Научная статья на тему 'Арт-медиация как форма творческого развития и профессиональной коммуникации бакалавров и магистров рекламы и связей с общественностью в культурных институциях'

Арт-медиация как форма творческого развития и профессиональной коммуникации бакалавров и магистров рекламы и связей с общественностью в культурных институциях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
643
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОММУНИКАТОР / КРЕАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ИСКУССТВОВЕД-МЕДИАПЕДАГОГ / АРТ-МЕДИАЦИЯ / АРТ-ИНСТИТУЦИЯ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / MEDIA EDUCATION / PROFESSIONAL COMMUNICATOR / CREATIVE PERSON / ART HISTORIAN / MEDIA TEACHER / ART MEDIATION / ART INSTITUTION / MEDIA SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гольдман Ирина Леонидовна

Раскрываются особенности творческого развития личности профессионального коммуникатора посредством арт-медиации как современной формы искусствоведческой деятельности в культурных институциях. Обосновываются роль искусствоведческо-культурологического подхода в интеграции бакалавров и магистров рекламы и связей с общественностью в арт-пространство на всех этапах реализации художественно-эстетической направленности медиаобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the specificities of the creative development of the personality of a professional communicator through art mediation as a modern form of art history studies in cultural institutions. The author highlights the role of the art history and cultural approach in the integration of bachelors and masters of advertising and public relations in the art space at all stages of the artistic and aesthetic media education.

Текст научной работы на тему «Арт-медиация как форма творческого развития и профессиональной коммуникации бакалавров и магистров рекламы и связей с общественностью в культурных институциях»

известия вгпу

И.Л. ГОЛЬДМАН (Санкт-Петербург)

арт-медиация как форма творческого развития и профессиональной коммуникации бакалавров и магистров рекламы и связей с общественностью в культурных институциях

Раскрываются особенности творческого развития личности профессионального коммуникатора посредством арт-медиации как современной формы искусствоведческой деятельности в культурных институциях. Обосновывается роль искусствоведческо-куль-турологического подхода в интеграции бакалавров и магистров рекламы и связей с общественностью в арт-пространство на всех этапах реализации художественно-эстетической направленности медиаобразования.

Ключевые слова: медиаобразование, профессиональный коммуникатор, креативная личность, искусствовед-медиапедагог, арт-ме-диация, арт-институция, медиапростран-ство.

В формировании и развитии творческих компетенций будущих профессиональных коммуникаторов искусствоведам-медиапеда-гогам принадлежит особая миссия. Они способствуют постижению обучающимися творческого и раскрытию художественно-образного начала в рекламе и связях с общественностью (PR) как структурной доминанте креативного, что позволяет решать коммуникативные и маркетинговые задачи посредством художественно-эстетической привлекательности рекламных образов и зрелищности PR-ме-роприятий.

На этапах развития творческих компетенций профессионального коммуникатора ис-кусствовед-медиапедагог опирается на формально-стилистический, иконографический, иконологический, структурно-функциональный, сравнительно-сопоставительный и другие методы искусствоведческой науки в интеграции с методологией социально-гуманитарных дисциплин в целом, влияющих на теорию и практику рекламного и PR-образования с учетом художественно-эстетической направленности.

О Гольдман И.Л., 2019

Тем самым методология искусствоведения, рефлексирующая в системе современного гуманитарного знания, определяет, как мы полагаем, формы организации художественно-образного познания рекламной и PR-деятельности в процессе обучения профессиональных коммуникаторов на основе ис-кусствоведческо-культурологического подхода и творческого развития бакалавров и магистров в условиях реализации художественно-эстетической модели медиаобразования.

Авторы пособия «Теория и практика креативной деятельности» формулируют, на наш взгляд, очень важный вывод: «Креативность вне искусства невозможна. Креативность - это только технология организации творческого процесса, которая бесплодна сама по себе, какие бы задачи перед ней не ставились. В условиях информационного общества стал возможен синтез творчества и креативности» [4, с. 118].

Следовательно, основными ресурсами развития креативности личности профессионального коммуникатора, формирования творческих компетенций, необходимых для успешной практической и исследовательской деятельности, можно рассматривать художественную культуру, проекты современных арт-институций. Интеграция художественного творчества и креативности способствует решению художественно-эстетических, маркетинговых и коммуникативных задач в информационной среде.

Профессиональные коммуникаторы наделяются в медиакультурном пространстве творческой функцией. Знаменитый американский социолог Р. Флорида их относит к «креативным специалистам» в своей структуре «креативного класса», в то время как представители искусства, науки, образования, по мнению ученого, представляют собой «ядро креативного класса» [12].

с учетом перечисленных выше аспектов искусствовед-медиапедагог на всех этапах обучения профессиональных коммуникаторов обращается к искусствоведческому содержанию продуктов / произведений медиакультур-ной деятельности, к особенностям функционирования произведений художественной культуры в медиасфере и произведениям рекламного и PR-творчества - в арт-пространстве, к анализу арт-коллабораций в городском, му-зейно-выставочном и бизнес-пространстве.

Одной из новых и перспективных форм развития творческих компетенций бакалавров и магистров рекламы и PR, их дальнейшей профессиональной коммуникации в культурных институциях является арт-медиация, которая предусматривает, как отмечает А.В. Федоров, относительно эстетического восприятия и понимания медиатекстов «анализ художественной концепции произведений ме-диакультуры разных видов и жанров» [11, с. 294]. Такая арт-медиация в системе рекламного и PR-образования фундируется на искусствоведческо-культурологическом подходе и художественно-эстетической концепции (теории) медиа, что находит, в частности, отражение в содержании, направленности обучения профессионального коммуникатора, соотношении целей и задач, использовании материала мировой художественной культуры, а также выборе медиаобразовательных ресурсов.

Само слово медиация стало употребляться в связях с общественностью в музейной сфере с 2012 г., когда Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) выпустила словарь «Ключевые понятия музеологии», в котором поясняется: «Это образовательная коммуникативная стратегия, мобилизующая разнообразные технологии вокруг экспонируемых коллекций с целью представления посредника посетителю для лучшего понимания им определенных аспектов этих коллекций и участия в их постижении» [7, с. 39].

в то же время коммуникативные практики (реклама и PR), являясь объектом междисциплинарного научного исследования, источником научной информации, не пытаются в настоящее время всецело опираться на потенциал социально-гуманитарного знания, раскрывать гуманитарные смыслы и транслировать культурные ценности, а стремятся к самостоятельному осмыслению социально-экономических, культурных, технологических процессов, унифицируя их и обобщая результаты. Так, размышляя о влиянии медиатизации не только на науку, но и на рекламу, маркетинг, И.В. Дзялошинский отмечает: «На уровне контента медиа и реклама практически сливаются. Создание рекламного контента превращается в медиаарт или искусство медиа, искусство представления продуктов или услуг» [3, с. 53].

Интеграция коммуникативных и художественных практик способствует взаимному

'кие науки -

обогащению рекламы, PR и искусства в пространстве культуры: художественным коммуникациям в медиасфере и медиакоммуни-кациям в арт-пространстве. При этом медиа-тексты могут выступать носителями художественной информации, а художественные тексты - медиаинформации, что во многом объясняет специфику деятельности профессионального коммуникатора как креативной личности и субъекта культуры, влияет на процесс подготовки бакалавров и магистров рекламы и связей с общественностью, модератором которого является искусствовед-медиапедагог.

вместе с тем не только специфика деятельности профессионалов рекламы и PR в сфере художественной культуры, значение современных арт-институций в цифровую эпоху, взаимодействие коммуникативных и художественных практик в арт- и медиапростран-стве, но и медиаобразовательный потенциал учреждений культуры, необходимый для формирования креативной личности профессионального коммуникатора, который опирается на искусствоведческий материал в решении коммуникативных, художественно-эстетических и маркетинговых задач, а также, что особенно важно, интеграция искусствоведения и коммуникативных дисциплин обусловили развитие так называемого художественного направления в рекламной и PR-деятельности, рекламоведении и пиарологии как гуманитарно-научных дисциплин, рекламном и PR-образовании.

Чтобы увидеть преимущества арт-меди-ации в творческом развитии будущих бакалавров и магистров рекламы и связей с общественностью, необходимо, как мы полагаем, осмыслить значение художественного наследия в рекламной и PR-практике, о чем очень последовательно рассуждает М.Л. Шуб, подмечая, «что использование художественного наследия в PR и рекламе обладает большим потенциалом, поскольку механизм его "работы" с сознанием и рациональной сферой реципиента основан на визуальном воздействии, которое функционирует по психологическим законам восприятия информации, в частности, на законах "проекции" и "переключения"» [13, с. 63]. И далее продолжает: «А художественное наследие, пусть и в контексте рекламы и связей с общественностью - это и есть та платформа, тот ориентир, который всегда ассоциировался с чем-то стабильным, надежным, вечным, проверенным историей, а значит ценным в любые времена» [Там же, с. 64].

Поэтому как искусствоведческая форма художественной коммуникации в социокультурном пространстве арт-медиация может использоваться в медиаобразовательной деятельности в полной мере, способствуя не только развитию творческих способностей, но и созданию необходимых для этого условий, позволяющих проследить границы и направления художественной интеграции искусства и рекламы, искусства и PR, прежде всего, в арт-институциях.

Сегодня мы все отчетливее наблюдаем, как не только современная художественная культура меняет наше представление о рекламе и PR, но и сами коммуникативные практики влияют на развитие культуры, что, безусловно, определяет художественно-эстетический потенциал рекламы и PR, коммуникативные возможности художественной культуры в частности и культуры в целом; обосновывает выбор основных направлений, концепций, теорий медиаобразовательной деятельности, способствующих благодаря медиапедагогиче-ским компетенциям искусствоведа формированию и развитию профессионального коммуникатора как креативной личности и субъекта культуры.

Однако на что следует ориентироваться искусствоведу-медиапедагогу при проведении арт-медиации для будущих профессиональных коммуникаторов в культурных институциях? Во-первых, на выстраивание междисциплинарного диалога с искусством, разными видами художественного творчества, которые интегрируются в интерактивном пространстве музеев, галерей, выставочных залов, арт-центров, лофтов, креативных пространств, творческих кластеров и других институций. во-вторых, на погружение в творческую среду, обеспечение обмена художественными впечатлениями, знаниями, интерпретациями художественных текстов как медиа-текстов и медиатекстов как носителей художественной информации. в-третьих, на активизацию творческого мышления, формирование культуры художественно-эстетического восприятия современных арт-проектов, арт-коллабораций, понимание специфики последних. в-четвертых, на анализ влияния художественной культуры на рекламу и PR, осмысление воздействия коммуникативных технологий на художественный процесс, распознавание художественных оснований в рекламной и PR-деятельности, дифференциацию креативного и творческого в коммуникативных

практиках, арт-коллаборациях в социокультурном пространстве. В-пятых, на умение использовать искусствоведческие знания и материал художественной культуры в профессиональной деятельности в учреждениях культуры, на этапе подготовки и реализации проектов в других сферах креативной индустрии, деятельность которых основана на экономике знаний и маркетинге впечатлений.

Все перечисленные выше аспекты демонстрируют сближение коммуникаторов и представителей искусства, осознание преимуществ которого необходимо, по нашему мнению, как в культуре постмодернизма, так и в образовательной деятельности в сфере медиакоммуни-каций. Культурные институции как пространство для художественной и медиаобразова-тельной коммуникации предоставляют возможность будущим бакалаврам и магистрам рекламы и связей с общественностью попробовать себя в роли арт-медиаторов.

Отсюда и арт-медиация может рассматриваться как область не только музейного, но и медиаобразования (рекламного и PR-об-разования). Искусствоведу-медиапедагогу арт-медиация позволяет максимально сфокусировать внимание не на самих произведениях искусства, арт-коллаборациях, художественных проектах в культурных институциях, а на личности обучающегося, его непосредственном контакте с искусством, художественной культурой как медиа, с новыми формами художественной коммуникации в цифровую эпоху. Как арт-медиатор искусствовед-медиагог должен способствовать дальнейшему самостоятельному диалогу бакалавров и магистров рекламы и PR с разными видами художественного творчества, поиску гуманитарно-художественных смыслов в произведениях рекламного и PR-творчества; формированию потребности в общении с искусством, в привлечении к профессиональной коммуникации в арт-индустрии.

Безусловно, задачи искусствоведа-медиа-педагога в роли арт-медиатора отличаются от профессиональных задач коммуникатора в арт-институции. Если искусствовед-медиа-педагог в процессе арт-медиации делает акцент на развитии креативной личности профессионального коммуникатора как субъекта художественной культуры, то уже сами коммуникаторы, функционируя в системе культуры, ориентируясь в художественном процессе, могут использовать арт-медиацию как инструмент PR-коммуникации в социокультур-

ном пространстве, успешно заниматься продвижением проектов в сфере художественной культуры.

Как отмечает Яна Кличук, «медиатор добивается того, чтобы зритель перестал в нем нуждаться, находил собственные подходы к восприятию и пониманию искусства, научился ими делиться с другими людьми и не боялся рассуждать» [5, с. 68]. Очевидно, что в процессе арт-медиации бакалавры и магистры рекламы и связей с общественностью получают больше свободы в художественно-эстетическом восприятии и интерпретации произведений искусства, чем на обычной экскурсии, план и маршрут которой заранее известен.

Искусствовед-медиапедагог предлагает обучающимся самим оценить процесс и результат интеграции разных видов искусства в арт-пространстве, конвергенции рекламы, искусства и PR в культурных институциях, сформировать собственное мнение о произведениях художественного и медиатворчества, задать вопросы в ходе дискуссии и получить на них ответы. Арт-медиация вовлекает обучающихся в исследование художественного процесса, событийных коммуникаций, арт-коллабораций, приглашает к обсуждению заложенных в проектах гуманитарно-художественных смыслов, оставляя выбор в предлагаемых суждениях и решениях за будущими профессионалами рекламы и PR.

С помощью арт-медиации бакалавры и магистры рекламы и связей с общественностью адаптируются к новым формам художественной коммуникации, экспериментам в современных художественных практиках, которые в дальнейшем могут служить основой для поиска креативных приемов в рекламе и PR не только культурных институций, но и в других сферах бизнеса.

Кроме того, искусствовед-медиапедагог как арт-медиатор обучает понимать язык художественной культуры, говорить на нем, позволяет взглянуть на свою профессию и увидеть особенности профессиональной деятельности в арт-институциях, обладающих медиа-образовательным потенциалом, благодаря которому формируются творческие компетенции бакалавров и магистров рекламы и связей с общественностью.

Интересной и значимой нам представляется позиция известного искусствоведа, ученого, специалиста по музейной педагогике А.Г. Бойко: «Я сделал следующий вывод,

что технология медиации в целом направлена на высвобождение, на раскрытие возможностей аудитории и медиаторов во взаимодействии. Но, по моему мнению, если следовать этой ступенчатой логике, зритель оказывается ограничен. Ему предстоит интерпретировать не художественные образы, не художников, а именно программу медиации. В какой же мере сквозь призму программы медиации открывается возможность непосредственного диалога с произведением искусства?» [1, с. 78-79].

в свою очередь, пытаясь осмыслить значение арт-медиации в творческой подготовке бакалавров и магистров рекламы и связей с общественностью, опираясь на собственный искусствоведческий и медиапедагогический опыт обучения будущих профессиональных коммуникаторов, считаем важным отметить следующее: специфика арт-медиации раскрывается в том, на кого она направлена, кто ее организует и проводит, какие задачи ставятся, где, на каких проектах, с какой периодичностью арт-медиации осуществляются.

В Ленинградском государственном университете имени A.C. Пушкина обучающиеся направлений 42.03.01 и 42.04.01 «Реклама связи с общественностью», 42.03.02 «Журналистика» участвуют в арт-медиациях современных культурных институций: Музея нонконформистского искусства арт-центра «Пушкин-ская-10», Музея и галерей современного искусства Эрарта, музейно-выставочного центра «РОСФОТО», киноцентра «Ленфильм-клуб», которые позволяют сформировать гармоничную личность, имеющую навыки работы с художественной информацией в арт- и медиа-пространстве, готовой к активной креативной и творческой деятельности в сфере профессиональной коммуникации. По нашему мнению, такие арт-медиации должны стать неотъемлемой частью профессионального развития и совершенствования бакалавров и магистров рекламы и связей с общественностью в рекламном и PR-творчестве, в том числе с учетом их последующей реализации профессиональных компетенций в креативной индустрии и, в частности, в культурных институциях.

Во многом от опыта коммуникации бакалавров и магистров рекламы и связей с общественностью с художественной культурой, взгляда на художественные практики зависит восприятие целевой аудиторией продвигаемых профессиональными коммуникаторами проектов в современных арт-институциях, бизнес-

пространстве; интеграция арт-проектов в культурный ландшафт города, а также активное использование художественных приемов в рекламной и PR-деятельности с целью продвижения творческих специальных мероприятий в разных сферах бизнеса.

Подтверждение нашим тезисам мы находим также в специальном номере Бюллетеня в сфере образования «Образование и креативная индустрия в зеркале международных и отечественных практик», который был выпущен в сентябре 2017 г.: «В эпоху научно-технологических преобразований, массовой цифровизации и повышения роли интеллектуальной собственности креативная индустрия становится одной из важнейших сфер развития экономики и общества. Она определяет новые виды социально-экономического взаимодействия, способствует успехам государств. Оказывая прямое влияние на все сферы экономической деятельности, включая сферу занятости, креативная индустрия сама находится под влиянием образовательной политики, проводимой в стране» [10, с. 3]. В Бюллетене отражены результаты обсуждения потенциала креативной индустрии в формате круглого стола экспертами Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации и Ассоциации участников рынка арт-ин-дустрии [6].

В то же время профессиональный коммуникатор может задавать вопросы не только искусствоведу-медиапедагогу, но и себе, авторам произведений, всем участникам арт-медиации в культурной институции. Такое общение с культурой необходимо ввиду медиатизации и дигитализации всех сфер деятельности.

Бакалаврам и магистрам рекламы и связей с общественностью, будучи субъектами культуры, не следует забывать об истинном предназначении культуры в эпоху всеобщего потребления. Арт-медиация позволяет профессиональному коммуникатору как человеку культуры находиться в постоянном диалоге с художественной культурой и знакомиться на практике с одной из возможных сфер профессиональной коммуникации.

мы полностью согласны с позицией профессора, доктора искусствоведения Э.М. Глинтерник, подчеркивающей, что не только «выпускникам первого уровня различных творческих специальностей зачастую требуются знания для продвижения собственного креативного продукта», но и «бакалавр

по направлению "Реклама и связи с общественностью" приходит работать в креативную индустрию и сталкивается с нехваткой знаний для работы в этой сфере» [2, с. 196]. Вследствие этого в подготовке будущего профессионального коммуникатора к творческой деятельности при создании собственного продукта, а также к успешной деятельности в арт-индустрии на основе междисциплинарных ис-кусствоведческо-культурологических знаний у искусствоведа-медиапедагога есть очевидные преимущества.

Таким образом, современная художественная культура и арт-медиации дают возможность обучающимся развиваться в профессии, обрести себя, организовать свой досуг, компенсировать энергию и приступить к активным творческим поискам, генерации и реализации идей в проектной деятельности, самопрезентации и рефлексии, а искусствоведу-медиапедагогу - участвовать в творческой подготовке профессионального коммуникатора на основе ФГОС ВО 3++ по направлениям 42.03.01 и 42.04.01 «Реклама и связи с общественностью», разработанным с учетом профессиональных стандартов [8; 9].

Как регулятор настроения арт-медиация служит для поддержания себя в профессиональной форме. Демонстрируя в действии маркетинг впечатлений, именно арт-медиация, как мы полагаем, устанавливает контакт профессионального коммуникатора с искусством в процессе медиаобразовательной деятельности, что позволяет бакалаврам и магистрам рекламы и PR в дальнейшем успешно работать в арт-индустрии и испытывать постоянную потребность в диалоге с современным искусством в арт-институциях.

Список литературы

1. Бойко А.Г. Медиаторы? Экскурсоводы? Педагоги? // Музей и музейщики: проблемы профессионального образования: материалы Междунар. конф., 14-15 нояб. 2014 г. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. С. 78-82.

2. Глинтерник Э.М. Концепция новой ООП «Реклама в креативных индустриях» (уровень магистратуры): опыт института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ [Электронный ресурс] // XXIII Международная научно-методическая конференция заведующих кафедрами маркетинга, рекламы, связей с общественностью, дизайна и смежных дисциплин: сб. материалов / под общ. ред. В.А. Евстафьева. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2019. URL: http://www.akarussia.

ru/download/sbornik-konferentsii-akar.pdf (дата обращения: 15.05.2019).

3. Дзялошинский И. М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов: моногр. М.: Изд-во АПК и ППРО, 2013.

4. Карлова О.А., Ноздренко Е.А., Пантелеева И.А., Карлов И.А. Теория и практика креативной деятельности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью». М.; Красноярск: ИНФРА-М СФУ, 2018.

5. Кличук Я.И. Арт-медиация после экскурсо-водоведения // Музей и музейщики: проблемы профессионального образования: материалы Между-нар. конф., 14-15 нояб. 2014 г. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. С. 66-70.

6. Креативная индустрия в России имеет огромный потенциал для роста [Электронный ресурс] // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. URL: http://ac.gov.ru/events/014526. html (дата обращения: 23.05.2019).

7. Медиация // Ключевые понятия музеологии / пер. с фр. А. Урядниковой [Электронный ресурс]. М.: ИКОМ России, 2012. URL: http://icomrussia. com/upload/iblock/5 32/5323743f731b222714f20ba02 05ec238.pdf (дата обращения: 23.05.2019).

8. об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью»: приказ Мин-ва образования и науки РФ от 8 июня 2017 г. № 512 [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ra/uploadffies/FGOS%20VO%203++/ Bak420301_B_3_30062017.pdf (дата обращения: 20.05.2019).

9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью»: приказ Мин-ва образования и науки РФ от 8 июня 2017 г. № 528. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ FG0S%20V0%20 3++/Mag/420401_M_3_30062017. pdf (дата обращения: 18.05.2019).

10. Образование и креативная индустрия в зеркале международных и отечественных практик // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации / Бюллетень в сфере образования. 2017. Вып. 13 [Электронный ресурс]. URL: http:// ac.gov.ru/files/publication/a/ 14525.pdf (дата обращения: 20.05.2019).

11. Федоров А.в. Развитие медиакомпетент-ности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007 [Электронный ресурс]. URL: http://ifap.ru/library/book210.pdf (дата обращения: 18.05.2019).

12. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / пер. с англ. А. Константинов. 3-е изд. М.: Изд. дом «Классика-XXI Арт-транзит», 2011.

13. Шуб М.Л. Специфика использования художественного наследия художественного прошлого в PR-деятельности и рекламе // Человек в мире

культуры. 2012. № 3. С. 60-64.

* * *

1. Bojko A.G. Mediatory? Ekskursovody? Peda-gogi? // Muzej i muzejshchiki: problemy profes-sional'nogo obrazovaniya: materialy Mezhdunar. konf., 14-15 noyab. 2014 g. SPb.: Izd-vo Gos. Ermitazha, 2015. S. 78-82.

2. Glinternik E.M. Koncepciya novoj OOP «Reklama v kreativnyh industriyah» (uroven' magistratu-ry): opyt instituta «Vysshaya shkola zhurnalistiki i massovyh kommunikacij» SPbGU [Elektronnyj resurs] // XXIII Mezhdunarodnaya nauchno-metodi-cheskaya konferenciya zaveduyushchih kafedrami marketinga, reklamy, svyazej s obshchestvennost'yu, dizajna i smezhnyh disciplin: sb. materialov / pod obshch. red. V.A. Evstafeva. M: Izdv-vo «Ekon-In-form», 2019. URL: http://www.akarussia.ru/download/ sbornik-konferentsii-akar.pdf (data obrashcheniya: 15.05.2019).

3. Dzyaloshinskij I. M. Mediaprostranstvo Ros-sii: kommunikacionnye strategii social'nyh institu-tov: monogr. M.: Izd-vo APK i PPRO, 2013.

4. Karlova O.A., Nozdrenko E.A., Panteleeva I.A., Karlov I.A. Teoriya i praktika kreativnoj deyatel'no-sti: ucheb. posobie dlya studentov vysshih ucheb-nyh zavedenij, obuchayushchihsya po napravleniyu 42.03.01 «Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu». M.; Krasnoyarsk: INFRA-M SFU, 2018.

5. Klichuk Ya.I. Art-mediaciya posle ekskur-sovodovedeniya // Muzej i muzejshchiki: problemy professional'nogo obrazovaniya: materialy Mezhdunar. konf., 14-15 noyab. 2014 g. SPb.: Izd-vo Gos. Ermitazha, 2015. S. 66-70.

6. Kreativnaya industriya v Rossii imeet ogrom-nyj potencial dlya rosta [Elektronnyj resurs] // Ana-liticheskij centr pri Pravitel'stve Rossijskoj Federa-cii. URL: http://ac.gov.ru/events/014526.html (data obrashcheniya: 23.05.2019).

7. Mediaciya // Klyuchevye ponyatiya muzeolo-gii / per. s fr. A. Uryadnikovoj [Elektronnyj resurs]. M.: IKOM Rossii, 2012. URL: http://icomrussia.com/ upload/iblock/532/5323743f731b222714f20ba0205ec 238.pdf (data obrashcheniya: 23.05.2019).

8. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvenno-go obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya -bakalavriat po napravleniyu podgotovki 42.03.01 «Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu»: prikaz Min-va obrazovaniya i nauki RF ot 8 iyunya 2017 g. № 512 [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/

известия вгпу

FGOS%20VO%203++/Bak/420301_B_3_30062017. pdf (data obrashcheniya: 20.05.2019).

9. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvenno-go obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya -magistratura po napravleniyu podgotovki 42.03.01 «Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu»: prikaz Min-va obrazovaniya i nauki RF ot 8 iyunya 2017 g. № 528. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS% 20V0%203++/Mag/420401_M_3_30062017.pdf (data obrashcheniya: 18.05.2019).

10. Obrazovanie i kreativnaya industriya v zer-kale mezhdunarodnyh i otechestvennyh praktik // Analiticheskij centr pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii / Byulleten' v sfere obrazovaniya. 2017. Vyp. 13 [Elektronnyj resurs]. URL: http://ac.gov.ru/ files/publication/a/14525.pdf (data obrashcheniya: 20.05.2019).

11. Fedorov A.V. Razvitie mediakompetentnosti i kriticheskogo myshleniya studentov pedagogiche-skogo vuza. M.: Izd-vo MOO VPP YUNESKO «Informaciya dlya vsekh», 2007 [Elektronnyj resurs]. URL: http://ifap.ru/library/book210.pdf (data obrashcheniya: 18.05.2019).

12. Florida R. Kreativnyj klass: lyudi, kotorye menyayut budushchee / per. s angl. A. Konstantinov. 3-e izd. M.: Izd. dom «Klassika-XXI Art-tranzit», 2011.

13. Shub M.L. Specifika ispol'zovaniya hudo-zhestvennogo naslediya hudozhestvennogo proshlogo v PR-deyatel'nosti i reklame // Chelovek v mire kul'tu-ry. 2012. № 3. S. 60-64.

Art mediation as a form

of creative development

and professional communication

for bachelors and masters of advertising

and public relations in cultural

institutions

The article describes the specificities of the creative development of the personality of a professional communicator through art mediation as a modern form of art history studies in cultural institutions. The author highlights the role of the art history and cultural approach in the integration of bachelors and masters of advertising and public relations in the art space at all stages of the artistic and aesthetic media education.

Key words: media education, professional communicator, creative person, art historian, media teacher, art mediation, art institution, media space.

(Статья поступила в редакцию 24.05.2019)

© Сатретдинова А.Х., Пенская З.П., 2019

А.Х. САТРЕТДИНОВА, З.П. ПЕНСКАЯ (Астрахань)

психологические

аспекты формирования коммуникативной компетенции у студентов-инофонов

Характеризуются различные психологические подходы, направленные на формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку как иностранному. Утверждается, что процесс преподавания любого иностранного языка ориентирован на обучение не самому языку, а речевой деятельности на нем. Рассматривается влияние родного языка, а также языка-посредника на обучение иноязычной речевой деятельности.

Ключевые слова: речевая деятельность, язык-посредник, студенты-инофоны, психологический подход, русский язык как иностранный, мышление, восприятие.

В последние годы в нашем регионе отмечается тенденция увеличения количества иностранных студентов. Поэтому перед преподавателями русского языка как иностранного встает проблема поиска эффективных путей и средств обучения иностранных студентов. Мы считаем, что для разрешения данной проблемы необходимо решить ряд задач, одной из которых является исследование психологических аспектов формирования коммуникативной компетенции. В рамках данной статьи мы рассмотрим некоторые психологические подходы, направленные на ее формирование.

Согласно ФГОС ВО, выпускник медицинского университета должен обладать общепрофессиональными компетенциями (ОПК). Одной из них является готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-2) [18]. Соответственно, основная цель обучения русскому языку как иностранному в медицинском университете заключается в формировании коммуникативной компетенции студентов.

В методике обучения иностранному языку существует ряд определений термина ком-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.