Научная статья на тему 'Анализ теоретических аспектов управления инновационной деятельностью на предприятии'

Анализ теоретических аспектов управления инновационной деятельностью на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / INNOVATION / INNOVATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моисеев Алексей Вячеславович, Титова Ольга Валерьевна

В данной статье рассматривается организация инновационной деятельности на предприятии, приводятся основные принципы инновационной деятельности, раскрывается понятия цели инновационной деятельности, задачи инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE THEORETICAL ASPECTS OF THE MANAGEMENT OF INNOVATION IN THE ENTERPRISE

This article discusses the Organization innovation in the enterprise, are the main principles of innovation, expands the concept of innovation goals, objectives of innovation.

Текст научной работы на тему «Анализ теоретических аспектов управления инновационной деятельностью на предприятии»

УДК 330.3

АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Алексей Вячеславович Моисеев

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, магистрант кафедры наносистем и оптотехники, тел. (999)465-13-46, e-mail: moisei.94@mail.ru

Ольга Валерьевна Титова

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры управления бизнес-процессами, тел. (913)205-19-60, e-mail: ovt08@mail.ru

В данной статье рассматривается организация инновационной деятельности на предприятии, приводятся основные принципы инновационной деятельности, раскрывается понятия цели инновационной деятельности, задачи инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновации, управление инновационной деятельностью.

ANALYSIS OF THE THEORETICAL ASPECTS OF THE MANAGEMENT OF INNOVATION IN THE ENTERPRISE

Alexey V. Moiseev

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., undergraduate of the Department of Nanosystems and Optical Engineering, tel. (999)465-13-46, e-mail: moisei.94@mail.ru

Olga V. Titova

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk,

10 Plakhotnogo St., Ph. D., associate Professor of the Department of Business-Process, tel. (383)210-95-87, e-mail: ovt08@mail.ru

This article discusses the Organization innovation in the enterprise, are the main principles of innovation, expands the concept of innovation goals, objectives of innovation.

Key words: innovation, innovation, innovation management.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время большинство российских предприятий показывают свое нежелание выбора инновационного ведения бизнеса. Когда на предприятии остро встает вопрос об оптимизации издержек, то, зачастую, начинают экономить на развитии производства, не принимая во внимание инновационные проекты, которые могли бы положительно повлиять на ситуацию.

В настоящее время, организация может обеспечить себе конкурентоспособность, а также повысить свой имидж или стать лидером на новом рынке, с целью увеличения денежного потока, только благодаря созданию предпосы-

лок будущего развития на основе создания и внедрения технических, технологических или организационных нововведений.

Преимущество перед конкурентами может быть приобретено несколькими способами, такими как: создание и внедрения новых способов рекламы, производства товара, доставки его до клиента, улучшение своих услуг, а также внедрение новых технологий; появление или изменение потребностей клиентов, изменение цены, и, даже, регулирование государством, например, новые стандарты, или ужесточение требований.

Инновационная деятельность сама по себе является сложным процессом, динамической системой действий и взаимодействий различных факторов, методов и управляющих органов, которые занимаются: процессом создания новой продукции или видов продукций, научными исследованиями, планированием и направлением научно-технического прогресса предприятия, разработкой системы мероприятий для увеличений скорости развития научно -технического прогресса и повышения его эффективности как в экономике, так и в обществе.

Инновационная деятельность предприятия должна быть нацелена, в первую очередь, на результат научно-технического прогресса, а точнее на его использование в коммерческих целях, для расширения или обновления ассортимента своей продукции, а также улучшения ее качества, совершенствование технологии производства, для того, чтобы далее внедрить это не только в российский рынок, но и на зарубежные рынки [2].

Были выделены основные общие принципы организации инновационной деятельности на предприятии [3]:

- инновационная деятельность предприятия должна быть организована таким образом, чтобы сохранялась непрерывность при инновационном процессе, под непрерывностью здесь подразумевается целостность инновационной системы, которая нужна для правильного понимания целей на протяжении всех стадий инновационного цикла;

- должны быть точно обозначены функции, исполнители и взаимодействия между ними, коротко можно сформулировать это как системность инновационной деятельности;

- грамотное сочетание возложенных на исполнителей полномочий и степени ответственности;

- принцип экономичности, который заключается в том, чтобы инновационная деятельность предприятия была организована таким образом, чтобы могла получать оптимальные результаты при инновационном процессе сокращая инновационный цикл, повышая конкурентоспособность своих новых изделий и реагируя на новые потребности клиентов;

- принцип иерархичности говорит о том, чтобы элементы инновационной системы имели иерархичное взаимодействие между собой на любых уровнях этой системы.

Главной целью инновационной деятельности предприятия является его удержание места на рынке, а также развития за счет новой или улучшенной продукции и способов ее производства, доставка и реализации.

Задачи, которые зачастую ставятся перед предприятием, нужные для достижения этой цели, условно можно разделить на несколько этапов: планирование и организация инновационной деятельности, мотивация участников этой инновационной деятельности, и постоянная оценка результатов этой деятельности.

Планирование инновационной деятельности на предприятии начинается с четкой постановки цели, которая выражает ориентированность предприятия на инновации, далее выделяются стратегические направления инновационной деятельности и, главное, ставятся цели уже внутри каждого стратегического направления. Затем, на основе выбранных стратегий формируются планы по их выполнению, которые также условно можно поделить на: долгосрочные, краткосрочные и планы среднего срока, которые в дальнейшем приводятся в исполнение менеджерами и сотрудниками [1].

Этап самой организации инновационной деятельности на предприятии включает в себя формирование системы процессов и структур, поддерживающие инновации. Из числа тех компании, которые используют инновационную деятельность, малое количество позволяют себе создавать специальные специфичные структуры, способные управлять идеями, которые могут быть потенциальными инновациями в будущем.

Этап мотивации играет одну из важных ролей в общем процессе инновационной деятельности, так как от мотивации персонала зависит качество конечного продукта. На этом этапе формируется благоприятная организационная структура, создается высокоэффективная команда, которая способна достичь поставленных перед ней цели, а также, что не мало важно, устанавливается эффективная система вознаграждений труда, что очень мотивирует сотрудников.

И, конечно же, на протяжении всего процесса инновационной деятельности необходимо оценивать результаты, получаемые на каждом этапе, это нужно для того, чтобы проверить верность выбранной стратегии и внесения необходимых поправок, если такие нужны.

В наше время, управление инновационной деятельностью должно приводить к эффективному развитию экономики предприятия, а также максимально быстро и качественно внедрять последние достижения науки и техники в свое производство, наиболее полно удовлетворять потребности клиентов как в товарах, так и в услугах, а для этого управляющими органами формулируются необходимые задачи, которые в полной мере раскрывают возникающие проблемы и возможные пути их решения.

Формулирование конкретных задач инновационной деятельности предприятия исходят из ресурсных возможностей этого предприятия. А ресурсные возможности напрямую влияют на управление инновационной деятельностью, в частности на полноту охвата проблем, очередность их решения и на конечный результат.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кортни Х., Керкленд Дж., Вигери П. Стратегия в условиях неопределенности // Классика Harvard Business Review: Управление в условиях неопределенности. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2006.

2. Грибов В., Грузинов B. Экономика предприятия. - М. : Мысль, 2006. - 368 с.

3. Туровец О. Г., Родионов В. Б., Бухалков М. И. Организация производства и управление предприятием. - М. : ИД «ИНФРА-М», 2007. - 438 с.

4. Лаева Т. В. Сценарный анализ как основа стратегического планирования в организации [Электронный ресурс] // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - № 2. - Режим доступа: http://www.mevriz.ru/artides/2006/2/4217.htmL

5. Смирнова К. А. Понятие неопределенности экономических систем и подходы к ее оценке // Вестник МГТУ. - М., 2008.

© А. В. Моисеев, О. В. Титова, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.