Таблица 3 - Структура и динамика налоговой задолженности по имущественным налогам в бюджетную
систему РФ с территории Краснодарского края
Показатель 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2022 г. в % к 2020 г.
млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. %
Задолженность перед бюджетом по налогам, сборам, пеням, налоговым санкциям всего, в т.ч. 20 448 100 28 854 100 32 664 100 159,7
- по региональным налогам 3 950 19,3 5 455 18,9 5 454 16,7 138,1
- по местным налогам 2 701 13,2 3 009 10,4 3 145 9,6 116,4
Урегулированная налоговая задолженность всего, в т.ч.: 9 104 44,5 790 2,7 1 170 3,6 - в 7,8 раза
- по региональным налогам 1 376 6,7 0 0 1 - -
- по местным налогам 535 2,6 11 - 4 - - в 133,8 раза
Реструктурировано (отсрочка/рассрочка) всего, в т.ч.: 1 500 7,3 207 0,7 440 1,3 - в 3,4 раза
- по региональным налогам 120 0,6 20 - 24 - - в 5,0 раза
- по местным налогам 1 - 0 0 0 0 -
Таким образом, необходимо заключить, что не достаточно выставлять уведомления по уплате налогов, необходимо повысить эффективность работы в части взыскания налоговой задолженности, ее урегулирования, в том числе особое внимание обратить на качество работы по предоставлению отсрочек и рассрочек по уплате налогов.
Источники
1. Алексей Лащенов рассказал об имущественных налогах и льготах [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:https://www.nalog.gov.ru/rn77/ news/smi/13976079/ (дата обращения: 29.02.2024 г.)
2. Мировые тенденции в налоговом администрировании //А.А. Максименко, Е.В. Поликанова, М.В. Полинская //Эпомен. 2021. № 57. С. 24-29.
3. 3. Налоговые инструменты финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства : монография / М. В. Полинская. - Краснодар : изд-во Магарин О.Г., 2023. - 100 с.
4. Совершенствование форм и методов налогового контроля в России /М.В. Полинская, В.Д. Семакина //Российский экономический интернет-журнал. 2019. № 3. С. 67.
5. Статистика и аналитика. Данные по формам статистической налоговой отчетности [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.nalog.gov.ru/rn23/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 29.02.2024 г.)
6. Купина В.В. Сущность, преимущества и недостатки учета налогов на едином налоговом счете юридического лица / В.В. Купина, М.В. Маничкина, Л.Ф. Васильева // Вестник Академии знаний. - 2023. - № 3(56). - С. 319-323.
EDN: DHJECW
Ф.М. Узденова - к.э.н., доцент, зав. кафедрой бухгалтерского учета, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, Россия, [email protected],
F.M. Uzdenova - candidate of economic sciences, associate professor of the Department of Accounting, Head of the Department of Accounting, North Caucasian State Academy, Cherkessk, Karachay-Cherkess Republic, Russia;
Л.У. Семенова - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, Россия, [email protected],
L.U. Semenova - candidate of economic sciences, associate professor, Department of Accounting, North Caucasus State Academy, Cherkessk, Karachay-Cherkess Republic, Russia;
М.А.Мамхягов - магистрант, направление подготовки 38.04.01 Экономика, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, Россия, [email protected],
M.A.Mamkhyagov - master's student, direction of training 04/38/01 Economics, North Caucasus State Academy, Cherkessk, Karachay-Cherkess Republic, Russia.
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ TAX ADMINISTRATION IN ENSURING TAX REVENUES
Аннотация. На сегодняшний день налоговое администрирование играет важную в национальной экономике и экономике субъектов Российской Федерации, так как влияет на собираемости налогов, на обеспечение доходов бюджетов всех уровней в полном объеме. В представленной статье анализируются собираемость налогов, его динамика и факторы, повлиявшие на данные показатели. Отдельно показаны основные виды доходов, повлиявшие на увеличение объемов поступлений и расходов, имевшие наиболее значительное влияние на уменьшение объемов поступлений. В заключение сделан вывод о необходимости повышения эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшении качества администрирования, что будет способствовать повышению собираемости налогов и соответственно увеличению доходной части бюджета.
Absrtract. Today, tax administration plays an important role in the national economy and the economy of the constituent entities of the Russian Federation, as it affects tax collection and ensuring full revenues for budgets of all levels. This article analyzes tax collection, its dynamics and factors that influenced these indicators. The main types of income that influenced the increase in revenues and expenses, which had the most significant impact on the decrease in revenues, are shown separately. In conclusion, it is concluded that it is necessary to increase the efficiency of the incentive function of the tax system and improve the quality of administration, which will help increase tax collection and, accordingly, increase budget revenues.
Ключевые слова. Налоги, налоговая система, налоговое администрирование, налоговый мониторинг, экономика, методы, бюджетная система, собираемость налогов.
Keywords. Taxes, tax system, tax administration, tax monitoring, economics, methods, budget system, tax collection.
Налоговое администрирование представляет собой систему управления налоговыми отношениями в государстве, функционирует на основе законодательной деятельности налоговых органов на всех уровнях [6].
Налоговое администрирование в России определяет порядок сбора налогов и сборов, а также контроль за исполнением налогового законодательства. В России налоги уплачиваются по различным видам дохода, таким как доходы физических лиц, прибыль предприятий, имущество и транспортные средства. Налоговая служба осуществляет контроль за исполнением налоговых обязательств и обеспечивает правильность расчетов по
налогам. Цель налогового администрирования - обеспечить справедливый и эффективный сбор налогов для поддержания бюджета страны и финансирования различных государственных нужд.
Благодаря налоговому администрированию государство может получить необходимые доходы для обеспечения социальных программ, инфраструктуры, обороны и других сфер жизнедеятельности. Также налоговое администрирование способствует предотвращению уклонения от уплаты налогов и контролирует корректность расчетов по налогам.
Налаженное налоговое администрирование обеспечивает финансовую устойчивость государства, поддержку социальных программ и инфраструктуры, регулирование экономической активности, а также создание равных условий для всех участников рынка. Налоги играют важную роль в обеспечении общественных благ, таких как система здравоохранения, образование и социальная защита. Они также способствуют сокращению бедности и неравенства, поскольку часть средств, поступающих из налогов, направляется на социальные программы и поддержку нуждающихся. Кроме того, налоговое администрирование помогает обеспечить справедливость и исполнение законов, что способствует стабильности экономики и общества в целом.
Налоговое администрирование играет важную роль в развитии национальной экономики и проведении социальной политики, так как целью налогового администрирования является обеспечение исполнения прогнозных налоговых поступлений в бюджетную систему России. Методы налогового администрирования представлены (рисунок 1) [5].
Рисунок 1- Методы налогового администрирования
Основным показателем эффективности налоговой системы является собираемость налогов. Объем поступлений администрируемых ФНС России доходов состоит из налоговых и неналоговых доходов (рисунок 2).
Рисунок 2 - Динамика налоговых и неналоговых доходов, тыс.руб. (по состоянию на 1 января)
Наглядно видно, что налоговые доходы значительно превышают неналоговые.
Структура объема поступлений администрируемых ФНС России доходов представлена на рисункеи 3.
2021 2022 2023
налоговый неналоговый
Рисунок 3 - Структура объема поступлений администрируемых ФНС России доходов
(по состоянию на 1 января)
Объем налоговых доходов составляет от 97,5 процентов до 99,3 процентов, наблюдается устойчивая тенденция роста налоговых доходов.
Проведем подробный анализ данных за три года (таблица 1).
Таблица 1 - Объем поступлений администрируемых ФНС России доходов за 2020-2022 гг., тыс. руб.
Поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы федерального бюджета: Темп роста, %
01.01.2021 01.01.2022 01.01.2023
Доходы, администрируемые налоговыми органами 10 978 795 278 15 879 813 346 33582261461 305.9
Налоговые и неналоговые доходы 10 978 420 228 15 879 679 927 33582168260 305.9
Налоговые доходы 10 703 976 750 15 474 383 777 33349682855 3,1р
Налоги на прибыль, доходы 1 091 379 503 1 643 105 283 12083767750 11,1 р
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 5 303 881 311 5 204 372 655 5504577754 103,8
Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 236 038 022 313 198 968 402 226 703 170,4
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ 231 961 988 311 468 930 399 206 895 172,1
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ 4 076 034 1 730 038 3 019 808 74,1
Налоги на имущество - - 1632209506 -
Единый налоговый платеж физического лица 301 795 1 540 180 1143656 3,8 р
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 4 057 493 050 8 297 748 414 12705780691 3,1 р
Государственная пошлина 14 412 988 14 413 986 39380483 273,2
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 771 876 4 291 1813 0,2
Неналоговые доходы, администрируемые налоговыми органами 274 443 478 405 296 150 232485405 84,7
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 20 720 30 615 33572 162,0
Платежи при пользовании природными ресурсами 990 943 1 075 489 2216181 223,6
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов, административные сборы 3 246 3 289 3333 102,7
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 5 088 296 24 622 360 3927721 77,2
Налоговые доходы за анализируемый период увеличились в 3,1 раза (22645706105 тыс. руб.). На рост налоговых доходов за анализируемый период, повлияло в основном увеличение поступления НДПИ на нефть и газ горючий природный, НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, НДД, а также налога на прибыль организаций при одновременном увеличении возмещения акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку [2].
Налог на прибыль является одним из важнейших налогов, характеризующих рентабельность организаций [7] .Целью создания любого предприятия является получение прибыли. Поступление данного налога увеличилось за 2020-2022 годы в 11,1 раза. Обусловлено это в основном увеличением поступлений от организаций нефтегазового, нефтехимического и угольного секторов экономики.
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами установлены с целью экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды и формирования материальных ресурсов.
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами играют значительную роль в формировании бюджета и за анализируемый период увеличился в 3,1 раза. Произошло это за счет временного увеличения ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ в конце 2022 года, увеличение средней цены на нефть сырую марки «Юралс» и изменение законодательства в части временного увеличения ставки налога на добычу полезных ископаемых (на газ) в конце 2022 года.
По статье «Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации» наблюдается по сравнению с 2020 годом уменьшение на 25,9 процента. На снижение поступлений по данной статье в основном повлияло снижение объема импорта легковых автомобилей и сокращение фактического объема ввоза табачной продукции. Акцизы являются одной из важнейших составляющих доходов федерального бюджета и инструментом эффективного воздействия на цену определенных видов товаров.
352
Международный журнал
Основные виды доходов, по которым увеличение поступлений в 2022 году по сравнению с 2021 годом представлены на рисунке 4.
Основные виды доходов, по которым увеличение поступлений в 2022 году по сравнению с 2021 годом и основные виды расходов, по которым уменьшение поступлений в 2022 году по сравнению с 2021 годом представлены на рисунке 4,5.
Рисунок 4 - Основные виды доходов, по которым увеличение поступлений в 2022 году по сравнению с 2021 годом [1]
Утилизационный сбор н 154,7
Прочие безвозмездные поступления в федеральный бюджет ■ - 204,2
Доходы от управления средствами ФНБ ш - 204,9
Ввозные таможенные пошлтны
- 276,2
Налог на добавленную стоимость (ввозимый)
- 669,6
Акциз на нефтяное сырье, направленное на переработку
-1 961,2
500 1000 1500 2000 2500
Рисунок 5 - Основные виды расходов, по которым уменьшение поступлений в 2022 году по сравнению с 2021 годом [1]
Для дальнейшего увеличения собираемости налогов предлагаются следующие основные направления развития:
- сокращение времени, необходимого для подготовки и подачи налогоплательщиком налоговой декларации;
- эффективное взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов;
- продолжение сближения налогообложения и бухгалтерского учета, что позволит экономическим субъектам избежать многих ошибок и освободит время;
- совершенствование специальных налоговых режимов [4].
Улучшая качество и эффективность работы, внедряя новейшие технологии ФНС России обязана решать главную задачу - обеспечивать доходы бюджетов всех уровней в полном объеме. В решении этой задачи важная роль отводится налоговому администрированию.
Одним из самых перспективных является путь повышения эффективности налогового администрирования - это мотивирование налогоплательщиков к добровольной уплате налогов и сборов, осознанное соблюдение налоговой дисциплины.
Несмотря на важную роль налогового администрирования, есть и некоторые недостатки. Например, некоторые системы налогового администрирования могут быть излишне сложными и запутанными, что затрудняет выполнение налогоплательщиками своих обязательств. Также возможно произвольное или несправедливое применение налоговых законов, что может привести к неравенству перед законом. Еще одним недостатком может быть излишняя бюрократизация и сложность процесса уплаты налогов, что создает дополнительные расходы времени и ресурсов для предпринимателей и граждан. Эти аспекты требуют постоянного внимания и улучшения со стороны налоговых органов.
Хоть и бюджет страны пополняется в основном за счет налогов, но их оплата становится тяжелым бременем для самих налогоплательщиков. При каждом повышении ставки налога, или применении новых налогов, налогоплательщики ощущают все больший нарастающий груз налогов.
Также для упрощения оплаты и соборов налогов в 2023 году был введен Единый налоговый платеж для бизнеса. Этот платеж представляет собой сумму всех налоговых платежей организации, которые она должна оплатить в единый день. То есть, если раньше у каждого налога был свой день оплаты, то организации теперь
платят все свои налоги единым платежом в один день. Это нововведение должно было обеспечить облегчение налогового администрирования. Однако, как и в любом нововведении есть две стороны одной монеты. Для самих налогоплательщиков единый платеж стал причиной для споров. Для некоторых налогоплательщиков стало проблемой выявление сумм налогов из единого платежа, спустя некоторое время после оплаты. То есть, отсутствие конкретики в описании платежа заставило налогоплательщиков проводить свои оплаты, как и раньше отдельными суммами налогов. Поэтому, этот путь облегчения налогового администрирования также следует доработать, так как кроме сбора налогов, необходимо учитывать и обременение налогоплательщиков.
Существует несколько путей развития налогового администрирования, которые могут способствовать более эффективной работе системы сбора налогов. Одним из таких путей является внедрение современных информационных технологий для автоматизации процессов учета и контроля налоговых платежей. Также важно усовершенствование механизмов контроля за исполнением налоговых обязательств, а также повышение прозрачности и доступности информации о налоговых процедурах для налогоплательщиков. Другим важным путем является улучшение правового регулирования в области налогообложения с целью упрощения процедур и уменьшения бюрократии. Это также может включать оптимизацию налоговых ставок и льгот, чтобы обеспечить баланс между сбором достаточных доходов для государства и стимулированием экономического роста. Кроме того, важным шагом в развитии налогового администрирования является обучение и подготовка квалифицированных специалистов в области налогообложения, что способствует повышению профессионализма налоговых служащих и эффективности работы системы налогового администрирования.
В целом в налоговой политике акцент сохранится на повышении эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшении качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов [3].
Реализация основных направлений налоговой политики будет способствовать:
- восстановлению и развитию собственной налоговой базы;
- росту платежей в бюджет, необходимых для исполнения государством своих функций;
- стимулированию инвестиционной активности;
- улучшению условий ведения бизнеса за счет внедрения новых современных информационных технологий.
Также необходимо усилить работу по развитию системы налогового мониторинга с целью расширения
перечня его потенциальных участников, продолжить улучшение информационного взаимодействия налоговых органов с участниками налогового мониторинга и снижения административной нагрузки на них.
Источники:
1. Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь - декабрь 2022 года https://ach.gov.ru/audit/analysis/.
2. Данные по формам статистической налоговой отчётности https://www.nalog.gov.ru/m08/related_activities/statistics_and_analytics/forms/.
3. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 И 2025 https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_429950/.
4. Гаджибек В.П. Налоговое администрирование в РФ и пути повышения его эффективности852da431 -38cd-4b78-97a0-88403de44e3a.pdf.
5. Рамазанова Б.К. Основные подходы к определению понятия «Налоговое администрирование // Теория и практика общественного развития (2014, № 1) c.447-449»].
6. Романова И. Б. Налоговое администрирование : учеб. пособие / И. Б. Романова. - Ульяновск : УлГУ, 2018 - 54 с.
7. Узденова Ф.М., Тамбиева Д.Х.М. Налоговое планирование в финансовой деятельности предприятия // Аудит и финансовый анализ 5,2018.
EDN: AFOQYV
Ф.М. Узденова - к.э.н., доцент, зав. кафедрой бухгалтерского учета, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Россия, [email protected],
F.M. Uzdenova - candidate of economic sciences, associate professor of the Department of Accounting, Head of the Department of Accounting, North Caucasian State Academy, Cherkessk, Russia;
М.И. Урусов - обучающийся, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Россия, [email protected]
M.I. Urusov - student, North Caucasus State Academy, Cherkessk, Russia.
ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИНФЛЯЦИЯ И СПРОС INTEREST RATE OF THE CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION, INFLATION AND DEMAND
Аннотация. Центробанки играют важнейшую роль в экономике большинства стран мира. Они могут иметь разную структуру и организационную форму, их полномочия могут различаться. При этом почти все центральные банки мира устанавливают главную ставку, при помощи которой влияют на основные макроэкономические показатели, в первую очередь на уровень стоимости денег, инфляцию и курс рубля Ключевая ставка Банка России - основной инструмент денежно-кредитной политики, проводимой Банком России. В статье показана важность ключевой ставки для банковского сектора, рассмотрены принципы формирования и управления ключевой ставкой в современный период и факторы, влияющие на принятие решений. Достаточно подробно рассмотрены инструменты ЦБ, регулирующие инфляцию. В рамках политики таргетирования инфляции используются специальные инструменты, с помощью которых ЦБ наиболее эффективно влияет на достижение ценовой стабильности
Absrtract. Central banks play a crucial role in the economy of most countries of the world. They may have different structures and organizational forms, and their powers may vary. At the same time, almost all central banks in the world set the main rate, with the help of which they influence the main macroeconomic indicators, primarily the level of the value of money, inflation and the exchange rate of the ruble The key rate of the Bank of Russia - the main instrument of monetaryThe credit policy of the Bank of Russia. The article shows the importance of the key rate for the banking sector, considers the principles of formation and management of the key rate in the modern period and factors that influence decision-making. The CB instruments that regulate inflation are discussed in some detail. The inflation targeting policy uses special tools with which the CB most effectively influences the achievement of price stability
Ключевые слова: процентная ставка, инфляция, спрос, валютный курс, экономика, денежно- кредитная политика, таргетирование, экономическая политика, национальная валюта.
Keywords: interest rate, inflation, demand, exchange rate, economy, monetary policy, targeting, economic policy, national currency.