Научная статья на тему 'Планирование инновационной деятельности на предприятии'

Планирование инновационной деятельности на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3474
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ / ФАЗЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА / СТРАТЕГИИ / FACTOR OF ECONOMIC GROWTH / INNOVATION / INNOVATION MANAGEMENT / PROCESS-PLANNING PHASE OF THE INNOVATIVE PROJECT STRATEGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матясов Артем Юрьевич, Шабурова Аэлита Владимировна

В данной статье подробно рассматриваются главные задачи инновационной деятельности строительного предприятия, процесс планирования инновационной деятельности, процесс планирования в инновационном менеджменте. Поясняется сущность рыночных отношений в России и важность внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством. Рассматриваются главные задачи инновационной деятельности строительного предприятия и методы решения проблем, связанных с неразвитой технической составляющей предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Матясов Артем Юрьевич, Шабурова Аэлита Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING OF INNOVATIVE ACTIVITIES IN THE ENTERPRISE

This paper discusses the main tasks of building enterprise innovation, innovation-planning process, the planning process in innovation management in detail. It explains the essence of market relations in Russia and the importance of the implementation of scientific and technological progress, efficient forms of management and production management. We consider the main question of building enterprise innovation and methods of solving the problems associated with poor technical component of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Планирование инновационной деятельности на предприятии»

УДК 330.34

ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Артем Юрьевич Матясов

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, магистрант кафедры наноситем и оптотехники, тел. (905)954-61-82, e-mail: artem_matyasov@mail.ru

Аэлита Владимировна Шабурова

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доктор экономических наук, доцент, директор Института оптики и оптических технологий, тел. (383)344-40-58, e-mail: aelita_shaburova@mail.ru

В данной статье подробно рассматриваются главные задачи инновационной деятельности строительного предприятия, процесс планирования инновационной деятельности, процесс планирования в инновационном менеджменте. Поясняется сущность рыночных отношений в России и важность внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством. Рассматриваются главные задачи инновационной деятельности строительного предприятия и методы решения проблем, связанных с неразвитой технической составляющей предприятия.

Ключевые слова: фактор экономического роста, инновации, инновационный менеджмент, процесс планирования, фазы инновационного проекта, стратегии.

PLANNING OF INNOVATIVE ACTIVITIES IN THE ENTERPRISE

Artem Yu. Matyasov

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., undergraduate of the Department of Nanosystems and Optical Engineering, tel. (905)954-61-82, e-mail: artem_matyasov@mail.ru

Aelita V. Shaburova

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., D. Sc., associate Professor, Director of the Institute of Optics and Optical Technologies, tel. (383)344-40-58, e-mail: aelita_shaburova@mail.ru

This paper discusses the main tasks of building enterprise innovation, innovation-planning process, the planning process in innovation management in detail. It explains the essence of market relations in Russia and the importance of the implementation of scientific and technological progress, efficient forms of management and production management. We consider the main question of building enterprise innovation and methods of solving the problems associated with poor technical component of the enterprise.

Key words: factor of economic growth, innovation, innovation management, process-planning phase of the innovative project strategies.

В современных условиях инновационная деятельность приобретает все большую актуальность для успешной финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций, становится важным инструментом конкурентной борьбы и одним из основных составляющих эффективной стратегии. Уровень развития науки, наукоемких отраслей, инновационная активность компаний,

участие в международной научно-технической кооперации формируют основу устойчивого экономического роста, являются необходимым условием успешного участия страны в мировом разделении труда, определяют перспективы и влияют на темп развития экономической сферы.

В России сегодня наблюдается существенное отставание в развитии инновационной активности как в целом в экономике, так и в отдельных отраслях, и на отдельных предприятиях. Известно, что внедрение инноваций на российских предприятиях, как правило, осуществляется время от времени, не на постоянной основе. В частности, одной из причин низкой инновационной активности оптических предприятий наряду с нехваткой ресурсов является отсутствие надлежащей системы стратегического инновационного управления в условиях динамично развивающегося рынка. Разработка такой системы - актуальная задача экономической науки. Следовательно, необходимой является разработка и использование целостного организационно-экономического механизма планирования инновационной деятельности, который предусматривал бы четкую упорядоченность его элементов и результативность их взаимодействий

[4].

Главным фактором экономического роста и обеспечения надлежащего места отечественной экономики является эффективное использование инноваций, которые превращаются в решающий фактор социально-экономического развития и играют ведущую роль в решении экономических и иных задач. В этой связи особую актуальность приобретает рассмотрение комплекса вопросов относительно планирования инновационной деятельности предприятий, так как качественное планирование является залогом эффективности фирмы в реализации стратегии инновационного развития [1].

Развитие рыночных отношений в нашей стране требует от предприятий любой индустрии повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе осуществления инноваций: внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством и т. д. Становится очевидным тот факт, что внедрение инноваций является необходимым фактором развития эффективной деятельности предприятия, так как инновации становятся конкурентным преимуществом, без применения инноваций сегодня невозможно создать конкурентоспособную продукцию или услугу.

Как показало исследование различных источников, на данный момент в экономической литературе, так же как и в законодательно-нормативной базе, нет общепризнанной терминологии в сфере инновационной деятельности. Не вдаваясь в различные авторские трактовки, следует отметить, что под инновацией следует понимать объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Главными задачами инновационной деятельности предприятия следует признать: планирование, организацию, мотивацию и систематическую оценку результатов инновационной деятельности. С позиции инновационного ме-

неджмента, планирование представляет собой функцию инновационного менеджмента, которая включает в себя: систему мероприятий по оценке факторов внешней и внутренней среды, систему мероприятий по прогнозированию деятельности предприятия, а также по планированию реализации стратегий организации и достижения ей определенной цели.

На рис. 1 представлены основные элементы процесса планирования инновационной деятельности на предприятии.

Рис. 1. Процесс планирования инновационной деятельности

В первую очередь руководство должно ориентировать деятельность на инновации, что может быть сформулировано в миссии предприятия. Затем следует определить направления инновационной деятельности и установить цели в каждом из них. Инновации в любой эффективной фирме могут затрагивать не только производственные процессы, но также и маркетинговую, кадровую деятельность предприятия. В любом случае, в каждом из таких направлений должна быть поставлена четкая цель, руководство должно понимать, какой результат сможет принести внедрение той или иной инновации.

После постановки цели руководство, для каждого обозначенного направления, выбирает инновационную стратегию развития, которая затем становится основой для формирования долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов. Составление планов мероприятий осуществляется по таким направлениям, как:

- проведение научно-исследовательских работ, касающихся идеи нововведения;

- организация и проведение опытно-конструкторских работ;

- подбор материалов, разработка технологических процессов, освоение новых технологий для изготовления нового вида продукции;

- подготовка производства и внедрение новой техники и технологии;

- разработка, внедрение новой организационной структуры, реализация новых управленческих решений;

- приобретение требующихся информационных устройств и ресурсов;

- подбор, наем и переквалификация персонала для инновационной деятельности;

- проведение исследования рынка для внедрения инноваций;

- осуществление необходимых маркетинговых исследований, поиск каналов сбыта новой продукции, технологий, позиционирование инноваций на рынке [5].

Особенно важным этапом является доведение планов до работников и создание условий для исполнения плана. Руководство организации должно убедиться, что персонал предприятия готов к реализации инновационного проекта. Сотрудники, стремящиеся к развитию, с большим энтузиазмом воспринимают новое, тогда как работники, предпочитающие постоянство в деятельности, наоборот, тяжело принимают нововведения. В своем большинстве персонал предприятия - это специалисты, которые работают по нормам и стандартам, поэтому вполне вероятно, что инновационные идеи, касающиеся внедрения современного оборудования, использования новой технологии производства или даже инновационной системы оплаты труда, могут быть не одобрены [2].

В любом случае руководителю предприятия необходимо оценить отношение персонала к планируемым переменам, обозначить перспективы от введения инноваций. Введение инноваций в процесс производства может потребовать от сотрудников прохождение дополнительно обучения, им придется осваивать новые виды деятельности. Процедура переподготовки сотрудников оказывает значительное влияние на результат инновационного проекта и сроки его осуществления. Являясь важной функцией инновационного менеджмента, процесс планирования инновационной деятельности сводится к выбору приоритетов развития предприятия, что наглядно показано на рис. 2.

Рис. 2. Процесс планирования в инновационном менеджменте

Таким образом, исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что планирование оказывает неоценимую помощь в реализации инновационной стратегии предприятия, так как позволяет определить сроки и способы внедрения инноваций, а также на первоначальном этапе обозначить важные составляющие инновационного проекта. В большинстве случаев, правильно составленный план инновационной деятельности способствует более эффективной ее реализации, что в свою очередь способствует получению предприятием дополнительной прибыли за счет внедрения инноваций [3].

Основные задачи дальнейших исследований:

1. Систематизировать основные понятия инновационной деятельности, планирования, а также выявить их связь между собой;

2. Обосновать теоретические положения планирования инновационной деятельности предприятия;

3. Сформировать понятийный аппарат инновационной деятельности предприятия и определить ее место в системе управления предприятия;

4. Разработать методические аспекты планирования инновационной деятельности предприятия;

5. Раскрыть основные этапы планирования инновационной деятельности предприятия, организацию его внедрения;

6. Проанализировать инновационную деятельность российских предприятий оптической отрасли производства;

7. Обосновать реализуемость планирования инновационной деятельности на выбранном предприятии.

По результатам научных исследований будет разработан концептуальный подход к формированию системы планирования инновационной деятельности предприятия. Заключения и рекомендации, полученные в результате работы, позволят решать актуальные задачи эффективного функционирования на основе повышения инновационной деятельности хозяйствующего субъекта.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Сурин А. В., Молчанова О. П. Инновационный менеджмент : учебник. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 198 с.

2. Харгадон Э. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний // How Breakthrouths Happen. The Surprising Truth About How Companies Innovate. - М. : Вильямс, 2007. - 304 с.

3. Шабурова А. В. Воспроизводство трудового потенциала работников в системе повышения квалификации. - Новосибирск : СГГА, 2007. - 15 с.

4. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития : монография / В. Г. Матвейкин, С. И. Дворецкий, Л. В. Минько, В. П. Таров, Л. Н. Чайникова, О. И. Летунова. - М. : Машиностроение-1, 2007. - 90 с.

5. Чечурина М. Н. Управление инновационным процессом в многоуровневой экономической системе. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2012. - 214 с.

© А. Ю. Матясов, А. В. Шабурова, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.