Научная статья на тему 'Мероприятия по предупреждению доступа фальсифицированных продовольственных товаров для сетевых предприятий торговли (часть 2)'

Мероприятия по предупреждению доступа фальсифицированных продовольственных товаров для сетевых предприятий торговли (часть 2) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Все о мясе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / КАЧЕСТВО ТОВАРОВ / БЕЗОПАСНОСТЬ ТОВАРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коваленок Алексей Викторович, Соммер Наталья Викторовна, Курочкин Андрей Юрьевич

Необходимость обеспечения качества и безопасности реализуемых товаров в точке продаж очевидная и, безусловно, необходимая задача для руководителя /владельца предприятия торговли. Некоторые принципы, которые сегодня являются добровольным выбором, завтра станут осознанной необходимостью, а вскоре, и непременным условием ведения бизнеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коваленок Алексей Викторович, Соммер Наталья Викторовна, Курочкин Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мероприятия по предупреждению доступа фальсифицированных продовольственных товаров для сетевых предприятий торговли (часть 2)»

мероприятий по предупреждению

доступа фальсифицированных продовольственных товаров для сетевых предприятий торговли

Окончание. Начало в журнале «Все о мясе» №2 за 2015 год.

Коваленок А. В., канд. техн. наук, Соммер Н. В., Курочкин А. Ю.

МЕТРО Кэш энд Керри

Необходимость обеспечения качества и безопасности реализуе- УДК 637.°68:339.378 Нмых товаров в точке продаж - очевидная и, безусловно, необхо- Ключевые слова: димая задача для руководителя / владельца предприятия торговли. фальсификация, качество Некоторые принципы, которые сегодня являются добровольным товаров, безопасность товаров выбором, завтра станут осознанной необходимостью, а вскоре, и непременным условием ведения бизнеса

5. Обеспечение предупреждающих действий Отсюда следует вывод, что контроль продукции в реали-

на уровне реализации в торговой сети. зации посредством испытаний не является результативным

способом, на который должна быть сделана ставка в борьбе 5.2. Регулярные испытания реализуемой продукции. против фальсифицированной продукции. Только благодаря Не случайно испытания продукции, уже находящейся в системе поэтапных действий, изложенных выше, возможно реализации, являются последним шагом в системе предуп- предотвращение попадания фальсифицированной продук-реждающих мероприятий. ции на полки.

Единственно возможным на текущий момент способом является комплексная оценка продукции, в том числе, с применением сенсорной оценки аттестованными дегустаторами, а также анализ протоколов испытаний экспертами, которые предоставляют заключение, основанное на комплексной оценке многих показателей, и согласование на этапе заключения договора поставки, условий испытаний, а также методов испытаний

Основываясь на модели затрат на качество (ГОСТ Р 52380.1-2005) целесообразным представляются испытания с полок в размере не более 10% от представленного ассортимента реализуемых товаров в год. Это правило применимо для продукции с длительными сроками годности (например, стерилизованное молоко, сыры не нарезанные в головках, либо сыры нарезанные, упакованные в газовой модифицированной среде). Однако в случае ультра свежей и свежей продукции с короткими сроками годности (сметана, творог, сливочное масло) такое правило трудновыполнимо, поскольку увеличение количества образцов на испытания будет пропорционально срокам годности товара (поскольку качественные характеристики от партии к партии могут изменяться драматически), а также пропорционально ротации ассортимента в т.н. «категориях риска» (поскольку ассортимент в сетевых компаниях торговли не является статичным).

Контроль продукции с полок должен проводиться на регулярной основе в соответствии с планом-графиком. Выделяются 2 основных направления проведения испытаний продукции с полок - испытания на безопасность и испытания на фальсификацию. Каждое из направлений обу-словливает принципы выборки для формирования плана испытаний на год. В части проведения испытаний на фальсификацию, одним из принципов выборки вида продукции и периода испытаний, применяется определение фактора сезонности, описанное в п. 3.3.

В частности, для определения безопасности продукции, необходимой является выборка минимум одного наименования от производственной площадки. Для определения фальсификации, выборка должна производиться на уровне подкатегории поставщика и включать в обязательном порядке следующие группы продуктов, указанные в табл. 1.

Еще одним фактором, затрудняющим определение

Таблица 1. Перечень продукции повышенного риска фальсификации

фальсифицированной продукции, является разная степень развития испытательной базы и техническая вооруженность региональных лабораторий, в том числе, отсутствие некоторых видов аккредитации на специальные виды исследований. А в случае использования методик, которые являются уникальными для российского рынка, и разработаны под специальные параметры продукта (например, содержание жидкости в мясе), провести испытания в региональных лабораториях, вообще не представляется возможным.

лированный для профильных учреждений - научно-исследовательских институтов, исследовательских лабораторий, организаций по стандартизации - разработка методов определения, отвечающих следующим требованиям:

• Воспроизводимость результатов испытаний с высокой степенью;

• Доступность для выполнения в большинстве лабораторий и возможность аккредитации;

• Правовой статус - выпуск в виде ГОСТ с обязательной ссылкой в профильном техническом регламенте на вид продукта на перечень применяемых стандартов для методов испытаний;

Принятие на вооружение новых методов определения позволит, в первую очередь, добросовестным производителям подтверждать соответствие продукции не только требованиям безопасности, но также требованиям, предъявляемым к качеству продукта, в данном случае к строго определенному комплексу физико-химических характеристик, которыми должен обладать продукт.

Это также позволит сетевым компаниям торговли, стремящимся к удовлетворенности своих клиентов, получить в распоряжение объективные методы оценки продукции, чтобы исключить возможности для недобросовестных производителей продукции попасть на полки.

Как результат, это приведет к повышению качества продукции для потребителей, в том числе доступ продукции для здорового питания, в контексте её доброкачественности, в долгосрочной перспективе.

Категория

Продукция

переработки

молока

Наименование продукции

Сгущенное молоко ГОСТ

Молоко, сливки, творог, сметана, кисломолочные продукты, йогурты питьевые, детское питание, молочное, десерты, творожки

Мороженое

Сыры всех видов

Направление испытаний на фальсификацию

Обнаружение жиров

растительного

происхождения,

несоответствие

по показателям

Технического

регламента

(заниженное

содержание

белка, жира,

сухих веществ),

обнаружение

завышенного

количества

антибиотиков в

молоке

Принятие на вооружение новых методов определения позволит, в первую очередь, добросовестным производителям, подтверждать соответствие продукции не только требованиям безопасности, но также требованиям, предъявляемым к качеству продукта

Как следствие, протоколы испытаний и заключения, сделанные лабораториями, могут быть оспорены, в том числе и в судебном порядке, что дает возможность недобросовестным производителям уходить от штрафных санкций и ответственности.

Единственно возможным на текущий момент способом является комплексная оценка продукции, в том числе, с применением сенсорной оценки аттестованными дегустаторами, а также анализ протоколов испытаний экспертами, которые предоставляют заключение, основанное на комплексной оценке многих показателей, и согласование на этапе заключения договора поставки, условий испытаний, а также методов испытаний. Однако этот способ на практике реализуем только испытаний продукции, взятой на испытания с полок торговых центров, расположенных в Москве и Московской области. Доставить скоропортящуюся продукцию на испытания из других регионов (не обладающих лабораториями и экспертами), не представляется возможным.

Отсюда следует, что основной запрос бизнеса, сформу-

Схема, демонстрирующая систему мер по предотвращению доступа фальсифицированных продуктов на полки магазинов, представлена в Приложении 1.

контакты

Коваленок Алексей Викторович Соммер Наталья Викторовна Курочкин Андрей Юрьевич

+7 (968)667-1 163 +7 (495)921-1527 факс: +7 (495) 981-1868 Aleksey.Kovalyonok@metro-cc.ru

2015 | №3 ВСЕ О МЯСЕ

34

Приложение 1

Этап идеи

Какой продукт необходим на полке?

Этап исследования

исследование рынка по возможности предложить продукт (регулярный ассортимент либо СТМ)^.

исследование конкурентной среды - уровня качества сопоставимых продуктов на рынке и наличия производителей

испытания продукции для формулировки требований, определение средних по рынку показателей качества - физ-хим. и сенсорные характеристики

сопоставление цен, формирование Ц1нового диапазона в зависимости от позиционирования товара ^^

Разработка «технических требований к качеству и безопасности»

Трансляция и разъяснение требований потенциальным поставщикам, требования к сырью по цепи поставки

Формирование справедливых закуп^^ых цен при переговорах Учет сезонности для некоторых видов товаров (свежие и ультрасвежие)

Проверка до начала поставок

Анализ документов, подтверждающих соответствие, включая результаты испытаний от поставщика ^^

Аудит условий производства - прослеживаемость, перечень используемого сырья, испытания готовой продукци^

Договор поставки: наличие требований, способов контроля, санкции

Коммуникация с поставщиками, анализ рынка

¡^з

Проверка после начала поставок

Мониторинг СМИ, обращения потребителей, информация от конкурентов поставщика, информация от надзорных органов

Испытания продукции с полки, корректирующие действия

теория и практика ПЕРЕРАБОТКИ МЯСА

Всё О МЯСЕ

Подписка на 2015 год

/ )

Подписаться на журнал Вы можете:

Телефон/факс редакции: 8 (495) 676-72-91 Сайт: www.vniimp.ru

E-mail: journal@vniimp.ru

Подписные индексы: в каталоге Агентство «Роспечать» 81260

Стоимость подписки на журнал «Все о мясе»

• на 1 номер 330 руб. (с НДС) • на 6 номеров 1980 руб. (с НДС) Подписка осуществляется с любого номера журнала

Бесплатная доставка в любой город России и ближнего/дальнего зарубежья Индивидуальный подход к каждому клиенту, консультации

Подписавшись на журнал: «Всё о мясе», Вы получите возможность в числе первых узнавать о последних достижениях отраслевой науки, находить оптимальные решения для своих практических задач.

Мы работаем для Вас!

Электронная версия журнала: www.elibrary.ru www.vniimp.ru

Адрес ВНИИМП: 109316, Москва, Талалихина, 26

......„2,

Протеин

Технологии

Ингредиенты

ГРУППА КОМПАНИЙ

Рублем ударяя

по ценам противным,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отечество

делаем крепким и

сильным!

& ешшом

МЕТАЮишЛ К—

ГК ПТИ - российский производитель функциональных и пряно-ароматических смесей, клетчатки, животного белка и текстуратов. Со своим партнером, компанией Фрутаром, мы привлекаем лучшие исследовательские ресурсы из Европы, Израиля и США для разработки и производства новых продуктов. Эти продукты предназначены для производства в России и для претворения в жизнь программы импортозамещения. Являясь лидером рынка, мы создаем нашим клиентам наилучшие условия для работы, оказываем квалифицированную технологическую поддержку, нормативное и информационное сопровождение. Нам доверяют ведущие предприятия России и стран СНГ и многие годы мы делам все, чтобы оправдывать доверие наших клиентов изо дня в день.

Компания ПТИ - ваш надежный партнер www.protein.ru +7 (495) 786-85-65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.