Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Ло бачевского, 2010, 3(1), с. 34-36
УДК 378.12
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО
© 2010 г. К.Е. Романова
Шуйский государственный педагогический университет innovacia- sgpu@mail. ги
Поступила в редакцию 09.12.2008
Рассматривается категория мастерства с позиций профессиональной компетенции преподавателя. Педагогическое мастерство представляет собой интегральную характеристику, включающую педагогический опыт; применение мастером инновационных технологии как личностно ориентированных, многофункциональных нововведений, реализующих функции самоактуализации личности; индивидуальность мастера, включающую профессиональные и личные качества; самоактуализирующуюся личность выпускника как вершину творческой самореализации педагога.
Ключевые слова: мастерство, профессиональная
В настоящее время наблюдается тенденция к развитию профессиональных функций преподавателя, ориентированных не столько на знание предмета и способность организовать свой труд, сколько на формирование самостоятельности и ответственности учителя, его способности эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся в условиях инновационных преобразований, проводимых в системе образования. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, основная цель подготовки педагогических кадров заключается в становлении квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, владеющего современными педагогическими и информационными технологиями, способного к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Проведенный анализ литературных источников, результатов опросов и бесед, целенаправленные наблюдения за педагогической деятельностью преподавателей, данные опытноэкспериментальной работы позволили определить педагогическое мастерство преподавателя как интегративную характеристику его высокой профессионально-педагогической подготовленности и умелости в осуществлении педагогической деятельности, внутренне обусловленных высокоразвитыми личностными качествами и проявляющихся в деятельности, отличающейся высокой профессиональной компетентностью,
компетентность, антиципация.
педагогическим опытом и творчеством, развитой антиципацией.
Если образно представить модель педагогического мастерства специалиста в виде здания, то фундаментом будет являться профессиональная компетентность; стены здания будут образованы способностью применения традиционных и инновационных технологий и разнообразных психолого-педагогических техник; крыша - вершина творческой зрелости мастера. Внутри образного здания находится уникальная творческая индивидуальность мастера, состоящая из его профессиональной индивидуальности, педагогического опыта, интеллектуальной культуры и личностной зрелости [1, с. 52].
В работах В.И. Байденко, А.С. Белкина, А.А. Вербицкого, И.Г. Галямина, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, В.А. Кальней, Б. Лентца, А.К. Марковой, П. Митчелла, А.Ю. Петрова, Ю.Ф. Фролова, С.Е. Шишова, А. Шелтона и др. исследуются проблемы формирования профессиональной компетентности студентов вуза, анализируются причины и факторы развития компетентностного подхода в профессиональном образовании. В современных условиях развития образования становится приоритетной подготовка специалистов, обладающих навыками профессиональной и социально-психологической адаптации в быстро меняющемся мире. Образование является не только средством для наиболее адекватного отражения требований нового общества и рыночной экономики, но и способом достижения, формирования творческих, духовных потребностей личности. Смена парадигмы образования сопровождается процессом переориентации результата образования
с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура» и т.д. на понятия «компетенция», «компетентность».
Считается, что список компетенций легко составить, но трудно методологически его обосновать. Сегодня существует несколько классификаций компетенций в сфере профессионального образования. Выделяются две группы компетенций: универсальные и профессиональные. Отдельной проблемой является структурирование компетенций внутри этих групп. Следует признать, что идентификация компетенций и формирование на этой основе ГОС третьего поколения находятся в процессе разработки, что подчеркивает значимость данной работы.
Профессиональная компетентность как личное качество педагога базируется на фундаментальном научном образовании и эмоциональноценностном отношении к педагогической деятельности и имеет структуру в виде мотивационных, целеполагающих, содержательно-операционных компонентов.
Наряду с профессиональной компетентностью одним из важнейших компонентов мастерства является антиципация (антиципация -предвидение; от латинского anticipio - брать вперед; во французском языке anticiper - упреждать; в английском языке anticipate - предвидеть).
В ходе исследований и современных научнопсихологических разработок были выделены составные части антиципации: готовность выбора, образ результата, цель, планирование, информация.
Готовность выбора - состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающее принятие оптимального решения. Или другими словами, готовность к экстренной реализации имеющейся программы действия в ответ на появление определенного сигнала [2]. Антиципация проявляется в избирательности отражения событий, что предполагает наличие готовности выбора, на основании которой происходит отражение событий.
Образ — субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные перцептивные категории [2].
Образ будущего результата соответствует выделению реального и ирреальных уровней во временной перспективе личности. Термин «временная перспектива» ввел Л. Франк [3] для обозначения совокупности точек зрения человека на прошлое, настоящее и будущее.
Цель - 1) один из элементов поведения, сознательной деятельности, который характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения; 2) осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.
В понятии антиципации заключается «два важных для психологического анализа момента. Во-первых, имеется в виду предвосхищение, предвидение и ожидание тех или иных событий, т.е. проявление когнитивной функции психики; во-вторых, готовность к встрече с этими событиями и упреждение их в деятельности, т.е. проявление регулятивной функции психики»
[4, с. 22].
Постановка цели - это проявление заинтересованности в будущем саморазвитии, с одной стороны, и предвосхищение удовлетворенности самореализации, знакомой по прошлому опыту, с другой. Оба эти момента образует необходимый позитивный фон для формирования образа будущего.
Планирование - осознание цели, рассмотрение всех условий предстоящей деятельности, путей, способов и средств ее достижения, принятие необходимых рациональных решений для успешной реализации будущего образа результата.
Информация - рассмотрение и изучение информации (от лат. information - разъяснение, изложение; совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними [2]).
Информация как необходимое условие антиципации включает в себя не только совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними, но и знания человека о самом себе как субъекте творческой, учебнопознавательной, профессиональной и управленческой деятельности.
В свете сказанного мы определяем антиципацию как феномен опережающего отражения, обеспечивающий возможность человеку в ответ на стимулы, действующие в настоящем, прогнозировать образ будущего результата, используя накопленный опыт прошлого, и избирать те пути саморазвития, которые ведут к достижению вершин творческой деятельности.
Таким образом, педагогическое мастерство с позиции антиципации и профессиональной компетентности мы рассматриваем как интегральную характеристику, включающую:
• педагогический опыт, который представляет собой запоминание удачных или неудачных приемов, средств, методов обучения, воспитания и развития; сохранение их в памяти с
видоизменением и реорганизацией с учетом антиципируемого образа результата; и воспроизведение, т. е. извлечение из памяти в данный текущий момент более эффективных и рациональных приемов с учетом конкретной ситуации, коллектива или личности обучаемого;
• применение мастером инновационных технологий как личностно ориентированных, многофункциональных нововведений, реализующих функции самоактуализации личности;
• индивидуальность мастера, включающую профессиональные и личные качества;
• самоактуализирующуюся личность выпу-
скника как вершину творческой самореализации педагога.
Список литературы
1. Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология. Психология развития творческой личности взрослого человека. Минск: Дэбро, 1998. 203 с.
2. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 1999. 1456 с.
3. Frank L.K. Time perspectives // Journal of Social Philosophy. 1939. № 4. Р. 293-312.
4. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980. 279 с.
PROFESSIONAL COMPETENCE AND EDUCATIONAL MASTERY
K.E. Romanova
The article deals with the category of mastery from the point of view of a teacher’s professional competence. Educational mastery is an integral characteristic including educational experience; master’s implementation of innovative technologies as personally-directed, multifunctional innovations realizing the self-actualization functions of a person; master’s individuality including professional and personal characteristics; self-actualizing personality of a graduate as the peak of teacher’s creative self-actualization.
Keywords: mastery, professional competence, anticipation.