ББК 74.200
Л. Ф. Харисова
Патриотические идеи Мустая Карима в школьной системе воспитания
L. F. Kharisova
Mustai Karim’s Patriotic Ideas in Secondary School Education
Рассматриваются пути совершенствования патриотического воспитания школьников на основе изучения творчества Мустая Карима, народного поэта Башкортостана. Выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие эффективному осуществлению патриотического воспитания учащихся на патриотических ценностях произведений М. Карима. Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, школьная система, воспитательная работа, литература, педагог.
DOI 10.14258/izvasu(2013)2.2-07
The article deals with the ways of pupil’s patriotic education improvement on the base of analysis of Mustai Karim’s works. The author discovered and explained pedagogical conditions promoting effective patriotic education of pupils based on patriotic values of M. Karim’s works.
Key words, patriotism, patriotic education, school system, educational work, literature, teacher.
История развития педагогической теории и практики на протяжении длительного периода показывает, что содержание формирования определенной совокупности необходимых для полнокровных социально ценных качеств личности постоянно менялось, следуя за изменениями в общественных воззрениях, содержании воспитания и образования и будучи обусловлено преобладанием того или иного подхода к воспитательному процессу.
Несмотря на извечное стремление человечества подчинить развитие и формирование личности воспитанию, сегодня наблюдается целый ряд тенденций, оказывающих противоречивое влияние на ход и результативность процесса вхождения в жизнь подрастающих поколений. Среди них видим:
— преобладание спонтанных воздействий на личность школьника вследствие постоянного изменения среды;
— постоянное падение престижа образования и образованности в обществе, приводящее к скептическому отношению к институтам образования и воспитания со стороны юношей и девушек;
— смещения в приоритетах и стереотипах поведения в сторону игнорирования традиционных;
— неопределенность в границах ценного и неумение использовать в условиях интернационально -сти школы прогрессивных идей этнопедагогики и этнопсихологии;
— семья перестает быть примером воспитания ребенка, а ее члены — источником вдохновения и идеала для маленьких членов этой ячейки общества.
Результаты не замедлили сказаться в воспитательной работе: это и правовой нигилизм, и крайние формы индивидуализма. Влияние на формирование патриотических качеств данного фактора особенно сильно, так как следование идеалам, образцам поведения таких личностей, как Мустай Карим, — один из самых эффективных путей становления человека.
Почти все, что вышло из-под пера М. Карима, созвучно с историей, отдаленной от нас многими веками, и историей современной. Творчество поэта возвышает исторические явления до уровня художественного обобщения, где есть правдивое воссоздание исторических явлений, будь то характерные конфликты той или иной эпохи, социальные отношения, верования и бытовые нормы, отмеченные печатью существования в течение длительного времени. Мустай Карим на протяжении всей счастливой творческой жизни подчеркивал важность воспитания молодежи в моральном климате памяти семейной, памяти народной, памяти культурной, памяти исторической. Уважение к жизни наших предков, к их трудовым и боевым традициям, к их орудиям труда, обычаям, в том числе их песням и развлечениям, а также почтение к могилам предков — все это дорого нам. И подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, его отношение к предкам и близким, к родным и друзьям — старым друзьям, т. е. наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, так и историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ.
Дела и свершения поколения М. Карима жили в памяти писателя и служат примером для молодежи. Те, кто был рядом с М. Каримом в годы великих испытаний, оживают в его воспоминаниях и произведениях.
Достижения отживших поколений — их борьба идей, их подвиги, мысли и теории, трагедии на пути к этим подвигам — все это не умирает, а продолжает свою жизнь в поколениях грядущих. В произведениях М. Карима этому мы находим немало свидетельств. В повести «Таганок» в словах бабушки Нагимы заключен нравственный урок: «Когда погибает батыр, — говорит она внуку, — сыну остается меч» [1, с. 418].
Мустай Карим утверждает: «Пришел к такой интересной мысли: учебники по истории, исторические исследования нас будто отдаляют от исторических личностей, а художественные произведения, где отражаются давно минувшие времена, нас приближают к тем историческим событиям и личностям. В тех сочинениях говорится „было“, а в этих говорится „есть“. Художественное произведение о минувшем возвращает происходящее в нем к нашим дням. Мы не только слышим, но и видим саму Историю» [2, с. 124].
Явление патриотизма произошло из необходимости развивать и защищать обособленные государства. Это формирование привязанности людей к родной земле, языку, традициям.
В наше время понимание сути патриотизма и необходимости его развития в обществе также неоднозначно: 22,6 % опрошенных нами школьников против патриотического воспитания своих детей [3, с. 14].
Молодые люди сегодня так понимают патриотизм. Приведем пять наиболее популярных мнений.
1. 42% опрошенных, и это самый популярный ответ, считают, что патриотизм предполагает учебу и труд с максимальными усилиями, чтобы в будущем принести пользу Родине, потрудиться на ее возрождение и расцвет. Однако другие исследования, проведенные среди старшеклассников, показывают, что Россия сегодня не представляется молодым людям удобным для проживания местом. Около 45% хотели бы покинуть Россию после окончания вуза: 33% — в поисках лучшей жизни, 31% — из-за значительных возможностей в самореализации, представляемых за границей специалистам, и только 18 % не смогли четко сформулировать почему. Почти все желающие выехать учатся на «4» и «5», три четверти из них — юноши. Из тех, кто сомневается в том, надо ли уезжать из России, 5% «не уверены в своих знаниях», 26 % «патриотичны», и около 30 % «привязаны к своим близким, друзьям». Только 24 % хотели бы на чужбине «накопить денег и вернуться».
2. Второе место по популярности заняло такое определение патриотизма: «необходимость проявлять активную жизненную позицию, принести пользу Родине, чтоб было чем гордиться» — так ответили 21% опрошенных.
В последние годы наметилась явная тенденция к увеличению числа молодых людей, озабоченных собственными перспективами личностного и профессионального роста, настроенных на позитивную стратегию собственной жизни.
Конкретных же достижений, которыми можно гордиться в России, молодые люди назвать не смогли: 25% опрошенных считают, что России гордиться нечем, 18% гордятся президентом, только 4% опрошенных гордятся национальной культурой.
3. 12% опрошенных считают, что патриот — это тот, кто имеет четкую гражданственную и политическую позицию.
При этом 14% молодых людей, принявших участие в опросе, не доверяют российским законам, никому не верят — ни государству, ни родителям, ни друзьям, ни даже себе.
4. 8% респондентов приписывают патриоту долг защищать рубежи России.
В целом отношение опрошенных к армии и всеобщей воинской обязанности позитивно, однако более 34% выступают против всеобщей воинской обязанности.
5. И еще один интересный факт: 7% опрошенных отнесли к патриотизму стремление равняться на героев и пополнить их ряды.
Патриотическое воспитание — составная часть образовательного процесса. Указывая на это, Мустай Карим справедливо замечал: «Мы — дети истории, матери-Родины дети. Мать ребенка своего ласкает, временами наказывает. Бессовестные, бессердечные дети помнят только суровость матери, а дети совестливые, благодарные помнят ласку и заботу. По-разному относилась к нам Мать-История, и Родина тоже не всегда ласкала, но останемся же благодарными к ней. Не уподобимся тем неблагодарным детям, что швыряют в нее камни, не погрязнем в язычестве» [4, с. 212].
В ходе исследования мы обратились к теме, которая всегда волновала Мустая Карима: о роли литературы в воспитании патриота.
Слово о воинской доблести предков в отечественной литературе всегда было словом о воинах-защитниках, воинах-освободителях. Русская поэзия — от древнейших исторических песен, былин, сказаний до наших времен — не знает ни темы завоевания, захвата, расправы, ни похвальбы и угроз. И это не литературный этикет, это традиция, т. е. отражение в художественном слове реального исторического и нравственного опыта народа, его ми-роотношения.
Не вдаваясь в проблему школьной программы по литературе, которая заслуживает специального исследования, мы не могли пройти мимо одной ситуации, сложившейся в современной России и имеющей огромное значение в становлении личности патриота.
Чтение для ума должно стать непрерывной функцией, как биение сердца для организма. Но проблема чтения в наше время просто-таки тупиковая. В прежние годы ребенок при вступлении в сознательную жизнь, читая или слушая книжку, в своем уме проигрывал сюжет. Дети ведь мыслят образами. Теперь же они вступают в жизнь, уставившись в экран телевизора, где мелькают уже готовые образы. Так что ребенку самому ничего придумывать не надо. Выходит, что уже в раннем детстве у детей «запускается» стоп-мышление. А потом наступает расплата: ребенку дают в руки книжку и говорят: «Читай — это полезно и интересно!». Он открывает ее, а там буквы — черные, скучные, неживые. Разве такой ребенок променяет телеэкран на книгу?
Мы предлагаем следующие меры, которые будут способствовать привитию детям любви к чтению.
Во-первых, детей нужно учить чтению с еще большим упорством, чем их обучают сегодня компьютеру. Ведь уметь читать — это не только уметь складывать буквы, но и «переплавлять» прочитанное в собственные мысли.
Во-вторых, нужно ограничить доступ детей к ТВ и Интернету. Пользование ими должно быть наградой ребенку, как лакомство, как десерт.
В-третьих, мы должны понять, что одна из главных причин равнодушия детей к книге — нечитающие взрослые. По данным центра Левады, сегодня 37% россиян не читают ничего вообще, регулярно же читают книги лишь 23% респондентов — менее четверти [5, с. 12].
В-четвертых, чтением важно уметь заинтересовать, и прежде всего чтением классической литературы. Чтение необходимо не просто для мысли, но и для спасения молодежи от скуки, апатии, пустоты бытия, самоубийств, наконец. В широком смысле книга сегодня — важнейшее средство воспитания и самовоспитания молодежи.
Общегосударственный подход к проблемам патриотического воспитания задает основные аспекты деятельности в этом направлении всех субъектов Российской Федерации. Республика Башкортостан может стать моделью воплощения идей патриотизма в системе социального воспитания.
По своему полиэтническому составу она подобна России в целом. Башкирский народ, как и российский, представляет собой общность особого типа, предполагающую единство в многообразии и характеризующуюся рядом основополагающих признаков:
— это историческая общность, возникшая не века, а тысячелетия назад;
— это не этническое, а социально-культурное образование;
— это единый сплоченный народ со своей национальной идеей, чувством патриотизма, морально-этическим кодексом;
— это народ — носитель евразийского образа мыслей и евразийских духовно-эстетических признаков и поведенческих стереотипов;
— это народ — носитель русского языка как средства межнационального общения.
Понимание специфики башкирского народа позволяет определить такой феномен, как «башкирский патриотизм». Он включает в себя любовь к родному этносу, к Башкортостану, к России. Фундаментом патриотического воспитания является национальнокультурная идентификация личности, осознание своей принадлежности к определенной культуре. В силу исторических особенностей для башкира одинаково важным является освоение и творческое развитие двух культурных традиций — национальной и общероссийской. Их интеграция происходит естественно и является обязательным условием успешной социализации.
При изучении русской литературы в русской школе чувство любви к Родине входит в мир чувств русских учащихся незаметно и ненавязчиво, через любовь к родной природе в лирике прекрасных поэтов: А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, Ф. Тютчева, С. Есенина, через гоголевский образ России — «птицы-тройки», боль Н. Некрасова, смятение и надрыв позднего С. Есенина, через блоковский образ России — «степной кобылицы» и т. д.
В башкирской школе дело обстоит иначе. Воспитание патриотического чувства у нерусских учащихся при изучении русской литературы — процесс достаточно сложный, который требует особенно тактичного подхода. Любовь к России, русской культуре, обычаям, традициям русского народа, которыми проникнуты все изучаемые в национальной школе произведения русской литературы, должны естественно сопрягаться с патриотическим чувством принадлежности к своему народу, своей культуре.
Если патриотическое чувство нерусских учащихся воспитывается на материале произведений русских писателей и поэтов, воспевающих Россию, красоту ее необъятных просторов, ее лугов и лесов, полей и степей, то обязательна опора на типологически сходные произведения родной литературы, в которых то же чувство любви к родине дано на материале родного для учащихся края. Любовь к малой родине воспитывается главным образом при изучении родной литературы, любовь к большой родине — при изучении русской литерату-
ры. Поэтому для воспитания чувства патриотизма у учащихся национальной школы эффективной является опора на принцип «диалога русской и родной литературы (культуры)», который помогает учащимся национальной школы, с одной стороны, освоить мир родной культуры, с другой — войти в иной национальный мир русской литературы и культуры. Например, лирика Н. Рубцова, посвященная воспеванию «тихой» малой родины поэта, у русских учащихся естественно формирует чувство любви и к малой родине поэта, и к угадываемой за ней большой родине — России. При изучении лирики Н. Рубцова в национальной школе такого естественного перетекания любви от «малой родины» поэта к «большой родине» может и не произойти. Неброские картины русской природы, реалии русской деревни, которые воспевает Н. Рубцов, могут не найти отклика в душе башкирских учащихся. Необходимо их сопряжение с типологически сходными деталями в произведениях родной литературы. В школе Республики Башкортостан целесообразно сопоставление образов малой родины
Н. Рубцова и М. Карима, который в своих произведениях воспевает башкирскую природу, башкирскую деревню. Учащиеся башкирской школы эмоционально сильнее откликнутся на образ «тихой родины» Н. Рубцова при сопоставлении его с образом малой родины в творчестве родного поэта, почувствуют сходство образов в их творчестве. Сопоставление произведений русской литературы с родной, национальной, углубляет патриотическое чувство нерусских учащихся, помогает им осознать свой край, свой народ, свой язык в большой семье народов нашей страны. Тогда от любви к малой родине учащиеся национальной школы смогут прийти к осознанию себя патриотами большой родины — многонационального Российского государства, где межэтнические отношения строятся на основе равноправия всех народов, населяющих страну, сопричастности их друг другу и уважительного отношения к любому, самому малочисленному народу. Так формируется у башкирских учащихся не столько чувство национального самосознания, но и патриотическое чувство принадлежности к общему для всех Российскому государству.
В ходе нашей опытно-экспериментальной работы определились педагогические условия обеспечения социально-нравственной устойчивости в процессе подготовки школьников к жизни. Ведущими направлениями при этом должны быть:
— воспитание на культурных и трудовых традициях народа;
— проведение дискуссий, анализ проблемных ситуаций, связанных как с позитивными, так и с негативными явлениями реальной действительности;
— включение учащихся в различные виды созидательной деятельности, отвечающей их наклонностям и способностям и позволяющей формировать опыт сотрудничества, делового взаимодействия, культуры межличностных отношений.
Правомерность такого подхода оправдана, так как человек, соответствующий каким-либо идеалам высокого порядка, безусловно, должен обладать такими качествами. На сегодняшний день, когда особо остро ощущается дефицит нравственности, а традиционные формы и методы работы школы не могут привести к желаемым результатам, необходимо решить, на наш взгляд, две взаимосвязанные задачи. Во-первых, необходимо пересмотреть или изменить теоретико-методологические подходы к общим проблемам воспитания. Во-вторых, попытаться осознать имеющийся опыт, раскрыть перспективы и найти новые формы работы. В этом ряду во главу угла ставится проблема цели процесса воспитания. Очевидно, что любая наука не может существовать без определения стратегических и тактических целей. Поиски таких целей могут привести иногда совершенно к неожиданным результатам, к взаимоисключающим идеям, хотя и здесь возможен определенный разброс мнений. При этом допускается, что не все целевые установки могут быть конкретными и увлекательными. В этой связи формирование патриота, патриотических качеств как возможная цель воспитания в процессе изучения творчества М. Карима имеет ряд преимуществ по следующим причинам:
— патриотическое воспитание, по Мустаю Кариму, имеет исторические корни. Несмотря на колебания идеологического порядка, проблема формирования патриота остается относительно стабильной в любом государстве. Более того, многие формы воспитательной работы, связанные с формированием патриота, которого характеризует совокупность общественно значимых целей, уже возвращаются в практику, трансформируются в более конкретные виды работы в новых условиях;
— идея патриотизма, социальной значимости патриотических качеств остается, как утверждал Мустай Карим, одной из основополагающих для любого государства, она вливается в основу международного сообщества, так как людей объединяет не только любовь к своей стране, но и общечеловеческие и общегражданские ценности;
— идею патриотизма М. Карим воспринимал как национальное понятие, так как в мире практически нет государств со стопроцентным мононациональным населением. Все это говорит о том, что понятие «патриот» в этом случае, как утверждал М. Карим, выступает своего рода цементирующей силой, гарантом единства и силы государства, показателем защищенности самой личности.
Библиографический список
1. Карим М. Собрание сочинений : в 3 т. Т. 3 : Долгое-долгое детство : повесть ; Притча о трех братьях ; Статьи, воспоминания, беседы. — М., 1983.
2. Валеев И. И. Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников (на материале Республики Башкортостан) : дис. ... д-ра пед. наук. — М., 1998.
3. Павлов И. В., Павлов В. И. Патриотическое воспитание молодежи как социальная и педагогическая про-
блема // Патриотическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы : сборник научных статей. — Чебоксары, 2009.
4. Ахияров К. Ш., Якупов К. А. Мустай Карим — поэт, педагог, патриот. — Уфа, 2008.
5. Бондаренко Н., Борзова О. Утомленные чтением // Советская Россия. — 2010. — 8 июля.