«ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ»
УДК 631.158:331.2
АЛГОРИТМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ АПК
Н. И. Прока, доктор экономических наук, профессор Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина E-mail: [email protected] Т.А. Стебакова, соискатель Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается алгоритм, позволяющий повысить эффективность политики заработной платы организаций АПК. Предложена система положений и оценки политики заработной платы. Проведенный анализ позволил сформулировать основные выводы и практические рекомендации по совершенствованию политики заработной платы в аграрном секторе.
Ключевые слова: политика заработной платы, аграрная экономика, механизм оплаты труда, оценка эффективности, стимулирование труда.
ALGORITHM OF IMPROVEMENT OF THE WAGES POLICY OF ORGANIZATIONS OF
AGRARIAN ECONOMY
N. I. Proka, Doctor of Economy Science, Professor Orel State Agrarian University present name N. V. Parakhin
T. A. Stebakova, Graduate Student Orel State Agrarian University present name N. V. Parakhin
Abstract. The article discusses the algorithm that allows to increase the efficiency of the wage policy of organizations of agrarian sector. The proposed system of provisions and assessment of wage policies. The analysis made it possible to formulate the main conclusions and practical recommendations for improving the wage policy in the agrarian sector.
Key words: wage policy, agrarian economy, wage mechanism, performance evaluation, labor incentives.
В целях дальнейшего повышения конкурентоспособности аграрного сектора необходимо формирование эффективной политики заработной платы, которая должна отвечать современным требованиям развития экономики страны. Реализация указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024» предусматривает повышение производительности труда, обеспечение устойчивого роста доходов населения и качества трудовой жизни населения [10]. Поставленные задачи предлагается решить в рамках реализации эффективной политики заработной платы.
Рисунок 1 - Алгоритм анализа и совершенствования политики заработной платы В авторском варианте этапы анализа и совершенствования политики заработной платы представлены в виде алгоритма (Рис.1).
ВЕСТНИК СЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОМ ПОЛИТИКИ
№1(21), 2019
На данных этапах складываются структурные элементы политики заработной платы, которые могут быть представлены определенной системой оплаты труда, премирования и материального стимулирования, а также степень участия работников в разработке политики заработной платы [8].
Современная политика оплаты труда - это целенаправленная деятельность по формированию системного подхода в области оплаты труда, включающая в себя следующие элементы:
• принципы оплаты труда;
• концепцию построения механизма оплаты труда;
• нормативно-правовую базу;
• условия, обеспечивающие мотивационный характер;
• критерии, показатели и методику оценки труда работников;
• системы «зарплатообразования»;
• соотношение фонда заработной платы и основных результативных показателей деятельности;
• диапазон вариации показателей уровня заработной платы персонала;
социально-трудовые отношения между работником, работодателем и государством и т.д. [4].
Исследование проблемы формирования и реализации эффективной политики заработной платы позволили сформировать четкое авторское понятие основных ее категорий и элементов (Рис. 2).
Субъект
Работодатель Объединение работодателей
I
Цель
Функции -► Задачи
Элементы политики заработной платы
Этапы формирования политики зараб отной платы
Законодательно-нормативная база
Федеральный уровень
Нормирование труда
Стимулирующие и компенсирующие выплаты
1
Система оплаты Методика
труда установления ставок
Объект
Работник Профсоюз
Рисунок 2. Структура политики заработной платы Одним из важнейших аспектов реализации политики заработной платы является ее законодательно -нормативная база, представленная авторами на 3 уровнях: федеральном, региональном и отраслевом (рис. 3).
Рисунок 3. Нормативно-правовая база политики заработной платы
Авторами отмечается несовершенство законодательной базы политики заработной платы: отсутствие научно-обоснованных рекомендаций по формированию эффективной политики заработной платы, отсутствие механизма оценки ее реализации, обобщающий характер положений, устаревшие методические подходы.
Учитывая все недостатки, авторами предлагается расширить положения политики заработной платы в соглашениях. Существующие положения и авторские дополнения изложены в таблице 1.
Политика заработной платы субъектов хозяйствования должна мотивировать работников на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2020 года, направленной, в том числе, на повышение эффективности труда в сельском хозяйстве [2].
Для получения объективной информации для мониторинга действующей политики заработной платы в организациях необходима система показателей, анализ которых позволит получить реальную картину эффективности ее реализации для принятия тех или иных обоснованных управленческих решений [5].
Анализ основных показателей позволил сделать следующие выводы:
• в 2017 году выручка от реализации сельскохозяйственной продукции выросла на 4849 млн. руб. или на 22,8% по сравнению с 2013 годом;
• среднегодовая численность сельскохозяйственных работников сократилась на 495 человек или на 3%;
• среднемесячная заработная плата постоянных рабочих и служащих увеличилась в среднем в 1,6 раз, это говорит о сравнительно стабильном росте данных показателей;
• выручка на 1 работающего и рабочего увеличилась на 32% и в 2 раза соответственно;
• наблюдается рост фонда заработной платы на 50%, зарплатоотдача в 2017 году сократилась на 16,7 % или на 1,06 млн. руб., а зарплатоемкость в свою очередь увеличилась на 18,8%.
Таблица 1 - Рекомендуемые положения по совершенствованию раздела «Политика заработной платы» в соглашениях по регулированию социально-трудовых отношений
Вид Соглашения Существующие положения политики заработной платы Рекомендуемые положения политики заработной платы по видам соглашений
Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2018 - 2020 гг. 1. Поддержание МРОТ на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения. 2. Начисление районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. 3. Предотвращение возникновение просроченной задолженности по заработной плате. 1. Разграничение прав государственных органов и органов власти субъектов РФ в части регулирования. 2. Совершенствование механизмов защиты трудовых прав. 3. Установление конкретных сроков по росту заработной платы. 4. Введение основных параметров политики заработной платы.
Соглашение между администрацией города Орла, федерацией профсоюзов Орловской области и объединениями работодателей на 2017 - 2019 гг. 1. Доведение размера среднемесячной заработной платы до четырех прожиточных минимумов трудоспособного населения. 2. Контроль за своевременной выплатой заработной платы. 3.Создание и организация работы комиссии по трудовым спорам. 1. Доведение уровня среднемесячной заработной платы до уровня размера заработной платы в среднем по стране. 2. Учет особенностей отраслей при принятии соглашения, имеющих наибольший удельный вес в валовом региональном продукте. 3. Соотношение оплаты труда с уровнем сложности работы.
Отраслевое соглашение по АПК РФ на 2018 - 2020 гг. 1. Уровень реальной заработной платы в сельском хозяйстве до 90% от уровня средней заработной платы по стране. 2. Размер тарифных ставок заработной платы не ниже МРОТ. 3. Индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен. 4. Установление доли тарифной ставки/должностного оклада в заработной плате на уровне не менее 70%. 5. Доля заработной платы в неденежной форме не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы. 1. Обеспечение устойчивого роста размера заработной платы. 2. Дифференцирование размера заработной платы в зависимости от личного вклада работника. 3. Превышение темпов роста уровня производительности труда над заработной платой. 4. Регламентированная структура фонда оплаты труда. 5. Регулирование степени удовлетворенности работников уровнем заработной платы и их мотивации. 6. Повышение привлекательности работы в сельском хозяйстве для молодых специалистов и их семей. 7. Установление новых норм труда, а также размера стимулирующих и компенсирующих выплат.
Источник: разработано по данным [1,3,7].
На основе анализа можно сделать вывод, что наметилась положительная тенденция повышения эффективности политики заработной платы в организациях АПК. Но в тоже время отметим, что процесс совершенствования политики заработной платы непрерывен и требует гибкости со стороны руководства организации, мониторинга внешний и внутренних факторов, учет мнения работников и ориентацию на современные тенденции развития мирового рынка.
Развитие политики заработной платы является одной из актуальных проблем аграрной науки, что подтверждается следующими условиями:
• отсутствие научно-обоснованных рекомендаций по формированию и оценке эффективности политики заработной платы на федеральном, отраслевом уровнях и уровне хозяйствующего субъекта;
• в последние годы серьезных научных исследований оплаты аграрного труда практически не наблюдалось;
• понижение роли профессиональной подготовки в аграрных вузах экономистов-менеджеров аграрного профиля и системы их научной подготовки через аспирантуру;
• проблема формирования эффективной политики заработной платы является по большей степени прикладной;
• ограниченный информационный потенциал [5].
На основании вышеизложенного анализа автором предлагаются следующие практические рекомендации:
• на уровне государства:
- совершенствование законодательства в области оплаты труда;
- расширение положений политики заработной платы в соглашениях по регулированию социально-трудовых отношений;
- создание на государственном уровне возможности для повышения квалификации руководителей и персонала;
- снижение уровня инфляции и безработицы;
- постоянное повышение размера МРОТ;
- поддержка руководителей в создании эффективной политики заработной платы;
- ужесточение законодательства в части нарушения сроков выплаты заработной платы и низкого ее уровня и т.д.
• на уровне организации:
- постоянный мониторинг внешних условий деятельности и действующего законодательства;
- поддержка творческой и трудовой активности персонала, повышения его квалификационного уровня;
- совершенствование политики заработной платы;
- внесение поправок в документы, регулирующие трудовые отношения;
- повышение уровня производительности труда;
- периодическая индексация размера заработной платы;
- снижение текучести кадров и напряженности в коллективе;
- развитие системы стимулирующих и компенсирующих выплат, увязка размера заработной платы с результатами труда;
- разъяснение работникам механизма начисления основной и дополнительной оплаты труда и т.д. [9].
В заключении отметим, что формирование и реализация эффективной политики заработной платы является сложным процессом, что обусловлено отсутствием серьезных теоретико-методологических разработок в данной области и рекомендательным характером положений нормативных актов. Поэтому считаем важным использование постоянного мониторинга действующей политики заработной платы хозяйствующего субъекта, применение инструментов государственного регулирования с целью реализации государственных программ и повышения конкурентоспособности аграрного сектора.
Литература
1. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018 - 2020 годы.
2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.
3. Отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2018 - 2020
годы.
4. Прока Н.И. Основные параметры политики оплаты труда в аграрном секторе экономики // Вестник ОрелГАУ. 2016. № 6 (63). С. 3-9.
5. Прока Н.И. Оценка основных положений политики оплаты труда в аграрном секторе экономики // Экономика сельского хозяйства. 2018. № 8. С. 46-51
6. Россия в цифрах - 2017. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/rusfig/rus17.pdf (Дата обращения 26.08.2018).
7. Соглашение между правительством Орловской области, федерацией профсоюзов Орловской области и объединением работодателей «Объединение промышленников и предпринимателей Орловской области» на 2017 - 2019 годы
8. Стебакова Т.А. Этапы формирования политики заработной платы в организациях АПК // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство, 2018. № 5 (29)
9. Стебакова Т.А. Эффективность политики заработной платы организаций АПК: дис... канд. экон. наук. Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина, Орел, 2019.
10. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"