ЭКОНОМИКА
УДК 338
Бондарева С.А., кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и финансов
Волгоградский институт управления - филиал РАНХиГС
внедрение системы проолежибаемости пищевых продуктов в условиях цифровой экономики
В последнее время в России активное внимание уделяется вопросам обеспечения продовольственной безопасности страны и развитию экспорта пищевых продуктов [1]. В этой связи совершенствуется нормативно-правовая база, улучшаются организационные условия продовольственного контроля в части унификации и гармонизации национальных требований с международными стандартами, проводятся совместные мероприятия в этой области со странами-участниками Евразийского экономического союза. Вместе с тем остаются нерешенными проблемы как правового, так и организационнотех-нологического характера, что способствует производству и обороту на российском рынке некачественного продовольствия и фальсифицированных пищевых продуктов.
Для предотвращения попадания на рынок опасных для здоровья пищевых продуктов в цепочке их производства должна быть спроектирована и внедрена система прослеживаемости, которая представляет собой комплекс технических средств и управленческих мероприятий, направленных на содействие предприятию в организации его деятельности, и позволяющих, при необходимости, определить время производства, качество, местоположение продукта или его компонентов [2]. Система прослеживаемости пищевых продуктов может быть направлена на внешнее потребление информации (контрагенты, госорганы, потребители продукции) и внутреннее потребление (сотрудники, руководство организации).
Система прослеживаемости внедряется во многих странах для совершенствования контроля на всех стадиях пищевой цепочки «от поля до стола». В связи с тем, что в последние десятилетия в странах Европейского Союза были выявлены вспышки болезней у животных, передаваемые людям, были обнаружены превышения пределов химических веществ в кормах и продуктах питания было введено обязательное требование ко всем участникам производственного процесса внедрить инструменты прослеживаемости для управления рисками, которые позволяют идентифицировать или отзывать некачественные или небезопасные продукты. С 2002 года в странах Европейского Союза действует система, позволяющая прослеживать пищевые продукты или корма, продуктивных животных, а также любые вещества, предназначенные для пищевых целей или производства кормов на всех этапах их производства, переработки и реализации [3]. Действующие регламенты в этой области закрепляют обязанность любого из участников пищевой цепочки предоставить информацию о происхождении товара и его дальнейшем движении в соответствии с правилом «шаг назад - шаг вперед». То есть каждый бизнес-агент пищевой цепочки должен иметь информацию о поставщике и покупателе его продукции и, при необходимости, предоставить ее заинтересованным лицам. Кроме того, обязательство по прослеживаемости распространяется не только на пищевые продукты, но и на все товары (продукты), которые контактируют с пищевыми продуктами (например, упаковка, посуда).
В 2005 году был принят международный стандарт ИСО 22000:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования ко всем организациям в цепи производства и потребления пищевых
продуктов» [4]. В данном документе упоминается концепция прослеживаемости как неотъемлемая часть системы менеджмента безопасности пищевых продуктов и раскрывается процесс обмена информацией в рамках пищевой цепочки и контроля качества и безопасности продовольствия.
Соответственно, система прослеживаемости - это система потоков информации и документации. Например, при производстве продуктивных животных должны документироваться и учитываться в системе прослеживаемости следующие данные:
• данные о животных (номер ушной бирки, происхождение, возраст, порода);
• кормление (вид и происхождение, свидетельства к купленным кормам, кормовые рационы);
• форма содержания;
• ветеринарные обработки (данные о ветеринарных препаратах и соблюдение сроков профилактических мер);
• результаты (независимых) проверок предприятия (аудитов);
• данные о поголовье и предположительные даты поставок;
• базовые данные сельхозпредприятия (название, адрес и другие данные);
• длительность транспортировки;
• результаты исследований на остатки пестицидов или ветеринарных лекарственных препаратов и мониторинг сальмонелл;
• данные по мясным тушам (рН, доля мускульного мяса, содержание внутримышечного жира);
• данные по производственной гигиене (мойка доильной техники; взятие проб молока);
• данные по забою.
Организованный в таком виде информационный поток для его эффективной реализации требует электронной формы и соответствующих цифровых технологий. Последние несколько лет внимание к цифрови-зации системы прослеживаемости пищевых продуктов возрастает и появляется множество новых инициатив в данной области как на уровне отдельных государств и наднациональных интеграционных образований, так и на уровне частного сектора. Наиболее прогрессив-
46
www.Rosfood.info
№4 сентябрь 2018
Пищевая Индустрия
ный формат системы прослеживаемости протестирован в Китае в рамках совместного проекта Университета Цинхуа, американской корпорации IBM и крупнейшей американской компании розничной торговли Walmart это система прослеживаемости, созданная на основе блокчейн платформы Hyperlegder Fabric [5].
В России также ведется планомерная работа по внедрению системы прослеживаемости пищевых продуктов для обеспечения их качества и безопасности. В 2011 году был принят национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 22005-2009 «Прослеживаемость в цепочке производства кормов и пищевых продуктов. Общие принципы и основные требования к проектированию и внедрению системы» [2]. В соответствии с Техническим регламентом Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» «пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции», под которой понимается «возможность документарно (на бумажных и (или) электронных носителях) установить изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции, кроме конечного потребителя, а также место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и (или) продовольственного (пищевого) сырья» [6].
В 2016 году в рамках стратегического планирования государственной политики по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов принято решение о создании единой информационной системы прослеживаемости [7]. Планируется внедрение объединенной со странами-участниками Евразийского экономического союза системы прослеживаемости с использованием современных цифровых информационно-коммуникационных технологий. Предлагаемая Евразийской экономической комиссией система прослеживаемости товаров предполагает максимальную автоматизацию сопровождаемого движение товаров документооборота. В частности, декларации товаров и сопроводительные документы будут создаваться в электронной форме и автоматически учитываться в информационной системе. Все товары и грузы будут иметь специальный идентификационный код (знак), считывание которого позволит получить потребителю максимум данных о приобретаемом товаре.
В настоящее время в России уже имеется определенная автоматизированная система прослеживаемости и контроля продовольствия, используемая в деятельности Россельхознадзора программы «Веста», «Меркурий» и «Аргус» и другие. Их краткая характеристика представлена в таблице.
Усовершенствованная система прослеживаемо-сти пищевых продуктов должна быть интегрирована в уже действующие а втоматизирова н н ые системы п ро-слеживаемости или создана на их базе путем расширения функций. Об использовании блокчейн технологий для целей прослеживаемости товаров в России речь не идет, однако в будущем это вполне вероятно.
Внедрение системы прослеживаемости на территории Российской Федерации позволит определить происхождение пищевой продукции, установить используемые лекарственные ветеринарные препараты и средства защиты растений, идентифицировать организации, которые участвовали на каждом этапе ее производства и обращения и несли соответствующую ответственность за качество и безопасность продовольствия.
В результате будет обеспечена полная транспарентность продовольственного рынка, что приведет к сокращению теневого сектора. Рост налоговых поступлений в бюджет обеспечит окупаемость государственных затрат на разработку соответствующей автоматизированной системы, ее внедрение и обслуживание.
Таблица 1 - Характеристика основных программных продуктов системы прослеживаемости пищевых продуктов в России
Наименование Назначение
программы
автоматизация процесса рассмотрения заявок на ввоз, вывоз или транзит животных, продуктов и сырья животного происхождения при перемещении их через границу Российской Федерации
автоматизация процесса сбора, передачи и анализа информации по проведению лабораторного тестирования образцов при исследованиях в области диагностики, пищевой безопасности, качества продовольствия и кормов, качества и безопасности лекарственных средств для животных и т.п. электронная ветеринарная сертификация импортируемой продукции, и продукции перемещаемой по территории Российской Федерации
Источник: http://www.fsvps.ru
Положительные последствия для бизнеса будут состоять в сокращении отчетности и проверок, ускорении процессов производства и оборота товаров в результате принудительной автоматизация бизнеса, использовании преимуществ цифровизации отчетности и логистики. Вместе с тем вероятны дополнительные расходы на внедрение системы прослеживаемости, на подготовку необходимых кадров и сокращение доходов за счет ликвидации теневого оборота.
Для потребителей будет обеспечена доступность и открытость информации о товаре, что приведет к повышению качества потребляемых товаров, выводу из оборота небезопасных товаров, в связи с этим снизятся риски заболеваний, передаваемых через пищевые продукты.
Литература
1. Бондарева С.А., Землянский A.A. Продовольственная безопасность в системе экономической безопасности страны// В сборнике: Экономическая безопасность: стратегические риски и угрозы III Межвузовская научнопрактическая конференция с международным участием: сборник статей. под ред. Т. И. Безденежных, Р. В. Дроно-ва, В. В. Шапкина. 2016. С. 59-63.
2. Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 22005-2009 «Прослеживаемость в цепочке производства кормов и пищевых продуктов. Общие принципы и основные требования к проектированию и внедрению системы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gostrf.com/ normadata/1/4293825/ 4293825245.pdf (дата обращения: 10.05.2018).
3. Система прослеживаемости пищевых продуктов в Германии: Германо-Российский аграрно-политический диалог. Публикации. 18.12.2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://agrardialog. ru/prints (дата обращения: 10.05.2018).
4. Международный стандарт ИСО 22000:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования ко всем организациям в цепи производства и потребления пищевых продуктов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://files.stroyinf.ru/Data2/ 1/4293841/4293841654.pdf (дата обращения: 10.05.2018).
5. Концепция по применению системы прослеживаемости производства и оборота сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов по показателям безопасности, качества и соответствия требованиям нормативной и технической документации на территории Российской Федерации. Москва, Агропромышленный союз России, ГНУ «ВНИИМП им. В.М. Горбатова» Россельхозакадемии, 2013. 125 с.
6. Технический регламент Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» [Электронный ресурс]: утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880.. Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2016 N 1364-р «Об утверждении Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Автоматизированная система «Аргус»
Автоматизированная система «Веста»
Автоматизированная система «Меркурий»