Одарич Ирина Николаевна, Гаврилова Мария Ивановна КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ...
УДК 378
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2017
Одарич Ирина Николаевна, преподаватель
Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: [email protected]) Гаврилова Мария Ивановна, преподаватель Тольяттинский политехнический колледж (445035, Россия, Тольятти, улица Комсомольская, 165, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматривается вопросы компетентностного подхода. Анализируются различные трактовки понятий «компетенция» и «компетентность». Представлено влияние деятельности личности на формирование компетенций и компетентности. Раскрыты позиции и особенности деятельностного подхода в образовательном процессе. При этом деятельность предполагает обусловленную мотивацию в осознании какой-либо потребности, постановке цели и ее удовлетворении. Показаны этапы становления компетентностного подхода в системе образования. Приведено понимание компетентностного подхода у различных исследователей данного вопроса. Определено, что в системе образования компетенции и компетентности рассматриваются как итог образовательной деятельности. В условиях модернизации содержания образования актуальной задачей становится совершенствование образовательного процесса на основе компетентностного подхода. В статье отмечается, что понимание компетенций и компетентности имеет довольно широкое толкование с практической и личностной стороны.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, деятельность, деятельностный подход, модернизации содержания.
COMPETENCE APPROACH IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION
© 2017
Odarich Irina Nikolaevna, teacher
Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorysskaa street, 14, e-mail: [email protected]) Gavrilova Maria Ivanovna, teacher Togliatti Polytechnic College (445035, Russia, Togliatti, Komsomolskaya St., 165, e-mail: [email protected])
Abstract. In the article the questions of the competence approach are considered. Various interpretations of the concepts «competence» and «competence» are analyzed. The influence of the personality activity on the formation of competences and competence is presented. The positions and features of the activity approach in the educational process are revealed. At the same time, the activity assumes a conditioned motivation in the comprehension of any need, setting the goal and its satisfaction. The stages of formation of the competence approach in the education system are shown. The understanding of the competence approach among various researchers of this issue is given. It is determined that competence and competence in the education system are considered as a result of educational activity. In the context of modernizing the content of education, the actual task is to improve the educational process on the basis of a competence approach. The article notes that the understanding of competencies and competence has a fairly broad interpretation from the practical and personal aspects.
Keywords: competence, competency, competence approach, activity, activity approach, content modernization.
В настоящее время профессиональная подготовка строителей - начальная точка отсчета на пути к решению вопросов внедрения новых строительных технологий, качества выполняемых работ, увеличения производительности и безопасности в строительстве, снижения сроков ведения строительства и его затрат. Однако дефицит квалифицированных специалистов в строительной индустрии приводит к отказу от использования новых эффективных технологий при производстве работ, и, как следствие, увеличивается доля ручного труда на строительных площадках, что приводит к снижению производительности и эффективности труда, а также увеличивает сроки и стоимость возводимых объектов.
В результате отрасль строительства и эксплуатации зданий и сооружений в настоящее время остро нуждается в компетентных специалистах.
Современные требования к выпускнику высшей школы, определяются на рынке труда под влиянием ускорения темпов развития общества и технологий, информатизации среды, сокращения продолжительности жизненного цикла знаний, приобретаемых в период обучения. В складывающейся ситуации становится ясным, что система обучения, построенная на репродуцировании знаний, навыков и умений (ЗУН), устарела и не справляется с задачей подготовки работников для современной промышленности, менеджмента, не говоря уже о сфере научно-технических исследований и разработок [1, 2].
Детализируя цели высшего образования, можно выявить нечто общее, что сводит их воедино. Таким объединяющим понятием и становится понятие «компетентности» [3, 4]. Для формирования «компетентного выпускника» во всех сферах профессионального образо-
вания и жизнедеятельности необходимо применять новые методы обучения, технологии, развивающие прежде всего познавательную, коммуникативную и личностную активность обучающихся. Таким перспективным направлением в образовании и является компетентност-ный подход [5-13].
Современная экономика предъявляет к специалисту, в том числе и к бакалаврам строительного профиля, новые требования, которые не в полной мере учтены в современных программах подготовки будущих выпускников по направлению подготовки 08.03.01 Строительство. Эти новые требования, согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата) [14] и профессиональному стандарту по направлению «Организатор строительного производства» [15], предъявляются не к конкретной дисциплине, а имеют междисциплинарный характер. Попытка удовлетворить эти требования заставляет искать не только новое содержание преподаваемых дисциплин, но и новые педагогические технологии.
В многочисленных теоретических и научно-методических работах российских исследователей анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетентностей на разных уровнях системы образования и профессиональной деятельности и в различных психологических процессах [16, 17].
В научной, психолого-педагогической литературе, в исследованиях и практике уже широко используются термины «компетенция» и «компетентность» [18-26]. Их широкое применение вполне оправдано, особенно в
Одарич Ирина Николаевна,_Гаврилова Мария Ивановна КОМПЕТЕНТНОСТНЫИ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ..
связи с необходимостью обновления содержания образования. Например, в Концепции развития образования говорится: «...основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах» [27].
В работах, посвященных этому вопросу, авторы излагают свой взгляд на проблемы образования, основанный на компетентностном подходе. Однако, при всем распространении и приблизительно общей трактовке указанных понятий, сами термины остаются нечетко определенными, не взаимоувязанными с другими понятиями, используемыми при определении целей и критериев в педагогике высшего образования [28]. Целевые требования одни авторы называют и «базовыми навыками» (В.И. Байденко), и «надпрофессиональными, базисными квалификациями» (А.М. Новиков), и «ключевыми компетенциями» (А.В. Хуторской, Э.Ф. Зеер, И.А.Зимняя и др.), «компетентностями (ключевыми и базовыми)» (Г.К. Селевко, О.Н.Ярыгин и др.) [29-35] . Но все авторы, так или иначе, сходятся в том, что основными целями компетентностного подхода в образовании должно считаться приобретение обучающимися готовности к самостоятельной деятельности и личной ответственности, в сочетании с высоким уровнем знаний и мотивацией.
Слово «компетенция», в применении к образованию, пришло к нам из зарубежной практики образования, в виде неотделимой от конкретной практической деятельности составляющей, фактически объясняя два обстоятельства, наблюдаемые в современных работах: неоднозначность метафорического языка, на котором современные зарубежные педагоги-практики определяют понятие «компетенция», и, в свою очередь, правильное истолкование этого понятия на научном языке, без искажения его смысла [32].
Так, например, в словаре английского языка определение компетенции является отражением практики жизни, а не чьим-то теоретическим представлением, в виде «человеческого ресурса», «стандартизированного требования к человеку, желающему надлежащим образом выполнять конкретную работу» [36].
Можно сказать, что описание компетенций неотрывно от человека, который ими владеет, то есть человек может иметь, а может и не иметь определенных знаний, навыков и умений. Х. и С. Дрейфусами было разработано несколько уровней компетенций:
Первый уровень - начинающий - работает на основании правил этикета (поведения).
Второй уровень - опытного новичка - анализирует данную ситуацию с разных точек зрения.
Третий уровень - практика - осмысленно реализует свои обязанности для достижения цели.
Четвертый уровень - опытного практика - анализирует данную ситуацию со своей точки зрения.
Пятый уровень - эксперта - рассматривает важный момент, полагаясь на интуицию и рациональную точку зрения [37]. Отмеченное авторами уровни свидетельствует о процессе формирования профессиональных качеств, помогающих создавать карьеру на всем протяжении жизненного цикла человека.
Такой процесс может осуществляться в системах управлений и самоуправлений, для которых естественным является вышеприведенная иерархия - от новичка к эксперту, - как обучающая организационная система, формирующая знания и развивающая способности к организации, обеспечивающая расширение потенциалов [38].
Анализируя понятие «компетенция», исследователи начинают (в рамках собственных исследовательских компетенций) рассматривать предмет исследования в рамках понятия «парадигма образования» - таким образом, что ее кризис видится как смена старой «парадигмы
образования», базирующейся на комплексе «ЗУН», и новое понимание «компетенции». Сущность смены парадигм заключается в том, что от высшего образования требуют другого результата, причем старая парадигма образования включает в себя: теоретико-методологическое обоснование; выявление номенклатуры; иерархию знаний, умений и навыков; методы и средства обучения; оценку и контроль остаточных знаний [33]. Новая же образовательная парадигма включает в себя задачи, обеспечивающие вступление и производственную адаптацию человека в профессиональной деятельности, требуя от него постановки и решения проблем, обеспечивающих образование, как социальный, личностный и интегрированный результат. Такое образование в совокупности с мотивационными, ценностно-когнитивными значениями и соединяется в понятии «компетентность/ компетенция» [33]. Если доверять интуиции, то понятие «компетенция» будет определяться, как что-то скрытое и проявляющееся при правильном использовании [33], переходя в схему понятий компетенция - мотивированная способность [33]. Соотношение конкретных типов деятельности при перечислении может соответствовать определению «компетенция». Итак, компетенция определяется как совокупность способностей и умений, которые обеспечивают достижение бакалавром поставленной цели и решение своих проблем в заданной профессиональной области [33].
Позже И. А. Зимняя предлагает новую иерархию компетенций, объясняя их практическую значимость: «На сегодняшний день образование сталкивается с трудной, но решаемой учеными задачей, определяющей содержательный характер данного понятия, его ключевых компетенций, которые входят в их компонент. При этом приостанавливая разработку процедур, подходов, инструментов и критериев, оценивая их как результат образования. Исследователи такой задачи попытались: теоретически аргументировать основные группы ключевых компетенций, определить их номенклатуру и компоненты, которые будут входить в компетентность этих видов» [33].
Л. М. Митина в своих работах ввела новое понятие - «педагогическая компетентность». С ее точки зрения, понятие «педагогическая компетентность» определяется как знания, умения, навыки, методы и способы их осуществления в профессиональной деятельности, помогающие развить необходимые качества и самореализоваться в обществе личности [39]. Данное определение имеет отношение как к педагогической компетенции, так и к другим ее видам [40]. Выражая в целом идею этого понятия, можно отметить, что компетенция отражает суть нового предмета исследования, отличающегося по качеству от других. Раньше понятие «компетенция» анализировалось самостоятельным предметом, обусловливаемым набором определенных качеств, сейчас новый предмет такого вида рассматривается как соотношение двух планов содержания, взаимосвязанных друг с другом или, наоборот, раздельных. Независимую предметность данному отношению создают факторы, которые определили деятельностный подход в профессиональном образовании [41-43]. Во-первых, деятель применяет знания для достижения своей цели так, как умеет; во-вторых, он в реальной ситуации по своим знаниям влияет на выбор результата своей работы [44].
С учетом вышесказанного можно выделить следующую классификацию деятельностной компетенции: коммуникативная (или поведенческая) и собственно-деятельностная. Таким образом, «компетенция» будет рассматриваться как способность личности достигать цели в определенной ситуации с помощью выбранных ею средств, при этом взаимодействовать с обществом, а оно само будет являться условием, которое способствует или препятствует достижению цели и на которое приходится оказывать некое влияние. Можно сказать, что нами выбрана социальная форма поведения, обуслов-
Одарич Ирина Николаевна, Гаврилова Мария Ивановна КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ...
ленная в сферах этикета, культуры, воспитания, обучения и др.
Все это позволяет заявить о «социальной компетенции», которая предполагает достижение поставленной цели личности в соответствии с социальными и культурными ценностями, не порождая при этом новой проблемы. Педагоги-новаторы установили, что деятельность, основа и средства определяют развитие личности. Философы понимают под деятельностью «характерную человеческую форму отношений к окружающему миру, содержание которой обеспечивает его разумные изменения и преобразования в интересах общества. Любая деятельность личности предполагает противопоставление объекта и субъекта деятельности, т. е. личность противопоставляет себе объект деятельности в виде материала, получившего новые свойства и форму, превратившегося из материала в предмет и продукт деятельности» [8].
В литературных источниках понятие «деятельность» трактуется по-разному: она является основой социальной жизни личности, его формой проявления общественного назначения; она является специфическим видом активности личности, направленным на преобразование и познание мира, себя и условий существования. Именно в деятельности личность изучает окружающий мир, узнает его диалектическое развитие. В деятельности личность представляется субъектом, носителем своей индивидуальной сущности. Изменяя окружающий мир, личность меняет в процессе деятельности свою личную природу, усовершенствуя себя. В своей социальной деятельности личность взаимодействует с обществом. Благодаря деятельности личность формирует себя как творца окружающего мира, создавая в нем свои творческие способности [45]. Отличительным признаком деятельности человека являются сознательность и социальность [46].
0. В. Долженко проанализировал понятие «деятельность», отразив в нем основной признак в виде процесса достижения поставленной личностью цели [1]. Деятельность сама предполагает обусловленную мотивацию в осознании какой-либо потребности, постановке цели и ее удовлетворении. Она рассматривается системой интеллектуальных и материальных средств, достигающихся с ее помощью. Достичь цели возможно только в том случае, если есть универсальные компоненты, такие как: интеллектуальная готовность выпускника; информационное обеспечение; материальное обеспечение и организационно-структурное решение, определяющее технологическую сторону образовательного процесса.
А. С. Шаров в своей работе под понятием «деятельность» понимает активность человека, направленную на достижение поставленной цели. Таким образом, в состав структуры деятельности будут входить: способы, методы, мотивы, средства, условия, а также предмет, результат, цель, продукт деятельности [47].
Реализуемая на сегодняшний день модернизация содержания образования поставила перед системой обучения ряд актуальных задач. Одной из них является проблема качественного усовершенствования образовательного процесса. Анализируя данный вопрос, необходимо учитывать связь результата, процесса и самой цели подготовки студентов в образовательной системе. Проанализировав понятия «компетенция», «компетентность» и «деятельность», можно сказать, что понятие компетентности имеет довольно широкое значение, подчеркивающее действенную и практическую стороны и включающее личностные качества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Долженко О.В. Университет и образование: между прошлым и будущем / О.В. Долженко // Педагогика и просвещение. - 2013. - №1. - С. 19-36
2. Колесина К.Ю. Интегративно-компетентностный подход к современному образованию // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. Ростов-на-Дону. 2008. - № 6. - С.121-126._
3. Зимняя И. А Компетентность человека - новое качество результата образования / И. А. Зимняя // Проблемы качества образования : мат-лы XIII Всерос. совещ.
- Уфа : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - С. 4-13.
4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация : пер. с англ. / Дж. Равен. - Москва : Когито-Центр, 2002. - 395 с.
5. ДорофеевА.А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования / А. А. Дорофеев // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 30-33.
6. Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя / Т. Е. Исаева // Педагогика. - 2006. - № 9. - С. 55-60.
7. Огарёв В.И. Компетентное образование: социальный аспект / В. И. Огарёв. - Санкт-Петербург : РАИ ИОВ, 1995. - 181 с.
8. Путилова А.В. Компетентностный подход при проектировании образовательного процесса, как механизм повышения качества образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 53-56.
9. Сысоева Ю.Ю. Компетентностный подход при формировании иноязычной компетенции у студентов неязыковых вузов в условиях ФГОС третьего поколения // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 36-40.
10. Андросова Л.А., Мананникова Ю.В. Ком-петентностный подход в системе высшего профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 46-51.
11. Лепешкина Е.Ю. Компетентностный подход
- основа формирования профессиональной позиции будущего педагога как воспитателя // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2014. № 2 (16). С. 22-24.
12. Вопияшина С.М., Кириллова А.В. Обучение иностранному языку в неязыковом вузе: ком-петентностный подход. основные принципы реализации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 94-97.
13. Катуржевская О.В. Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущего педагога // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 64-67.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 201.
15. Профессиональный стандарт. Организатор строительного производства / Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 ноября 2014 г. №930н
16. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А. А. Вербицкий. - Москва : ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.
17. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 20-26.
18. Шишов С.Е. Понятие компетенция в контексте качества образования / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - № 2. - С. 30-34.
19. Дзюбенко И.А. Сущность понятий «компетентность» и «компетенция» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 18-20.
20. Белашов П.Д. Сущность понятия «компетенция» и «компетентность» в научной литературе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 79-84.
21. Сундеева Л.А. Личностно-ориентированное обучение как условие формирования профессиональной компетентности бакалавров психолого-педагогического направления // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5.
Одарич Ирина Николаевна,_Гаврилова Мария Ивановна КОМПЕТЕНТНОСТНЫИ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ..
№ 4 (17). С. 33-35.
22. Кондаурова И.К. Программа магистратуры «Профессионально ориентированное обучение математике» как средство развития предметно-методической компетентности преподавателей математики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 72-74.
23. Третьяк И.Г. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 130-132.
24. Курилова О.Л., Смагин А.А., Липатова С.В., Курилов Ф.М. Мониторинг компетентности выпускников вуза // Вестник НГИЭИ. 2016. № 6 (61). С. 66-79.
25. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Профессиональная компетентность бакалавра // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 2223.
26. Равен Д. Наше некомпетентное общество: часть II (с обсуждением некоторых компетентностей, необходимых для его преобразования) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 198-205.
27. Концепция-2020: развитие образования // Учительская газета: сетевое издание. 2008. URL: http: www. ug.ru/archive/25192
28. Общая и профессиональная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. В. Д. Симоненко. - Москва : Вентана-Граф, 2005. - 368 с.
29. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании / В. И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 4-13.
30. Новиков А. М. Профессиональное образование в России. Перспективы развития / А. М. Новиков. - Москва : ИЦП НПО РАО, 1997. - 154 с.
31. Хуторской А. В. Ключевые компетенции: технология конструирования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 55-61.
32. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности [Текст] / Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург : РГППУ, 2002. - 122 с.
33. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
34. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : Учебное пособие. - Москва : Народное образование, 1998. - 256 с.
35. Ярыгин О. Н. Система формирования компетентности в аналитической деятельности исследователя. Монография / О.Н. Ярыгин. - Тольятти: Изд-во «Кассандра», 2013. - 462 с.
36. Civelli, F. F. New compétences, new organizations in a developing world / F. F. Civelli // Industrial and commercial training. - Milan, 1997. - P. 226-229.
37. Dreyfus, S.E. A Five-Stage Model of the Mental Activities Involved in Directed Skill Acquisition / S. E. Dreyfus, H. A. Dreyfus. - Washington : Storming Media, 1980. - 22 p.
38. Hoffman, T. The meanings of competency / T. Hoffman // Journal of European Industrial Training. - 1999. - Vol. 23, № 6. - Р. 275-285.
39. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя : учебное пособие для педагогических вузов / Л. М. Митина. - Гриф УМО. -Москва : Academia, 2004. - 319 с.
40. Гордиенко И.В., Репринцева Г.А. Психолого-педагогические условия совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников в системе непрерывного повышения квалификации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 35-39.
41. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - Москва : Изда-
тельский центр «Академия», 2002. - 576 с.
42. Филатова Е.В. Субъектно-деятельностный подход как основа профессиональной подготовки специалистов по социальной работе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 276279.
43. Боброва Н.Г. Деятельностный подход в системе биологического образования // Самарский научный вестник. 2013. № 4 (5). С. 27-30.
44. Гаврилова М.И. Формирование базовых профессиональных компетенций бакалавров профиля «пищевая инженерия малых предприятий» на основе компетентностно-деятельностного подхода (на примере изучения курса «Органолептическая оценка пищевых продуктов»): дис. ... канд. пед. наук / М.И. Гаврилова. / - Тольятти, 2014. - 164 с.
45. Выготский Л.С. Психология : [учебное пособие для вузов] / Л. С. Выготский. - Москва : АПРЕЛЬ ПРЕСС : ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. - 1007 с.
46. Салмина Н. Г. Виды и функции материализации в обучении / Н. Г. Салмина. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 136 с.
47. Шаров А.С. Формирование ценностных ориентаций и поведение личности : учебное пособие для студентов педагогических вузов / А. С. Шаров. - Омск : Омский ГПУ, 1993. - 90 с.