz: Wir erleben eine Zeitenwende // Deutscher Bundestag: offiziellen Website. Date of publication: 27.02.2022.
URL: https://www.bundestag.de/dokumente/textarchiv/2022/kw08-sondersitzung-882198 (accessed: 12.06.2022).
14. Germany's Scholz urges free transit for Russian goods to Kaliningrad // Politiko. Date of publication: 30.06.2022. URL: https://www.politico.eu/article/olaf-scholz-urges-free-transit-for-russian-goods-to-kaliningrad/ (accessed: 07.07.2022).
15. Kanzler Scholz. Deutschland hat bald größte konventionelle Nato-Armee in Europa // Spiegel. Date of publication: 31.05.2022. URL: https://www.spiegel.de/politik/deutschland/olaf-scholz-deutschland-hat-bald-groesste-konventionelle-nato-armee-in-europa-a-ab463e8f-2603-4ecd-b2be-8930d7d5fcd1 (accessed: 07.06.2022).
16. Maas H. Wir lassen nicht zu, dass die USA über unsere Köpfe hinweg handeln // Spiegel. Date of publication: 21.08.2018.
URL: https://www.handelsblatt.com/meinung/gastbeitraege/gastkommentar-wir-lassen-nicht-zu-dass-die-usa-ueber-unsere-koepfe-hinweg-handeln/22933006.html (accessed: 04.07.2022).
17. Madrid Summit Declaration // NATO+OTAN : website. Date of publication: 29.06.2022. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_196951.htm?selectedLocale=en (accessed: 07.07.2022).
18. Memorandum of conversation between Mikhail Gorbachev and Helmut Kohl // National Security Archive : official site. Date of publication: 10.02.1990. URL: https://nsarchive.gwu.edu/document/16120-document-09-memorandum-conversation-be-tween (accessed: 1.07.2022).
19. Меrkel: Putin tritt das recht mit Fußen // https:// Frankfurter Allgemeine Zeitung. Date of publication: 17.11.2014. URL: https://www.faz.net/aktuell/politik/ausland/angela-merkel-kritisiert-putins-vorgehen-im-ukraine-konflikt-13270007.html (accessed: 01.07.2022).
20. Moskau droht mit Attaken auf westliche Politiker // Spiegel. Date of publication: 26.04.2022. URL: https://www.spiegel.de/ausland/ukraine-news-am-dienstag-spd-politiker-michael-roth-nennt-waffen-antrag-der-union-schaebig-a-27eb4941-a70b-4172-b20b-605e0c559b13 (accessed: 07.07.2022).
21. Rogan T. Is Germany a Reliable American Ally? Nein // WSJ US. Date of publication: 23.01.2022. URL: https://www.wsj.com/articles/germany-reliable-american-ally-nein-weapon-supply-berlin-russia-ukraine-invasion-putin-biden-nord-stream-2-senate-cruz-sanctions-11642969767?mod=Searchresults_pos3&page=1 (accessed: 04.07. 2022).
22. Scholz begrüßt Entzug von Schröders Privilegien // BR24: Radiosender. Date of publication: 19.05.2022. URL: https://www.br.de/nachrichten/meldung/scholz-begruesst-entzug-von-schroeders-privilegien,3004a9f4c (accessed: 04.07.2022).
23. Scholz zum G7-Abschluss.Ohne «faire Vereinbarung mit der Ukraine» werden alle Sanktionen bleiben // Der TAGESSPIEGEL. Date of publication: 28.06.2022. URL: https://www.tagess-piegel.de/politik/scholz-zum-g7-abschluss-ohne-faire-vereinbarung-mit-der-ukraine-werden-alle-sanktionen-bleiben/28457684.html (accessed: 07.07.2022).
24. Theveßen E., Müller P., Stoll U. Оperation Rubikon. Wie BND und CIA die Welt belauschen // ZDF : webseite. Date of publication: 11.02.2020. URL: https://www.zdf.de/politik/frontal/op-eration-rubikon-100.html (accessed: 03.07.2022).
References
1. 'V Germanii vystupili za sokhraneniye Osnovopolagayushchego akta Rossiya — NATO' (Germany supported the preservation of the Russia-NATO Founding Act), 2022, NEWS.ru, 29 June, viewed 05 July 2022, https://news.ru/europe/v-germanii-ne-hotyat-otkazyvatsya-ot-osnovopolagayushego-akta-rossiya-nato (In Russ.)
2. 'Dogovor na otsrochku: zachem na samom dele Kiyevu byli nuzhny Minskiye soglasheniya' (Postponement agreement: why Kyiv did need the Minsk agreements), 2022, RTna russkom, 22 June, viewed 03 July 2022, https://russian.rt.com/world/video/1017358-minskie-soglasheniya-merkel-nuland (In Russ.)
3. Betmakayev, AM, Galaktionov, YuV & Bonvech, B (eds.) 2008, Istoriya Germanii. V 3 t. (History of Germany. In 3 vols), vol. 2:, Ot sozdaniya Germanskoy imperii do nachala XXI veka (From the creation of the German Empire to the beginning of the 21st century), KDU Publ, Moscow. (In Russ.)
4. 'Lavrov schitayet, chto v FRG vozrozhdayutsya «dominantnyye ustremleniya»' (Lavrov believes that "dominant aspirations" are reviving in Germany), 2022, TASS, 01 June, viewed 10 June 2022, https://tass.ru/politika/14793611 (In Russ.)
5. Ogneva, AV 2022, 'Transatlanticheskiy vektor vneshney politiki FRG posle Trampa' (The transatlantic orientation of the German foreign policy after Trump), Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN, no 1, pp. 79-88. (In Russ.)
6. '«Protivnikov mira nuzhno iskat' v VPK SSHA»: V Germanii obnaruzhilis' dokumenty s za-yavleniyami budushchego kantslera Shol'tsa' ("Enemies of peace must be sought in the US military-industrial complex": Documents with statements of the futu re Chancellor Scholz found in Germany), 2022, Voyennoye obozreniye, 15 January, viewed 03 July 2022, http://militaryreview.ru/protivnikov-mira-nuzhno-iskat-v-vpk-ssha-v-germanii-ob-naruzhilis-dokumenty-s-zayavleniyami-budushhego-kanclera-sholca.html (In Russ.)
7. Putin, VV 2005, 'G. Shroder i mezhdunarodnaya politika' (G. Schroeder and international politics), Prezident Rossii, 30 November, viewed 03 July 2022, http://www.krem-lin.ru/events/president/transcripts/articles/23309 (In Russ.)
8. Sokolov, A 2022, 'Tsennosti ili illyuzii: budushcheye rossiysko-germanskikh otnosheni/ (Values or Illusions: The Future of Russian-German Relations), Rossiya v global'noy politike (Russia in Global Affairs), 06 April, viewed 01 July 2022, https://globalaffairs.ru/arti-cles/czennosti-ili-illyuzii/ (In Russ.)
9. Torin, A 2022, 'Kto on, Olaf Shol'ts?' (Who is Olaf Scholz?), Mezhdunarodnaya zhizn' (The International Affairs), 16 February, viewed 01 July 2022, https://interaf-fairs.ru/news/show/33794 (In Russ.)
10. 'Shol'ts: FRG po ob"yektivnym prichinam ne mozhet tak zhe intensivno pomogat' Kiyevu, kak SSHA' (Scholz: Germany, for objective reasons, cannot help Kyiv as intensively as the United States) 2022, TASS, 03 July, viewed 11 July 2022, https://tass.ru/mezhdunarod-naya-panorama/15111089 (In Russ.)
11. 'Biden empfängt Scholz: «Zusammen im Kampf gegen die russische Aggression»' 2022, Spiegel Ausland, 07 February, viewed 12 June 2022, https://www.spiegel.de/ausland/treffen-im-weissen-haus-us-praesident-joe-biden-und-bundeskanzler-olaf-scholz-betonen-verbun-denheit-a-a9902b57-8c96-448f-99e9-e802887413da#ref=rss (In German)
12. 'Brief zur deutschen Einheit, 12. August 1970' 1980, Bundesministerium für innerdeutsche Beziehungen, Zehn Jahre Deutschlandpolitik, Bundesmin. für innerdt. Beziehungen, Bonn, pp. 156-157. (In German)
13. 'Bundeskanzler Olaf Scholz: Wir erleben eine Zeitenwende' 2022, Deutscher Bundestag, 27 February, viewed 12 June 2022, https://www.bundestag.de/dokumente/textar-chiv/2022/kw08-sondersitzung-882198 (In German)
14. 'Germany's Scholz urges free transit for Russian goods to Kaliningrad' 2022// Politiko, 30 June, viewed 07 July 2022, https://www.politico.eu/article/olaf-scholz-urges-free-transit-for-russian-goods-to-kaliningrad/
15. Kanzler Scholz 2022, 'Deutschland hat bald größte konventionelle Nato-Armee in Europa', Spiegel, 31 May, viewed 07 June 2022, https://www.spiegel.de/politik/deutschland/olaf-scholz-deutschland-hat-bald-groesste-konventionelle-nato-armee-in-europa-a-ab463e8f-2603-4ecd-b2be-8930d7d5fcd1 (In German)
16. Maas, H. 2018, 'Wir lassen nicht zu, dass die USA über unsere Köpfe hinweg handeln', Spiegel, 21 August, viewed 04 July 2022, https://www.handelsblatt.com/meinung/gastbeitraege/gas-tkommentar-wir-lassen-nicht-zu-dass-die-usa-ueber-unsere-koepfe-hinweg-han-deln/22933006.html (In German)
17. 'Madrid Summit Declaration' 2022, NATO+OTAN, 29 June, viewed 07 July 2022, https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_196951.htm?selectedLocale=en
18. 'Memorandum of conversation between Mikhail Gorbachev and Helmut Kohl' 1990, National Security Archive, 10 February, viewed 01 July 2022, https://nsarchive.gwu.edu/docu-ment/16120-document-09-memorandum-conversation-between
19. 'Ме^Ь Putin tritt das recht mit Fußen' 2014, Frankfurter Allgemeine Zeitung, 17 November, viewed 01 July 2022, https://www.faz.net/aktuell/politik/ausland/angela-merkel-kritisiert-putins-vorgehen-im-ukraine-konflikt-13270007.html (In German)
20. 'Moskau droht mit Attaken auf westliche Politiker' 2022, Spiegel, 26 April, viewed 07 July 2022, https://www.spiegel.de/ausland/ukraine-news-am-dienstag-spd-politiker-michael-roth-nennt-waffen-antrag-der-union-schaebig-a-27eb4941-a70b-4172-b20b-605e0c559b13 (In German)
21. Rogan, T 2022, 'Is Germany a Reliable American Ally? Nein', WSJ US, 23 January, viewed 04 July 2022, https://www.wsj.com/articles/germany-reliable-american-ally-nein-weapon-sup-ply-berlin-russia-ukraine-invasion-putin-biden-nord-stream-2-senate-cruz-sanctions-11642969767?mod=Searchresults_pos3&page=1
22. 'Scholz begrüßt Entzug von Schröders Privilegien' 2022, BR24: Radiosender, 19 May, viewed 04 July 2022, https://www.br.de/nachrichten/meldung/scholz-begruesst-entzug-von-schroeders-privilegien,3004a9f4c (In German)
23. 'Scholz zum G7-Abschluss.Ohne «faire Vereinbarung mit der Ukraine» werden alle Sanktionen bleiben' 2022, Der TAGESSPIEGEL, 28 June, viewed 07 July 2022, https://www.tagesspie-gel.de/politik/scholz-zum-g7-abschluss-ohne-faire-vereinbarung-mit-der-ukraine-werden-alle-sanktionen-bleiben/28457684.html (In German)
24. Theveßen, E, Müller, P & Stoll, U 2020, 'Operation Rubikon. Wie BND und CIA die Welt belauschen' ZDF, 11 February, viewed 03 July 2022, https://www.zdf.de/politik/frontal/opera-tion-rubikon-100.html (In German)
Статья поступила в редакцию: 20.07.2022 Одобрена после рецензирования: 15.08.2022 Принята к публикации: 03.10.2022
The article was submitted: 20.07.2022 Approved after reviewing: 15.08.2022 Accepted for publication: 03.10.2022