УДК 94(430)87 ББК 63.3(0)6
UDC 94(430)87 LBC 63.3(0)6
DOI 10.22405/2712-8407-2021-3-35
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ГЕРМАНИЕЙ И США: ОТ ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА К КРИЗИСУ
Ю. В. Родович
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
(г. Тула, Россия)
Аннотация. Статья посвящена анализу взаимодействия США и Германии в начале второго десятилетия XXI века. Корни этого взаимодействия уходят в XVII столетие. На протяжении сотен лет во взаимоотношениях двух стран, особенно после Второй мировой войны, проявлялось стремление к сотрудничеству. Но германский суверенитет ограничен в силу размещения на ее территории американских военных баз. Между партнерами иногда возникали противоречия, в частности, по поводу вторжения американских войск в Ирак в 2003 г. Американо-германские отношения нормализовались с приходом в Белый дом в 2009 г. Б. Обамы, с которым канцлер ФРГ А. Меркель наладила хорошие контакты. Приход Д. Трампа к президентской власти поколебал веру немцев, других европейцев в США как гаранта их безопасности и благополучия. Отношения между ФРГ и США опустились до самого низкого уровня. С избранием на пост президента США Дж. Байдена в рамках многосторонних и двусторонних встреч были предприняты шаги по восстановлению трансатлантических отношений. Однако поспешный и хаотичный вывод американских войск из Афганистана в августе 2021 г. подорвал доверие ряда стран-членов НАТО к готовности США выполнять свои обязательства в области безопасности. Таким образом, отношения между Германией и Соединенными Штатами Америки претерпели значительную эволюцию: от тесного двустороннего сотрудничества и сотрудничества в рамах НАТО до возникновения кризиса, который, по сути, стал «кризисом доверия». Дело заключалось в геге-монистских устремлениях Вашингтона и его эгоистической позиции по отношению к союзникам. Поэтому Соединенные Штаты уже не стали рассматриваться многими европейскими странами, в частности Германией, как надежный партнер. Не случайно, что в последние годы их лидеры стали высказываться за обеспечение обороны прежде всего в рамках Европейского союза.
Ключевые слова: Германия, США, трансатлантические отношения, НАТО. Европейский союз.
Abstract. The article is devoted to the analysis of the interaction between the United States and Germany at the beginning of the second decade of the 21th century. The roots of this interaction go back to the 17th century. For hundreds of years, the desire for cooperation has been manifested in the relations between the two countries, especially after World War II. However, German sovereignty is limited due to the deployment of American military bases on its territory. There have been sometimes contradictions between the partners, in particular, over the invasion of American troops in Iraq in 2003. American-German relations have normalized with Barack Obama's arrival to the White House in 2009, with whom German Chancellor Angela Merkel established good contacts. The arrival of Donald Trump to the presidential power has shaken the Germans and other Europeans' faith in the United States as a guarantor of their security and well-being. Relations between Germany and the United States have sunk to
RELATIONS BETWEEN GERMANY AND THE USA: FROM TRANSATLANTIC UNITY TO CRISIS
Yu. V. Rodovich
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia)
the lowest level. Since the election to the post of US President Joe Biden, steps have been taken to restore transatlantic relations in the framework of multilateral and bilateral meetings. Nevertheless, the hasty and chaotic withdrawal of American troops from Afghanistan in August 2021 has undermined the confidence of a number of NATO member countries in the US willingness to fulfill its security commitments. Thus, the relations between Germany and the USA have undergone a significant evolution - from close bilateral cooperation and one within the framework of NATO to the crisis that, in fact, has become a "collapse of confidence". It is about Washington's hegemonic aspirations and its selfish position towards its allies. Therefore, many European countries, in particular Germany, have no longer considered the United States as a reliable partner. It is no coincidence that their leaders have begun to speak out for ensuring defense primarily within the framework of the European Union in the last few years.
Keywords: Germany, USA, transatlantic relations, NATO, European Union.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что отношения между Германией и Соединенными Штатами Америки являются важной составной частью ев-роатлантических отношений и оказывают существенное влияние на обстановку в Европе и во всем мире.
История германо-американских отношений нашла отражение в ряде обобщающих трудов [7, 8, 18]. Картину этих отношений на протяжении 200 лет можно представить также на основании документальных материалов изданного в ФРГ в 1975 г. сборника [38]. Отечественными и зарубежными авторами обстоятельно изучены также отдельные периоды в развитии взаимодействия Германии и США в XX в. [6, 11, 15, 19, 25]. В поле зрения исследователей находились и отношения между двумя государствами в первые десятилетия XXI в. [14, 17, 22, 24, 35]. В коллективной монографии под ред. В. Б. Белова «Германия. Вызовы XXI века» их анализу посвящена целая глава [3, с. 227-286]. Следует отметить, что американские ученые, ссылаясь на социологические опросы населения ряда стран мира, включая ФРГ, показали, что рейтинги США значительно выросли после смены на президентском посту Д. Трампа Дж. Бай-деном [37]. Однако эти исследователи оставляют в стороне разногласия между США и другими государствами-партнерами. Обращение автора данной статьи к прошлому, ретроспективный взгляд на историю длительного сотрудничества Германии и США, позволяет лучше понять взаимодействие двух государств на современном этапе. Но главной целью данной публикации является объективный анализ двусторонних отношений в период, когда в США в 2020 - 2021 гг. происходила смена президентской администрации.
Корни германо-американского взаимодействия уходят в глубь истории, когда в 1683 г. первые немецкие эмигранты прибыли в Пенсильванию, создав здесь свой поселок. На рубеже XIX - XX веков возник термин «американизация», когда огромное количество американских товаров наводнило германский рынок. В 1920-е - 1930-е гг. американские банкиры и промышленники способствовали возрождению и дальнейшему развитию экономики Германии, подорванной в годы Первой мировой войны. В период Второй мировой войны некоторые американские компании продолжали сотрудничать с германскими фирмами. США внесли вклад в освобождение Германии от нацизма в конце Второй мировой войны и способствовали созданию современного федеративного государства. Константой внешней политики Федеративной Республики Германия стало трансатлантическое партнерство [2].
Со времени окончания Второй мировой войны миллионы людей из всех слоев общества, включая бизнес и науку, гражданских лиц и военнослужащих, организации гражданского общества, аналитические центры и академические сети - укрепили и углубили связь между двумя нациями. Оба государства проявляли стремление к сотрудничеству. В то же время Германия находилась в сильной зависимости от Соединенных Штатов Америки - после размещения на ее территории американских военных баз, участия в «плане Маршалла» и вступления в 1955 г. в военно-политический блок НАТО под эгидой США.
Отношения между Германией и США пережили спад в первой половине 2000- х гг. вследствие того, что вторжение американских войск в Ирак по решению президента Дж. Буша-мл. в 2003 г. встретило осуждение со стороны канцлера ФРГ Г. Шрёдера.
Германо-американские отношения нормализовались с приходом в Белый дом Б. Обамы, с которым новый канцлер А. Меркель наладила хорошие контакты.
Приход Д. Трампа к власти поколебал веру немцев, других европейцев в США как гаранта их безопасности и благополучия. Отношения между ФРГ и США «просели» до самого низкого уровня [26]. Немало германских граждан усомнились в ценностях американской демократии. В сентябре 2020 г. 79 % опрошенных немцев оценили отношения между США и Германией как «очень плохие» или «довольно плохие» [21]. Трамп стал руководствоваться лозунгом «Америка прежде всего». Американское лидерство, по его мнению, основывалось на экономической и военной мощи США, а отношения с союзниками должны быть полезными лишь тогда, когда они выгодны интересам Вашингтона. Президент США не только инициировал разрушение основных международных соглашений, таких как договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, соглашение по климату, ядерная сделка с Ираном. Он склонял союзников к более выгодному Вашингтону экономическому сотрудничеству путем введения пошлин на европейские товары и требуя от европейских государств увеличения расходов на оборону в рамках НАТО, чтобы уменьшить вклад США в военные расходы Альянса. Трамп позволял себе весьма сомнительные высказывания в адрес Североатлантического блока, Широкого распространение немецких автомобилей на американском рынке вызывало недовольство президента США, защищавщего отечественный автопром. Инициированная Вашингтоном антикитайская кампания с целью склонить европейские государства на свою сторону в противодействии КНР противоречила интересам ФРГ, заинтересованной в инвестиционном сотрудничестве с Китаем. Двусторонние отношения осложняло стремление американского руководства помешать строительству газопровода «Северный поток-2», более выгодного для Европы в плане цены и логистики, чем навязываемый ей сланцевый американский газ. Американский посол в Германии Р. Гренелл, в нарушение дипломатических норм, неоднократно публично критиковал политику «открытых дверей» канцлера ФРГ А. Меркель по миграционному вопросу. В июне 2020 г. в Вашингтоне приняли решение о сокращении военного контингента Соединенных Штатов Америки на немецкой территории. Эти и некоторые другие факторы привели к тому, что в Берлине не рассчитывали на серьезные перемены в американо-германских отношениях в случае смены власти в США и высказывались за уменьшение зависимости от Вашингтона и обеспечение безопасности в основном в рамках ЕС. Министр иностранных дел ФРГ Х. Маас призвал к «перезагрузке в трансатлантическом партнерстве» после президентских выборов в США - независимо от того, кто станет победителем. Х. Маас высказался за новое общее понимание глобальных «правил игры», которые в последние годы были нарушены различными сторонами. Это, на его взгляд, касалось, в частности, скоординированной политики санкций, общей позиции по отношению к Китаю, сотрудничества во Всемирной торговой организации или скоординированных действий на Западных Балканах. Новые отношения между Европой и США, по мнению, политика, должны также характеризоваться и умением европейцев «при необходимости справляться с кризисами самостоятельно». Целью должно стать достижение «европейского суверенитета». Это вовсе не означает отказа от трансатлантического партнерства, - заверил Маас [29]. Министр обороны ФРГ А. Крамп-Кар-ренбауэр заявила, что при любых итогах президентских выборов в США Европа должна разрабатывать свою собственную внешнюю политику и политику безопасности [16]. Эта точка зрения совпадала с позицией канцлера А. Меркель, а также президента Франции Э. Макрона. Правда, вскоре после победы Дж. Байдена на президентских выборах в США А. Крамп-Карренбауэр несколько скорректировала
свою позицию, отметив, что США по-прежнему остаются главным союзником Германии. В тоже время она подчеркнула, что Европа должна быть для США сильным партнером на равных, «а не нуждающимся в помощи протеже [27]. Что касается Дж. Байдена, то, по его мнению, атлантические отношения самоценны и необходимы сами по себе для укрепления американского лидерства [13].
С победой на выборах Дж. Байдена, согласно проведенному исследованию, 60 % опрошенных немцев надеялись на улучшение отношений Германии с США [37].
Однако, по мнению немецкой газеты «Die Welt», после ухода Д. Трампа из Белого дома многие европейцы, в том числе, немцы, не должны рассчитывать на существенные изменения отношения к ним Вашингтона. Причины этого газета усмотрела в четырех факторах. Во-первых, Д.Трамп в своей политике относительно Европейского союза и НАТО в значительной степени действовал в традициях своих предшественников - Б. Клинтона, отца и сына Бушей и Б. Обамы. Он требовал более справедливого распределения расходов на оборону в НАТО между трансатлантическими партнерами и призывал европейцев брать на себя больше ответственности за происходящее в мире, но делал это намного более напористо и грубо. Во-вторых, протекционистская торговая политика Трампа, которая не соответствует интересам европейцев (например, поддержка авиаконцерна Airbus), также имеет в США многолетние традиции (по меньшей мере с конца 1980-х годов). В-третьих, Дж. Бай-ден, как и Д.Трамп, выступил против российско-германского проекта «Северный по-ток-2». В-четвертых, при Дж. Байдене жесткий курс американцев по отношению к режиму в Пекине, который стремится укреплять свое экономическое и политическое влияние, не должен измениться [32].
Эти прогнозы во многом подтвердились после формирования администрации Дж. Байдена и начала ее деятельности в 2021 г. В этой связи необходимо проанализировать итоги саммитов, состоявшихся в 2021 г. Эти саммиты должны были стать своеобразной «сверкой часов» государств Западав в самых разных сферах.
На саммите глав государств и правительств стран - членов Евросоюза 25 - 26 марта 2021 г. в формате видеоконференции, выступил президент США Дж. Байден. Мероприятие формально было посвящено в первую очередь борьбе с пандемией ко-ронавируса в странах Евросоюза. Однако выступление Дж. Байдена превратило его в демонстрацию «трансатлантического единства». Как отмечалось в сообщении Белого дома об итогах саммита, президент подтвердил свою приверженность активизации отношений США и ЕС. Дж. Байден заявил, что США заинтересованы в том, чтобы ЕС был сильным. Он отметил общие демократические ценности и крупнейшее в мире торгово-инвестиционное партнёрство. Президент особо подчеркнул важность совместной работы США и ЕС в сфере «общих внешнеполитических интересов, включая Китай и Россию». Кроме того, он отметил необходимость продолжения взаимодействия США и ЕС в отношении Турции, Южного Кавказа, Восточной Европы и Западных Балкан [30]. Позиция канцлера ФРГ А. Меркель была более взвешенной в оценках саммита. «Сегодня было первое знакомство, но также жест, который очень важен и показывает, что мы снова в постоянном диалоге», - отметила она. По словам канцлера, Дж. Байден изложил своё видение трансатлантического сотрудничества, а представители ЕС, со своей стороны, обозначили, «в чём заключаются европейские интересы». А.Меркель заявила об общих подходах США и ЕС в отношении Китая, России и Турции [12].
11 - 13 июня 2021 г. в г. Карбис-Бэй (Великобритания), при участии ФРГ и США состоялся саммит Группы семи (G7). Итогом переговоров стало коммюнике, охватывающее ряд тем - от борьбы с коронавирусом и климатическими изменениями до отношений с Китаем и Россией. Участники встречи, с одной стороны, продемонстрировали единство и сплоченность по некоторым вопросам. Они договорились активизировать борьбу с киберпреступностью. «Группа семи» намерена собирать 100 млрд долларов ежегодно на выполнение Парижского соглашения по
климату. Страны G7 заявили, что готовы преимущественно отказаться от углеводородного сырья в энергетике в 2030-х гг. Одной из ключевых в итоговом заявлении саммита G7 стала тема сдерживания КНР, которая наращивала свою экономическую и военную мощь. Китаю указали на необходимость уважать права и свободы уйгуров в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР, на ситуацию вокруг Гонконга, впервые призвали к миру и стабильности в Тайваньском проливе, а также пообещали согласовать подходы к «нерыночным практикам и политике» Китая. Что касается РФ, то участники встречи заявили о готовности сотрудничать с ней там, где будет выгодно, но указали на стремление не допускать со стороны России «плохого поведения» [20]. В то же время лидеры стран Европы на полях саммита погрузились в собственные проблемы, вызванные последствиями выхода Великобритании из ЕС, так что о каком-то единстве вряд ли можно было судить [5].
14 июня 2021 г. в Брюсселе прошел саммит стран-членов НАТО. На встрече на высшем уровне обсуждалась новая стратегическая концепция альянса до 2030 г. В качестве вызовов на саммите были названы системная конкуренция со стороны «авторитарных держав», «агрессивная политика России», терроризм, эрозия мирового порядка, основанного на правилах, общая нестабильность, провоцирующая миграцию и торговлю людьми. В этой связи обсуждались вопросы, связанные с Россией, Китаем, укреплением технологического сотрудничества, борьбой с изменением климата и угрозами в киберпространстве и космосе. Главным итогом саммита стала демонстрация «однозначного возврата» Соединенных Штатов Америки к лидерству в Североатлантическом блоке. Президент Дж. Байден заявил, что НАТО по-прежнему рассматривается Вашингтоном в качестве важного механизма европейской и международной безопасности. В этой связи глава Белого дома США отметил нерушимость американских обязательств по участию в обеспечении военной безопасности Европы, в том числе с прямым применением своих вооруженных сил в боевых действиях, «если таковое потребуется». Был подчеркнут также ключевой принцип организации - «пятая статья», означающая, что «нападение на любого члена НАТО будет автоматически считаться нападением на всех участников НАТО» [9]. В связи с этим члены блока подтвердили необходимость соблюдения требования Устава Альянса по соблюдению уровня военных расходов в объеме не менее 2 % от их ВВП. Этот показатель удалось достичь немногим странам, доля которых в общем бюджете незначительна. А показатель ФРГ демонстративно оставался на уровне 1,2 - 1,3 %. Требование в 2 % от ВВП должно быть выполнено членами Альянса к 2024 г. Участники соглашения заявили о том, что не менее 20 % из совокупного бюджета НАТО должно будет идти на приобретение новой военной техники, в большинстве своем - американского производства.
На саммите была предпринята попытка недопущения расхождений между США и ЕС. В итоговом коммюнике была подчеркнута важность ЕС как партнера НАТО, особенно в противодействии гибридным и кибернетическим угрозам, в стратегической коммуникации, в оперативном сотрудничестве, включая военно-морской аспект, в военной мобильности. Ключевым было признание со стороны НАТО важности укрепления европейской обороноспособности как дополнительного механизма, который сможет «распределить бремя по обе стороны Атлантики». Таким образом, можно говорить о начале процесса мобилизации ресурсов Запада в соответствии с новыми геополитическими угрозами и вызовами. Эта мобилизация включает в себя следующие элементы: повышение внутренней дисциплины в НАТО; определение России в качестве растущей угрозы, в связи с чем Альянс должен перейти в позиционировании РФ для себя от принятого в 2010 г. статуса «конструктивного партнера» к статусу «основного противника». Но в принятом странами-членами аналитического докладе «НАТО - 2030». «главной системной угрозой западному обществу» объявлен Китай, в связи с чем военная стратегия блока была переориентирована на противостояние Китаю.
В коммюнике было заявлено об укреплении диалога с партнерами от Евросоюза до Африки для защиты мирового порядка, «основанного на правилах». Отмечено также стремление превратить НАТО в ведущую международную организацию по борьбе с изменением климата. Эти положения отразили претензии НАТО на роль организации глобального масштаба.
15 - 16 июля 2021 г. германский канцлер А. Меркель совершила свой визит в США, 23-й по счету. Дж. Байден стал четвертым американским президентом, с котором она пообщалась. Их встреча позволила сделать важный шаг по восстановлению трансатлантических отношений и наметить планы по их развитию. Вместе с тем визит канцлера как бы подвел итоги многолетнего взаимодействия А. Меркель с главами Белого дома, поскольку именно США являлись и являются важнейшим партнером ФРГ в военной, экономической и иных сферах. Дж. Байден назвал Меркель «несгибаемым чемпионом трансатлантического альянса», «исторической фигурой», отметил, что будет скучать по ней на саммитах «большой семерки». По итогам встречи в Вашингтоне была подписана совместная декларация [36]. В ней было подчеркнуто, что основой двусторонних отношений является «общая приверженность демократическим принципам, ценностям и институтам». Стороны заявили о поддержке верховенства закона, содействии прозрачности и благого управления, поддержке гражданского общества и независимых СМИ, о защите прав и достоинств всех людей, о борьбе с несправедливостью и неравенством, об отстаивании универсальные ценностей, лежащих в основе Устава ООН.
В декларации было заявлено, что мир, в том числе водные пространства, не может быть поделён на зоны влияния внешних сил. Лидеры США и ФРГ отметили в документе, что их экономика зависит от свободного транзита товаров. В связи с этим они обратили внимание на критическую значимость свободы навигации и полётов, а также другого свободного использования морских пространств по международному праву. Вашингтон и Берлин заявили о намерении противостоять попыткам «территориальной аннексии» (намекая на воссоединение Крыма с Россией), установления контроля над цифровой инфраструктурой, транснациональных репрессий или использования энергетических потоков в качестве оружия. В декларации было также сказано о продолжении неустанной работы «во имя единой, свободной и мирной Европы». Стороны заявили, что в случае препятствия для реализации этого видения со стороны внешних сил, они готовы объединиться, чтобы коллективно укрепить оборону. Они подчеркнули, что НАТО останется краеугольным камнем этих усилий и отметили приверженность 5-й статье Устава блока. В качестве продолжительной демонстрации двусторонних отношений было решено запустить американо-германский форум будущего, который в полной мере будет использовать опыт и инновационную мощь обществ США и ФРГ и рекомендовать решения для совместного формирования будущего двух стран. Для содействия сотрудничеству по важнейшим экономическим вопросам стороны договорились об установлении американо-германского экономического диалога.
Дж. Байден на встрече с А. Меркель подчеркнул, что США и Германия едины в защите восточного фланга НАТО «против российской агрессии».
На совместной пресс-конференции 15 июля американский президент отметил, что он и германский канцлер условились противостоять «отступлению от демократии», вести борьбу с коррупцией, с «фальшивым популизмом» в евросообществе.
А. Меркель заявила, что Германия рада возвращению США в Парижское соглашение по климату и сотрудничеству с Вашингтоном в этой области. Кроме того, лидеры стран заявили о намерении мобилизовать инвестиции в «чистую» энергетику в Центральной и Восточной Европе. Глава правительства ФРГ добавила, что они также обсуждали с американским коллегой вопросы о преодолении коронавирусной пандемии и необходимости обеспечить вакцинами население всего мира.
Относительно Украины главы государств подтвердили, что будут поддерживать ее территориальную целостность и евроатлантические стремления.
Встреча двух лидеров в целом прошла в достаточно позитивном ключе. Однако это не означало преодоления ряда разногласий. Позиция А. Меркель относительно необходимости завершения строительства СП-2 осталась неизменной. Во время совместной пресс-конференции президент США подтвердил свою обеспокоенность по поводу газопровода, но отметил, что он и канцлер абсолютно едины в своем убеждении, что «России нельзя позволять использовать энергию в качестве оружия для угрозы своим соседям». Чтобы сделать шаг навстречу партнеру, Дж. Байден отказался от санкций в отношении участников строительства газопровода. А. Меркель со своей стороны заявила, что газопровод «Северный поток-2» не должен стать заменой транзита газа через Украину [31]. Таким образом, оба лидера попытались смягчить негативные последствия введения в строй российского газопровода для Украины. Но конкретного решения по СП-2 принято не было. Остались также в силе американские тарифы на европейскую сталь и алюминий. Не были достигнуты договоренности о позиции по Китаю, об отмене корона-ограничений: немцам и европейцам ограничен въезд в США. Также осталось не ясным, будет ли подписано соглашение о свободной торговле, сколько Германия может и будет платить за оборону. Эти вопросы перешли в наследство следующему правительству. Идея президента США о «долгосрочной идеологической битве» с Китаем или с Россией, по мнению ряда европейских политиков, не учитывает современных реалий. Так, не разделяют воинственности Дж.Бай-дена в отношении России два наиболее вероятных претендента на пост нового канцлера Германии лидер ведущей немецкой партии ХДС А. Лашет и кандидат от СДПГ О. Шольц. Более того, оба немецких политика критикуют США за желание развязать новую «холодную войну» и заставить ЕС отказаться от взаимовыгодных связей с Китаем [10]. В то же время лидеры СДПГ не против тесных связей с США. Депутат Европарламента С. Лагодинский выразил позицию своей партии «Союз 9о/Зеленые», которая в случае победы на выборах в Бундестаг в сентябре 2021 г. должна остановить эксплуатацию «Северного потока-2», даже если он будет к тому времени завершен. С. Лагодинский призвал будущее правительство Германии расторгнуть соглашение, достигнутое Германией и США, которое он назвал «сделкой за счет Украины» [28].
На отношение Германии и ЕС к США повлиял поспешный и хаотичный вывод американских войск из Афганистана на фоне стремительного наступления «Талибана» в августе 2021 г. Этот вывод войск произошел после 20-летнего пребывания их в этой стране - в соответствии с решением президента Дж. Байдена. При принятии решения Вашингтон не провел серьезных консультаций с союзниками по НАТО, хотя подобный шаг американской стороны чреват серьезными последствиями.
США бросили союзные им афганское правительство и армию на произвол судьбы. Из Афганистана спешно эвакуировались и военные контингенты европейских стран. Власть в Кабуле захватили талибы, которые уже были там у власти в 2001 г. Сложившаяся ситуация может спровоцировать серьезную гуманитарную катастрофу и привести к новому миграционному кризису.
США и Запад понесли тяжелые потери своего имиджа, а США еще и огромный материальный и человеческий урон. После ситуации с выводом американских войск из Афганистана многие американские союзники начали сомневаться в том, что США будут выполнять свои обязательства в сфере безопасности.
Стала очевидной потребность Евросоюза в создании собственной оборонной системы. Об этом заявил 2 сентября 2021 г. верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж. Боррель по прибытии на неформальную встречу министров обороны ЕС в Любляне [1]. Глава Минобороны ФРГ А. Крамп-Кар-ренбауэр, находясь в столице Словении, подчеркнула, что ситуация в Афганистане
продемонстрировала зависимость Европейского союза от США, и из этого необходимо сделать выводы. По словам министра, европейцы должны стать более самостоятельными и независимыми в вопросах политики безопасности. «Но важно, чтобы мы это делали не в качестве альтернативы НАТО и американцам, а для того, чтобы самим стать сильнее», - добавила Крамп-Карренбауэр [34]. Она высказалась за создание европейских Сил быстрого реагирования за счет коалиции готовых к этому стран ЕС. Однако решение должно быть принято, по ее мнению, в соответствии со статьей 44 Договора о Евросоюзе [4].
Подводя итоги исследования, можно заключить следующее. Отношения между Германией и Соединенными Штатами Америки претерпели значительную эволюцию: от тесного двустороннего сотрудничества и сотрудничества в рамах НАТО (при сильной зависимости ФРГ от США) до возникновения кризиса, который, по сути, стал «кризисом доверия». Возникновение кризиса не было связано с тем, кто находился на президентском посту - Д. Трамп или Дж. Байден. Дело заключалось в гегемонист-ских устремлениях Вашингтона и его эгоистической позиции по отношению к союзникам. Поэтому Соединенные Штаты уже не стали рассматриваться многими европейскими странами, в частности Германией, как надежный партнер. Не случайно, что в последние годы их лидеры стали высказываться за обеспечение обороны прежде всего в рамках Европейского союза.
Список источников и литературы
1. Боррель: потребность в создании системы обороны ЕС стала очевидна из-за Афганистана [Электронный ресурс] // ТАСС: информ. агентство : офиц. сайт. Дата размещения: 02.09.2021. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12279385 (дата обращения: 04.09.2021).
2. Васильев В. И. ФРГ - США: дружба по расчету? // Международная жизнь. 2020. № 3. С. 24-37.
3. Белов В. Б., Абрамова С. В., Баранова К. К. Германия. Вызовы XXI века : монография / под ред. В. Б. Белова. М.: Весь Мир, 2009. 788 с.
4. Глава Минобороны ФРГ высказалась за создание сил быстрого реагирования ЕС [Электронный ресурс] // DW.com : [новости и аналитика о Германии, России, Европе, мире]. Дата размещения: 02.09.2021. URL: https://www.dw.com/m/glava-minoborony-frg-vyskazalas-za-sozdanie-sü-bystrogo-reagirovanija-es/a-59066688 (дата обращения: 04.09.2021).
5. Дмитрячев И. Итоги саммита G7. Вновь обретенное единство и европейский раскол [Электронный ресурс] // ТАСС: информ. агентство : офиц. сайт. Дата размещения: 13.06.2021. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11640829 (дата обращения: 05.07.2021).
6. Индукаева Н. С. От войны к миру. Политика США в германском вопросе в 1918 - 1921 гг. : монография. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1977. 204 с. // Электронная библиотека (репозиторий) Томского гос. ун-та. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000055603 (дата обращения: 02.07.2021).
7. История Германии. В 3 т. / под общ. ред. Б. Бонвеча, Ю. В. Галактионова. М.: КДУ, 2008.
8. История США. В 4 т. / гл. ред. Г. Н. Севостьянов. М.: Наука, 1983 -1987.
9. Итоги саммита НАТО: Китай объявлен главной системной угрозой западному обществу [Электронный ресурс] // News Front: информ. агентство : сайт. Дата размещения: 01.07.2021. URL: https://news-front.info/2021/07/01/itogi-sammita-nato-kitay-obyavlen-glavnoy-sistemnoy-ugrozoy-zapadnomu-obschestvu/ (дата обращения: 24.07.2021).
10. Кадомцев А. Теплая атмосфера разногласий - канцлер ФРГ Ангела Меркель побывала в Вашингтоне [Электронный ресурс] // Международная жизнь : сайт. Дата размещения: 19.07.2021. URL: https://interaffairs.ru/news/show/30842 (дата обращения: 29.07.2021).
11. КоренюкН. Л. Американо-германские отношения в 1923 -1929 гг. : дис.... канд. ист. наук : 07.00.03 / Коренюк Николай Леонидович. М., 1983.211 с.
12. Меркель отметила общие подходы ЕС и США в отношении России, КНР и Турции [Электронный ресурс] // РИА Новости : сайт. Дата размещения: 26.03.2021. URL: https://ria.ru/20210326/merkel-1602902102.html (дата обращения: 04.05.2021).
13. Мирзоян Г. Симпатии США к Германии принесут пользу России [Электронный ресурс] // Взгляд: деловая газета : сайт. Дата размещения: 21.06.2021. URL: https://vz.rU/w0rld/2021/6/21/1105099.html (дата обращения: 07.07.2021).
14. Павлов Н. В. Внешняя политика ФРГ в постбиполярном мире. М.: Наука, 2005. 410 с.
15. Павлюченко А. В. Американо-германские отношения и проблема стабильности в Европе (1933 - 1938 гг.) : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.00, 07.00.03 / Павлюченко Александр Владимирович. М., 2014. 315 с.
16. Поплавский А. Снять зависимость от США: почему в ФРГ заговорили о безопасности ЕС. Как Германия постепенно отворачивается от США // Га-зета.ру : сайт. Дата размещения: 09.07.2020. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2020/07/09_a_13147033.shtml?updated (дата обращения: 04.09.2021).
17. Синдеев А. А. Современные отношения США и ФРГ: от Обамы к Трампу (состояние и прогнозы) // США и Канада: экономика, политика, культура. 2017. № 8 (572). С. 62-77.
18. Системная история международных отношений. В 2 т. / [В. И. Батюк и др.] ; под ред. А. Д. Богатурова. М.: Культурная революция, 2006.
19. Brooks Sidney. America and Germany, 1918 -1925 /preface by George Barr Baker. New-York: The Macmillan Company, 1925.191 p.
20. Carbis Bay G7 Summit communiqué. Statements and Releases [Electronic resource] // The White House : site. Data of publication: 13.06.2021. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/06/13/car-bis-bay-g7-summit-communique/ (date of request: 05.07.2021).
21. Deutsche verlieren Vertrauen in US-Demokratie [Elektronische Ressource] // Körber-Stiftung : Seite. 23.11.2020. URL: https://www.koerber-stiftung.de/nach-us-wahlen-deutsche-verlieren-vertrauen-in-us-demokratie-2221
(datum: 08.09.2021).
22. Hacke Ch. Transatalantic Relations on the Threshhold of a new Century [Elektronische Ressource] // Deutsche Kultur International : Das Portal. URL: http://www.deutsche-kulturinternational.de/w/usadam.htm (datum: 08.07.2021).
23. Hermann F. Donald Trump: Deshalb mag der US-Präsident Deutschland nicht [Elektronische Ressource] // Stuttgarter Zeitung : Seite. 08.05.2019. URL: https://www.stuttgarter-zeitung.de/inhalt.trump-und-deutschland-in-herzlicher-abneigung.88448483-0ef1-47ee-b788-bff713b6f4fd.html (datum: 04.07.2021).
24. Gardiner N., Hulsman J. After Schroeder: U.S.-German Relations in the Merkel Era [Electronic resource] // The Heritage Foundation. 11.01.2007. URL: http://www.heritage.org/research/reports/2006/01/a*er-schroeder-us-german-relations-in-the-merkel-era (data of request: 04.07.2021).
25. Junker D. The United States and Germany in the Era of the Cold War, 1945 - 1990. New York: Cambridge University Press, 2004. 690 p.
26. Karnitschnig М. Trump, Biden und die „verdammten Deutschen" [Elektronische
Ressource] // WELT: Seite. 20.10.2020. URL: https://www.welt.de/debatte/kom-mentare/plus218262916/US-Wahlkampf-Trump-Biden-und-die-verdammten-Deutschen.html?cid=onsite.onsitesearch (datum: 04.07.2021).
27. Kramp-Karrenbauer: Ohne die USA geht es nicht [Elektronische Ressource] // DW.com : Seite. 17.11.2020. URL: https://www.dw.com/de/kramp-karrenbauer-ohne-die-usa-geht-es-nicht/a-55627770 (datum: 04.09.2021).
28. Lagodinsky S. Nord Stream 2: „Wir beteiligen uns nicht an Deals zulasten Dritter" [Elektronische Ressource] // Zeit Online : Seite. 23.07.2021. URL: https://www.zeit.de/politik/deutschland/2021-07/nord-stream-2-gruene-europa-abkommen-deutschland-usa?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F (datum: 04.09.2021).
29. Maas H. Es ist Zeit für einen transatlantischen Neuanfang [Elektronische Ressource] // WELT: Seite. 25.10.2020. URL: https://www.welt.de/debatte/kommentare/arti-cle218520574/US-Wahlkampf-Es-ist-Zeit-fuer-einen-transatlantischen-Neuanfang.htm.l9 (datum: 04.09.2021).
30. President Biden Participates in European Council Summit [Electronic Resource] // White House : site. Data of publication: 25.03.2021. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-re-
leases/2021/03/25/president-biden-participates-in-european-council-summit/ (accessed: 04.09.2021).
31. Remarks by President Biden and Chancellor Merkel of the Federal Republic of Germany in Press Conference [Electronic Resource] // White House : site. Data of publication: 15.07.2021. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/07/15/rem (data of request: 04.09.2021).
32. Schiltz Ch. B. Transatlantisches Verhältnis. Was Europa von Joe Biden erwarten darf - und was nicht [Elektronische Ressource] // WELT : Seite. 09.11.2020. URL: https://www.welt.de/politik/ausland/article219643388/Transatlantisches-Ver-haeltnis-Was-Europa-von-Joe-Biden-erwarten-darf-und-was-nicht.html (accessed: 04.09.2021).
33. Steininger R. Deutschland und die USA: Vom Zweiten Weltkrieg bis zur Gegenwart. Reinbek: Lau Verlag, 2014. 912 S.
34. Ueberbach S. Treffen der EU-Verteidigungsminister: Eine Eingreiftruppe nur aus Willigen? [Elektronische Ressource] // Tagesschau : Seite. 02.09.2021. URL: https://www.tagesschau.de/ausland/europa/treffen-eu-verteidigungsminister-101.html (datum: 04.09.2021).
35. USA und Deutschland. Die Zukunft der transatlantischen Beziehungen. Gastbeitrag von A. Merkel, B. Obama [Elektronische Ressource] // Wirtschaftswoche : Seite. 16.11.2016. URL: https://www.wiwo.de/politik/ausland/usa-und-deutschland-die-zukunft-der-transatlantischen-beziehungen/14851736.html (datum: 08.07.2021).
36. Washington Declaration [Electronic Resource] // White House : site. Data of publication: 15.07.2021. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/07/15/washington-declaration/ (data of request: 18.07.2021).
37. Wike R., Poushter J., Silver L., Fetterolf J., Mordecai M. America's Image Abroad Rebounds With Transition From Trump to Biden: But many raise concerns about health of U.S. political system : report [Electronic Resource] // Pew Researcher Center : site. Data of publication: 10.06.2021. URL: https://www.pewre-search.org/global/2021/06/10/americas-image-abroad-rebounds-with-transition-from-trump-to-biden/ (data of request: 08.09.2021).
38. Zweihundert Jahre deutsch-amerikanische Beziehungen, 1776 - 1976: Eine Dokumentation / Hrsg. von Thomas Piltz. München: Moos, 1975.188 S.
References
1. Borrel: The need to create an EU defense system has become obvious because of Afghanistan. [Borrel': potrebnost' v sozdanii sistemy oborony ES stala ochevidna iz-za Afganistana]. TASS: inform. agentstvo [TASS: inform. agency] Date of publication: 02.09.2021. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12279385 (accessed: 04.09.2021). [in Russian].
2. Vasiliev V. I. FRG - SSHA: druzhba po raschetu? [Germany - USA: friendship of convenience?]. Mezhdunarodnaya zhizn'[International life]. 2020. No 3. Pp. 24-37. [in Russian].
3. Belov V. B., Abramova S. V., Baranova K. K. Germaniya. Vyzovy XXI veka [Germany. Challenges of the XXI century: a monograph], edited by V. B. Belov. Moscow: Ves' mir publ, 2009. 788 p. [in Russian].
4. Glava Minoborony FRG vyskazalas' za sozdaniye sil bystrogo reagirovaniya ES [The head of the German Defense Ministry called for the creation of a EU rapid reaction force]. DW.com: [news and analytics about Germany, Russia, Europe, the world]. Date of publication: 02.09.2021. URL: https://www.dw.com/ru/glava-minoborony-frg-vyskazalas-za-sozdanie-sil-bystrogo-reagirovanija-es/a-59066688 (accessed: 04.09.2021). [in Russian].
5. Dmitriyachev I. Itogi sammita G7. Vnov' obretennoye yedinstvo i yevropeyskiy raskol [The results of the G7 summit. The newfound unity and the European split]. TASS: inform. agentstvo [TASS: inform. agency]. Date of publication: 13.06.2021. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11640829 (accessed: 05.07.2021). [in Russian].
6. Indukaeva N. S. Ot voyny k miru. Politika SSHA v germanskom voprose v 1918 -1921 gg.: monografiya [From war to peace. US policy in the German question in 1918 -1921: a monograph]. Tomsk: Izd-vo Tomsk. un-ta Publ., 1977. 204 p. Electronic library (repository) of the Tomsk State University. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/ac-cess/manager/Repository/vtls:000055603 (accessed: 02.07.2021). [in Russian].
7. Istoriya Germanii [The history of Germany]. In 3 vols, ed. by B. Bonvech, Yu. V. Ga-laktionov. Moscow, KDU publ, 2008. [in Russian].
8. Istoriya SSHA [History of the United States]. In 4 vols., ed. by G. N. Sevostyanov. Moscow, Nauka publ, 1983-1987. [in Russian]
9. Itogi sammita NATO: Kitay ob"yavlen glavnoy sistemnoy ugrozoy zapadnomu ob-shchestvu [The results of the NATO summit: China has been declared the main systemic threat to Western society]. News Front [News Front: inform. agency: website]. Date of publication: 01.07.2021. URL: https://news-front.info/2021/07/01/itogi-sam-mita-nato-kitay-obyavlen-glavnoy-sistemnoy-ugrozoy-zapadnomu-obschestvu/ (accessed: 24.07.2021). [in Russian].
10. Kadomtsev A. Teplaya atmosfera raznoglasiy - kantsler FRG Angela Merkel' pobyvala v Vashingtone [A warm atmosphere of disagreements: German Chancellor Angela Merkel visited Washington]. Mezhdunarodnaya zhizn' [International life]. Date of publication: 19.07.2021. URL: https://interaffairs.ru/news/show/30842 (accessed: 29.07.2021). [in Russian].
11. Korenyuk N. L. Amerikano-germanskiye otnosheniya v 1923 -1929 gg.: dis.... kand. ist. nauk : 07.00.03, Korenyuk Nikolay Leonidovich [American-German relations in 1923 -1929: thesis]. Moscow, 1983. 211 p. [in Russian].
12. Merkel' otmetila obshchiye podkhody YES i SSHA v otnoshenii Rossii, KNR i Turtsii [Merkel noted the common approaches of the EU and the United States towards Russia, China and Turkey]. RIA Novosti : website. Date of publication: 26.03.2021. URL: https://ria.ru/20210326/merkel-1602902102.html (accessed: 04.05.2021). [in Russian].
13. Mirzoyan G. Simpatii SSHA k Germanii prinesut pol'zu Rossii [US fellow feelings for Germany will benefit Russia]. Vzglyad: delovaya gazeta: website. Date of publication: 21.06.2021. URL: https://vz.rU/world/2021/6/21/1105099.html (accessed: 07.07.2021). [in Russian].
14. Pavlov N. V. Vneshnyaya politika FRG v postbipolyarnom mire [The international policy of Germany in the post-bipolar world]. Moscow, Nauka publ, 2005. 410 p. [in Russian].
15. Pavlyuchenko A. V. Amerikano-germanskiye otnosheniya i problema stabil'nosti v Yevrope (1933 -1938 gg.) : dis.... kand. ist. nauk : 07.00.00, 07.00.03, Pavlyuchenko Aleksandr Vladimirovich [American-German Relations and the Problem of Stability in Europe (1933 - 1938): thesis]. Moscow, 2014. 315 p. [in Russian].
16. Poplavsky A. Snyat' zavisimost' ot SSHA: pochemu v FRG zagovorili o bezopasnosti YES. Kak Germaniya postepenno otvorachivayetsya ot SSHA [To remove dependence on the United States: why Germany started talking about the security of the EU. How Germany is gradually turning away from the United States]. Gazeta.ru: website. Date of publication: 09.07.2020. URL: https://www.gazeta.ru/poli-tics/2020/07/09_a_13147033.shtml?updated (accessed: 04.09.2021). [in Russian].
17. Sindeyev A. A. Sovremennyye otnosheniya SSHA i FRG: ot Obamy k Trampu (sos-toyaniye i prognozy) [Current relations between the United States and Germany: from Obama to Trump (state and forecasts)]. SSHA i Kanada: ekonomika,politika, kul'tura [USA and Canada: economy, politics, culture]. 2017. No 8 (572). Pp. 62-77. [in Russian].
18. Sistemnaya istoriya mezhdunarodnykh otnosheniy [A systematic history of international relations]. In 2 vols., [V. I. Batyuk et al.]; ed. by A. D. Bogaturov. Moscow, Kul'turnaya revolyutsiya publ, 2006. [in Russian].
19. Brooks Sidney. America and Germany, 1918 - 1925, preface by George Barr Baker. New-York: The Macmillan Company, 1925. 191 p. [in English].
20. Carbis Bay G7 Summit communiqué. Statements and Releases. The White House: site. Date of publication: 13.06.2021. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/06/ 13/carbis-bay-g7-summit-communique/ (accessed: 05.07.2021). [in English].
21. Deutsche verlieren Vertrauen in US-Demokratie. Körber-Stiftung : Seite. 23.11.2020. URL: https://www.koerber-stiftung.de/nach-us-wahlen-deutsche-verlieren-ver-trauen-in-us-demokratie-2221 (accessed: 08.09.2021). [in German].
22. Hacke Ch. Transatalantic Relations on the Threshhold of a new Century. Deutsche Kultur International : Das Portal. URL: http://www.deutsche-kulturinterna-tional.de/w/usadam.htm (accessed: 08.07.2021). [in English].
23. Hermann F. Donald Trump: Deshalb mag der US-Präsident Deutschland nicht. Stuttgarter Zeitung : Seite. 08.05.2019. URL: https://www.stuttgarter-zeitung.de/inhalt.trump-und-deutschland-in-herzlicher-abneigung.88448483-0ef1-47ee-b788-bff713b6f4fd.html (accessed: 04.07.2021). [in German].
24. Gardiner N., Hulsman J. After Schroeder: U.S.-German Relations in the Merkel Era. The Heritage Foundation. 11.01.2007. URL: http://www.heritage.org/research/re-ports/2006/01/aAer-schroeder-us-german-relations-in-the-merkel-era (accessed: 04.07.2021). [in English].
25. Junker D. The United States and Germany in the Era of the Cold War, 1945 - 1990. New York: Cambridge University Press, 2004. 690 p. [in English].
26. Karnitschnig М. Trump, Biden und die „verdammten Deutschen". WELT : Seite. 20.10.2020. URL: https://www.welt.de/debatte/kommentare/plus218262916/US-Wahlkampf-Trump-Biden-und-die-verdammten-Deutschen.html?cid=onsite.on-sitesearch (accessed: 04.07.2021). [in German].
i 46 }
27. Kramp-Karrenbauer: Ohne die USA geht es nicht. DW.com : Seite. 17.11.2020. URL: https://www.dw.com/de/kramp-karrenbauer-ohne-die-usa-geht-es-nicht/a-55627770 (accessed: 04.09.2021). [in German].
28. Lagodinsky S. Nord Stream 2: „Wir beteiligen uns nicht an Deals zulasten Dritter". Zeit Online : Seite. 23.07.2021. URL: https://www.zeit.de/politik/deutschland/2021-07/nord-stream-2-gruene-europa-abkommen-deutschland-usa?utm_refer-rer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F (accessed: 04.09.2021). [in German].
29. Maas H. Es ist Zeit für einen transatlantischen Neuanfang. WELT : Seite. 25.10.2020. URL: https://www.welt.de/debatte/kommentare/article218520574/US-Wahlkampf-Es-ist-Zeit-fuer-einen-transatlantischen-Neuanfang.html9 (accessed: 04.09.2021). [in German].
30. President Biden Participates in European Council Summit. White House : site. Date of publication: 25.03.2021. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/03/25/president-biden-participates-in-european-council-summit/ (accessed: 04.09.2021). [in English].
31. Remarks by President Biden and Chancellor Merkel of the Federal Republic of Germany in Press Conference. White House : site. Date of publication: 15.07.2021. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/ speeches-remarks/2021/07/15/rem (accessed: 04.09.2021). [in English].
32. Schiltz Ch. B. Transatlantisches Verhältnis. Was Europa von Joe Biden erwarten darf - und was nicht. WELT: Seite. 09.11.2020. URL: https://www.welt.de/poli-tik/ausland/article219643388/Transatlantisches-Verhaeltnis-Was-Europa-von-Joe-Biden-erwarten-darf-und-was-nicht.html (accessed: 04.09.2021). [in German].
33. Steininger R. Deutschland und die USA: Vom Zweiten Weltkrieg bis zur Gegenwart. Reinbek: Lau Verlag, 2014. 912 S. [in German].
34. Ueberbach S. Treffen der EU-Verteidigungsminister: Eine Eingreiftruppe nur aus Willigen? Tagesschau: Seite. 02.09.2021. URL: https://www.tagesschau.de/ausland/eu-ropa/treffen-eu-verteidigungsminister-101.html (accessed: 04.09.2021). [in German].
35. USA und Deutschland. Die Zukunft der transatlantischen Beziehungen. Gastbeitrag von A. Merkel, B. Obama. Wirtschaftswoche : Seite. 16.11.2016. URL: https://www.wiwo.de/politik/ausland/usa-und-deutschland-die-zukunft-der-trans-atlantischen-beziehungen/14851736.html (accessed: 08.07.2021). [in German].
36. Washington Declaration. White House: site. Date of publication: 15.07.2021. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/ statements-releases/2021/07/15/wash-ington-declaration/ (accessed: 18.07.2021). [in English].
37. Wike R., Poushter J., Silver L., Fetterolf J., Mordecai M. America's Image Abroad Rebounds With Transition From Trump to Biden: But many raise concerns about health of U.S. political system: report. Pew Researcher Center: site. Date of publication: 10.06.2021. URL: https://www.pewresearch.org/global/2021/06/10/americas-im-age-abroad-rebounds-with-transition-from-trump-to-biden/
(accessed: 08.09.2021). [in English].
38. Zweihundert Jahre deutsch-amerikanische Beziehungen, 1776 - 1976: Eine Dokumentation, Hrsg. von Thomas Piltz. München: Moos, 1975. 188 S. [in German].
Дата поступления статьи: 11.09.2021 Date of receipt of article: 11.09.2021
Дата решения о публикации: 21.09.2021 Date of publication decision: 21.09.2021
Сведения об авторе Родович Юрий Владиславович,
доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории и археологии, Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого (e-mail: [email protected]).
Information about the Author Rodovich Yuri Vladislavovich,
Doctor of Historical Sciences, Professor, Professor of the Department of History and Archeology, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (e-mail: [email protected]).
i 48 }