EDN: SZTCDS
М.В. Полинская -к.э.н., доцент, профессор кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
M.V. Polinskaya - candidate of economic sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Finance, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
В.Р. Резник - обучающаяся учётно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
V.R. Reznik-student of Accounting-financial Department, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
В.В. Сёмка - обучающаяся учётно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
V.V. Semka-student of Accounting-financial Department, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
А.И. Бахметьева - обучающаяся учётно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
A.I. Bahmeteva -student of Accounting-financial Department, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.
НАЛОГОВЫЙ ПРОТЕКЦИОНИЗМ КАК СТИМУЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА TAX PROTECTIONISM AS A STIMULUS OF ECONOMIC GROWTH
Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты влияния налоговой системы на экономику Российской Федерации, а также стимулы экономического роста, в частности налоговые стимулы, доступные для применения государством в актуальных условиях. Дано определение экономического роста, а также раскрыто понятие «налогового протекционизма». Проанализирован объем и динамика внутреннего валового продукта, а также индикаторы эффективности деятельности налоговой системы РФ на основании статистических данных. Выделены отрасли национальной экономики, особенно нуждающиеся в налоговых льготах и послаблениях. Оценена и доказана эффективность применения политики налогового протекционизма в условиях обострения геополитический обстановки. Оценка произведена авторами на основе анализа динамики начисленного и поступившего налога на прибыль организаций в бюджетную систему РФ и отдельно в Федеральный бюджет за последние пять отчетных лет с 2019-2023 гг. Сформулированы выводы, резюмирующие полученные результаты.
Absrtract. The article discusses the main aspects of the influence of the tax system on the economy of the Russian Federation, as well as incentives for economic growth, in particular tax incentives available for use by the state in current conditions. A definition of economic growth is given, and the concept of "tax protectionism" is revealed. The volume and dynamics of the gross domestic product, as well as indicators of the efficiency of the tax system of the Russian Federation based on statistical data, are analyzed. Sectors of the national economy are highlighted that are especially in need of tax benefits and concessions. The effectiveness of applying the policy of tax protectionism in the context of aggravated geopolitical politics has been assessed and proven. The assessment was made by the authors based on an analysis of the dynamics of accrued and received corporate income tax into the budget system of the Russian Federation and separately into the Federal budget for the last five reporting years from 2019-2023. Conclusions are formulated summarizing the results obtained.
Ключевые слова: налоги, санкции, налоговый протекционизм, налог на прибыль организаций, внутренний валовый продукт, экономический рост.
Keywords: taxes, sanctions, tax protectionism, corporate income tax, gross domestic product, economic growth.
Налоги оказывают значительное влияние на экономику, включая инвестиции в инфраструктуру, регулирование потребления и спроса, а также обеспечение финансовой устойчивости государства.
Экономическая сущность налоговых отношений заключается во взаимосвязи интересов государства с коммерческими интересами налогоплательщиков, с тем, что государство осуществляет свои функции с помощью налогов и сборов. Роль налогов, налоговой системы и налоговой политики в экономическом развитии невозможно переоценить. Они влияют на экономический рост, устойчивость развития, структурные сдвиги в экономике и, в конечном счете, на качество жизни и уровень благосостояния населения [2].
Экономический рост является одним из ключевых показателей развития и устойчивого функционирования страны, отражая увеличение объема производства товаров и количества оказанных услуг в экономике за определенный, документально зафиксированный период времени. Возрастание экономической мощи страны выражается в росте валового внутреннего продукта (ВВП).
В таблице 1 приведены данные, отражающие объем и динамику валового внутреннего продукта, согласно статистической отчетности, представленной органом государственной статистики Российской Федерации (Росстат) [6].
Анализируя данные, представленные в таблице 1, можно сделать вывод, что валовый внутренний продукт (в текущих ценах) в 2022 г. в сравнении с 2020 г. вырос на 45777021 млн. руб. или на 42,5 %, а в сравнении с 2021 г. на 18140178 млн. руб. или на 13,4%, данное изменение было вызвано ростом расходов на конечное потребление. Несмотря на сложную геополитическую ситуацию в мире, в России, в исследуемом периоде выросла потребительская активность, за счет роста доходов населения, благодаря чему и складывается рост ВВП. Таким образом, несмотря на санкционное воздействие российская экономика продолжает совершенствоваться и сохраняет конкурентоспособность.
Таблица 1 - Объем и динамика валового внутреннего продукта
Показатель 2020 2021 2022 Абсолютное отклонение 2022 г. от 2020 г.
Валовый внутренний продукт (в текущих ценах), млн. руб. 107658131 135294974 153435152 45777021
Валовый внутренний продукт (в постоянных ценах), в процентах к предыдущему году 97,3 105,6 97,9 0,6
Индекс-дефлятор ВВП, в процентах к предыдущему году 100,9 119,0 115,8 14,9
Валовый внутренний продукт на душу населения, руб. 728860 919012 1045813 316953
При этом следует отметить сокращение валового внутреннего продукта (в постоянных ценах) в процентах к предыдущему году в 2022 г. в сравнении с 2021 г. на 2,1 %, данное изменение было вызвано существенным, хотя и контролируемым, ростом инфляции. Индекс-дефлятор в 2022 г. в сравнении с 2021 г. вырос на 15,8 %, данное изменение свидетельствует о превышении стоимости произведенных в 2022 г. товаров над стоимостью товаров 2021 г. на 15,8 %, что вызвано обесценением денежной массы. Валовый внутренний продукт на душу населения в 2022 г. в сравнении с 2020 г. вырос на 316953 руб. или на 43,5 %, а в сравнении с 2021 г. на 126801 руб. или на 13,8 %, данное изменение было вызвано повышение продуктивности работы населения, а также ростом экономической активности.
С учетом вышеизложенной информации, необходимо сделать вывод, что, несмотря на введенные санкции против Российской Федерации, усложнение расчетов с иностранными государствами, закрытие эффективных транспортных узлов, перестройки торговых маршрутов, увеличения продолжительности оборота доставки, роста стоимости логистических услуг, потери контрагентов и товарно-материальных ценностей, правительству страны удается поддерживать экономическую стабильность и стимулировать экономический рост.
Существуют следующие стимулы, применяемые государством для увеличения экономического роста:
Во-первых, стимулирующим экономическое развитие фактором является инвестирование в науку и образование. Данный стимул, способствует экономическому росту за счет подготовки высококвалифицированных кадров, которые более эффективно и с меньшими временными затратами могут выполнять рабочие задачи, что в свою очередь приводит к повышению производительности труда. Также стоит отметить, что более образованные люди имеют больше возможностей для трудоустройства и потенциально высокий уровень заработной платы, что в свою очередь стимулирует потребление и способствует развитию экономического потенциала.
Во-вторых, важным фактором является стимулирование развития малого и среднего предпринимательства, которое позволяет расширять устойчивость внутренних рынков и вести политику импортозамещения. В следствии того, что бизнес, еще не до конца оправившийся после пандемии СОУГО-19 от торгово-экономического спада, уже в начале 2022 г. столкнулся с ударной волной санкционного воздействия, ограничением внешнеэкономической деятельности, а также оказался «отрезан» от мировых кредитных денег, именно государственная протекция является необходимой и позволяет малому и среднему предпринимательству сохранять обороты [3].
В-третьих, стимулировать экономический рост государство может благодаря реформированию налогообложения. Например, 29 февраля 2024 г. Президент РФ Владимир Владимирович Путин в обращении к Федеральному Собранию призвал более справедливо распределять налоговую нагрузку как для физических, так и для юридических лиц, что подразумевает введение прогрессивной шкалы налогообложения. Не так давно для физических лиц, чей доход превышает 5 000 тыс. руб. в год налоговая ставка с 13 % была заменена на 15 % . На сегодняшний день планируется внедрение схожей системы налогообложения и для бизнеса. Конкретные примеры государственных мер налогового регулирования экономики, которые уже применяются, наглядно отражены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Некоторые меры налогового регулирования экономики в последние годы
В таблице 2 приведены данные, отражающие индикаторы эффективности деятельности налоговой системы Российской Федерации в сравнении с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на 01.01.2024, согласно статистической отчетности, представленной Федеральной налоговой службой (ФНС) РФ [6].
Таблица 2 - Индикаторы эффективности деятельности налоговой системы Российской Федерации
Наименование показателя РФ ОЭСР
Фискальная нагрузка (без НДПИ) 21,6 34,1
Ставка по НДС 0-20 19,2
Ставка по НДФЛ 13-15 38
Налог на прибыль организаций резидентов 20 21,5
Ставка налога для самозанятых 4-6 19
Соотношение операционных расходов к поступлениям 0,90 0,94
Отношение задолженности к поступлениям 5,80 17,41
Анализируя данные, представленные в таблице 2, можно сделать вывод, что уровень фискальной нагрузки без учета налогов на добычу полезных ископаемых в РФ ниже, чем в ОЭСР на 12,5 %, что свидетельствует о том, что у российских организаций в распоряжении остается больший процент нераспределенной прибыли.
Анализируя налог на доходы физических лиц, также наблюдается тенденция превышения ставок ОЭСР над уровнем налогообложения в РФ, абсолютное отклонение составило 23 %. Отношения задолженности к поступлениям по налогам в РФ более эффективный уровень, чем в ОЭСР, что положительно характеризует налоговую систему в РФ.
В-четвертых, в качестве стимула экономического роста можно выделить инвестиции в инфраструктуру, которые улучшают условия для предпринимательства и повышают инвестиционную привлекательность для заинтересованных лиц.
В-пятых, важным способом преодоления санкционных и кризисных явлений выступает распространение политики налогового протекционизма, заключающейся в точечном, разумном, стимулирующем применении налоговых льгот для отдельных отраслей, видов предпринимательской деятельности.
Рассмотрим актуальное понятие налогового протекционизма. Под данным термином понимается политика государства, применяемая в сфере экономики, при этом направленная на защиту отечественных производителей при использовании налоговых механизмов как инструмента для защиты и предотвращения агрессивной внешней конкуренции. Стоит отметить, что существуют мнения, которые критикуют налоговый протекционизм за то, что он ограничивает свободную торговлю и приводит к негативным последствиям для потребителей. Например, таким последствиям как снижение качества из-за государственного влияния на условия конкуренции. Однако, существуют сторонники и другого мнения, в пользу того, что налоговый протекционизм может стимулировать экономический рост. Например, льготное налогообложение на продукцию национального производства позволяет бизнесу сдерживать рост цен, что стимулирует спрос, а, в следствии этого, мотивируется рост финансовой устойчивости производителей. Например, возможность до 2027 года не начислять НДС, предоставленная ИП и ООО, оказывающим населению туристические услуги, позволила существенно смягчить рост цен и стабилизировать деятельность отрасли. Налоговый протекционизм имеет множество преимуществ. Рассмотрим основные из них. Стоит отметить такое преимущество, как поддержка новых, только начинающих развитие индивидуальных предпринимателей. Например, во многих регионах впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели с определенным видом деятельности могут не платить ряд налогов в периоде 2 года после регистрации [8]. Также, важно, что налоговый протекционизм способствует возможности увеличения количества рабочих мест внутри страны и поддерживает мобилизованных бизнесменов. Например, у всех владельцев малого бизнеса, призванных на военную службу, имеется законная возможность временно прекратить налоговые отчисления в бюджет [7].
В итоге можно сделать вывод, что в современной экономике РФ существуют определенные отрасли, которые нуждаются в налоговой протекционистской защите со стороны государства. Такой отраслью является, например, сельское хозяйство. Так как продовольственная безопасность - основа независимости и суверенитета любого государства, поддержка данной сферы является залогом стабильности экономики. Российское сельское хозяйство сталкивается с конкуренцией со стороны дешевого импорта. Налоговые протекционистские меры помогут в развитии собственной устойчивой отрасли. Так, например, главной мерой налогового протекционизма можно назвать действующий единый сельскохозяйственный налог, составляющий 6 % от разницы между доходами и расходами. При этом, следует отметить, что в части расходов принимаются к учету специфические расходы отрасли, например, расходы на содержание вахтовых и временных поселков, связанные с сельским хозяйством по пастбищному скотоводству и др. [8].
В заключении стоит выделить такую современную, набирающую темпы, отрасль, как информационные технологии. Наше государство в 2024 году имеет существенный потенциал в области информационных технологий, но сталкивается с конкуренцией со стороны гигантов, уже давно владеющих рынком. Именно поэтому 1Т-компании могут претендовать сразу на несколько налоговых послаблений. Главное - ставка 0 % по налогу на прибыль в части налога, зачисляемого в федеральный бюджет и уменьшенные страховые взносы, равные 7,6 % (вместо 30 %). Более того, до 2025 года отчетность данных организаций подлежит исключительно камеральным проверкам, от выездных проверок получено освобождение. Важно, что для получения вышеперечисленных привилегий доход по основной деятельности должен превышать 70 %.
Необходимо отметить, что на портале Госуслуги имеется информационный раздел, в котором любой заинтересованный пользователь может ознакомиться с доступными мерами поддержки [4].
Подводя итог выделенным мерам, отметим, что протекционистские меры в области налогообложения должны применяться с осторожностью и в сочетании с другими инструментами экономической политики. Применение исключительно налогового протекционизма, без поддержки другими мерами, приведет к «перекосу» в экономике и дестабилизации действующего финансового баланса. Также, данные меры должны быть временными и направлены на поддержку конкретных отраслей, чтобы помочь их развитию и повысить конкурентоспособность на мировом рынке. Именно поэтому, необходим постоянный анализ принятых решений, применяемых мер, а также регулярный поиск новых эффективных стимулов. В качестве подтверждения эффективности внедренных мер рассмотрим динамику начислений и поступлений налога на прибыль организации в Российской Федерации за последние пять лет на рисунке 2 [6].
Данные, отраженные рисунке 2, свидетельствуют о том, что начисленный налог на прибыль организаций в 2023 году в сравнении с 2019 увеличился в 2 раза, а в сравнении с 2022 г. на 44 %, что подтверждает рост прибыли предпринимательства и эффективности применяемых мер по избеганию экономического регресса.
Рисунок 2 - Динамика начислений и поступлений налога на прибыль организации в Российской Федерации, тыс. руб.
Таким образом, резюмируя, можно заключить, на примере налоговой политики Российской Федерации в 2023 г. доказано, что протекционизм является только одним из эффективных стимулов экономического роста, способствующий увеличению оборотов и выручки отечественного производства. Государство должно применять налоговый протекционизм для защиты и развития национальных отраслей экономики, что является особенно актуальным в условиях международной конкуренции и санкций, когда местные производители могут столкнуться с трудностями из-за недобросовестной конкуренции со стороны иностранных компаний. Таким образом, применение протекционизма способствует укреплению экономической независимости страны и улучшению ее социально-экономического положения.
Источники:
1. Левшукова, О.А. Совершенствование подходов к налоговому контролю при налогообложении доходов физических лиц / О.А. Левшукова // В сборнике: итоги научно-исследовательской работы за 2017 год сборник статей по материалам 73-й научно-практической конференции преподавателей. 2018. С. 493-494.
2. Крапивин К.П. Возможности и ограничения реализации политики импортозамещения: обобщение опыта латиноамериканских, европейских и азиатских стран / Крапивин К.П. // Финансовые рынки и банки. 2023. №5. С. 394-404.
3. Полинская, М. В. Анализ динамики налоговых льгот по специальным налоговым режимам, оценка их эффективности / М. В. Полинская, К. С. Балюкова, П. И. Псалом // Вестник Академии знаний. - 2022. - №> 51(4). - С. 434-442.
4. Полинская, М. В. Налоговые инструменты финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства / М. В. Полинская. - Краснодар : Издательство "Магарин Олег Григорьевич", 2023. - 100 с. - ISBN 978-5-907663-46-6.
5. Полинская М.В., Колесникова К.В. Эффективность налоговых механизмов решения экономических проблем РФ // Сборник статей по материалам XVI Международной научно-практической конференции. Краснодар. - 2021. - С. 141-144.
6. Российский статистический ежегодник. 2023: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2023 - 701 с.
7. Степанова А.А. Реформация налоговой системы РФ: компьютеризация и программные комплексы // Вестник науки. 2024. N°2 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformatsiya-nalogovoy-sistemy-rf-kompyuterizatsiya-i-programmnye-kompleksy (дата обращения: 20.05.2024).
8. РИА Новости (Официальный сайт) Глава "Опоры России" призвал зафиксировать параметры налоговой системы URL: https://ria.ru/20240520/nalogi-1947217720.html (дата обращения: 20.05.2024).
EDN: RULISH
Д.Я. Родин - д.э.н. доцент кафедры денежного обращения и кредита, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
D.Ya. Rodin - Doctor of Economics, Associate Professor of the Department of Monetary Circulation and Credit, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
К.Е. Шамрай - обучающийся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
K.E. Shamray - student of the Faculty of Economics, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
А.С. Гришечкина - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
A.S. Grishechkina - student of the Faculty of Economics of the Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.
ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОБЛИГАЦИИ КАК ДРАЙВЕР ФИНАНСОВОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ INFRASTRUCTURE BONDS AS A DRIVER OF FINANCIAL INVESTMENT IN PROJECT ACTIVITIES
Аннотация. Актуальность исследования заключается поиске новых форм финансирования проектной деятельности в условиях внешних и внутренних вызовов и угроз. Авторы ставят проблему эффективности использования инфраструктурных облигаций как одного из ключевых механизмов государственно-частного партнерства в России. В статье проанализированы механизмы использования инфраструктурных облигаций в реализации социально-экономических проектов на территории российских регионов. Представлена отечественная практика применения данных ценных бумаг в строительстве востребованных объектов современной инфраструктуры субъектов РФ. Рассмотрены преимущества и проблемные стороны диверсификации использования данных механизмов в реализации инфраструктурных проектов. Предложены направления, способствующие повышению эффективности применения инфраструктурных облигаций в инвестиционном процессе.
Absrtract. The relevance of the research lies in the search for new forms of financing project activities in the context of external and internal challenges and threats. The authors pose the problem of the effectiveness of using infrastructure bonds as one of the key mechanisms of public-private partnership in Russia. The article analyzes the mechanisms of using infrastructure bonds in the implementation of socio-economic projects in the Russian regions. The article presents the domestic practice of using these securities in the construction of demanded objects of modern infrastructure of the subjects of the Russian Federation. The advantages and problematic aspects of diversifying the use of these mechanisms in the implementation of infrastructure projects are considered. The directions that contribute to improving the efficiency of the use of infrastructure bonds in the investment process are proposed.