Научная статья на тему 'Творческие работы по художественным произведениям как средство развития патриотических чувств младших школьников на уроках литературного чтения'

Творческие работы по художественным произведениям как средство развития патриотических чувств младших школьников на уроках литературного чтения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1154
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО / ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аникина Е. В., Козлова М. М.

В статье анализируются возможности творческих работ учащихся на основе художественных произведений как одного из педагогических средств в реализации задачи воспитания патриотических чувств детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения. Автор подчёркивает необходимость использования различных форм сочинения миниатюр в процессе осмысления произведений патриотической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческие работы по художественным произведениям как средство развития патриотических чувств младших школьников на уроках литературного чтения»

УДК 37.01

Е.В. Аникина

студентка 4 курса ЗФО Научный руководитель: М.М. Козлова старший преподаватель кафедра педагогики и методики начального образования институт непрерывного педагогического образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

г. Абакан, Республика Хакасия

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Аннотация

В статье анализируются возможности творческих работ учащихся на основе художественных произведений как одного из педагогических средств в реализации задачи воспитания патриотических чувств детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения. Автор подчёркивает необходимость использования различных форм сочинения миниатюр в процессе осмысления произведений патриотической направленности.

Ключевые слова

Патриот, патриотизм, патриотическое воспитание, патриотическое чувство, творческие работы по художественным произведениям, младший школьник.

Формировать чувство патриотизма возможно на любом уроке, но именно на уроках литературного чтения, через прочтение художественных произведений, мы можем привести младшего школьника вместе с автором к нужному выводу, с тем чтобы способствовать адекватному восприятию младшими школьниками произведений патриотической направленности.

Одним из средств решения задачи воспитания патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения являются творческие работы учащихся. Формы их представления могут быть различными: от сочинения-миниатюры, этюда, пейзажной зарисовки до сочинения-эссе и сочинения-рассуждения по прочитанным литературным произведениям. Особое место занимают творческие работы учащихся на основе иллюстраций к прочитанному произведению, сочинения на основе пословиц и поговорок или по опорным словам и терминам патриотического содержания.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме патриотического воспитания младших школьников показал, что основными понятиями патриотической направленности являются взаимозаменяемые понятия «патриотизм» и «патриотическое чувство», которые рассматриваются как основополагающие понятия становления личности младшего школьника в целом.

Анализ историко-философского аспекта патриотических чувств дает основание рассматривать патриотизм как общественно-историческое явление, обусловленное социально-политическими, экономическими характеристиками конкретного общества и наличием «естественных» основ, отражающих привязанность человека к родным местам. Ключевыми понятиями в данном случае являются Родина и Отечество, соответственно составляющие инвариантную и вариативную характеристики данного явления.

И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как «взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения гражданина своего Отечества» [3, с. 123]. Патриотические чувства определяются не только как любовь к Родине, но и как активный труд на её благо, умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность к родным местам, стремление к укреплению достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, уважение обычаев и

культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

По мнению Г.И. Ефремовой, патриотизм «сложное явление, неотъемлемая часть социально-нравственной направленности личности» [1, с. 17]. Это обусловлено следующим. Во-первых, выделение в структуре патриотизма ключевых понятий - Родина, Отечество, патриот — предполагает включение в содержание патриотизма таких составляющих, как любовь к Родине, верность Отечеству и служение ему. Это, в свою очередь, определяет сочетание положительного эмоционального отношения к родной земле и к своей стране. Во-вторых, любовь к родным местам, к родному языку, уважение к своему народу, к его обычаям и традициям относятся к нравственным чувствам, характеризующим переживания человека на основе соотнесения поступков людей с моральными нормами.

Для младшего школьника Родина - это единое многонациональное государство, люди, населяющие родную страну; но это и родина - то место, где каждый из нас родился и вырос, где живут наши родные и друзья, где находится школа, учителя, одноклассники, окружает родная природа.

Для формирования чувства патриотизма в образовательной системе школы необходимо знать не только его сущность и содержание, но и внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И.Ф. Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектульный, эмоционально-чувственный, деятельностный, волевой и рефлексивно-оценочный.

Уроки литературного чтения не только способствуют развитию всех названных компонентов, но и в большей степени, чем другие школьные дисциплины, способны воздействовать на эмоционально-чувственную сферу ребенка младшего школьного возраста.

Потребностно-мотивационный компонент патриотизма формируется, прежде всего, в процессе обучения с помощью разнообразных форм работы на основе идей и сюжетов художественной литературы.

Когнитивно-интеллектуальный компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах деятельности детей: в беседах, сообщениях на патриотическую тему, проведении литературно-музыкальных гостиных и т.д.

Эмоционально-чувственный компонент состоит из формирования у детей патриотических чувств, взглядов и убеждений. Важно, чтобы полученные знания учащихся о патриотизме приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Необходимо, чтобы задания при работе над художественным текстом включали элементы дискуссий, в результате чего складывается собственная позиция школьника.

Поведенческий (деятельностный) и волевой компоненты - это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Богатство национальной художественной литературы позволяет создать благоприятный фон для этого.

Рефлексивно-оценочный компонент направлен на осознание пройденного материала, на сбор в общую копилку понятого, замеченного, обдуманного. Его цель выстроить смысловую цепочку, зафиксировать результат.

Дети 6,5-11 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Специалисты называют этот возраст "библиотечным" - за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство некоторых детей в поиске понравившейся книги.

Стоит отметить, что для воспитания патриотических чувств можно использовать детскую литературу по темам: «О Родине, ее красоте и величии», «О подвиге русского народа во времена войны», «Великие русские писатели», «Жить по совести, любя друг друга» и др. - во всём её жанровом разнообразии.

По мнению Т.М. Масловой, младший школьник овладевает нравственно-патриотическими представлениями, «подражая конкретным образцам» [2, с. 12], поэтому необходимо точно продумать работу над произведением, чтобы вызвать эмоциональный отклик в душе ребёнка.

Сочинение - миниатюра является распространённой формой написания сочинений. На данном этапе

выбор этой формы оправдан: подготовительная работа занимает значительно меньше времени; длительные наблюдения не нужны, беседа короткая; план составляется в устной форме, меньше времени уделяется подготовке устного текста.

Систематическая работа по написанию сочинений-миниатюр в различных поджанровых проявлениях способствует непрерывности в развитии связной речи обучающихся, повышает самостоятельность, развивает литературно-творческие способности младших школьников.

Педагогу следует методически грамотно продумать структуру урока, так как литературное развитие ребёнка связано с формированием полноценного восприятия художественного текста. Здесь следует учитывать восприятие средств художественной выразительности языка, видение авторской позиции, понимание идеи и сюжетной линии, роли героев в осмыслении содержания и эмоционально-ценностных характеристик читаемого произведения, а также собственно развитие творческих способностей учащихся.

Целью опытно-экспериментального исследования, организованного в 4-х классах МБОУ «Аскизская СОШ» п. Аскиз Республики Хакасия, явилось внедрение в практику обучения педагогических условий, при которых использование творческих работ на уроках литературного чтения в учебном процессе способствует эффективному воспитанию патриотических чувств младших школьников.

Комплексно-диагностическое обследование учащихся на основе методик Т.М. Масловой и М.П. Воюшиной по основным критериям и показателям воспитанности патриотических чувств выявило уровневые различия школьников по каждому из компонентов, составляющих суть патриотических понятий.

Особое место в системе диагностики было отведено выявлению уровня восприятия младшими школьниками литературно-художественного произведения патриотической направленности (А. Приставкин «Портрет отца») и уровня актуального развития обучающихся на основе вопросов, которые учащиеся составляли самостоятельно по тексту прочитанного произведения (А.Снаткин «Куликовская битва»).

Необходимость проведения дополнительной целенаправленной педагогической работы по воспитанию патриотических чувств младших школьников способствала обоснованию системы творческих работ на уроках литературного чтения по прочитанным литературным произведениям.

Основные положения экспериментального исследования были сформулированы следующим образом:

1. Творческие работы не должны носить разовый и формальный характер.

2. Процесс формирования патриотических чувств посредством творческих работ по художественным произведениям на уроках литературного чтения должен соответствовать возрастным особенностям обучающихся.

3. Оценивая детское творчество, учитель должен быть предельно деликатным, бережно относиться к восприятию мира маленькими авторами.

Общая программная направленность экспериментальной работы определялась тематическим планом изучения литературных произведений:

- В. Торосов «Гимн Хакасии» - сочинение-миниатюра "Что я знаю о государственной символике своей страны, республики»;

- Н. Кончаловская «Слово о побоище Ледовом» - сочинение по опорным словам и терминам патриотического содержания;

- Ф. Семеновский «Фронтовое детство» - сочинение-рассуждение «Можно ли детей войны назвать маленькими героями?»;

- Проект «Нам не нужна война» - сочинение по прочитанному произведению (отзыв о прочитанной книге).

Формирующий эксперимент способствовал значительному повышению уровня воспитанности патриотических чувств у обучающихся экспериментального класса. Это является ярким доказательством правомерности исследовательской гипотезы, основанной на возможности и необходимости проведения рефлексивных творческих работ учащихся по прочитанным произведениям патриотической направленности. Письменно обосновывая своё мнение, обучающиеся глубже познают свой внутренний мир, осознают себя частью большой и малой Родины, родной земли, своего народа.

Список использованной литературы:

1. Ефремова, Г.И. Патриотическое воспитание школьников./ Ефремова Г.И//Воспитание школьников. -2005. - № 8. - С.17.

2. Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников/ Т.М. Маслова// Начальная школа. -2007. - № 4. С. 11-12

3. Харламов,И.Ф. Педагогика./ И.Ф. Харламов. - М.: Педагогика, 1999. - 520с.

© Аникина Е.В., Козлова М.М.,2016

УДК 378.14

С.П. Безроднова

студентка РГСУ г. Москва, РФ

PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS BY MEANS OF TRACK AND FIELDS

ATHLETICS AND SWIMMING

Summary

The article considers the system of self-study students physical education through athletics and swimming

Keywords

Physical education of students, athletics, swimming.

Nowadays pace of civilization development make life better for people but at the same time reduce their physical activity, which in conjunction with a bad environment causes essential harm to human body. The number of diseases has gone up because of decrease in immunity, the diseases of old age spilled over to younger people and as a consequence - the reduction in life expectancy.

A decreased physical activity is one of the most negative factors that militate against the normal productive human activity. Preservation and recruitment of students' health, formation of their need for physical improvement and healthy lifestyle is one of the main concerns of all types of educational institutions [1, p. 90]. The process of physical education at the university, as well as the whole educational process, is regulated and provided by federal documents (the order of the Ministry of Education of the Russian Federation of 1 December 1999 № 1025 approximate training program, the state educational standard).

It provides the background for recruitment of students' health, improvement of physical education quality at the universities. For the effective physical education in the country is educational institutions are required: modern physical education program using the latest technologies, forms and methods of physical-sports practices in universities [2, p. 95]. Drawing up the program on track and fields (walking, running) you can vary the ways in which the student body adapts to different speeds and running surfaces. Not only the human body react negatively on multiple repetitive strain; but in such circumstances, fail even mechanisms.

If you follow the recommendations, the body can be optimally adapted to the requirements of racing, which will reach its full potential [3, p. 105]. To achieve a better technology in swimming, you should work for its effectiveness. And although the right technique - is the foundation of good swimming, it is often difficult to detect the problem by simply twisting the mileage in the pool. The mistakes while making a stroke can slow the progress of the swimmer, and even cause injury if such an experience is practiced for a long time.

That is why swimming exercises have become a fundamental part of training at all levels of swimming education. Regular fulfillment and practice of the exercises is a major student-swimmer tool in developing better stroke technique. Getting special exercises for multiple repetition, as well as direct comments on the results, the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.