Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №4
УДК 338.2, 339.9
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran420216371 Владислав БЕЛОВ
ПЕРСПЕКТИВЫ ГАЗОПРОВОДА «СЕВЕРНЫЙ ПОТОК - 2»
Аннотация. В середине июля 2021 г. в Вашингтоне прошли американо-германские переговоры, в рамках которых Дж. Байден и А. Меркель обсудили перспективы газопровода «Северный поток - 2» (СП-2). Данный проект при президенте Д. Трампе стал одним из конфликтных факторов, существенно ухудшившим отношения между США и ФРГ. 21 июля было опубликовано совместное заявление президента и бундесканцлерин, содержащее описание условий коммерческого запуска СП-2. В статье анализируются изменения в позиции новой американской администрации в отношении СП-2, достигнутые в июле договорённости об условиях эксплуатации практически достроенного нового газового трубопровода, его значения для отношений Берлина с Вашингтоном, Москвой, Киевом и Варшавой. Рассматривая итоги переговоров как компромисс между США и ФРГ с неоднозначными последствиями для России, автор делает вывод о том, что для проекта сохраняется ряд рисков - оператору СП-2 и его владельцу «Газпрому» при коммерческом запуске и последующей эксплуатации морской и наземной частей газопровода предстоит и дальше противостоять сопротивлению его противников в США, Германии и ряде других стран ЕС.
Ключевые слова: Германия, ФРГ, Евросоюз, США, Россия, РФ, Украина, Польша, энергобезопасность, газовый транзит, газопровод «Северный поток - 2».
Россия - ведущий поставщик природного газа в Европу, в первую очередь в Германию. Основные поставки осуществляются по трубопроводным газотранспортным системам (ГТС), с которыми постепенно начинает конкурировать и отечественный сжиженный природный газ (СПГ). Согласно немецкой статистике в 2020 г., РФ через ГТС поставила в европейские стра-
3 1
ны 168 млрд м газа, в том числе в Германию 56,3 млрд , что составило 55,2% всего её импорта трубопроводного газа2.
Моральное и техническое устаревание постсоветской ГТС потребовало её существенной модернизации и обновления для обеспечения надёжного экспорта в Европу - главного рынка сбыта российского газа. Одним из важнейших проектов стал «Северный поток», начало которому было положено ещё во второй половине 1090-х гг., когда эксперты обосновали техническую возможность сооружения нескольких параллельных ниток трубопроводов по дну Балтийского моря. В декабре 2000 г. Европейская комиссия своей директивой TEN-E признала его элементом трансъевропейской энергетической сети. В сентябре 2006 г. запланиро-
© Белов Владислав Борисович - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, заместитель директора по научной работе, руководитель Отдела страновых исследований, руководитель Центра германских исследований ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-5096-193X
Статья поступила в редакцию: 12.08.2021.
1 Umfang der russischen Erdgaslieferungen nach Europa im Jahr 2020. Statista. URL: https://de.statista.com/statistik/ daten/studie/297612/umfrage/umfang-der-russischen-erdgaslieferungen-nach-europa/ (дата обращения 31.07.2021).
2 Verteilung der Erdgasbezugsquellen Deutschlands im Jahr 2020. Statista. URL: https://de.statista.com/statistik/ daten/studie/151871/umfrage/erdgasbezug-deutschlands-aus-verschiedenen-laendern/ (дата обращения 31.07.2021).
ванный газопровод получил статус «проекта, отвечающего интересам Европы». Таким образом, с точки зрения Брюсселя он изначально имел ключевое значение для обеспечения устойчивого развития и энергобезопасности Европейского союза1.
Безупречный процесс возведения крупнейшего в мире морского экспортного газопровода «Северный поток - 1» (протяжённость 1 224 км, годовая мощность 55 млрд м3), его успешный запуск, а также сохранение высокого спроса на газ в Европе мотивировали акционеров Nord Stream AG принять решение о постройке третьей и четвёртой ниток, которые приобрели статус проекта «Северный поток - 2» (технико-экономическое обоснование было подготовлено в 2011 г.) Его оператором стала другая компания, также расположенная в швейцарском Цуге - Nord Stream 2 AG2, начавшая строительные работы в сентябре 2018 г. и планировавшая завершить их к 2019 г.
Препятствия на пути реализации «Северных потоков»
Несмотря на поддержку обоих потоков со стороны политического руководства Германии и Австрии, заинтересованных в усилении долгосрочных позиций своих государств как основных газовых хабов Европы, на пути полноценной эксплуатации СП-1 и строительства СП-2 возник ряд препятствий.
Во-первых, это Третий энергетический пакет Евросоюза, принятый в 2009 г. и требующий разделение видов деятельности по поставке / транспортировке газа и доступу к ним третьих лиц. В феврале 2019 г. ЕС принял поправку к своей газовой директиве, расширяющую её требования на входящие в страны Европейского союза морские газопроводы. Проекты, реализация которых началась до 23 мая 2019 г., получили право на исключения из обозначенных норм, новые - нет. Имеющая обязательную силу для каждого государства-члена директива оставляет в их компетенции выбор способов её применения. Поэтому 13 ноября 2019 г. бундестаг утвердил изменения в национальный закон «Об энергетике», согласно которым директива не распространялась на газопроводы, введённые в эксплуатацию в Германии до 23 мая 2020 г. Однако из-за противодействия США (см. далее) российская сторона не смогла воспользоваться предоставленной ей отсрочкой и закончить строительство СП-2 до обозначенной даты.
Во-вторых, это активное противодействие реализации обоих потоков, особенно второго, со стороны Украины и Польши, опасающихся потерять доходы от транзита энергоносителей по их территории. Традиционную поддержку в этом вопросе им оказывали Латвия и Литва. Свою позицию группа протестных стран официально обосновывала существующей, с их точки зрения, геополитической угрозой со стороны российского государства, которое якобы планирует использовать новый газопровод как оружие и средство давления против европейских стран. Наибольший ущерб проекту СП-2 нанесла польская сторона. Варшава добилась выхода из него иностранных участников (они стали финансовыми партнёрами «Газпрома»),
2 «Северный поток». Газпром. URL: https://www.gazprom.ru/projects/nord-stream/ (дата обращения 31.07.2021).
2 В состав второго консорциума помимо «Газпрома», Uniper, Wintershall, ENGIE вошли новые участники: австрийская компаний OMV и англо-нидерландская Royal Dutch Shell.
3 Исследованию вопросов реализации проекта «Северный поток - 2» в отечественной и зарубежной научной литературе традиционно уделяется много внимания. См., например: Лебедев А.С. Санкции против «Северного потока - 2». Экономические последствия // Современная Европа. 2020. №5. С. 173-181 DOI: 10.15211/soveurope52020173181; Жизнин С. З., Тимохов В. М. Экономические и геополитические аспекты «Северного потока - 2» // Балтийский регион. 2019. Т. 11. №3. С. 25-42. DOI: 10.5922/2079-8555-2019-3-2; Shagina M., Westphal K. Nord Stream 2 and the Energy Security Dilemma. SWP. 28.07.2021. DOI:10.18449/2021C46; West-phal K. Nord Stream 2 - Germany's Dilemma. SWP. 30.04.2021. DOI: 10.18449/2021C32; Wetten J. Gas pipeline Nord Stream 2 links Germany to Russia, but splits Europe. 16.07.2021. URL: https://www.cleanenergywire.org/ fact-sheets/gas-pipeline-nord-stream-2-links-germany-russia-splits-europe и др.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №4
а также смогла опротестовать выданное Европейской комиссией в 2016 г. разрешение на увеличение загрузки OPAL - наземного продолжения СП-1. В итоге 15 июля 2021 г. Европейский суд, следуя принципу «европейской солидарности» и несмотря на протесты Германии, вернул прежние ограничения.
В-третьих, это отрицательное отношение ко второму потоку (с середины 2017 г.) американских властей в лице Конгресса и президента США, принявших в начале августа Закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (Countering America's Adversaries Through Sanctions Act, CAATSA). Сенаторы и Д. Трамп отнесли СП-2 к числу основных угроз для европейской безопасности, которую Соединённые Штаты обязаны защищать. С августа 2017 г. по декабрь 2020 г. Вашингтон, несмотря на протесты со стороны Брюсселя и Берлина, последовательно вводил законодательные ограничения и санкции в отношении проекта. В декабре 2019 г. США в рамках оборонного бюджета приняли Закон о защите энергетической безопасности Европы (Protecting European Energy Security Act, PEESA), в соответствии с которым объявили о санкциях против фирм, предоставляющих услуги по укладке труб газопровода. О выходе из проекта в тот же месяц заявила швейцарская компания Allseas, владеющая уникальными морскими трубоукладчиками Pioneering Spirit и Solitaire, которым осталось проложить последние 160 км1. В декабре 2020 г. укладку третьей и четвёртой морских ниток стали выполнять отечественные специализированные суда. Не добившись технической остановки строительства, США в том же месяце приняли новые поправки к оборонному бюджету и ввели очередные ограничительные меры - в этот раз направленные против фирм, оказывающих услуги по страхованию судов, тестированию, сертификации, а также осуществляющих геодезические, траншейные, сварочные и другие работы. В итоге в начале 2021 г. проект покинули ещё 18 компаний.
Летом 2020 г. в связи с пересмотром рекомендаций к ст. 232 закона CAATSA перестала действовать существовавшая «дедушкина оговорка» в отношении подписанных до его вступления в силу инвестиционных соглашений в рамках СП-2 - с этого момента любое финансирование проекта на сумму более 1 млн долл. в год могло повлечь санкции. Возможно, это стало причиной прекращения предоставления средств со стороны кредитных партнёров «Газпрома»2.
К моменту президентских выборов в США в ноябре 2020 г. проект СП-2 окончательно стал одним из факторов, существенно ухудшившим германо-американские отношения и перешедшим в наследство новому главе Белого дома. Дж. Байден, понимая, что проект почти закончен и его закрытие может нанести существенный ущерб отношениям с ФРГ, занял более взвешенную позицию к строящемуся газопроводу. Госсекретарь США Э. Блинкен в мае 2021 г. (за две недели до начала европейского турне президента) заявил о приостановке наложения санкций на оператора СП-2 Nord Stream 2 AG, его главы M. Варнига и других должностных лиц, что, по его мнению, соответствует национальным интересам Соединённых Штатов .
Негативная реакция последовала из Киева. Верховная рада Украины приняла обращение, в котором призвала Конгресс США «использовать весь имеющийся инструментарий ... для полной и необратимой остановки строительства газопровода в рамках проекта "Север-
1 Свой вклад в удлинение сроков строительства и удорожание проекта внесли власти Дании, существенно затянувшие с выдачей разрешения и заставившие изменить маршрут третьей и четвёртой ниток газопровода.
2 Мордюшенко О., Рождественская Я., Барсуков Ю. Северный истек. Европейские компании прекратили финансировать «Северный поток-2». Коммерсант. 25.02.2021. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4703969? que-ry=%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D1%82 %D0%BE%D0%BA (дата обращения 31.07.2021).
3 Blinken A.J. Nord Stream 2 and European Energy Security. Press Statement. 19.05.2021. URL: https://www.state.gov/nord-stream-2-and-european-energy-security/ (дата обращения 31.07.2021).
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №4
ный поток-2"»1. Своё возмущение смягчением санкций в отношении оператора СП-2 выразила Варшава (в лице пресс-секретаря правительства Польши П. Мюллера): «Мы прекрасно знаем, что "Северный поток-2" - это не только бизнес-проект, но и геополитический проект. Он меняет расклад сил в Центральной и Восточной Европе, когда речь идёт об энергетической безопасности»2.
1 июня пресс-секретарь президента РФ Д. Песков ещё раз подтвердил неизменность позиции Кремля: Россия не намерена отказываться от украинского транзита газа, но Украина должна поддерживать нормальное техническое состояние своей газотранспортной системы3. 3 июня по поручению А. Меркель её советник по иностранным делам и безопасности Я. Хек-кер встретился со своим коллегой Дж. Салливаном, советником президента США по национальной безопасности, и обсудил с ним озабоченность США по поводу рисков, которые СП-2 представляет для Украины и стабильности в сфере европейской энергетики4. Примечательно, что через несколько дней после женевской встречи В.В. Путина и Дж. Байдена Салливан заявил, что США намерены продолжить оказывать давление на компании РФ, участвующие в строительстве СП-2, а запланированные в их отношении ограничения будут «удваиваться» каждые 90 дней5'6.
Вашингтонская декларация и Совместное заявление США и ФРГ
На фоне крайне негативного отношения к СП-2 группы сенаторов (в основном республиканцев - инициаторов законов CAATSA и PEESA), Киева и Варшавы шла подготовка саммита президента США и федерального канцлера, который состоялся в середине июля в Вашингтоне. Его важнейшим итогом стала Вашингтонская декларация, в которой Дж. Байден и А. Меркель определили стратегические направления двустороннего сотрудничества, включая сферу экономики7. Однако в ней не были затронуты вопросы СП-2. В опубликованном 15 июля тексте есть лишь упоминание о недопустимости использования энергопоставок в качестве оружия и готовности к совместным действиям в сфере вызовов энергобезопасности. Очевидно, что президент и бундесканцлерин не смогли или не успели обсудить и согласовать в ходе встречи все необходимые детали. Соответствующий документ, названный «Совместное заявление США и Германии по поддержке Украины, европейской энергетической безопасности и общим климатическим целям»8, появился только вечером 21 июля1. В нём раскрывает-
1 Коваленко М., Дятел Т. В Конгрессе США прошёл трубораздел. Республиканцы требуют от Белого дома жёсткого подхода к «Северному потоку-2». Коммерсант. 22.05.2021. URL: https://www.kommersant.ru/doc/ 4825263?query=%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D0% BE%D1%82%D0%BE%D0%BA (дата обращения 16.08.2021).
2 Там же.
3 Кремль назвал требование к Украине из-за газотранспортной системы. РБК. 01.06.2021. URL: https://www.rbc.ru/politics/01/06/2021/60b64bcc9a794748e48a9199 (дата обращения 31.07.2021).
4 Statement by NSC Spokesperson Emily Horne on National Security Advisor Jake Sullivan's and Deputy National Security Advisor Daleep Singh's Meetings with German Counterparts. The White house. 02.06.2021. URL: https:// www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/06/02/statement-by-nsc-spokesperson-emily-horne-on-national-security-advisor-jake-sullivans-and-deputy-national-security-advisor-daleep-singhs-meetings-with-german-counterparts/ (дата обращения 31.07.2021).
5 Белянинов К. Саммит и санкции. Что в Вашингтоне хотят делать с Россией после встречи Байдена и Путина. BBC. 25.07.2021. URL: https://www.bbc.com/russian/news-57600121 (дата обращения 31.07.2021).
6 Государственный департамент каждые 90 дней предоставляет отчёт в Конгресс, содержащий на основе мониторинга рекомендации по принятию санкций в отношении СП-2. Очередной доклад планировался на вторую половину августа 2021 г.
7 Washington Declaration. The White house. 15.07.2021. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/07/15/washington-declaration/ (дата обращения 31.07.2021).
8 Joint Statement of the US and Germany on Support for Ukraine, European Energy Security, and our Climate Goals. Federal Foreign office. 21.07.2021. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/en/newsroom/news/joint-statement-usa-and-germany/2472084 (дата обращения 31.07.2021).
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №4
ся упомянутый в декларации пассаж об угрозе: США и Евросоюз готовы к совместному ответу «на агрессию и деструктивную деятельность России, включая российские попытки по использованию энергоресурсов в качестве оружия»2. В случае подобного поведения РФ и если она «продолжит агрессивные действия в отношении Украины», то Германия будет «добиваться принятия эффективных мер со стороны Европейского союза, вплоть до введения санкций в целях ограничения возможностей России по экспорту энергоресурсов в Европу, включая газ, а также принятия эффективных мер в других экономически важных отраслях»3. Особо подчёркивается, что таким образом будет обеспечено «неиспользование Россией трубопроводов, включая "Северный поток - 2" для достижения агрессивных политических целей» и как средство давления. Одноврéменно немецкая сторона в отношении СП-2 указала на свою приверженность «букве и духу Третьего энергопакета, чтобы обеспечить разделение и доступ третьих сторон, включая оценку рисков по сертификации оператора проекта для безопасности энергоснабжения ЕС», а также на обязательство использовать все доступные рычаги влияния, чтобы добиться продления соглашения о транзите газа между Украиной и Россией на срок до десяти лет и назначить для этой цели специального представителя. При этом США и ФРГ настаивали на том, чтобы переговоры начались не позднее 1 сентября4.
Несмотря на вызывающий для России характер германо-американского компромисса в отношении СП-2, включая ряд антироссийских положений совместного заявления, он был принят Кремлём. В.В. Путин в телефонном разговоре с позвонившей ему вечером 21 июля А. Меркель отметил «последовательную приверженность германской стороны реализации данного проекта, носящего исключительно коммерческий характер и направленного на укрепление энергобезопасности Германии и Евросоюза»5. Москва также указала на то, что переговоры о поставках газа относятся к компетенции хозяйствующих субъектов - «Газпрома» и «Нафта Украина». Глава российского монополиста А. Миллер 22 июля подтвердил готовность к продолжению газового транзита, исходя из экономической целесообразности и технического состояния украинской газотранспортной системы. Он заявил, что к главным целям СП-2 относятся обеспечение надёжности, стабильности и диверсификации поставок газа на рынок Евросоюза; снижение стоимости газа для конечных потребителей за счёт более короткого транспортного маршрута (по сравнению с украинским) от мест добычи до территории Германии; соблюдение современных экологических требований за счёт уменьшения количества компрессорных станций, что в разы сокращает выбросы СО2 по сравнению с поставками через украинскую ГТС6.
Немецкое политическое, экспертное и предпринимательское сообщества в целом положительно оценили договорённости Меркель и Байдена, которые, однако, не изменили позицию убеждённых противников проекта - в первую очередь представителей партии «Союз 90 / Зелёные», по-прежнему считающих, что он должен быть остановлен. Своё отрицательное отношение высказали журналисты ряда германских СМИ.
1 См. также: Белов В.Б. Договорённости Меркель и Байдена по СП-2 - принуждение к безальтернативному компромиссу. РСМД. 23.07.2021. URL: https://russiancouncil.ru/analvtics-and-comments/analytics/dogovoryennosti-merkel-i-baydena-po-sp-2-prinuzhdenie-k-bezalternativnomu-kompromissu/ (дата обращения 31.07.2021).
2 Joint Statement... Op. cit.
4 Ibid.
4 9 августа 2021 г. Дж. Байден назначил А. Хохштайна спецпосланником Госдепартамента по вопросам энергетики. Ему поручено курировать вопросы реализации американо-германских договорённостей по СП-2. По состоянию на середину августа 2021 г. немецкий спецпредставитель назначен не был.
5 Телефонный разговор с Федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель. Президент России. 21.07.2021. URL: http://kremiin.ru/events/president/news/66235 (дата обращения 31.07.2021)
6 «Газпром» готов транспортировать газ через Украину после 2024 года. Интерфакс. 22.07.2021. URL: https://www.interfax.ru/business/780261 (дата обращения 31.07.2021).
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №4
Ожидаемо резкая негативная реакция последовала из Киева и Варшавы. В тот же вечер 21 июля министры иностранных дел Украины и Польши Д. Кулеба и З. Рау опубликовали совместное заявление, в котором указали на то, что отказ от попыток остановить запуск газопровода «создал дополнительные политические, военные и энергетические угрозы для Украины и Центральной Европы в целом», а также увеличил «возможности России оказывать деструктивное влияние на безопасную ситуацию в Европе»1. По всей видимости, по их инициативе в начале августа был организован совместный протест группы парламентариев в составе председателя комитета по международным отношениям сената США Б. Менендеса и руководителей внешнеполитических комитетов парламентов Украины, Польши, Чехии, Литвы, Латвии, Эстонии, Великобритании и Ирландии. Его суть: СП-2 - это геополитический проект России, который представляет угрозу для национальной безопасности стран ЕС, Соединённых Штатов и Украины .
Несколько протестных акций организовали сенаторы-республиканцы - авторы санкци-онных поправок в оборонный бюджет США (П. Туми, Т. Круз и др.), которых поддержал ряд демократов. 17 августа 2021 г. Государственный департамент должен был предоставить Конгрессу доклад об очередных санкциях в отношении СП-2, обсуждение которого могло усилить протестный потенциал конгрессменов. Дж. Байдену и его администрации предстояло найти механизмы противостояния ему.
В свою очередь Берлину будет необходимо найти пути смягчения последствий негативной реакции Киева , Варшавы и их сторонников, выступающих против проекта. Для Украины и Польши договорённости А. Меркель и Дж. Байдена стали существенным ударом по их имиджу «последовательных борцов против агрессивного Кремля и его геополитического оружия». Обещанные им существенная помощь в энергетической трансформации экономик и защита от «российского газового оружия» не смогли компенсировать «боль политического поражения».
«Газпром» как драйвер газового ценообразования в Европе
В 2020 г. «Газпром» поставил в Европу 175 млрд м газа, средняя цена которого составила 134 долл. за 1 тыс. куб. м4. В декабре 2020 г. он планировал данный показатель для 2021 г. на уровне 170 долл. Вследствие холодной зимы 2021 г. произошло существенное сокращение запасов в подземных хранилищах газа (ПХГ). Одноврéменно в первой половине года стала быстро восстанавливаться экономика, выросли цены на выбросы СО2 и энергетический уголь, что вместе с летней жарой обусловило существенное увеличение спроса на газ. Ожидания трейдеров на внеплановый рост поставок со стороны «Газпрома» не оправдались. Следствием стал устойчивый рост спотовых и форвардных цен на газ, который ускорился после отказа российского монополиста от бронирования газотранспортных мощностей на 20212022 гг. на аукционах, проводимых Польшей и Украиной.
1 Стльна заява мшстра закордонних справ Украши Дмитра Кулеби та мшютра закордонних справ Польщi Зб^нева Рау щодо Швшчного потоку - 2. Мшютерство закордонних справ Украши 21.07.2021. URL: https://mfa. gov.ua/news/spilna-zayava-ministra-zakordonnih-sprav-ukrayini-dmitra-kulebi-ta-ministra-zakordonnih-sprav-polshchi -zbignyeva-rau-shchodo-pivnichnogo-potoku-2 (дата обращения 31.07.2021).
2 Basu Z. Menendez, 10 European foreign affairs committee chairs condemn Nord Stream 2 deal. 02.08.2021. URL: https://www.axios.com/menendez-nord-stream-russia-ukraine-europe-abeef1ff-1d75-4014-9a30-8if957bb8a06.html (дата обращения 10.08.2021).
20 августа 2021 г. А. Меркель была намерена посетить Москву, а 22 августа - Киев, чтобы встретиться соответственно с В.В. Путиным и затем с В. Зеленским. Украинский президент в конце того же месяца планировал визит в США.
4 Глава Segezha оценил доходы от продажи углеродных квот в Р5 млрд в год. РБК. 23.06.2021. URL: https://www.rbc.ru/business/23/06/2021/60d30a369a7947327054d94c (дата обращения 31.07.2021).
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №4
Поступающие в Европу объёмы российского газа в 2021 г. в основном направлялись на текущее потребление, в связи с чем уровень заполненности ПХГ рос крайне медленно, что поддерживало тенденцию к повышению газовых цен1. Немецкие эксперты задолго до встречи Дж. Байдена и А. Меркель стали обвинять «Газпром» в сдерживании поставок в европейские ПХГ2 и текущих продажах хранящегося в них газа с целью оказания давления на германского регулятора. Федеральному сетевому агентству во второй половине 2021 г. предстояло принять решение в отношении статуса Nord Stream 2 AG. 11 июня его руководство подало заявку на получение прав независимого оператора СП-2, что могло позволить вывести его из-под действия Третьего пакета и в будущем полностью загрузить третью и четвёртую морские нитки газопровода.
* * *
Германо-американские договорённости, зафиксированные в июльском Совместном заявлении, существенно снизили риски продолжения санкционного давления США на «СП-2», которое могло отодвинуть коммерческий запуск проекта на неопределённый срок, но не устранили их. Против проекта по-прежнему активно выступает группа американских сенаторов, а также руководство Украины и Польши, поддерживаемые рядом европейских государств.
Достигнутый германо-американский компромисс был принят российскими властями и руководством «Газпрома», подтвердившим готовность начать переговоры об условиях газового транзита через украинскую ГТС после 2024 г. Для Москвы было важно, чтобы они начались до формирования по итогам сентябрьских выборов в бундестаг нового коалиционного правительства Германии, и чтобы осенью закончились все строительные, пусконаладочные, сертификационные и прочие работы, позволяющие приступить к коммерческой эксплуатации третьей и четвёртой ниток морского газопровода.
Не менее важным был вопрос о признании немецким регулятором статуса компании Nord Stream 2 AG как независимого оператора и его подтверждение Брюсселем. С учётом жёсткого противодействия со стороны Варшавы шансы на положительное решение были относительно невелики. Сдерживание «Газпромом» дополнительных поставок газа через ГТС Польши и Украины, несмотря на выполнение им всех своих экспортных обязательств перед европейскими партнёрами, вызвало критическую реакцию в Берлине и других столицах государств Евросоюза, оценивших такую политику как «открытое давление» с целью снятия ограничений с СП-2.
Очевидно, что в случае развития негативного для российской стороны сценария и сохранения Брюсселем ограничений для обоих потоков (что по состоянию на август 2021 г. было наиболее вероятно) «Газпрому» предстоит продолжить поиск путей реформирования модели управления своими морскими и наземными газотрубопроводами в Балтийском море. Без этого с высокой долей вероятности их загрузка будет ограничена наполовину.
1 11 августа 2021 г. стоимость сентябрьского фьючерса на газовом хабе TTF в Нидерландах приблизилась к 570 долл. за 1 тыс. кубометров. См.: Биржевые цены на газ в Европе побили очередной рекорд. РБК. 11.08.2021. URL: httos://www.rbc.m/economics/11/08/2021/611403d09a79479b8df791ef (дата обращения 31.07.2021).
2 К осенне-зимнему периоду 2020-2021 гг. собственные мощности «Газпрома» по хранению газа в Европе составили около 8,6 млрд куб. м. В основном речь шла о ПХГ в Германии («Йемгум», «Катарина», «Реден», «Эт-цель»), Австрии («Хайдах») и Нидерландах («Бергермеер»). См.: Подземные хранилища газа. Газпром. URL: https://www.gazprom.ru/about/production/underground-storage/ (дата обращения 31.07.2021).
Список литературы
Белов В.Б. Договорённости Меркель и Байдена по СП-2 - принуждение к безальтернативному компромиссу. РСМД. 23.07.2021. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ analytics/dogovoryennosti-merkel-i-baydena-po-sp-2-prinuzhdenie-k-bezalternativnomu-kompromissu/ (дата обращения 12.08.2021).
Белов В.Б. Кооперация с РФ в энергетике: «Северный поток - 2» и сфера водорода // Германия. 2020 / отв. ред. В.Б. Белов. М.: ИЕ РАН, 2021. С. 156-179. DOI: 10.15211/report12021_379
Белов В.Б. Проект «Северный поток - 2» - шансы и риски реализации // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2018. №3. DOI: 10.15211/vestnikieran320187480
Жизнин С. З., Тимохов В. М. Экономические и геополитические аспекты «Северного потока - 2» // Балтийский регион. 2019. Т. 11. №3. С. 25-42. DOI: 10.5922/2079-8555-2019-3-2
Кавешников Н. Разногласия вокруг «Северного потока - 2»: политика превыше всего? РСМД. 30.07.2017. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/raznoglasiya-vokrug-severnogo-potoka-2-politika-prevyshe-vsego/ (дата обращения 12.08.2021).
Лебедев А.С. Санкции против «Северного потока - 2». Экономические последствия // Современная Европа. 2020. №5. С. 173-181 DOI: 10.15211/soveurope52020173181
Юшков И.В. Борьба за «Северный поток-2»: интересы игроков. РСМД. 25.06.2018. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/borba-za-severnyy-potok-2-interesy-igrokov/ (дата обращения 12.08.2021).
References
Baunov, A. (2021). Why Everyone's a Winner in the Nord Stream 2 Deal. July 29, 2021. Available at: https://carnegie.ru/commentary/85053 (accessed 13.08.2021). (In Russian).
Belov, V.B. (2018). Proyekt «Severnyy potok - 2» - shansy i riski realizatsii [The Nord Stream 2 Project - Opportunities and Risks of Implementation]. Nauchno-analiticheskiy Vestnik IE RAN [Scientific and Analytical Herald of the IE RAS], 3. P. 74-80. (In Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran320187480
Belov, V.B. (2021). Dogovoronnosti Merkel' i Baydena po SP-2 — prinuzhdeniye k bezal'terna-tivnomu kompromissu [The agreements between Merkel and Biden on the SP-2 - forcing an uncontested compromise]. RIAC. July 23, 2021. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/dogovoryennosti-merkel-i-baydena-po-sp-2-prinuzhdenie-k-bezalternativnomu-kompromissu/ (accessed 13.08.2021). (In Russian).
Belov, V.B. (2021). Kooperatsiya sRFv energetike: «Severnyy potok - 2» i sfera vodoroda [Cooperation with the Russian Federation in the Energy Sector: Nord Stream 2 and the Hydrogen Sphere]. In: Belov V.B. (ed.) Germaniya. 2020 [Germany. 2020]. Moscow: IE RAS. P. 156-179. (In Russian). DOI: 10.15211/report12021_379
Joint Statement of the US and Germany on Support for Ukraine. European Energy Security, and our Climate Goals. July 21, 2021. Available at: https://www.auswaertiges-amt.de/en/newsroom/news/joint-statement-usa-and-germany/2472084 (accessed 12.08.2021).
Kaveshnikov, N. (2017). Raznoglasiya vokrug «Severnogo potoka — 2»: politika prevyshe vsego? [Disagreements around Nord Stream 2: Politics Above All?]. RIAC. July 30, 2017. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/raznoglasiya-vokrug-severnogo-potoka-2-politika-prevyshe-vsego/ (accessed 12.08.2021). (In Russian).
Lebedev, A.S. (2020). Sanktsii protiv «Severnogo potoka - 2». Ekonomicheskiye posledstviya [Sanctions against Nord Stream 2. Economic consequences]. Sovremennaya Evropa [Contemporary
Europe]. 5. P. 173-181 (In Russian). DOI: 10.15211/soveurope52020173181
Meister, S. (2019). Nord Stream 2: The Dead-End of Germany's Ostpolitik. DGAP. February 20, 2019. Available at: https://dgap.org/de/node/32195.
Shagina, M., Westphal, K. (2021). Nord Stream 2 and the Energy Security Dilemma. SWP. July 28, 2021. DOI: 10.18449/2021C46
Westphal, K. (2021). Nord Stream 2 - Germany's Dilemma. SWP. April 30, 2021. DOI: 10.18449/2021C32
Westphal, K., Pastukhova, M., Pepe, J.M. (2020). Nord Stream 2: Leverage Against Russia? Point of View. September 14, 2020. Available at: https://www.swp-berlin.org/en/publication/nord-stream-2-leverage-against-russia (accessed 13.08.2021).
Wetten, J. (2021). Gas pipeline Nord Stream 2 links Germany to Russia, but splits Europe. July 16, 2021. Available at: https://www.cleanenergywire.org/factsheets/gas-pipeline-nord-stream-2-links-germany-russia-splits-europe (accessed 13.08.2021).
Yushkov, I. (2018). Bor'ba za «Severnyy potok-2»: interesy igrokov [Struggle for «Nord Stream-2»: the interests of the players]. RIAC. June 25, 2018. Available at: https://russiancouncil.ru /analytics-and-comments/analytics/borba-za-severnyy-potok-2-interesy-igrokov/ (accessed 13.08. 2021).
Zhiznin, S.Z., Timokhov, V. M. (2019). Ekonomicheskiye i geopoliticheskiye aspekty «Se-vernogo potoka - 2» [Economic and geopolitical aspects of Nord Stream]. Baltiyskiy region [Baltic Region]. Vol. 11, №3. P. 25-42. (In Russian). DOI: 10.5922/2079-8555-2019-3-2
Prospects for the Nord Stream 2 Gas Pipeline
Author. Vladislav Belov, Candidate of Sciences (Economics), Leading Scientific Researcher, Deputy Director, Head of the Department for Countries Studies, Head of the Center for German Studies of Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-5096-193X
Abstract. In mid-July 2021, American-German talks were held in Washington, within the framework of which J. Biden and A. Merkel discussed the prospects for the Nord Stream 2 gas pipeline (NS-2). This project under President D. Trump became one of the conflicting factors that significantly worsened relations between the United States and Germany. On July 21, a joint statement by the President and the Bundeskanzlerin was published, containing a description of the conditions for the commercial launch of NS-2. The article analyzes the changes in the position of the new American administration regarding the NS-2, the agreements reached in July on the operating conditions for the new gas pipeline, its significance for Berlin's relations with Washington, Moscow, Kiev and Warsaw. Considering the results of the negotiations as a compromise between the United States and the Federal Republic of Germany with ambiguous consequences for Russia, the author concludes that a number of risks remain for the project - the operator of the SP-2 and its owner, Gazprom, during the commercial launch and subsequent operation of the offshore and onshore sections of the gas pipeline, will have to continue to resist the resistance of its opponents in the USA, Germany and several other EU countries.
Key words: Germany, FRG, European Union, USA, Russia, RF, Ukraine, Poland, energy security, gas transit, Nord Stream 2 gas pipeline.
DOI: http://dx.doi.org/ 10.15211/vestnikieran420216371