ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ «АПГРЕЙД» БЕРЛИНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: ПРОЩАНИЕ С ЭПОХОЙ МЕРКЕЛЬ ИЛИ ПОВОРОТНЫЙ МОМЕНТ ИСТОРИИ?
Татьяна Арзаманова,
ведущий редактор Отдела европейской безопасности ИНИОН РАН
Сдержанность - крайне неприятная черта, несдержанность - крайне опасная.
Филип Д.С. Честерфильд
Самое непростое в жизни - понять, какой мост следует перейти, а какой сжечь.
Эрих М. Ремарк
Аннотация. Реакцией Германии на крупный геополитический конфликт в центре Европы стала анонсированная правительством Олафа Шольца готовность страны к пересмотру существующих после окончания Второй мировой войны ограничений во внешней и оборонной политике ФРГ, ставших неотъемлемой частью германской политической культуры и неразрывно связанных с самой идентичностью германского общества. Речь идет о сдержанности во внешней и оборонной политике (которая порой перерастала в откровенную нерешительность), табу на поставки вооружений в зоны военных конфликтов и общей культуре пацифизма, в отношении которой десятилетиями существовал устойчивый консенсус между германским обществом и политическим классом. Станет ли заявленный «внешнеполитический разворот» Германии в действительности поворотным моментом истории или останется тактическим маневром в попытке избавиться от отягощенного «особыми отношениями» с Россией наследия 16-летнего правления Ангелы Меркель, зависит от множества причин, анализ которых представлен в статье.
Ключевые слова: Германия, Украинский кризис, внешнеполитический разворот, внешняя и оборонная политика, США, РФ, ЕС, НАТО, Восточная политика, культура пацифизма, бундесвер, ремилитаризация, вакуум лидерства, европейская безопасность.
Keywords: Germany, Ukrainian crisis, foreign policy reversal, foreign and defense policy, USA, Russia, EU, NATO, Eastern politics, pacifism culture, Bundeswehr, remilitarization, vacuum of leadership, European security.
«Willen zuer Staerke». «Воля к силе». Эти слова федерального президента Германии Франка-
Вальтера Штайнмайера из уст немецкого политика подобного ранга еще несколько месяцев назад сложно было представить. Полностью эта цитата из выступления Ф.-В. Штайнмайера на съезде немецких профсоюзов звучит следующим образом: «Переговоры не ведут с позиции слабости. Успешными бывают только переговоры с позиции силы. Нам нужна воля к силе и ее демонстрация»1.
И похоже, что после резонансной речи2 федерального канцлера Олафа Шольца перед Бундестагом 27 февраля 2022 г. (мировые СМИ тут же окрестили ее исторической), в ходе которой был анонсирован «внешнеполитический разворот» Германии, именно «воля к силе» становится фундаментом для пересмотра целого ряда существовавших после Второй мировой войны самоограничений и табу во внешней и оборонной политике ФРГ. Рамочным условием для формирования новой германской идентичности после окончания Второй мировой стал феномен «коллективной вины немцев», которому сопутствовал ограниченный внешнеполитический суверенитет. Став со временем экономическим лидером евро-
1 Eröffnung des DGB-Bundeskongresses Berlin, 8. Mai 2022. -URL: Der Bundespräsident (Link zur Startseite) https://www. bundespraesident.de/SharedDocs/Reden/DE/Frank-Walter-Steinmeier/Reden/2022/05/220508-DGB-Bundeskongress.html (date of access: 18.0.2022).
2 Regierungserklärung von Bundeskanzler Olaf Scholz am 27. Februar 2022. - URL: https://www.bundeskanzler.de/bk-de/ aktuelles/regierungserklaerung-von-bundeskanzler-olaf-scholz-am-27-februar-2022-2008356 (date of access: 22.0.2011).
зоны, а впоследствии забрав и «бразды правления» в рамках Евросоюза в свои руки, Германия тем не менее продолжала выглядеть не капитаном европейской интеграционной модели, а скорее страной, обремененной лидерством в силу обстоятельств. Нерешительность во внешней и оборонной политике, сдержанность и глубоко укоренившаяся как среди германского политического класса, так и в германском обществе культура пацифизма долгие годы определяли внешнеполитический профиль ФРГ. Ключевой особенностью завершившейся эпохи Ангелы Мер-кель, на протяжении предыдущих 16 лет формировавшей внешнеполитический курс Германии, были сдержанность, особенно в отношении военной политики, и стремление к сохранению status quo во всех кризисных ситуациях, порой даже в ущерб инновационному развитию и поиску новых институциональных форм. Именно сохранение преемственности (kontinuitaet) продолжало быть главной отличительной чертой германской внешней политики. Не раз анонсированная за последние годы правительством Германии готовность Берлина «взять на себя больше ответственности» за обеспечение европейской безопасности, в том числе и с использованием военного инструментария, всегда в определенной степени сохраняла внутренние самоограничения. Культура сдержанности во внешней и оборонной политике, культура пацифизма неизменно оставались константами немецкой идентичности. В своей1 статье для Foreign Affairs Роберт Кейган очень точно обрисовал суть проблемы: «сколь долго еще Германия сможет оставаться странной страной, отказывающейся от нормальных геополитических устремлений, нормальных своекорыстных интересов и нормальной национальной гордости?»
Анонсированный «внешнеполитический разворот» Германии: отказ от табу на поставки вооружений в зоны конфликтов и «ремилитаризация»
Между тем дата 24.02.2022 стала определенной вехой для Германии, изменив очень многое в ментальном поле германской политической культуры. Речь канцлера Олафа Шольца в Бундестаге 27 февраля 2022 г. действительно ознаменовала практически квантовый ментальный скачок, который буквально за несколько дней совершило
немецкое самосознание, дав старт к масштабному перевооружению бундесвера и став началом новой эры в оборонной политике Германии. Позднее в интервью журналу Der Spiegel федеральный канцлер Олаф Шольц скажет: «Я не пацифист. В мире, в котором мы живем, необходимо обеспечивать собственную безопасность достаточными средствами защиты»2. В своей речи перед бундестагом федеральный канцлер подчеркнул, что Германия готова к исполнению своих союзнических обязательств в рамках НАТО «безо всяких но». Бундесвер увеличит свой контингент в Литве (где ФРГ возглавляет миссию Расширенного передового присутствия НАТО); Германия продлевает и расширяет миссию по патрулированию воздушного пространства в Румынии, намерена участвовать в создании контингента НАТО в Словакии (Альянс увеличивает свое сухопутное присутствие на восточном фланге, планируя разместить дополнительные боевые группы в Словакии, Болгарии, Венгрии и Румынии). ВМФ ФРГ «помогает обеспечивать безопасность Северного и Балтийского морей». Олаф Шольц также подчеркнул, что Германия готова с помощью своей системы ПРО «участвовать в защите воздушного пространства союзников в Восточной Европе» и будет защищать «каждый квадратный сантиметр территории НАТО». Впоследствии министр обороны ФРГ Кристина Ламбрехт в ходе встречи с коллегами по Североатлантическому альянсу в Брюсселе 16 июня 2022 г. акцентировала внимание на том, что именно сдерживание «посредством присутствия» и гарантии боеспособности «путем быстрой поддержки» являются сейчас, с точки зрения Германии, наиболее правильным подходом к обеспечению безопасности на континенте3.
По словам Олафа Шольца, для того чтобы внести свой вклад в защиту мира в Европе, бундесверу - эффективному, ультрасовременному и прогрессивному - необходимы новые возможности: «самолеты, которые способны летать, корабли, которые способны выходить в море, и солдаты, которые оснащены всем необходимым». И это отнюдь не пустое жонглирование эффектными фразами в попытке произвести впечатление на избирателей: актуальное состояние ВС ФРГ по многим параметрам, мягко говоря, оставляет желать много лучшего. До сего времени бундесвер испытывал хроническое недофинансирование, что
1 Kagan R. The New German Question. What Happens When Europe Comes Apart? - URL: https:// www.foreignaffairs.com/articles/germany/2019-04-02/new-german-question (date of access: 06.18.2022).
Es darf keinen Atomkrieg geben. - 22.04.2022. Der Spiegel 17/2022. - URL: https://www.spiegel.de/spiegel/print/index-2022-17.html
3 Doorstep statement by the German Minister of Defence at the meeting of NATO Ministers of Defence. - 16.06.2022. - URL: https://www.natomultimedia.tv/app/asset/664197 (date of access: 17.06.22).
привело к удручающему состоянию по отдельным позициям: так, по состоянию на 2022 г. из имеющихся в наличии 350 машин пехоты Puma только 150 находятся в боеспособном состоянии. С боевыми вертолетами Tiger ситуация и того хуже: в принципе взлететь способны только 9 машин из имеющихся 51. Именно в ВВС Германии ситуация с техническим оснащением наиболее удручающая, к тому же укомплектованность технических подразделений персоналом не превышает 53%. Существует также потребность в истребителях, патрульных самолетах, системах ПВО и т.д., список необходимых закупок весьма обширен. Ненамного лучше обстоят дела в ВМФ и Сухопутных войсках ФРГ. Уполномоченный Бундестага по вооруженным силам Ханс-Петер Бартельс еще в 2020 г. поднял вопрос о том, что «растущая бюрократизация бундесвера во всех сферах всё сильнее ограничивает оперативную мобильность. Четкое осуществление процесса стало важнее его цели - необходимости своевременно предоставить для участия в действиях обученный личный состав с готовыми к применению летательными аппаратами»1.
Федеральный канцлер полагает, что масштабные финансовые вливания в бундесвер помимо укрепления обороноспособности Германии значительно повлияют и на военный баланс сил в Европе. Для этого на перевооружение и модернизацию бундесвера только на 2022 г. планируется выделить беспрецедентную сумму в размере 100 млрд евро. В конце мая 2022 г. в Берлине состоялись весьма напряженные межпартийные консультации между правящей коалицией (СДПГ / Зеленые / СвДП) и оппозиционными ХДС / ХСС, в ходе которых было согласовано создание специального фонда для Вооруженных сил ФРГ. Это потребует внесения в Основной закон страны соответствующих изменений для того, чтобы обойти существующие законодательные ограничения2. По словам главы Минфина ФРГ Кристиана Линднера, зафиксированный в Конституции специальный фонд подчеркнет «особый, исключительный характер бундесвера»3. Пока главным бенефициаром этого шага можно считать ВВС Германии, на нужды которых планируется потратить около 40%
1 Bartels H.P. Presentation of the 61st annual report of the Parliamentary Commissioner for the Armed Forces,28 January 2020. Giving responsibility to the troops - time for internal reform. URL: https://www.bundestag.de/resource/blob/682066/82aaf9dbade15 dd9935ab9ddc149f1a4/statement_annual_report_2019-data.pdf (date of access: 20.06.2022).
2 Weg frei für Bundeswehr-Milliarden. - 30.05.2022. - URL: https://www.tagesschau.de/inland/innenpolitik/bundeswehr-sondervermoegen-einigung-103.html (date of access 30.05.2022).
3 https://mobile.twitter.com > statusChristian Lindner on
Twitter: "Geschafft: Einigung beim #Sondervermögen...
100-миллиардного транша. В частности, министерство обороны ФРГ запланировало4 закупку многопрофильных истребителей F-35, способных нести ядерные боеголовки на борту, транспортных самолетов и тяжелых транспортных вертолетов CH-47F Chinook, дальнейшее финансирование разработки боевой авиационной системы FCAS и космического эшелона ПРО. Ведутся переговоры о закупке военных дронов Heron у Израиля, уже подписаны договоры о производстве «евродронов». Серьезную финансовую подпитку получит и «система управления и цифровизации» бундесвера. На нужды ВМФ ФРГ будет потрачено около одной пятой от общей суммы спецфонда, которая пойдет на приобретение двух субмарин U-212, пяти корветов, двух фрегатов и многоцелевых боевых катеров. Чуть меньше будет выделено сухопутным силам на приобретение современных БТР и БМП. Также планируется финансирование совместного с Францией проекта по созданию современной версии базовой модели танка Leopard-2, стоящего на вооружении армии Германии. Исходя из озвученных выше планов, можно предположить, что министерство обороны ФРГ намерено сделать ставку на высокотехнологичную модернизацию армии с акцентом на повышение мобильности и готовности бундесвера к быстрому развертыванию, в том числе и в рамках участия в миссиях НАТО и ЕС вне пределов европейского ТВД (в Африке, Индо-Тихоокеанском регионе и т.д.). А также совместные европейские разработки в ВПК, которые окажутся на вооружении ВС ФРГ не ранее 2030 г.
Заявление канцлера Шольца о том, что с этого момента - год за годом - Германия будет инвестировать в свою оборону более 2% ВВП, прозвучало музыкой для союзников по НАТО: именно этого шага давно и безуспешно до сего момента добивался от Берлина Вашингтон. Предполагается, что ФРГ сможет выйти на показатель в 2% ВВП в среднем за несколько лет. «В этот критический момент Германия продемонстрировала потрясающие лидерские качества. Ваш канцлер принял смелые и исторические решения, касающиеся усиления немецкой армии», - заявил 30 марта 2022 г. перед началом переговоров с министром обороны ФРГ Кристиной Ламбрехт глава Пентагона Ллойд Остин. Олаф Шольц в свою очередь поспешил подчеркнуть, что правительство ФРГ приняло такое решение не потому, что на Уэльском саммите НАТО в 2014 г. было взято обязательство перед союзниками повысить расходы на оборону до 2% ВВП к 2024 г., а ради обеспечения безопасности самой Германии. По словам главы немецкого
4 https://dserver.bundestag.de/btd/20/020/2002090.pdf
оборонного ведомства, это решение направлено на возвращение бундесверу оперативной готовности в полном объеме, на значительное усиление эффективности бундесвера ради безопасности, «которую можно увидеть и почувствовать»1. При этом министр обороны поспешила заверить, что «Германия всегда будет мирной силой, ее политика не станет милитаристской. Но понятно, что быть мирной силой сейчас означает нечто иное, чем 70, 30 или 10 лет назад»2.
Таким образом, выступление канцлера Шольца перед Бундестагом 27 февраля 2022 г. сигнализировало о важнейшей вехе послевоенной истории Германии: коренном изменении отношения общества к бундесверу. В сущности, можно говорить о том, что у германского политического истеблишмента в фазе крайнего обострения Украинского кризиса, что называется, «сорвало стоп-кран». Берлин десятилетиями продолжал существовать в матрице самоограничения во внешней и оборонной политике, опасаясь возвращения страхов соседей. Отношение к бундесверу в германском обществе было сродни отношению к чему-то не очень понятному и потенциально опасному. Вооруженные силы ФРГ годами находились в ситуации хронического недо-: недофинансирования, отсутствия грамотного реформирования, недостаточного уважения со стороны общества, которое, как казалось порой, вообще не до конца понимало, зачем Германии нужна большая и хорошо оснащенная армия, если все проблемы можно решить с помощью «дипломатии марки». «Отрезвление» пришло с пониманием того, что в случае возникновения непосредственной угрозы вооруженные силы Германии в их нынешнем состоянии будут попросту не способны защитить страну. 30 мая 2022 г. канцлер Олаф Шольц анонсировал создание Германией самой большой конвенциональной армии в Европе в рамках НАТО. По словам главы правительства, этот шаг должен значительно укрепить безопасность ФРГ и ее союзников.
Позднее федеральный президент Ф.-В. Штайн-майер выдвинул идею введения в стране обязательной «социальной мобилизации» - социальной службы или службы в бундесвере, что, впрочем, не подразумевает при этом введения всеобщей воинской обязанности. В своем интервью3 газете
1 Auftakt der USA-Reise: Lambrecht diskutiert im Atlantic Council Veröffentlichungsdatum. - 30.03.2022. - URL: https:// www.bmvg.de/de/aktuelles/auftakt-der-usa-reise-lambrecht-diskutiert-im-atlantic-council-5383352 (date of access: 21.06.22).
2 Ibid.
3 Interview mit der Bild am Sonntag. - 22.06.2022. - URL: https://www.bundespraesident.de/SharedDocs/Reden/DE/Frank-Walter-Steinmeier/Interviews/2022/220612-Interview-BamS.html (date of access: 21.06.2022).
Bild am Sonntag он заявил, что речь идет о том, «чтобы обсудить - не будет ли это полезно нашей стране [ФРГ], если мужчины и женщины будут проводить определенное время на службе обществу». Идея незамедлительно получила поддержку левых: премьер-министр Тюрингии и президент Бундесрата Бодо Рамелов призвал общественность рассмотреть введение обязательной 12-месячной гражданской службы как продолжения школьного образования. Примечательно, что эту идею Штайнмайера поддерживают сейчас около 70% опрошенных граждан Германии (при этом, правда, уровень поддержки снижается в соответствии со снижением возраста респондентов, что вполне объяснимо).
Между тем очевидно, что процесс модернизации и перевооружения бундесвера является делом не одного дня, и с выделением беспрецедентного транша в размере 100 млрд евро, потребовавшего внесения изменений в Основной закон страны, не всё так просто. Серьезной проблемой является то, что бундесвер на данном этапе нуждается в значительном структурном реформировании, в том числе и в отношении существующей системы оборонных закупок, которая вряд ли будет в состоянии сразу «переварить» неожиданно обрушившийся на оборонное ведомство объем финансирования. Закупочная стоимость техники и сроки поставок уже сейчас выше ожидаемых, а максимальный уровень инфляции в стране за последние 32 года только усугубляет ситуацию.
В качестве исторического поворотного момента для внешней политики Германии можно рассматривать решение о поставке вооружений (в том числе и тяжелых) одной из сторон вооруженного конфликта, принятое правительством ФРГ спустя короткое время после того, как им же была заблокирована поставка Киеву вооружений, экспортированных Германией. Хотя это и не является беспрецедентным решением: Берлин и ранее осуществлял поставки вооружений в точки конфликтов, в том числе Израилю. Однако Германия впервые за всю послевоенную историю открыто отказалась от табу на поставки вооружений в таких масштабах в зоны военных действий, приняв последовательно решение о передаче Киеву сначала оборонительных, а затем и наступательных вооружений. Экс-советник Ангелы Меркель по внешней политике и новый глава Мюнхенской конференции по безопасности Кри-стоф Хойсген поддержал поставки оружия Украине, заявив, что прежняя «политика федерального правительства, направленная на то, чтобы
идти по пути наименьшего сопротивления» , в корне ошибочна. В июне 2022 г. Берлин, по заявлению О. Шольца, «значительно расширил поддержку Украины»: среди прочего предполагается поставить Киеву самоходные зенитные установки типа «Гепард», гаубицы Panzerhaubitze-2000, системы радиолокационной артиллерийской разведки, бронетранспортеры M113, реактивные системы залпового огня Mars II, зенитно-ракетный комплекс IRIS-T. В этом отношении важна динамика общественных настроений: если поднять социологические опросы в Германии за февраль - июнь 2022 г., становится очевидным, что правительство «Светофора»2 чутко реагировало на запрос со стороны гражданского общества. Согласно опросам3 общественного мнения, проведенным по заказу телекомпании ZDF от 11 февраля 2022 г., 75% опрошенных были категорически против поставок вооружений Киеву. В связи с этим неудивительно, что глава МИД ФРГ Анналена Бербок в середине февраля 2022 г. заявляла, что сейчас не время менять курс Германии в вопросах поставок вооружений. Однако в дальнейшем ситуация в отношении общественных настроений значительным образом изменилась. Согласно опросам4 телекомпании ARD за июнь 2022 г., четверо из десяти опрошенных считают «уместным» нынешний уровень «военной поддержки» Берлином Киева; трое из десяти респондентов призывают усилить военную помощь Украине; при этом четверть опрошенных считают нынешнюю поддержку «чрезмерной». Около половины респондентов считают, что Германия должна оказать максимальную военную поддержку Украине (на востоке страны этот показатель падает уже до одной трети), тогда как 43% опрошенных полагают, что ФРГ не должна в этом отношении «провоцировать Россию». Между тем украинская сторона, в свою очередь, до недавнего времени настаивала на том, что решение Германии о передачи ей тяжелых вооружений пока не обрело должного наполнения и выглядит в глазах
1 Mayer P., Schmid A. Ukraine-Krieg: Bei militärischer Unterstützung Härte zeigen? - 14.06.2022. - URL: https://www.merkur. de/politik/ukraine-russland-krieg-news-deutschland-scholz-melnyk-waffen-versprechen-putin- selenskyj -kiew-zr-91598115 .html (date of access: 21.06.2022).
2 Правящая коалиция получила название «Светофор» по официальным цветам партий, вошедших в ее состав: социал-демократы (СДПГ) - красный; «Зеленые» - зеленый; свободные демократы (СвДП) - желтый.
3 ZDF-Politbarometer Februar II 2022 - URL: https:// presseportal. zdf.de/pressemitteilung/mitteilung/zdf-politbarometer-februar-ii-2022/ (date of access: 20.06.2022).
4 Mayer P., Schmid A. Ukraine-Krieg: Bei militärischer Unter-
stützung Härte zeigen? - 14.06.2022. - URL: https://www.merkur.
de/politik/ukraine-russland-krieg-news-deutschland-scholz-melnyk-waffen-versprechen-putin-selenskyj-kiew-zr-91598115.html (date of access: 21.06.2022).
Киева скорее символическим жестом, нежели реальной помощью. В ведомстве федерального канцлера и министерстве обороны ФРГ в ответ обращают внимание на то, что на складах бундесвера не осталось значительных запасов готовых к использованию вооружений в связи с тем, что германская армия длительное время находилась в состоянии хронического недофинансирования. При этом, согласно данным июньских соцопросов, большинство граждан Германии поддерживают политику федерального канцлера в отношении Украины. По данным опроса5 германского социологического института Богеа, 68% респондентов не согласны с критикой в адрес германского правительства и персонально Олафа Шольца.
Анонсированное изменение внешнеполитического курса ФРГ получит и свое концептуальное закрепление. В заявлении от 18 марта 2022 г. министр иностранных дел ФРГ Анналена Бербок подчеркнула6, что нынешняя Германия «готова к активному участию в борьбе за мир и международную безопасность». Министр отметила, что в разрабатываемой правительством новой Стратегии национальной безопасности Германии термин «безопасность» определяется как совокупность трех жизненно важных элементов, каждый из которых неотделим от остальных. Речь идет о защите свободы, основ жизни человека и физической неприкосновенности. С этой целью правительство планирует не только увеличение ассигнований на модернизацию бундесвера, расширение его развертывания и участия на восточном фланге НАТО, но и использование широкого спектра инструментов, включая экономику, торговлю, культуру и спорт. Обратив внимание на то, что параллельно разработке германской Стратегии шла работа над еще двумя знаковыми стратегическими документами -«Стратегическим компасом ЕС» и новой Стратегической концепцией Североатлантического альянса, Бербок подчеркнула, что одним из важнейших акцентов в этом отношении должно стать укрепление европейской военной промышленности с целью усиления обороноспособности Европы.
Ловушка «ремилитаризации»
В условиях высокого уровня конфронтации на континенте и акцента на сдерживании (притом что среди глобальных рисков на первое место выходит проблема продовольственной безопасно-
https://docplayer.org/amp/123510-Zqp-bevoelkerungsbefragung-versorgung-am-lebensende-durchfuehrung-forsa.html
6 Rede Außenministerin Annalena Baerbock zur Nationalen Sicherheitsstrategie. - URL: https://m.youtube.com/watch?v=LK Ff0hg-2VE
сти), Европа вынужденно должна будет продвигаться к стратегической автономии в смысле достижения военно-политической субъектности ЕС, приняв ответственность прежде всего за обеспечение безопасности на континенте, особенно в свете последних событий. И для Германии, впервые после окончания Второй мировой войны решившейся вернуть военный потенциал в свой властный инструментарий, беспрецедентно увеличив военный бюджет с целью возвращения бундесверу боеспособности и отказавшись от существовавшего долгое время табу на поставки вооружений в регионы конфликтов, крайне важно при этом избежать обвинений в чрезмерной милитаризации. Парадоксальным образом и слабая в военно-политическом отношении Германия, и слишком милитаризованная Германия в нынешней ситуации неопределенного миропорядка с высоким уровнем конфликтного потенциала способна вернуть европейцам (и самим немцам прежде всего!) все страхи, связанные с трагическими событиями первой половины XX в. Точнее, в отношении европейцев в условиях мобилизации Запада на сдерживание России речь идет скорее о том, что возвращение Германией военной политики как эффективной части властного ресурса может в определенной степени усилить накопившееся в Европе недовольство действиями Берлина. В прошлом году, например, некоторые греческие СМИ назвали серьезной проблемой «вынужденное пребывание в Европе, подчиненной национальной повестке Берлина»1. Мол, «немецкая Европа» является устаревшей концепцией, и в международной политике Парижу следует отказаться от франко-германского тандема и отмежеваться от Берлина. Тогда он, наконец, «сможет играть ту роль, которую заслуживает». Поскольку Берлин якобы «представляет интересы не Запада, а Центральной Европы, а они зачастую противоречат друг другу».
Представляется, что в этом отношении ремилитаризация Германии, возвращение страны к активной военной политике несет в себе некий конфликтный потенциал с точки зрения достижения внешнеполитической субъектности Евросоюза на основе франко-германского тандема, который, безусловно, останется главной институциональной движущей силой в ЕС для модернизации внутренней, внешней и оборонной политики Союза. Дело в том, что переоснащение бундесвера в столь сжатые сроки возможно только за счет американского ВПК: в краткосрочной перспективе получение тех
1 Геюруюд П. МаХой/од Н ysp^otvucq Euprórcq кои r| AUKUS. -21 ZsOTS^ppíou 2021. - URL: https://www.in.gr/2021/09/21/apopsi/ germaniki-eyropi-kai-aukus/ (date of access: 30.05.2022).
же истребителей европейского производства невозможно по причине их банального отсутствия. Многие европейские проекты в области вооружений были заморожены или претерпели серьезное смещение сроков в связи с недостаточным финансированием в период пандемии: значительные средства были вынужденно переброшены государствами на борьбу с ее социально-экономическими последствиями. В середине марта 2022 г. стало известно, что правительство Германии уже приняло решение о закупке 35 многофункциональных истребителей-бомбардировщиков F-35 производства США для перевооружения ВВС ФРГ вместо морально устаревших самолетов Tornado совместного производства Германии, Великобритании и Италии. Переоснащение бундесвера за счет американского ВПК автоматически усилит зависимость Берлина от своего заокеанского союзника, поскольку экспорт вооружений - это всегда и одновременный трансфер на рынок внешнеполитических установок страны-экспортера. Что неизбежно скажется и на возможности принятия Берлином самостоятельных решений.
Таким образом, анонсированный Олафом Шольцем новый внешнеполитический курс ФРГ можно будет считать поворотным моментом истории, если принятые решения будут действовать в долгосрочной перспективе, а не окажутся реактивной политикой в условиях стрессовой нагрузки на архитектуру европейской безопасности. И здесь важны прежде всего не вербальные конструкции, озвученные с высоких трибун, а слепок общественных настроений, который могут дать результаты социологических опросов.
Провал «Восточной политики» ФРГ
При этом важно, что согласно заявлениям канцлера ФРГ, все шаги, которые укладываются в планы «ремилитаризации» Германии, частичного отказа от культуры внешнеполитической сдержанности и пацифизма, будут происходить с опорой на фундаментальную константу послевоенной истории Германии второй половины XX в.: признание исторической вины немцев и факт примирения народов России и Германии. Олаф Шольц подчеркнул, что ФРГ остается верна своему принципу «столько дипломатии, сколько возможно, только без наивности». При этом официальный Берлин исходит из того, что задача дипломатии - сохранить каналы коммуникации, иные варианты глава германского правительства считает «безответственными». Примечательно, что согласно данным июньского опроса германского Института социальных исследований Богеа, 83%
опрошенных считают, что Берлин должен продолжать диалог с Москвой1.
При этом в Берлине признают, что идея «партнерства ради модернизации» окончательно канула в лету. 4 апреля 2022 г. федеральный президент Ф.-В. Штайнмайер заявил, что Германия потерпела неудачу в «создании общего европейского дома с участием России»2. Бывший министр иностранных дел в кабинете Меркель также признал, что его приверженность «Северному потоку - 2» была явной ошибкой. «Мы [правительство ФРГ] цеплялись за мосты, в которые Россия больше не верила и о которых нас предупреждали наши партнеры», - подчеркнул Штайнмайер. Безусловно, «Восточная политика» ФРГ в целом потерпела крах: с точки зрения государств Восточной и Центральной Европы начало российской СВО 24.02.2022 продемонстрировало полную несостоятельность внешнеполитического курса Германии Wandel durch Handel - изменения через торговлю. Согласно этой столь любимой Берлином на протяжении многих лет концепции, экономическая выгода является движущей силой политической трансформации и сближения позиций. Причем в вину правительству А. Меркель теперь ставят (и в рамках острого внутригерманского дискурса, и в критической массе внешних публикаций) даже не сохранение большого объема дипломатических контактов с Москвой, а прежде всего рост энергетической зависимости от России после событий 2014 г. Цифры говорят сами за себя. Если к 2014 г. поставки российского газа в ФРГ занимали около трети от общего объема импортируемого газа, то к 2021 г. энергетическая зависимость Берлина от Москвы значительно возросла: объем российского голубого топлива составлял уже более половины (55%). Канцлер О. Шольц допущенные ошибки своих предшественников признал, заявив, что Германия слишком долго и односторонне полагалась на поставки энергоносителей из России, хотя старая формула, согласно которой РФ является надежным экономическим партнером даже во времена кризиса, по его словам, больше не работает. Тем не менее экс-канцлер Ангела Меркель в своем первом большом интервью после выхода в отставку хотя и признала, что ее правительству «не уда-
1 Die Sicht der Bundesbürger auf den Ukraine-Krieg. -15.06.2022. - URL: https://www.lifepr.de/inaktiv/forsa-brandcontrol-gmbh/die-sicht-der-bundesbuerger-auf-den-ukraine-krieg/boxid/904045 (date of access: 22.06.2022).
2 Steinmeier räumt Fehler in Russland-Politik ein, „Habe mich
geirrt. - 20.03.2022. - URL: https://www.express.de/politik-und-wirtschaft/steinmeier-raeumt-fehler-in-russland-politik-ein-habe-mich-geirrt-92242 (date of access: 23.0.2022).
лось создать архитектуру безопасности» в Европе, отказалась извиняться за свою политику в отношении РФ. «Дипломатия не является ошибкой только потому, что она не сработала...» -подчеркнула экс-канцлер.
Все 16 лет пребывания у власти Ангелы Меркель внешняя политика Германии продолжала базироваться на нескольких постулатах, которые, надо признать, немало прослужили экономическому процветанию страны: военная сдержанность, обширная паутина экономических контактов, в том числе и с «неудобными режимами», политический диалог и твердая приверженность международному порядку, «основанному на правилах». Благодаря завершению холодной войны Германия не просто выиграла, а «сорвала джек-пот»: начиная от воссоединения страны до приобретения статуса ведущей страны-экспортера и получения всех преимуществ глобализации. Вполне уютно чувствуя себя при этом в тени американского ядерного зонтика. В связи с этим автору представляется крайне важным избежать попадания «новой» внешней и оборонной политики Германии в прокрустово ложе блокового противостояния по линии Восток - Запад образца 2022 г. Очевидно, что могильщиком окончательно похороненных «особых отношений» Германии с Россией, основанных на взаимной экономической выгоде, стали не только события 2014 г. и февраля 2022 г. Оставляя их за скобками, можно предположить, что к общей деградации российско-германских отношений привела во многом и деградация шкалы общих вызовов. В этих условиях в отсутствие общности системы ценностей потенциала взаимной экономической заинтересованности Германии и России попросту не хватило на дальней дистанции.
То, чего сейчас не хватает внешней политике Берлина, в том числе и на этом треке, - это гибкость, широта мышления, готовность к рассмотрению альтернативных сценариев и стремление стать модератором международной повестки. В том числе и в отношении крайне болезненного вопроса, который пока затрагивает лишь очень незначительную часть международного экспертного дискурса3: как в принципе будет впоследствии строиться взаимодействие Запада (Европы, Германии) с Россией? Политика Берлина по сути должна перестать быть реактивной, заполнив вакуум лидерства и взяв на себя ответственность за обеспечение европейской безопасности не на словах, а на деле.
Dankbar Ch. Scholz-Berater Plötner: Verhältnis zu Russland wichtiger als Panzer für Ukraine? - 21.06.2022. - URL: https:// www.berliner-zeitung.de/politik-gesellschaft/olaf-scholz-berater-jens-ploetner-verhaeltnis-zu-russland-wichtiger-als-panzer-fuer-ukraine-li.238808.amp (date of access: 22.06.2022).
Новые вызовы для Германии
Однако вызовы, встающие перед правительством Олафа Шольца, на самом деле гораздо шире. И острее: «эффект калейдоскопа», смещение баланса сил в ЕС на Восток, конфликт интересов «ремилитаризации» и «зеленого перехода», вакуум лидерства, медиаконфронтация и т.д. Ситуация на самом деле очень напоминает детскую игрушку калейдоскоп, в который в Берлине смотрели годами, но уронив его, к своему немалому изумлению, увидели совсем другую картинку. Слишком долго в Германии подходили к анализу ситуации «со своим мерилом», отсюда и допущенные германскими политическими и экспертными кругами ошибочные оценки мотивов, намерений и действий крупных мировых акторов на рубеже 20-х годов текущего столетия, которые в кризисной ситуации привели официальный Берлин к растерянности и частичному параличу системы принятия решений. Пока в условиях крупного геополитического конфликта в Европе центр принятия решений сместился скорее в треугольник США - Великобритания -Восточная Европа (прежде всего, это Польша и страны Балтии). Сохранение такого положения дел чревато смещением на восток и баланса сил в Евросоюзе (в пользу Варшавы). Берлин же скорее пытается маневрировать по течению в рамках позиции так называемого коллективного Запада, стараясь по возможности не совершать чрезмерно резких движений. Сосредоточив при этом усилия на реформировании европейской интеграционной модели в условиях масштабного кризиса, в том числе лоббировании модификации системы принятия решений в ЕС в сфере внешней политики - от принципа единогласия к принципу большинства.
Политика Германии годами строилась на решении любых внешнеполитических проблем на основе метода экономического кнута и пряника. Либо предложить партнерам выгодное решение (финансовую поддержку), либо оказать экономическое давление. Чувства коллективной вины нации и исторической ответственности стали основанием и оправданием отказа от военной составляющей своего властного инструментария. Однако геополитическая турбулентность в центре Европы перевернула ситуацию на 180%. Совершенно неожиданно оказалось, что те самые европейцы, страхов которых в отношении политического и военного потенциала Германии так боялись в Берлине, теперь предъявляют ему совсем иные претензии, суть которых заключается в том, что страна такого размера, численности населения и экономической мощи давно должна
была отказаться от пацифистской политики и взять на себя ответственность за обеспечение безопасности на континенте и в глобальном масштабе. И что «дипломатия денег» в ситуации крупного военного конфликта на континенте продемонстрировала свою несостоятельность, а попытки ФРГ играть роль моста между Востоком и Западом теперь квалифицируются союзниками не как стремление Берлина удержать Россию от разворота на восток, а как желание усидеть на всех стульях разом ради собственной выгоды. Крайне рациональная картина мира, существовавшая в головах германского политического истеблишмента, разбилась об алогичность и нелинейность формирующегося миропорядка. Длительный отказ страны от оперирования категорией «национальные интересы» стоил ей стратегической дееспособности. Оставаясь безусловным флагманом Евросоюза в рамках франко-германского тандема, Германия неожиданно оказалась в роли ведомого, в распоряжении которого, по сути, лишь реактивная внешняя политика.
Возвращение масштабного противостояния на европейский ТВД неизбежно потребует от Германии не только переосмысления внешней и оборонной политики, но и modus operandi взаимодействия с союзниками, партнерами и т.д. С высокой долей вероятности можно предположить, что пройдут годы, прежде чем запланированные правительством ФРГ масштабные инвестиции де-факто смогут трансформироваться в увеличение оборонного потенциала Германии. Поэтому очевидно, что как минимум в среднесрочной перспективе Североатлантический альянс и Соединенные Штаты останутся несущими конструкциями для обеспечения европейской безопасности. В этом отношении как минимум в кратко- и среднесрочной перспективе просматривается и еще одна серьезная проблема: модернизация и высокотехнологическое перевооружение бундесвера не является разовым мероприятием, это растянутый во времени процесс, требующий серьезных «операционных» расходов. Соответственно, неизбежно возникнет конфликт интересов в отношении финансирования амбиционных планов правительства ФРГ по «зеленому переходу» на альтернативные источники энергии, экологических и климатических программ, гуманитарных проектов.
Однако в данный исторический момент Германии, которая буквально «обречена» на роль лидера Европы вследствие своего экономического, а теперь уже и политического веса, населения и территории, придется неизбежно столкнуться с необходимостью фундаментальных изменений в европейской политике. Федеральный президент
Ф.-В. Штайнмайер еще в 2020 г. сделал следующее заявление: «Мы, немцы, должны понять, что сильная Европа - это наша инвестиция в трансатлантические отношения. Только тогда наше партнерство с США приобретет стратегическое связующее звено, которое сможет также сгладить расхождения в отдельных политических вопросах»1.
Постоянным внешнеполитическим рефреном Берлина на протяжении последней пары десятилетий была фраза «Германия должна взять на себя больше ответственности». При этом каждое последующее федеральное правительство подвергалось критике как внутри страны, так и извне за то, что реальное наполнение сильно уступало декларациям. Что это намерение носит в большей степени демонстративный характер, несмотря на значительные подвижки в этом направлении. Этот критический настрой сохраняется и сейчас, несмотря на то что Германия риторически уже совершила «внешнеполитический разворот», который предопределило то, что впервые с момента окончания холодной войны экономика вчистую проиграла геополитике. Недавно газета Die Welt очень хлестко написала2, что роль лидера Европы пока «велика Олафу Шольцу на три размера» и Германия не готова принять на себя бремя европейского лидерства. Причины такого скепсиса вполне очевидны, и они связаны не только с отсутствием у Олафа Шольца достаточной свободы манёвра вследствие наличия еще двух союзников по коалиции, интересы которых не всегда совпадают. Начало второго десятилетия XXI в. становится переломным моментом истории. Мы находимся в окне, когда масштабное изменение архитектуры безопасности в Европе в условиях отчетливого вакуума лидерства провоцирует эффект карточного домика, рискуя придать процессу неуправляемый характер. Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан с горечью констатировал, что «реальность становится таковой, что больше нет правил по стабильности и безопасности в Европе. Инструменты, юридические акты, которые могли поддерживать безопасность, устарели. Одни потому, что многие из них вышли, другие потому, что их
3
время прошло» .
Значительно усугубляет ситуацию и растущая медиаэскалация: не будет преувеличением сказать, что мир вступил в эпоху пропагандистской войны. В информационном поле также просматриваются новые вызовы для германского правительства: медиаресурс в нынешней ситуации не является сильной стороной Берлина. Между тем одним из наиболее эффективных элементов американского властного ресурса является как раз безоговорочное доминирование в мировом информационном пространстве. Стране, в силу размера своей территории и количества населения буквально обреченной быть лидером Европы, придется в условиях экстраординарной геополитической ситуации учиться мыслить и действовать в категориях не только «долга», но и «воли».
Таким образом, перед Германией начала 20-х годов XXI столетия встает крайне непростая задача: переосмыслить заново свою роль в Европе и в мире, избежав при этом как ловушки своего прошлого, так и не попав в ментальные сети европейского коллективного самосознания, в котором большая и сильная Германия раз за разом рождает фрустрации и страхи. Положение, в котором может оказаться Берлин в отношении своего внешнеполитического профиля, как нельзя лучше описывает известное замечание Ф. Честерфильда: «Сдержанность - крайне неприятная черта, несдержанность -крайне опасная». Германии в этом переломном моменте истории Европы остается одно: путем нахождения нового внутриполитического консенсуса попытаться, перефразируя Ремарка, понять, какие мосты в немецкой внешнеполитической традиции следует перейти, а какие сжечь. Речь идет в том числе и об отказе от обусловленной чувством исторической вины немцев культуре сдержанности во внешней и оборонной политике и пацифизме, в отношении которых на протяжении более 70 лет существовал устойчивый консенсус между германскими элитами и обществом. Как гласит старая немецкая поговорка, «Man muss sich nach der Zeit richten, sie richtet sich nicht nach uns». Необходимо подстраиваться под время - оно не подстроится под нас.
1 Deutschlands Chance von Bundespräsident Frank-Walter Steinmeier. - 08.11.2020. - URL: https://rn.faz.net/aktuell/politik/ von-trump-zu-biden/beitrag-des-bundespraesidenten-fuer-die-f-a-z-deutschlands-chance-17042243.html (date of access: 21.06.2022).
2 Lehnartz S. Macrons Scheitern hat massive Folgen für Deutschland. - 20.06.2022. - URL: https://www.welt.de/debatte/ plus239456427/Macrons-Debakel-eine-Niederlage-fuer-Deutschland.html (date of access: 20.06.2022).
3 https://www.ft.com/content/49a53ff8-f154-4e1f-8141-ed6ee8b6d6cc.