Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / налоговая политика / бюджет / налог / собираемость налогов / налоговые каникулы / налоговые льготы

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О А. Левшукова, В И. Баштовая, Е С. Фетисова

В статье проведен анализ развития налоговой системы РФ в целях экономической безопасности, проанализированы риски, возникающие в отношении экономической безопасности РФ в современных условиях, и возможности их преодоления в сфере налоговой политики, внедрения мер налоговой поддержки для поддержки бизнеса, в т.ч., в сфере импортозамещения и информационных технологий: рассмотрены особенности функционирования налоговой системы для осуществления сбора налоговых платежей в бюджеты государства как неотъемлемой части эффективной социально-экономической политики, проведен анализ собираемости налогов и их динамики; основные показатели налоговой системы; исполнения федерального бюджета; динамика уровня поступлений в бюджетную систему РФ; проанализированы меры налоговой поддержки бизнеса в целях повышения уровня собираемости налогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF INDICATORS OF THE TAX SYSTEM IN ORDER TO ENSURE THE ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN MODERN CONDITIONS

The article analyzes the development of the tax system of the Russian Federation for economic security, analyzes the risks arising in relation to the economic security of the Russian Federation in modern conditions, and the possibilities of overcoming them in the field of tax policy, the introduction of tax support measures to support business, including in the field of import substitution and information technology: the features of the functioning of the tax systems for collecting tax payments to state budgets as an integral part of an effective socio-economic policy, The analysis of tax collection and their dynamics is carried out; the main indicators of the tax system; federal budget execution; dynamics of the level of revenues to the budget system of the Russian Federation; measures of tax support for business in order to increase the level of tax collection are analyzed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

EDN: MZYADR

О.А. Левшукова - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

O.A. Levshukova - candidate of economics, associate professor of the Department of Finance, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

В.И. Баштовая - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

V.I. Bashtovaya - student of Economic Faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

Е.С. Фетисова - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,[email protected],

E.S. Fetisova - student of Economic Faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ANALYSIS OF INDICATORS OF THE TAX SYSTEM IN ORDER TO ENSURE THE ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN MODERN CONDITIONS

Аннотация. В статье проведен анализ развития налоговой системы РФ в целях экономической безопасности, проанализированы риски, возникающие в отношении экономической безопасности РФ в современных условиях, и возможности их преодоления в сфере налоговой политики, внедрения мер налоговой поддержки для поддержки бизнеса, в т.ч., в сфере импортозамещения и информационных технологий: рассмотрены особенности функционирования налоговой системы для осуществления сбора налоговых платежей в бюджеты государства как неотъемлемой части эффективной социально-экономической политики, проведен анализ собираемости налогов и их динамики; основные показатели налоговой системы; исполнения федерального бюджета; динамика уровня поступлений в бюджетную систему РФ; проанализированы меры налоговой поддержки бизнеса в целях повышения уровня собираемости налогов.

Abstract. The article analyzes the development of the tax system of the Russian Federation for economic security, analyzes the risks arising in relation to the economic security of the Russian Federation in modern conditions, and the possibilities of overcoming them in the field of tax policy, the introduction of tax support measures to support business, including in the field of import substitution and information technology: the features of the functioning of the tax systems for collecting tax payments to state budgets as an integral part of an effective socio-economic policy, The analysis of tax collection and their dynamics is carried out; the main indicators of the tax system; federal budget execution; dynamics of the level of revenues to the budget system of the Russian Federation; measures of tax support for business in order to increase the level of tax collection are analyzed.

Ключевые слова: экономическая безопасность, налоговая политика, бюджет, налог, собираемость налогов, налоговые каникулы, налоговые льготы.

Keywords: economic security, tax policy, budget, tax, tax collection, tax holidays, tax benefits.

Актуальность исследования обусловлена тем, что экономическая безопасность в современных условиях внешнеэкономического давления определяется как базовое направление национальной безопасности, которое обеспечивает стабильное и устойчивое развитие экономической системы. Изучение различных аспектов формирования экономической безопасности представляет особую научно-практическую значимость. Особенную актуальность приобретает научный анализ основных направлений налоговой политики, направленных на снижение и дозирование налоговой нагрузки в зависимости от

увеличения внешнеэкономического давления, которое может создавать дополнительные риски. Проблемное поле исследования определяется важностью анализа показателей налоговой системы и расчета налоговой нагрузки для обеспечения экономической безопасности.

Целью исследования является анализ показателей налоговой системы России и механизма мер налоговой поддержки в целях определения снятия экономических рисков и создания устойчивого состояния экономической системы.

Материалами исследования стали нормативно-правовые акты налоговой сферы, аналитические данные о текущей ситуации экономического развития, прежде всего, в сфере создания и воздействия внешнеэкономических санкций на экономику, материалы о налоговых поступлениях, материалы научных и аналитических исследований.

Экономическая безопасность - это обеспечение снижения влияния угроз и нивелирование рисков, которые могут оказать негативное воздействие на стабильное и опережающее развитие национальной экономической системы в целом и субъектов бизнеса в частности: недопущение снижения уровня производства, банкротства, снижения уровня налогооблагаемой базы, инвестиционной активности, деятельности финансовых рынков, увеличения инфляции, снижения уровня доходов населения и др. В системе экономической безопасности действуют государственные институты-регуляторы в виде органов исполнительной власти, федеральных агентств, Центробанка России, Федеральной налоговой службы и др. Задачи данных служб в сфере экономической безопасности заключаются в создании защитных мер по корректировке экономической нагрузки на субъекты бизнеса при усиления внешнеэкономического давления и обстоятельств непреодолимого характера (например, локдаун в период пандемии) [8].

Современные условия создают следующие риски для экономической безопасности, обусловленные прежде всего беспрецедентными санкциями в отношении российской экономики (рисунок 1).

Как следует из рисунка 1, основными рисками экономической безопасности становятся риски, обусловленные действиями внешнеэкономических санкций. Санкции против российской экономики приводят к нарушению производственных, финансовых и торговых взаимоотношений, производственных цепочек, поставок энергоносителей, от которых зависит европейская экономика.

риски, возникающие в от ношении экономической безопасности РФ в современных условиях

хл

нарушение экономического взаимодействия с

иностранными партнерами, уход с россйского рынка ряда иностранных предприятий

ограничение действия международных

платежных систем, санкции в отношении российской банковской системы

ограничения логистических маршрутов по территориям государств, поддерживающих санкции

ограничения

действия российского финансового рынка на международном уровне, отток инвестиционного капитала

Рисунок 1 - Риски, возникающие в отношении экономической безопасности РФ

в современных условиях

На настоящий момент против нашей страны введено 15 906 санкций, большинство из которых оказывает негативное влияние и на экономические системы стран-инициаторов. На рисунке 2 представлено процентное соотношение количества санкций от различных государств [3].

Санкции в отношении российских физических и юридических лиц по госузарствам-инициаторам

30,00%

25.00%

25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5.00% 0.00%

19,00%

1111 I

' Европа Швейцария Канада Яиония Австрали

■ % 25.00%

Рисунок 2 - Санкции в отношении российских физических и юридических лиц по государствам-инициаторам

Как следует из диаграммы 1, наибольшее количество санкций по государствам-инициаторам приходится на США (25 %) и Великобританию (19 %), которые используют меры экономического давления и ограничения для достижения собственных политических и экономических целей.

Санкции увеличивают затраты предприятий на выпуск продукции, транспортные расходы, взаимодействия с иностранными партнерами, заставляют искать внутренние ресурсы на продолжение инвестиционных проектов. В связи с этим стратегическая цель государства в сфере экономической безопасности - снизить единовременную нагрузку на экономическую деятельность предприятий и реализовать систему защитных мер по отражению и преодолению внешних и внутренних угроз и рисков, что обеспечит устойчивость деятельности предприятий [3].

Налоговая политика России направлена на то, чтобы снизить единовременную нагрузку на предприятия, обеспечить собираемость и своевременность уплаты налогов и обеспечить налогами - бюджет страны. В целом, налоговая система РФ является одной из самых прогрессивных в мире и выступает как инструмент формирования бюджета и регулирования налоговой нагрузки на физических и юридических лиц.

Налоговая система имеет следующую структуру (рисунок 3) [9].

Структура элементов налоговой системы России

обеспечение поступления налогов -обязательных индивидуальных безвозмездных платежей,обязательных для выплаты физическими и юридическими лицами из собственных финансовых средств в целях финансового обеспечения бюджета государства и (или) муниципалитета

страховые взносы и сборы - это обязательные взносы

с юридических и физических лиц, дающих право на ведение определенного вида деятельности или исполнения юридически значимых действий в определенной сфере

субъекты обложения налогами и сборами: налогоплательщики

(юридическиеи физические лица) и н ал о говые а гейты, обязанные выплачивать налоги и сборы

государственные органы власти в сфере налоговой политики и формирования бюджета Министерство финансов РФ. Федеральная налоговая служба РФ

Рисунок 3 - Структура элементов налоговой системы России

Как следует из рисунка 3, структура налоговой системы включает в себя налоги, страховые взносы и сборы, дающие право на ведение лицензированной деятельностью, субъекты налогообложения и сборов, органы налоговой системы.

Под налоговой системой РФ понимается комплекс всех налогов и сборов, установленных в России, и администраторов (операторов) налогов и сборов и их плательщиков. В целях системного функционирования налоговой системы определены принципы налоговой политики: единство (реализация на всей территории страны), реальность (реализация в соответствии с реальной экономической ситуацией), системность (комплексный подход на основе решения государственных стратегических задач социально -экономического развития), государственное регулирование (налоговое законодательство принимается на федеральном уровне) [9].

Основные функции налоговой системы представлены на рисунке 4 [9].

функции налоговой системы

осуществление налоговых сборов п обеспечение уровней бюджета регу.тпронанве развития бизнеса и стимулирование иннестиций социальная: развитие территорий, стимулирование занятости надторная: контроль количества и сроков уплаты налогов

Рисунок 4 - Функции налоговой системы

В России установлена на настоящий момент три уровня налоговой системы: федеральный, региональный, муниципальный [5]. Каждый из указанных уровней обеспечивается определенными видами налогов, что составляет бюджет каждого уровня. Так налоговая система обеспечивает стабильность бюджетной системы как основы реализации социально-экономической политики государства и обеспечения социальной направленности бюджета.

В целом, уровень налоговых сборов в РФ остается на стабильно высоком уровне и увеличивается ежегодно (рисунок 5) [7].

Рисунок 5 - Динамика количества налогов в консолидированные бюджеты России, 2021-2023 гг. К показателям налоговой системы относятся следующие показатели (рисунок 6) [9].

основные покагагелн натокнюн системы

Л

11:1.1М«н:ш н:п |1у 1К'а, lluKiuit.lL рассчв|ывас1сн и« формул«: НН =(СнО> I СВг) * 100%, где ИЛ — на. ни иная н*Г|)ужя,

и %, СнО| — суммы 113.1....... м «Боров,

наступивши« и бюджеты всех уровней бюджетной системы, СВг — величина выручки (бег IIЛ и акниговК отраженна» в Сух]-алторской отчетности хозяйствующих субъектов.

Показатель собираемости иалоюи. Показатель рассчитывается ни формуле: Угн = {II / Н) * 100%, те и — фактические налоюные поступлении >а отчетный финансовый юл. Н —сумма налоюных обязательств и отчетно» финансовом толу.

Рисунок 6 - Основные показатели налоговой системы

Из информации, представленной на рисунке 6, следует, что основными показателями налоговой системы являются налоговая нагрузка и показатель собираемости налогов. Данные показатели показывают уровень эффективности налоговой системы.

В связи с увеличенной нагрузкой на бизнес в результате санкций и ограничений, связанных с пандемией коронавируса, налоговая нагрузка оказалась непосильной для значительного количества субъектов бизнеса вынужденных ограничить или трансформировать свою деятельность, что потребовало повышения уровня финансирования основной деятельности. В целях недопущения увеличения количества недобросовестных налогоплательщиков на уровне государства было принято решение о введении налоговых льгот для субъектов бизнеса, пострадавших от санкций и пандемии ковид, повлекших за собой повышение остановку торговли, трансформа-

цию и изменение структуры спроса, рост цен [4]. Основная цель налоговых льгот: меры поддержки бизнеса со стороны государства, которые уменьшают налоговую нагрузку на бизнес, создают условия для стабильного развития, сохранения уровня производства и рабочих мест, дальнейшей диверсификации бизнеса и реализации инвестиционных проектов [8].

Можно выделить следующие виды налоговой поддержки бизнеса со стороны государства:

- налоговые каникулы и налоговые льготы;

- изменение ставки налогообложения;

- продление сроков налоговой отчетности;

- цифровизация деятельности в сфере налоговой отчетности и уплаты налогов;

- мораторий на проведение налоговых проверок [9].

Налоговые льготы позволяют снизить финансовую нагрузку на бизнес, дают возможность направить данные финансовые средства на развитие производства. Каким образом действуют налоговые льготы, представлено на рисунке 7 [9].

Рисунок 7 - Порядок действия налоговых льгот

Как следует из рисунка 7, порядок действия налоговых льгот включает следующие механизмы: налоговые каникулы, изменение порядка расчета пеней за неуплаченные налоги, изменение ставки налогообложения, изменение календаря налогов. Таким образом государство проводит продуманную налоговую политику, создавая условия для системного и бесперебойного пополнения бюджета. Данная работа организована на основе нормативно-правовой базы, обеспечивающую результативность работы налоговой политики, прежде всего на основе стратегического документа «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

Как следует из данных аналитического портала ФНС РФ, поступления в бюджетную систему РФ составили в январе-декабре 2023 г. - 4,7 трлн рублей (рисунок 8) [2].

Рисунок 8 - Поступления в бюджетную систему РФ

Как следует из рисунка 8, поступления в бюджетную систему составляют в основном налоги, составляющие федеральный бюджет и консолидированные бюджеты РФ. Рост поступления налогов составил 11,22 %. Поступления в федеральный бюджет составили более 19,6 трлн рублей, темпы роста - 0,82 %; поступления в консолидированные бюджеты РФ составили более 16,5 трлн рублей, темпы роста - 16,9 %. В целом, в консолидированные бюджеты РФ налоговые поступления составили 36,2 трлн рублей, темпы роста составили 7,7 % [2].

Таким образом, исполнение государственного бюджета в 2023 голу составило 109,5%. На рисуенке 9 представлена динамика исполнения государственного бюджета в 2019-2023 гг. [2].

Исполнение федерального бюджета, 2019-2023 г,г.

ии^ит«

II 15,70%

109,50%

2019 100,50«

2020 83,40'Л

2021 130ЛВь

2022 115,70%

2023 109,50'/»

Рисунок 9 - Исполнение федерального бюджета, 2019-2023 гг.

Как следует из данных аналитики, исполнение государственного бюджета является основной стратегической задачей налоговой службы и остается постоянно выше 100%. Снижение уровня поступления в бюджет в 2020 году обусловлено снижением уровня деятельности организаций и падением доходов, связанных с локдау-ном и пандемией.

Относительно показателей количества выездных проверок, по отношению к 2022 году их количество снизилось в 2023 году на 4776 единиц, или 46,85 % (рисунок 10) [2].

Рисунок 10 - Количество выездных налоговых проверок, 2019-2023 гг.

Из данных диаграммы 5 следует, что количество выездных проверок уменьшается, что обусловлено также внедрением цифровых технологий в налоговую деятельность. Цифровые технологии снижают уровень ошибок, т.к. позволяют автоматически сформировать сумму необходимых к уплате налогов. Также данные в личных кабинетах налогоплательщиков разрешают в режиме реального времени проводить мониторинг налоговых выплат, что также позволяет осуществлять систематический контроль. Вместе с тем уменьшение количества плановых выездных проверок организаций со стороны налоговых органов является необходимым направлением деятельности налоговой системы.

Таким образом, налоговая система РФ является одной из самых эффективно действующих современных налоговых систем, которая обеспечивает организацию сбора налогов, страховых взносов и обязательных сборов в бюджеты различных уровней. Данный фактор является основополагающим в пределах формирования экономической безопасности, так как формирует условия для стабильного развития бизнеса. Вместе с тем высокий уровень показателя собираемости налогов создает условия для стабильного социально-экономического развития, что является основным для стабильной экономической безопасности государства и регионов, создавая условия для эффективной реализации социально-экономической политики. Основой деятельности налоговой системы являются нормы гражданского и налогового законодательства. Структурно налоговая система состоит из нормативно-правовой базы, системы установленных налогов, страховых взносов и обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет: налогоплательщиков (юридические и физические лица), организации, осуществляющие сбор налогов и контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов. Налоговая политика - это инструмент защиты субъектов малого и среднего предпринимательства от таких факторов как снижение уровня доходов в период пандемии коронавируса и влияния внешнеэкономических санкций. Анализ показателей налоговой системы показывает, что в современный период сформировано стабильное пополнение бюджета (динамика роста 109,5 % в 2023 году), увеличение сумм поступления в бюджеты различных уровней, что подтверждает стабильное развитие бизнеса и эффективность мер поддержки в сфере налоговой нагрузки в зависимости от реального уровня доходов.

Источники:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 г. №146-ФЗ (с изм. 0т14.07.2023 г.) // CnC Консультант.

2. Аналитический доклад ФНС России // https://analytic.nalog.gov.ru/.

3. Внешнеэкономические санкции: статистика // https://x-compliance.ru/statistics.

4. Доклад «COVID-19: последствия для бизнеса и экономики» // http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2020/7.pdf.

5. Левшукова О.А., Белоусова А.С., Зацепилина Д.А. Анализ налогообложения малого бизнеса в России и в зарубежных странах. Вестник Академии знаний. 2021. № 45 (4). С. 385-390.

6. Левшукова О.А., Денисова О.Г., Кирячек В.В. Перспективы развития электронного документооборота в налоговой системе Российской Федерации. Вестник Академии знаний. 2021. № 44 (3). С. 272-276.

7. Отчет о поступлении налогов и сборов в 2023 г. // https://www.nalog.gov.ru/rn01/related_activities/statistics_and_analytics/forms/13713174/.

8. Статистика развития МСП в России / https://opora.ru/site/assets/files/42057/statistika_razvitiya_msp_v_rf.pdf.

9. Федеральная налоговая служба // https://www.nalog.gov.ru/rn77/.

10. ФНС: налоговые поступления в 2023 г. // https://www.kommersant.ru/doc/6553116.

EDN: MXUMJP

Н.В. Мнацаканян - преподаватель экономического факультета, Краснодарский кооперативный институт (филиал) РУК, Краснодар, Россия, [email protected],

N. V. Mnatsakanyan - Lecturer at the Faculty of Economics, Krasnodar Cooperative Institute (branch) of RUK, Krasnodar, Russia;

О.В. Ищенко - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и информационных технологий, Краснодарский кооперативный институт (филиал) РУК, Краснодар, Россия, [email protected],

O.V. Ishchenko - candidate of economic sciences, associate professor of the Department of Accounting and Information technologies, Krasnodar Institute of Cooperation (branch) of RUC, Krasnodar, Russia;

Ж.А. Аксенова - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и информационных технологий, Краснодарский кооперативный институт (филиал) РУК, Краснодар, Россия, [email protected],

Zh.A. Aksenova - candidate of economic sciences, associate professor of the Department of Accounting and Information technologies, Krasnodar Institute of Cooperation (branch) of RUC, Краснодар, Россия.

ОСОБЕННОСТИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА FEATURES AND IMPROVEMENT OF FINANCIAL RISK MANAGEMENT OF AN ECONOMIC ENTITY

Аннотация. Финансы предприятий являются важным элементом национальной финансовой системы, эффективность функционирования которой должно обеспечивать конкурентоспособность субъектов хозяйствования на основе обновления и постоянного перевооружения производственных фондов, формирования нематериальных активов в условиях роста темпов НТП, расширения и диверсификации товарного портфеля, внедрения механизмов повышения эффективности за счет минимизации затрат, обеспечения условий реализации стратегического развития. Соответственно эффективное управление финансовой деятельностью является важным фактором восстановления финансово-экономического потенциала в условиях нестабильности и финансового и экономического кризиса. Особенности эффективного управления финансовыми рисками предполагают необходимость качественной информации для прогнозирования данных, которые способствуют принимать обоснованные решения об управлении финансовыми рисками, в том числе о том, как оптимизировать денежные потоки, инвестировать излишки денежных средств, управлять долгом и поддерживать достаточную ликвидность.

В статье изучены особенности управления финансовыми рисками экономического субъекта в современных реалиях. Определены основные признаки, присущие рисковой ситуации. Дана сравнительная оценка вероятности возникновения рисковых ситуаций. Выявлены разные подходы к классификации рисков и факторы, влияющие на уровень финансовых рисков: Обоснованы способы минимизации финансовых рисков и совершенствования процесса управления финансовыми рисками, Сделан вывод о том, что совершенствование управления финансовыми рисками необходимо в первую очередь для того, чтобы максимально снизить возможность финансовых рисков. Для этого должны использоваться все возможные варианты, некоторые из которых представлены в статье.

Abstract. The finances of enterprises are an important element of the national financial system, the effectiveness of which should ensure the competitiveness of business entities on the basis of updating and constant re-equipment of production assets, the formation of intangible assets in the context of an increase in the rate of STP, expansion and diversification of the product portfolio, the introduction of mechanisms to increase efficiency by minimizing costs, ensuring conditions for the implementation of strategic development. Accordingly, effective financial management is an important factor in restoring financial and economic potential in conditions of instability and financial and economic crisis. The specifics of effective financial risk management imply the need for high-quality information to predict data that helps make informed decisions about financial risk management, including how to optimize cash flows, invest excess cash, manage debt and maintain sufficient liquidity.

The article examines the features of financial risk management of an economic entity in modern realities. The main signs inherent in a risky situation have been identified. A comparative assessment of the probability of occurrence of risky situations is given. Different approaches to risk classification and factors affecting the level of financial risks are identified: Ways to minimize financial risks and improve the financial risk management process are substantiated, and it is concluded that improving financial risk management is necessary primarily in order to minimize the possibility of financial risks. To do this, all possible options should be used, some of which are presented in the article.

Ключевые слова: финансы, эффективность, учетно-аналитическая система, управление, риски, страхование.

Keywords: finance, efficiency, accounting and analytical system, management, risks, insurance.

В современных условиях финансовый риск играет на предприятии существенно важную роль. Финансовый риск - внутренняя сторона свободы бизнеса. В процессе развития рыночных взаимоотношений, в стране усиливается конкурентная борьба на рынке. Чтобы быть первым нужно преуспеть в оригинальности действий и быстроте решений вопросов. Нужно творческое мышление, необходима оперативность и готовность к внедрению новейших технологий, а это все неизбежно взаимосвязано с риском.

Основная цель предпринимателей - максимизация прибыли при минимизации потерь капитала в условиях конкуренции.

Тем не менее под финансовыми риском, чаще всего понимают возможность образования неблагоприятных финансовых итоговых результатов, в виде потери прибыли и капитала в условиях неопределенности во время осуществления хозяйственной деятельности.

Риском необходимо управлять с помощью разнообразных мероприятий, которые направлены на выявление предполагаемых прогнозных наступлений рисковых событий. Для этого необходимы мероприятия по уменьшению и ликвидации определенного риска. Можно сказать, что отсутствие стабильности в Российской Федерации на территории которой существует предприятие, указывает на проведение анализа финансового

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.