Научная статья на тему 'Отношения между фрг и сша в 2009-2018 гг. И их влияние на международные отношения'

Отношения между фрг и сша в 2009-2018 гг. И их влияние на международные отношения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1676
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / США / ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / НАТО / GERMANY / UNITED STATES / TRANSATLANTIC RELATIONS / EUROPEAN UNION / NATO

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Родович Ю. В.

В статье рассматривается эволюция отношений Германии и США с 2009 г. по весну 2018 г. До 2016 г. германо-американские отношения находились на подъеме. Позиции сторон совпадали по проблемам безопасности и архитектуры мира, развития экономических отношений, охраны окружающей среды и изменения климата. Ситуация стала изменяться после смены президентской власти в США. Были поставлены под вопрос все сложившиеся союзы США. Это порождает стремление лидеров Евросоюза и ФРГ активизировать деятельность по укреплению обороны в рамках ЕС, а не НАТО. Наблюдается расхождение позиций немецкой политической элиты и Вашингтона в отношении новых американских санкций против России. Реализация проекта«Северный поток 2» усиливает значение ФРГ как основного получателя российского газа для Европы и будет способствовать укреплению и без того доминирующей в ЕС немецкой экономики, а сам Евросоюз может обрести большую независимость от США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONS BETWEEN THE FRG AND THE USA IN 2009-2018 AND THEIR INFLUENCE ON INTERNATIONAL RELATIONS

The article discusses the evolution of relations between Germany and the US from 2009 to the spring of 2018. Before 2016, the German-American relations were on the rise. The positions of the parties connected with the problems of security and architecture of the world, the development of economic relations, environmental protection and climate change were similar. The situation began to shift after the change of presidential power in the United States. There was put into question all existing unions of the United States. This gives rise to the desire of the leaders of the European Union and Germany to intensify activities to strengthen defense within the EU, not NATO. There is a discrepancy between the positions of the German political elite and Washington regarding the new US sanctions against Russia. The Nord stream 2 project reinforces Germany's importance as the main recipient of Russian gas for Europe and will strengthen the already dominant German economy in the EU, and the EU itself can gain greater independence from the US.

Текст научной работы на тему «Отношения между фрг и сша в 2009-2018 гг. И их влияние на международные отношения»

УДК 94(430)+94(73)087

DOI 10.18413/2075-4458-2018-45-4-665-673

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ФРГ И США В 2009-2018 гг. И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

RELATIONS BETWEEN THE FRG AND THE USA IN 2009-2018 AND THEIR INFLUENCE ON INTERNATIONAL RELATIONS

Ю.В. Родович Yu.V. Rodovich

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия, 300026, г. Тула, просп. Ленина, 125

Tula State Leo Tolstoy Pedagogical University, 125 Lenin Avenue, Tula, 300026, Russia

E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматривается эволюция отношений Германии и США с 2009 г. по весну 2018 г. До 2016 г. германо-американские отношения находились на подъеме. Позиции сторон совпадали по проблемам безопасности и архитектуры мира, развития экономических отношений, охраны окружающей среды и изменения климата. Ситуация стала изменяться после смены президентской власти в США. Были поставлены под вопрос все сложившиеся союзы США. Это порождает стремление лидеров Евросоюза и ФРГ активизировать деятельность по укреплению обороны в рамках ЕС, а не НАТО. Наблюдается расхождение позиций немецкой политической элиты и Вашингтона в отношении новых американских санкций против России. Реализация проекта «Северный поток - 2» усиливает значение ФРГ как основного получателя российского газа для Европы и будет способствовать укреплению и без того доминирующей в ЕС немецкой экономики, а сам Евросоюз может обрести большую независимость от США.

Abstract

The article discusses the evolution of relations between Germany and the US from 2009 to the spring of 2018. Before 2016, the German-American relations were on the rise. The positions of the parties connected with the problems of security and architecture of the world, the development of economic relations, environmental protection and climate change were similar. The situation began to shift after the change of presidential power in the United States. There was put into question all existing unions of the United States. This gives rise to the desire of the leaders of the European Union and Germany to intensify activities to strengthen defense within the EU, not NATO. There is a discrepancy between the positions of the German political elite and Washington regarding the new US sanctions against Russia. The Nord stream 2 project reinforces Germany's importance as the main recipient of Russian gas for Europe and will strengthen the already dominant German economy in the EU, and the EU itself can gain greater independence from the US.

Ключевые слова: Германия, США, трансатлантические отношения, Европейский союз, НАТО. Key words: Germany, United States, transatlantic relations, European Union, NATO.

С момента образования ФРГ в 1949 г. и до настоящего времени важными постулатами внешней политики государства являются приверженность западным ценностям и трансатлантическая солидарность. Несмотря на зависимость страны от США, координация действий с заокеанским партнером, по мнению руководства Германии, способствует усилению роли ФРГ в Европе и мире в целом. В период с начала канцлерства А. Меркель

(2005 г.) до избрания президентом в США Д. Трампа (2016 г.) германо-американские отношения находились на подъеме. Позиции сторон совпадали по проблемам безопасности, архитектуры мира, развития экономических отношений, охраны окружающей среды и изменения климата. Ситуация стала изменяться после смены президентской власти в США.

Цель данной статьи проанализировать развитие отношений между ФРГ и США с 2009 г. с момента создания коалиционного кабинета ХДС/ХСС СВДП в Германии и прихода в Белый дом президента Б. Обамы до формирования нового правительства ФРГ весной 2018 г. и влияние этих отношений на развитие международных отношений.

В коалиционном договоре ХДС/ХСС со СвДП 2009 г. во внешнеполитических приоритетах Германии отношения с США занимали второе место после евроинтеграции. Правда, в документ было включено положение о выводе американского ядерного оружия с территории Германии [Wachstum. Bildung.Zusammenhalt. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und FDP, S. 118,120], но оно осталось нереализованным. В коалиционном договоре 2013 г. подчеркивалось, что трансатлантическое партнерство, основанное на фундаменте общих ценностей и интересов, «ключ к свободе, безопасности и процветанию для всех» [Deutschlands Zukunft gestalten. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD, S. 168].

Канцлер ФРГ А. Меркель считала своей главной задачей консолидацию Европейского союза. Поэтому свой первый зарубежный визит она совершила в Париж. Тем не менее, оставаясь сторонницей сохранения стратегического партнерства с США, она только в 2009 г. 4 раза встречалась с американским президентом. Предметом переговоров были двусторонние отношения, пути преодоления мирового финансового кризиса, вопросы защиты климата, ядерного разоружения, безопасности Афганистана и др. В ноябре 2009 г. Меркель выступила в Вашингтоне перед членами Конгресса США, сосредоточив внимание на проблемах изменения климата, мирового финансового кризиса и недопущении Ирана к ядерному оружию [Angela Merkels Rede im US-Kongress]. Она встречалась с американским президентом Б. Обамой и в последующие годы, в том числе в период проведения саммитов «большой восьмерки» («cемерки») и «большой двадцатки». Сам Б. Обама с 2008 по 2016 гг. посетил Германию 6 раз [Abschiedsbesuch: Obama und Merkel warnen vor Abschottung]. В ноябре 2016 г. он назвал А. Меркель «ближайшим международным союзником» США [Abschiedsbesuch: Obama und Merkel warnen vor Abschottung] в известной мере для того, чтобы смягчить последствия скандала, связанного с разоблачением деятельности американских спецслужб в ФРГ [Bundesanwaltschaft ermittelt gegen möglichen US-Spion].

Позиции партнеров совпадали далеко не всегда. Если по отношению к ядерной программе Ирана стороны были солидарны, то этого нельзя сказать в отношении некоторых других вопросов. На саммите НАТО в Будапеште в апреле 2008 г. Берлин и Париж не поддержали Вашингтон в вопросе о предоставлении Плана действий по членству в НАТО Тбилиси и Киеву. Такая позиция сохранялась и в дальнейшем.

Особую позицию ФРГ заняла и по отношению к событиям «арабской весны» 2011 г. Негативно оценивая режимы М. Каддафи и Б. Асада, руководство страны тем не менее уклонилось от участия в военных действиях в Ливии и Сирии [Трунов, 2015, c. 138-148] и не взяло на себя ответственность за дальнейшее обострение ситуации на территориях этих стран в условиях усиления международных террористических организаций, прежде всего «Исламского государства» (ИГ). С августа 2014 г. США во главе коалиции 65 стран начали наносить бомбовые удары по позициям ИГ в Ираке, Сирии и других соседних странах. ФРГ не принимала в этом участия. Однако после двух месяцев бомбардировок российскими ВВС позиций боевиков «Исламского государства» и их союзников в Сирии и успешных действий сирийской правительственной армии Берлин в декабре 2015 г. направил в регион фрегат и 6 истребителей «Торнадо». Основной причиной такого решения стало следование американскому вектору внешней политики, а также стремление приобщиться к «лагерю победителей» в войне с ИГ.

Успешные операции российских воздушно-космических сил, правительственных войск, иранских и ливанских формирований в Сирии позволили освободить от боевиков

ИГ большую часть страны. В этой связи министр обороны ФРГ У. фон дер Ляйен 14 января 2018 г. заявила о намерении сократить операцию бундесвера против ИГ, однако сочла, что немецкие солдаты должны остаться на своей базе в Иордании [Минобороны ФРГ намерено сократить операцию бундесвера против ИГ].

Россия вместе с Ираном и Турцией стремились к обеспечению внутрисирийского диалога. Однако США пытались помешать этому процессу, нанося удары по позициям правительственных сил, поощряя боевиков, обстреливающих военную базу РФ в Сирии Хмеймим и намереваясь выделить в 2018-2019 финансовом году значительные средства для поддержки сирийской оппозиции и силы национальной безопасности в Ираке [США выделят $1,4 млрд на оппозицию в Сирии и силы нацбезопасности в Ираке]. Министр иностранных дел России С.В. Лавров отметил, что «США хотят помочь так называемым силам демократической Сирии создать некие зоны пограничной безопасности... И объявления о том, что эта зона будет контролироваться группами под руководством США - это очень серьезный вопрос, который вызывает опасения, что взят курс на раздел Сирии» [Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В. Лаврова в ходе пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2017 году].

Германия оказалась в сложном положении, когда турецкие войска 21 января 2018 г. вторглись на территорию Сирии в районе Африн, где были расположены поддерживаемые США курдские вооруженные формирования, стремившиеся к созданию обособленной пограничной зоны. Турция использовала против курдов немецкие танки Leopard 2 и попросила Германию модернизировать поставляемые ею танки. Глава МИД ФРГ З. Габриэль, критически отозвавшийся об операции турецких военных, в то же время заявил, что не видит никаких реальных аргументов, которые могли бы помешать модернизации танков [Бушуев, Фукс]. Такая позиция Германии свидетельствовала о некотором расхождении интересов ФРГ и США в Сирии.

Разногласия между Берлином и Вашингтоном проявились и по вопросу об иранской ядерной сделке. Хотя Иран выполнял все свои обязательства по Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД), достигнутому 14 июля 2015 г. им и «шестеркой» международных посредников, новый президент США Д. Трамп заявил, что Белый дом будет работать с конгрессом над «серьезными недостатками» международного соглашения с Ираном и отметил, что если американские усилия по «улучшению» соглашения провалятся, то США выйдут из него. Такая позиция не встретила поддержки в Германии и многих других стран ЕС. Лидеры ФРГ и Великобритании на совместной пресс-конференции 16 января 2018 г. в Берлине подтвердили свою приверженность ядерной сделке с Ираном и необходимость ее полной реализации, хотя отметили, что разделяют озабоченность США по поводу «дестабилизирующей деятельности Ирана на Ближнем Востоке» [UK's May says shares U.S. concerns about Iran role in Middle East]. Инициатива США о создании рабочей группы по доработке ядерной сделки с Ираном в составе США, ФРГ, Великобритании и Франции не способствовала позитивному развитию событий вокруг СВПД [В МИД отметили опасность действий США и Европы по ядерной сделке с Ираном].

Перспективы ближневосточного мирного процесса осложнило решение президента США Д. Трампа в декабре 2017 г. признать Иерусалим столицей Израиля и перенести туда посольство США. Этот шаг вызвал критику лидеров целого ряда стран, включая канцлера ФРГ А. Меркель [Merkel kritisiert Trumps Jerusalem-Entscheidung]. Позиция руководства ФРГ свидетельствовала о понимании им того, что любые осложнения, конфликты в регионе могли бы привести не только к значительному росту числа беженцев в Германию, но и к крупномасштабной войне.

В отношении событий на Украине у США и ФРГ наблюдались как сходство в позициях, так и различия. Обе стороны сыграли негативную роль в возникновении украинского кризиса 2013-2014 гг. США длительное время взращивали и поддерживали силы, которые организовали в феврале 2014 г. кровопролитие на «евромайдане». А. Меркель в январе 2014 г. пыталась оказать давление на власти Украины, требуя предоставления

уступок участникам митингов, а затем выступила с осуждением «актов насилия» в отношении последних. Министр иностранных дел ФРГ Ф.-В. Штайнмайер, хотя и поставил 21 февраля 2014 г. свою подпись под заключенным между украинским президентом В. Януковичем и представителями оппозиции соглашением о мирном разрешении возникшего кризиса, фактически уклонился от своих обязательств на следующий день, сразу после расстрела снайперами бойцов подразделения «Беркут» и участников майдана. Стратегия Вашингтона была направлена на то, чтобы организовать государственный переворот, создать военную базу НАТО в Крыму [Стоун, 2017, с. 92-93], а всю Украину сделать барьером между Европой и Россией и добиться вытеснения России с европейских рынков, в частности энергетического, для усиления здесь своих позиций.

В стратегии ФРГ в отношении Украины в 2014-2015 гг. основная роль отводилась Евросоюзу, а не Североатлантическому блоку. Германия присоединилась к санкциям, введенным США в отношении России, в связи с резко негативной реакцией Москвы на государственный переворот на Украине и действия Киева в отношении самопровозглашенных республик ДНР и ЛНР в Донбассе.

ФРГ приветствовала заключение в сентябре 2014 г. соглашений Минск-1 между противоборствующими сторонами на Украине при участии представителя ОБСЕ и стала одним из инициаторов соглашений Минск-2 (февраль 2015 г.). А. Меркель и Б. Обама придерживались противоположных позиций по вопросу о предоставлении Киеву летального оружия. Канцлеру удалось убедить американского президента после встречи 9 февраля отказаться от идеи поставок такого оружия Украине, чтобы «дать возможность для реализации дипломатических, политических усилий» [Обама отказался от поставок оружия Киеву после встречи с Меркель]. Вместе с тем ФРГ согласилась на очередное расширение сил быстрого развертывания НАТО в Европе и стала участвовать практически во всех коллективных мероприятиях стран-участниц блока в его зоне ответственности, что ранее не наблюдалось.

В 2018 г. стало очевидным, что руководство ФРГ, как и руководство ЕС, устало от всего, что связано с Украиной, - от коррупции, непрекращающихся просьб украинского президента П. Порошенко о финансовой помощи. В то же время Берлин фактически самоустранился от урегулирования украинского кризиса в рамках т. н. «нормандского формата», от обязанностей гаранта Минских соглашений по принуждению киевских властей к их выполнению. В этом регионе все большую роль стали играть США. Спецпредставитель американского государственного департамента К. Волкер выступил за размещение миротворческих сил ООН на всей территории Донбасса, без согласия ДНР и ЛНР, которые он предложил ликвидировать. В основном предложение относительно миротворцев совпадало с мнением А. Меркель, высказанном в сентябре 2017 г. [Merkel telefoniert mit Putin. Bewegung bei UN-Einsatz im Donbass]. Фактически К. Волкер стал проводником политики Киева, подталкивая его к активным боевым действиям на юго-востоке Украины. Поставки украинским вооруженным силам летального оружия из США лишь усугубили ситуацию в регионе.

На встрече канцлера ФРГ А. Меркель с американским президентом Д. Трампом в Вашингтоне в марте 2017 г. предметом обсуждения были вопросы сотрудничества в рамках НАТО, борьбы с терроризмом и безопасности. Д. Трамп поблагодарил А. Меркель за усилия по увеличению расходов на оборону по меньшей мере до 2 % от ВВП, а также за ее лидерство в поддержке НАТО и участие немецких военных в Афганистане. Однако А. Меркель не согласилась с политикой Д. Трампа в области нелегальной миграции, подвергла критике протекционизм [Дональд Трамп и Ангела Меркель: сотрудничество, несмотря на разногласия]. На саммите НАТО в Брюсселе в мае 2017 г. Трамп, назвав в числе угроз Западу Россию, призвал к увеличению военных расходов страны-члены блока, задолжавшие Америке «огромные суммы» на содержание оборонного бюджета альянса (на долю США в 2017 г. приходилось 693 млрд долл. - 72% нагрузки этого бюджета, в то время как на Германию - всего 43 млрд.) [Why NATO's European Members Can No Longer Expect America to Pick Up the Bill].

После саммита «большой семерки» в г. Таормина (Италия) в мае 2017 г., когда проявились разногласия руководителей европейских государств с президентом США по торгово-экономическим вопросам и выражено нежелание Д. Трампа присоединиться к Парижскому соглашению по борьбе с изменениями климата, канцлер ФРГ А. Меркель заявила: «Те времена, когда мы могли полностью положиться на других, прошли. Это я осознала за прошедшие дни... Мы, европейцы, должны действительно взять свою судьбу в собственные руки!» [USA sind kein verlässlicher Partner mehr]. Министр финансов ФРГ В. Шойбле в конце июля 2017 г. в статье для Die Welt подчеркнул, что в новом многополярном мире «США не единственный игрок» [Schäuble]. Эти заявления означали, что ФРГ намерена проводить вместе с другими государствами-членами ЕС более самостоятельную политику.

Со 2-й пол. 2016 г. Еврокомиссия, а также Германия и Франция стали активно выступать за более тесное военное сотрудничество в рамках ЕС и даже создание единой европейской армии. В декабре 2017 г. в Брюсселе на заседании Совета ЕС была подписана программа Постоянного структурированного сотрудничества (PESCO) [Долинин]. Тем самым Евросоюз сделал первый шаг к уменьшению зависимости от НАТО и США в области обороны.

Соединенные Штаты Америки, сохраняя в Европе свое тактическое ядерное оружие, осуществляя практику совместных ядерных миссий с ФРГ и другими членами НАТО, намерены готовить вооруженные силы европейских стран к применению такого оружия против России, что поставило бы человечество на грань новой мировой войны. Однако сам Запад был обеспокоен возможными ответными мерами Москвы. Президентом Д. Трампом в телефонном разговоре с канцлером Германии А. Меркель и президентом Франции Э. Макроном была выражена «серьезная обеспокоенность» относительно заявлений президента России В. В. Путина в послании к Федеральному собранию РФ 1 марта 2018 г. по разработке ядерного оружия, которые, по их мнению, сводят на нет дискуссии по целому ряду вопросов между Россией и Западом. Кроме того, политики согласились, что «сирийский режим и его союзники - Россия и Иран - должны выполнить резолюцию Совета безопасности ООН_№ 2401 о прекращении огня в Сирии», принятую 24 февраля 2018 г. [Readout of President Donald J. Trump's Calls with Chancellor Angela Merkel of Germany and President Emmanuel Macron of France], хотя на деле режим прекращения боевых действий нарушали незаконные вооружённые формирования.

В сфере экономики США и Германия «мотор» европейской интеграции были и остаются конкурентами. США по объему ВВП занимают первое, а ФРГ - четвертое место в мире и первое в Европе. План американской реиндустриализации при Б. Обаме не был выполнен, так как принятые мероприятия были направлены прежде всего на поддержку транснационального бизнеса. Финансово-промышленные группировки, стоящие за Д. Трампом, решили ускорить новую промышленную революцию в США. Для этого им был необходим отказ от идей либеральной глобализации. Обеспечить новое лидерство в промышленности мог возврат к протекционистской модели [Толкачев].

С 2013 г. ЕС и США вели переговоры о необходимости заключения соглашения по TTIP - Трансатлантическому торгово-инвестиционному партнерству между США и ЕС. Однако заключению соглашения мешали противоречия, в том числе по вопросу частных арбитражных судов, которые можно было бы заменить прозрачными национальными торговыми судами. А. Меркель была инициатором и активной сторонницей соглашения, хотя к нему негативно относилось более 4/5 немцев. Противниками TTIP выступила часть американской политической элиты, бизнеса и профсоюзов, которая придерживалась протекционистской тенденции. Д. Трамп еще в ходе предвыборной кампании дал оценку этому проекту как не отвечающему интересам США и высказался за развитие двусторонней торговли с отдельными странами. Но, по-видимому, А. Меркель удалось после встреч с Д. Трампом несколько скорректировать позицию Белого дома. В июне 2017 г. американский министр торговли У. Росс заявил в Берлине, что США остаются открытыми к пакту о TTIP с ЕС. Канцлер Германии приветствовала это предложение и призвала Евросоюз к возобновлению соответствующих переговоров [Angela Merkel welcomes US offer to resume TTIP talks].

Товарооборот между двумя странами до 2016 г. непрерывно рос. В 2015 г. ФРГ стала крупнейшим торговым партнером США. Однако наблюдался постоянный дисбаланс торговли в пользу Германии (см. таблицу). В 2009 г. он составлял 15 млрд евро, в 2013 г. -около 40,8 млрд евро, в 2015 г. - 53,5 млрд евро, в 2016 г. он немного уменьшился до 49,1 млрд евро.

Таблица 1.

Table 1.

Товарооборот между ФРГ и США в 2009-2016 гг. (в млрд евро) Trade between Germany and the United States in 2009-2016 (in billion euros) [Statistisches Jahrbuch Deutschland und Internationales, 2014, S. 413-414; 2017, S. 423-424]

2009 2010 20] [1 201 2

Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт

54356 39283 65574 45241 73776 48531 86971 51070

2013 2014 201 [5 201 6

Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт

89348 48582 95928 49207 113733 60217 106919 57823

Рост экспорта немецких товаров в США объяснялся следующими причинами. Во-первых, ростом американской промышленности: благодаря низким ценам на энергоносители в США выгодно запускать новые заводы, которые закупают немецкое оборудование. Во-вторых, ослаблением евро по отношению к доллару: немецкие товары в пересчете на доллары американским покупателям обходятся дешевле. В-третьих, общим подъемом американской экономики, которому способствовал рост частного потребления [Четыре факта о торговле Германии с США]. В 2016 г. началась адаптация германского экспорта к новым условиям международной торговли - сильному торможению переговоров о TTIP и решению Великобритании о выходе из ЕС. Затем к этому добавились заявления нового американского президента Д. Трампа о возможности введения - в целях сохранения американских рабочих мест - штрафных импортных пошлин на товары из тех стран, с которыми у США имеется значительный торговый дефицит вследствие заниженных курсов валют по отношению к доллару.

Основным источником германского профицита стало автомобилестроение. В 2015-2016 гг. наблюдался «дизельный скандал». Сотрудники американского Агентства по защите окружающей среды выявили, что на немецких автомобилях «Фольксваген» с дизельными двигателями устанавливалось специальное программное обеспечение, чтобы обходить экологические стандарты, а Министерство юстиции США стало подозревать концерн в банковском мошенничестве и нарушениях налогового законодательства. «Фольксвагену» пришлось выделять значительные средства для урегулирования скандала [Германия. 2016 = Germany. 2016, с. 171].

С 2010 по 2015 гг. объем германских инвестиций в США вырос на 29% и составил 224 млрд долл. [Крупнейшие инвесторы: 10 стран, вкладывающих в США]. Но с конца 2016 г. наблюдалось его сокращение, так как новая американская администрация сеяла неуверенность среди немецких предпринимателей [WiWo: Прямые иностранные инвестиции в США резко сократились из-за Трампа].

Стремление Вашингтона развязать «экономическую войну» между Соединенными Штатами и ЕС проявилось, когда летом 2017 г. конгресс США ввел новые антироссийские санкции, от которых могли пострадать и европейские компании, сотрудничающие с РФ, в частности в создании газопровода «Северный поток - 2». Европа в условиях глобального кризиса не была готова потерять миллиарды от сотрудничества с Россией. Поэтому Германия разрешила строительство газопровода на своей территории [Deutschland: Erste Bau-Genehmigung für Nord Stream 2]. Новые санкции США против РФ еще больше подрывают трансатлантическое единство.

Как видим, современные германо-американские отношения характеризуются как преемственностью внешнеполитического курса США и ФРГ, так и рядом новых тенденций. В 2009-2016 гг. наряду с совпадением долгосрочных национальных интересов обоих государств в области экономики, политики, безопасности, наблюдались различия в подходах к решению проблем двусторонних отношений и международных вопросов, в частности, касающихся Ближнего Востока и украинского кризиса.

С началом президентства Д. Трампа в 2017 г. были поставлены под вопрос все сложившиеся связи и союзы США. Вашингтон, действуя с позиции силы и обостряя ситуацию в мире, не намерен считаться с интересами других стран. Это породило стремление лидеров Евросоюза и ФРГ активизировать деятельность по укреплению обороны в рамках ЕС, а не НАТО.

Европейский союз - один из главных политических и экономических конкурентов США. Отсюда курс нового американского президента на разрыв прежних связей с ЕС. Вмешательство США в европейские дела, в отношения России с государствами Евросоюза отчетливо проявилось в свете событий на Украине. Руководство ФРГ уклонилось от обязанностей гаранта Минских соглашений 2015 г. в рамках «нормандского формата», а Вашингтон, попустительствуя киевскому режиму и помогая ему, способен лишь разжечь конфликт на Донбассе, что может привести в конечном счете к дестабилизации обстановки в Европе.

Летом 2017 г. ярко проявилось расхождение позиций немецкой политической элиты и Вашингтона, поскольку новые американские санкции в отношении России направлены не только против нее, но и против осуществления проектов ЕС, связанных с поставками энергоносителей, особенно в районе Балтийского моря. Реализация проекта «Северный поток - 2» усиливает значение Германии как основного получателя российского газа для Европы и будет способствовать укреплению немецкой экономики, и без того преобладающей в ЕС. Сам же Евросоюз может обрести большую независимость от США.

Значительную роль в германо-американских отношениях на современном этапе играет экономика. Поэтому, несмотря на экономическую взаимозависимость, эти страны являются конкурентами в сферах промышленности, торговли: идет борьба за рынки сбыта, развертывается конкуренция между долларом и евро за положение мировой резервной валюты.

Список литературы References

1. Бушуев М., Фукс Р. Немецкие танки бьют по курдам в Сирии? URL: www.dw.com/ru/немецкие-танки-турецкой-армии-бьют-по-курдам-в-сирии /a-42291784 (дата обращения: 15.02.2018).

Bushuev M., Fuks R. Nemetskie tanki b'yut po kurdam v Sirii? URL: www.dw.com/ru/nemetskie-tanki-turetskoj-armii-b'yut-po-kurdam-v-sirii /a-42291784 (data obrashheniya: 15.02.2018). (in Russian)

2. В МИД отметили опасность действий США и Европы по ядерной сделке с Ираном. URL: https://ria.ru/world/20180123/1513130050.html. (дата обращения: 25.02.2018).

V MID otmetili opasnost' dejstvij SSHА i Evropy po yadernoj sdelke s Iranom. URL: https://ria.ru/world/20180123/1513130050.html (data obrashheniya: 25.02.2018). (in Russian)

3. Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В. Лаврова в ходе пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2017 году, Москва, 15 января 2018 года. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3018203 (дата обращения: 15.02.2018).

Vystuplenie i otvety na voprosy SMI Ministra inostrannyh del Rossii S.V. Lavrova v hode press-konferencii po itogam deyatel'nosti rossijskoj diplomatii v 2017 godu, Moskva, 15 yanvarya 2018 goda. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3018203 (data obrash-cheniya: 15.02.2018). (in Russian)

4. Германия. 2016 = Germany. 2016: [монография] / [В.Б. Белов, М.В. Грачева, А.К. Иванова и др.; отв. ред. В.Б. Белов]. 2017. М., Ин-т Европы РАН, 130.

Germaniya. 2016 = Germany. 2016: [monografiya] / [V.B. Belov, M.V. Gracheva, A.K. Ivanova i dr.; otv. red. V.B. Belov]. 2017. M., In-t Evropy RAN, 130. (in Russian)

5. Долинин В. Оборонительный пакт: станет ли PESCO европейской альтернативой НАТО. URL: https://russian.rt.com/world/article/464329-pesco-nato-es-ssha (дата обращения: 10.02.2018).

Dolinin V. Oboronitel'nyj pakt: stanet li PESCO evropejskoj al'ternativoj NATO. URL: https://russian.rt.com/world/article/464329-pesco-nato-es-ssha (data obrashcheniya: 10.02.2018). (in Russian)

6. Дональд Трамп и Ангела Меркель: сотрудничество, несмотря на разногласия. URL: http://ru.euronews.com/2017/03/17/trade-and-nato-top-agenda-as-merkel-and-trump-hold-first-meeting-in-Washington (дата обращения: 04.04.2017).

Donal'd Tramp i Angela Merkel': sotrudnichestvo, nesmotrya na raznoglasiya. URL: http://ru.euronews.com/2017/03/17/trade-and-nato-top-agenda-as-merkel-and-trump-hold-first-meeting-in-Washington (data obrashcheniya: 04.04.2017). (in Russian)

7. Крупнейшие инвесторы: 10 стран, вкладывающих в США. URL: https://www.vestifinance.ru/articles/76590 (дата обращения: 26.02.2018).

Krupnejshie investory: 10 stran, vkladyvayushchih v SSHA. URL: https://www.vestifinance.ru/articles/76590 (data obrashcheniya: 26.02.2018). (in Russian)

8.Минобороны ФРГ намерено сократить операцию бундесвера против ИГ. URL: http://www.dw.com/mw.dw.com/ru/минобороньI-фрг-намерено-сократить-операцию-бундесвера-против-иг/a-42142342 (дата обращения: 20.02.2018).

Minoborony FRG namereno sokratit' operaciyu bundesvera protiv IG. URL: http://www.dw.com/ruw.dw.com/ru/minoborony-frg-namereno-sokratit'-operaciyu-bundesvera-protiv-ig/a-42142342 (data obrashcheniya: 20.02.2018). (in Russian)

9. Обама отказался от поставок оружия Киеву после встречи с Меркель. URL: https://lenta.ru/news/2015/03/10/obama_merkel/ (дата обращения: 20.02.2017).

Obama otkazalsya ot postavok oruzhiya Kievu posle vstrechi s Merkel'. URL: https://lenta.ru/news/2015/03/10/obama_merkel/ (data obrashcheniya: 20.02.2017). (in Russian)

10. Стоун О. 2017. Интервью с Владимиром Путиным. М., Альпина Паблишер, 350.

Stoun O. 2017. Interv'yu s Vladimirom Putinym. M., Al'pina Pablisher, 350. (in Russian)

11. США выделят $1,4 млрд на оппозицию в Сирии и силы нацбезопасности в Ираке. URL: https://ria.ru/syria/20180212/1514497546.html (дата обращения: 16.02.2018).

SSHA vydelyat $1,4 mlrd na oppoziciyu v Sirii i sily nacbezopasnosti v Irake. URL: https://ria.ru/syria/20180212/1514497546.html (data obrashcheniya: 16.02.2018). (in Russian)

12. Толкачев С. Трамп и реиндустриализация. URL: http://worldcrisis.ru/crisis/2510482 (дата обращения: 12.02.2018).

Tolkachev S. Tramp i reindustrializaciya. URL: http://worldcrisis.ru/crisis/2510482 (data obrashcheniya: 12.02.2018). (in Russian)

13. Трунов Ф.О. 2015. Политика ФРГ в области урегулирования вооружённых конфликтов на современном этапе. Дис... канд. полит. наук. М., 283.

Trunov F.O. Politika FRG v oblasti uregulirovaniya vooruzhyonnyh konfliktov na sovremennom ehtape. Dis... kand.polit. nauk. 2015. M., 283. (in Russian)

14.Четыре факта о торговле Германии с США. URL: http://www.dw.com/ru/четыре-факта-о-торговле-германии-с-сша/a-19208098 (дата обращения: 26.02.2018).

Chety're fakta o torgovle Germanii s SShA. URL: http://www.dw.com/ru/chety're-fakta-o-torgovle-germanii-s-ssha/a-19208098 (data obrashheniya: 26.02.2018). (in Russian)

15. Abschiedsbesuch: Obama und Merkel warnen vor Abschottung. URL: http://www.zeit.de/politik/deutschland/2016-11/abschiedsbesuch-barack-obama-angela-merkel-werte (accessed: 12.02.2017).

16. Angela Merkels Rede im US-Kongress. URL: https://www.german-way.com/notable-people/featured-bios/angela-merkel/angela-merkels-2009-speech-to-the-us-congress/angela-merkel-2009-rede/ (accessed: 11.07. 2011).

17. Angela Merkel welcomes US offer to resume TTIP talks. URL: http://www.dw.com/en/angela-merkel-welcomes-us-offer-to-resume-ttip-talks/a-39446579 (accessed: 26.02.2018).

18. Bundesanwaltschaft ermittelt gegen möglichen US-Spion. URL: http://www.spiegel.de/politik/deutschland/spionage-generalbundesanwalt-bestaetigt-neuen-fall-eines-us-spions-a-980089.html (accessed: 12.02 2017).

19. Deutschland: Erste Bau-Genehmigung für Nord Stream 2. URL: https://deutsche-wirtschafts-nachrichten.de/2018/01/31/251413/ (accessed: 27.02 2018).

20.Deutschlands Zukunft gestalten. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD. 18. Legislaturperiode. 2013. Berlin, VV, 185.

21. Merkel kritisiert Trumps Jerusalem-Entscheidung. URL: http://www.sueddeutsche.de/politik/bundeskanzlerin-merkel-kritisiert-trumps-jerusalem-entscheidung-1.3783416 (accessed: 27.02.2018).

22. Merkel telefoniert mit Putin. Bewegung bei UN-Einsatz im Donbass. URL: https://www.bundesregierung.de/Content/DE/Artikel/2017/09/2017-09-11-telefonat-merkel-putin.html (accessed: 12.02.2018).

23. Readout of President Donald J. Trump's Calls with Chancellor Angela Merkel of Germany and President Emmanuel Macron of France. 2.02. 2018. URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/readout-president-donald-j-trumps-calls-chancellor-angela-merkel-germany-president-emmanuel-macron-france (accessed: 05.03.2018).

24. Schäuble W. Der Westen muss auch mit Gegnern kooperieren. Die Welt. 2017.30.07.

25. Statistisches Jahrbuch Deutschland und Internationales. Statistisches Bundesamt (Destatis). 2014. Wiesbaden, Volk, 693.

26. Statistisches Jahrbuch Deutschland und Internationales. Statistisches Bundesamt (Destatis). 2017. Wiesbaden, Volk, 707.

27. UK's May says shares U.S. concerns about Iran role in Middle East. URL: https://www.reuters.com/article/us-mideast-crisis-iran-britain-

idUSKCN 1G01VO?utm_source=34553&utm_medium=partner (accessed: 25.02.2018)

28. USA sind kein verlässlicher Partner mehr. URL: http://www.bild.de/politik/ausland/politik/merkel-politik-eilmeldung1-51939896.bild.html (accessed: 10.02.2018).

29. Wachstum. Bildung. Zusammenhalt. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und FDP. 17. Legislaturperiode. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und FDP. 2009. Berlin, Verlag, 132.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Why NATO's European Members Can No Longer Expect America to Pick Up the Bill. URL: http://nationalinterest.org/feature/why-natos-european-members-can-no-longer-expect-america-pick-23351 (accessed: 22.02. 2018).

31. WiWo: Прямые иностранные инвестиции в США резко сократились из-за Трампа. URL: http://www.dw.com/ru/wiwo (accessed: 13.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.