Magistra УШв: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2018. № 2. С. 146-153.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИХ
ОТНОШЕНИЙ (2000-2018)
Е. Г. Авдеенко
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. [email protected]
Рассматриваются проблемы и перспективы развития российско-германских отношений в области разоружения, политического, экономического и научно-технического взаимодействия на современном этапе. Анализируются долгосрочные цели сотрудничеств в рамках концепции стратегического партнерства. Отношения России и Германии рассматриваются в контексте трансатлантического и европейского измерения внешней политики ФРГ. Особое внимание уделяется изучению позиций ведущих политических партий по проблемам российско-германских отношений. Анализируется влияние югоосетинского конфликта, протестных выступлений в Москве 2011/2012 г., украинского и сирийского кризисов на перспективы взаимодействия двух стран. Рассматриваются возможности реализации энергетического проекта «Северный поток-2» в условиях санкционного давления на Россию.
Ключевые слова: Россия, Германия, Петербургский диалог, трансатлантическое партнерство, украинский кризис, сирийский кризис, экономические интересы, «Северный поток- 2».
Второе десятилетие XXI века было отмечено событиями, оказавшими значительное воздействие на взаимоотношения многих крупных игроков на международной арене. Сказались они и на развитии российско-германских отношений. В результате проблем, вызванных внутриполитическими событиями в России в 2011-2012 гг., украинским и сирийским кризисами, под угрозой оказались отношения тесного сотрудничества России и Германии, заложенного в начале 2000-х гг. канцлером Г. Шредером и президентом В. Путиным. Отношения стран, долгое время определявшиеся как «стратегическое партнерство», понимаемое как «долгосрочное обоюдовыгодное сотрудничество равноправных субъектов международных отношений для достижения общих целей для решения государственных задач» [Шуль-це...: 2014], вступили в фазу охлаждения. Между тем Германия была и остается крупнейшим торговым партнером России и одним из ключевых игроков ЕС, во многом задающим тон российско-европейским отношениям. Поэтому рассмотрение проблем и перспектив российско-германских отношений представляется весьма актуальным. Целью данной статьи является выявление проблем и разработка прогноза дальнейшего развития российско-германских отношений, для чего различные аспекты взаимодействия стран анализируются как с точки зрения успехов, так и с точки зрения проблем.
Тема российско-германских отношений в силу актуальности привлекала внимание многих исследователей. В их числе можно отметить работы Н. В. Павлова [Павлов: 2015], А. К. Никитина [Ни-
китин: 2008], Б. Е. Зарицкого [Зарицкий: 2003], А. В. Девяткова [Россия и Германия в пространстве европейских коммуникаций: 2013], Х. Адо-майта [Adomeit], С. Майстера, [Meister: 2013], затрагивающие многие проблемы взаимодействия двух стран. Особый интерес представляет коллективный труд, созданный на базе Фонда Ф. Эбер-та, рассматривающий 4 сценария развития российско-германских отношений [German-Russian Relations]. Однако, несмотря на значительный вклад, внесенный исследователями в изучение проблемы российско-германских отношений, многие моменты еще нуждаются в более полном и всестороннем освещении. Так как некоторые аспекты данной проблемы в силу стремительного, почти ежедневного изменения ситуации являются относительно новыми, основными источниками для данной работы стали периодические издания, в частности журналы «Der Spiegel» [Kalter Frieden: 2012], газеты «Wall Street Journal» [Unser Interesse ist es nicht...: 2014]. Также были использованы документы политических партий [Запрос фракций ХДС/ХСС и СвДП...: 2012], заявления представителей правительств обеих стран [Интервью Министра иностранных дел России С.В. Лаврова агентству ИТАР-ТАСС: 2014], [Rede der Bundesministerin der Verteidigung.: 2014], материалы пресс-конференций, данные с официальных сайтов Петербургского Диалога [Unser Interesse ist es nicht.: 2014], Министерств иностранных дел России и Германии [Weißbuch zur Sicherheitspolitik und zur Zukunft der Bundeswehr], Федерального Канцлера ФРГ [Merkel: Koalition wird weitere Mindestlohn-Regelungen prüfen: 2007].
Курс на «стратегическое партнерство был провозглашен Россией и Германией в начале 2000-х годов. В это время интенсивно развивались торгово-экономические и политические связи, большое внимание уделялось межгосударственным консультациям, ежегодно проводившимся с 1998 г., действовал ряд двусторонних форматов и структур. В 2001 году по инициативе канцлера ФРГ Г. Шредера и президента РФ В. Путина был учрежден российско-германский общественный форум «Петербургский диалог», способствовавший установлению взаимопонимания двух стран и сближению народов [Российско-германские...: 2018].
С 2002 г. стороны взаимодействовали в рамках программы Глобального партнерства, инициированной G-8, направленной на реализацию проектов по разоружению. В 2002-2010 гг. при содействии ФРГ в России были построены заводы по уничтожению химического оружия в Саратовской, Брянской областях и Удмуртии. Сооружены хранилища для утилизации реакторных отсеков атомных подводных лодок Северного флота. В 2004 г. было заключено соглашение о транзите военных грузов и персонала ФРГ через территорию России в связи с участием Германии в операции международных сил в Афганистане (ИСАФ). Это был первый документ, подписанный Россией с участником ИСАФ. Позже аналогичные соглашения были подписаны с Францией, Италией и США [Российско-германские.: 2018].
Германия как лидер Европейского Союза выступала за углубление взаимодействия с Россией, расширение сотрудничества в экономической сфере и установление безвизового режима. В 2008 г., когда США и некоторые страны ЕС негативно оценили действия России в ходе конфликта между Грузией и Южной Осетией и потребовали введения экономических санкций, Германия поддержала Россию. Глава внешнеполитического ведомства Ф.-В. Штайнмайер принимал непосредственное участие в урегулировании конфликта, поддерживая интенсивные контакты с главой МИД РФ С. Лавровым. В этом же году на саммите НАТО в Бухаресте Германия выступила против вступления в альянс Украины и Грузии, учитывая обеспокоенность России расширением НАТО на Восток.
Взвешенную позицию Германия заняла в отношении оценки состояния демократических институтов и соблюдения прав человека в России. Канцлер А. Меркель, отвечая в декабре 2007 г. на типичный для немецких СМИ вопрос: «Не беспокоит ли Германию путь, избранный Россией и что можно сделать для укрепления российских демо-
кратических институтов?» сказала: «Я полагаю, что нужно искать диалога с Москвой. Я сама не раз спорила с президентом Путиным...», а после продолжила: «А в целом у нас с Россией стратегическое партнерство. Для решения сложных внешнеполитических вопросов, например, иранского, нам нужны хорошие отношения с Россией. Нам необходимо, по мере возможности, тесное взаимодействие в вопросе Западных Балкан и статуса Косово. Все мы зависим друг от друга в этом мире, однако, это не исключает нашей критики по тем вопросам, которые мы видим иначе, нежели русский президент» [Merkel: 2007].
Стратегия прочного, нацеленного в будущее «стратегического партнерства» с Россией, более реалистичная, чем «дружба», отвечала интересам Германии в отношениях с европейскими соседями. Между Германией и Россией лежат страны, историческая память которых нагружена воспоминаниями об «особых отношениях» двух держав. Даже членство в ЕС вызывает у них опасения оказаться обойденными, а то и раздавленными в дружбе двух гигантов. Именно поэтому в политике Германии по отношению к России всегда было выражено «европейское измерение», а также учитывалась интеграция Германии в Североатлантический альянс.
Весной 2012 г. в российско-германских отношениях наметилось некоторое охлаждение. Германский еженедельник «Шпигель» назвал отношения, установившиеся между Москвой и Берлином «холодным миром». По мнению издания, это было вызвано недовольством части германского политического истеблишмента избранием В. Путина на пост президента России [Proteste in Russland.: 2011]. Акции протеста, прошедшие в Москве зимой 2011-2012 гг., породили у западных элит надежды на возможность политических изменений в России, или, по меньшей мере, на возникновение реальной оппозиции, способной скорректировать правительственный курс. Группа германских политиков и экспертов высказалась за расширение контактов с российской оппозицией и гражданским обществом, заявив, что «партнерство по модернизации» предполагает не только экономическую и технологическую, но и политическую модернизацию России [Kalter Frieden: 2012].
Резкой критике со стороны германского руководства подвергся ряд изменений в российском законодательстве, а именно - законах об НКО и «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Негативный отклик в Германии получил судебный процесс и приговор по
делу группы Passy Riot. В октябре Берлин назвал «неудовлетворительной» ситуацию с соблюдением прав человека в России [Kalter Frieden:2012]. В ноябре 2012 г. была принята резолюция Бундестага, осуждавшая преследование оппозиции и нарушение прав человека на Северном Кавказе, выдвигались требования пересмотра «дела Маг-нитского» [Запрос фракций...:2012]. Все это вызвало негативную реакцию российской стороны. В ответ на обвинения в нарушении прав человека были подвергнуты обыскам офисы немецких фондов и НПО, расположенных в России.
В октябре 2013 г. было сформировано новое немецкое правительство с участием представителей ХДС и ХСС. В коалиционном соглашении особое внимание уделялось улучшению отношений с Россией. В Главе «Открытый диалог и расширенное сотрудничество» говорилось о развитии двусторонних отношений, и необходимости «углублять сотрудничество на уровнях государства и гражданского общества» [Deutschlands Zukunf...: 2014].
С целью повышения интереса немецких экспертов к России планировалось открытие Института Русских исследований. Социал-демократическая партия, традиционно выступавшая за развитие конструктивного диалога с Москвой, в значительной мере повлияла на тональность коалиционного соглашения. Кандидат в президенты от СДП в 2013 г. П. Штейнбрюк заявил, что «критику в отношении России нужно высказывать в двустороннем общении, а не на рынке» [Bilger: 2012]. Позиция Христианско-Демократической партии, составляющей большинство в коалиции, была более требовательна к России. Депутат немецкого парламента и координатор Петербургского диалога до 2013 г. А. Шоккенхоф объяснил это следующим образом: «Мы готовы протянуть руку России, но, в то же время высказать и критику в ее адрес, если посчитаем, что в этом есть политическая необходимость». Эта позиция нашла отражение в следующем пункте Соглашения: «От России ожидается соблюдение прав человека и уважение демократических ценностей, согласно взятым ее на себя обязательствам» [Bilger: 2012].
Серьезным тестом на прочность российско-германских отношений стал украинский кризис. Весной 2014 г. Берлин ужесточил позицию в отношении Москвы. В декларации правительства от 13 марта 2014 г. А. Меркель осудила «аннексию Крыма Россией», и упрекнула Россию в нарушении территориальной целостности Украины и пренебрежении нормами международного права. Она подвергла критике «использование воен-
ной силы с целью достижения геополитических целей». А. Меркель заявила, что Германия всеми силами будет содействовать установлению политического диалога, для чего предложила создать контактную группу для содействия контактам между Киевом и Москвой [Regierungserklärung...: 2014].
17 марта 2014 г. А Меркель обвинила Россию в эскалации конфликта на Украине и заявила о возможном введении Евросоюзом антироссийских санкций, включающих «меры в отношении конкретных лиц, ответственных за обострение ситуации». Кроме того, Германия отменила ряд запланированных двусторонних мероприятий: в частности, не состоялось 14-е заседание «Петербургского диалога», российские корабли не приняли участие в традиционном морском фестивале «Кильская неделя», на неопределенный срок была отложена реализация ряда оборонных проектов с использованием немецких технологий, в частности, строительство в Нижегородской области Центра боевой подготовки сухопутных войск и сделка о покупке Россией продукции оборонно-космического концерна Airbus Group NV. Общая стоимость проектов оценивалась в сумму более 800 млрд евро.
В октябре 2014 г. министр обороны ФРГ У. фон дер Ляйен заявила, что «Россия с помощью военной силы пытается урегулировать вопросы, которые не поддаются дипломатическому решению» и обратилась к руководству ФРГ с призывом увеличить военные расходы [Rede der Bundesministerin.: 2014] Летом 2016 г. в министерстве обороны была разработана новая редакция «Белой книги», в которой рассматривались актуальные вопросы обеспечения национальной безопасности. Среди десяти самых серьезных угроз на третьем месте располагалась Россия. Из партнера она превратилась в соперника, который «заставляет усиливать военную активность на внешних границах Европейского Союза» [Weißbuch zur Sicherheitspolitik ...: 2016].
Деградации российско-германских отношений в значительной степени способствовала политика США, оказывавших давление на Берлин и ЕС по вопросу введения новых санкций против России. При этом Вашингтон стремился добиться полной деградации экономических и политических связей ЕС и Германии с Россией.
По мнению П. Шульце, еще до украинского кризиса, определенные круги в США и Германии настаивали на ужесточении политики в отношении РФ, одобрив жесткую резолюцию бундестага и ухудшение отношений с Москвой. Целью этой
политики должна была стать полная изоляция России и оттеснение ее в северо-восточную Евразию [Шульце: 2014]. Россия, бросающая вызов унилатерализму США, представляла угрозу для американской гегемонии. Активное экономическое сотрудничество между ФРГ и РФ ослабляло трансатлантическое партнерство. По мнению главы частной разведывательно-аналитической компании «Статфор» Дж. Фридмана, цель США -«не допустить, чтобы немецкий капитал и немецкие технологии соединились с русскими природными ресурсами и рабочей силой в непобедимую комбинацию» [Longworth.. ,:2015].
Поэтому США всегда были заинтересованы в деградации российско-германского взаимодействия и охлаждении отношений между Россией и ЕС. По мнению политического истеблишмента США, принятие Германией «трансатлантического варианта» позволило бы дестабилизировать Россию и привести к смене ее политического руководства [Longworth.:2015]. Украинский кризис создал благоприятные перспективы для реализации этого сценария. Однако, как заявил министр иностранных дел С. Лавров в сентябре 2014 г., «Не было бы Крыма и юго-востока Украины, Запад придумал бы что-нибудь еще. Поставлена цель - вывести Россию из равновесия любой ценой» [Интервью.: 2014].
На сегодняшний день, очевидно, что США отчасти добились своих целей: отношения между Москвой и Берлином переживают не лучшие времена, хотя говорить о полном разрыве преждевременно. Несмотря на усилия сторонников «трансатлантического взаимодействия» в германском политическом и бизнес сообществе сохраняется значительное число сторонников сохранения связей с РФ. Россия для Германии была и остается соседом и значимым партнером - эту мысль Ф.-В. Штайнмайер, будучи министром иностранных дел, озвучивал неоднократно. В интервью 21 сентября 2014 г. он заявил: «Длительная изоляция России не отвечает нашим интересам» [Unser Interesse...: 2014]. В 2014 г. Германия вошла в пятерку крупнейших российских инвесторов. Таким образом, даже с началом украинского кризиса российско-германское партнерство оставалось достаточно прочным [Russin Federation.: 2014]. Тем не менее, со временем у немецкого бизнеса появлялось все больше претензий относительно инвестиций в Россию, по причине коррупции, бюрократизма и непрозрачности, и сложности правовых процедур [Meister.: 2012].
С июня 2014 г. Россия, Украина, Германия и Франция начали взаимодействие по урегулирова-
нию украинского кризиса в рамках «нормандской четверки». Стороны также сотрудничали по вопросу ограничения иранской ядерной программы (итоговое соглашение было достигнуто в 2015 г.) и по уничтожению химического оружия в Сирии. Сирийский кризис остается одним из проблемных узлов российско-германских отношений. Германия выступает за смещение президента Б. Асада, Россия считает, что вопрос пребывание Б. Асада у власти - дело самого сирийского народа. Однако, как заявила А. Меркель, «урегулирование сирийского кризиса должно вестись на площадке ООН, для чего сотрудничество с Россией должно быть продолжено» [Российско-германские.. .:2018].
На фоне обострения политических отношений снизился товарооборот между Россией и Германией. Если в 2014 г. он составлял 70 млрд долл., в 2015 - 45,7 млрд долл., то в 2016 г. произошло падение до 40,7 млрд долл. Вместе с тем по этому показателю Германия сохранила лидирующие позиции среди европейских стран и второе место после КНР. В марте 2017 г. А. Меркель заявила, что Германия заинтересована в отмене европейских антироссийских санкций и улучшении отношений с Россией по мере продвижения в урегулировании украинского кризиса [Российско-германские.: 2018].
Германия заинтересована в восстановлении отношений между Россией и Западом в силу зависимости от энергетических поставок из РФ. Строительство «Северного потока-2» могло бы превратить Германию в главный энергетический хаб на территории Европы, а это неизбежно приведет и к выдвижению ей определенных политических требований. Именно поэтому США пытаются всеми силами не допустить создания этой энергетической связки. Госдепартамент США неоднократно утверждал, что реализация этого проекта создаст угрозу для энергетической безопасности европейских стран. Как пишет газета «Wall Street Journal» со ссылкой на бывших и действующих американских чиновников, США в любой момент могут объявить о санкциях против компаний, участниц проекта «Северный поток -2» [U.S. Opposition.: 2018].
Судя по всему, в дальнейшем приверженность евроатлантической солидарности в германской внешней политике сохранится. К тому же в ЕС внешняя политика во многом определяется наднациональными структурами, которые и впредь будут воздействовать на европейские правительства с целью достижения единой консолидированной политики. Даже если немецкий бизнес будет оказывать давление на А. Меркель с целью
отказа от санкций, вряд ли ей будет легко это сделать. Слишком самостоятельная политика может расколоть ЕС, а это опасно и для самой Германии, являющейся его локомотивом. Поэтому не стоит в скором времени ждать резких шагов со стороны Германии. Но то, что партия А. Меркель ХДС/ ХСС создала коалицию с социал-демократами, более расположенными к сотрудничеству с Россией, дает надежду на ослабление в будущем русофобской риторики.
Надо принимать во внимание и воздействие международной ситуации на позицию канцлера. В случае если США будут слишком давить на Германию с целью получения экономических преимуществ, А. Меркель может разыграть «российскую карту» и расширить экономические и политические связи с Россией. От ФРГ во многом зависят отношения России с Западом. Если А. Меркель прислушается к мнению германского бизнеса, призывающего к улучшению российско-германских отношений, это позитивным образом
скажется на развитии отношений с коллективным Западом. Конечно, Россия также должна стремиться к стабилизации двусторонних отношений, так как современная российская экономика, при всех своих потенциальных возможностях, может развиваться только при взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг, а это осуществимо только с преодолением коррупции, бюрократизма, непрозрачности и сложности правовых процедур.
Судя по всему, быстрого прорыва в развитии российско-германских отношений ждать не приходится, но в будущем ФРГ могла бы стать соединительным мостом для переговоров между Западом и Россией. Выбор новой германской стратегии в отношении РФ будет частью выбора в пользу той или иной внешнеполитической стратегии, и главное значение этого выбора заключается в том, какими будут последствия не только для развития российско-германских отношений, но для всей Европы и мира.
Список литературы
I.Запрос фракций ХДС/ХСС и СвДП. Поддержка верховенства права и гражданского общества в России с помощью сотрудничества. Германский Бундестаг 17-го созыва, Документ 17/11327, 06.11. 2012. URL: http://www.austausch.org/fileadmin/user_upload/pdf/2012.11.09.-Russland_Antrag_1711327_ russ.-BT_Beschluss.pdf (дата обращения: 18.04.2018).
2. Зарицкий Б. Е. Экономика Германии: путь по лестнице, ведущей вниз. М.: Юристь, 2003. 304 с.
3. Интервью Министра иностранных дел России С. В. Лаврова агентству ИТАР-ТАСС 10 сентября 2014 года. МИД России, 11.09.2014. URL: http://mid.ru/brp_4.nsf/newsline/896378B46E9F894644257D 50002515D4 (дата обращения: 11.04.2018).
4. Никитин А. К. Современная внешнеполитическая стратегия ФРГ Научное издание. М.: МГИ-МО, 2008. 320 с.
5. Российско-германские политические отношения. Досье. URL: http://tass.ru/info/4224357 (дата обращения: 20.04.2018).
6. Россия и Германия в пространстве европейских коммуникаций: коллективная монография / под ред. А. В. Девяткова и А. С. Макарычева. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. 272 с.
7. Современная Германия: экономика и политика / Н. В.Павлов [и др.]; под к.э.н. В. Б. Белов. М.: Весь Мир, 2015. С. 394-410.
8. Современная Германия: экономика и политика / М. В. Грачева [и др.]; под к.э.н. В. Б. Белов. М.: Весь Мир, 2015. С. 343-368.
7. Шульце П. В. Германо-российские отношения как фактор восточной политики ЕС // РИСИ, 31.03.2014. URL: http://www.riss.ru/analitika/2939-52776086 (дата обращения: 13.04.2018).
8. Adomeit H. German-Russian Relations: Balance Sheet since 2000 and Perspectives until 2025 Hannes // Ministère de la Défense. URL: http://qps.ru/CArzF (дата обращения: 20.04.2016).
9. Bilger, Oliver. Große Koalition setzt auf Annäherung an Moskau, 2012/12/04. URL: http://www.ostpol. de/beitrag/3826grosse_koalition_setzt_auf_annaeherung_an_moskau (дата обращения: 17. 04. 2017)
10. Deutschlands Zukunft gestalten - Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD, 2014/11/29. URL: http://www.tagesschau.de/inland/koalitionsvertrag136.pdf (дата обращения: 18.04.2018).
II. German-Russian Relations: Balance Sheet since 2000 and Perspectives until 2025 Hannes // Ministère de la Défense. URL: http://qps.ru/CArzF (дата обращения: 20.04.2016).
12. Kalter Frieden. Der Spiegel, 22/2012, S. 20. URL: http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-85913015. html (дата обращения: 18.04.2018).
13. Meister S. REFRAMING GERMANY'S RUSSIA POLICY - AN OPPORTUNITY FOR THE EU. European Council on Foreign Relations (ECFR), 2013. 12 p.
14. Longworth R. C. Europe: Destined for Conflict? URL: http://www.thechicagocouncil.org/event/ europe-destined-conflict (дата обращения: 18.08.2018).
15. Merkel: Koalition wird weitere Mindestlohn-Regelungen prüfen. Interview mit Angela Merkel // Deutschlandfunk. 02.12.2007. URL: deutschlandfunk.de/merkel-koalition-wird-weitere-mindestlohn-regelungen-pruefen.868.de.html?dram:article_id=124464 (дата обращения: 22.09.2017).
16. "Proteste in Russland ein hoffnungsvolles Zeichen". Deutscher Bundestag. 15.12.2011. URL: http:// www.bundestag.de/dokumente/textarchiv/2011/37074522_kw50_de_demokratie_russland_ak/207238 (дата обращения: 11.04.2018).
17. Rede der Bundesministerin der Verteidigung, Dr. Ursula von der Leyen, anlässlich der 50. Münchner Sicherheitskonferenz München, 31. Januar 2014. URL: http://www.nato.diplo.de/contentblob/4123416/ Daten/3885836/redevdleyensiko2014.pdf (дата обращения: 13.05.2017).
18. Regierungserklärung der Bundeskanzlerin Angela Merkel vom 13. März 2014. URL: http://www. bundesregierung.de/Content/DE/Regierungserklaerung/2014/2014-03-13-bt-merkel.html (дата обращения: 12.04.2018).
19. Russin Federation Inward Direct Investment from Top Five Economies, 2014 // IMF eLibrary Data. URL: http://data.imf.org/?sk=40313609-F037-48C1-84B1-E1F1CE54D6D5&sId=1390030109571 (дата обращения: 27.03.2016).
20. "Unser Interesse ist es nicht, Russland dauerhaft zu isolieren". Außenminister Frank-Walter Steinmeier im Interview mit den Lübecker Nachrichten, 21.09.2014. Auswärtiges Amt. URL: http://www. auswaertiges-amt.de/DE/Infoservice/Presse/Interviews/2014/140921-BM_Luebecker_N.html (дата обращения: 20.04.2018).
21. U.S. Opposition to Pipeline Hangs Over Meeting Between Putin and Merkel. URL: https://www.wsj. com/articles/u-s-opposition-to-pipeline-hangs-over-meeting-between-putin-and-merkel 1534582801?mod=s earchresults&page=1&pos=1 (дата обращения: 20.04.2018).
22. Weißbuch zur Sicherheitspolitik und zur Zukunft der Bundeswehr. URL: https://www.bmvg.de/de/ themen/weissbuch (дата обращения 17.08.2018)
Сведения об авторе
Авдеенко Елена Геннадьевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры политических наук и международных отношений Челябинского государственного университета. Челябинск, Россия.
Magistra Vitae. 2018. No 2. P. 146-153.
PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN-GERMAN
RELATIONS (2000-2018)
E. G. Avdeenko
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
The problems and prospects for the development of Russian-German relations in the field of disarmament, political, economic, scientific and technical cooperation at the present stage are considered. Long-term goals of cooperation within the framework of the concept of strategic partnership are analyzed. Relations between Russia and Germany are considered in the context of the transatlantic and European dimension of the FRG foreign policy. Particular attention is paid to the study of the positions of leading political parties on the problems of Russian-German relations. The influence of the South Ossetian conflict, protests in Moscow in 2011/2012, Ukrainian and Syrian crises on the prospects for cooperation between the two countries is analyzed. The possibilities of implementing the Nord Stream-2 energy project under conditions of sanctions pressure on Russia are considered.
Keywords: Russia, Germany, St. Petersburg dialogue, transatlantic partnership, Ukrainian crisis, Syrian crisis, economic interests, Nord Stream-2.
References
1. Zapros frakcij HDS/HSS i SvDP. Podderzhka verhovenstva prava i grazhdanskogo obshchestva v Rossii s pomoshch'yu sotrudnichestva. Germanskij Bundestag 17-go sozyva, Dokument 17/11327, 06.11 (2012) [Request for CDU / CSU and FDP fractions. Support for the rule of law and civil society in Russia through cooperation. 17th German Bundestag, Document 17/11327, 06.11]. URL: http://www.austausch. org/fileadmin/user_upload/pdf/2012.11.09.-Russland_Antrag_1711327_russ.-BT_Beschluss.pdf, accessed 18.04.2018 (in Russ.).
2. Zarickij B. E. (2003) Ekonomika Germanii: put'po lestnice, vedushchej vniz [Economy of Germany: a way on the ladder leading down]. Moscow, YUrist', 304 p. (in Russ.).
3. Interv'yu Ministra inostrannyh del Rossii S. V. Lavrova agentstvu ITAR-TASS 10 sentyabrya 2014 goda [Interview of the Minister of Foreign Affairs of Russia S. V. Lavrov to the ITAR-TASS news agency on September 10, 2014], in: MID Rossii [MFA of Russia], 11.09.2014. URL: http://mid.ru/brp_4.nsf/newsline/ 896378B46E9F894644257D50002515D4, accessed 11.04.2018 (in Russ.).
4. Nikitin A. K. (2008) Sovremennaya vneshnepoliticheskaya strategiya FRG. Nauchnoe izdanie [Modern foreign policy strategy of Germany. Scientific publication], Moscow, MGIMO, 320 p. (in Russ.).
5. Rossijsko-germanskie politicheskie otnosheniya. Dos'e [Russian-German political relations. Dossier]. URL: http://tass.ru/info/4224357, accessed 20.04.2018. (in Russ.).
6. Rossiya i Germaniya v prostranstve evropejskih kommunikacij: kollektivnaya monografiya (2013) [Russia and Germany in the space of European communications: a collective monograph], Tyumen', Izdatel'stvo Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta, 272 p. (in Russ.).
7. Sovremennaya Germaniya: ekonomika i politika (2015) [Modern Germany: economics and politics], Moscow, Ves' Mir, pp. 394-410 (in Russ.).
8. Sovremennaya Germaniya: ekonomika i politika (2015) [Modern Germany: economics and politics], Moscow, Ves' Mir, pp. 343-368 (in Russ.).
7. Shul'ce P. V. Germano-rossijskie otnosheniya kak faktor vostochnoj politiki ES [German-Russian Relations as a Factor of the EU Eastern Policy], in: RISI, 31.03.2014. URL: http://www.riss.ru/ analitika/2939-52776086, accessed 13.04.2018 (in Russ.).
8. Adomeit H. German-Russian Relations: Balance Sheet since 2000 and Perspectives until 2025 Hannes, in: Ministère de la Défense [Ministry of Defense]. URL: http://qps.ru/CArzF, accessed 20.04.2016.
9. Bilger, Oliver. Große Koalition setzt auf Annäherung an Moskau, 2012/12/04 [Grand Coalition opts for rapprochement with Moscow, 2012/12/04]. URL: http://www.ostpol.de/beitrag/3826grosse_koalition_setzt_ auf_annaeherung_an_moskau, accessed 17. 04. 2017 (in German).
10. Deutschlands Zukunft gestalten - Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD, 2014/11/29 [Shaping Germany's Future - Coalition Agreement between CDU, CSU and SPD, 2014/11/29]. URL: http:// www.tagesschau.de/inland/koalitionsvertrag136.pdf, accessed 18.04.2018 (in German).
11. German-Russian Relations: Balance Sheet since 2000 and Perspectives until 2025 Hannes, in: Ministère de la Défense [Ministry of Defense]. URL: http://qps.ru/CArzF, accessed 20.04.2016.
12. Kalter Frieden. Der Spiegel, 22/2012. P. 20. URL: http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-85913015. html, accessed 18.04.2018 (in German).
13. Meister S. (2013) REFRAMING GERMANY'S RUSSIA POLICY - AN OPPORTUNITY FOR THE EU. European Council on Foreign Relations (ECFR), 12 p.
14. Longworth R. C. Europe: Destined for Conflict? URL: http://www.thechicagocouncil.org/event/ europe-destined-conflict, accessed 18.08.2018.
15. Merkel: Koalition wird weitere Mindestlohn-Regelungen prüfen. Interview mit Angela Merkel [Merkel: Coalition will examine further minimum wage regulations. Interview with Angela Merkel], in: Deutschlandfunk. 02.12.2007. URL: deutschlandfunk.de/merkel-koalition-wird-weitere-mindestlohn-regelungen-pruefen.868.de.html?dram: article_id=124464, accessed 22.09.2017 (in German).
16. "Proteste in Russland ein hoffnungsvolles Zeichen" ["Protests in Russia a hopeful sign"], in: Deutscher Bundestag [German Bundestag]. 15.12.2011. URL: http://www.bundestag.de/dokumente/ textarchiv/2011/37074522_kw50_de_demokratie_russland_ak/207238, accessed 11.04.2018) (in German).
17. Rede der Bundesministerin der Verteidigung, Dr. Ursula von der Leyen, anlässlich der 50. Münchner Sicherheitskonferenz München, 31. Januar 2014 [Speech by the Federal Minister of Defense, Dr. Ing. Ursula von der Leyen, on the occasion of the 50th Munich Security Conference Munich, 31 January 2014].
URL: http://www.nato.diplo.de/contentblob/4123416/Daten/3885836/redevdleyensiko2014.pdf, accessed 13.05.2017) (in German).
18. Regierungserklärung der Bundeskanzlerin Angela Merkel vom 13. März 2014 [Government statement by Chancellor Angela Merkel of 13 March 2014]. URL: http://www.bundesregierung.de/Content/DE/ Regierungserklaerung/2014/2014-03-13-bt-merkel.html, accessed 12.04.2018 (in German).
19. Russin Federation Inward Direct Investment from Top Five Economies, 2014, in: IMF eLibrary Data. URL: http://data.imf.org/?sk=40313609-F037-48C1-84B1-E1F1CE54D6D5&sId=1390030109571, accessed 27.03.2016. (in German).
20. "Unser Interesse ist es nicht, Russland dauerhaft zu isolieren". Außenminister Frank-Walter Steinmeier im Interview mit den Lübecker Nachrichten, 21.09.2014 ["Our interest is not to isolate Russia permanently". Foreign Minister Frank-Walter Steinmeier in an interview with the Lübecker Nachrichten, 21.09.2014], in: Auswärtiges Amt [Ministry of Foreign Affair]. URL: http://www.auswaertiges-amt.de/DE/Infoservice/ Presse/Interviews/2014/140921-BM_Luebecker_N.html, accessed 20.04.2018). (in German).
21. U.S. Opposition to Pipeline Hangs Over Meeting Between Putin and Merkel. URL: https://www.wsj. com/articles/u-s-opposition-to-pipeline-hangs-over-meeting-between-putin-and-merkel-1534582801?mod= searchresults&page=1&pos=1, accessed 20.04.2018.
22. Weißbuch zur Sicherheitspolitik und zur Zukunft der Bundeswehr [White Paper on Security Policy and the Future of the Bundeswehr]. URL: https://www.bmvg.de/de/themen/weissbuch, accessed 17.08.2018 (in German).