Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ КАЧЕСТВА ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ, ХРАНЕНИИ, ТРАНСПОРТИРОВКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ'

АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ КАЧЕСТВА ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ, ХРАНЕНИИ, ТРАНСПОРТИРОВКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Все о мясе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / КАЧЕСТВО / QUALITY / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / FALSIFICATION / ХОЛОДОВАЯ ЦЕПЬ / COOL CHAIN / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / NATIONAL QUALITY MANAGEMENT SYSTEM
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ КАЧЕСТВА ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ, ХРАНЕНИИ, ТРАНСПОРТИРОВКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ»

УДК 637.05:346.544.4.

аспекты правового

регулирования вопросов качества пищевой продукции при производстве, хранении, транспортировке

и реализации

Кузнецова О.А., канд. техн. наук, Старцева Ю.А.

ФГБНУ «ВНИИМП им. В.М. Горбатова»

Ключевые слова: стратегия, качество, фальсификация, холодовая цепь, национальная система управления качеством

legal aspect of food quality

regulation in

production, storage and distribution

Kuznetsova O.A., Startseva Y. A.

The V.M. Gorbatov All-Russian Meat Research Institute

Key words: strategy, quality, falsification, cool chain, national quality management system

В рамках проведения XI Всероссийского форума «Здоровье нации основа процветания России», по инициативе Комитета Совета Федерации по Аграрно-продовольственной политике и природопользованию ВНИИМП им. В.М. Горбатова, ВНИХИ и ВНИИТЕК было организовано заседание Круглого стола по теме: «Аспекты правового регулирования вопросов качества пищевой продукции при производстве, хранении, транспортировке и реализации».

В Круглом столе приняли участие специалисты органов государственной власти, научно-исследовательских институтов пищевого профиля, крупных отраслевых союзов, среди них: Совет Федерации, Минсельхоз России, ВНИИМП им. В.М. Горбатова, ВНИХИ, ВНИИТеК, ВНИИК, ВНИИО, «Союз участников потребительского рынка», «Союз мороженщиков России», «Россоюзхолодпром», «Центр контроля качества товаров, работ и услуг» (Санкт-Петербург), МГТУ им. К.Г. Разумовского и др.

В рамках работы Круглого стола было уделено внимание следующим вопросам: противодействие фальсификации продуктов питания, несовершенства законодательной базы в области идентификации пищевой продукции, порядок разработки стандартов в сфере пищевой продукции, проблемы обеспечения сохранности скоропортящихся пищевых продуктов при хранении и транспортировке, механизмы государственной поддержки производителей качественной пищевой продукции.

Участникам мероприятия для начала предлагалось дать свою оценку и определение понятию «качество продукции» в современном мире. И уже на этом этапе возникли оживленные дискуссии. Для одних качество - это философская, обобщающая категория, другие определили его как совокупность физико-химических, микробиологических показателей,

для третьих, качество соединяет в себе безопасность продукции и ее востребованность для потребителя. Еще одним необходимым критерием для оценки качества участники Круглого стола отметили подлинность продукции, то есть борьбу с фальсификацией и недобросовестными участниками рынка товаров.

Проблему фальсифицированной продукции поднял в своем выступлении «Системный подход к противодействию фальсификации продуктов питания» Андрей Николаевич Петров - директор Всероссийского научно-исследовательского института технологии консервирования. Андрей Николаевич акцентировал внимание на том, что тема выявления и борьбы с фальсификатом не новая, но с каждым годом в России она приобретает все большую актуальность. Фальсификация - применительно к потребителю - это предоставление ему недостоверной, заведомо ложной, искаженной информации о товаре. Еще в 18 веке издавались пособия для распознавания подделки и обнаружения посторонних примесей в продуктах питания (мука, хлеб, молоко, сыр, алкогольная продукция, мясо, шоколад и т.д.) без применения сложных приборов и аппаратов, то есть для рядового потребителя. А.Н. Петров привел данные с официального сайта комитета Государственной думы от 14.02.2006: «...Объем фальсифицированной продукции в России, составил по отдельным видам продукции от 35% до 90%, доля фальсификата увеличивается в среднем на 15% в год...». Эти цифры поражают.

Риски для потребителей при использовании фальсифицированных товаров по-настоящему велики. Андрей Николаевич озвучил основные угрозы: риск утраты здоровья членов общества, ухудшение структуры питания, моральная деградация как отдельных людей, так и общества в целом, угроза национальной безопасности, снижение международного уровня

доверия к государству с высоким уровнем фальсифицированной продукции.

Естественно, что противодействие фальсификации должно в первую очередь осуществляться на государственном уровне и иметь системный подход. Петров отмечает, что для этих целей должны развиваться не только предупредительные меры (мониторинг, анализ рынка; выявление типовых схем фальсификаций; оценка рисков; создание единой базы и т.д.), но должна существовать и четкая доказательная база (аккредитованная лаборатория, эксперты, методы выявления фальсификации, методы про-слеживаемости).

Директором ВНИТеК был предложен следующий алгоритм противодействия фальсификации, включающий в себя идентификацию объекта, определение вида и способа фальсификации, выявление виновного за фальсификацию и наступление ответственности за правонарушение.

Всероссийский научно-исследовательский институт холодильной промышленности на Круглом столе представлял директор организации - Антон Георгиевич Белозеров. Его доклад «Холод-основной фактор сохранения качества продукции» включил в себя ряд важных замечаний по поводу организации хранения продуктов питания.

По данным ФАО/ВОЗ во всем мире только мяса и мясной продукции на всех этапах цепи от выращивания до потребителя теряется порядка 20%, что эквивалентно 263 млн тоннам мяса или 75 млн коров.

Для обеспечения сохранности качества продукции необходимо соблюдение условий хранения и при производстве, и в товаропроводящей сети, и, что немаловажно, при использовании продукции самими потребителями. Как пример, Антон Георгиевич использовал ситуацию с несоблюдением товарного соседства по

все о мясе №3 i 2017

температурному режиму при реализации пищевых продуктов.

В качестве рекомендаций к заседанию Круглого стола А.Г. Белозеров предложил ускорить рассмотрение и утверждение документа «Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы», а также ускорить реализацию Подпрограммы по направлению «Производство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Антон Георгиевич сделал акцент и на необходимости предусмотреть подраздел «Холодильное оборудование для АПК, транспорта, оптовой и розничной торговли» при разработке Стратегии развития для пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2030 года.

Также своим опытом в области обеспечения рынка качественной продукцией поделился Заместитель директора Санкт-Петербургского Центра контроля качества товаров (продукции) работ и услуг Владимир Андреевич Баринов. Он говорил о механизмах государственной поддержки производителей качественной пищевой продукции, на примере города Санкт-Петербург. Представил участникам Круглого стола программу «Петербургская марка качества», которая за время своего существования успела положительно себя зарекомендовать. Целью этой программы является продвижение качественных и конкурентоспособных товаров и услуг местных производителей на потребительском рынке Санкт-Петербурга, информирование жителей Санкт-Петербурга о наличии таких товаров.

«Петербургская марка качества» была создана для решения ряда острых проблем, таких как: большое количество обращений, претензий потребителей на неудовлетворительное качество продукции; недобросовестность организаций, оказывающих услуги по регистрации деклараций на продукцию; несовершенство системы декларирования.

Гарантией стабильного качества товаров и услуг «Петербургской марки качества» является проведение плановых и внеплановых проверок, уверен В.А. Ба-ринов. Разработан ряд этапов, которые необходимо пройти любой продукции для присвоения знака качества «ПМК». Проведение лабораторных испытаний, инспекционная оценка производства, систематический контроль качества и безопасности продуктов питания - все это обязательные условия для получения знака.

Заместителем директора по научной работе ВНИИМП им. В.М. Горбатова Оксаной Александровной Кузнецовой была проанализирована принятая в июне 2016 года «Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года». По мнению О.А. Кузнецовой Стратегия в большей степени отражает вопросы здравоохранения, рационального питания, стимулирования ведения здорового образа жизни и так далее, но не вопросы качества пищевой продукции. В документе необходимо было сделать больший акцент на нормирование характеристик качества, технологические приемы его формирования и сохранения, а также инструменты и методы контроля и над-

зора (методы исследования, программы мониторинга, прослеживаемость и прочее).

Отсутствие системного государственного подхода к мониторингу качества и принятия решений, направленных на его повышение, а также решение вопросов доступности качественной продукции для всех слоев населения, до сих пор не позволяет провести объективную оценку уровня качества продукции в Российской Федерации.

По мнению специалистов института Национальная система качества должна состоять из следующих структурных элементов:

Национальная система стандартизации

Нормирование качества пищевой продукции, а также методов подтверждение его соответствия на государственном уровне осуществляется посредством национальных и межгосударственных стандартов.

В связи с добровольностью применения стандартов возникает ряд вопросов и многочисленных споров об обязательности применения стандартов вида «общих технических условий» при разработке собственной документации производителем (технические условия, стандарты организации), а также при оценке продукции, поступающей по импорту.

Для решения этой проблемы должна быть выстроена стройная система стандартизации идентификационных признаков для каждой группы пищевой продукции (стандарты вида ОТУ). Эти стандарты должны носить обязательный характер применения.

Также, очень важным вопросом является разработка стандартов на методы исследования показателей качества. Данные документы должны разрабатываться как по направлению арбитражных методик, так и по экспресс-методам, помогающим предприятиям оперативно получать необходимую информацию о результатах входного контроля и управлению производственным процессом.

Национальная система прослеживаемости

В рамках пищевого законодательства Таможенного союза (ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 034/2013), а также обязательств России в рамках ВТО, регламентировано обязательное внедрение на предприятиях, задействованных в производстве пищевых продуктов, системы прослеживаемости. Система прослеживаемо-сти, как внутренняя (осуществляемая

Рисунок 1. Основные элементы Национальной системы управления качеством

2017 | №3 все о мясе

самим предприятием), так и внешняя (осуществляемая на государственном уровне) в настоящий момент в России отсутствует.

В связи с этим, создание государственной программы по внедрению системы прослеживаемости для всех видов пищевой продукции с назначением единого координационного органа является необходимым мероприятием.

Национальная система мониторинга

Говорить о качестве невозможно без цифр и фактов. В целях их получения должна быть разработана национальная система мониторинга качества пищевой продукции. Исходя из поставленных в Поручении Президента задач, структура Национальной системы мониторинга должна опираться на системный подход и базово определяться циклом «мониторинг - анализ данных - направленные мероприятия-мониторинг». Учитывая широкую лабораторную сеть, в том числе возможность регистрации полученных данных в электронных базах (Веста -Россельхознадзор, БД Роспотребнадзор, ФГИС - Росаккредитация), функции по проведению рутинного мониторинга показателей идентификации, качества и выявления фальсификации целесообразно возложить на существующие органы контроля. В ряде случаев могут привлекаться независимые аккредитованные лаборатории и экспертные организации. Получаемые результаты должны концентрироваться и/или передаваться в единый центр для анализа. Учитывая экспертную компетентность создаваемого ФНЦ Пищевых систем им. В.М. Горбатова, на основании полученных данных ФНЦ или другая уполномоченная организация может проводить анализ на предмет выявления тенденций в изменении показателей качества продукции идентификационных признаков и выявлении новых видов фальсификации и изменения направленности ранее выявленных.

Государственная система информирования и просвещения населения

В дополнение к мероприятиям, указанным в Плане реализации Стратегии предлагается законодательно ввести или увеличить ответственность СМИ за выдаваемую в эфир/печать информацию о качестве и безопасности продуктов питания. Зачастую это данные, не подтвержденные ни научными исследованиями, ни законодательными требованиями, а как правило вообще инсценированные или намеренно иска-

женные. По этой причине у населения возникает резко отрицательное отношение к отечественной продукции и отдельным видам продуктов.

Государственная система поддержки добросовестных производителей

Данная система должна включать два важных аспекта:

Защита рынка от фальсифицированной продукции, что обеспечит как защиту потребителей, так и защиту производителей от недобросовестной конкуренции (определение уполномоченных органов на проведение подобного контроля, создание четкой процедуры его проведения и оценки полученных результатов). Для производителей фальсифицированной продукции должна быть увеличена ответственность соразмерно масштабам производства.

Второй аспект - построение риск-ориентированного контроля за предприятиями пищевой промышленности не только исходя из критериев безопасности производимой продукции, но и по результатам мониторинга показателей качества, и в результате снижение для добросовестных производителей периодичности проверок.

Главное понимать - качество формируется на производстве, и далее поддерживается и сохраняется в товаропроводящей цепи. Поэтому главная цель политики в этом направлении -стимулировать предприятия к выпуску качественной и доступной широкому кругу потребителей продукции. Научные же организации должны помочь производителям в разработке и внедрению технологий, оптимизирующих и повышающих глубину переработки процессов производства, снижающих количество потерь по цепи от поля до прилавка, в разработке новых современных методов контроля.

Каждый доклад и тема Круглого стола вызывали оживленную дискуссию. По результатам, участниками Круглого стола были сформулированы следующие рекомендации: 1. Стратегия повышения качества должна быть встроена в систему стратегического планирования, рассматриваться в комплексе с другими принятыми стратегическими документами, такими как Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства № 2592-р). Так, 18.04.2017 принята Стратегия обе-

спечения единства измерений в Российской Федерации до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства № 737-р).

2. Необходимо оценить выполнение ранее принятых планов по реализации стратегических документов, в том числе, Плана мероприятий по реализации положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2010 года № 376-р.

3 Внести изменения в Федеральный закон № 162 от 29.06.2015 «О стандартизации в Российской Федерации» об обязательности применения стандартов на термины, классификацию и стандарты вида «общие технические условия».

4. Разработать регламент взаимодействия министерств, Росстандарта и профильных технических комитетов по вопросам формирования Плана национальной стандартизации и разработки стандартов с решением вопроса о финансировании как исследований для разработки стандартов, так и их оформления и принятия.

5. Основной упор должен быть сделан на мониторинге качества пищевой продукции, но, при этом, должна быть оценена результативность мониторинга, проводимого с 2000 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 №883.

© контакты:

Кузнецова Оксана Александровна а Ok@vniimp.ru Старцева Юлия Андреевна а Yu.starceva@vniimp.ru

все о мясе №3 | 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.