Научная статья на тему 'Мировая художественная культура в медиасреде и профессиональной образовательной деятельности вуза'

Мировая художественная культура в медиасреде и профессиональной образовательной деятельности вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / МЕДИАКОММУНИКАЦИИ / РЕКЛАМНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / АРТ-ПРОЕКТ МЕДИАСФЕРА / МЕДИПРОСТРАНСТВО / МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / WORLD ART AND CULTURE / ADVERTISING WORKS / MEDIA COMMUNICATION / PROFESSIONAL MEDIA EDUCATION / CREATIVE THINKING / ART PROJECT / MEDIA SPHERE / MEDIA SPACE / INTERNATIONAL ART PRACTICE
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировая художественная культура в медиасреде и профессиональной образовательной деятельности вуза»

Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.

4. Болотин, А.Э. Факторы, негативно влияющие на состояние здоровья студентов вузов / А.Э. Болотин // Здоровье-основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2013. Т.8. С. 164-166.

5. Сущенко, В.П. Педагогическая технология формирования навыков здоровьесберегающего поведения у студентов вузов / А.Э. Болотин, В.П. Сущенко // Здоровье-основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2013. Т.8. С. 215-217.

6. Киршин Н.М., Косырев С.В., Свитнев А.И. и др. Актуальные вопросы преподавания дисциплины «безопасность жизнедеятельности» в классических университетах России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 11: Медицина. 2014. № 3. С. 216-222.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, здоровый образ жизни, студенты.

Keywords: organizational and pedagogical conditions, healthy lifestyle, students.

Гольдман И.Л.

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА В МЕДИАСРЕДЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА5

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет им. Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, iragold@mail333. com

В условиях глобализации мировая художественная культура как область междисциплинарного знания является неотъемлемой частью современного российского медиапространства, активно функционируя в нем, переживая существенные изменения и модификацию. Развитие самой медиасреды также оказывается под влиянием мирового художественного процесса, в рамках которого формируется человек культуры (Бахтин М.М., Библер В.С., Бубер М.), а именно, человек медиакультуры (Разлогов К.Э., Кириллова Н.Б., Хилько Н.Ф.,), способный к осмыслению, не только рекламы и связей с общественностью (PR) в контексте мировой художественной культуры

5 Goldman I.L. World Art And Culture In The Media And Professional Higher Education. Saint Petersburg State Polytechnical University named after Peter the Great, St.Petersburg, Russia.

329

(Ученова В.В., Дмитриева Л.М., Тульчинский Г.Л., Ульяновский А.В.), но и интерпретации произведений художественной культуры в истории отечественной и зарубежной рекламной и PR-деятельности.

Формирование такого профессионала, свободно ориентированного в медиапространстве, адаптирующегося в медиасфере, где наблюдается трансформация современных форм художественной коммуникации, интеграция последних с рекламной и PR-практикой, в виду того, что художественная культура в настоящее время рассматривается как информационная система (Суминова Т.В.) [7, 11], происходит благодаря гуманитарному, эстетическому восприятию и глубине понимания данных процессов, обусловленных высоким уровнем организации медиаобразовательной деятельности в вузе, подготовки студентов к практике в сфере профессиональной коммуникации, владения соответствующими теоретическими и практическими знаниями.

В свою очередь, изучение и освоение студентами мировой художественной культуры как учебной дисциплины направлено на овладение компетенциями, необходимыми для эффективного использования потенциала мировой художественной культуры в реализации рекламных и PR-проектов, креативных технологий в медиакоммуникациях.

Мировая художественная культура как структурно-образующая дисциплина отвечает за творческий компонент в основной образовательной программе подготовки бакалавров направления 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью». В преподавании данной дисциплины, учитывая профиль подготовки студентов, следует руководствоваться «креативно-интенационалъным подходом» (Термин авт. - И.Г.), акцентируя тем самым внимание на креативной составляющей их будущей профессиональной деятельности, развитии творческих компетенций студентов на основе богатого материала отечественной и зарубежной художественной культуры, достижений международной креативной индустрии, с целью активизации творческого мышления и раскрытия потенциала студентов, необходимых для разработки и реализации творческих проектов в сфере медиакоммуникаций на этапе регенерации промышленных зон, создания на их территориях культурных кластеров.

Ярким примером воплощения «рекламно-художественной коммуникации» может служить креативная рекламная кампания биеннале европейского актуального современного искусства «Манифеста 10» (28 июня - 31 октября 2014 года), благодаря грамотно выстроенному рекламному маршруту в

330

Петербурге: размещенным креативным баннерам, установленным оранжевым рекламно-информационным ящикам, которые выглядят как самостоятельные арт-объекты, рекламным тизерам как отдельным аудиовизуальным произведениям искусства, оригинальной рекламе в метрополитене.

Такая рекламная коммуникация требует от студентов определенной культуры восприятия, развитого воображения, креативного мышления, для того, чтобы правильно интерпретировать замысел современных художников, среди которых особого внимания заслуживает Франсис Алиса. Проект «Лада-копейка» бельгийско-мексиканского художника - лишь воплощение его давней мечты. Разбитый в Эрмитажном дворе о дерево автомобиль, на котором художник приехал в Петербург, будучи арт-объектом европейской биеннале, послужил эффективной креативной рекламой «Манифесты 10». Своего рода продолжением биеннале стал интригующий арт-проект «Ода городу» спортивного бренда «Addidas Originals». Гигантские кроссовки, диазйн которых разработан известными личностями (Никита Яруцкий, Диана Вишнева и др.), неожиданно появлялись в сентябре на улицах Петербурга и демонстрировали на практике «рекламно-художественную коммуникацию» и чудеса PR-воздействия. Данные примеры, безусловно, подтверждают, что реклама -феномен мировой современной художественной культуры, познание и осмысление которого происходит на всех этапах профессиональной образовательной подготовки студентов в сфере медиакоммуникаций в вузе и требует от них креативного мышления, овладения творческими компетенциями.

Иными словами для профессиональной медиаобразовательной деятельности вуза применительно к освоению мировой художественной культуры характерна бинарность: анализ рекламной и PR-практики в мировой художественной культуре с одной стороны, прослеживание динамики мировой художественной культуры через историю рекламы и связей с общественностью - с другой. При этом, если первая тенденция уже не вызывает вопросов, в этом направлении проводились исследования известных специалистов в своей области (В.В. Ученова[10], Л.М. Дмитриева[5], Г.Л. Тульчинский[8], А.В. Ульяновский[9], Е.Ю. Кармалова[3]), то системного, комплексного, непрерывного и последовательного изучения мировой художественной культуры в исторической динамике на рекламном и PR-материале еще не проводилось. Однако и здесь есть значимые результаты (Д.К. Красноярова [4], Т.А. Дьякова[6], Н.А. Анашкина[5], А.Ф. Векслер[2].

331

Выявленная бинарность свидетельствует о том, что художественным содержанием, в частности, наделяется не только рекламная продукция, рекламные мероприятия, но и сам процесс рекламной коммуникации, а произведения художественной культуры, в том числе размещенные в городском пространстве, демонстрируемые в арт-кластерах, становятся носителями рекламного контента.

Таким образом, мировая художественная культура является своеобразным источником креативной деятельности в сфере медиакоммуникаций, рекламного и PR-творчества, неким медиатором в процессе интеграции современных медиа и креативной индустрии в постиндустриальную экономическую эпоху. Кроме того, современная мировая художественная культура представляет собой некую систему, внутри которой выстраивается эффективная модель образования в сфере медиакоммуникаций, предусматривающая научно-педагогическое сотрудничество теоретиков и практиков гуманитарного и научно-технического знания, имеющих междисциплинарную подготовку и занимающихся исследованием, как творческих, так и технических вопросов создания рекламной продукции, организации рекламных и PR-кампаний в условиях активного развития креативной экономики, медиаиндустрии, последовательной интеграции в международное образовательное сообщество.

В качестве подтверждения своей позиции сошлемся на высказывание Джона Белла, сфокусировавшего внимание, размышляя о постиндустриальном обществе на том, что «главным... стало доминирование теоретического знания, превалирование теории над эмпиризмом и кодификация знаний в абстрактные своды символов, которые... могут быть использованы для изучения самых разных сфер опыта».[1, с.25]

Актуализацию знаний по мировой художественной культуре в теорию и практику образовательной деятельности в сфере медиакоммуникаций, по нашему мнению, целесообразно рассматривать в виде трех систем: мировая художественная культура - профессиональный медиаобразовательный процесс - сфера медиакоммуникаций; арт-среда - научно-образовательный процесс -медиасреда; арт-проект - научно-образовательный проект - рекламная и PR-проект (проект в творческой индустрии, проект в образовании, проект медиаиндустрии). Выстраивание образовательного процесса согласно указанным системам предусматривает реализацию трех видов деятельности: художественно-творческой, образовательной, коммуникационной, учитывая которые, как и направление, профиль обучения студентам, студентам могут

332

быть предложены следующие направления научно-исследовательской деятельности: продвижение российских арт-кластеров в условиях глобализации, зарубежный опыт регенерации промышленных зон и создания креативных кластеров, управление рекламной деятельностью арт-кластеров: международная интеграция в креативную индустрию.

Таким образом, вполне закономерным видится участие медиакомпетентных искусствоведов как профессиональных медиаторов и фасилитаторов в сфере художественной культуры в достижении целей массовой художественной коммуникации в практике медиакоммуниканий, а также в содействии максимальному сближению рекламы, связей с общественностью и искусства, а именно: восприятию рекламы как искусства, искусства в системе рекламной и PR-деятельности, а также в процессе интеграции теоретической и практической подготовки студентов направления 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» (профиль «Реклама в международном сотрудничестве») анализа и интерпретации произведений мировой художественной культуры: изобразительного искусства, театра музыки, кино, фоторафии, медиа-арта и т.д.; проведения внеаудиторных занятий в современных арт-институциях творческой индустрии, позволяющих осмыслить значение рекламы в мировой художественной культуре в междисциплинарном искусствоведческо-культурологическом ракурсе, используя креативно-интенциональный подход.

Литература:

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт соц. прогнозирования /Даниел Белл; Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. - [2-е изд., испр. и доп.]. - М.: Academia, 2004. - 783 с.

2. Векслер А.Ф. PR и культура: Учебные материалы: Учебное пособие. -СПб.: Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ; Издательство «Лань», 2010.

3. Кармалова Е.Ю, Аудиовизуальная реклама в контексте культуры: миф, литературы, кинематограф. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2008.

4. Красноярова Д.К. Реклама vs театр. Теория и практика взаимодействия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Реклама» Д.К. Красноярова; под ред. Л.М. Дмитриевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. -192 с.

5. Реклама в системе культуры: философский анализ: монография /д.филос.н., проф. Л. М. Дмитриева, кандидаты филос. наук, доценты Н. А. Анашкина, Ю. С. Вегенер и др. - М.: Магистр, 2012. - 231 с.

6. Реклама и искусство: Сборник научных трудов. В 2-х т./ под ред. Т.А.

333

Дьяковой. - Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2011. - Т.2.

7. Суминова Т.Н. Художественная культура как информационная система (мировоззренческие и теоретико-методологические основания). - М.: Академический Проект, 2006. - 269 с.

8. Тульчинский Г.Л. PR в сфере культуры: учебное пособие / Г.Л. Тульчинский; Нац. исслед. ун-т, Высш. шк. экономики в Санкт-Петербурге. -СПб.: Лань, 2011. - 571 с.

9. Ульяновский А.В. Реклама в сфере культуры. - СПб.: Лань, 2012. - 536 с.

10. Ученова В.В. Реклама и массовая культура: служанка или госпожа?: Учеб. пособие для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2008.-248 с.

11. Строев Ю.И., Чурилов Л.П., Шмелев А.А. Медицина и изобразительное искусство // Пространство и время.-2014.-№3(17).-с. 72-84.

Ключевые слова: мировая художественная культура, медиакоммуникации, рекламные произведения, медиаобразование, креативное мышление, арт-проект медиасфера, медипространство, международная художественная практика.

Keywords: world art and culture, advertising works, media communication, professional media education, creative thinking, art project, media sphere, media space, international art practice.

УДК 37.062

Дашанимаева И.М.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ

СРЕДЕ6

ГОУ ВПО Бурятский государственный университет им. Д.Банзарова, г. Улан-Удэ, Россия, dim1360@mail.ru

Введение. Важной задачей социальной политики на современном этапе развития общества является формирование здорового образа жизни населения (ЗОЖ). Большая роль в решении этой проблемы принадлежит медицинским работникам. Развитие высшей школы в современных условиях сопровождается

6 Dashanimaeva I.M. Healthy Lifestyle Among Students. GOU VPO Buryat State University. D.Banzarova, Ulan-Ude, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.