Научная статья на тему 'Выработка единых требований как часть глобального подхода к пищевой безопасности (часть 2)'

Выработка единых требований как часть глобального подхода к пищевой безопасности (часть 2) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Все о мясе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПИЩЕВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ РЫНКА / FOOD SAFETY / GLOBALIZATION OF THE MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коваленок Алексей Викторович, Соммер Наталья Викторовна, Курочкин Андрей Юрьевич

В условиях глобализации рынков, в том числе и рынков продовольственного сырья, развития технологий производства продуктов питания и сетевого розничного бизнеса, на первый план выходят проблемы, связанные с обеспечением продовольственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of uniform requirements as part of global approach to food safety

In the conditions of globalization of the markets including the markets of food staples, developments of production technologies of food and network retail business, come to the forefront the problems connected with ensuring food security.

Текст научной работы на тему «Выработка единых требований как часть глобального подхода к пищевой безопасности (часть 2)»

12

ГЛАВНАЯ ТЕМА

ВЫРАБОТКА ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ как часть

глобального подхода к пищевой

безопасности

Окончание статьи. Начало в №4 за 2015 год

Коваленок А. В., канд. техн. наук, Соммер Н. В., Курочкин А. Ю.

МЕТРО Кэш энд Керри

в условиях глобализации рынков, в том числе и рынков продовольственного сырья, развития технологий производства продуктов питания и сетевого розничного бизнеса, на первый план выходят проблемы, связанные с обеспечением продовольственной безопасности.

Часть 2

УДК ¿64:006.032:658.562 Ключевые слова:

пищевая безопасность, глобализация рынка

Естественно, категоризация является условной, и может меняться в зависимости от нескольких факторов, например:

• Статус поставщика с точки зрения сложности технологических процессов и места в цепи производства и поставки - очевидно, что аудитам должны подвергаться производственные площадки по категориям, указанным выше, однако возможны исключения для компаний, осуществляющих только дистрибуцию и логистику, например, замороженного мяса, и не осуществляющих никакие технологические операции, в том числе, не нарушающие упаковку товара;

• Статус поставщика с точки географии поставок (федеральный I локальный) для продукции РФ - размеры компании и её экономические возможности определяют возможности по контролю и обеспечению качества, таким образом, наибольшее внимание уделяется локальным производствам продукции с коротким сроком годности небольшого формата (менее 100 сотрудников, 1-2 производственные линии, одна производственная площадка);

• Страна происхождения продукции и сырья (Евросоюз, Азиатско-Тихоокеанский регион, страны СНГ, бывшие советские республики), поскольку на текущий момент нормы по безопасности продуктов литания не гармонизированы со странами Евросоюза, некоторыми странами Азиатско-Тихоокеанского региона, объектом пристального внимания становится продукция импорта, т.е, деликатесные мясные, рыбные, молочные продукты, а также страны -потенциальные поставщики сырья;

• Развитие региона (Центральный, Поволжье - Юг, Урал -Сибирь, Севере - Запад) - в данном контексте это означает технологическое развитие и логистическую доступность.

Однако для гармонизации требований к проведению аудитов условий производства необходимо согласовать хотя бы общие категории товаров, производство которых должно сопровождаться аудитом.

6. Выбор и согласование независимых организаций, проводящих аудит, и кандидатов для назначения аудиторами

Следующий логический вопрос, который поспедует на этапе проведения аудита и получения результатов - объективность получаемых результатов аудитов и единообразной оценки по соответствию либо не соответствию. Очевидно, что з условиях конкурентной борьбы, компании розничной торговли не смогут безоговорочно доверять результатам аудитов, проводимых компаниями - конкурентами самостоятельно.

Следующий логический шаг - выбор независимой аккредитованной организации «третьей стороны» для проведения аудитов условий производства по единым правилам, а также требования к отбору кандидатов, проводящих аудиты условий производства.

Требования к кандидатам должны быть сформулированы очень подробно и не должны единственным образом основываться на критериях отбора кандидатов для назначения аудиторами по стандартам ISO 9001 либо даже ISO 22000. Это необходимо в силу того, что технологии производства товаров, подлежащих аудиту, различаются слишком значительно, в особенности законодательными требованиямикотрасли, именно поэтому, аудитор, например, проводящий аудит предприятия по производству мяса, должен обладать детальными знаниями законодательных нормативно-правовых актов, регулирующих работу мясной отрасли (TP ТС 034 «О безопасности мяса и мясной продукции», Санитарные Правила для предприятий мясной промышленности 3238-85, всевозможные подзаконные нормативные акты ветеринарных служб субъектов РФ, постановления правительства и т.д), а не только общий TP ТС 021 «О безопасности пищевой продукции» и СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля».

Более того, в условиях постоянно происходящих изменений в правовом попе, выхода и вступления в силу различных технических регламентов, регулирующих деятельность различных отраслей пищевой промышленности, потенциальный аудитор должен отслеживать все происходящие изменения и применять полученные знания на практике для всех отраслей, где происходят изменения. Практика работы МЕТРО' Кэш энд Керри показывает, что для получения максимально компетентной оценки производственных условий поставщика, а также получения максимально объективной суммарной оценки аудита, необходимо ограничивать область назначения аудитора в основном теми категориями, где они имеет релевантное образование и опыт работы по специальности диплома.

При выборе организации «третьей стороны» принимаются к рассмотрению следующие критерии:

* организация является специализированной на предоставлении услуг в области разработки, внедрения, сертификации систем менеджмента, с правом оказания услуг на территории РФ (коды ОКВЭД 74.30.1-74.30.9);

* организация является международной, имеющей филиал (представительство либо иную дочернюю структуру), а также разветвленную сеть в РФ;

* организация имеет аккредитации на проведение работ по сертификации систем менеджмента (в том числе по GFSI- признаваемым схемам), аккредитация входит в одну из ассоциаций (IAF), участвующих в MLA (Multi lateral agreement);

* сертификаты, выдаваемые организацией, имеют международное признание (посредством MLA);

* организация имеет перечень штатных сотрудников -аудиторов для предоставления услуг, регулярно проводит обучение штатных сотрудников;

При выборе кандидатов на должность аудитора предприятий принимаются к рассмотрению следующие критерии:

* кандидат имеет профипьное первое высшее образование (дневная форма обучения) ветеринарное (ветеринарный врач), биотехнопогическое, медицинское (санитарный врач), сельскохозяйственное (эоотехнология) либо ученую степень кандидата химических, биологических, технических, сельскохозяйственных, медицинских, ветеринарных наук по специальностям ОКСВНК 02.00,01-21, 03.00.02-07, 03.00.11-32, 05.18.00-18, 06.01,00-13, 06.02.00-05, 14.00,07,20,25,33,36,42,47,16.00.01-08 - для назначения на проведение аудитов категорий молочные продукты (включая молочные продукты с коротким и длительным сроком годности, яйцо, сыры и деликатесная продукция и т.д.), мясные продукты (включая мясо скота и птицы охлажденное, замороженное, фарши, мясные деликатесы, колбасы, мясные консервы и т.д.), рыбные продукты (включая рыбу живую, охлажденную, замороженную, рыбные деликатесы, рыбные консервы и т.д.);

* кандидат имеет профильное первое высшее образование (дневная форма обучения) - пищевое технологическое,

химическое технологическое -для назначения на проведение аудитов категорий кондитерские, хлебобулочные изделия (включая хлеб, пироги, пирожные, сахарные, мучные кондитерские изделия, кремовые кондитерские изделия, шоколад, желеобразные изделия, кексы, вафли и т.д.), напитки и крепкий алкоголь (включая алкогольные, безалкогольные напитки, вино, пиво, соки, морсы квасы и т.д.), бакалейную продукцию (включая крупы, макаронные изделия, специи, чай, кофе, жиры, масла и т.д), консервную продукцию (консервы овощные, овощи, фрукты, ягоды замороженные), салатную продукцию (салаты из овощей, содержащие либо не содержащие мясо, рыбу, с майонезом либо иным соусом), косметическую продукцию, бытовую химию, товары для дома:

• кандидат имеет профильное первое высшее образование (дневная форма обучения) - сельскохозяйственное, технологическое - для назначения на проведение аудитов категорий фрукты и овощи (включая свежие и резанные фрукты, овощи, ягоды, маринованные фрукты, овощи, ягоды, грибы, соления, орехи, сухофрукты, цветы живые срезанные, цветы горшечные, зелень, салаты и т.д);

• кандидат имеет образование в области систем менеджмента пищевой безопасности, т.е имеет статус аудитора / ведущего аудитора, подтвержденное сертификатом аудитора IRCA либо иным равнозначным;

• кандидат находится в возрасте от 27 лет и имеет следующий стаж работы: минимум 3 годэ работы по специальности диплома (из них не менее 2-х лет на производстве, не засчитыеается стаж работы по сертификации, оформлению документов, подтверждающих соответствие), минимум 1 год в качестве аудитора по пищевой безопасности (не принимаются к рассмотрению аудиты в качестве стажера) с подтверждением участия (audit plan, audit report) от сертификационного органа;

• кандидат работает в организации «третьей стороны» не менее 1 года и положительно характеризуется, имеет поощрения, благодарности, обладает честностью, объективностью, принятием решений, основанных на фактах, исполнительностью, умением решать поставленные задачи в четко установленный срок.

Рассмотрение кандидатов на должности аудиторов осуществляется организацией «третьей стороны» по вышеуказанным критериям: профипю образования, опыту работы, напичию свидетепьств обучения по системам менеджмента пищевой безопасности, проведенных аудитов По результатам рассмотрения резюме принимается решение об открытии категорий для проведения аудитов.

Исключения:

• Не подлежат рассмотрению кандидаты, назначенные одновременно в разных организациях «третьей стороны»;

■ Не подлежат открытию I расширению за счет опыта проведения аудитов систем менеджмента пищевой безопасности следующие категории товаров: охлажденное, замороженное красное мясо, охлажденное, замороженное мясо птицы, продукция переработки мяса (колбасы, консервы),

:< , I №5 ВСЕ О МЯСЕ

живая, охлажденная, замороженная рыба и морепродукты, фрукты и овощи, молоко и продукция его переработки. Данные категории могут быть открыты только, если присутствует релевантное образование и/или опыт работы,

* Подлежат открытию/расширению категории за счет опыта проведения аудитов по системам менеджмента пищевой безопасности: кондитерские изделия, безалкогольные, слабоалкогольные напитки и крепкий алкоголь, бакалейные товары, табак, продукция глубокой заморозки, хлебопекарная продукция Данные категории могут быть открыты, если у аудитора есть опыт проведения не менее 3-х аудитов систем менеджмента пищевой безопасности в качестве аудитора / ведущего аудитора.

7, Единая платформа для обмена данными

Поскольку единый методический подход подразумевает обмен данными о проведенных аудитах, и, в том числе, обмен результатами аудитов, включая отчеты по аудиту, фотоматериалы и т.д, необходима единая платформа для обмена данными, просмотра и выбора организаций «третьей стороны», проводящих аудит, просмотра назначенных аудиторов. Все вышеперечисленные условия необходимы для достижения и контроля объективности результатов, и формирования устойчивой базы для принятия решения.

Очевидным является факт, что платформа для обмена данными также должна быть независимой, и, находиться под управлением, например, отраслевой ассоциации АКОРТ. Также, эта платформа может использоваться для обмена данными по испытаниям продукции, отзывам продукции, выполняемыми производителями из розничных сетей, содержать информацию об официальных запретах либо изъятиях продукции из реализации по требованиям надзорных органов и многое другое.

Доступ к данным должен быть распределенным, в зависимости от типа необходимых данных, Например, для просмотра результатов аудитов должны быть авторизованы все компании розничной торговли, принимающие для себя единый стандарт по квалификации поставщиков. При этом, доступ для просмотра результатов аудитов естественно должен быть закрыт для производителей, во избежание получения информации для недобросовестной конкуренции.

8. Единые правила игры

Следующий логический шаг - принятие единых требований и единого подхода всеми участниками рынка продовольственных товаров, как производителями, так и предприятиями розничной торговли,

Очевидно, что единый стандарт по квалификации поставщиков будет представлять ценность как для производителей, так И компаний РОЗНИЧНОЙ торговли ТОЛЬКО В случае, если данный подход разделяет наибольшее количество игроков рынка, Таким образом, становится возможным принцип «однажды проверен - признаваем всеми», и минимизация затрат всех участников рынка на организацию и проведение аудитов

Следовательно, для принятия единого подхода необходима совместная декларация большинства игроков продовольственного рынка. Следующим логическим шагом будет включение единого стандарта по аудиту поставщиков в качестве припожения к «Кодексу добросовестных практик», совместно принятому игроками рынка, Преимущества данного подхода очевидны:

• Нет необходимости создавать новые документы и проводить длительную работу по принятию данного документа участниками рынка, включение стандарта как приложения автоматически обеспечит его признание;

• Взаимоотношения между участниками рынка осуществляются на принципах саморегулирования, следовательно, принятие единого стандарта е качестве приложения, снимет все потенциально возможные претензии к участникам рынка со стороны регулятора, например ФАС;

• Применение единого стандарта, а также системного проработанного подхода к применению стандарта, описанного выше, в рамках «Кодекса добросовестных практик» и под контролем профильных ассоциаций создает ответственность перед всеми участниками рынка и исключит применение стандарта для получения искаженных результатов и недобросовестной конкуренции, и, прежде всего, защитит производителей, как менее защищенную сторону.

Здесь также следует отметить, что в зависимости от концепции бизнеса каждой из компаний, разделяющих идею единого стандарта, возможно предложение 2-х вариантов единого стандарта:

Базовый (Приложение 2), основанный на законодательных требованиях РФ / ТС и применимый для всех без исключения компаний, но, в первую очередь, для компаний, производящих / осуществляющих продажу товаров е бюджетном сегменте рынка;

• Профессиональный, основанный на концепции СРБ! - признаваемых схем сертификации, и предназначенный, в первую очередь, дпя компаний, которые сфокусированы пибо на предоставлении продукции наивысшего качества, либо, работающих для профессиональных клиентов, т.е. потребителей, предъявляющих специфические требования к продукту за рамками требований безопасности.

Гораздо большую сложность представляет собой принятие решения после получения результатов аудита. Логично предположить, что в случае, если производственные условия не соответствуют требованиям, должно быть принято решение о прекращении сотрудничества либо, в случае, если аудит проводится до начала сотрудничества, о его приостановлении, до устранения предприятием всех выявленных нарушений, поскольку. прежде всего речь идет о невыполнении требований законодательства, Естественно, результаты аудита станут доступны всем розничным компаниям, принявшим единый стандарт,

В таком случае возникают следующие вопросы;

• Какой из вариантов стандарта принять за основу и

руководство к действию?

ГЛАВНАЯ ТЁМА

• Какое решение е случае негативного результата аудита должна принять розничная компания - заказчик аудита, в случае если сотрудничество с данным поставщиком уже начато? Если принимается решение о приостановке сотрудничества, должны ли быть проинформированы другие участники рынка - компании розничной торговли?

• Какие решения в случае негативного результата аудита должны быть приняты остальными игроками рынка, поскольку речь идет о выполнении законодательных требований?

• Насколько, в случае негативного результата аудита, решение должно быть общим, особенно в случае, если большинство розничных компаний уже сотрудничают с данным поставщиком?

• Не станет ли использование единого стандарта способом недобросовестной конкурентной борьбы между производителями либо продавцами?

Приложение 1

Перечень GFSI - признаваемых схем сертификации

Схемы для производства \ переработки сырья:

• BRC Global Standard Food v. 6

• Global Aquaculture Alliance BAP Issue 2 (GAA Seafood Processing Standard)

• Global Red Meat Standard v.3

• IFS Food Standard v.6

• SQF 2000 Level 2

• FSSC 22000 (ISO 22000 + ISOYTS22002-1)

Схемы для первичного сельскохозяйственного производства и переработки:

• PrimusGFS

Данные вопросы являются открытыми, поскольку не только установление, но и удержание требований к качеству и безопасности является нетривиальной задачей и вопросом политического решения внутри каждой из компаний.

Очевидно, что в рамках Кодекса добросовестных практик, ответ на каждый из вышеуказанных вопросов должен быть добровольным выбором каждого игрока рынка. Только в таковом случае становится возможным как принятие единого стандарта, так и исключение ситуации, когда результаты аудита могут стать инструментом недобросовестной конкурентной борьбы как между производителями, так и между компаниями розничной торговли.

Схемы для первичного сельскохозяйственного производства:

• CanadaGAP

• GlobalGAP IFA Scheme v.3

• General Regulations: V3.1_Nov09 (all scopes)

• Fruit and Vegetables: 3 0-2_Sep07

• Livestock Base: 3,04_Marl0

• Aquaculture - V1.02_March10

Утратили признание схемы:

■ Dutch HACCP (Option B)

• FSSC 22000 (ISO 22000 + PAS 220)

Приложение 2

Законодательные требования к условиям производства

Требование

Систематичный, полный и исчерпывающий план ХАССП, основанный на принципах ХАССП, описанных в Сойех А1|теп{апи£ «Рекомендуемый Кодекс международного свода практических правил «Общие принципы пищевой гигиены» САС/ЯСР 1-1969, Реу, 4 (2003).

Все нормативные документы внешнего происхождения (законы. СанПин. ТР ТС, ОСТ. ГОСТ) должны быть надлежащим образом утверждены и иметь актуализированную версию.

Записи (журналы, возможно в электронном виде) для демонстрации эффективности контроля безопасности, легальности, прослеживаемости и качества продукции.

Структура организации документирована в организационной схеме.

Свидетельство выполнения требования

Законодательное требование РФ/ТС

Утвержденным руководителем план,

включающий диаграммы процессов. СП1.1.1058-01, СП 1.1.2193-07,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

развернутый анализ рисков с учетом МУ 5,1.008-01,

всех законодательных требований, опре- ТР ТС № 021/2011 ст.10 п.2,

деленные риски, критические пределы. Письмо РПН от 13.04.2009

ККТ, методики, периодичность монито- N 01/4801 -9-32 ринга, ответственные лица

Перечень регулярно проверяемых документов и официальных ресурсов внешнего происхождения

Журналы (возможно в электронном виде) контроля входящего сырья, материалов, производства продукции, перемещения на склад, отгрузки

Орг структура организации

СП 1.1.1056-01, СП 1.1.2193-07, Письмо РПН от 13.04.2009 N 01/4801-9-32. ГОСТ P5174Û

ТР ТС № 021/2011 ст.5п.3, ТРТС №022/2011 ст,4

ТК РФ, ст 15

■ ■ N-5 ВСЕ О МЯСЕ

Четкое распределение уровней ответственности и

обязанностей ключевого персонала, вовлеченного в работу Штатное расписание, организационная

по безопасности продукции и легальности. Персонал должен быть обеспечен соответствующими должностными инструкциями. Должны быть предусмотрены заместители для ключевых сотрудников.

Персонал, выполняющий работу, влияющую на качество продукции должен быть компетентным на основании соответствующего образования, обучения, навыков и опыта.

Требования к персоналу, который контактирует с пищевыми продуктами: соответствующая сан, одежда, волосы полностью убраны под головной убор, бороды закрыты сеткой, соответствующая обувь, специальная обувь и одежда в производственных зонах высокого риска, ногти коротко пострижены, чистые и нелакированные, запрещается ношение украшений и часов, все раны и царапины на незащищенной коже покрыты цветной, полоской пластыря и ручными перчатками, вся защитная одежда регулярно и эффективно стирается, курение, прием пищи и напитков разрешены в специально предназначенных для этого зонах, мытье рук регулярное, с периодичностью обеспечивающей их чистоту. Наличие личных мед. книжек и регулярных проф. осмотров

Нормативная и техническая документация обеспечивает соответствие продукции установленным требованиям по безопасности и законодательным нормам. Сроки реализации, хранения или годности продукции должны быть установлены с учетом состава продукции, упаковки, производственной среды и условий последующего хранения. Должны проводиться испытания для подтверждения и валидации сроков годности и реализации(хранения)продукции.

Организация должна обеспечивать соответствие закупаемого сырья/материалов установпенным на эту продукцию требованиям. Информация о закупках допжна описывать сырье и материалы, отдельно пищевые добавки, включая требования по соответствию

Упаковка должна соответствовать установленным требованиям по безопасности пищевых продуктов и обеспечивать сохранность продукции. Должно быть исключено любое отрицательное воздействие упаковочного материала на сырье, полуфабрикаты или готовую продукцию.

структура, должностные инструкции с указанием ответственности за безопасность продукции

Свидетельства о первичном инструктаже по ТБ. работе с оборудованием, санитарном минимуме, записи внутреннего обучения

Допжны применяться меры, необходимые для защиты территории от любых потенциальных загрязнителей.

Договор на прачечное обслуживание, инструкция по ношению одежды, лист ознакомления с подписями,отдельно оборудованные комнаты для приема пищи, курения

ТК РФ, ст 15

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04 2011 N302^ СанПин пибо СП для вида отрасли, например СанПиН 2.3.4.545-96, СанПиН 2.3.4.050-96, СП 3238-85

ТР ТС №021/2011 ст.11, Приказ Минздравсоцраэвития России от 12.04.2011 г. N 302н, СанПин либо СП для вида отрасли, например

СанПиН 2.3.4.545-96. СанПиН 2.3.4.050-96. СП 3238-86,

Приказ Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 (ред . от 10.07.2007)

сроки годности в СанПиН 2.3.2.1324-03,

ТУ, ТИ, ГОСТ. ОСТ на продукцию, протоколы испытаний на сроки годности МУК 4.2,727-99,

ГОСТ Р51740-01

Все документы на закупаемую продукцию - декларации, сертификаты, СГР, Приложения к Договорам поставки, в которых оговорены требования к закупаемому сырью/ материалам

Документы, лодтвержающие соответствие упаковки

ТР ТС № 021/2011 СТ.5П.З. ст. 13, ТР ТС 029/2012, СанПиН 2,3.4.545-96, СанПиН 2.3.4.050-96, СП 3238-85 и др.

ТР ТС №005/2011 "О безопасности упаковки", ТР ТС №021/2011 ст.

Диаграммы процессов, свидетельство о гос. Регистрации предприятия

Поточность процессов от получения до отпуска должна быть организована так, чтобы предотвратить загрязнения сырья, упаковки, заготовок/полуфабрикатов и готовой продукции. Несовместимые материалы, такие как сырые и вареные продукты, Диаграммы процессов, свидетельство должны храниться в соответствующих условиях и надлежащим о гос. Регистрации предприятия образом с целью предотвращения передачи загрязнения от продукции к продукции. Где это необходимо, допжны быть отдельные хоподильное и морозильное оборудование.

ТР ТС № 021/2011 ст.Ю, 14,32, СанПин либо СП для вида отрасли, ФЗ № 52 от 30.03.1999. ФЗ №89 от 24.06.1998. СП 1.1,1058-01,МУ 5.1.008-01, СП 1.1,2193-07

ТР ТС №021/2011 ст. 14, 32

Сырье, переработанная продукция, упаковка и готовая продукция должны проверяться на микробиологическую обсемененность в пределах установленных уровней.

Протоколы на смывы, утвержденная ППК с графиком испытаний сырья, продукции, взятия смывов

СП1.1.1058-01

Для уменьшения риска загрязнения продукции должна

быть спроектирована и поддерживаться в рабочем

состоянии система слива сто ков. Полы с соответствующим Фоторегистрация

наклоном, обеспечивающим необходимый сток в

канализацию.

Потолки и висящие конструкции должны быть спроектированы, смонтированы, отделаны и

ремонтироваться способами, предотвращающими Фоторегистрация

накопление пыли, уменьшающим конденсацию влага и образование плесени, а также с учетом их легкой чистки.

Фоторегистрация

Фоторегистрация

Открывающиеся окна, предусмотренные для вентиляции, должны быть оснащены защитными сетками от насекомых. Стеклянные окна, находящиеся в непосредственной близости от участков производства или упаковки, должны иметь предохранительную защиту -ппенку либо иное.

Двери должны оставлятся открытыми только с соблюдением соответствующих мер по защите от насекомых. Двери в этих зонах должны плотно закрываться или иметь адекватную защиту. Все источники света, включая лампочки на электрических устройствах для уничтожения насекомых, должны быть защищены безосколочными пластмассовыми диффузорами или колпачками. Для высокотемпературных Фоторегистрация светильников, где пластмассовые детали неприменимы, должны быть установлены тонкие сеточные металлические экраны.

Вся вода должна быть питьевой и забираться из

водопроводной сети или соответствующим образом

очищаться в зависимости от ее источника. Качество воды. Фоторегистрация

пара или льда, контактирующие с пищевой продукцией,

должно регулярно проверяться.

Санитарная обработка: д. б. регулярная мойка и дезинфекция, обученный персонал для выполнения работ, используемые моющие и дезинфицирующие средства д.б. разрешены для пищ,пром.

Должен осуществляться контроль параметров хранения сырья, готовой продукции, вспомогательных материалов, производственных процессов (температура, влажность). Контейнеры, предназначенные для внутреннего и внешнего хранения отходов, должны быть идентифицированы, регулярно очищаться и дезинфицироваться.

Организация должна вослопьзоеаться услугами компетентных организаций по контролю за паразитами на основании договора, или иметь обученный персонал для регулярного контроля и обработки помещений в целях выявления и уничтожения вредителей.

Наличие планов ППР на оборудование, требования к оборудованию • разрешено для пищ.пром. Предприятие должно иметь эффективную систему по вводу в эксплуатацию и ремонту оборудования (исключение впияние на продукцию, отбраковка продукции, мойка, дезинфекция).

Производственное и измерительное оборудование должны регулярно калиброваться для обеспечения гарантии соблюдения всех требуемых значений параметров.

Документы на моющие средства, дезинфектанты. инструкции по автоматической и/или ручной мойке оборудования, инвентаря, помещений, графики санитарной обработки, записи о проведенных мойках и дезинфекциях оборудования, лист ознакомления

Журналы контроля

Договор на вывоз мусора

Договор на дератизацию, Подписанная схема ловушек, документы на средства дезинсекции

ТР ТС N3 021/2011 ст 14, СанПин либо СП для айда отрасли

ТР ТС № 021/2011 ст. 14, СанПин либо СП для вида отрасли

ТР ТС N8 021/2011 ст. 14, СанПин либо СП для айда отрасли

ТР ТС № 021/2011 ст.14, СанПин либо СП для айда отрасли

ТР ТС № 021/2011 ст.14, СанПин либо СП для вида отрасли,

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03

ТР ТС № 021/2011 ст.12, СанПин либо СП для вида отрасли,

СанПиН 2.1.4.10749-01

ТР ТС № 021/2011 ст.14, СанПин либо СП для вида отрасли,

СП 3.5,1378-03, Приказ Центра Госсанэпиднадзора г. Москвы от 1 июня 2001 г. N991,06.2001

ТР ТС N8 021/2011 СТ.12, СанПин либо СП для айда отрасли

ТРТС № 021/2011 ст.16, 13, СанПин либо СП для вида отрасли,

ФЗ №89 от 24.06.1998

СП 3,5,3,1129-02, СанПиН 3,5.2.541-96, СанПиН 3,5,2.1376-03. ФЗ N° 52 от 30.03.1999

План ППР

Инструкции по работе с оборудованием

ТР ТС № 021/2011 ст,15, СанПин либо СП для вида отрасли

График поверки СИ, отметки о поверке ф3 ^ ^ от де 2008 на СИ

Л" , | №5 ВСЕ О МЯСЕ

^•««г^'-с ДОЦЯДО

& й

§ Международный Центр Стандартизации и Сертификации «Халяль» Щ

/> Совета муфтиев России осуществляет сертификацию предприятий, у

^ продукции и услуг на соответствие требованиям стандартов Й

Су \Э

^ «Халяль» в Российской Федерации, странах Таможенного союза, ^

«; СНГ, Евросоюза и государствах Исламского мира. V

Центр основан и успешно работает с 2002 года.

На Центр возложены все полномочия по сертификации «Халялы» руководством Централизованной мусульманской религиозной организации «Совет муфтиев России». Налажены взаимоотношения с посольствами стран ближнего и дальнего зарубежья, с международными органами сертификации «Халяль».

Система добровольной сертификации по канонам Ислама - Система «Халяль» («На1а1») зарегистрирована в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). ^^^^ ЩШ г 8 т

ХАЛЯЛЬ - ВЕРА, РАЗУМ, БЕЗОПАСНОСТЬ!

Россия. 129090. Москва, Вы полз О в пер., я,7. оф. 305 у (административный корпус Московской Соборной Мечети)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

' тел./факс: (495) 688-95-09; (495) 926-03-10 www.halalcenter.org; Е-таИ: halal.smr@gmail.com

с эдй&ккс эдоймс эдойгцс :>>«<£>>

Система прослеживания, позволяющая идентифицировать ж (ап,ножно в ,№ктгюнном партии продукции и их связь с партиями сырья. ^¡^^¡¡¡^¡¡^¡^ упаковочными материалами для исходной и и ' к н н к ■ , ^ 14 " материалов, производства продукции, потребительской упаковки, с записями, сделанными во пе№Г_. ' £ " 4 время переработки и распредепения продукции. перемещения на склад, отгрузки ТР ТС №021/2011 ст.5 п.З, ГОСТ Р 51074-03

Процедуры идентификации самых распространенных Пеоечень аллеогенов *чтенный в ^^пС^™гиТ2,В^Г0М0ГаТеЛЬНЫе ХАССП наличие информации на средства для обработки и другие вещества маскиоовке представляющие риск аллергической реакции. р м ТР ТС N8 021/2011 ст.5 п.З, ГОСТ Р 51074-03, Постановпение Правительства РФ от 23.04.1997 N 481, ТРТС 022/2011 ст.4, п.4.4., пп.14

Продукция должна проходить исследование в аккредитованной лаборатории с регулярно установленной Протоколы испытаний продукции периодичностью, но не реже одного раза в год. СП 1.1.1058-01, СП 1.1.2193-07. Письмо РПН от 13.04.2009 N01/4801-9-32,

Продукция и вода водопроводная должны проходить исследование в аккредитованной лаборатории с регулярно установленной периодичностью, но не реже Протоколыиспытанийпродукции,воды, одного раза в год. Санитарное состояние производства санитарного состояния должно проходить регулярный внешний и/или внутренний лабораторный контроль. Организация должна иметь эффективную процедуру по Инструкиця по по обращению с обращению с некачественной продукцией, возврату и некачественной продукцией, возврату и отзыву продукции. отзыву продукции Организация должна иметь эффективную процедуру для Указание адреса/телефона принятия приема обращений потребителей. обращений, инструкция СП1 1.1058-01, СП 1.1.2193-07, Письмо РПН от 13.04.2009 N01/4801-9-32. ФЗ № 29 ст. 20 л.4 СП1.1.1058-01, СП 1.1.2193-07, Письмо РПН от 13.04,2009 N 01/4801-9-32, ФЗ № 29 ст. 20 п.4 Закон РФ № 2300-1 -ФЗ от07.02.1992, ТРТС 022/2011

КОНТАКТЫ

Коваленок Длексей Викторович Сом мер Наталья Викторовна Курочкин Андрей Юрьевич

+7 [968] 667-1163 +7 (495) 921-1527 факс: +7 (495) 981-1868 Aleksey.KovalyonokSmetro-cc.ru

ВСЕ О МЯСЕ | 20Б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.