ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
УДК 94(430)87 ГОС 94(430)87
ББК 63.3(0)64 ЬБС 63.3(0)64
Б0! 10.22405/27128407_2021_1_55
СОТРУДНИЧЕСТВО ФРГ И США В НАТО: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Ю. В. Родович
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
(г. Тула, Россия)
Аннотация. В статье рассматривается участие Соединенных Штатов Америки в вовлечении Западной Германии в Североатлантический союз, история взаимодействия США и ФРГ в НАТО с 1955 г. до настоящего времени. На протяжении почти всего этого периода во взаимоотношениях партнеров по блоку проявлялось стремление к сотрудничеству, однако нередко возникали и противоречия. После объединения Германии немецкие войска стали участвовать в военных акциях Альянса. Берлин проявлял относительную самостоятельность при проведении внешней политики. Он переориентировал структуры, финансирование, оснащение и организацию вооруженных сил с обороны на борьбу с кризисами за пределами зоны ответственности НАТО. Но суверенитет ФРГ ограничен в силу размещения на ее территории американских военных объектов, включая ядерное оружие. В ходе украинского кризиса, способствовавшего реанимации Североатлантического блока, США, по всей видимости, осознали необходимость более тесных связей с Германией при решении проблем вокруг государств Восточной Европы и России, а также учета интересов ФРГ в отношении этих стран. Попытки президента Д. Трампа переложить чрезмерную финансовую нагрузку США в НАТО на европейских участников блока не совпадали с интересами ФРГ. Поэтому действуя в рамках проекта PESCO, страна стремилась обеспечить свою безопасность, не только в рамках НАТО, но и Европейского союза, не исключая возможности создания европейской армии. Однако это не означает отказа Германии от военно-политического сотрудничества с США в Североатлантическом блоке, особенно после смены президентской администрации в Вашингтоне.
Ключевые слова: Германия, США, трансатлантические отношения, НАТО. Европейский союз.
COOPERATION OF GERMANY AND THE UNITED STATES IN NATO: HISTORY, CHALLENGES, PROSPECTS
Yu. V. Rodovich
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia)
Abstract. The article examines the participation of the United States of America in the involvement of West Germany in the North Atlantic Treaty Organization, the history of mutual action of the United States and Germany in NATO since 1955 up to the present day. During almost all of this period, the relations between the partners in the bloc showed a desire for cooperation, but sometimes there were contradictions. After the unification of Germany, German troops began to participate in the military actions of the Alliance. Berlin was relatively independent in its foreign policy. He refocused the structures, funding, equipment, and organization of the armed forces from defense to dealing with crises outside the NATO area of responsibility. Although the sovereignty of Germany is limited due to the
deployment of American military facilities, including nuclear weapons, on its territory. During the Ukrainian crisis, which contributed to the resuscitation of the North Atlantic bloc, the United States, apparently, realized the need for closer ties with Germany in solving problems around the states of Eastern Europe and Russia, as well as taking into account the interests of Germany in relation to these countries. Attempts by President D. Trump's move to shift the excessive financial burden of the US in NATO to the European members of the bloc did not coincide with the interests of Germany. Therefore, acting within the framework of the PESCO project, the country sought to ensure its security, not only within the framework of NATO, but also the European Union, without excluding the possibility of creating European army. However, this does not mean that Germany will abandon military-political cooperation with the United States in the North Atlantic bloc, especially after the change of the presidential administration in Washington.
Keywords: Germany, United States, transatlantic relations, NATO, European Union.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что отношения между Германией и Соединенными Штатами Америки в рамках НАТО являются важнейшим компонентом евроатлантических отношений, которые, в свою очередь, оказывают существенное влияние на обстановку в Европе и во всем мире. В изучении политики ФРГ в Североатлантическом союзе и ее военно-политического сотрудничества с США был создан значительный задел. Существенный вклад в разработку проблемы внесли отечественные исследователи Л. Г. Истягин [5], Н. В. Павлов [14], Н. К. Глазунов [3], К. Н. Михайлин [12], Ф. О. Трунов [15; 16], О. Г. Лекаренко [9]. Следует отметить также труды зарубежных ученых - германских (В. фон Бредов [19], Й. Фарвик [29]), британских (А. Хаид-Прайс [24]) и другие исследователей. Краткий анализ трансатлантических отношений в 2017 - 2020 гг. содержится в работе ученого из ФРГ В. Рихтера [25] Однако в настоящее время появляются новые материалы, позволяющие дополнить некоторые сюжеты о взаимоотношениях ФРГ и США в рамках НАТО на протяжении нескольких десятилетий. Изменяется и ситуация в евроатлантическом регионе. Поэтому автор поставил целью своей статьи исследование как истории военно-стратегического взаимодействия двух государств в НАТО, так и их взаимодействия в военно-политической сфере в рамках этой организации в самом конце второго десятилетия XXI в., а также определить перспективы развития германо-американских отношений в Североатлантическом союзе.
Инициатором вовлечения Федеративной Республики Германия в Североатлантический альянс явились Соединенные Штаты Америки, Целью США было превратить страну в форпост НАТО в Европе, направив ее политику в сфере обороны на противоборство с СССР. 16 сентября 1954 года госсекретарь США А. Даллес прибыл в Европу. Обойдя Париж, опасавшийся ремилитаризации ФРГ, он посетил столицы более надежных партнеров - Бонн и Лондон. Позже, на Лондонском совещании США, Англии, Франции, Западной Германии, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и Канады 28 сентября - 3 октября 1954 г. обсуждался вопрос о статусе ФРГ. Было решено отменить оккупационный режим и привлечь Западную Германию «на основе равенства» к военным усилиям Запада. 22 октября 1954 г. состоялась встреча министров иностранных дел и обороны стран-членов НАТО. В частности, совещание было созвано для утверждения договоренностей, направленных на достижение «полной ассоциации Федеративной Республики Германии с Западом, и германского оборонного вклада» [22]. 23 октября 1954 г. были подписаны Парижские соглашения о вступлении ФРГ в НАТО, а также в Западноевропейский союз [23]. В нарушение Ялтинских и Потсдамских соглашений 1945 г. в Западной Германии воссоздавались вооруженные силы (бундесвер) численностью почти 500 тыс. человек, включавшие сухопутные силы, 12 моторизованных и танковых дивизий, авиацию с самолетным парком 1350 самолетов и военные штабы. Германии запрещалось, однако, иметь собственное оружие массового поражения. Непосредственную работу по
формированию армии возглавил генерал-лейтенант А. Хойзингер. Бундесвер рассматривался США в качестве основной силы в НАТО, способной «сдерживать» потенциального противника (прежде всего, войска Германской Демократической Республики, а также расположенные на территории ГДР советские войска). Чтобы завуалировать ремилитаризацию ФРГ, уже при первом ее канцлере К. Аденауэре, использовалась «ширма» растворения бундесвера в военных структурах НАТО, а также Западноевропейского союза. Немецкое военное соединение впервые вошло в НАТО в 1957 г. Военно-воздушные силы ФРГстали участвовать в объединенной системе противовоздушной обороны НАТО, выполняя задачу «сдерживания» советского флота в Балтийском море. С 1957 г. по 1963 г. командующим Объединёнными сухопутными войсками НАТО в Центральной Европе был немецкий генерал Х. Шпейдель. На протяжении четырех лет пост заместителя начальника штаба командования Объединёнными силами Альянса в Северной Европе занимал Ф. Гуггенбергер, бывший подводник военно-морского флота нацистской Германии.
В период с 1955 по 1960 гг. отношения ФРГ и НАТО были омрачены кризисом, связанным с размещением оружия массового поражения под контролем США на ее территории, а также сменой стратегии США по отношению к обычным вооружениям [1].
Со времени вступления Западной Германии в Североатлантический блок в мае 1955 г. и до начала 1990-х гг. безопасность ФРГ формально гарантировалась силами этого блока, но фактически Соединенными Штатами. Однако при этом ФРГ оказывалась под американским контролем. На ее территории оставались войска трех западных держав. Вместе с тем, с помощью США, прежде всего после реализации «плана Маршалла» (1948 - 1952 гг.), Западная Германии сравнительно быстро смогла преодолеть тяжелые последствия Второй мировой войны, осуществить «экономическое чудо» и стать процветающим государством. В этих условиях ФРГ, чтобы повысить свой статус в Североатлантическом союзе, наращивала свою военную мощь, частично закупая военную технику у США, в частности, танки «М-47» и «М-48». Позже, в 1966 г. на вооружение армии был принят основной боевой танк «Леопард-1» собственного производства. После того как бундестаг в марте 1958 года (задним числом) санкционировал размещение атомного оружия на территории ФРГ, ее руководство стремилось приобщиться к планам США по созданию «многосторонних ядерных сил» НАТО путем предоставления в распоряжение верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами Альянса в Европе атомных подводных лодок с ракетами средней дальности. Эти планы, разрабатываемые в США с конца 1960 г., однако, не были реализованы после испытаний в КНР в октябре 1964 г. ядерного оружия, а также из-за позиции президента Франции Ш. де Голля, стремящегося к независимости от военных структур НАТО. Очевидно, сказалось и коллективное заявление стран - членов Организации Варшавского Договора от 20 января 1965 г., в котором подчеркивалось, что в случае создания многосторонних ядерных сил с участием ФРГ эти страны будут вынуждены принять необходимые защитные меры [8, с. 76-80]. В конце 1964 г. по инициативе Великобритании был выдвинут план создания «европейских ядерных сил» НАТО, причем на ФРГ возлагалось участие в финансировании этого плана. В США поощрялось обсуждение различных вариантов создания коллективных ядерных сил, но не приветствовалось принятие каких-либо конкретных решений по данной проблеме. Вашингтон стал переключать интерес ФРГ и других партнеров по Альянсу в сторону «ядерного планирования НАТО» [9, с. 111113].
Совместные американо-западногерманские военные учения и тесное сотрудничество позволили армиям двух стран перенимать друг у дрга военную стратегию и тактику.
Взаимодействуя с США в рамках блока и на двусторонней основе, ФРГ, тем не менее, проявила известную самостоятельность. Так канцер К. Аденауэр вплоть до постройки «Берлинской стены» в 1961 г. противился размещению на территории страны американского ядерного оружия, а канцлер Л. Эрхард отказался направить в 1965 г. свои войска во Вьетнам, как того требовали США.
В условиях резкого обострения международной обстановки на рубеже 1970 -1980-х гг. 12 декабря 1979 г. было принято т. н. «двойное решение» НАТО: вести американо-советские переговоры об ограничении ракет средней дальности двух стран, а в случае неудачи этих переговоров «довооружаться», т.е. размещать ракеты США в ряде стран Западной Европы. После того, как бундестагом ФРГ 22 ноября 1983 г. принял решение о готовности принять на территории страны американские ядерные ракеты СССР покинул стол переговоров. Началось размещение в Западной Европе ядерных ракет средней дальности («Першинг-2» и крылатых ракет) с коротким подлетным временем, причем всех 108 ракет «Першинг-2» - в ФРГ. В ответ Советским Союзом на территории ГДР и Чехословакии были размещены оперативно-тактические ракеты повышенной дальности. Человечество оказалось перед угрозой ядерной войны. Только после позитивных перемен в развитии отношений СССР с США и другими западными государствами во второй половине 1980-гг. стало возможным решить проблему «евроракет». Советско-американские переговоры с подключением к ним западногерманской стороны завершились подписанием 8 декабря 1987 г. Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, что наряду с другими договорами и соглашениями способствовало значительному снижению международной напряженности.
В 1988 г. на пост генерального секретаря НАТО был избран министр обороны ФРГ М.Вернер, который в своей военно-политической деятельности занимал антисоветские и антикоммунистические позиции. Он также выступал за жесткий курс на переговорах Запада с Советским Союзом [1].
Однако, учитывая изменившуюся обстановку в Европе и мире в целом, в 1989 г. Германия отказалось от проведения ядерных манёвров на своей территории по требованию США. Тогда Вашингтон предложил НАТО провести учебные бомбардировки г. Лейпцига ядерными боеголовками - симулировать нападение Советского Союза на ФРГ. Но статс-секретарь министерства обороны В. Виммер категорически отказал США в проведении подобных манёвров. Манёвры не состоялись, США были раздражены и пожаловались Г. Колю. Тем не менее, канцлер оставил всё без изменений [13].
После окончания «холодной войны» ФРГ перестала быть «прифронтовым государством». Став после объединения Германии в 1990 г. великой державой, она стала по-новому осмысливать свою роль в меняющемся мире, искать ответы на новые вызовы и риски, связанные с международным терроризмом, межэтническими конфликтами, экологическими проблемами и т.д. Она заняла лидирующие позиции в созданном в 1992 г. Европейском союзе (ЕС). В Берлине была поставлена задача формирования Евросоюзом Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ) - для создания, сбалансированного «евро-американского партнерства». В интересах укрепления безопасности по периметру своих границ, а также по экономическим соображениям ФРГ поддержала вовлечение стран Центрально-Восточной Европы в НАТО и ЕС. Германия продемонстрировала атлантическую солидарность, участвуя силами своих 16 самолетов в военной операции НАТО «Союзная сила» против Союзной Республики Югославии в марте-июне 1999 г., а затем в действиях западной «антиталибской» коалиции в Афганистане. В Боснии, Косово и Афганистане было задействовано около 10 тыс. немецких военнослужащих, выполнявших, главным образом, миротворческие функции. В то же время в немецком обществе нарастало критическое отношение к вопросу об использовании военной силы для разрешения региональных конфликтов, тем более, что в соответствии с «доктриной Буша», отраженной в опубликованной в сентябре 2002 г. «Стратегии национальной безопасности
США», предусматривалась возможность нанесения упреждающих ударов против террористов. Отказ правительства Г. Шредера поддержать военную акцию Соединенных Штатов Америки в Ирак в 2003 г. означал проявление первого серьезного кризиса в отношениях между ФРГ и США. Была продемонстрирована возросшая политическая самостоятельность Германии. В феврале 2005 г. канцлер ФРГ Г. Шрёдер на Мюнхенской конференции по безопасности поставил под сомнение роль НАТО в качестве структуры для координации между трансатлантическими партнерами «стратегического видения» [2, с. 282], хотя это заявление было обусловлено, скорее всего, соображениями предвыборной борьбы. В силу приверженности ФРГ традициям атлантизма, имевшиеся в двусторонних отношениях разногласия удалось преодолеть. С приходом к власти правительства А. Меркель в Коалиционном договоре партий ХДС/ХСС и СДПГ была отмечена роль НАТО в качестве центральной площадки трансатлантического диалога в области безопасности, координации действий по стратегическим вопросам [2, с. 283]. Руководству ФРГ пришлось учитывать и проамериканскую политику стран Центрально-Восточной Европы, вступивших в альянс в 1999 и 2004 гг. Тем не менее, Берлину проявлял самостоятельность при проведении внешней политики. Он переориентировал структуры, финансирование, оснащение и организацию бундесвера с обороны на борьбу с кризисами за пределами зоны ответственности НАТО, что нашло отражение в «Директиве по оборонной политике» 2003 г. и «Концепции бундесвера» 2004 г., наконец, в «Белой книге» 2006 г. [12, с. 202]. В первые годы президентства Б. Обамы трансатлантическая политика Вашингтона была несколько смещена в сторону активизации взаимодействия США с Европейским союзом. Германия активно участвовала в борьбе с международным терроризмом в районах Ближнего Востока, Сахары, Африканского Рога независимо от США и НАТО. ФРГ воздержалась при голосовании в ООН о применении военной силы и не участвовала в военной операции НАТО в Ливии в 2011 г.; придерживалась более умеренной позиции по Сирии и роли России в сирийском урегулировании, по сравнению с Вашингтоном; Германия, как и Франция, отвергла отстаиваемую США идею придания Североатлантическому союзу глобального характера и выступили против предоставления Украины и Грузии Плана действий по членству в НАТО.
Однако под воздействием событий на Украине в 2013 - 2014 гг. и воссоединения Крыма с Россией ситуация изменилась. Реакцией США и НАТО на эти события стала реанимация Североатлантического блока, возросло значение военно-политического аспекта трансатлантического партнерства ФРГ.
Впервые за четверть века усилилось военное присутствие Соединенных Штатов на немецкой земле, на что германское руководство дало согласие. Чем можно объяснить такую позицию Берлина? Во-первых, эти меры усиливали потенциал войск бундесвера, предназначенных для решения задач территориальной обороны, после значительного сокращения их состава в начале 1990-х гг. Во-вторых, Германия старалась «компенсировать» недостаточные темпы роста военных расходов и численности своих войск [16, с. 157].
В ходе украинского кризиса США, по всей видимости, осознали необходимость более тесных связей с Германией при решении проблем вокруг государств Восточной Европы и России, а также учета интересов ФРГ в отношении этих стран. В апреле 2014 г. гражданское и военное сотрудничество с Россией в рамках Совета Россия -НАТО, образованного в мае 2002 г., было приостановлено, за что выступили и США, и ФРГ. Между евроатлантическими партнерами наблюдалось своего рода «разделение труда: США стремись активизировать развертывание войск и инфраструктур Североатлантического блока вдоль границ России, а Германия нацеливала ЕС на использование против РФ экономических санкций, не отказываясь при этом от двусторонних отношений с ней в сфере экономики.
Но способствующие сплочению ФРГ и США в рамках трансатлантического союза украинские события не смогли скрыть определенных трений между Берлином и
Вашингтоном. В октябре 2013 г. стало известно о просушивании американскими спецслужбами телефонных разговоров политиков Германии, в том числе А. Меркель, что вызвало возмущение последней. Из Берлина был выслан официальный представитель ЦРУ, а в июле 2014 г. было до минимума сокращено сотрудничество между разведками ФРГ и США [20]. В дальнейшем следственный комитет бундестага ФРГ выявил факт участия германской разведслужбы БНД в отслеживании контактов политиков и бизнесменов и передачи полученной информации американским коллегам, что привело к отставке главы БНД. Между двумя странами проявились разногласия в вопросах урегулирования украинского кризиса, прежде всего касающихся использования военной силы. Выступавшая от имени Евросоюза А Меркель 9 февраля 2015 г. на встрече с Б. Обамой выступила против намерений США начать поставлять на Украину летальное оружие. Глава Белого дома был вынужден прислушаться к мнению своего партнера [10].
Американская администрация не стала чинить препятствия подписанию в феврале 2015 г. лидерами России, Украины, Германии и Франции Минских соглашений с целью урегулирования кризиса и даже заявила, что приветствует заключение этих соглашений [6].
Что касается А. Меркель, то она старалась избегать новых трений с США, неизменно подчеркивая важность трансатлантического партнерства для Германии.
Ей приходилось считаться с традициями «атлантической солидарности», настроениями политической и военной элиты страны, позицией руководства НАТО, ограничением ее суверенитета, что связано с необходимостью соблюдать дисциплину в рамках НАТО, с размещением на территории ФРГ пяти из семи американских гарнизонов в Европе (два других находятся в Италии и Бельгии). Штаб-квартира армии США находилась в Висбадене, штаб Сил морской пехоты США - в городке Беблин-гене. Американские авиабазы расположены в Рамштайне и Шпангдалеме. При этом на авиабазе бундесвера в Бюхеле хранилось до 20 американских ядерных боеголовок. Кроме того, авиабаза Рамштайн использовалась в качестве центра управления беспилотниками, задействованными на Ближнем Востоке. В Германии в 2019 г. находилось около 34,5 тыс. американских солдат (в последствии Д. Трампом было решено их число уменьшить до 25 тыс.). За 2012 - 2019 гг. Германия потратила более 760 млн. евро на содержание американского военного контингента в ФРГ. На долю США приходились почти все ассигнования ФРГ на военное строительство для стран-партнеров по НАТО. Однако, как заявила посол ФРГ в США Э. Хабер, войска США «находятся в ФРГ не для того, чтобы защищать Германию. Они там для того, чтобы защищать трансатлантическую безопасность» [17].
Вовлечение Германии Вашингтоном в планы использования ядерного оружия в Европе в случае их реализации может поставить страну под смертельный удар. Но по представлениям министерства обороны ФРГ, возможность применения американских атомных бомб, хранящихся в Германии, должна быть обеспечена без проблем. Истребители-бомбардировщики «Торнадо», предназначенные для выполнения этой задачи, тем не менее, должны быть заменены новыми самолетами, способными доставлять ядерное оружие. Приверженность ФРГ участию в «ядерном сдерживании» глубоко укоренилась в некоторых ее военно-политических кругах. Федеративная Республика, территория которой во времена противостояния Восток - Запад была возможным полем войны, по словам немецкого исследователя П. Рудольфа, «имела существенный интерес к влиянию на ядерное планирование НАТО, определенное США, как бы оно ни было ограничено. Однако привилегированная по сравнению с другими государствами, не имеющими ядерного оружия, роль, которую Германия имела в ядерном планировании НАТО во время конфликта Восток - Запад, ушла в прошлое. Однако привилегированная по сравнению с другими государствами, не имеющими ядерного оружия, роль, которую Германия имела в ядерном планировании НАТО во время конфликта Восток - Запад, как считает ученый, ушла в прошлое [26].
Наблюдается снижение доверия среди граждан ФРГ к Североатлантическому союзу как к гаранту их безопасности падать: если в 2009 г. Североатлантическому альянсу доверяли 73% опрошенных немцев, то в 2015 г. - только 55% [28].
После победы на президентских выборах в США представителя республиканской партии Д. Трампа в ноябре 2016 г. и вступления его января 2017 г. в Белый дом по большинству направлений взаимодействия Германии и США наблюдалось ослабление евроатлантических связей. Руководство ряда государств-членов НАТО были недовольны предвыборным высказыванием президента, который в своем интервью изданию «Нью-Йорк Таймс» усомнился в том, что станет автоматически продлевать гарантии безопасности, которые обеспечивают 28 членам Организации Североатлантического договора уверенность в том, что в случае нападения они получат военную поддержку США [27].
Заняв президентский пост, Д. Трамп скорректировал свою позицию. Он заявил о своей приверженности НАТО, но стал связывать активное участие США в организации с необходимостью увеличения всеми государствами-членами блока удельного веса военных расходов в объеме национальных ВВП, поскольку только США и Великобритания несли на себе военную финансовую нагрузку в союзе. На первой встрече с А. Меркель 17 марта 2017 г. Д. Трамп, не возражая против практической значимости НАТО, стал использовать Альянс для оказания давления на ФРГ, призвав Германию увеличить расходы на оборону на 2%, исходя из объема ВВП [16, с. 150]. Американский президент выставил ФРГ также счет в размере 370 мрд. долл. за помощь, которую США ранее оказали Германии в деле обеспечения ее обороны [15, с. 120]. Трамп пересмотрел позиции, согласованные прежде руководителями США с союзниками по НАТО по проблемам Ближнего и Среднего Востока, а также по проблемам ядерных вооружений. Так Вашингтон признал Иерусалим столицей Израиля (6 декабря
2017 г.), объявил о выходе Соединены Штатов Америки из подписанного в 2015 г. Ираном и пятью государствами-членами Совета Безопасности ООН4 а также Германией. Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе (8 мая
2018 г.), а затем из имеющего стратегическое значение Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, заключенного между СССР и США 8 декабря 1987 г. (2 августа 2019 г.). В августе и сентябре 2019 г. США провели испытания новейшей модификации крылатой ракеты «Томагавк» с запрещенной договором дальностью полета и прототипа новой баллистической ракеты наземного базирования средней дальности. 22 ноября 2020 г. завершился процесс выхода США из Договора по открытому небу, позволяющего его участникам совершать облеты территорий друг друга для наблюдения за военной деятельностью [7]. Под угрозой оказался и Договор между Россией и США о мерах по дальнейшему сокращению и сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-Ш) от 8 апреля 2010 г., срок которого истекал в феврале 2021 г. Реакция ФРГ на эти действия была достаточно сбалансированной. ФРГ увеличила военные ассигнования на 2017 - 2018 гг. на 4 - 6 млрд. долл. С 2017 г. начался рост численности бундесвера. На Брюссельском саммите НАТО (11 - 12 июля 2018 г.) было согласовано решение о создании двух новых логистических командований, основной задачей которых будет обеспечение ускоренной переброски войск на Европейском театре военных действий и подкреплений из США через Атлантику в случае войны [4, с. 6]. Германия взяла не себя ответственность за комплектование Сил быстрого реагирования НАТО, причем раньше срока, не с 2021 г, а с 2019 г.
В то же время на Брюссельском саммите Альянса возглавляемая А. Меркель делегация, заранее согласовав свои позиции с Францией, Нидерландами, Литвой и некоторыми другими государствами, выступила против новой инициативы Д. Трампа об увеличении военных расходов стран-участниц блока с 2 до 4% от ВВП. Не помогла попытка президента США оказать давление на ФРГ, заявившего накануне многосторонней встречи о возможности сокращения американского воинского контингента с территории страны. А еще раньше министр обороны ФРГ У. фон дер Ляйен отвергла
саму возможность обсуждения вопроса о выплате ФРГ 370 млрд. долл. по счету, предъявленному президентом Соединенных Штатов Америки [15, с. 120-123].
Со второй половины 2016 г. Германия и Франция стали активно выступать за более тесное военное сотрудничество в рамках Европейского союза и создание единой европейской армии. В декабре 2017 г. на заседании Совета Европейского союза в Брюсселе была подписана программа Постоянного структурированного сотрудничества (PESCO) (Europaische Union-Staaten melden PESCO [21]. Реализация проекта PESCO позволяет ФРГ совместно с Францией и другими ближайшими партнерами осуществлять военно-политические акции за пределами НАТО, производить продукцию военного назначения без США, а также обеспечить переподчинение части германских военных контингентов Евросоюзу. ФРГ сделала первый шаг к уменьшению зависимости от НАТО и США в области обороны, создавая в рамках ЕС механизм продвижения своих национальных интересов. Однако достигнутые соглашения не означали отказа ФРГ от стремления к обеспечению ее безопасности силами Североатлантического блока, а должны лишь дополнять мероприятия, принимаемые в рамках Альянса.
Германия стала стремиться повысить свою роль не только в рамках ЕС, но и в НАТО, изменить там военный баланс по отношению к США. Чтобы подтвердить свою роль как европейского лидера и окончательно возвратить политическую субъектность на международной арене, на равных вести диалог с США, ей необходима сильная дееспособная армия.
Этим можно объяснить то, что ФРГ и без требований Вашингтона стала увеличивать свои оборонные расходы. Например, в 2019 г. по сравнению с 2018 г. расходы на эти цели увеличились на 3,6%. Среди европейских союзников США значительную часть в бюджет НАТО после Франции (более 50 млрд. долл.) вносит Германия (49 млрд. долл.). Среди всех союзников НАТО именно рост военных расходов Германии наиболее примечателен. С 2010 по 2019 г. расходы Германии возросли на 15% [13].
Тем не менее, ФРГ нуждалась в сохранении американского «ядерного зонтика». Пока Д. Трамп был президентом, рассчитывать на это, однако, в полной мере было нельзя.
Поэтому, не дожидаясь официального подведения итогов президентских выборов, А. Меркель в ноябре 2020 г. поздравила представителя демократической партии Дж. Байдена с победой. При этом она отметила его многолетний опыт во внутренней и внешней политике, хорошее знание Германии и Европы. Меркель назвала основные направления сотрудничества с США при Дж.Байдене: борьба с пандемии коронави-руса, борьба с потеплением климата и его глобальными последствиями, борьба с терроризмом. Канцлер выразила также надежду на объединение усилий Берлина и Вашингтона, чтобы вместе выступать за открытую глобальную экономику и свободную торговлю [18]. По словам Меркель, несмотря на то, что дружба между двумя странами «прошла проверку временем», Германия выразила надежду на более тесное взаимодействие с США после занятия Дж. Байденом Овального кабинета в Белом доме. Канцлер заявила, что и ФРГ, и Европа должны «взять на себя больше ответственности» в отношениях с Соединёнными Штатами. А. Меркель отметила, что США были и остаются важнейшим союзником ФРГ, но они ожидают от Германии больше собственных усилий для обеспечения ее собственной безопасности и продвижения своих убеждений в мире. «Мы союзники по НАТО и разделяем основные ценности и интересы», - подчеркнула глава правительства ФРГ [11].
Однако, по мнению немецкого специалиста в области политики безопасности В. Рихтера, для долгосрочного будущего трансатлантического альянса возникают некоторые проблемы. Почти равновесные лагеря в поляризованных Соединенных Штатах имеют «силу предотвращения», которая позволяет им ограничивать свободу действий соответствующей администрации. Кроме того, существуют двухпартийные
общие черты в принципиальной ориентации внешней политики и политики безопасности США. Помимо сдерживания России, Ирана и Северной Кореи, это, прежде всего, геополитическое соперничество с Китаем. Вашингтон будет подталкивать Европу к принятию соответствующих решений. Таким образом, интересы США и впредь не будут совпадать с интересами Германии и Европы. В долгосрочной перспективе, как утверждает ученый, Европа сможет сохранить свою политическую свободу действия по отношению к неевропейским державам только в том случае, если практические шаги. Для этого необходимо тесное сотрудничество Германии с Францией [25].
Подводя итоги исследования, можно заключить следующее. Инициатором вовлечения Федеративной Республики Германия в Североатлантический альянс явились Соединенные Штаты Америки, Целью США было превратить страну в форпост НАТО в Европе. Для этого были возрождены и укреплялись вооруженные силы Западной Германии, усиливалась их интеграция в структуры НАТО. С окончанием «холодной войны» ФРГ перестала быть «прифронтовым государством». Став после объединения Германии в 1990 г. великой державой, она стала по-новому осмысливать свою роль в меняющемся мире, искать ответы на новые вызовы и риски.
На протяжении 1955 - 2020 гг. взаимоотношения ФРГ и США в Североатлантическом союзе характеризовались как сотрудничеством, так и определенными противоречиями, что связано с несовпадением национальных интересов сторон.
После победы на президентских выборах в США Д. Трампа в ноябре 2016 г. и вступления его в январе 2017 г. в Белый дом по большинству направлений взаимодействия Германии и США наблюдалось ослабление евроатлантических связей, что было связано, в основном, со стремлением переложить часть бремени военных расходов НАТО с Соединенных Штатов Америки на плечи Германии и других государств-членов Альянса, а также с выходом США из ряда важных международных договоров и соглашений.
Реализация проекта PESCO (2017 г.) предоставляет возможность ФРГ совместно с ближайшими партнерами осуществлять военно-политические акции за пределами НАТО, производить продукцию военного назначения без США, а также обеспечить переподчинение части германских военных контингентов Европейскому союзу. Тем не менее, безопасность ФРГ в ближайшей и среднесрочной перспективе не может рассматриваться вне военно-политического сотрудничества с США в Североатлантическом блоке, что обусловлено традициями «атлантической солидарности», позицией немецкой политической и военной элиты, руководства НАТО, размещением на германской территории американских военных объектов и значительной интеграцией бундесвера в структуры этой организации. После смены американской администрации в 2021 г. Германия стремится выступить инициатором «трансатлантического Ренессанса». Вместе с тем она хочет на равных вести диалог с США в Североатлантическом альянсе, для чего, в частности, увеличивает военные расходы и укрепляет свою военную мощь.
Список источников и литературы
1. Взаимодействие Германии и НАТО [Электронный ресурс] // НАТО.РФ: информационно-аналитический портал. URL: https://нато.рф/ru/germany.html (дата обращения: 01.03.2021).
2. Германия. Вызовы XXI века. М.: Весь мир, 2009. 792 с.
3. Глазунов Н. К. Бундесвер и НАТО: история создания и развития вооруженных сил ФРГ (1955 -1978). М.: Воениздат, 1979. 271 с.
4. Далеко идущие планы НАТО. Альянс озаботился мобильностью своих войск на Европейском театре //Коммерсантъ. 2017. 9 нояб. (№ 208). С. 6.
5. Истягин Л. Г. ФРГ и НАТО. М.: Ин-т междунар. отношений, 1963.109 с.
6. Керри: США снимут санкции с РФ, если минские соглашения будут выполнены [Электронный ресурс] // Regnum : [сайт информ. агентства]. Дата публикации: 12.02.2015. URL: https://regnum.ru/news/polit/1894888.html (дата обращения: 01.03.2021).
7. Как США выходили из международных соглашений при администрации Дональда Трампа [Электронный ресурс] // ТАСС : [сайт информ. агентства]. Дата публикации: 22.11.2020. URL: https://tass.ru/info/10068059 (дата обращения: 01.03.2021).
8. Коммюнике о заседании Политического консультативного комитета государств-участников Варшавского Договора в Варшаве 20 января 1965 г. // Организация Варшавского Договора: документы и материалы, 1955 - 1985 / М- во иностр. дел СССР. М.: Политиздат, 1986. С. 76-80.
9. Лекаренко О. Г. Проблема разделения ядерной ответственности в НАТО в годы президентства Л. Джонсона // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 401 (декабрь). С. 108-116.
10. Меркель отговорила Обаму от поставок оружия Киеву, рассказал немецкий посол в Вашингтоне [Электронный ресурс] // NEWSru.com : сайт. Дата публикации: 10.03.2015. URL: https://www.newsru.com/world/10Mar2015/mer-kel.html (дата обращения: 01.03.2021).
11. Меркель поздравила Байдена с избранием президентом США [Электронный ресурс] // ТАСС : [сайт информ. агентства]. Дата публикации: 09.11.2020. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9948217 (дата обращения: 01.03.2021).
12. Михайлин К. Н. ФРГ и НАТО в конце XX - начале XXI вв.: дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 /Михайлин Кирилл Николаевич. Тула, 2009. 224 с.
13. О расходах Германии на оборонный бюджет НАТО [Электронный ресурс] // Рамблер : [сайт]. Дата публикации: 22.10.2020. URL: https://news.ram-bler.ru/army/45075004/?utm_ content=news_ media&utm_ me-dium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 01.03.2021).
14. Павлов Н. В. Внешняя политика ФРГ в постбиполярном мире. М.: Наука, 2005. 410 с.
15. Трунов Ф. О. Политика ФРГ в НАТО: проблемы и перспективы // Актуальные проблемы Европы. 2019. № 4. С. 114-134.
16. Трунов Ф. О. Проблемы и перспективы взаимодействия ФРГ и США в политико-военной области при администрации Д. Трампа // Актуальные проблемы Европы. 2019. № 1. С. 146-168.
17. Найт Б., Елкина А. Что нужно знать об американских войсках в Германии [Электронный ресурс] // DW.com: [Новости и аналитика о Германии, России, Европе, мире]. Дата публикации: 16.06.2020. URL: https://p.dw.com/p/3OHJE (дата обращения: 01.03.2021).
18. Biden-Sieg bei US-Wahl. Merkels Glückwunsch, Merkels Angebot [Elektronische ressource] // Tagesschau. Stand: 09.11.2020. URL: https://www.tagess-chau.de/ausland/uswahl/reaktionen-biden-sieg-merkel-101.html (accessed: 01.03.2021).
19. Bredow W.von. Die Geschichte der Bundeswehr. Berlin: Palm Verlag, 2017.160 s.
20. Donahue P. Germany Expels U.S. Intelligence Envoy Amid Spying Spat [Electronic resource] // Bloomberg : site. Posted: 10.07.2014. URL: https://www.bloom-berg.com/news/articles/2014-07-10/germany-expels-u-s-intelligence-envoy-amid-spying-allegations (аccessed: 01.03.2021).
21. Europaische Union-Staaten melden PESCO (Permanent Structured Cooperation) -Teilnahme [Elektronische Ressource]// Bundesministerium der Verteidigung : site. Stand: 13.11.2017. URL: https://www.bmvg.de/de/aktuelles/eustaaten-melden-pesco-teilnahme19568 (accessed: 01.03.2021).
22. Final Communiqué [22.10.1954] [Elektronic resource]/ chairman: mr. S. Stephanop-oulos, Foreign Minister of Greece // NATO : site. Updated: 23.10.2000. URL: https://www.nato.int/docu/comm/49-95/c541022a.htm (accessed: 01.03.2021).
23. Geschichte. Der Beitritt Deutschlands zur NATO - 50 Jahre danach: Helga Haftendorn analysiert die Debatten und Ereignisse im Zusammenhang mit dem vor 50 Jahren erfolgten Beitritt Deutschlands zur NATO [Elektronische ressource] // Die NATO und Friedensmissionen : site. URL: https://www.nato.int/docu/re-view/2005/issue2/german/history.html (accessed: 01.03.2021).
24. Hyde-Price, A. Germany end European order Enlarging NATO and the EU. Manchester: Manchester univ. press. 2000. 270 p.
25. Richter W. US-Rüstungskontroll- und Militärpolitik in Europa - Erwartungen an Biden SWP-Aktuell [Elektronische ressource] // Stiftung Wissenschaft und Politik: Deutsches Institute fur Internationale Politik und Sicherheit : site. URL: https://www.swp-berlin.org/publikation/us-ruestungskontroll-und-militaerpoli-tik-in-europa-erwartungen-an-biden/ (accessed: 05.03.2021) ; https://www.swp-berlin.org/wissenschaftler-detail/wolfgang-richter/ (accessed: 01.03.2021).
26. Rudolf P. Deutschland, die Nato und die nukleare Abschreckung [Elektronische ressource] // Stiftung Wissenschaft und Politik: Deutsches Institute fur Internationale Politik und Sicherheit : site. 2020/S11, Mai 2020. URL: https://www.swp-ber-lin.org/publikation/deutschland-die-nato-und-die-nukleare-abschreckung/ (accessed: 01.03.2021).
27. Trump's NATO Skepticism Raises Alarm for Allies Near Russia [Electronic resource] / by Aaron Eglitis, Toluse Olorunnipa, and Andy Sharp // Bloomberg : site. Posted: 21.07.2016. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2016-07-21/trump-says-u-s-may-not-defend-nato-allies-against-russia-attack-iqvw8gki (accessed: 01.03.2021).
28. Umfrage: Deutsche lehnen Nato-Einsatz gegen Russland ab [Elektronische ressource] // Deutsche wirtschaftsnachrichten: eine publication der verlagsgruppe bonnier : site. Stand: 15.06.2015. URL: https://deutsche-wirtschafts-
nachrichten.de/2015/06/15/deutsche-lehnen-nato-einsatz-gegen-russland-ab (accessed: 01.03.2021).
29. Varwick J. Nordatlantischte Allianz // Handbuch zur deutschen Außenpolitik / S. Schmidt, G. Hellmann, R. Wolf (Hrsg.). Wiesbaden, 2007. S. 763-778.
References
1. Vzaimodeystviye Germanii i NATO [Interaction of Germany and NATO] [Electronic resource]. NATO.RF: information and analytical portal. URL: https://нато.рф/ru/germany.html (accessed: 01.03.2021). [in Russian].
2. Germaniya. Vyzovy XXI veka [Germany. Challenges of the 21th century]. Moscow: Ves' mir publ, 2009. 792 p. [in Russian].
3. Glazunov N. K. Bundesver i NATO: istoriya sozdaniya i razvitiya vooruzhennykh sil FRG (1955 -1978) [Bundeswehr and NATO: History of the Creation and development of the West German Armed Forces (1955-1978)]. Moscow: Voenizdat publ, 1979. 271 p. [in Russian].
4. Daleko idushchiye plany NATO. Al'yans ozabotilsya mobil'nost'yu svoikh voysk na Yevropeyskom teatre [NATO's far-reaching plans. The Alliance has taken care of the mobility of its troops in the European Theater]. Kommersant" 2017. 9 Nov. (No 208). P.6. [in Russian].
5. Istyagin L. G. FRG i NATO [West Germany and NATO]. Moscow: In-t mezhdunar. otnosheniy publ, 1963. 109 p. [in Russian].
6. Kerri: SSHA snimut sanktsii s RF, yesli minskiye soglasheniya budut vypolneny [Kerry: US will remove the sanctions against Russia if the Minsk agreements are fulfilled] [Electronic resource]. Regnum: [website inform. agencies]. Publication date: 12.02.2015. URL: https://regnum.ru/news/polit/1894888.html (accessed: 01.03.2021). [in Russian].
7. Kak SSHA vykhodili iz mezhdunarodnykh soglasheniy pri administratsii Donal'da Trampa [How the United States withdrew from international agreements under the administration of Donald Trump] [Electronic resource]. TASS: [inform. agency website]. Publication date: 22.11.2020. URL: https://tass.ru/info/10068059 (accessed: 01.03.2021). [in Russian].
8. Kommyunike o zasedanii Politicheskogo konsul'tativnogo komiteta gosudarstv-uchastnikov Varshavskogo Dogovora v Varshave 20 yanvarya 1965 g. [Communiqué on the meeting of the Political Consultative Committee of the Warsaw Treaty States Parties in Warsaw on January 20, 1965]. The Warsaw Treaty Organization: Documents and Materials, 1955 -1985. USSR Ministry of Foreign Affairs Moscow: Politiz-dat publ, 1986. Pp. 76-80. [in Russian].
9. Lekarenko O. G. Problema razdeleniya yadernoy otvetstvennosti v NATO v gody pre-zidentstva L. Dzhonsona [The issue of nuclear responsibility sharing in NATO during the presidency of Lyndon Johnson]. Tomsk State University Journal. 2015. No 401 (December). Pp. 108-116. [in Russian].
10. Merkel' otgovorila Obamu otpostavok oruzhiya Kiyevu, rasskazal nemetskiy posol v Vashingtone [Merkel dissuaded Obama from supplying weapons to Kiev, said the German ambassador in Washington] [Electronic resource]. NEWSru.com : website. Publication date: 10.03.2015.
URL: https://www.newsru.com/world/10Mar2015/merkel.html (accessed: 01.03.2021). [in Russian].
11. Merkel'pozdravila Baydena s izbraniyemprezidentom SSHA [Merkel congratulates Biden on his election as US President] [Electronic resource]. TASS: [inform. agency website]. Publication date: 09.11.2020. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-pan-orama/9948217 (accessed: 01.03.2021). [in Russian].
12. Mikhaylin K. N. FRG i NATO v kontse XX - nachale XXI vv. [West Germany and NATO in the late 20th - early 21st centuries]: diss. ... kand. ist. nauk [Thes. ... Cand. Hist. Sciences]: 07.00.03 (Mikhaylin Kirill Nikolaevich). Tula, 2009. 224 p. [in Russian].
13. O raskhodakh Germanii na oboronnyy byudzhet NATO [On German spending on the NATO's defense budget] [Electronic resource]. Rambler : [website]. Publication date: 22.10.2020.
URL: https://news.rambler.ru/army/45075004/?utm_content=news_media&utm_ medium=read_more&utm_source=copylink (accessed: 01.03.2021). [in Russian].
14. Pavlov N. V. Vneshnyaya politika FRG v postbipolyarnom mire [West German foreign policy in the post-bipolar world]. Moscow: Nauka publ, 2005. 410 p. [in Russian]
15. Trunov F. O. Politika FRG v NATO: problemy i perspektivy [The policy of West Germany in NATO: problems and prospects]. 2019. No 4. Pp. 114-134. [in Russian].
16. Trunov F. O. Problemy i perspektivy vzaimodeystviya FRG i SSHA v politiko-voyennoy oblasti pri administratsii D. Trampa [Problems and prospects of interaction between Germany and the United States in the political and military sphere under the administration of D. Trump]. Aktual'nyyeproblemy Yevropy. 2019. No 1. Pp. 146-168. [in Russian].
17. Knight B., Elkina A. Chto nuzhno znat' ob amerikanskikh voyskakh v Germanii [What you need to know about American troops in Germany] [Electronic resource]. DW.com: [News and analytics about Germany, Russia, Europe, and the world]. Publication date: 16.06.2020. URL: https://p.dw.com/p/3OHJE (accessed: 01.03.2021). [in Russian].
-i 66 )-
18. Biden-Sieg bei US-Wahl. Merkels Glückwunsch, Merkels Angebot [Elektronische ressource]. Tagesschau. Stand: 09.11.2020. URL: https://www.tagess-chau.de/ausland/uswahl/reaktionen-biden-sieg-merkel-101.html (accessed: 01.03.2021). [in German].
19. Bredow W.von. Die Geschichte der Bundeswehr. Berlin: Palm Verlag, 2017. 160 s. [in German].
20. Donahue P. Germany Expels U.S. Intelligence Envoy Amid Spying Spat [Electronic resource]. Bloomberg: site. Posted: 10.07.2014. URL: https://www.bloom-berg.com/ news/articles/2014-07-10/germany-expels-u-s-intelligence-envoy-amid-spying-allegations (accessed: 01.03.2021). [in English].
21. Europaische Union-Staaten melden PESCO (Permanent Structured Cooperation) -Teilnahme [Elektronische Ressource]. Bundesministerium der Verteidigung : site. Stand: 13.11.2017. URL: https://www.bmvg.de/de/aktuelles/eustaaten-melden-pesco-teilnahme19568 (accessed: 01.03.2021). [in German].
22. Final Communiqué [22.10.1954] [Electronic resource]. chairman: mr. S. Stephanop-oulos, Foreign Minister of Greece. NATO: site. Updated: 23.10.2000. URL: https://www.nato.int/docu/comm/49-95/c541022a.htm (accessed: 01.03.2021). [in English].
23. Geschichte. Der Beitritt Deutschlands zur NATO - 50 Jahre danach: Helga Haftendorn analysiert die Debatten und Ereignisse im Zusammenhang mit dem vor 50 Jahren erfolgten Beitritt Deutschlands zur NATO [Elektronische ressource]. Die NATO und Friedensmissionen : site. URL: https://www.nato.int/docu/re-view/2005/issue2/german/history.html (accessed: 01.03.2021). [in German].
24. Hyde-Price, A. Germany end European order Enlarging NATO and the EU. Manchester: Manchester univ. press. 2000. 270 p. [in English].
25. Richter W. US-Rüstungskontroll- und Militärpolitik in Europa - Erwartungen an Biden SWP-Aktuell [Elektronische ressource]. Stiftung Wissenschaft und Politik: Deutsches Institute fur Internationale Politik und Sicherheit : site. URL: https://www.swp-berlin.org/publikation/us-ruestungskontroll-und-militaerpolitik-in-europa-erwartungen-an-biden/ (accessed: 05.03.2021) ; https://www.swp-ber-lin.org/wissenschaftler-detail/wolfgang-richter/ (accessed: 01.03.2021). [in German].
26. Rudolf P. Deutschland, die Nato und die nukleare Abschreckung [Elektronische ressource] // Stiftung Wissenschaft und Politik: Deutsches Institute fur Internationale Politik und Sicherheit : site. 2020/S 11, Mai 2020. URL: https://www.swp-ber-lin.org/publikation/deutschland-die-nato-und-die-nukleare-abschreckung/ (accessed: 01.03.2021). [in German].
27. Trump's NATO Skepticism Raises Alarm for Allies Near Russia [Electronic resource] / by Aaron Eglitis, Toluse Olorunnipa, and Andy Sharp // Bloomberg : site. Posted: 21.07.2016. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2016-07-21/trump-says-u-s-may-not-defend-nato-allies-against-russia-attack-iqvw8gki (accessed: 01.03.2021). [in German].
28. Umfrage: Deutsche lehnen Nato-Einsatz gegen Russland ab [Elektronische ressource] // Deutsche wirtschaftsnachrichten: eine publication der verlagsgruppe bonnier : site. Stand: 15.06.2015. URL: https://deutsche-wirtschafts-na-chrichten.de/2015/06/15/deutsche-lehnen-nato-einsatz-gegen-russland-ab (accessed: 01.03.2021). [in German].
29. Varwick J. Nordatlantischte Allianz // Handbuch zur deutschen Außenpolitik / S. Schmidt, G. Hellmann, R. Wolf (Hrsg.). Wiesbaden, 2007. S. 763-778. [in German].
Дата поступления статьи: 01.03.2021 Date of receipt of article: 01.03.2021
Дата решения о публикации: 25.03.2021 Date of publication decision: 25.03.2021
Сведения об авторе Родович Юрий Владиславович,
доктор исторических наук, профессор
кафедры истории и археологии ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого» (e-mail: yura.rodovich@mail.ru).
Information about the Author Rodovich Yuri Vladislavovich,
Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of History and Archaeology, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (e-mail: yura.rodovich@mail.ru).