Научная статья на тему 'ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ФРГ ПОСЛЕ ТРАМПА'

ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ФРГ ПОСЛЕ ТРАМПА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
477
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В США / НАТО / СЕВЕРНЫЙ ПОТОК - 2 / САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Огнева Александра Викторовна

В статье анализируются политические аспекты германо-американских отношений после избрания Дж. Байдена на пост президента США. Освещены основные темы трансатлантической повестки как правительства А. Меркель, так и нового коалиционного кабинета во главе с О. Шольцем, нацеленной на восстановление партнёрства, нарушенного предыдущей американской администрацией Д. Трампа. Автор рассматривает суть заключённых в июле 2021 г. в Вашингтоне договорённостей относительно приоритета ценностной внешней политики, а также касательно условий запуска проекта «Северный поток - 2». В статье дана оценка трансатлантической позиции нового немецкого правительства и уделено особое внимание взаимодействию ФРГ и США в контексте украинского кризиса в январе - феврале 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANSATLANTIC ORIENTATION OF THE GERMAN FOREIGN POLICY AFTER TRUMP

The article addresses the main political aspects of German-American relations after the election of J. Biden for US presidency. It stresses the crucial topics of the transatlantic agenda of both the government of Angela Merkel and the new coalition headed by Olaf Scholz, assuming the willingness of all parties to restore the transatlantic partnership damaged by the previous US Trump administration. The author analyses the core essence of the bilateral agreements, taken in July 2021 in Washington regarding the primacy of a value-based foreign policy and the conditions for launching the Nord Stream 2 gas pipeline. The article reflects the position of the new German government after the Bundestag election and pays a special attention to the contacts of both governments with regard to the Ukrainian «crisis» in January-February 2022.

Текст научной работы на тему «ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ФРГ ПОСЛЕ ТРАМПА»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №1

УДК 327

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran120227988

ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ФРГ

ПОСЛЕ ТРАМПА

Александра Викторовна Огнева

Германия, Берлин, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-9596-0167

Ссылка для цитирования: Огнева А.В. Трансатлантический вектор внешней политики ФРГ после Трампа // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2022. №1. С. 79-88. DOI: 10.15211/vestnikieran120227988

Аннотация. В статье анализируются политические аспекты германо-американских отношений после избрания Дж. Байдена на пост президента США. Освещены основные темы трансатлантической повестки как правительства А. Меркель, так и нового коалиционного кабинета во главе с О. Шольцем, нацеленной на восстановление партнёрства, нарушенного предыдущей американской администрацией Д. Трампа. Автор рассматривает суть заключённых в июле 2021 г. в Вашингтоне договорённостей относительно приоритета ценностной внешней политики, а также касательно условий запуска проекта «Северный поток - 2». В статье дана оценка трансатлантической позиции нового немецкого правительства и уделено особое внимание взаимодействию ФРГ и США в контексте украинского кризиса в январе - феврале 2022 г.

Ключевые слова: германо-американские отношения, трансатлантическое партнерство, президентские выборы в США, НАТО, Северный поток - 2, санкции.

Статья поступила в редакцию: 17.02.2022.

THE TRANSATLANTIC ORIENTATION OF THE GERMAN FOREIGN POLICY

AFTER TRUMP

Alexandra V. Ogneva

Germany, Berlin, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-9596-0167

For citing: Ogneva, A.V. (2022). The transatlantic orientation of the German foreign policy after Trump. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 25(1): 79-88. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran120227988

Abstract. The article addresses the main political aspects of German-American relations after the election of J. Biden for US presidency. It stresses the crucial topics of the transatlantic agenda of both the government of Angela Merkel and the new coalition headed by Olaf Scholz, assuming the

© Огнева А.В. - к.полит.н., независимый эксперт, Германия.

willingness of all parties to restore the transatlantic partnership damaged by the previous US Trump administration. The author analyses the core essence of the bilateral agreements, taken in July 2021 in Washington regarding the primacy of a value-based foreign policy and the conditions for launching the Nord Stream 2 gas pipeline. The article reflects the position of the new German government after the Bundestag election and pays a special attention to the contacts of both governments with regard to the Ukrainian «crisis» in January-February 2022.

Key words: German-American relations, transatlantic partnership, US presidential election, NATO, Nord Stream 2, sanctions.

Article received: 17.02.2022.

Во время администрации Д. Трампа германо-американские отношения находились в состоянии кризиса. В научной литературе достаточно исследований, посвящённых экономическим и политическим перспективам отношений США и ФРГ. Отдельные аспекты были проанализированы автором данной статьи (Огнева 2017, Огнева 2019). Перемены в американской внешней политике на германском направлении после прихода к власти в США Дж. Байдена освещались и в ряде публикаций других отечественных исследователей (Белов 2021, Кокеев 2021, Шариков 2021).

Санкционное давление на проект «Северный поток - 2» (СП-2), угрозы введения новых американских торговых пошлин, скептическое отношение к сотрудничеству по линии НАТО и жёсткие требования Вашингтона союзникам увеличить расходы на оборону до 2% ВВП привели к тому, что известие о победе Дж. Байдена на выборах в ноябре 2021 г. породило в Берлине завышенные ожидания.

Выступая на мероприятии, посвящённом очередной годовщине падения Берлинской стены 9 ноября 2020 г., канцлер А. Меркель публично отметила важность смены власти в Вашингтоне. Она подчеркнула, что Дж. Байден «является знатоком Германии и Европы, обладает обширными экспертными знаниями в сфере внешней политики» и понимает, что «германо-американская дружба и трансатлантическое партнёрство имеют огромное значение для Германии, Европы и для всего мира» (Ernst 2020).

Министр иностранных дел ФРГ Х. Маас (СДПГ) выразил надежду, что США вернутся на мировую арену с ответственной политикой: «За последние четыре года мы увидели, что означает лозунг "Америка прежде всего": никакой координации, никаких консультаций с партнёрами... Дж. Байден хочет это изменить. США нам необходимы для совместного разрешения серьёзных проблем нашего времени» (Das ist ein guter Tag. 2021). Аналогичной была реакция соратника Х. Мааса по партии - вице-канцлера, министра финансов и кандидата в канцлеры от СДПГ О. Шольца, который написал в социальной сети Twitter, что с Дж. Байде-ном «демократия и верховенство закона вернутся в Белый дом» (Das ist ein guter Tag. 2021).

О возврате США к активной международной политике и намерении возродить трансатлантическое согласие Дж. Байден широковещательно заявил на Мюнхенской конференции по безопасности, прошедшей в феврале 2021 г. из-за пандемии коронавируса в онлайн-формате. Он подчеркнул готовность США активно участвовать в международных договорах и организациях и сообщил о намерении отменить планы Д. Трампа по выводу размещённого на территории Германии американского военного контингента в составе 12 тыс. человек. Символичным подтверждением его слов стал указ о повторном присоединении США к Парижскому соглашению по климату, вступивший в силу в день проведения конференции. Речь А. Меркель,

напротив, поверглась критике со стороны СМИ и экспертного сообщества за отсутствие реальных предложений по наполнению германо-американского сотрудничества. Заявления канцлера о готовности повысить оборонные расходы до 2% ВВП к 2024 г. многие восприняли скептически.

Проблема германского вклада в бюджет Североатлантического альянса не нова: на сам мите организации в Уэльсе в 2014 г. странами - членами НАТО было принято решение повысить расходы на оборону к 2024 г. до 2% от общего объёма ВВП. Для правительства ФРГ это означает необходимость в ближайшее время значительно увеличить бюджет оборонного ведомства, который в 2021 г. составил 46,93 млрд евро или 1,5% ВВП Германии. В 2022 г. он вырос ещё на 3,4 млрд евро и составил чуть менее 50,33 млрд евро или 1,6% ВВП (Verteidigungsetat steigt... 2021).

Другим важным вопросом, связанным с НАТО, является активное участие Берлина в переосмыслении состояния дел в организации (Reflexionsprozess) - инициативы, выдвинутой в декабре 2019 г. Х. Маасом. На саммите НАТО 14 июня 2021 г. были одобрены положения по будущей стратегии Североатлантического альянса, которую предполагается принять в 2022 г. Решение США о выводе войск из Афганистана вызвало недоумение и беспокойство в Германии и среди других участников Альянса из-за отсутствия консультаций. Поэтому при реализации стратегии НАТО планируется больше внимания уделить теме консультаций и трансатлантической солидарности, а также более тесному сотрудничеству с ЕС (Белов... 2021).

Теме Афганистана было уделено особое внимание во время визита в Германию в сентябре 2021 г. государственного секретаря США Э. Блинкена, а также на встрече президента Дж. Байдена, А. Меркель и О. Шольца в Риме на саммите «большой двадцатки» (Шариков 2021).

В июне 2021 г. на полях саммита G-7 в английском Корнуолле А. Меркель провела первую личную встречу с Дж. Байденом и обсудила ряд проблемных вопросов, доставшихся в наследство от предыдущего президента США. Она отметила атмосферу встречи, которая была более «открытой и конструктивной», чем прежде (Merkel trifft... 2021). Дж. Байден в свою очередь в видеовыступлении, размещённом на его странице в социальной сети Instagram, назвал свою собеседницу «великой главой правительства» (Biden zu Merkel. 2021). Месяцем позже состоялся её визит в Вашингтон, итогом которого стало подписание 15 июля 2021 г. документа под названием «Вашингтонская декларация» (Erklärung von Washington. 2021). Он подтвердил приверженность обоих государств ценностным принципам во внешней политике и должен был стать гарантом восстановления доверия между трансатлантическими союзниками. В Декларации содержатся положения об углублении экономического и научно-технологического сотрудничества. Предполагается создать «германо-американский форум будущего» для обсуждения основных вопросов инновационного развития двух стран, а в среднесрочной перспективе учредить «Экономический диалог». Президент США и федеральный канцлер также заявили, что разделяют общие цели в области развития зелёной энергетики и противодействия вредным выбросам в атмосферу, высказались за совместные усилия по трансформации энергетических технологий (Erklärung von Washington. 2021).

В документе среди прочего отмечается, что США и ФРГ считают НАТО главным элементом обеспечения безопасности в Европе и привержены принципу коллективной обороны согласно ст. 5 Устава организации. В этой связи на пресс-конференции Дж. Байден подчеркнул, что США и Германия продолжат «выступать единым фронтом для защиты союзников на восточном фланге НАТО против российской агрессии» (Remarks by President Biden... 2021).

Второй пакет договорённостей, принятых в рамках вашингтонской поездки А. Меркель, касался условий запуска проекта «СП-2», - основного камня преткновения как между США

и ФРГ, так и внутри ЕС. «Совместное заявление США и Германии в поддержку Украины, европейской энергетической безопасности и общих климатических целей», опубликованное внешнеполитическими ведомствами двух стран 21 июля 2021 г., стало результатом сложного консенсуса двух правительств по модальностям реализации проекта. Документ предполагает совместную реакцию сторон в виде санкций «в случае агрессии и деструктивных действий» России и её попыток использовать газ как оружие, в том числе в отношении Украины (Joint Statement... 2021). Основным условием запуска газопровода стала привязка коммерческой эксплуатации СП-2 к продолжению транзита российского газа через Украину после 2024 г. Речь шла о продлении действующего российско-украинского соглашения 2020-2024 гг. на последующие 10 лет и оговорки о необходимости начать соответствующие переговоры не позднее сентября 2021 г. Германия также обязалась создать должность специального уполномоченного федерального правительства по вопросу транзита газа через территорию Украины (18 августа им был назначен Г. Граф фон Вальдерзее). Среди других закреплённых в документе аспектов - поддержка энергетической трансформации экономики Украины для снижения спроса на российские энергоносители. ФРГ обязуется учредить на Украине «Зелёный фонд» (Grüner Fond) с первоначальным взносом в размере 175 млн евро и возможностью наращивания бюджета в будущем. В свою очередь, США предполагают инвестиционное содействие на сумму около 1 млрд долларов. Несмотря на готовность Берлина участвовать в региональных проектах укрепления энергетической безопасности и оказывать совместно с США комплексную поддержку «Инициативе трёх морей», министры иностранных дел Польши З. Рау и Украины Д. Кулеба негативно отреагировали на вашингтонские договорённости и заявили о готовности и впредь бороться с СП-2 (Белов 2021).

В Германии июльские договорённости с США были восприняты положительно, отмечена особая роль А. Меркель в переговорном процессе. Её короткий визит в Вашингтон носил для немецкой дипломатии большой символический характер. С одной стороны, последняя поездка канцлера в США позволила продвинуть подготовку СП-2 к эксплуатации, с другой -она стала первым главой правительства европейского государства, приглашённым в Белый дом после избрания нового президента. Однако, как отмечает известный российский германист В.Белов, именно в ряде оговорок «Совместного заявления» таились угрозы для герма-но-европейско-российских отношений в сфере энергетики. Так, документ предусматривает, что санкции в отношении России могут быть применены как в случае использования «газового оружия», так и «других агрессивных действий» против Украины (Белов 2021). Именно эти оговорки во время визитов А. Бербок и О. Шольца в США в январе - феврале 2022 г. оказались ключевыми при обсуждении консолидированного ответа коллективного Запада на позицию России в т.н. «украинском кризисе».

Стремление к улучшению трансатлантических отношений и основные принципы Вашингтонских договорённостей нашли своё выражение и в формулировках коалиционного договора, вступившего в силу 8 декабря 2021 г. с приходом к власти правительства ФРГ во главе с О. Шольцем (Mehr Fortschritt wagen. 2021). В целом в документе правительственная коалиция делает ставку на обновление и интенсификацию двусторонних связей с США на основе общих ценностей во внешней и в экономической политике, в сфере защиты климата. Коалиция выступает и за более тесное партнёрство с Соединёнными Штатами в области политики безопасности, особенно по вопросам сотрудничества в рамках НАТО. Бросается в глаза отсутствие в договоре конкретных заявлений относительно СП-2, а также требования США вывести немецкий оборонный бюджет на показатель в 2% от ВВП. При этом в разделе документа, посвящённом «мультилатерализму» (Mehr Fortschritt wagen. 2021: 144) появилась

ссылка на новое положение о т.н. «трёхпроцентной от ВВП цели» немецкого правительства. Предполагается, что данные средства оно в долгосрочной перспективе готово потратить на развитие международной торговли, усиление инструментов дипломатии и политику развития, чтобы «таким образом выполнить свои обязательства перед НАТО» (Mehr Fortschritt wagen. 2021). Данная формулировка была своего рода компромиссом, на котором настаивали «зелёные», отстаивавшие отказ от наращивания вооружений в предвыборной программе. СДПГ в этом вопросе также не имела серьёзных возражений, поскольку, будучи ещё партнёром ХДС / ХСС в правительстве А. Меркель, выступала против роста расходов на военные нужды. Новая формулировка родилась из соответствующего неформального предложения главы Мюнхенской конференции по безопасности В. Ишингера в феврале 2017 г., когда давление Д. Трампа на Германию по поводу повышения её финансового вклада в Североатлантический альянс достигло своего апогея. Данное положение коалиционного договора в определённой степени нивелирует обязательство Германии достичь 2%-ного показателя к 2024 г., как бы продлевая его ещё на один год - до окончания срока работы коалиционного правительства.

Между Россией и США: первые дипломатические шаги О. Шольца

Начало 2022 г. в германо-американских отношениях прошло под знаком кризисной дипломатии. В условиях напряжённости вокруг Украины представители США не скупились на открытую критику канцлера О. Шольца за отсутствие правительственных заявлений по сдерживанию России. Одним из самых ярких и цитируемых в прессе американских выпадов по отношению к ФРГ стала её характеристика как «слабого звена в цепочке союзников НАТО» (Ward 2022). Многим она напомнила точно такое же выражение Д. Трампа, когда тот поносил Берлин за нежелание увеличивать военный бюджет. Большой резонанс имела и статья консервативного колумниста Wall Street Journal Т. Рогана, в которой он обвинял Германию в том, что, в отличие от других союзников по НАТО, она выбирает иной путь - путь «дешёвого газа, автомобильного экспорта в Китай и умиротворения Путина» (Rogan 2022).

Настроение американских элит, пожалуй, точнее всего передал руководитель берлинского представительства американского Фонда Маршала Т. Кляйне-Брокхоф, охарактеризовав его как «удивление, разочарование и непонимание» (Kanzler Scholz im Interview. 2022). Основной посыл критики США - украинский «кризис» является достаточно серьёзным и глава правительства должен им заниматься лично. О. Шольц же в течение почти двух месяцев старался избегать громких высказываний в сфере внешней политики: 27 января 2022 г. в бундестаге прошли дебаты на тему «Обеспечить мир в Европе: территориальная целостность Украины не может быть поставлена под вопрос», где канцлер сидел молча, предоставив ведущую роль А. Бербок. В этой ситуации главной задачей первого визита нового канцлера в Вашингтон стала необходимость взять внешнеполитическую проблематику в свои руки и попытаться опровергнуть постоянные обвинения в том, что Германия является «ненадёжным партнёром».

По словам самого О. Шольца, визит проходил в нужное время и был тщательно проработан как по линии МИД ФРГ, так и с участием консультантов по вопросам безопасности из ЕС и НАТО. Он преследовал цель «прекратить войну в Европе» (Kanzler Scholz im Interview. 2022). 7 февраля 2022 г. состоялась его встреча с Дж. Байденом, в ходе которой канцлер изложил немецкую позицию по «украинскому вопросу», состоящую из двух частей:

- согласованных с союзниками по ЕС и НАТО масштабных санкций против России в случае вторжения её войск на украинскую территорию;

- готовности к диалогу и дипломатическим консультациям как по линии Совета Россия

- НАТО, так и в рамках «нормандской четвёрки».

На совместной с Дж. Байденом пресс-конференции в Белом доме немецкий лидер уклонился от прямого ответа на вопрос американских журналистов о готовности пожертвовать газопроводом при эскалации кризиса. В то время как президент США прямо заявил, что «в случае пересечения российскими войсками границы с Украиной "Северного потока - 2" больше не будет», О. Шольц ограничился тем, что «пакет санцкий будет озвучен сообща и в нужное время» (Biden droht mit. 2022). На критику СМИ канцлер ответил, что Германии есть, что предложить США, и «американские партнёры это знают». Речь шла о геостратегическом положении Германии в центре Европы и удобстве размещения на её территории военных контингентов стран НАТО, а также о дополнительной финансовой помощи Украине (Kanzler Scholz im Interview... 2022). Последний аргумент активно использовался и немецким послом в США Э. Хабер, давшей несколько интервью американским СМИ (Germany Ambassador. 2022). В целом, согласно информации МИД ФРГ, в период с 2014 до конца 2021 гг. Германия оказала Украине по линии различных программ и институтов финансовую помощь в размере около 1,8 млрд евро (Scholz sagt Ukraine. 2022).

Одной из тем встречи стало обсуждение повестки председательства Германии в «большой семёрке» в этом году: сотрудничества в целях прекращения пандемии, реагирование на угрозы изменения климата и содействие экономическому процветанию (Байден и Шольц на встрече... 2022).

Помимо замалчиваемых разночтений вокруг СП-2, визит О. Шольца в Вашингтон в очередной раз выявил разные подходы к политике безопасности и использования военной силы. Это проявилось прежде всего в твёрдом отказе Берлина поставлять вооружения Украине и выдать разрешение другим государствам на экспорт немецкого оружия.

Российские СМИ отмечали, что визит О. Шольца в Вашингтон совпал по времени с визитом президента Франции Э. Макрона в Москву, что подчеркнуло посредническую роль лидеров Франции и ФРГ в урегулировании кризиса вокруг Украины и попытках диалога по гарантиям безопасности в Европе (Лакстыгал, Мишутин 2022).

Итоги встречи О. Шольца с Дж. Байденом вызвали критику со стороны ряда политиков в Германии, и прежде всего оппозиционного ХДС во главе с Ф. Мерцем. По их мнению, своей тактикой ухода от сложных вопросов канцлер лишь ещё больше подрывает доверие основного союзника. Визит также продемонстрировал, что ФРГ будет стремиться сохранить определённую свободу действий для реализации выгодного и необходимого с точки зрения европейской энергетической безопасности проекта с Россией.

Общественные настроения и экспертный дискурс

Определённое звучание тема трансатлантизма имела и в немецком экспертном сообществе. Ряд политологов и экспертов в сфере изучения германо-американских отношений в день инаугурации Дж. Байдена опубликовали петицию под названием «Действовать трансаланти-чески? Решайтесь!». Основная цель этого «трансатлантического манифеста - донести до правительства ФРГ понимание того, что США остаются единственной державой, способной обеспечить гарантии европейской безопасности и партнёрство на основе демократических ценностей. Констатируя, что внешнеполитическая позиция Д. Трампа нанесла значительный урон состоянию двусторонних связей, авторы манифеста предлагают «остановить "эрозию трансатлантического сотрудничества"» путём активных действий в стратегически важных областях: борьба с пандемией, защита климата и окружающей среды, сотрудничество по линии НАТО, ВТО и других международных организаций. Авторы документа полагают, что свои

уроки должна извлечь и Германия. Для неё важно «не добиваться стратегической автономии в Европе, а стремиться удержать Америку в ней» (Transatlantisch? Traut Euch!.. 2021).

О том, что четырёхлетнее правление Д. Трампа не привело к необратимому отчуждению между немцами и американцами, свидетельствуют и данные опроса общественного мнения, опубликованные Фондом Кербера в ноябре 2021 г. В ходе него 71% заявили, что отношения с США при президенте Д. Байдене снова стали хорошими или очень хорошими. При его предшественнике в 2020 г. этот показатель составлял лишь 18% (The Berlin Pulse Survey. 2021). Около 44% респондентов заявили, что считают США самым важным партнёром Германии (на втором месте - Франция с 27%). Наиболее позитивно оцениваются такие сферы трансатлантических отношений, как оборона и сотрудничество по линии НАТО, свободная торговля, а также диалог по вопросам демократии и прав человека. Более критично респонденты оценили сотрудничество с Вашингтоном в области защиты климата и отношений с Китаем.

Позитивный тренд в развитии германо-американских отношений отмечают и по другую сторону Атлантики. В ходе опроса, проведённого американским исследовательским центром Pew Research Center, 85% граждан США заявили, что оценивают отношения с Германией как хорошие или очень хорошие - рекордный показатель за последние 30 лет. Для сравнения: такую оценку в прошлом году дало чуть менее 3/4 респондентов (Mehrheit sieht USA. 2021).

* * *

С избранием Дж. Байдена 46-м президентом США в трансатлантических отношениях ощущается больше надёжности. Официальный Берлин уверен, что новый президент хочет вернуть США традиционную роль международного лидера, и подчёркивает важность международного сотрудничества, особенно с союзниками в Европе. Руководству ФРГ импонировало то, что в самые первые дни своего президентства Дж. Байден инициировал повторное обращение США к многосторонним организациям, догов0рам и инициативам, от которых страна отвернулась при Д. Трампе. Большое символическое значение для немецкой дипломатии имело возвращение США в Парижское соглашение по климату. Впервые за четыре года отмечается увеличение симпатий населения обеих стран друг к другу и политике своих правительств.

Хотя у новой администрации США много общих целей с правительством ФРГ, например, в области климатической и торговой политики или контроля над вооружениями, сохраняются и значимые расхождения: позиция ФРГ в отношении Китая, распределение финансового бремени в оборонной политике и будущее проекта СП-2. На фоне разногласий о судьбе балтийского газопров0да особо стоит упомянуть значение Вашингтонских договорённостей А. Меркель и Дж. Байдена, которые придали динамику двустороннему сотрудничеству в русле продвигаемой Берлином ценностной дипломатии и выстраивания единой позиции членов ЕС по отношению к Соединённым Штатам.

В части СП-2 Вашингтонские договорённости можно считать актом урегулирования спора, который на протяжении последних лет администрация Д. Трампа вела с правительством ФРГ. Но с тех пор возникли новые препятствия, в том числе конфликт между Россией и Украиной.

В целом и Германия, и США выступают единым фронтом, поддерживая Киев в противодействии т.н. «российской угрозе». Однако обе стороны по-разному видят немецкий вклад в стратегию сдерживания России. В то время как Вашингтон подталкивает Германию принести СП-2 в жертву европейской и трансатлантической солидарности, добивается более ши-

рокой военной помощи Украине, в Берлине продолжают основную ставку делать на экономическое содействие ей и инструменты дипломатии. Стоит полагать, что в среднесрочной перспективе Германия останется основным финансовым донором Киева.

Несмотря на известную турбулентность в отношениях с США и постоянную необходимость завоёвывать доверие Вашингтона как надёжного союзника, Германия сохранит традиционный курс на трансатлантическое партнёрство. В ходе председательства в «большой семёрке», саммит которой пройдёт 26-28 июня 2022 г. в баварском Эльмау, ФРГ предпримет все усилия, чтобы выйти на уровень двусторонних отношений дотрамповской эпохи. При обострении противоречий между США и Россией, Берлин будет выступать на стороне Вашингтона, но попытается сохранить высокую степень свободы действия в альянсе.

Список литературы / References

«Das ist ein guter Tag für uns alle» - Reaktionen auf Bidens Vereidigung. Redaktionsnetzwerk Deutschland. 20.01.2021. Available at: https://www.rnd.de/politik/reaktionen-auf-bidens-vereidigun g-ein-guter-tag-fur-uns-alle-2BSCSYQPGJF2HLZLWLHSHABV2E.html (accessed 22.01.2022).

Biden droht mit Aus für Nord Stream 2. Die Tagesschau. 07.02.2022. Available at: https:// www.tagesschau.de/ausland/amerika/scholz-biden-ukrainekrise-101.html (accessed 07.02.2022).

Biden zu Merkel: «Ich bewundere Sie am moisten». T-online.de. 12.06.2021. Available at: https://www.t-online.de/nachrichten/ausland/usa/id_90221636/joe-biden-zu-angela-merkel-ich-bewundere-sie-am-meisten-.html (accessed 11.02.2022).

Erklärung von Washington. Bundesregierung. 15.07.2021. Available at: https://www.bundesre gierung.de/breg-de/suche/erklaerung-von-washington-1942704 (accessed 20.01.2022).

Ernst, A. (2020). Merkel zu Wahlsieg Bidens: «Er kennt Deutschland und Europa gut». Süddeutsche Zeitung. 09.11.2020. Available at: https://www.sueddeutsche.de/politik/praesidentschafts wahl-biden-usa-merkel-1.5109210 (accessed 31.01.2022).

Germany Ambassador to the US explains Germany's Position on Ukraine. The World. Podcast. 28.01.2022. Available at: https://theworld.org/media/2022-01-28/germany-ambassador-us-explains-germanys-position-ukraine (accessed 07.02.2022).

Joint Statement of the US and Germany on Support for Ukraine, European Energy Security, and our Climate Goals. Federal Foreign Office. 21.07.2021. Available at: https://www.auswaertiges-amt.de/en/newsroom/news/joint-statement-usa-and-germany/2472084 (accessed 20.01.2022).

Jungholt, T. (2021). Merkels Antwort auf Biden zeigt das zentrale Problem Deutschlands. Die Welt. 19.02.2021. Available at: https://www.welt.de/politik/deutschland/article226735469/Bezie hungen-zu-den-USA-Merkels-Antwort-zeigt-ein-zentrales-Problem.html (accessed 09.01.2022).

Kabinett beschließt Entwurf des Verteidigungsetats 2022 und Finanzplan bis 2025. Official site of the German Federal Ministry of Defence. 23.06.2021. Available at: https://www.bmvg.de/ de/aktuelles/entwuerfe-fuer-verteidigungsetat-2022-und-finanzplan-bis-2025-5098128 (accessed 13.02.2022).

Kanzler Scholz im Interview. «Es geht darum Krieg in Europa zu verhindern». Die Tagesschau. 06.02.2022. Available at: https://www.tagesschau.de/inland/scholz-ukraine-103.html (accessed 06.02.2022).

Koch, M., Meritz, A., Münchrath, J. (2021). Trump ist weg - doch die Konflikte zwischen EU und USA bleiben. Handelsblatt. 17.05.2021. Available at: https://www.handelsblatt.com/politik/de utschland/transatlantische-beziehungen-trump-ist-weg-doch-die-konflikte-zwischen-eu-und-usa-bleiben/27198732.html?ticket=ST-3715162-Ff1xAj6bbQZ64CcgbILQ-ap3 (accessed 29.01.2022).

Mehr Fortschritt wagen: Koalitionsvertrag 2021 zwischen SPD, Bündnis 90/Die Grünen und FDP. Bundesregierung. 08.12.2021. Available at: https://www.bundesregierung.de/breg-de/service/gesetzesvorhaben/koalitionsvertrag-2021-1990800 (accessed 10.02.2021).

Mehrheit sieht USA wieder als einen guten Partner. Zeit Online. 22.11.2021. Available at: https://www.zeit.de/gesellschaft/2021-11/deutsche-usa-verlaesslicher-partner-joe-biden-meinung sforschung-transatlantische-beziehungen?utm_referrer=https%o3A0%2F0/o2Fwww.google.com0/o2F (accessed 09.01.2022).

Merkel trifft Biden. Die Tagesschau. 12.06.2021. Available at: https://www.tagesschau.de/ausland/merkel-biden-g7-101.html (accessed 11.02.2022).

Remarks by President Biden and Chancellor Merkel of the Federal Republic of Germany in Press Conference. White House. 15.07.2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/07/15/remarks-by-president-biden-and-chancellor-merkel-of-the-federal-republic-of-germany-in-press-conference/ (accessed 05.02.2022).

Rogan, T. (2022). Is Germany a Reliable American Aly? Nein! WSJ. 23.01.2022. Available at: https://www.wsj.com/articles/germany-reliable-american-ally-nein-weapon-supply-berlin-russia-ukraine-invasion-putin-biden-nord-stream-2-senate-cruz-sanctions-11642969767 (accessed

07.02.2022).

Scholz sagt Ukraine weitere finanzielle Hilfe zu. Mdr.de. 14.02.2022. Available at: https:// www.mdr.de/nachrichten/welt/politik/scholz-ukraine-russland-vermittlung-waffenlieferungen-100.html (дата обращения: 14.02.2022).

The Berlin Pulse Survey 2021/22. Körber-Stiftung. Available at: https://www.koerber-stiftung. de/fileadmin/user_upload/koerber-stiftung/redaktion/the-berlin-pulse/pdf/2021/TheBerlinPulse-Grafiken_ENG.pdf (accessed 09.01.2022).

Transatlantisch? Traut Euch! Für eine Übereinkunft zwischen Deutschland und Amerika. 20.01.2021. Available at: https://anewagreement.org/ (accessed 22.01.2022).

Transatlantisches Verhältnis: Eine neue Härte. Taz. 26.01.2021. Available at: https://taz.de/Transatlantisches-Verhaeltnis/!5743191/ (accessed 27.01.2022).

Verteidigungsetat steigt auf 50 Milliarden Euro. Ntv. 23.06.2021. Available at: https://www.n-tv.de/politik/Verteidigungsetat-steigt-auf-50-Milliarden-Euro-article22639712.html (accessed 13.02.2022).

Ward, S. (2022). «Schwächstes Glied in der Ukraine-Krise»: USA entsetzt über Kanzler Scholz. Focus Online. 29.01.2022. Available at: https://www.focus.de/politik/ausland/usa/usa-zur-deutschen-ukraine-politik-schwaechstes-glied-in-der-ukraine-krise-usa-sind-entsetzt-ueber-chancellor-scholz_id_45145688.html (accessed 01.02.2022).

Байден и Шольц на встрече в Вашингтоне обсудят Украину и возможные санкции против РФ. ТАСС. 07.02.2022. [Biden and Scholz to Discuss Ukraine and Possible Russia Sanctions in Washington. TASS. 07.02.22. (in Russian).] Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/13635417 (accessed 17.02.2022).

Белов, В.Б. (2021) Внешняя политика Германии в условиях актуальных вызовов // Международная аналитика 12(3): 38-58. [Belov, V.B. (2021). German Foreign Policy in Face of Current Challenges. Journal of International Analytics 12(3): 38-58. (in Russian).] DOI: 10.46272/2587-8476-2021-12-3-38-58

Белов, В.Б. (2021). Договорённости Меркель и Байдена по СП-2 - принуждение к безальтернативному компромиссу. РСМД. 23.07.21. [Belov, V.B. (2021). Merkel and Biden's Agreement on Nord Stream 2 as a Coercive No-Strings-Attached Compromise. RIAC. 23.07.21. (in Russian).] Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/dogovoryennosti-

merkel-i-baydena-po-sp-2-prinuzhdenie-k-bezalternativnomu-kompromissu/ (accessed 20.01.2022).

Кокеев, А.М. (2021). ФРГ и трансатлантическая стратегия Байдена: нерешенные проблемы и новые вызовы // Мировая экономика и международные отношения (9): 56-68. [Kokeev, A.M. (2021). The Federal Republic of Germany and Biden's transatlantic strategy: unresolved problems and new challenges. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnie otnosheniya (9): 56-68. (in Russian).] DOI: 10.20542/0131-2227-2021-65-9-56-68

Лакстыгал, И., Мишутин, Г. (2022). Макрон обсудил с Путиным в Москве ситуацию на Украине и гарантии безопасности в Европе. Ведомости. 08.02.2022. [Lakstygal, I., Mishutin, G. (2022). Macron Discussed the Situation in Ukraine and Security Guarantees in Europe with Putin in Moscow. Vedomosti. 08.02.2022. (in Russian).] Available at: https://www.vedomosti.ru/politics/ articles/2022/02/07/908243-makron-v-rossiyu-sholts-v-ssha (accessed 17.02.2022).

Огнева, А.В. (2018). Фактор Трампа в трансатлантической политике ФРГ // Германия. 2017 / отв. ред. В.Б. Белов. М.: ИЕ РАН. С. 124-133. [Ogneva, A.V. (2018). The Trump Factor in the German Transatlantic policy. In: Belov, V.B. (ed.) (2018). Germany. 2017. Moscow: IE RAS: 124-133. (in Russian).]

Огнева, А.В. (2020). Трансатлантический вектор во внешней политике // Германия. 2019 / отв. ред. В.Б. Белов. М.: ИЕ РАН. С. 96-108. [Ogneva, A.V. (2020). The Transatlantic Orientation of the Foregn Policy. In: Belov, V.B. (ed.) (2020). Germany. 2019. Moscow: IE RAS: 96-108. (in Russian).] DOI: 10.15211/report12020_368

Шариков, П.А. (2021). Приоритеты США в отношениях с Германией // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (6): 41-49. [Sharikov, P.A. (2021). American Foreign Policy Priorities Towards Germany. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 24(6): 41-49. (in Russian).] DOI: 10.15211/vestnikieran620214149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.