фундаментальные знания и практический опыт работы, включающий способы и формы психолого-педагогического взаимодействия, переплавленные в созидательное целое с целью саморазвития обучающейся личности. Стиль - это сплав индивидуального и типического, т. е. того, что присуще мастеру как представителю определенного социума. Типическое - это некие общие черты, свойственные многим творчески работающим мастерам, являющиеся частью индивидуального. Типическое и индивидуальное обусловливают друг друга и оказывают взаимное влияние. Мастер, владеющий ярко выраженным индивидуальным стилем, является лидером в коллективе единомышленников, новатором в определенной области. У него могут быть свои пути, принципы, методы, средства, формы и приемы работы. Вместе с тем он, увлеченный своими поисками и находками, использует передовой психолого-педагогический опыт. Создание стиля - это дело личной творческой инициативы мастера. Индивидуальный стиль трудно передать, так как он оригинален, самобытен и неповторим. Индивидуальное в деятельности мастера - это неповторимые признаки внешнего, а особенно внутреннего облика, присущие только этой личности и отличающие ее от других. Это существенные индивидуально неповторимые признаки, имеющие стержневой личный характер в структуре профессионального мастерства специалиста.
В мастерстве педагога одним из самых важных качеств является умение антиципировать образ будущего результата, которым является выпускник как самоактуализирующаяся личность.
Таким образом, педагогическое мастерство с позиции антиципации представляет собой интегральную характе-
УДК 373
ББК 74
ристику, включающую:
• педагогический опыт, который представляет собой запоминание удачных или неудачных приемов, средств, методов обучения, воспитания и развития; сохранение их в памяти с видоизменением и реорганизацией с учетом антиципируемого образа результата; воспроизведение, т. е. извлечение из памяти в данный текущий момент более эффективных и рациональных приемов с учетом конкретной ситуации, коллектива или личности обучаемого;
• применение мастером инновационных технологии как личностно ориентированных, многофункциональных нововведений, реализующих функции самоактуализации личности;
• индивидуальность мастера, его профессиональные и личные качества;
• самоактуализирующуюся личность выпускника как вершину творческой самореализации педагога.
Литература
• Вишнякова Н. Ф. Креативная акмеология. Психология развития творческой личности взрослого человека. -Минск: Дэбро, 1998.
• Кузьмина Н.В. (Головко-Гаршина). Предмет акмео-логии. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Политтехника, 2002.
• Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. - М., 1980.
• Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976.
• Maslow A.H. The farther reaches of human nature, New York.: Viking Press. - 1971.
• Maslow A.H. Motivation and personality (3rd ed.) New York: Harper and Press/ - 1987.
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГУ
С.В. Степанов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики управления образованием Ставропольского государственного университета
В статье рассматриваются основные условия реализации компетентностного подхода в общеобразовательной школе, раскрываются понятия «компетентность», «компетенция», «ключевые компетенции школьников», определяются критерии оценки современного педагога в контексте реализации компетентностного подхода.
Ключевые слова: компетентностный подход в образовании, компетенция, компетентность, ключевые компетенции учащихся.
THE KEY COMPETENCE AT MODERN SCHOOL: THE NEW REQUIREMENTS TO THE CONTENTS
OF EDUCATION AND TO THE TEACHER
Stepanov S. V.
In article the basic conditions of realization of competence approach in a comprehensive school are considered, concepts "competence", "competency", «key competence of schoolchildren» reveal, criteria of an estimation of the modern teacher in a realization of competency approach are defined.
Keywords: the competence approach in education, competence, competency, key competence of the pupils.
Модернизация российского образования сущест- бедев, А.А. Пинский, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.) венно меняет подходы к определению его со- о том, что смысл современного образования состоит в держания. Сегодня представляется важным не формировании у обучающихся ключевых компетенций. только его понятийно-фактологическое обновление, но и Проблема компетенции и компетентности занимает практико-ориентированная направленность. Освоение особое место в научной литературе. До настоящего вре-содержания образования должно, в первую очередь, спо- мени нет однозначного определения данных понятий в собствовать успешному выполнению обучающимися раз- русле компетентностного подхода, хотя сам термин «ком-нообразных функций «свободного носителя» социальных петентность» и его производное «компетентный» доста-услуг [12]. точно давно и широко используются во многих научных
В этой связи можно согласиться с мнением ряда отече- областях. Проведенный нами анализ толкований феноме-ственных ученых (В .П. Беспалько, И. А. Зимняя, О.Е. Ле- на компетентности позволяет выделить, по крайней мере,
три подхода к его определению:
-во-первых, термин «компетентность» имеет достаточно широкое употребление с позиций общенаучных (компетентность как вообще осведомленность, знание и т.п., так называемая «целостная компетентность», которая представлена В.А. Болотовым и В.В. Сериковым как «сложная культурно-дидактическая структура»);
- во-вторых, данный термин может иметь специально-научную окраску, характерную для конкретной научной области (например, в праве - компетентность трактуется как «полномочность», в филологии - как «грамотность» т.д.);
- в-третьих, «компетентность» объясняется с профессионально-прикладных позиций (профессиональная компетентность в чем-либо, то есть, по определению В.М. Шепеля, «обладание знаниями, опытом, умениями, которые необходимы для профессионального исполнения должностных полномочий», или более широко - компетентность в какой-либо сфере, например, социальная компетентность, правовая, педагогическая и проч.).
Следует отметить, что различают зачастую синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность».
1. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
2. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Иными словами, компетенция предполагает некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке (включая профессиональную), а компетентность предполагает уже состоявшееся личностное качество (характеристику). Следовательно, формирование компетенции происходит средствами содержания образования. Образовательная компетенция предполагает не усвоение обучаемым отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностный характер.
Традиционными видами компетенций в научной литературе называют:
-политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, участвовать в функционировании и развитии политических и социальных институтов;
- компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе, призванные препятствовать возникновению ксенофобии, распространению климата нетерпимости и способствовать пониманию различий и готовности жить с людьми других культур, языков и религий;
- компетенции, связанные с возникновением информационного общества: владение новыми технологиями, способность критически относиться к распространяемой в СМИ и Интернете информации;
- компетенции, реализующие способность учиться всю жизнь не только в профессиональном плане, но и в личной и общественной жизни.
При этом преимущественное употребление рассматри-
ваемого нами термина (Д. Ландшеер, Дж. Равен, В.М. Шепель и др.) обычно соотносится в социологии с профессиональной деятельностью, а менеджмент определяет компетентность одновременно и как один из важнейших общих принципов управления, и как составляющую самого профессионализма (наряду с профессиональными востребованностью, пригодностью, удовлетворенностью и успехом). В частности, В.М. Шепель в определение компетентности включает знания, умения, опыт, теоретико-прикладную подготовленность к использованию знания. Не противоречат ему и другие имеющиеся определения компетентности (И.Г. Агапов, П.В. Симонов, С.Е. Шишов, М.А. Чошанов и др.). В этом смысле важным, по нашему мнению, представляется характерный для философии, социологии и менеджмента подход, основанный на понимании компетентности как необходимого элемента общечеловеческого знания. В современной психологической литературе чаще употребляется понятие «компетентности», являющееся характеристиками поведения, доминирующей формой активности личности, актуальным уровнем владения знанием о жизнедеятельности.
Таким образом, можно говорить о компетентностном подходе применительно к целеполаганию и содержанию образования (школьного, вузовского и др.), исходные, принципиальные положения которого предлагаем сформулировать следующим образом.
Во-первых, на наш взгляд, реально назрела необходимость перехода в системе школьного образования на рассмотрение его содержания и результата не через призму традиционных и в определенной степени устаревших ЗУН (знаний, умений и навыков), а через ключевые компетенции. Ключевая компетенция может быть определена как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая является заданной (обязательной, необходимой) для качественной продуктивной деятельности в определенной сфере. Применительно к школьникам ключевые компетенции -это такие функциональные умения, которые помогут им в выполнении настоящих и будущих социальных ролей («ученик», «абитуриент», «студент», «субъект общения», «гражданин», «потребитель», «работник-специалист» и др.).
Во-вторых, для рассмотрения оптимального процесса формирования содержания школьного образования в качестве наиболее актуальных могут быть выделены следующие ключевые компетенции.
1. Универсальная или общекультурная (элементарная языковая, математическая, естественнонаучная, гигиеническая грамотность), которая обеспечивается всем комплексом образования и лежит в основе практически любой социальной роли.
2. Учебная (навыки учебно-познавательной деятельности). Данная компетенция должна обеспечить успешность личности как учащегося в широком смысле (реализуя принцип «образование через всю жизнь»).
3. Коммуникативная (навыки общения, межкультурного взаимодействия, использования информационных средств и т.д.), которая обеспечивается в содержании образования через изучение русского, родного (национального) и иностранных языков и литературы, основ психологии, этики и этикета, народной культуры, информационных и компьютерных технологий, а также посредством самого педагогического взаимодействия. Эта ключевая компетенция должна способствовать более успешной реа-
лизации, прежде всего, такой социальной роли, как «субъект общения».
4. Правовая (знание и использование законов для собственной правовой защиты, соразмерность своих прав и обязанностей). Здесь речь идет об основах такой социальной роли, как «субъект правовых отношений».
5. Экономическая (ориентация в современной рыночной экономике, участие в ней не только в качестве объекта - потребителя, но и субъекта - предпринимателя, менеджера, производителя товаров и услуг и т.д.).
6. Социально-политическая (ориентация в современной политической ситуации, понимание своего общества и государства). Правовая, экономическая и социально-политическая ключевые компетенции формируются, в первую очередь, через обществоведческий цикл в содержании образования. Они призваны оптимизировать выполнение таких социальных ролей, как «гражданин», «патриот», «россиянин», «представитель социальной группы», «участник экономических и правовых отношений» и др.
7. Семейная (знание основ и норм семейной жизни, семейного хозяйственно-бытового уклада), готовящая школьника к выполнению социальных ролей, связанных с его семейной жизнью. Здесь следует отметить, что такая социальная роль тесно связана с коммуникативной компетенцией и ориентирована не только на будущее ученика («супруг», «родитель»), но и на его настоящее («сын/дочь», «внук», «брат/сестра» и др.).
8. Профессиональная (ориентированность в выборе профессии, первичная или начальная профессиональная подготовка), которая реализуется через систему профориентации, изучение основ профессий, образовательную область «Технология» и направлена на подготовку к выполнению социальных ролей «работника», «специалиста», «профессионала».
В-третьих, важнейшими условиями, способствующими формированию нового содержательного наполнения образования, должны стать: оптимизация и рационализация объема и содержания образования; использование продуктивных технологий обучения; совершенствование методической компетентности самих педагогов.
Переход к компетентностному подходу в системе школьного образования объективно ставит проблему рассмотрения на этой основе содержания и результата профессиональной подготовки (переподготовки) управленческих и педагогических кадров современной школы, в частности, такого ее аспекта, как формирование ключевых компетенций учащихся во взаимосвязи с развитием методической компетентности педагогов, а также применительно к системе внутришкольного контроля. Вот как, например, в связи с этим могут быть определены критерии оценки педагога при анализе его деятельности по результатам контроля:
1. Профессиональная компетентность: базовая подготовка по комплексу психолого-педагогических наук, позволяющих изучать основной объект работы - личность ребенка (фактический уровень психолого-педагогической компетентности); предметно-профессиональная подготовка (уровень базового образования, предметно-профессиональная компетентность, переподготовка, повышение квалификации, курсы, методические семинары и
проч.); методическая компетентность (традиционные для педагога технологии преподавания, владение современными педагогическими технологиями; качество уроков и вариативность их форм, дидактических средств и т.д.); стремление к профессиональному росту, резервы.
2. Продуктивность педагогической деятельности.
2.1. Качественный уровень: оценка развития личности учащегося (интеллектуальный, нравственный, физический уровень, резервы развития); уровень владения ключевыми учебными компетенциями (общеобразовательной, коммуникативной, гражданско-правовой, социально-экономической, семейной, профессиональной и др.); самоорганизация учащихся.
2.2. Количественный уровень (по традиционным методикам и критериям оценки): показатели качества знаний и уровня обученности, уровня воспитанности.
3. Коммуникативная и исполнительская компетентность педагога: уровень организации педагогического процесса, педагогического общения; уровень коммуникативной культуры; речевая культура; исполнительская дисциплина.
Итак, наметившаяся в современном отечественном образовании тенденция перехода к компетентностному подходу обусловливает сегодня изменение требований к целям, содержанию, технологиям и результатам педагогической и управленческой деятельности, критериям подготовки учителя и руководителя школы.
Литература
1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика.
- 2003. - № 10.
2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентност-ный подход: Учеб. пособие. - М.: МПСИ, 2005.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2003. - № 5.
4. Зимняя И. А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект). Проблемы качества образования. - Москва - Уфа, 2004.
5. Карпенко О.М., Лукьяненко О.И., Денисович Л.И., Бершадская М.Д. К вопросу о компетентностном подходе в российском образовании // Инновации в образовании. -2004. - № 6.
6. Лебедев О.Е. Новое качество образования // Управление школой. - 2001. - № 6.
7. Пинский А. Эпоха ЗУНов закончилась? // Управление школой. - 2000. - № 30.
8. Равен Дж. Компетентность в современном обществе / Пер. с англ. - М.: «Когито-Центр», 2002.
9. Степанов С. В. Методическая работа в условиях реализации компетентностного подхода в образовании: Монография. - Ставрополь: Изд-во СКИПКРО, 2005.
10Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2.
11.Шепель В.М. Человековедческая сущность управления // Народное образование. - 2000. - № 9.
12.Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию как необходимость // Мир образования
- образование в мире. - 2001. - № 4.