Научная статья на тему 'Искусствоведческо-культурологические ориентиры образовательной деятельности в сфере медиакоммуникаций'

Искусствоведческо-культурологические ориентиры образовательной деятельности в сфере медиакоммуникаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСКУССТВОВЕДЧЕСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОММУНИКАТОР / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КРЕАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРНЫЕ ИНСТИТУЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гольдман Ирина Леонидовна

В статье раскрываются особенности подготовки будущих бакалавров и магистров рекламы и связей с общественностью к профессиональной творческой деятельности в различных сферах в условиях интеграции искусствоведческих (художественных) и коммуникативных практик. Обосновываются преимущества искусствоведческо-культурологического подхода к формированию творческих компетенций и развитию художественной культуры профессионального медиакоммуникатора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Искусствоведческо-культурологические ориентиры образовательной деятельности в сфере медиакоммуникаций»

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: РЕКЛАМА, БРЕНДИНГ, МЕДИА

УДК 37

И. Л. Гольдман

Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, Санкт-Петербург

ИСКУССТВОВЕДЧЕСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ

В статье раскрываются особенности подготовки будущих бакалавров и магистров рекламы и связей с общественностью к профессиональной творческой деятельности в различных сферах в условиях интеграции искусствоведческих (художественных) и коммуникативных практик. Обосновываются преимущества искусствоведческо-культурологического подхода к формированию творческих компетенций и развитию художественной культуры профессионального медиакоммуникатора.

Ключевые слова: медиаобразовательная деятельность, искусствоведческо-культурологические ориентиры, художественная культура, профессиональный коммуникатор, творческое развитие, креативная личность, культурные институции.

Подготовка профессионального коммуникатора как креативной личности во многом зависит от успешной реализации художественно-эстетической концепции медиаобразовательной деятельности, которая способствует овладению будущими бакалаврами и магистрами методологией творчества в рекламе и связях с общественностью (PR), интеграции в медиасферу и современное арт-пространство в условиях взаимодействия коммуникативных и художественных практик.

Цель данной статьи - определить основные ориентиры искусствоведческо-культуроло-гической подготовки будущих бакалавров и магистров рекламы и связей с общественностью, позволяющие выстраивать процесс формирования креативной личности профессионального коммуникатора в условиях коллаборации искусствоведения и коммуникативных наук, междисциплинарного, гуманитарного и творческого диалога искусствоведческих и коммуникативных дисциплин.

В своем исследовании мы опираемся, прежде всего, на труды российских теоретиков и практиков медиаобразования, имеющих большой опыт педагогической деятельности в высшей школе; на результаты научных изысканий известных ученых-гуманитариев, анализирующих трансформации гуманитарного знания и «человека культуры» в информационную эпоху, изменения в художественном процессе под влиянием медиапрактик, формирование и развитие гуманитарно-художественной культуры креативной личности.

Наши рассуждения основываются также на собственном научно-педагогическом опыте работы в образовательных организациях высшего образования, обучающих профессиональных коммуникаторов и создающих необходимые условия для раскрытия творческого потенциала будущих бакалавров и магистров рекламы и связей с общественностью на разных этапах медиаобразовательной деятельности вуза.

Выстраивая процесс обучения профессионального коммуникатора, необходимо учитывать особенности гуманитарной методологии медиаобразовательной деятельности; привлекать искусствоведов-медиапедагогов; обеспечивать творческое развитие личности коммуникатора на основе искусствоведческо-культурологического подхода к реализации медиаобразовательной функции художественной культуры, рекламы, PR, арт-журналистики; ориентироваться на художественное познание рекламы и PR, являющееся методологической основой формирования творческих компетенций медиакоммуникаторов.

Кроме того, творческая подготовка профессионального коммуникатора требует осознания роли культуры информационного общества, особое влияние которой отмечает В. С. Степин: «Инновации культуры, выступая, как предвестники будущих состояний жизни общества, вместе

с тем оказывают активное воздействие на всю социальную сферу, в которой они возникают. Культура носит целостный характер, и ее новые феномены всегда влияют на уже сложившиеся образования. Возникающие культурные комплексы способны по-новому организовывать уже существующие элементы культуры, внести изменения в сложившиеся формы и способы осмысления и переживания мира человеком и таким путем оказать обратное виляние на породившую их социальную практику» [4. С. 63-64].

Понимание специфики развития и особого предназначения художественной культуры в информационную эпоху приводит к осмыслению гуманитарных аспектов интеграции художественной культуры и медиакультуры; арт-среды и медиасферы; творческой индустрии и медиапрактик; искусства, рекламы и PR; художественных стратегий и медиастратегий; художественных текстов и медиатекстов.

Отдавая должное превосходству социальных технологий и практическому потенциалу связей с общественностью, В. А. Лекторский формулирует очень важную, по нашему мнению, цель медиакоммуникатора, существующего в пространстве культуры: «Человек, включенный в современную систему массовых коммуникаций, оказывается очень податливым ко всякого рода пропагандистским воздействиям. Это используется в современном пиаре и так называемых политтехнологиях. Главная цель профессионалов пиара - не развитие рациональных способностей человека и его способностей к самостоятельному, свободному принятию решения, а, напротив, притупление его критической рефлексии» [2. С. 322].

Соглашаясь с В. А. Лекторским (ученый видит при конвергенции социальных технологий точки опоры в философии), считаем приоритетными: творческое развитие личности профессионального коммуникатора на основе искусствоведческо-культурологического подхода к реализации медиаобразовательной функции рекламы, PR; использование художественно-эстетической модели в рекламном и PR-образовании, интеграцию данной модели с социокультурной и культурологической теориями медиаобразования; формирование культуры восприятия и интерпретации произведений/продуктов рекламного и PR-творчества, профессиональных компетенций медиакоммуникатора в социокультурной среде на междисциплинарном материале художественной культуры.

Такое понимание методологии медиаобразовательной деятельности и искусствоведческо-культурологическая ориентация медиаобразования позволят обеспечить эффективное сотрудничество представителей социально-гуманитарных наук и коммуникативных дисциплин, практиков медиасферы и арт-среды в обучении профессионалов рекламы и РИ, в овладении последними общекультурными (А. В. Хуторской, Г. К. Селевко, С. Л. Троянская), творческими (И. Я. Зимняя, С. М. Коломиец), художественными (Т. А. Кравцова, А. А. Бодалева, Л. М. Масол) и медиакомпетенциями (А. В. Федоров, И. А. Фатеева, И. В. Жилавская).

Примечательно, что художественно-эстетическая концепция уже превалировала в отечественном медиаобразовании 1950-1980-х годов, когда обучение осуществлялось на материале киноискусства и было направлено на формирование медиакомпетености учащихся и студентов. В подтверждение сказанного обратимся к очень точному высказыванию известного специалиста по медиаобразованию А. В. Федорова: «Все эти годы медиаобразование в обычных вузах и школах России не являлось обязательным. Как правило, это были учебные курсы по выбору самих учащихся. Конечно, помимо факультативных предметов и кружковых занятий, специально посвященных медиакультуре, существовали и интегрированные курсы. В этом случае медиаобразование становилось составной частью дисциплин эстетического (литература, изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура, эстетика), лингвистического (русский и иностранный языки), историко-философского (история, философия, право) и иных циклов» [9. С. 63].

Предложенная А. В. Федоровым классификация всех моделей медиаобразовательной деятельности, дифференциация их на три группы также свидетельствуют о доминировании в них художественно-эстетического компонента: первая группа основана «на синтезе эстетических и социокультурных подходов» (Ю. Н. Усов, Г. А. Поличко), вторая - «на синтезе эстетического, образовательно-информационного и воспитательно-этического подходов» (С. Н. Пензин, О. А. Баранова,), третья - на «синтезе социокультурной, образовательно-информационной и практико-утилитарной моделей» (А. В. Шариков, Л. С. Зазнобина, А. В. Спичкина) [9. С. 69-101].

Подготовка будущих профессионалов рекламы и PR началась в российских вузах только в 1990-е годы, что было обусловлено, в первую очередь, известными социально-экономическими изменениями в стране, падением «железного занавеса», сменой политических и культурно-образовательных ориентиров, активным развитием предпринимательства, международного сотрудничества. Рекламному и PR-рынку нужны были креативные специалисты для продвижения бизнеса, коммерческих и социальных проектов.

Следовательно, осознание преимуществ и необходимости использования художественно-эстетической концепции в теории и практике коммуникационного образования произошло позднее, в 2000-е годы и продолжается по настоящее время с учетом уже интеграции рекламного и PR-образования на ступенях бакалавриата и магистратуры и включения в программу подготовки обучающихся блока творческих (искусствоведческо-культурологических) дисциплин.

Поиск новых методологических ориентиров в медиаобразовательной деятельности продиктован в том числе и формированием коммуникативных практик, доминированием гуманитарных технологий в социокультурной сфере и медиапространстве.

Оформившись в кинообразовании как направлении медиаобразовательной деятельности, художественно-эстетическая концепция нашла отражение в высшем образовании в сфере медиакоммуникаций, которое опирается на материал художественной и медиакультуры, отреагировав тем самым на новые социокультурные вызовы времени.

Примечательно, что среди компонентов, которые детерминируют гуманитарную культуру профессионального медиакоммуникатора, авторский коллектив монографии «Стратегии развития гуманитарной культуры личности профессиональных коммуникаторов» (преподаватели одной из первой кафедр связей с общественностью в ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет В. И. Ульянова», которая начала подготовку PR-специалистов в 1993 году) выделяет, в частности, эстетический и методологический компоненты.

Эстетический компонент включает «потребность создавать идеологически загруженные устные и письменные тексты, призванные воздействовать на общественное сознание, и необходимость в процессе создания этих текстов опоры на эстетические критерии»; «стремление к наиболее эффективному решению коммуникативных задач, связанных с ориентацией на целевые аудитории с разным уровнем образования, и необходимость сохранения родного языка, его богатства, чистоты и выразительности», а методологический компонент - «потребность конкретного прагматического подхода к решению задач формирования общественного мнения с использованием профессиональных технологий и необходимость полипарадигмального подхода к оценке результатов своей деятельности с позиций таких гуманитарных наук, как философия, филология, культурология, социология, психология, педагогика»; «тенденцию наращивать и обновлять формы коммуникации в соответствии с развитием информационно-коммуникативных технологий, необходимость сохранения старых и порождения новых смыслов» [6. C. 57-58].

Однако среди наук, с позиций которых авторы указанной монографии предлагают производить оценку профессиональных результатов, не упоминается искусствоведение, отвечающее преимущественно за художественное развитие будущего медиакоммуникатора как субъекта культуры и креативной личности, а в эстетическом компоненте не предполагается формирование культуры художественного восприятия продуктов медиатворчества (рекламного и PR-творчества), интерпретации содержания медиатекстов как носителей художественной информации.

На наш взгляд, творческое развитие профессионального коммуникатора должно основываться, прежде всего, на междисциплинарном взаимодействии и коллаборации искусствоведения и коммуникативных дисциплин в системе современного гуманитарного знания и медиаобразования и представляет собой формирование соответствующих общекультурных (универсальных), общепрофессиональных и профессиональных компетенций в сфере медиакоммуникаций.

Как отмечает И. В. Жилавская, медиаобразование направлено на формирование медиа-информационной грамотности, которая является основой медиа-информационной культуры «как способа сохранения и преумножения ценностей общества, его культурного опыта и культурных норм» и, как следствие, медиа-информационного мировоззрения [1. С. 46].

Под активным развитием «медиа-информационного потенциала» в журналистском образовании исследователь понимает «изначально заложенную в человеке информацию о мире и способах ее актуализации, тот интеллектуальный ресурс, который позволяет индивиду

максимально и продуктивно самореализоваться» [1. С. 47]. Разрабатывая соответствующую «журналистскую (интерактивную) модель медиаобразования», И. В. Жилавской выделяются уровни проявления «медиа-информационного потенциала личности (медиаповедение, медиадеятельность, медиатворчество)». Каждый такой уровень в подготовке журналистов как профессиональных коммуникаторов соотносится с «уровнями медиаактивности личности (МИ-грамотность, МИ-культура, МИ-мировоззрение)» [1. С. 48]. Без сомнения, и для практики современного рекламного и PR-образования определение данных уровней является принципиально важным.

Подробно анализируя теоретические и практические аспекты медиаобразования, уделяя пристальное внимание классификации медиаобразования и основным принципам его реализации, прежде всего, в журналистском образовании, И. А. Фатеева характеризует рекламное и PR-образование как формальное, поскольку оно относится к профессиональному образованию, и как основное и специализированное медиаобразование, ориентированное на определенные виды массовой коммуникации, в частности в системе образовательной деятельности университета, где используются активные и интерактивные методы обучения [8. С. 36-38].

С переходом на Болонскую систему образование в сфере рекламы и связей с общественностью стало носить интегрированный характер. Если ранее вузы осуществляли подготовку отдельно специалистов по рекламе и специалистов по связям с общественностью, то в настоящее время на рынке образовательных услуг востребованы дипломы бакалавра и магистра рекламы и связей с общественностью по соответствующему профилю, являющихся самостоятельными субъектами культуры и креативными личностями.

На основе рассмотренных теорий медиадеятельности, изученных результатов проведенного А. В. Федоровым экспертного опроса относительно преимуществ реализации данных теорий (культурологической, семиотической, социокультурной, эстетической/художественной, «практической» и др.) [10. С. 30-31], И. А. Фатеева формулирует свое определение медиадеятельности: «активность субъекта, направленная на производство и/или адекватное восприятие медиатекстов, то есть текстов, предназначенных для распространения через масс-медиа» [8. С. 28].

Следовательно, работа с медиатекстами (рекламными, PR-текстами) - одна из приоритетных задач профессионального коммуникатора, требующая от него креативного мышления, художественно-образного восприятия, междисциплинарных искусствоведческо-культурологических знаний, гуманитарного осмысления интегративных процессов в художественной культуре и современном медиапостранстве; владения креативными, художественными компетенциями, необходимыми для профессиональной адаптации и творческой реализации в коммуникативных практиках в условиях конвергенции и коллаборации искусства, рекламы, РИ, журналистики в арт-индустрии и медиасфере.

Работа с медиатекстами будущего профессионального коммуникатора сопряжена с разными процессами: восприятием, анализом, осмыслением, интерпретацией, созданием, трансляцией и т. д. И все они должны носить, на наш взгляд, творческий характер как в медиаобразовательной деятельности в системе высшего образования, так и в сфере профессиональной реализации, например в арт-институциях.

Искусствоведческо-культурологические ориентиры профессионального медиаобразования способствуют художественной интеграции с рекламными и РИ-текстами; формированию потребности в художественной коммуникации с медиатекстами, использованию художественной и медиаинформации в образовательной деятельности в системах: «преподаватель - обучающийся», «обучающийся - обучающийся», «преподаватель - группа обучающихся», «группа обучающихся - группа обучающихся» и в культурных институциях в системах: «обучающийся - арт-проект», «группа обучающихся - арт-проект», «группа обучающихся - РИ-отдел - арт-проекты» и т. д.; развитию творческих способностей будущего коммуникатора и поддержанию творческого процесса обучения профессионалов рекламы и РИ; использованию искусствоведческо-культурологических теоретических и практических знаний в профессиональной деятельности при решении ситуационных, художественно-эстетических, коммуникативных, маркетинговых задач в различных сферах бизнеса; художественной, искусствоведческо-культурологической рефлексии на этапе анализа медиатекстов и создания собственных рекламных и РИ-текстов для продвижения, например, арт-событий, арт-проектов.

Перечисленные выше элементы составляют основу творческого развития медиа-коммуникатора, его готовности к профессиональной деятельности в рекламе и PR, креативной компетентности в коммуникативных практиках, учитывая интеграцию последних с современным искусством, с которым реклама и PR все чаще взаимодействуют, и между ними стираются привычные для этих форм коммуникации грани.

Именно на такую очевидную мимикрию наружной рекламы под актуальное искусство в городском пространстве указывает О. О. Савельева: «мы хотели бы обратить внимание на тот факт, что сегодня возникают и распространяются способы продвижения благ, услуг, некоммерческих предложений, которые, не переставая быть рекламой, мимикрируют под художественное оформление городского пространства. И так называемое "актуальное искусство" предоставляет для этого довольно широкие возможности» [5. C. 63].

Обращаясь к опыту художников от А. Ватто до Э. Уорхола и анализируя успешный опыт рекламных агентств (Leo Burnett, DDB, Saatchi&Saatchi, «Восход»), О. О. Савельева определяет основные направления взаимодействия искусства и наружной рекламы [5].

Тесные связи между рекламой, PR и различными видами изобразительных и зрелищных видов искусства просматриваются не только в наружной рекламе, но и в телевизионной, звуковой, полиграфической, транзитной рекламе, при создании сувенирной продукции, в рекламе торгово-развлекательных комплексов, бизнес-центров, культурных институций, в организации специальных событий и мероприятий и т. д.

Практика преподавания автором данной статьи дисциплин на бакалавриате («Методология научного исследования», «Психология массовых коммуникаций», а также курсов «Копирайтинг», «Работа в кадре и эфире», «Маркетинговые исследования и ситуационный анализ», «Социальная мифология» и т.д.), обучение магистров (по курсам «Основы научных исследований в профессиональной сфере», «Технологии рекламы и СО в различных сферах», «Планирование и реализация кампаний по рекламе и связям с общественностью») в ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина» в течение последних трех лет показали следующее: творческие задания, которые выполняют обучающиеся, их участие в проектах культурных институций, организация выездных занятий (более 25 проведенных экскурсионных и культурно-образовательных мероприятий), прохождение различных видов практик и стажировок в крупных брендовых учреждениях культуры (Музеи и галереи современного искусства Эрарта, арт-центр «Пушкинская-10», киностудия «Ленфильм» и других арт-кластерах, креативных пространствах), сотрудничество с Первым городским бизнес-инкубатором Санкт-Петербурга и другими профильными институциями способствуют дальнейшему выбору обучающимися профиля деятельности в сфере профессиональной медиакоммуникации, активной творческой работе в профильных организациях и отделах компаний, интеграции в активную проектно-творческую деятельность как в бизнес-структурах, так и в креативной индустрии на разных уровнях, в целом позволяют реализовывать художественно-эстетическую модель медиаобразования на основе искусствоведческо-культурологического подхода к формированию креативной личности медиакоммуникатора как субъекта культуры, готового к решению коммуникативных, маркетинговых и художественно-эстетических задач.

В своем учебно-методическом пособии для бакалавров направления 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» по дисциплине «Методология научного исследования» [3] мы попытались отразить возможные направления междисциплинарного сотрудничества коммуникативных дисциплин, культурологии, искусствоведения, эстетики, психологии.

Подводя итог нашим размышлениям об искусствоведческо-культурологических ориентирах в подготовке будущего коммуникатора как креативной личности и субъекта культуры к творческой деятельности в сфере профессиональной коммуникации, обратимся к высказыванию о «культурно-творческом развитии студентов» О. В. Стукаловой. Исследователь рассматривает его как «процесс интериоризации ценностей культуры, развития устойчивой мотивации на личностное и профессиональное совершенствование, на становление себя как "человека культуры", обладающего готовностью к творческой самореализации в избранной профессии специалиста в сфере культуры и искусства и осуществлению просветительской деятельности в современном поликультурном пространстве» [7. С. 76].

Таким образом, искусствоведческо-культурологический подход является, на наш взгляд, не только методологической основой реализации художественно-эстетической модели медиаобразования, творческой деятельности профессионального коммуникатора в пространстве художественной культуры, арт-индустрии, но может служить фундаментом для креативной деятельности в других сферах бизнеса, реализации арт-коллабораций в условиях интеграции коммуникативных и художественных практик, конвергенции медиапространства и арт-пространства, арт-среды и медиасреды, где активно функционируют, развиваются, трансформируются реклама, PR, современное (актуальное) искусство как факторы, определяющие развитие постмодернистской культуры, характер процессов массовой коммуникации, а также оказывающие влияние как на медиаобразовательную деятельность, так и всю систему высшего образования в целом, которая ориентирована на развитие креативной личности с учетом новой системы ценностных ориентиров (духовных, художественных, социокультурных, гуманитарных).

Список литературы

1. Жилавская, И. В. Медиаобразование молодежи : монография [Текст] / И.В. Жилавская. -М. : РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. - 243 с.

2. Лектроский, В. А. Человек и культура. Избранные статьи [Текст] / В. А. Лектроский. -СПб. : СПбГУП, 2018. - 640 с.

3. Методология научного исследования: учебно-методическое пособие [Текст] / И. Л. Гольдман. - СПб.: Сциентиа, 2018. - 124 с.

4. Степин, В. С. Человек. Деятельность. Культура [Текст] / В. С. Степин. - СПб.: СПбГУП, 2018. - 800 с.

5. Савельева, О. О. Реклама в городском пространстве: использование языка актуального искусства [Текст] // Вестник Волгоградского гос. ун-та. - Сер. 7. Философия. Социология и социальные технологии. - 2014. - № 3 (23). - С.61-70.

6. Стратегии развития гуманитарной культуры личности профе ссиональных коммуникаторов [Текст] / под ред. Ю. В. Клюева. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2016. - 184 с.

7. Стукалова, О. В. Культурно-творческое развитие и профессиональное становление будущих специалистов в сфере культуры и искусства: Монография [Текст]. - М.: Издательство «ИХО РАО», 2011. - 280 с. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/u40/stukalova_o.v.-monografiya-2.pdf (дата обращения: 9.08.2018).

8. Фатеева, И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография [Текст] / И. А. Фатеева. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. - 270 с.

9. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза [Текст] / А. В. Федоров. - М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 с.

10. Федоров, А. В. Медиаобразование и медиаграмотность [Текст] / А. В. Федоров. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - 340 c.

ART-HISTORICAL AND CULTUROLOGICAL FOUNDATIONS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE FIELD OF MEDIA COMMUNICATIONS

Goldman I. L., Leningrad State University named after A.S. Pushkin, St. Petersburg,

[email protected]

The article analyzes the possibilities of realization of artistic and aesthetic model of media education in the theory and practice of advertising education, aspects of theoretical and methodological interaction of cultural art criticism and communicative disciplines in the process of training of professional communicator as a creative person and a subject of culture on the material of world art culture, taking into account the media educational potential of cultural institutions. The features of training future bachelors and masters of advertising and public relations for professional creative activity in various fields are revealed in the context of integration of art artistic and communication practices. The advantages of the art-historical and culturological approach to the formation of creative

competencies of a professional media communicator are scientifically substantiated. The art-historical and culturological aspects for the development of artistic and aesthetic culture of bachelor and master of advertising and public relations are determined by the results of scientific and pedagogical activities.

Key words: art-historical and culturological foundations, media educational activity, art culture, professional communicator, creative development, creative personality, cultural institutions.

References

1. Zhilavskaya, I. V. (2013), Mediaobrazovanie molodezhi [=Youth media education], Moscow, RIC MGGU after them M. A. SHolohova, 243 p. (in Russ.).

2. Lektroskij, V. A. (2018), Chelovek i kul'tura [=The people and culture], Saint-Petersburg, Publishing house SPBGUP, 640 p. (in Russ.).

3. Metodologiya nauchnogo issledovaniya (2018) [=The methodology of scientific research], publishing house Scientia, 124 p. (in Russ.).

4. Stepin, V. S. (2018), Chelovek. DeyateTnost\ Kul'tura [=Man. Activity. Culture], Saint-Petersburg, Publishing house SPBGUP, 800 p. (in Russ.).

5. SaveFeva, O. O. (2014), "Reklama v gorodskom prostranstve: ispoFzovanie yazyka aktualnogo iskusstva" [=Advertising in urban space: the use of language of contemporary art], in: Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of Volgograd state University], No. 7, Issue 3 (23), pp.61-70. (in Russ.).

6. Strategii razvitiya gumanitarnoj kuFtury' lichnosti professionaVny^x kommunikatorov (2016) [=Strategies for the development of humanitarian culture of professional communicators], Saint-Petersburg, Publishing house Saint-Petersburg state electrotechnical University «LETI», 184 p. (in Russ.)

7. Stukalova, O. V. (2011), KuFturno-tvorcheskoe razvitie i professionaFnoe stanovlenie budushhix specialistov v sfere kul'tury' i iskusstva [=Cultural and creative development and professional development of future specialists in the field of culture and art], Moscow, publishing house Institute of art education of the Russian Academy of education, 280 p., available at: http://www.art-education.ru/ sites/default/files/u40/stukalova_o.v.-monografiya-2.pdf, accessed: 9.08.2018 (in Russ.).

8. Fateeva, I. A. (2007), Mediaobrazovanie: teoreticheskie osnovy ' i praktika realizacii [=Media education: theoretical foundations and implementation practice], Chelyabinsk, Publishing house Chelyabinsk state University, 270 p. (in Russ.).

9. Fedorov, A. V. (2007), Razvitie mediakompetentnosti i kriticheskogo my'shleniya studentov pedagogicheskogo vuza [=Development of media competence and critical thinking of pedagogical University students], Moscow, MOO «Information for all», 616 p. (in Russ.).

10. Fedorov, A. V. (2004), Mediaobrazovanie i mediagramotnost' [=Media education and media literacy], Taganrog, Publishing house Kuchma, 340 p. (in Russ.).

Гольдман Ирина Леонидовна - кандидат искусствоведения, доцент кафедры рекламы и общественных коммуникаций Филологического факультета, Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.