Научная статья на тему 'Анализ результатов развития патриотических качеств у детей младшего школьного возраста посредством педагогической программы'

Анализ результатов развития патриотических качеств у детей младшего школьного возраста посредством педагогической программы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
811
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / патриотическое воспитание / младшие школьники / программа патриотического воспитания / внеурочная деятельность. / patriotism / patriotic education / elementary school students / program of patriotic education / extracurricular activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамедова Лариса Викторовна, Омарова Гамза Ширин Кызы

В данной статье нами была рассмотрена проблема патриотического воспитания, которое на данный момент является одним из приоритетных направлений в педагогической системе школ. События, которые происходили в конце ХХ начала ХХI века привели к потери ценнейших наработок в области патриотического воспитания, в связи с этим в образовательных учреждениях начали создаваться различные программы по патриотическому воспитанию детей. В данной статье нами представлена педагогическая диагностика и характеристика констатирующего этапа исследования, которое проходило на базе МБОУ СОШ № 15 в городе Нерюнгри республики Саха (Якутия), также мы кратко описали педагогическую программу, которая ориентирована на развитие патриотических качеств у детей младшего школьного возраста. Также нами был описан краткий анализ результативности программы по развитию патриотических качеств у детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамедова Лариса Викторовна, Омарова Гамза Ширин Кызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the results of the development of patriotic qualities in children of younger school age by the pedagogical program

In this article, we considered the problem of patriotic education, which is one of the priority areas in the pedagogical system of schools at the moment. The events that took place at the end of the 20th century and the beginning of the 21st century have led to the loss of valuable developments in the field of patriotic education, and as a result in educational institutions were created various programs on children patriotic education. In this article, we present pedagogical diagnostics and a characteristic of the ascertaining stage of the study, which took place in the Secondary School № 15 in Neryungri, Sakha Republic (Yakutia). We also briefly described a pedagogical program that is focused on the development of patriotic qualities of primary school children. We also described a brief analysis of the effectiveness of the program for the development of patriotic qualities of primary school age children.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов развития патриотических качеств у детей младшего школьного возраста посредством педагогической программы»

Анализ результатов развития патриотических качеств у детей младшего школьного возраста посредством педагогической программы

Мамедова Лариса Викторовна,

канд. педагогических наук, зав. кафедры ПиМНО ТИ (ф)

СВФУ (г. Нерюнгри)

E-mail: larisamamedova@yandex.ru

Омарова Гамза Ширин Кызы,

студент группы, БА-НО-16 кафедры ПиМНО ТИ (Ф) СВФУ (г. Нерюнгри)

В данной статье нами была рассмотрена проблема патриотического воспитания, которое на данный момент является одним из приоритетных направлений в педагогической системе школ. События, которые происходили в конце ХХ начала XXI века привели к потери ценнейших наработок в области патриотического воспитания, в связи с этим в образовательных учреждениях начали создаваться различные программы по патриотическому воспитанию детей. В данной статье нами представлена педагогическая диагностика и характеристика констатирующего этапа исследования, которое проходило на базе МБОУ СОШ № 15 в городе Нерюнгри республики Саха (Якутия), также мы кратко описали педагогическую программу, которая ориентирована на развитие патриотических качеств у детей младшего школьного возраста. Также нами был описан краткий анализ результативности программы по развитию патриотических качеств у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, младшие школьники, программа патриотического воспитания, внеурочная деятельность.

Патриотическое воспитание является одним из направлений социально-личностного развития ребенка. Основа патриотического воспитания заключается в том, чтобы научить ребенка испытывать любовь к родному дому, семье, природе, к истории и к культуре своей страны. Приобретение нравственных ценностей происходит в самом юном возрасте, что в свою очередь является самым верным способом патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание у ребенка занимает практически все виды деятельности: физическое развития, чтение художественной литературы, формирование общественной жизни. В образовательной деятельности это происходит чаще всего через игры, беседы, наблюдения, просмотр видеоматериалов.

С.А. Козлова пишет в своих трудах, что «основная цель патриотического воспитания основывается в развитии целостной личности, которая не может быть связана напрямую с мировоззрением, конкретной политической партией или религиозной конфессией». Также она считает, что Любовь к Родине должно носить комплексный, системный характер, и совершаться во всех видах деятельности в жизни ребенка» [3].

На сегодняшний день проблема воспитания у молодого поколения патриотических качеств набирает все больше актуальности. Необходимость поиска путей для разрешения этой проблемы одна из приоритетных задач политики государства.

Проблема нашего исследования заключалась в том, чтобы разрешить противоречия, которые стоят между результатом достижения эффективности патриотического воспитания и недостаточным научным и практическим обоснованием педагогических условий, которые обеспечивают патриотическое воспитание младших школьников в начальном общем образовании.

Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия для развития патриотических качеств у младших школьников в период проведения часа общения.

В нашем исследовании были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, обобщение, также для проведения диагностики нами были использованы методики Т.М. Масло-вой «Я - патриот», «Мое отношение к малой родине» [4], [5].

В нашем исследовании присутствует опытно-экспериментальная часть, целью которой является организация работы по патриотическому воспи-

сз о со "О

1=1 а

—i

о

сз т; о m о от

з

ы о со

танию младших школьников на начальной ступени образования.

База исследования- МБОУ СОШ № 15 г. Не-рюнгри.

Проанализировав сущность патриотизма и патриотического воспитания нами были выделены следующие определения. Патриотизм - это ценное отношение человека к Отечеству и «малой родине», которое характеризуется привязанностью к месту рождения и проживания, приобщению к истории, культуре народа и осознание гражданской ответственности, в основе которой лежат семейные, духовно-нравственные ценности российского общества. Патриотическое воспитание -формирование уважительного и ценностного отношения к семье, родному краю, истории и культуре народа и Отечества.

Также нами был сделан вывод о том, что патриотическое воспитание - важный и значимый компонент в формировании гармоничной, всесторонне развитой личности. Поэтому невозможно полноценное развитие народа без формирования нравственных идеалов, стремления к миру и процветанию, чувства любви к Родине, и воспитания сознательности и ответственности не только за себя и свою жизнь, но и за других людей. Современное общество ставит перед подрастающим поколением новые серьезные задачи, ведь государству нужны сильные, высокоразвитые и инициативные люди, которые способны учиться и работать на его пользу, а в экстремальной ситуации, способным защитить Родину.

В исследовании приняли участие 29 учащихся из 3 классов.

Исследования проводились в три этапа.

На констатирующем этапе нами была проведена диагностика, целью которой было определить уровень развития патриотических качеств у детей младшего школьного возраста. Данный этап был проведен в сентябре 2019 года.

На формирующем этапе была составлена и апробирована педагогическая программа, которая была направлена на систематизацию, обогащение и обобщение содержания по развитию патриотических качеств у школьников младшего возраста. Данный этап был начат в сентябрь 2019 года и завершен в феврале 2020 года.

На контрольном этапе нами была проведена итоговая диагностика. Цель диагностики - определить уровень развития патриотических качеств у детей младшего школьного возраста. Данный этап был проведен в марте 2020 года.

Для констатирующего этапа нами были подобраны методики Т.М. Масловой «Я - патриот», «Мое отношение к малой родине».

Приведем результаты исследования.

1) методика «Я - патриот» (Т.М. Масловой);

Цель данной методики, определить уровень § проявления заинтересованности детей к своему городу, историческому прошлому, частоту выра-еЗ женных школьников желаний к патриотической Л деятельности. В группе из 29 человек 14 учащихся

(48%), набрали максимальное количество баллов. Данные ученики показали высокое чувство привязанности и уважение к своей семье, дому и т.д.

8 учащихся (27%) показали средний уровень, что может говорить о том, что они способны проявлять свои нравственные качества личности, под контролем взрослых людей, а также способны проявлять чувство привязанности и уважения к своей семье, дому и т.д.

7 учащихся (24%), показали низкий результат, что свидетельствует о том, что они способны слабо проявлять чувство привязанности и уважительно отношение к своей семье, дома и т.д.

2) методика «Мое отношение к малой родине» Т.М. Масловой.

Цель данной методики заключается в том, чтобы, выявить проявление патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к «малой родине».

Результаты данной методики мы интерпретировали в типах, 3 - ое учащихся были отнесены к четвертому типу, они убедительно проявили гордость за свое Отечество. 8 учащихся мы отнесли к третьему типу, так как они проявили свою гордость за свое Отечество не так ярко и выражено, как учащихся, которые были отнесены к четвертому типу.

10 учащихся были отнесены ко второму типу. они слабо смогли проявить свою гордость за свое Отечество, и также слабо проявить гордость за «малую родину».

8 человек были отнесены к первому типу. Показали незаинтересованность в данном тесте, и низкий уровень заинтересованности по отношению к своему Отечеству и «малой родине».

По результатам диагностики, нами было принято решение составить педагогическую программы по развитию патриотических качеств у школьников младшего возраста.

Программа включала в себя три блока, которые заключены в тематическое планирование. Они отражают воспитание патриотических чувств у младших школьников. В тематическое планирование включены взаимосвязанные тематические занятия способствующие:

- воспитанию родственных чувств к своей семье;

- воспитанию любви к малой родине;

- воспитанию любви к Отечеству.

Цели программы состояла в том, чтобы сформировать у младших школьников основы патриотизма.

Также нами были поставлены задачи:

1) воспитать патриотов и граждан Отечества, а также воспитать любовь к своей семье;

2) сформировать у детей и их родителей интерес к изучению истории своей семьи;

3) оказать помощь семье в воспитании семьянина, а также в осознании воспитанниками своих социально-значимых семейных ролей.

В данной программе мы осуществляли работу по 4 разделам: «Моя малая родина город Не-рюнгри», «Россия - великая наша страна», «Не-

разлучные друзья - взрослые и дети», «Я помню, я горжусь».

Рассмотрим более подробно используемые методы на каждом занятии.

Для словесной методы были подобраны беседы и рассказы на следующие темы: «Рассказ об истории Нерюнгринского района, его основных достопримечательностях, быте и нраве населения», «Чтение рассказов и сказок, в которых говорится о семье», «О детях-героях Великой Отечественной войны», «Рассказ о 10 самых старых городах России. Их история и достопримечательности», «Беседа с учащимися о народе России», «Рассказ педагога о том, какие праздники есть в России».

Наглядный метод включал в себя просмотр фильмов с учащимися: «Дети войны», «Мы эту победу никогда не забудем», «10 самых старых городов России», просмотр фильма о традициях в России.

Игротерапия. В своей программе мы применили игры на развитие эмпатии и сплочение коллектива: «Поляна мира», «Я посылаю в мир- добро», «Права и обязанности».

Для изотерапии нами были подобраны следующие упражнения: «Моя семья», «Город моей мечты», «Какие обязанности чаще всего нарушают в школе».

Итак, в ходе формирующего эксперимента нами было проведено тридцать занятий, как выездных, так и проведенных в здании. У нас было стремление познакомить учащихся с позициями патриотического сознания, а также создать у них устойчивый интерес к историческому прошлому семьи, в которой они появились, к их малой родине и России в целом. А также постаралась сформировать интерес и бережливое отношение к памятникам архитектуры и культуры, к родной природе. Воспитать в них такие человеческие качества как честность, организованность, пунктуальность, требовательность к себе, уважительное и доброжелательное отношение ко всем людям, и живым существам, которые есть у них в окружении.

На контрольном этапе мы вновь провели диагностику и нами были получены следующие результаты.

По методике «Я- патриот» (Т.М. Масловой) мы получили следующие результаты. Из 29 учащихся, 23 ученика отвечали на вопросы достаточно развернуто и точно. Данное количество детей увеличилось на 9 человек, чем при первичной диагностике. Учащиеся данной группы могли достаточно свободно сформулировать ответы на вопросы, а еще они стали проявлять свою заботу к окружающих их людям. Также у них возросло стремление к патриотической деятельнсти, они больше стали интересовать историей своего родного края, также совместно с родителями они провели работу направленную на освоение и знакомство с историей их семей.

Остальные 6 учеников, показали результат чуть ниже, они давали некоторые сведения о своей се-

мье, родном крае. Они могли проявить заинтересованность в заданиях, которые были направлены на патриотическое воспитаие, но их желание было не сильным и они очень быстро теряли интерес.

Для определения достоверности полученных результатов экспериментальной группы детей по методике «Я - патриот» мы использовали математический и-критерий Манна-Уитни. Нами было получено эмпирическое значение и - 250,

* г эмп '

данное значение находится в зоне значимости (р<0.01).

Рассмотрим результат по повторной диагностике по методике «Мое отношение к малой родине» Т.М. Масловой, сравнив результаты до и после мы пришли к выводу, что по результатам проведенной работы нами были получены положительные результаты, что свидетельствует об эффективности составленной нами педагогической программы.

В группе из 29 учащихся, на контрольном этапе 12 учащихся были отнесены к четвертому типу, данная категория детей давала развернутые ответы на вопросы, а также они ярко начали проявлять чувства привязанности и уважительное отношение к своим близким людям.

14 учащихся были отнесены к третьему типу, у данной группы детей нравственные качества проявляются под контролем взрослых людей, также они начинают проявлять чувство привязанности и уважение к окружающим их людям.

3 учеников мы отнесли ко второму типу, у данной категории детей начал проявляться интерес к окружающим их людям, также они стали проявлять уважение и заботу к тем, кто находится в кругу их общения. Но у данной категории детей проявляется недостаточная активность на занятиях, которые направлены на развитие патриотической деятельности.

Для определения достоверности полученных результатов экспериментальной группы детей по диагностике уровня сформированности патриотического воспитания по методике «Мое отношение к малой родине» (Т.М. Масловой) мы использовали математический и-критерий Манна-Уитни, нами было получено эмпирическое значение иэмп - 147,5, данное значение находится в зоне значимости (р < 0.01).

После проведения качественного анализа полученных результатов, мы смогли сделать вывод о том, что после того как формирующий этап нашего исследования был завершен, мы смогли значительно увеличить количество учащихся младшего школьного возраста с высоким уровнем патриотического воспитания. Данная категория учащихся стали активно проявлять свою гражданскую и общественную позицию.

Можно подвести итоги, что цель нашего исследования была достигнута, мы выявили, и теоретически обосновали, экспериментально проверили педагогические условия для развития патриотических качеств у младших школьников в период проведения часа общения.

сз о со "О

1=1 а

—i

о

сз т; о т о от

з

и о со

Литература

1. Адаева Н. В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания молодежи // Человек и образование № 1 (30). М., 2012. С.130-134.

2. Афанасьева Л. И., Скорнякова Е.А., Мясников А.А. Патриотическое воспитание как одно из условий становления личности младшего школьника в условиях введения ФГОС НОО // Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения 2014. № 5. С. 47-54.

3. Козлова С.А. Дошкольная педагога. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с.

4. Маслова Т. М. методика «Я - патриот». Режим доступа: https://mirznanii.eom/a/180585-8/ formirovanie-patriotizma-u-mladshikh-shkolnikov-sredstvami-kraevedcheskoy-raboty-8/

5. Маслова Т. М. методика «Мое отношение к малой родине». Режим доступа: https://works. doklad.ru/view/gnGaB0ygYSU/10.html

6. Пионтковский В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования. - Якутск: ГАУ, 2006. -346 с.

analysis of the results of the development of patriotic qualities in children of younger school age by the pedagogical program

Mamedova L.V., Omarova G. Sh.

North -Eastern Federal Institute of MK Ammosova

In this article, we considered the problem of patriotic education, which is one of the priority areas in the pedagogical system of schools at the moment. The events that took place at the end of the 20th century and the beginning of the 21st century have led to the loss of valuable developments in the field of patriotic education, and as a result in educational institutions were created various programs on children patriotic education. In this article, we present pedagogical diagnostics and a characteristic of the ascertaining stage of the study, which took place in the Secondary School № 15 in Neryungri, Sakha Republic (Yakutia). We also briefly described a pedagogical program that is focused on the development of patriotic qualities of primary school children. We also described a brief analysis of the effectiveness of the program for the development of patriotic qualities of primary school age children.

Keywords: patriotism, patriotic education, elementary school students, program of patriotic education, extracurricular activities.

References

1. Adaeva N.V. To understanding the essence of patriotism and patriotic education of youth // Man and Education No. 1 (30). M., 2012. P. 130-134.

2. Afanasyeva L. I., Skornyakova E.A., Myasnikov A.A. Patriotic education as one of the conditions for the formation of the personality of a primary school student in the context of the introduction of FSES NOO // Psychology and Pedagogy: modern methods and innovations, practical experience 2014. No. 5. P. 47-54.

3. Kozlova S.A. Preschool teacher. - M.: Publishing Center "Academy", 2001. - 416 p.

4. Maslova T.M. The technique of "I am a patriot." Access Mode: https://mirznanii.com/a/180585-8/formirovanie-patriotizma-u-mladshikh-shkolnikov-sredstvami-kraevedcheskoy-raboty-8/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Maslova T. M. Methodology "My attitude to the small homeland". Access Mode: https://works.doklad.ru/view/gnGaB0ygYSU/10. html

6. Piontkovsky V.V. Patriotic education of students in regional education. - Yakutsk: GAU, 2006. - 346 p.

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.