УДК 94(430)+94(73)087
ПОЗИЦИИ ФРГ И США ПО ПРОБЛЕМАМ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
THE POSITION OF THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY AND THE UNITED STATES ON ISSUES OF EUROPEAN SECURITY: HISTORY AND MODERNITY
Ю.В. Родович Yu.V. Rodovich
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия, 300026, г. Тула, просп. Ленина, 125
Tula State Leo Tolstoy Pedagogical University, 125 Lenin Avenue, Tula, 300026, Russia
E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматривается эволюция позиций Германии и США по проблемам безопасности в Европе с конца 1940-х гг. до середины второго десятилетия XXI в. Политическая элита ФРГ стремилась обеспечить свою безопасность и безопасность в Европе с помощью интеграции в систему западных союзов, прежде всего, в блок НАТО, возглавляемого США. Подписание Заключительного акта Хельсинки в 1975 г., однако, не гарантировало реальную безопасность в Европе. После заключения в 1992 г. Маастрихтского договора ФРГ в рамках Европейского союза стала участвовать в реализации концепции общей внешней политики и политики безопасности, что вызвало озабоченность Вашингтона. Разногласия удалось сгладить после ряда саммитов НАТО и ЕС. После событий на Украине в 2013-2014 гг., способствовавших резкому ухудшению отношений Запада с Россией, представители руководства ФРГ выступили за оживление диалога по вопросам европейской безопасности, повышение дееспособности ОБСЕ. Со сменой руководства Белого дома в США была подорвана вера европейских стран-членов ЕС и НАТО в договороспособность Соединенных Штатов при их нынешнем руководстве.
Abstract
The article discusses the evolution of positions of Germany and the United States on security issues in Europe since the end of the 1940-ies to the middle of the second decade of the twenty-first century. Germany's political elite sought to ensure their safety and security in Europe through integration into the Western alliances, especially in NATO, headed by the United States of America. The signing of the final act of Helsinki in 1975, however, did not guarantee real security in Europe. Following the conclusion in 1992 of the Maastricht Treaty, Germany in the framework of the European Union involved in the implementation of the common foreign and security policy, which caused Washington's concern. Disagreements were smoothed out after series of summits of NATO and the EU. However, the United States sought to ensure that the priority in this bundle was given to NATO. After the events in Ukraine, 2013-2014, contributing to a sharp deterioration in relations with Russia, representatives of the Federal Republic of Germany called for the renewal of the dialogue on European security issues increased capacity of the OSCE. With the change of leadership of the United States, the White House has been undermined by the faith of the European Member countries of the EU and NATO to abide by agreements of the United States when their current leadership.
Ключевые слова: Германия, США, европейская безопасность, Европейский союз, НАТО. Key words: Germany, United States, European Security, European Union, NATO.
Позиции ФРГ и США по проблемам европейской безопасности во 2-й пол. XX - нач. XXI вв. нашли отражение в коллективном труде «Германия. Вызовы XXI века
(М., 2009), работах других ученых [Павлов, 2005]. Исследованы германский фактор европейской безопасности [Максимычев, 1997], американо-германские военно-политические и экономические отношения с 1990 по 2013 гг. [Гаевой, 2015], проблемы безопасности ФРГ в контексте отношений с США в конце ХХ - начале ХХ1 вв. [Нургалиев, 2004], политика ФРГ и США в сфере реформирования НАТО и укрепления европейской политики безопасности и обороны Европейского союза [Руссков, 2007], политика ФРГ по созданию европейской архитектуры безопасности [Синдеев, 2016], особенности подходов немецких экспертов в военно-политической области конца ХХ в. к вопросам европейской безопасности и интересам ФРГ в данном контексте [Семенов, Толкачев, 2012]. Однако эволюция позиций Германии и США, особенно с учетом событий и процессов в 2014-2017 гг., требует более тщательного рассмотрения.
После образования ФРГ европейская интеграция воспринималась политической элитой как часть проекта, гарантирующего безопасность [Синдеев, 2016, с. 13]. ФРГ на протяжении нескольких лет жертвовала предлагаемым СССР и ГДР объединением Германии ради интеграции в западные военно-политические и экономические структуры и получения права на создание вооруженных сил. После подписания Парижских соглашений в октябре 1954 г. и ратификации их бундестагом в мае 1955 г. ФРГ стала членом Западноевропейского союза (ЗЕС) и НАТО.
Безопасность в Европе, по мнению руководства страны и большинства граждан ФРГ, осуществлялась, прежде всего, силами Североатлантического союза и его главнейшей составной части - США. Ядерный потенциал США обеспечивал надежную защиту немцев и других жителей стран Западной Европы, позволяя экономить значительные средства на оборону. Страны Запада отвергали любые советские предложения о создании системы безопасности в Европе. Ситуация несколько изменилась на рубеже 1960-1970-х гг. ФРГ, США и другие государства-члены НАТО приняли участие в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе. С подписанием 1 августа 1975 г. Заключительного акта Хельсинки, однако, фактически закреплялся раскол Европы на военно-политические блоки (при сохранении нейтралитета ряда государств). ФРГ и США в нарушение принципа нерушимости границ Заключительного акта признали в качестве государственных административные границы образующихся постсоветских республик, а также границы провозгласивших независимость республик Югославии. ФРГ в 1990 г., заручившись поддержкой США и получив «карт-бланш» от президента СССР М.С. Горбачева, добилась присоединения ГДР и права на членство объединенной Германии в НАТО.
Создание европейской идентичности в области обороны при участии ФРГ было направлено не только на защиту территориальной целостности государств, но и на сохранение общеевропейских интересов и ценностей перед лицом вызовов XXI в. В Маастрихтском договоре от 7 февраля 1992 г. о создании Европейского союза провозглашалась «общая внешняя политика и политика безопасности». Это вызвало озабоченность Вашингтона.
В июне 1996 г. на заседании Совета НАТО США признали ЗЕС в качестве европейской опоры НАТО [Семенов, Толкачев, 2012, с. 358-359]. Декларацией между Францией и Великобританией в Сен-Мало (декабрь 1998 г.) предлагалось предоставление ЕС возможности принятия решений и подключения военной силы в ситуациях, в которые НАТО как единое целое вовлечено не будет. В Ниццском договоре ЕС (2001 г.) уточнялись цели и методы функционирования единой политики безопасности и обороны. По Лиссабонскому договору (декабрь 2007 г.) обязательства ЗЕС были включены в функции Европейского совета.
С распадом в 1991 г. ОВД и СССР встал вопрос о дальнейшей судьбе НАТО. Администрации Г. Коля в ФРГ, Дж. Буша-ст., Б. Клинтона в США после окончания холодной войны не мыслили формирование новой архитектуры европейской безопасности без сохранения и укрепления блока. Подчеркивая принцип «коллективной безопасности»,
Вашингтон сконцентрировал внимание партнеров на отражении «нетрадиционных угроз», обеспечении стабильности и управлении региональными кризисами [Германия, 2009, с. 247]. В 1995 г., ссылаясь на решения ООН и НАТО, ВВС Германии приняли участие в операциях против сербских вооруженных формирований в Боснии и Герцеговине. Участвуя в военной операции против Союзной Республики Югославии в 1999 г., ФРГ вновь продемонстрировала союзническую солидарность. Выразив поддержку Соединенным Штатам Америки после террористического акта 11 сентября 2001 г., ФРГ не добилась от нового президента Дж. Буша равноправного партнерства с США. Федеральный канцлер Г. Шредер стал отдавать приоритет сотрудничеству с Францией за счет снижения роли трансатлантического партнерства. Вместе с руководителями Франции и России он занял негативную позицию в отношении военной акции США в Ираке в 2003 г. В Берлине, однако, не решились ставить под сомнение сплоченность трансатлантического союза. На фоне примирения лидеров США и ФРГ почти одновременно произошел прием новых членов в ЕС и НАТО (2004 г.). Однако в германо-американских отношениях сохранились противоречия относительно попыток Вашингтона действовать при решении конфликтов на международной арене без получения мандата ООН, а также выхода США из Договора по ПРО и по ряду других вопросов [Германия, 2009, с. 275-276].
С вступлением в должность канцлера Германии А. Меркель стало очевидным стремление Берлина пойти на сближение с США. В «Белой книге о политике безопасности Германии» 2006 г. отмечалось: вопросы германской и европейской безопасности могут быть решены только совместно с США [Weißbuch 2006 zur Sicherheitspolitik Deutschlands und zur Zukunft der Bundeswehr].
Критика концепции однополярного мира, заявление о необходимости строить равноправные отношения с Россией в речи президента РФ В.В. Путина в Мюнхене (февраль 2007 г.) вызвали негативную реакцию в Белом доме и среди американских союзников по НАТО. Однако в ФРГ не желали, чтобы США навязывали свою волю своим союзникам без учета интересов стран Европы. Германия и Франция на саммите Альянса весной 2008 г. в Бухаресте отказались поддержать США в предоставлении Грузии и Украине «плана действий по членству в НАТО» [NATO vertagt die Ost-Erweiterung] под предлогом наличия в этих странах внутренних проблем. Расширение блока привело бы к непредсказуемым последствиям в отношениях с российской ядерной державой. Во время грузино-югоосетинского конфликта (август 2008 г.), когда Россия была вынуждена прибегнуть к силовому принуждению Грузии к миру, США инициировали приостановление деятельности Совета «Россия - НАТО». Но лидеры «старой Европы», чтобы избежать новой холодной войны, сочли необходимым урегулировать конфликт на основе плана «Медведева - Саркози».
Заявление российского руководства о размещении в Калининградской области ракетных комплексов «Искандер» в качестве ответа на размещение американских ПРО в Восточной Европе, проведение Россией крупнейших после окончания холодной войны военных учений на территориях РФ и Белоруссии, в Калининградской области и на Балтийском море были расценены странами Балтии и Польши как угроза, хотя учения носили оборонительный характер.
В то же время вице-канцлер и министр иностранных дел ФРГ Ф.-В. Штайнмайер 10 июня 2009 г. выступил за «отношения нового доверия» в рамках треугольника США-ЕС-Россия и установление «нового партнерства безопасности и стабильности от Ванкувера до Владивостока» [Rede von Außenminister Frank-Walter Steinmeier in der Akademie der Wissenschaften in Moskau].
Укрепление экономической мощи Германии, ее ведущая роль в ЕС обусловили стремление к проявлению большей самостоятельности во внешней и оборонной политике. В коалиционном договоре между ХДС/ХСС и СвДП (2009 г.) приоритеты относительно участия ФРГ в международных структурах были выстроены следующим образом: ЕС, НАТО, ООН, ОБСЕ [Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und FDP, S. 118-120]. Правительство ФРГ для реализации своих намерений использовало речь нового президента
США Б. Обамы в Праге 5 апреля 2009 г., в которой он призвал к созданию безъядерного мира. Учитывая рекомендации бундестага, заручившись поддержкой стран Бенилюкса, германский министр иностранных дел Г. Вестервелле в феврале 2010 г. на конференции по безопасности в Мюнхене поставил вопрос о сохранении американского тактического ядерного оружия на территории ФРГ. В решении саммита НАТО 21-22 апреля 2010 г. в Таллине по настоянию США было подчеркнуто, что данная проблема - это прерогатива блока в целом, а не отдельных его членов. Однако немецкий политический деятель В. Ишингер на конференции по безопасности в Мюнхене в феврале 2012 г. поставил включение этого вопроса в повестку дня Евроатлантической инициативы [Фененко, 2012, 2, с. 48-49]. У США возникли опасения в связи с возможным чрезмерным дублированием новыми европейскими механизмами традиционных структур Североатлантического союза. Важным шагом на пути к решению возникших проблем стал саммит НАТО в Чикаго (май 2012 г.) [Chicago Summit Declaration].
События 2013-2014 гг. на Украине, воссоединение Крыма с Россией, как отметил В.В. Путин, были использованы администрацией США для реанимации Североатлантического блока (Путин обвинил страны Запада в провоцировании украинского кризиса для "реанимации НАТО"). На саммите НАТО в Ньюпорте (сентябрь 2014 г.) в ответ на угрозы и вызовы, исходящие, по их мнению, от России и южных соседей на Ближнем Востоке и в Северной Африке, его участники высказались за взаимное дополнение усилий НАТО и ЕС по укреплению обороны. Подчеркивалось: «нынешняя командная структура НАТО остается прочной, гибкой и способной взять на себя все элементы эффективной команды и контроля при одновременном возникновении нескольких вызовов; это включает в себя региональную направленность». Было решено создать объединенную оперативную группу повышенной готовности, а также увеличить военные расходы стран-членов блока до 2 % ВВП [Wales Summit Declaration]. На фоне резкого ухудшения отношений между Западом и Россией министр обороны ФРГ У. фон дер Ляйен призвала к единству и сплоченности стран-членов альянса ["Frieden kann ein hartes Stück Arbeit sein"]. Канцлер А. Меркель обвинила РФ в нарушении международного права, заявила, что украинский кризис «ни в коем случае нельзя назвать сугубо региональным делом [Merkel: Putin tritt das Recht mit Füßen] и пыталась оправдать активизацию деятельности НАТО у российских границ. США, используя тезис о растущей угрозе европейской безопасности со стороны России после так называемой «аннексии Крыма» и помощи «сепаратистам» Донбасса, решили разместить на авиабазе бундесвера Бюхель (ФРГ) новые атомные бомбы с возможностью их применения размещенными в Европе самолетами НАТО (США запланировали размещение в Германии порядка 20 новых атомных бомб типа B61-12). На территории Польши, Прибалтики вблизи границ России летом 2016 г. были проведены крупномасштабные военные учения Альянса. Однако, по словам министра обороны ФРГ У. фон дер Ляйен, в интервью изданию Bild am Sonntag (сентябрь 2014 г.) германская армия в случае критической ситуации может оказаться неспособной выполнить свои обязательства перед союзниками по НАТО: у бундесвера нет нужного количества летательных аппаратов и запасных частей к ним [Germany's von der Leyen admits major Bundeswehr shortfalls]. А. Меркель, выступая на экономической конференции в Берлине 22 июня 2016 г., заявила, что Европа не в состоянии защитить себя и не может все время полагаться на трансатлантическое партнерство с США. Поэтому она призвала к увеличению расходов на оборону, сблизившись по этому показателю с США [Розе].
Однако с такой позицией не были согласны даже партнеры ХДС/ХСС по правительственной коалиции. Глава МИД ФРГ Ф.-В. Штайнмайер (СДП1 ) подверг резкой критике «бряцанье НАТО оружием» у российских границ (Steinmeier kritisiert Nato-Manöver in Osteuropa und fordert mehr Dialog mit Russland). С призывом к диалогу с РФ выступил председатель СДПГ З. Габриэль. 100 немецких ученых, общественных и политических деятелей ФРГ в открытом письме германскому правительству выступили за
взаимопонимание с Москвой (Немецкие общественные и политические деятели призвали Меркель улучшить отношения с РФ). Крайне негативно отнеслись к заявлению Ф.-В. Штайнмайера только представители Восточной Европы, а также представители партии христианских демократов ФРГ и отдельные журналисты [Kohler, 2016].
Канцлер Германии не могла не учитывать мнение партнера по правительственной коалиции и общественное мнение, тем более, что ее рейтинг снижался из-за проблем миграционной политики. Выступая 7 июля 2016 г. в бундестаге А. Меркель, с одной стороны, поддержала НАТО в стремлении наращивать свои вооруженные силы в Восточной Европе, подчеркнув при этом, что США несут главное бремя в Североатлантическом союзе. Она приветствовала вступление Черногории в альянс и заявила, что не закрывает дверь в НАТО и другим государствам. С другой стороны, канцлер выдвинула формулу «сдерживания и диалога» с Россией, отметив, что «безопасность в Европе может быть достигнута только с Россией, а не против нее. Она высказалась за проведение очередного Совета Россия - НАТО, работа которого по вине западной стороны была прервана в 2014 г. из-за украинского кризиса [Merkel backs NATO build-up in eastern Europe].
Варшавский саммит НАТО 8-9 июля 2016 г. принял решение о размещении четырех батальонов сил НАТО в Польше, странах Прибалтики (с участием германского бундесвера в Литве) и многонациональных сил в Румынии. С другой стороны, было заявлено о готовности к диалогу с Россией. В совместной декларации НАТО-ЕС определялись основные направления сотрудничества, в том числе, для выявления и нейтрализации «гибридных» угроз, борьбы с незаконной миграцией в Средиземном море, обеспечения кибербезопасности, развития оперативно совместимых военных потенциалов, проведения совместных мероприятий общей политики безопасности и др. [The Warsaw declaration on Transatlantic Security].
С такими решениями на Совете Россия - НАТО 13 июля 2016 г. была ознакомлена российская сторона. В ходе саммита обсуждались вопросы о полетах военных самолетов РФ над Балтийским морем вблизи границ НАТО [Гернот Эрлер: обострения между РФ и НАТО после саммита удалось избежать].
Увеличение экономического и политического веса Германии привело к тому, что летом 2016 г. в новой «Белой книге политики безопасности и будущем бундесвера» было заявлено о готовности стать ключевым игроком в обеспечении не только европейской, а глобальной безопасности, хотя и с оговоркой - «в сотрудничестве с европейскими и трансатлантическими партнерами» [Weißbuch 2016 zur Sicherheitspolitik und Zukunft der Bundeswehr]. Еще в феврале 2015 г. А. Меркель, проявив инициативу и обсудив ее с президентом США, вместе с президентами Франции, России, Украины в «нормандском формате» сыграла важную роль в заключении Минских соглашений по деэскалации вооруженного противостояния на востоке Украины. В 2016 г. в рамках ОБСЕ, где тогда председательствовала Германия, были организованы встречи и дискуссии по различным аспектам безопасности в Европе. 3 мая министр обороны ФРГ У. фон дер Ляйен и генеральный секретарь ОБСЕ Л. Заньер призвали оживить диалог по вопросам европейской безопасности. Таким образом, ФРГ попыталась восстановить доверие к ОБСЕ, повысить дееспособность организации [Синдеев, 2016, с.19-20].
США, приняв в феврале 2015 г. новую «Стратегию национальной безопасности», подтвердили свою «глубинную приверженность» идее свободной, неделимой и мирной Европы», рассматривая ее как «незаменимого партнера», а НАТО - в качестве стержня расширяющейся сети глобальной безопасности. Об ОБСЕ не было сказано ни слова. В документе отмечалось: т. н. «агрессия России в отношении Украины ясно демонстрирует, что безопасность Европы, а также международные нормы и правила, запрещающие захват территорий, не могут восприниматься как аксиома». Вашингтон заявил о поддержке «европейских союзников, демонстрируя приверженность взятым обязательствам в сфере безопасности» [National Security Strategy]. США в рамках ОБСЕ не выдвигали каких-либо
инициатив по вопросам обеспечения европейской безопасности, требовали соблюдения Москвой Минских договоренностей 2015 г., хотя РФ не является стороной конфликта на востоке Украины. Американские представители участвовали в специальной мониторинговой миссии Организации на Украине (СММ).
Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности (февраль 2017 г.) указал на провал усилий по приспособлению институтов «холодной войны» к новым реалиям. Министр отметил, что расширение НАТО привело к небывалому за последние 30 лет уровню напряженности в Европе. Он заявил, что РФ всегда была готова к равноправной работе с зарубежными партнерами, к формированию общего пространства безопасности, добрососедства и развития, высказался за возобновление практического сотрудничества в рамках Совета Россия - НАТО и поддержал идею канцлера ФРГ, чтобы Совет Россия - НАТО занимался кибербезопасностью [Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел России С.В. Лаврова в ходе 53-й Конференции по вопросам безопасности].
Победа на президентских выборах в США Д. Трампа вызвала обеспокоенность политических элит ФРГ и других стран Запада. В интервью журналистам The Times и Bild в январе 2017 г. Д. Трамп назвал НАТО «устаревшей организацией» и обвинил большинство членов альянса в недостаточных объемах финансовых взносов, хотя, по его словам, НАТО для него «очень важна» [Diekmann]. Канцлер Германии А. Меркель, комментируя заявления Трампа, подчеркнула: судьба НАТО находится в руках европейцев [Евросоюз выразил обеспокоенность заявлениями Трампа о НАТО как об "устаревшей организации"]. Выступление на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2017 г. А. Меркель [Rede von Bundeskanzlerin Merkel zur 53. Münchner Sicherheitskonferenz am 18. Februar 2017] показало относительную близость ее позиции с позицией вице-президента США М. Пенса относительно укрепления восточного фланга НАТО, необходимости тесных отношений между США и Европой, а также общность из взглядов в отношения России. Однако М. Пенс ничего не сказал ни о ЕС, ни о роли дипломатии, подчеркнув, что мир можно обеспечить только с помощью силы. Он дал понять европейцам, что выполнение США своих обязательств в рамках НАТО возможно только при повышении всеми союзниками до 2 % оборонных расходов.
Такую же позицию занял и Д. Трамп на встрече с А. Меркель в Вашингтоне в марте 2017 г. А. Меркель отметила свое несогласие с политикой Д. Трампа в области нелегальной миграции, подвергла критике протекционизм [Дональд Трамп и Ангела Меркель: сотрудничество, несмотря на разногласия]. Позже президент США в своем микроблоге напомнил ФРГ о том, что она задолжала НАТО и США огромные суммы за оборону [Трамп рассказал об огромном долге Германии перед США и НАТО].
После саммита «большой восьмерки» в конце мая 2017 г., когда большинству его участников не удалось убедить Д. Трампа в необходимости сохранять верность Парижскому соглашению по климату, А. Меркель в Мюнхене на совместном мероприятии с главой ХСС Х. Зеехофером заявила: «Уже прошли те времена, когда мы могли друг на друга полностью положиться...», и призвала лидеров стран ЕС проявлять больше ответственности и брать судьбу Европы в свои руки. По мнению газеты Die Welt, Меркель больше не считает США надежным партнером [Merkel sieht in den USA keinen verlässlichen Partner mehr]. Председатель Еврокомиссии Ж.-К. Юнкер и премьер министр Чехии Б. Соботка в совместной статье высказались за то, чтобы ЕС проявлял большую самостоятельность в вопросах, касающихся обороны и обеспечения безопасности [Europe Must Take Its Defense Into Its Own Hands].
Из анализа отношений, сложившихся к середине 2017 г. между США, с одной стороны, ФРГ и другими государствами-членами ЕС и НАТО, - с другой можно прийти к следующим выводам:
1) Была подорвана вера европейских стран-членов ЕС и НАТО в договороспособность США при их нынешнем руководстве, которое пренебрегло интересами европейских партнеров.
2) Будут укрепляться позиции Германии в Евросоюзе (хотя она уже играет роль неформального лидера), а также в западном мире в целом.
3) Роль ФРГ в обеспечении европейской безопасности, урегулировании вооруженных конфликтов, по-видимому, начнет возрастать.
4) Прежняя жесткая политико-дипломатическая и экономическая «сцепка» США -ФРГ была поставлена под вопрос.
5) Укрепление позиций ФРГ в Европе и мире может привести к пересечению геополитических интересов Германии и России, хотя нельзя исключать и того, что став более самостоятельным во внешней политике, руководство ФРГ сможет занять по отношению к РФ более благожелательную позицию, тем более, что А. Меркель заявила в конце мая 2017 г. в Мюнхене, что Европа должна находиться в дружеских отношениях с США и Великобританией, а также с Россией и другими странами как «добрые соседи» [Merkel sieht in den USA keinen verlässlichen Partner mehr].
Итак, формирование современной архитектуры европейской безопасности через реанимацию Североатлантического союза и создание и совершенствование механизмов безопасности Европейского союза проходило под значительным влиянием США и ФРГ. Сохраняя трансатлантические отношения с США, в том числе, в рамках НАТО, Германия стремилась к усилению своей роли в международных структурах, особенно в ЕС, для решения проблем европейской безопасности. Руководство США, отстаивая исключительно американские национальные интересы, сохраняя контроль над европейскими союзниками, по-видимому, стали утрачивать интерес к вопросам, затрагивающим безопасность Европы, хотя из-за действий НАТО она находится под угрозой. Становится все более очевидным и то, что обеспечить эту безопасность без участия России невозможно.
Список литературы References
1. Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел России С.В. Лаврова в ходе 53-й Конференции по вопросам безопасности, Мюнхен, 18 февраля 2017 года. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2648249 (дата обращения: 28.02.2017)
Vystuplenie i otvety na voprosy Ministra inostrannyh del Rossii S.V.Lavrova v hode 53-j Konferencii po voprosam bezopasnosti, Mjunhen, 18 fevralja 2017 goda. URL: http://www.mid.ru/foreign policy/news/-/asset publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2648249 (data obrashcheniya: 28.02.2017)
2. Гаевой Г.Е. 2015. Американо-германские отношения (1990-2013 гг.) Автореферат дис... канд. ист. наук. Томск, 23.
Gaevoj G.E. 2015. Amerikano-germanskie otnoshenija (1990-2013 gg.) Avtoreferat dis... kand. ist. nauk. Tomsk, 23. (in Russian)
3. Германия. Вызовы XXI века. 2009. Под ред. В.Б. Белова. М., Весь Мир, 792.
Germanija. Vyzovy XXI veka. 2009. Pod red. V.B. Belova. M., Ves' Mir, 792. (in Russian)
4. Гернот Эрлер: обострения между РФ и НАТО после саммита удалось избежать. 18.07. 2016. URL: https://ria.ru/interview/20160718/1469762143.html (дата обращения: 27.03.2017)
Gernot Jerler: obostrenija mezhdu RF i NATO posle sammita udalos' izbezhat'. 18.07. 2016. URL: https://ria.ru/interview/20160718/1469762143.html (data obrashcheniya: 27.03.2017)
5. Дональд Трамп и Ангела Меркель: сотрудничество, несмотря на разногласия. URL: http://ru.euronews.com/2017/03/17/trade-and-nato-top-agenda-as-merkel-and-trump-hold-first-meeting-in-washington (дата обращения: 04.04.2017)
Donal'd Tramp i Angela Merkel': sotrudnichestvo, nesmotrja na raznoglasija. URL: http://ru.euronews.com/2017/03/17/trade-and-nato-top-agenda-as-merkel-and-trump-hold-first-meeting-in-washington (data obrashcheniya: 04.04.2017)
6. Евросоюз выразил обеспокоенность заявлениями Трампа о НАТО как об "устаревшей организации". URL: http : //www .newsru.com/world/ 16j an2017/eunatotrump .html (дата обращения: 27.03.2017)
Evrosojuz vyrazil obespokoennost' zajavlenijami Trampa o NATO kak ob "ustarevshej organizacii". URL: http ://www.newsru.com/world/16j an2017/eunatotrump.html (data obrashcheniya: 27.03.2017)
7. Максимычев И.Ф. 1997. Объединенная Германия как фактор европейской безопасности, Институт Европы РАН. М., Институт Европы РАН, 42.
Maksimychev I.F.1997. Ob'edinennaja Germanija kak faktor evropejskoj bezopasnosti, Institut Evropy RAN. M., Institut Evropy RAN, 42. (in Russian)
8. Немецкие общественные и политические деятели призвали Меркель улучшить отношения с РФ. URL: https://russian.rt.com/article/309029-nemeckie-obschestvennye-i-politicheskie-deyateli-prizvali-merkel (дата обращения: 03.05.2017)
Nemeckie obshhestvennye i politicheskie dejateli prizvali Merkel' uluchshit' otnoshenija s RF. URL: https://russian.rt.com/article/309029-nemeckie-obschestvennye-i-politicheskie-deyateli-prizvali-merkel (data obrashcheniya: 03.05.2017)
9. Нургалиев К.Д. 2004. Проблемы безопасности ФРГ в контексте взаимоотношений с США в 90-е годы ХХ и в начале XXI века. Автореф. дис... канд. ист. наук. Казань, 22.
Nurgaliev K.D.2004.Problemy bezopasnosti FRG v kontekste vzaimootnoshenij s SShA v 90-e gody XX i v nachale XXI veka. Avtoref. dis... kand. ist. nauk. Kazan', 22. (in Russian)
10.Павлов Н.В. 2005. Внешняя политика ФРГ в постбиполярном мире. М., Наука, 410.
Pavlov N.V. 2005. Vneshnjaja politika FRG v postbipoljarnom mire. M., Nauka, 410. (in Russian)
11.Путин обвинил страны Запада в провоцировании украинского кризиса для "реанимации НАТО". URL:http:// www.interfax.ru/world/396042 (дата обращения: 03.10.2016)
Putin obvinil strany Zapada v provocirovanii ukrainskogo krizisa dlja "reanimacii NATO". URL:http:// www.interfax.ru/world/396042 (data obrashcheniya: 03.10.2016)
12. Розе А. Меркель захотела увеличить военные расходы Германии. URL: https://rg.ru/2016/06/22/merkel-zahotela-uvelichit-voennye-rashody-germanii.html (дата обращения: 07.09.2016)
Roze A. Merkel' zahotela uvelichit' voennye rashody Germanii. URL: https://rg.ru/2016/06/22/merkel-zahotela-uvelichit-voennye-rashody-germanii.html (data obrashcheniya: 07.09.2016)
13.Руссков В.В. 2007. Политика ФРГ и США по вопросам развития европейской системы безопасности (1998-2005). Автореф. дис. канд. ист. наук. Томск, 26.
Russkov V.V. 2007. Politika FRG i SShA po voprosam razvitija evropejskoj sistemy bezopasnosti (1998-2005). Avtoref. dis. kand. ist. nauk. Tomsk, 26. (in Russian)
14.Семенов О.Ю., Толкачев В.В. 2012. Европейская безопасность и интересы Германии в оценках экспертно-аналитического сообщества ФРГ конца XX века. Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. 4 (1): 357-360.
Semenov O.Ju., Tolkachev V.V. 2012. Evropejskaja bezopasnost' i interesy Germanii v ocenkah jekspertno-analiticheskogo soobshhestva FRG konca HH veka. Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 4 (1): 357-360. (in Russian)
15. Синдеев А.А. 2016. Германия и европейская безопасность: история, актуальные подходы, сценарии. Германия на перекрестках истории. Проблемы внутренней и внешней политикив контексте трансформации международных отношений. Вып.7 / Под общ. ред. А.А. Слинько.
Отв. ред. С.И. Дмитриева. Воронеж, ВГУ, 7-23.
Sindeev A.A. 2016. Germanija i evropejskaja bezopasnost': istorija, aktual'nye podhody, scenario. Germanija na perekrestkah istorii. Problemy vnutrennej i vneshnej politikiv kontekste transformacii mezhdunarodnyh otnoshenij. Vyp.7 / Pod obshh. red. A.A. Slin'ko. Otv. red. S.I. Dmitrieva. Voronezh, VGU, 7-23. (in Russian)
16. США запланировали размещение в Германии порядка 20 новых атомных бомб типа B61-12. URL.: http://www.panorama.am/ru/politics/2015/09/22/germany-bomb/ (дата обращения: 03.11. 2016)
SShA zaplanirovali razmeshhenie v Germanii porjadka 20 novyh atomnyh bomb tipa B61-12. URL.: http://www.panorama.am/ru/politics/2015/09/22/germany-bomb/ (data obrashcheniya: 03.11.2016)
17. Фененко А.В. 2012. Фактор тактического ядерного оружия в мировой политике. Вестник Московского университета. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2: 48-49.
Fenenko A.V. 2012. Faktor takticheskogo yadernogo oruzhiya v mirovoj politike. Vestnik Moskovskogo. universiteta. Ser. 25. Mezhdunarodnye otnosheniya i mirovaya politika. 2: 48-49. (in Russian)
18.Chicago Summit Declaration. 20 May 2012. URL.: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/ official_texts_87593 .htm?selectedLocale=en (accessed 15 June 2016).
19.Diekmann K. Trump will Einreise in die USA erschweren. Es wird extreme Sicherheits-Checks geben. URL: http://www.bild.de/bild-plus/politik/ausland/donald-tmmp/das-grosse-bild-interview-49790140,view=conversionToLogin.bild.html (accessed 10 February 2017).
20.Europe Must Take Its Defense Into Its Own Hands. URL: https://www.wsj.com/articles/ europe-must-take-its-defense-into-its-own-hands-1496688441 (accessed 5 June 2017).
21."Frieden kann ein hartes Stück Arbeit sein". Interview mit Ursula von der Leyen // Hannoversche Allgemeine Zeitung. 2014. 9.12.
22.Germany's von der Leyen admits major Bundeswehr shortfalls. URL.: http://www.dw.com/en/germanys-von-der-leyen-admits-major-bundeswehr-shortfalls/a-17959798 (accessed 15 June 2017).
23.Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und FDP. Wachstum. Bildung. Zusammenhalt. Berlin, 26. Oktober 2009.
24.Kohler B. 2016. Hatte Putin Geburtstag? Frankfurter Allgemeine Zeitung. 19. 06.
25.Merkel backs NATO build-up in eastern Europe. URL: http://www.dw.com/en/merkel-backs-nato-build-up-in-eastern-europe/a-19385342 (accessed 5 September 2016).
26.Merkel: Putin tritt das Recht mit Füßen. 2014. Frankfurter Allgemtine Zeitung. 17.11.
27.Merkel sieht in den USA keinen verlässlichen Partner mehr. 2017. Die Welt. 28.05.
28.National Security Strategy. - Washington D.C.: The White House, February 2015. <https://www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs/2015_national_security_strategy.pdf. (accessed 5 September 2016).
29.NATO vertagt die Ost-Erweiterung. 2008. 03.04. URL: http://www.n24.de/news/ newsitem 609494.html (accessed 28 April 2008)
30.Rede von Außenminister Frank-Walter Steinmeier in der Akademie der Wissenschaften in Moskau, 10. Juni 2009. URL: http://www.auswaertiges-amt.de/DE/Infoservice/Presse/Reden/ 2009/090610-BM-Moskau.html(accessed 2 July 2oo9)
31.Rede von Bundeskanzlerin Merkel zur 53. Münchner Sicherheitskonferenz am 18. Februar 2017. URL: https://www.bundeskanzlerin.de/Content/DE/Rede/2017/02/2017-02-18-rede-bk-merkel-muesiko.html ( accessed 27 February 2017)
32.Remarks by the Vice President at the Munich Security Conference. URL https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/02/18/remarks-vice-president-munich-security-conference (accessed 27 February 2017)
33.Steinmeier kritisiert Nato-Manöver in Osteuropa und fordert mehr Dialog mit Russland. URL: http://vorab.bams.de/steinmeier-kritisiert-nato-manoever-in-osteuropa-und-fordert-mehr-dialog-mit-russland( accessed 2 February 2017)
34.The Warsaw declaration on Transatlantic Security. Issued by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Warsaw 8-9 July 2016. URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_133168.htm?selectedLocale=en (accessed 27 July 2016)
35.Wales Summit Declaration. Issued by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Wales from. 05 Sep.2014. URL.: http://www.nato.int/cps/sl/natohq/official_texts_112964.htm (accessed 27 September 2014)
36.Weißbuch 2006 zur Sicherheitspolitik Deutschlands und zur Zukunft der Bundesweh. URL: www.bmvg.de/portal/a/bmvg/sicherheitspolitik/grundlagen/weissbuch 2006/ (accessed 2 February 2007)
37.Weißbuch 2016 zur Sicherheitspolitik und Zukunft der Bundeswehr. URL: https://www.bundesregierung.de/Content/Infomaterial/BMVg/Weissbuch_zur_Sicherheitspolitik_2016.pd
f;jsessionid=90A7F4E3E52EEA70E8160210BB6AD264.s6t1?_blob=publicationFile&v=2 (accessed 11
February 2017)