уровневого естественнонаучного педагогического образо- им. А.И. Герцена, 2002. вания: Коллективная монография. - СПб.: Изд-во РГПУ
УДК 371 ББК 78.5
АНТИЦИПАЦИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО
К.Е. Романова, кандидат технических наук, доцент кафедры технологии и предпринимательства Шуйского государственного педагогического университета
В статье рассматривается категория мастерства с позиций антиципации. Педагогическое мастерство представляет собой интегральную характеристику, включающую: педагогический опыт; применение мастером инновационных технологии как личностно-ориентированных, многофункциональных нововведений, реализующих функции самоактуализации личности; индивидуальность мастера, включающую профессиональные и личные качества; самоактуализирующуюся личность выпускника как вершину творческой самореализации педагога.
Ключевые слова: мастерство, педагогический опыт, инновационные технологии, антиципация.
ANTICIPATION AND PEDAGOGICAL MASTERY
Romanova K.E.
The article deals with the category of mastery from the point of view of anticipation. Educational mastery is an integral characteristic including educational experience; master's implementation of innovative technologies as personally-directed, multifunctional innovations realizing the self-actualization functions of a person; master's individuality including professional and personal characteristics; self-actualizing personality of a graduate as the peak of teacher's creative self-actualization.
Keywords: mastery, pedagogical experience, innovative technologies, anticipation.
Профессиональное мастерство педагога как искус- вом и творчеством, что позволяет им развить творческую
е
ство в определенном виде деятельности выража-.ется: в высоком профессионализме специалиста как ученого, практика и методиста; в овладении им классической и инновационной системой технологии передачи знаний; эффективном применении методов управления творческим процессом и сформированных профессионально-креативных способностей личности мастера, обеспечивающих успешность и оптимальный результат деятельности.
Если образно изобразить модель педагогического мастерства специалиста в виде здания, то фундаментом будет являться профессионализм и накопленный профессиональный опыт работы; стены здания будут образованы способностью применения традиционных и инновационных технологий и разнообразных психолого-педагогических техник, составляющих содержание мастерства. Технологический блок дифференцируется на технологические стратегии и тактики, реализуемые в практике обучения и воспитания. Крыша - как вершина (акме) высокого уровня творческой зрелости мастера. Внутри образного здания находится уникальная творческая индивидуальность мастера, состоящая из его профессиональной индивидуальности, интеллектуальной культуры и личностной зрелости [1, с. 52].
Мастерство в образовательном искусстве преподавателя состоит в умении развивать творческую готовность к предстоящей деятельности у всех или подавляющего большинства выпускников средствами преподаваемой дисциплины за отведенное учебно-воспитательным процессом время, в условиях ограничений и предписаний, накладываемых образовательными системами на участников образовательного процесса. Только мастера в полной мере владеют профессиональным искусством, мастерст-
готовность к самостоятельной деятельности у всех учеников [2, с. 89].
Мастерство непосредственно связано с процессами антиципации (антиципация представляет собой феномен опережающего отражения, обеспечивающий возможность человеку в ответ на стимулы, действующие в настоящем, прогнозировать образ будущего результата, используя накопленный опыт прошлого, и избирать те пути саморазвития, которые ведут к достижению вершин творческой деятельности), поскольку требует прогнозирования образа результата как собственной деятельности, так и деятельности обучаемого. Процесс развития мастерства нельзя рассматривать в отрыве от оси времени.
Опираясь на идею Я.А. Пономарева [4] относительно сути процесса психического развития, можно сказать, что в «движении субъекта по оси времени» от прошлого к настоящему происходит превращение этапов деятельности в структурную организацию. И в это движение по оси времени необходимым образом включается антиципация, поскольку субъект активно действует, направляемый целью. Но цель сама является феноменом антиципации, и ее формирование требует предвидения событий, которые могут возникнуть в будущем. Текущие события и собственные действия оцениваются субъектом относительно не только прошлого и настоящего, но и будущего.
Рассматривая мастерство как временной процесс, можно представить его в виде следующей схемы:
- прошлое - накопленный педагогический опыт;
- настоящее - применение традиционных и инновационных технологий и разнообразных психолого-педагогических техник; уникальная личность мастера;
- будущее - вершина творческой самореализации, выраженная в самоактуализирующейся личности обучаемого (рис. 1).
Творческой самоактуализации
Инновации и личность мастера
Педагогический опыт
Прошлое Настоящее Будущее
Рис. 1. Мастерство
В основе мастерства лежит педагогический опыт как известная совокупность методов и форм, приемов и технических средств обучения и воспитания, применяемая педагогом. Но главное не в них самих, а в педагогических результатах их применения. Сначала должен быть исследован результат работы, проявляющийся в знаниях, развитии и нравственных качествах учащихся, в их навыках и умениях, психических новообразованиях, привычках и взглядах. Важно выяснить, насколько они богаче, глубже, прочнее, чем те, которые достигаются в обычной педагогической практике, и насколько эффективнее и рациональнее новые предлагаемые методы и приемы работы.
Опираясь на теорию Б.Ф. Ломова [3], можно рассматривать накопленный опыт как прошлое, которое сохранено в памяти с зафиксированными опорными точками, т. е. событиями, в том или отношении важными для педагога. На основе восприятия, оценки текущего момента и извлечения из памяти хранящейся там информации осуществляется антиципация событий будущего. Ближайшие будущие события сами выступают в роли опорных точек для запоминания результатов антиципации. Но проходит время, и тот момент, который выступал как настоящее, превращается в прошлое; он становится более близким прошедшим событием, а то событие, которое было более близким, становится более далеким, - т.е. происходит как бы сдвиг опорных точек в глубь прошедшего времени. Момент же, выступавший прежде как ближайшее антиципируемое будущее, превращается в настоящее, а более отдаленное антиципируемое будущее - в ближайшее. Здесь тоже происходит сдвиг опорных точек.
Исходя из описанной схемы, рассмотрим процесс накопления педагогического опыта в контексте движения педагога по оси времени, с учетом не только прошлого и настоящего, но и антиципируемого будущего.
С нашей точки зрения, накопление педагогического опыта неразрывно связано с мнемическими процессами: запоминанием, сохранением и воспроизведением информации.
В психологии накоплено немало данных, показывающих, что запоминание - это не просто механическая запись того, что в настоящее время действует на человека. Его эффективность зависит от многих внешних и внутренних факторов: запоминаемого материала, характера работы с ним, числа и особенностей повторений, установок человека, его целей и т.д.
Запоминание включает селекцию информации, на которую влияют те предвидения и планы, которые педагог строит в процессе профессиональной деятельности, общения и познания. В актах антиципации формируются критерии селекции воспринимаемой информации для запоминания (как произвольного, так и непроизвольного). Отселектированное событие включается в общую систему памяти, обогащая ее, но вместе с тем запоминание ориентировано на будущее.
как временной процесс
Процесс сохранения информации также обусловлен рассмотренными выше факторами. Информация, заложенная в памяти, не остается неизменной. С течением времени она видоизменяется и реорганизуется. И эта трансформация определяется не только тем, что произошло в прошлом (например, тем, как она использовалась), но и тем, как сохраняемая информация включается в процесс антиципации.
Антиципация существенно влияет на процесс воспроизведения, т. е. извлечения из памяти того, что в ней хранится; это относится и к произвольному, и к непроизвольному воспроизведению. То, что именно извлекается из памяти в данный текущий момент, зависит не только от этого момента (настоящего), но и от его отношения к антиципируемому будущему.
Процесс накопления педагогического опыта представляет собой: запоминание удачных или неудачных приемов, средств, методов обучения, воспитания и развития; сохранение их в памяти с видоизменением и реорганизацией с учетом антиципируемого образа результата; воспроизведение, т. е. извлечение из памяти в данный текущий момент более эффективных и рациональных приемов с учетом конкретной ситуации, коллектива или личности обучаемого.
Следующей необходимой составляющей мастерства являются инновации. Они выражаются в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к более или менее глобальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества. Инициативы возникают в ходе естественной эволюции сферы образования, в поиске более перспективных форм и средств педагогической деятельности, опробовании новых методик и приемов обучения. Инициативы закрепляются при обмене и распространении опыта педагогов, в среде которых происходит становление инициаторов и новаторов, генерирующих новые социально-педагогические, психологические, проективные и социокультурные идеи как актуальные продуктивные новшества и ценности реального (существующего) и идеального (мысленно конструируемого и антиципируемого) образовательного пространства.
Эффективность применения инновационных технологий зависит от мастерства педагога, его личностных качеств. Умение создавать и воплощать в профессиональную деятельность результаты педагогического опыта, преломленные через неповторимость индивидуальности, отражается в мастерстве.
Мастерство реализуется в процессе достижения продуктивного результата, оно невозможно без наличия индивидуального стиля педагога.
Индивидуальный стиль представляет собой совокупность своеобразных личностных проявлений мастера, в деятельности которого тесно связаны между собой
фундаментальные знания и практический опыт работы, включающий способы и формы психолого-педагогического взаимодействия, переплавленные в созидательное целое с целью саморазвития обучающейся личности. Стиль - это сплав индивидуального и типического, т. е. того, что присуще мастеру как представителю определенного социума. Типическое - это некие общие черты, свойственные многим творчески работающим мастерам, являющиеся частью индивидуального. Типическое и индивидуальное обусловливают друг друга и оказывают взаимное влияние. Мастер, владеющий ярко выраженным индивидуальным стилем, является лидером в коллективе единомышленников, новатором в определенной области. У него могут быть свои пути, принципы, методы, средства, формы и приемы работы. Вместе с тем он, увлеченный своими поисками и находками, использует передовой психолого-педагогический опыт. Создание стиля - это дело личной творческой инициативы мастера. Индивидуальный стиль трудно передать, так как он оригинален, самобытен и неповторим. Индивидуальное в деятельности мастера - это неповторимые признаки внешнего, а особенно внутреннего облика, присущие только этой личности и отличающие ее от других. Это существенные индивидуально неповторимые признаки, имеющие стержневой личный характер в структуре профессионального мастерства специалиста.
В мастерстве педагога одним из самых важных качеств является умение антиципировать образ будущего результата, которым является выпускник как самоактуализирующаяся личность.
Таким образом, педагогическое мастерство с позиции антиципации представляет собой интегральную характе-
УДК 373
ББК 74
ристику, включающую:
• педагогический опыт, который представляет собой запоминание удачных или неудачных приемов, средств, методов обучения, воспитания и развития; сохранение их в памяти с видоизменением и реорганизацией с учетом антиципируемого образа результата; воспроизведение, т. е. извлечение из памяти в данный текущий момент более эффективных и рациональных приемов с учетом конкретной ситуации, коллектива или личности обучаемого;
• применение мастером инновационных технологии как личностно ориентированных, многофункциональных нововведений, реализующих функции самоактуализации личности;
• индивидуальность мастера, его профессиональные и личные качества;
• самоактуализирующуюся личность выпускника как вершину творческой самореализации педагога.
Литература
• Вишнякова Н. Ф. Креативная акмеология. Психология развития творческой личности взрослого человека. -Минск: Дэбро, 1998.
• Кузьмина Н.В. (Головко-Гаршина). Предмет акмео-логии. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Политтехника, 2002.
• Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. - М., 1980.
• Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976.
• Maslow A.H. The farther reaches of human nature, New York.: Viking Press. - 1971.
• Maslow A.H. Motivation and personality (3rd ed.) New York: Harper and Press/ - 1987.
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГУ
С.В. Степанов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики управления образованием Ставропольского государственного университета
В статье рассматриваются основные условия реализации компетентностного подхода в общеобразовательной школе, раскрываются понятия «компетентность», «компетенция», «ключевые компетенции школьников», определяются критерии оценки современного педагога в контексте реализации компетентностного подхода.
Ключевые слова: компетентностный подход в образовании, компетенция, компетентность, ключевые компетенции учащихся.
THE KEY COMPETENCE AT MODERN SCHOOL: THE NEW REQUIREMENTS TO THE CONTENTS
OF EDUCATION AND TO THE TEACHER
Stepanov S. V.
In article the basic conditions of realization of competence approach in a comprehensive school are considered, concepts "competence", "competency", «key competence of schoolchildren» reveal, criteria of an estimation of the modern teacher in a realization of competency approach are defined.
Keywords: the competence approach in education, competence, competency, key competence of the pupils.
Модернизация российского образования сущест- бедев, А.А. Пинский, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.) венно меняет подходы к определению его со- о том, что смысл современного образования состоит в держания. Сегодня представляется важным не формировании у обучающихся ключевых компетенций. только его понятийно-фактологическое обновление, но и Проблема компетенции и компетентности занимает практико-ориентированная направленность. Освоение особое место в научной литературе. До настоящего вре-содержания образования должно, в первую очередь, спо- мени нет однозначного определения данных понятий в собствовать успешному выполнению обучающимися раз- русле компетентностного подхода, хотя сам термин «ком-нообразных функций «свободного носителя» социальных петентность» и его производное «компетентный» доста-услуг [12]. точно давно и широко используются во многих научных
В этой связи можно согласиться с мнением ряда отече- областях. Проведенный нами анализ толкований феноме-ственных ученых (В .П. Беспалько, И. А. Зимняя, О.Е. Ле- на компетентности позволяет выделить, по крайней мере,