Научная статья на тему 'НОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ФРГ И ГЕРМАНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. ЧАСТЬ 1'

НОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ФРГ И ГЕРМАНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. ЧАСТЬ 1 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
496
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / ФРГ / РОССИЯ / РФ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЕС / США / СОТРУДНИЧЕСТВО / ГЕРМАНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белов Владислав Борисович

8 декабря 2021 г. к работе приступило новое трёхпартийное правительство ФРГ, важным внешнеполитическим вектором деятельности которого являются отношения с Россией - ведущим партнёром Германии на постсоветском пространстве. Во многом этот вектор определяет параметры сотрудничества и Евросоюза с РФ. СДПГ, «Союз 90 / Зелёные», СвДП в ходе непростых переговоров согласовали общие подходы к взаимодействию с РФ, объединившие в итоге ценностный, хозяйственный, гражданский и политический «российские» знаменатели различных по содержанию партийных программ. Закреплённые в коалиционном договоре положения опираются и на фундамент двусторонних связей, выстроенных двумя последними кабинетами министров под руководством А. Меркель, в т.ч. в течение 2021 г., который ознаменовал окончание эпохи прежнего канцлера. Уже через неделю после начала работы правительства двусторонние отношения подверглись испытанию на прочность в политической и экономической сферах. Новый 2022 г. начался с обострения противостояния коллективного Запада и официальной Москвы. В этих условиях 18 января министры иностранных дел ФРГ и РФ провели переговоры, уточнив взаимные позиции по важнейшим вопросам двусторонней и международной повестки. 15 февраля президент России В.В. Путин и канцлер Германии О. Шольц продолжили обсуждение основных актуальных тем сотрудничества. Автор подводит политические и экономические итоги взаимодействия двух ведущих стран европейского континента в 2021 г. и анализирует его перспективы в 2022 г., уделяя особое внимание роли двух стран в разрешении украинского конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEW GOVERNMENT OF GERMANY AND GERMAN-RUSSIAN RELATIONS. PART 1

On December 8, 2021, the new coalition government of Germany began its work, an important area of the country’s foreign policy development is relations with Russia, Germany’s leading partner in the post-Soviet space. In many ways, they determine the parameters of cooperation between the European Union and the Russian Federation and its partners. The SPD, Union 90 / Greens, FDP, during difficult negotiations, agreed on common approaches to cooperation with Russia, which eventually united the value, economic, civil and political «Russian» denominators of the three party election programs. At the same time, the provisions enshrined in the coalition agreement are based on the foundation of bilateral relations built by the last two cabinets of ministers under the leadership of A. Merkel, incl. during 2021, the year that marked the end of the era of the former Chancellor. Just a week after the start of the government, bilateral relations were tested for strength in the political and economic spheres. The new year 2022 began in difficult conditions of escalating confrontation between the collective West, including Germany, and official Moscow. Under these conditions, on January 18, the German and Russian foreign ministers held talks, clarifying their mutual positions on the most important issues on the bilateral and international agenda. On February 15, Russian President V.V. Putin and Chancellor O. Scholz continued to discuss the most important topical issues of cooperation. The author sums up the political and economic results of cooperation between the two leading countries of the European continent in 2021, and also analyzes its prospects in 2022, paying special attention to the role of Germany and the Russian Federation in resolving the intra-Ukrainian conflict.

Текст научной работы на тему «НОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ФРГ И ГЕРМАНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. ЧАСТЬ 1»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №1

УДК 328.1, 329.1

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran120226778

НОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ФРГ И ГЕРМАНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.

ЧАСТЬ 1

Владислав Борисович Белов

ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-5096-193X

Ссылка для цитирования: Белов В.Б. Новое правительство ФРГ и германо-российские отношения. Часть 1 // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2022. №1. С. 67-78. DOI: 10.15211/vestnikieran120226778

Аннотация. 8 декабря 2021 г. к работе приступило новое трёхпартийное правительство ФРГ, важным внешнеполитическим вектором деятельности которого являются отношения с Россией - ведущим партнёром Германии на постсоветском пространстве. Во многом этот вектор определяет параметры сотрудничества и Евросоюза с РФ. СДПГ, «Союз 90 / Зелёные», СвДП в ходе непростых переговоров согласовали общие подходы к взаимодействию с РФ, объединившие в итоге ценностный, хозяйственный, гражданский и политический «российские» знаменатели различных по содержанию партийных программ. Закреплённые в коалиционном договоре положения опираются и на фундамент двусторонних связей, выстроенных двумя последними кабинетами министров под руководством А. Меркель, в т.ч. в течение 2021 г., который ознаменовал окончание эпохи прежнего канцлера. Уже через неделю после начала работы правительства двусторонние отношения подверглись испытанию на прочность в политической и экономической сферах. Новый 2022 г. начался с обострения противостояния коллективного Запада и официальной Москвы. В этих условиях 18 января министры иностранных дел ФРГ и РФ провели переговоры, уточнив взаимные позиции по важнейшим вопросам двусторонней и международной повестки. 15 февраля президент России В.В. Путин и канцлер Германии О. Шольц продолжили обсуждение основных актуальных тем сотрудничества. Автор подводит политические и экономические итоги взаимодействия двух ведущих стран европейского континента в 2021 г. и анализирует его перспективы в 2022 г., уделяя особое внимание роли двух стран в разрешении украинского конфликта. Ключевые слова: Германия, ФРГ, Россия, РФ, Европейский союз, ЕС, США, сотрудничество, германо-российские отношения.

Статья поступила в редакцию: 16.02.2022.

THE NEW GOVERNMENT OF GERMANY AND GERMAN-RUSSIAN RELATIONS.

© Белов В.Б. - к.э.н, в.н.с., зам. директора по научной работе, рук. Отдела страновых исследований, рук. Центра германских исследований ИЕ РАН.

PART 1

Vladislav B. Belov

Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-5096-193X

For citing: Belov, V.B. (2022). The New Government of Germany and German-Russian Relations. Part 1 Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 25(1): 67-78. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran120226778

Abstract. On December 8, 2021, the new coalition government of Germany began its work, an important area of the country's foreign policy development is relations with Russia, Germany's leading partner in the post-Soviet space. In many ways, they determine the parameters of cooperation between the European Union and the Russian Federation and its partners. The SPD, Union 90 / Greens, FDP, during difficult negotiations, agreed on common approaches to cooperation with Russia, which eventually united the value, economic, civil and political «Russian» denominators of the three party election programs. At the same time, the provisions enshrined in the coalition agreement are based on the foundation of bilateral relations built by the last two cabinets of ministers under the leadership of A. Merkel, incl. during 2021, the year that marked the end of the era of the former Chancellor. Just a week after the start of the government, bilateral relations were tested for strength in the political and economic spheres. The new year 2022 began in difficult conditions ofescalating confrontation between the collective West, including Germany, and official Moscow. Under these conditions, on January 18, the German and Russian foreign ministers held talks, clarifying their mutual positions on the most important issues on the bilateral and international agenda. On February 15, Russian President V.V. Putin and Chancellor O. Scholz continued to discuss the most important topical issues of cooperation. The author sums up the political and economic results of cooperation between the two leading countries of the European continent in 2021, and also analyzes its prospects in 2022, paying special attention to the role of Germany and the Russian Federation in resolving the intra-Ukrainian conflict.

Key words: Germany, Russia, RF, European Union, EU, USA, cooperation, German-Russian relations.

Article received: 16.02.2022.

2021 год прошёл в Германии под знаком смены лидера Христианско-демократического союза, выборов в ландтаги ряда земель и нового состава бундестага, а также окончания 16-летнего правления Ангелы Меркель, во многом лично определявшей в течение четырёх леги-слатурных периодов содержание внешней политики Германии и её отношения с другими государствами и регионами. В последний год своего руководства она последовательно укрепляла созданный ею внешнеполитический фундамент, краеугольными камнями которого были европейские и трансатлантические отношения, а также традиционный ценностный подход. Приоритетами для Меркель в 2021 г. стали: укрепление германо-французского тандема, усиление центростремительных процессов в Европейском союзе, восстановление отношений с США и недопущение дальнейшего ухудшения сотрудничества с Россией, произошедшего во

второй половине 2020 - начале 2021 гг. (Белов 2021a).

Российские приоритеты А. Меркель в 2021 г.

В середине января 2021 г. из Германии в Россию возвратился опальный оппозиционер А.А. Навальный. Он был арестован и затем приговорён к лишению свободы, что вызвало осуждение официального Берлина, ещё более омрачившего и без того прохладные отношения с Крем лём. В начале февраля Москву посетил Высокий представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Ж. Боррель, обсудивший широкий круг вопросов со своими российскими коллегами. Итоги его визита были омрачены скандалом с высылкой дипломатов трёх государств ЕС, в т.ч. Германии. Это стало одной из причин принятия в начале марта Евросоюзом и США очередного пакета санкций против России.

Обострение отношений между Берлином/Брюсселем и Москвой произошло на фоне вступления в должность в январе нового президента США Дж. Байдена и подготовки Белым домом очередных ограничительных мер, связанных с проектом «Северный поток - 2» (СП-2). Такое развитие событий побудило А. Меркель действовать в двух направлениях. С одной стороны, она стала одним из основных инициаторов поручения главе внешнеполитической службы ЕС подготовить к июню доклад о концепции будущих отношений Евросоюза с Россией. С другой, она активизировала общение с новой американской администрацией, чтобы не допустить ужесточения рекомендуемого Белым домом конгрессу каждые 90 дней санкционного пакета против строящегося российского морского трубопровода или даже смягчить его. По обоим направлениям ей удалось добиться успеха. В конце июня Ж. Боррель презентовал на заседании Европейского совета доклад, в подготовке которого активное участие приняли немецкие эксперты. В нём обозначено стратегическое видение будущих отношений с Москвой, в основе которого оказался триединый подход, сформулированный А. Меркель. Высокий представитель свёл его к формуле «отпор, сковывание и взаимодействие», без проблем присоединённой к известным «пяти принципам Могерини». Доклад был одобрен Европейским советом и принят за основу модели взаимодействия с Россией. Воодушевлённые успехом А. Меркель и Э. Макрон1 предложили коллегам по Совету провести саммит с президентом РФ В.В. Путиным, но ряд руководителей, в первую очередь Польши и прибалтийских государств, резко выступили против.

В мае Берлину удалось убедить Белый дом не вводить в рамках очередного санкционно-го пакета ограничения против руководства швейцарской компании Nord Stream 2 AG (NS 2 AG) - оператора СП-2, включая управляющего директора М. Варнига. Это вызвало негативную реакцию ряда членов конгресса, традиционно выступающих против российского проекта. Одноврéменно это стало важным вкладом в подготовку намеченных на середину июля переговоров А. Меркель и Дж. Байдена - одним из центральных пунктов их повестки предполагалось обсуждение вопросов окончания строительства СП-2 и его коммерческого запуска. Дело в том, что уже в начале июня было закончено строительство одной из двух веток трубопровода и в этой связи руководство NS 2 AG подало заявку (впоследствии отклонённую) на признание его статуса как независимого хозяйствующего субъекта, управляющего новым

1 31 мая 2021 г. А. Меркель и Э. Макрон подписали в Берлине Совместное заявление - de facto дорожную карту взаимодействия германо-французского тандема на ближайшие годы. В п. 59 документа закреплена следующая договорённость сторон: «Нерешённые вопросы, касающиеся России, в том числе дестабилизирующее поведение и неоднократные нарушения международного права, осложняют наши отношения и требуют решительного подхода. Тем не менее мы подтверждаем нашу приверженность продолжению нашего диалога с Россией на основе общих принципов ЕС и выборочного участия в областях, представляющих общий интерес» (DeutschFranzösische Erklärung 2021).

морским газопроводом.

По итогам переговоров канцлера и президента США в Вашингтоне 21 июля было опубликовано совместное заявление сторон, содержащее условия окончания строительства и запуска проекта. Среди них одним из основных стало продолжение транзита российского газа после 2024 г. через украинскую газо-трубопроводную систему (ГТС) и отсутствие «агрессивного поведения» России в отношении Украины. США и ЕС обещали в случае любой «агрессии» российского государства ввести против него санкции, включающие ограничение её импортного энергетического потенциала и остановку СП-2. Меркель и Байден определили сроки начала переговоров (до 1 сентября 2021 г.) и ответственных за них - специальных уполномоченных со стороны ФРГ и Соединённых Штатов. Однако переговоры так и не начались, в августе был подготовлен очередной пакет санкций против российского проекта, а в сентябре «Газпром» объявил об официальном окончании строительства морского трубопровода, о начале его подготовки к технической эксплуатации и сертификации немецким Федеральным сетевым агентством (Bundesnetzagentur, BNetzA) (Белов 2021 e).

20 августа 2021 г. А. Меркель посетила с рабочим визитом Москву, который завершал и подводил итоги её взаимодействия с президентом В.В. Путиным. Помимо судьбы СП-2 и других вопросов двусторонних отношений она обсудила перспективы взаимодействия в сфере гражданского общества. После объявления в мае 2021 г. Генеральной прокуратурой РФ трёх немецких НКО нежелательными организациями Берлин в июне заморозил все мероприятия «Петербургского диалога», что существенно ухудшило взаимное доверие. А. Меркель отказалась что-либо предпринять для его размораживания, подчеркнув неизменность германского ценностного подхода во внешней политике (Белов 2021c).

Для российского лидера помимо проекта СП-2 существенным вопросом на переговорах стал «нормандский формат», фактически оказавшийся в тупике из-за противодействия официального Киева. Именно туда после переговоров в Москве отправилась канцлер, пообещав постараться сдвинуть с мёртвой точки реализацию заключённых во многом по её инициативе в феврале 2015 г. Минских соглашений. Но это ей не удалось.

Экономическая составляющая двусторонних отношений

При рассмотрении тематики двусторонней хозяйственной кооперации основное внимание в течение 2021 г. уделялось судьбе проекта морского газопровода. BNetzA, начавшее в сентябре рассмотрение заявки о сертификации СП-2, в середине ноября заявило о приостановке процедуры и рекомендовало NS 2 ÄG создать в Германии дочернюю фирму для управления немецким участком трубопровода и перевести на неё соответствующие активы и персонал. Через месяц директор Агентства Й. Хоманн высказал мнение, что соответствующее решение будет принято не ранее первой половины следующего года.

26 января NS 2 ÄG сообщила об учреждении в Германии дочерней структуры Gas for Europe GmbH (G4E), которая станет владельцем и оператором 54-километрового участка СП-2 в территориальных водах ФРГ и площадки береговых объектов в г. Любмине. Новая компания с головным офисом в г. Шверине создана в качестве независимого оператора транспортной системы в соответствии с Законом об энергетическом хозяйстве ФРГ (Energiewirtschaftsgesetz) (Норд стрим 2 АГ 2022). На сайте G4E уточняется, что данный закон «реализует Директиву ЕС по газу в немецкое законодательство» и «в центре внимания новой компании на этапе запуска находится внедрение требований к процессу сертификации в качестве независимого оператора транспортной сети в координации с Федеральным сетевым агентством (BNetzA)». Как независимый хозяйствующий субъект она будет отвечать за транспортировку

необходимых объёмов газа, поставляемого по СП-2 от территориальной морской границы до точки соединения с немецкой и европейской ГТС возле г. Любмина - «в соответствии с самыми высокими стандартами экономики, безопасности и экологии» (Gas for Europe 2022a).

Точная дата создания G4E не упоминается. Учредитель сообщает, что её управляющим директором с 22 декабря 2021 г. является Райнхард Онтид, работавший ранее на различных руководящих должностях в немецкой группе E.ON, а также коммерческим директором Nord Stream 2 AG, где он отвечал за закупки, получение разрешений и юридические вопросы, связанные со строительством СП-2 (Gas for Europe... 2022c).

В качестве председателя наблюдательного совета на сайте был указан Дитер В. Халлер (с той же даты) - с конца 2018 г. глава Haller Consult GmbH и с начала 2020 г. член попечительского совета Dussmann Foundation. В июле 2018 г. он вышел на пенсию. С 1981 г. Халлер работал профессиональным дипломатом, занимая различные руководящие должности в Ведомстве федерального канцлера и министерстве иностранных дел, в т.ч. выполняя обязанности посла ФРГ в Южно-Африканской Республике и Саудовской Аравии. Как ушедший в отставку государственный служащий Халлер послал запрос во внешнеполитическое ведомство на предмет разрешения занять указанную должность. Но, по информации газеты Die Zeit, опубликованной 27 января, он получил отказ, «поскольку это затрагивает интересы службы» (Zimmermann 2022). В начале февраля имя Халлера было удалено с сайта G4E. В разделе Наблюдательного совета появились имена четырёх членов, двое из которых являются «независимыми от вертикально интегрированной энергоснабжающей компании» (Gas for Europe. 2022b). Позиция председателя не упоминалась.

Глава BNetzA Й. Хоманн после получения январской заявки NS 2 AG в интервью газете Frankfurter Allgemeine Zeitung сообщил, что пока отсутствует ряд требуемых документов. Он также подтвердил своё высказанное в декабре мнение, что соответствующее решение вряд ли будет принято в первой половине 2022 г. (Bünder 2022). Уходящего на пенсию Хоманна в начале марта должен был сменить представитель партии «Союз 90 / Зелёные» и глава Федерального объединения центров защиты прав потребителей Германии К. Мюллер (Müller 2022). Его на пост руководителя Агентства пролоббировал министр климата и экономики Р. Хабек, выступающий против СП-2. Понятно, что такая смена руководства вряд ли ускорит процесс сертификации. Окончательное решение немецкого регулятора в течение двух месяцев будет рассмотрено экспертами Европейской комиссии. При необходимости они могут рассчитывать ещё на два месяца. После вердикта Брюсселя руководство BNetzA также в течение двух месяцев должно принять окончательное решение по сертификации СП-2, которое, однако, может быть оспорено Еврокомиссией в Европейском суде в Люксембурге.

В течение года продолжилось межведомственное энергетическое сотрудничество, в т.ч. начавшаяся в 2020 г. «водородная кооперация». 20 апреля 2021 г. заместитель министра энергетики РФ П. Сорокин и статс-секретарь Министерства экономики и энергетики Германии А. Файхт подписали совместную Декларацию о намерениях по сотрудничеству в сфере устойчивой энергетики. Документ закрепил ранее достигнутые договорённости о создании Рабочей группы высокого уровня по устойчивой энергетике и входящей в её состав подгруппы по сотрудничеству в сфере водородной энергетики. Кроме того, достигнута договорённость создать дополнительную подгруппу, которая будет заниматься вопросами взаимодействия в сфере возобновляемых источников энергии. Согласованные направления кооперации затрагивают «области использования новых источников энергии с целью совершенствования энергоэффективности и энергосбережения, решения экологических проблем, обмена технологиями в области надёжности и безопасности энергосистем, анализа ресурсной базы, изучения параметров на-

циональных и международных рынков возобновляемых источников энергии» (Минэнерго... 2021). В рамках водородного сотрудничества приоритетами являются изучение и внедрение технологий производства, хранения, использования и транспортировки водорода, а также создания будущих совместных альянсов для реализации прорывных двусторонних проектов.

В 2022 г. завершается Германо-Российский перекрёстный Год экономики и устойчивого развития. В 2021 г. в его рамках реализовывались многочисленные двусторонние инициативы и проекты. Промежуточные итоги были обсуждены 9 сентября 2021 г. во время встречи министра экономического развития М. Решетникова и посла Германии в РФ Г.А. фон Гайера. Особое внимание было уделено сфере водородной энергетики, перспективам поставок российского водорода в ФРГ и другие страны Европы, соответственно, созданию необходимой для этого транспортной инфраструктуры. В качестве одного из наиболее эффективных проектов Года посол отметил инициативу «1000 практикантов», в рамках которой германские компании предоставляют тысячам молодых россиян возможность прохождения стажировки (Максим Решетников. 2021).

На фоне продолжения коронакризиса и его негативного влияния на народное хозяйство Германии и России в 2021 г. более чем на V3 вырос стоимостной объём двустороннего внешнеторгового оборота - по российской статистике до 56,1 млрд долл., по немецкой - до 59,6 млрд евро (примерно 65 млрл долл.)1.

Продолжились и взаимные прямые инвестиции. Среди немецких проектов преобладали начатые ранее. Но были и новые, в т.ч. инициированные малыми и средними фирмами. Несмотря на сокращение количества компаний в 2021 г. на 8% по сравнению с прошлым годом (до 3 тыс. 651), немецкое бизнес-сообщество в России по-прежнему остаётся крупнейшим в сопоставлении с деловыми объединениями других государств. Весьма негативно его члены отреагировали на введение в самом конце 2021 г. обязательного и регулярного для иностранных граждан и членов их семей медицинского осмотра. Отдельные немецкие предприниматели заявляли о намерениях уйти из России в случае его сохранения.

В 2021 г. не состоялась традиционная встреча руководителей ведущих концернов Германии с президентом РФ В.В. Путиным. Предварительно она была перенесена на начало марта 2022 г.2 Представители немецкого бизнеса планировали обсудить с российским лидером перспективы хозяйственной кооперации, включая необходимость устранения существующих препятствий (Greive, Neuerer 2022). Помимо упомянутого «принудительного» осмотра и санкционных ограничений к ним относили нестабильный курс рубля, взаимные экономические санкции и бюрократию.

По-прежнему очень мало информации о российской инвестиционной активности в ФРГ. Отечественные инвесторы в последние годы предпочитают избегать публичности, которая в условиях антироссийских настроений в немецких СМИ нередко мешает их деятельности. К тому же в Германии нет таких мощных лоббистских структур, как у немецкого бизнеса в РФ. Тем не менее отечественные предприниматели продолжают осваивать немецкие рынки. Так, например, согласно данным агентства содействия внешнеэкономической деятельности NRW. Global Business земли Северный Рейн - Вестфалия в 2021 г. свой бизнес здесь начали 30 фирм из России, в т.ч компания Antmaschinen, производящая роботов с дистанционным управлением, и стартап GetFaster (служба быстрой доставки) (Russland-Konferenz. 2022).

Россия в коалиционном договоре. Начало деятельности нового правительства

1 Предварительные оценки.

2 Часть политического истэблишмента Германии считала, что бизнесмены должны отказаться от встречи в марте и тем самым выразить протест «против агрессивной политики» главы российского государства.

Основная борьба за победу на федеральных парламентских выборах развернулась между тремя партиями - блоком ХДС / ХСС, «Союз 90 / Зелёные» и СДПГ, выдвинувшим кандидатами на пост федерального канцлера, соответственно, А. Лашета, А. Бербок и О. Шольца. Две другие партии - свободные демократы и левые - боролись за право стать младшим партнёром в одной из возможных коалиций. В предвыборных программах всех партий (в т.ч. СДПГ, «зелёных» и свободных демократов, сформировавших новое коалиционное правительство Германии во главе с О. Шольцем), России было уделено особое место. Союз ХДС / ХСС стал ведущей оппозиционной силой в федеральном парламенте.

Исходя из предвыборных программных постулатов в отношении РФ, включающих жёстко негативный подход малых партий к российскому руководству (Белов 2021g), аналитики, включая автора настоящей статьи, ожидали достаточно критического содержания соответствующего раздела коалиционного договора. Однако в итоговый документ вошли весьма взвешенные и относительно конструктивные положения (Белов 2021f). Тем не менее экспертное сообщество сохранило опасения о будущем двусторонних отношений, которые они связывали с партией «Союз 90 / Зелёные» и их сопредседателями А. Бербок и Р. Хабеком1, занявшими ключевые посты в кабинете. Частично они оправдались.

Канцлер О. Шольц, выступая 15 декабря 2021 г. в Бундестаге с правительственным заявлением, уточнил ряд «российских положений» договора. Он указал, что Германия не допустит нарушения границ и территориальной целостности Польши и Украины. В связи с «ситуацией с безопасностью на российско-украинской границе» Шольц повторил прежнюю позицию А. Меркель: каждое нарушение будет «иметь высокую цену», и Берлин будет в этой связи говорить «единым голосом» с европейскими партнёрами и трансатлантическими союзниками. Одновременно он озвучил следующий тезис: «В то же время мы готовы к конструктивному диалогу. С учётом нашей истории этот российский контекст должен иметь прямое отношение и к нам. Именно мы должны быть готовы как можно чаще пытаться достичь взаимопонимания, чтобы попробовать вырваться из спирали эскалации, как это временами удавалось в рамках Нормандского формата» (Белов 2021b). Канцлер счёл необходимым послать дополнительный сигнал руководителям стран Центральной и Восточной Европы, особо отметив, что такой подход не означает «новой германской восточной политики», которая может быть только европейской и построенной «на нормах международного права и европейского миропорядка» (Белов 2021b).

В тот же день Высший суд Берлина приговорил гражданина РФ к пожизненному заключению за убийство гражданина Грузии чеченского происхождения З. Хангошвили, указав в своём решении, что преступник мог действовать «по государственному заказу». МИД ФРГ в этой связи объявил персонами нон грата двух российских дипломатов. Канцлер был вынужден поддержать это решение. Российская сторона заявила справедливый протест.

За два дня до выступления О. Шольца новая глава внешнеполитического ведомства А. Бербок во время интервью второму каналу немецкого телевидения ZDF высказала мнение, что сертификация газопровода СП-2 недопустима, поскольку он не соответствует требованиям Третьего энергетического пакета ЕС. Результатом стал очередной резкий рост спотовых цен на трубопроводный газ. Это произошло на фоне набиравших силу с начала декабря спекуляций в западных СМИ о возможных санкциях против РФ из-за ожидаемой «агрессии против Украины», что давало повод для замораживания СП-2. Такое поведение А. Бербок подтверждало, что она и впредь не будет воздерживаться от враждебных шагов по отношению Рос-

1 Р. Хабек и А. Бербок были переизбраны на партийном съезде, прошедшем в январе 2022 г. Новыми сопредседателями партии «Союз 90 / Зелёные» стали Рикард Ланг и Омид Нурипур.

сии. Однако встреча глав внешнеполитических ведомств РФ и ФРГ, прошедшая 18 января 2022 г. в Москве, показала её готовность к конструктивной дискуссии.

Одним из спорных вопросов в конце 2021 - начале 2022 гг. стали препятствия для работы круглосуточного телеканал RTDE, который начал вещание для немецкоязычной аудитории 16 декабря. Но уже 17 декабря немецкое агентство DPA сообщило: медиарегулятор расследует нарушения со стороны RT DE правил вещания, к которому он приступил, якобы не обладая необходимой для этого лицензией (Germany launches. 2022). 22 декабря пресс-служба российского медиахолдинга Russia Today информировала, что немецкий медиарегулятор MABB обязал оператора европейской спутниковой связи Eutelsat 9В снять со своей платформы телеканал RT DE. Представители МИД РФ ранее заявили, что германская сторона прилагает все усилия для того, чтобы сделать спутниковое вещание RT на немецкой территории невозможным, что означает прямое препятствование работе журналистов (МИД обвинил. 2022). Однако Берлин ничего не предпринял для урегулирования ситуации. Более того, 2 февраля германский медиарегулятор запретил вещание RT DE в прямом эфире в интернете, через мобильное приложение RT, платформу Odysee, а также через спутник. Он обосновал такое решение тем, что канал не запросил необходимого разрешения и работал без него на территории ФРГ. 3 февраля, по всей видимости, неожиданно для немецкой стороны, МИД РФ заявил о запуске процедуры по объявлению государственной радиостанции «Немецкая волна» СМИ-иноаген-том, запрета её вещания, закрытия корпункта в Москве и лишения аккредитации журналистов его российского бюро. Также предполагалось создание непубличного списка лиц, связанных с ограничением вещания RT DE, с последующим запретом въезда на территорию России. Государственный министр ФРГ по вопросам культуры и СМИ К. Рот1 назвала такие меры неприемлемыми, а уравнивание ситуации вокруг Deutsche Welle с RT DE - не имеющим никаких оснований (Deutsche Welle. 2022).

С середины января одной из тем внутригерманской дискуссии относительно т.н. «агрессии» России против Украины стал вопрос о поставках немецкого вооружения Киеву. Официальный Берлин отказался от них, что вызвало резко отрицательную реакцию украинских министров обороны и иностранных дел. Избранный 22 января новый председатель ХДС Ф. Мерц как руководитель оппозиции раскритиковал позицию О. Шольца и А. Бербок, считая недопустимым выпадать из единого оркестра коллективного Запада, активно укрепляющего военно-технический потенциал ВС Украины. Одновременно он призвал к введению жёстких санкций против России.

Острому осуждению, в т.ч. со стороны коллег по партии, подвергся бывший канцлер Германии Г. Шрёдер, пошедший против мэйнстрима и выступившей с критикой официального Киева. Руководство СДПГ по инициативе нового со-председателя Клингбайля провело специальное заседание, посвящённое обсуждению «украинского вопроса» и позиции экс-канцлера.

В условиях набирающей силы антироссийской истерии в германских СМИ, убеждающих свою аудиторию в неизбежности «агрессии Москвы» и критикующих сдержанную позицию правительства в отношении поставок вооружения Киеву, О. Шольц 7 февраля в Вашингтоне обсудил кризисную ситуацию вокруг Украины с президентом США Дж. Байденом. Глава немецкого кабинета министров подтвердил, что подход Германии к конфликту совпадает с позицией коллективного Запада, включая введение санкций в случае возможной агрессии Москвы (при этом ему удалось ни разу не упомянуть СП-2). Исключением стал отказ Берли-

1 Примечательно, что накануне этих событий К. Рот провела конструктивные переговоры со специальным представителем президента России по международному культурному сотрудничеству М. Швыдким, обсудив ряд важных вопросов взаимодействия в культурно-гуманитарной сфере (Королева... 2022).

на от поставок вооружений, что соответствует не только Основному закону ФРГ, но и положениям коалиционного соглашения. Уже 8 февраля состоялась встреча с президентами Франции и Польши - Э. Макроном (7 февраля тот общался в Москве с В.В. Путиным, 8 февраля -в Киеве с В. Зеленским) и А. Дудой. Участники реанимированного Веймарского треугольника подтвердили свою приверженность принципам территориальной целостности государств и готовность противостоять «агрессивному поведению Кремля».

10 февраля О. Шольц в Берлине провёл переговоры с президентом Литвы Г. Науседой, а также премьер-министрами Эстонии и Латвии - К. Каллас и К. Кариньшем, заверив их в том, что безопасность прибалтийских стран не пострадает, он готов к критическому диалогу с Россией по вопросам безопасности, в т.ч. в контексте кризиса вокруг Украины (Pressestate-ше^Б... 2022). В тот же день в столице Германии прошла встреча политических советников стран - участниц Нормандского формата, в очередной раз закончившаяся безрезультатно из-за деструктивной позиции украинской стороны. Визиты А. Бербок в Киев 17 января и 7 февраля (как и приезд Э. Макрона) не оказали никакого воздействия на руководство Украины, продолжающее саботировать Минские соглашения.

14 февраля О. Шольц предпринял очередную попытку повлиять на Киев и сдвинуть дело с мёртвой точки. На итоговой пресс-конференции он заявил, что В. Зеленский пообещал подготовить проекты законов об особом статусе Донбасса, конституционной реформе и избирательном праве для обсуждения в контактной группе по Украине. Насколько канцлеру в реальности удалось убедить украинского президента в том, что альтернативы Минским договорённостям нет, покажет время. С багажом проведённых в течение недели переговоров и произошедших событий1, он прилетел 15 февраля в Москву на свою первую рабочую встречу с президентом РФ, в рамках которой стороны подробно обсудили различные вопросы двусторонних отношений, в первую очередь касающихся актуальной международной повестки (Белов 2022).

В заключение отметим, что российское руководство приняло решение не участвовать в Мюнхенской конференции по безопасности, которая состоялась 18-20 февраля 2022 г. По словам пресс-секретаря президента РФ Д. Пескова, эта дискуссионная площадка теряет объективность и свою востребованность для России, превращаясь «в клуб одной точки зрения» (Мюнхенская конференция... 2022). Не исключено, что такая оценка также связана с чётко обозначенной антрироссийской позицией её нового председателя Кристофа Хойсгена - бывшего советника А. Меркель.

* * *

В течение 2021 г. уходящая в отставку А. Меркель особое внимание уделяла российскому вектору германской внешней политики, закрепив ряд важных положений в европейском и трансатлантическом направлениях. 20 августа в Москве она сформулировала чёткое послание будущему правительству. Канцлер призвала выстраивать отношения с Россией, пытаясь искать компромисс, продолжая диалог и обмен аргументами, которым, по её убеждению, в международном контексте нет разумной альтернативы (Белов 2021с). Новые участники правительственной коалиции согласовали общий конструктивно-критический знаменатель в отно-

1 13 февраля 2022 г. на второй срок был переизбран президент ФРГ Ф.-В. Штайнмайер. В своей инаугурацион-ной речи он обратился к В.В. Путину с призывом отказаться от давления на Украину, «забыв» при этом упомянуть предложенную им в октябре 2015 г. формулу урегулирования внутриукраинского конфликта (на основе Минских соглашений), впоследствии названную его именем и утверждённую в 2019 г. участниками Нормандского формата, но так не принятой Киевом к исполнению. Напомним, что Штайнмайер был одним из подписантов в феврале 2014 г соглашения с В. Януковичем о мирной передаче власти, которое было нарушено т.н. «революционерами».

шении ведущего партнёра на постсоветском пространстве. О. Шольц, судя по его первым шагам, несмотря на существенное обострение отношений коллективного Запада и России в сфере безопасности в начале 2022 г., будет опираться на него. Он также готов не только учитывать интересы восточно- и центральноевропейских стран, но и быть их своеобразным уполномоченным в обсуждении различных вопросов с Москвой.

Весна текущего года покажет, в каком направлении будут развиваться события вокруг Украины. Разрядится ли ситуация, будут ли введены ограничительные меры против нашей страны, сможет ли Берлин играть более активную роль в Нормандском формате и выстраивании конструктивных отношений с Москвой с учётом германо-французского тандема и на фоне сохраняющегося негативного отношения к ней ряда государств Европейского союза.

Хорошие перспективы в 2022 г. сохраняются в сферах экономики, науки, образования, культуры - на них традиционно опирается поступательное развитие германо-российских отношений. Нужно устранять существующие препятствия, в т. ч. бюрократические. Не исключено, что удастся разморозить Петербургский диалог. Наряду с другими площадками он необходим для проведения содержательных дискуссий и противостояния антироссийской кампании. Этот лейтмотив германских средств массовой информации негативно влияет как на поведение политиков, принимающих решения, так и на настроения бизнеса и населения. В следующем номере Вестника будет рассмотрено влияние кризиса вокруг Украины на отношения России и ФРГ.

Список литературы / References

Bünder, H. (2022). Deutschlands wichtigste Stromautobahn wird nicht pünktlich fertig. Frankfurter Allgemeine Zeitung. 30.01.2022. Available at: https://www.faz.net/aktuell/wirtschaft/ net-zagentur-gibt-terminplan-fuer-stromautobahnen-auf-17765016.html (accessed 15.02.2022).

Deutsche Welle ограничили работу в России. Ведомости. 03.02.2022. [Deutsche Welle restricted work in Russia. Vedomosti. 03.02.2022. (in Russian).] Available at: https://www.vedomos ti.ru/society/articles/2022/02/03/907757-deutsche-welle-prodolzhat-rabotu (accessed 15.02.2022).

Deutsch-Französische Erklärung von Berlin. Pressemitteilung, Nummer 184/21 vom 31.05.2021. Available at: https://www.diplomatie.gouv.fr/IMG/pdf/20210531deutsch-frerklarungvonberlin_cle4b22e8.pdf (accessed 15.02.2022).

Gas for Europe GmbH (2022a). Official website of the company. Company profile section. Available at: https://www.g4e.de/profil/ (accessed 15.02.2022).

Gas for Europe GmbH (2022b). Official site of the company. Section «Supervisory Board». Available at: https://www.g4e.de/aufsichtsrat/ (accessed 15.02.2022).

Gas for Europe GmbH (2022b). Official site of the company. Section «Guide». Available at: https://www.g4e.de/geschaeftsfuehrung/ (accessed 15.02.2022).

Germany launches proceedings against Russian state broadcaster RT. DPA. 17.12.2021. https://www.dpa-international.com/topic/germany-launches-proceedings-russian-state-broadcaster-rt-urn%3Anewsml%3Adpa.com%3A20090101%3A211217-99-426890 (accessed 15.02.2022).

Greive, M., Neuerer, D. (2022). «Lage extrem gefährlich» - Bundesregierung vor Scholz' Russlandreise besorgt. Handelsblatt. 13.02.2022. Available at: https://www.handelsblatt.com/politik/ international/ukraine-konflikt-lage-extrem-gefaehrlich-bundesregierung-vor-scholz-russlandreise-besorgt/28064612.html?utm_campaign=Ukraine-Konflik-2022-02-13&utm_source=onesignal&ut m_medium=push (accessed 15.02.2022).

Müller wird Präsident der Bonner Bundesnetzagentur. General Anzeiger. 20.01.2022. Available

at: https://ga.de/news/wirtschaft/regional/klaus-mueller-wird-praesident-der-bonner-

bundesnetzagentur_aid-65488595 (accessed 15.02.2022).

Pressestatements von Bundeskanzler Scholz, dem Präsidenten von Litauen Nauseda, der Ministerpräsidentin von Estland Kallas und dem Ministerpräsidenten von Lettland Karins am 10. Februar 2022 in Berlin. Bundesregierung. 10.02.2022. Available at: https://www.bundesregierung.de/breg-de/aktuelles/pressestatements-von-bundeskanzler-scholz-dem-praesidenten-von-litauen-naus%C4%97da-der-ministerpraesidentin-von-estland-kallas-und-dem-ministerpraesidenten-von-lettland-kari%C5%86%C5%A1-am-10-februar-2022-in-berlin-2004436 (accessed 15.02.2022).

Russland-Konferenz 2022: «Ansiedlungsrekord» russischer Firmen in NRW. AHK Russland. 18.01.2022. Available at: https://russland.ahk.de/news/detail/russland-konferenz-2022-ansiedlungsrekord-russischer-firmen-in-nrw (accessed 15.02.2022).

Zimmermann, F. (2022). Auswärtiges Amt verbietet Ex-Botschafter Job bei Nord Stream 2. Die Zeit. 27.01.2022. Available at: https://www.zeit.de/wirtschaft/unternehmen/2022-01/gas-for-europe-nord-stream-2-erdgas-tochterunternehmen (accessed 15.02.2022).

Белов, В.Б. (2021a). Внешняя политика Германии в условиях актуальных вызовов // Международная аналитика 12(3): 38-58. [Belov, V.B. (2021a). German Foreign Policy in the Face of Current Challenges. Journal of International Analytics 12(3): 38-58. (in Russian).] DOI: 10.46272/2587-8476-2021-12-3-38-58

Белов, В.Б. (2021b). Десять дней нового коалиционного правительства Германии // Аналитические записки Института Европы РАН (4): 63-71. [Belov, V.B. (2021b). 10 days of new German coalition government. Analytical papers of IE RAS (4): 63-71. (in Russian).] DOI: 10.15211/analytics43720216371

Белов, В.Б. (2021c). Отношения России и Германии в контексте визитов А. Меркель в Москву и Киев // Аналитические записки Института Европы РАН (3): 23-31. [Belov, V.B. (2021c). Relation between Russia and Germany in context of A. Merkel visits in Moscow and Kiev. Analytical papers of IE RAS (3): 23-31. (in Russian).] DOI: 10.15211/analytics32320212331

Белов, В.Б. (2021d). Перспективы коммерческой эксплуатации «Северного потока - 2» // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН 24(6): 68-78. [Belov, V.B. (2021d). Prospects for the commercial operation of Nord Stream 2. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 24(6): 68-78. (in Russian).] DOI: 10.15211/vestnikieran620216878

Белов, В.Б. (2021e). Россия в тени предвыборной кампании в Бундестаг. НГ-Дипкурьер. 19.09.2021. [Belov, V.B. (2021e). Russia in shadow of preelection campaign in Bundestag. HG -Dipcourier. 19.09.2021. (in Russian).] Available at: https://nvo.ng.ru/courier/2021-09-19/9_8255_germany.html (accessed 15.02.2022).

Белов, В.Б. (2021g). Quo vadis внешняя политика Германии при новом трёхпартийном правительстве? РСМД. 01.12.2021. [Belov, V.B. (2021g). Quo vadis German foreign policy under new three party government. RIAC. 01.12.2021. (in Russian).] Available at: https://russiancouncil. ru/analytics-and-comments/analytics/quo-vadis-vneshnyaya-politika-germanii-pri-novom-trekhpar tiynom-pravitelstve/ (accessed 15.02.2022).

Белов, В.Б. (2021h). Партийно-политические и социально-экономические последствия выборов в германский Бундестаг // Общественные науки и современность (6): 24-39. [Belov, V.B. (2021h). Party-Political and Socio-Economic Consequences of Elections to the German Bundestag. Social sciences and contemporary world (6): 24-39. (in Russian).] DOI: 10.31857/S086904990017879-8

Белов, В.Б. (2022). Значение визитов канцлера О. Шольца в Вашингтон, Киев и Москву для отношений России и Германии // Аналитические записки Института Европы РАН (1): 1-9

[Belov, V.B. (2022). Significance of the visits of Chancellor O. Scholz to Washington, Kiev and Moscow for relations between Russia and Germany. Analytical papers of IE RAS (1): 1-9. (in Russian).] DOI: 10.15211/analytics1620224351

Королева, Н. (2022). Берлин и Москва обсудили культурные отношения ФРГ и РФ в политически сложные времена. DW. 01.02.2022. [Koroleva, N. (2022). Berlin and Moscow discussed cultural relations between Germany and Russia in politically difficult times. DW. 01.02.2022. (in Russian).] Available at: https://p.dw.com/p/46ONY (accessed 15.02.2022).

Максим Решетников: Россия заинтересована в сотрудничестве с Германией в сфере водородной энергетики. Минэкономразвития РФ. 10.09.2021. [Maxim Reshetnikov: Russia is interested in cooperation with Germany in the field of hydrogen energy. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. 10.09.2021. (in Russian).] Available at: https://www.economy.gov.ru/material/news/maksim_reshetnikov_rossiya_zainteresovana_v_sotrud nichestve_s_germaniey_v_sfere_vodorodnoy_energetiki.html (accessed 15.02.2022).

МИД обвинил немецкие власти в препятствовании работе RT. РИА. 22.12.2021. [The Foreign Ministry accused the German authorities of obstructing the work of RT. RIA. 22.12.2021. (in Russian).] Available at: https://ria.ru/20211222/rt-1764849578.html (accessed 15.02.2022).

Минэнерго России и Министерство экономики и энергетики ФРГ подписали совместную декларацию о намерениях сотрудничества в сфере устойчивой энергетики. Минэнерго. 20.04.

2021. [The Ministry of Energy of Russia and the Ministry of Economy and Energy of Germany signed a joint declaration of intent for cooperation in the field of sustainable energy. Ministry of Energy. 20.04.2021. (in Russian).] Available at: https://minenergo.gov.ru/node/20562 (accessed 15.02.2022).

Мюнхенская конференция становится клубом одного мнения, заявил Песков. РИА. 12.02.

2022. [The Munich conference is becoming a club of one opinion, Peskov said. RIA. 12.02.2022. (in Russian).] Available at: https://ria.ru/20220212/konferentsiya-1772407109.html?utm_source= yxnews&utm_medium=desktop (accessed 15.02.2022).

Норд стрим 2 АГ (2022). Официальный сайт компании. [Nord stream 2 AG (2022). Official site of the company.] Available at: https://www.nord-stream2.com/ru/dlia-pressy/novosti-i-meropriiatiia/pressrelease-157/ (accessed 15.02.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.