УДК 331.215.53
Е.В. Бураева, кандидат экономических наук Ф ГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет»
МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА: РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье рассматриваются основные проблемы установления и использования минимальной заработной платы в России. В динамике представлены основные показатели, характеризующие роль и значение минимальной заработной платы в экономике, выявлены основные проблемы, существующие в системе государственных социальных гарантий в сфере оплаты труда. Предлагается комплекс мер, направленных на совершенствование политики в отношении размера минимальной оплаты труда.
Ключевые слова: государственное регулирование трудовых отношений, минимальная заработная плата, социальная защита трудящихся, социальные гарантии работникам, потребительская корзина, прожиточный минимум, минимальная оплата труда.
Изменения, происходящие в последние годы в экономике России, повлекли за собой изменения всех неэкономических отношений общественной жизни, и в первую очередь, социальных. На первое место в проводимой правительством страны политике, выходит социальная ориентация развития экономики, ее нацеленность на повышение уровня и качества жизни населения. Данные изменения невозможны без адекватной социальной организации труда, призванной обеспечить эффективную трудовую деятельность. В этой связи особую значимость приобретает создание новой системы социальной защиты трудящихся, обеспечивающей их право на справедливое трудовое вознаграждение. Уровень заработной платы в социально направленной экономике формируется под воздействием множества сложных, зачастую разнонаправленных механизмов, в том числе, и от государственной политики, реализуемых социальных программ, действий работодателей и профсоюзов.
Одним из наиболее эффективных способов государственного регулирования в сфере организации оплаты труда является установление определенного минимального размера месячной заработной платы, гарантированного государством.
Официально устанавливаемый в Российской
Ф едерации минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты носит название минимального размера оплаты труда (далее, - МРОТ) [1]. С 1 июня 2011г. и по настоящее время его величина составляет 4611 рублей [3].
Под минимальной заработной платой (далее,-М3П) понимается размер месячной заработной платы, устанавливаемый в субъекте РФ региональным
соглашением о минимальной заработной плате, за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при
выполнении работ минимальной сложности в
нормальныхусловияхтруда [1].
В рыночной экономике, при условии функционирования предприятий различных форм
The article introduces major problems of minimum wage determination and its usage in Russia. The main indices, introduced in the dynamics, characterize the role and the meaning of the minimum wages in the economy. General problems, which exist in the system of the state social safety net in the sphere of payment for labor, are also discussed in this article. It contains the complex of measures, referred to improve minimum wage rate policy.
Key words: state regulation of labor relationships, minimum wage, social labor protection, social safety net, consumer basket, living wage.
собственности, минимальная заработная плата призвана выполнять следующие задачи в воспроизводстве рабочей силы: служить ориентиром и гарантом получение минимально необходимого для работника низшей квалификации объема потребления материальных благ и услуг, играть роль одного из основных факторов реальной дифференциации заработной платы; регулировать организацию заработной платы на предприятии, оказывая влияние на ее структуру (пропорцию между постоянной и переменной частями); ориентировать общество на минимальный уровень результативности труда, которого оно вправе требовать от работника [13]. Т аким образом, минимальная заработная плата может и должна регулировать всю систему оплаты труда в экономике.
В этой связи, проблема использования института минимальной заработной платы при регулировании социально-экономических отношений, и всей экономики в целом, является, несомненно, весьма актуальной, представляет огромный практический интерес и требует к себе пристального внимания с точки зрения изучения и анализа.
Проведенный анализ показывает, что в сложившейся на сегодняшний момент в стране ситуации, минимальная заработная плата не выполняет ни одну из присущих ей в рыночной экономике функций и не гарантирует достойные условия жизни низкооплачиваемой категории работников. Эксперты отмечают, что в РФ МРОТ недопустимо низок, притом, что его достойный уровень может быть эффективным инструментом в борьбе с бедностью, неравенством в оплате труда и способствовать увеличению спроса.
С 2000 года МРОТ вырос более чем в 30 раз (табл.1). Учитывая, что зачастую изменения МРОТ происходили не с начала года, а с определенного месяца в году, то в целях обеспечения сопоставимости анализируемых показателей,
представленных в таблице 1, среднемесячный МРОТ по годам был нами рассчитан как среднеарифметическая взвешенная величина,
учитывая месяц введения измененного размера мин з/пл. Самые крупные повышения произошли в сентябре 2007 г. (размер увеличен в два раза) и в январе 2009г. (в 1,9 раза).
Таблица 1 - Динамика соотношения минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму и среднемесячной заработной плате, %*
*Рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики РФ
При этом немаловажным является тот факт, что, несмотря на резкое повышение размера минимальной зарплаты в 2007г, при этом в МРОТ были включены выплаты по всевозможным надбавкам: за вредность, за работу на северных территориях, что также является нарушением трудовых прав работников. В итоге такое значительное повышение МРОТ не оказало особого влияния на реальном финансовом положении работников. По сути, получается, что размер МРОТ реально увеличился, когда правительство подняло его с 4330 до 4611 рублей (с 1 июня 2011г.). Таким образом, прибавка составила 6,5%, то есть 281 рубль.
3а последние 5 лет по расчётам экспертов Россия занимает второе место в Европе по темпам роста минимальных заработанных плат, уступая только Республике Молдова. В России МРОТ за последние пять лет увеличился более чем в 4 раза, в то время как в Молдове - более чем в 6 раз. Третье место по темпам роста занимает Азербайджан - минимальная
заработная плата там выросла в 1,8 раза. По странам Западной Европы самый низкий рост наблюдался в Великобритании - только 5%, за ней следует Ф ранция 27% роста и Нидерланды (30%) [18].
Учитывая, что в последний раз серьезная индексация МРОТ проводилось в январе 2009 года, а прожиточный минимум в России в настоящее время для трудоспособного населения составляет 6913 рублей в месяц [8], назвать эти изменения существенными никак нельзя. Тем более что инфляция за это же время - за 3,5 года - составила 28,6% (2009 - 8,8%, 2010 год - 8,8%, 2011 года -6,1%, с 1 января по 31 августа 2012 г. составила 4,6%) [12] (рис. 1).
120,2 . 113,6
^1 11'3
1117 110,9 111>х
*—103 /Г \iro t 108,8
N 1(6.1
ш,б
200(1 2001 2002 200: 2004 2С05 !0№ 2007 2008 2105 2010 2011 2012 {с
1.01 ГК
31.08'
Рисунок 1 - Динамика индекса потребительских цен на конец периода, %
Кроме того, мировое сообщество в лице международной организации труда (МОТ) давно признало, что заработная плата в размере менее 3 долл. США в час ведет к разрушению трудового потенциала экономики [20]. В России соответствующие показатели значительно ниже. С учетом того, что человек по общепринятой норме работает примерно 168 часов в месяц, МРОТ в России на сегодняшний день должен составлять где-то около 500 долл. в рублевом эквиваленте.
Довольно интересным с точки зрения анализа проблем минимальной заработной платы
представляется исследование, проведенное экспертами Центра экономического анализа "РИА-Аналитика". На основании данных Евростата и различных органов власти европейских государств, ими был подготовлен рейтинг стран Европы по уровню минимальных заработных плат (рис. 2).
Рейтинг подготовлен по состоянию на конец июля 2011 года путем построения ранжированного ряда стран Европы по ежемесячному минимальному уровню заработных плат, путем пересчета местной валюты в рубли по курсу ЦБ РФ. В рейтинг вошли страны, по которым удалось получить достоверную актуальную информацию, и в которых минимальные заработные платы или прочие социальные гарантии населению установлены государством (минимальные зарплаты отсутствуют, например, в Швеции и Ф инляндии).
Среднемесячная начисленная заработная плата в экономике (ЗП), руб. Прожиточный минимум трудоспособного (ПМ), руб. Среднемесячный минимальный размер оплаты труда (МРОТ), руб. Отношение мрот, %
о 1-і Отношение 3П к ПМ, раз к ПМ к средней 3П
2000 2223 1320 1,7 108 8,2 4,9
2001 3240 1629 1,9 250 15,3 7,7
2002 4360 1968 2,2 400 20,3 9,2
2003 5499 2304 2,4 488 21,2 8,9
2004 6739 2602 2,6 600 23,6 8,9
2005 8555 3255 2,6 747 22,9 8,7
2006 10634 3695 2,9 1000 27,1 9,4
2007 13593 4159 3,3 1500 36,1 11,0
2008 17290 4971 3,5 2300 46,3 13,3
2009 18637 5572 3,3 4330 77,7 23,2
2010 20952 6138 3,4 4330 70,5 20,7
2011 23693 6878 3,4 4494 65,3 19,0
2012 I кв. 24741 6827 3,6 4611 67,5 18,6
II кв. 26440 6913 3,8 4611 66,7 17,4
Минимальная зп, дол.США • Уровень М3 П в России, дол. США I
^ СО 8_88
Рисунок 2 - Рейтинг стран Европы по размеру минимальных зарплат в июле 2011 г, в дол. США
Лидерские позиции занимает Люксембург, где минимальная заработная плата по итогам июля 2011 года в пересчете на российские рубли составляет 70,1 тыс. руб. в месяц. С большим отрывом от первого места, располагаются также Ирландия - 58,3 тыс. руб. и Бельгия - 57,6 тыс. руб. В целом все страны ЕС в рейтинге расположились в верхней его части, в то время как бывшие республики СССР замыкают рейтинг.
На последнем месте рейтинга европейских стран находится Армения с показателем минимального уровня заработной платы в 2424 руб. в месяц. Россия, по оценке экспертов, с текущей величиной МРОТ в 4611 руб. (примерно $165) занимает в рейтинге европейских стран 23 место из 29, соседствуя с Болгарией, где
минимальный уровень заработной платы (4897 руб.) самый низкий из всех стран ЕС и Республикой Беларусь (3432 руб. по официальному курсу) [18].
Таким образом, притом, что достойный уровень минимальной заработной платы может быть эффективным инструментом в борьбе с бедностью, неравенством в оплате труда и способствовать увеличению спроса, в Р данный показатель
недопустимо низок, и не выполняет своих функций, и как следствие - не может служить гарантом
достойных условий жизни низкооплачиваемой
категории работников.
Согласно ст.133 Трудового кодекса РФ
минимальная зарплата не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения [1]. Однако же, данные официальной статистики свидетельствуют о значительном отрыве минимального размера оплаты труда от величины прожиточного минимума (рис. 3). Даже, несмотря на то, что прожиточный минимум, основанный на минимально допустимых размерах потребления наиболее важных для человека материальных благ и услуг, не обеспечивает нормального воспроизводства рабочей силы, так как не учитывает полного набора товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных материальных и духовных потребностей.
IМР0Т, руб.
] П ражиточный миниму в среднем по РФ, руб. -Прожиточный минимум по Орловской обл., руб.
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Рисунок 3 - Динамика роста прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда
Поэтому, мы считаем, что его надо рассматривать только как временный ориентир в социальной политике, ограниченный периодом кризисного состояния экономики.
Глава Минтруда М. Топилин в конце июня 2012г. представил правительству законопроект "О потребительской корзине в целом по Р ", который вводит принципиально новый порядок расчета потребительской корзины с 2013 года.
Состав новой корзины рассчитывается из суточной нормы энергетической ценности продуктов для трудоспособного населения в 2487 ккал, для пенсионеров - 2100 ккал, для детей - 2012 ккал. Меняется качественный состав корзины: растут
нормы потребления мяса, рыбы, молока, яиц, овощей и фруктов, снижаются нормы потребления хлеба, картофеля, растительного масла и маргарина.
Новая корзина будет дороже действующей на 200 рублей (3,2%) - ее стоимость составит 6367 рублей для трудоспособного населения. На 411 рублей (8,2%), до 5443 рублей, вырастет стоимость корзины для пенсионеров, на 250 рублей, (4,1%), до 6407 рублей - для детей [17].
Однако, по мнению ряда экспертов, государство "отказывается от метода расчета модельного набора позиций в корзине", чтобы не повышать ее стоимость, не нести дополнительных расходов, а также получить лучшие показатели по бедности. "Тарифы на услуги
1000
0
растут втрое выше, чем цены на продовольствие", -отмечают эксперты [14].
Таким образом, в нашей стране, МРОТ, к сожалению, не выполняет функции социальной гарантии работникам, поскольку прожить на неё фактически нельзя. Несмотря на положительную динамику данного показателя за исследуемый период, в 2010 г. минимальная заработная плата составляла лишь 70,5% от прожиточного минимума (табл. 1), а в 2011г. - всего 65,3 %, что связано с тем, что потребительские цены с конца 2011г. росли большими темпами, нежели МРОТ.
Сейчас минимальная заработная плата составляет 66,7% от прожиточного минимума трудоспособного населения и это без учета того, что у работающего могут быть иждивенцы. То есть эта величина не обеспечивает даже прожиточный минимум. Поэтому нынешний МРОТ, по нашему глубокому убеждению, нужно рассматривать скорее в качестве ориентира или базы для расчета пособий, а не как реальную минимальную заработную плату.
Впрочем, принимая во внимание, что еще двенадцать лет назад МРОТ составлял вообще 108 руб. - цифру, которую применительно к термину заработная плата нельзя было рассматривать, на наш взгляд, даже теоретически. Таким образом, повод для оптимизма все же есть и надежда на то, что МРОТ в ближайшем будущем станет реальной гарантией соцзащиты, остается.
Несмотря на то, что право на достойную жизнь гарантировано всем гражданам России Конституцией, в современной экономике сохраняется значительное количество так называемых ’’работающих бедных” с доходами ниже прожиточного минимума (рис. 4).
2012 (с 1.01 по 31.08)
20111 112.8
2010 1 ~!12.6
2009 Г 11.3
2008 Г 113.4
2 007 I 113.3
2006 1 115.2
2 005 1------ 117.7
2 004 1 И 7.6
2003 120.3
2002
2001 -------- --------127.5
2000 129
Рисунок 4 - Доля населения России с денежными доходами ниже прожиточного минимума, %
Так, в 2011 г. их численность составила 18,1 млн. человек (12,8%), а на I квартал 2012г - 19,1 млн. человек (13,5%) [10].
На необоснованно низкий уровень минимальной заработной платы указывает также ее соотношение со средней заработной платой (индекс Кайтца) (рис.5).
100%
80%
60%
40%
20%
0%
□ общая сумма среднемесячной заработной платы в экономике, руб.
□ в т.ч. МРОТ, руб.
Рисунок 5 - Удельный вес МРОТ в средней заработной плате в целом по экономике, %
В 2011г. оно составило 19%, в то время как в развитых рыночных экономиках это соотношение колебалось от 31 до 57%, а в среднем - в пределах 44%. Европейские стандарты признают в качестве минимальной зарплаты заработок, который составляет не менее 60% от средней заработной платы по стране [16]. В Р Ф МРОТ, таким образом, составил бы 16 тыс. руб.
В качестве показателя, дающего характеристику ситуации, сложившейся в социально-экономической сфере, можно также использовать соотношение годовой минимальной заработной платы в стране и объема валового внутреннего продукта с учетом паритета покупательной способности на душу населения. Данный показатель характеризует минимальную сумму, выплачиваемую работникам по сравнению с тем, какой доход граждане приносят стране. Эксперты-аналитики признают, что данный показатель хоть и достаточно приближенно, но дает характеристику того, как соотносятся социальные гарантии по минимальной заработной плате и объемы производства страны, в расчете на одного жителя [18]. Во многом данное соотношение отражает уровень социальной защищенности граждан страны с учетом уровня богатства самой страны. Наибольшее соотношение годовой минимальной заработной платы к ВВП на душу населения во Франции - 68.7%, далее следуют Бельгия и Ирландия (68.6% и 65.1%). В тройке стран с самым низким показателем Казахстан (10.4%), Республика Беларусь (10.6%) и Россия (12.5%) [18], что еще раз подчеркивает тот факт, что размер минимальной заработной платы в нашей стране не адекватен уровню экономического развития.
На сегодняшний момент Минфин и Минтруд согласовали повышение минимального размера оплаты труда с 2013 года с нынешних 4611 до 5205 рублей. Таким образом, МРОТ вырастет на 594 рубля, или 12,9%. Но и после этого не заработает норма Трудового кодекса: минимальная зарплата не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, поскольку новое
значение МРОТ в 5,2 тысяч рублей - это лишь 76% от величины нынешнего прожиточного минимума [15].
Ранее затраты на доведение МРОТ до прожиточного минимума Минздравсоцразвития оценивало в 55 млрд. руб., Минфин - в 60млрд руб., главным образом на повышение зарплат
бюджетникам. Планируемое повышение МРОТ до
5205 руб. стало возможным благодаря тому, что не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и отразит уже произведенные расходы на индексацию зарплат. В 2011 году зарплата
федеральных бюджетников повышалась дважды (с 1 июня и с 1 октября на 6,5%), а с 1 октября 2012 года запланировано еще одно повышение на 6%, что позволит госучреждениям установить с 1 января 2013 года зарплаты не ниже нового МРОТ. Что же касается реального сектора экономики, то зарплаты там и так растут хорошими темпами: с июля 2011 года по декабрь 2012 года их рост составит 13%. Поэтому для работодателей повысить зарплаты труда не составит, полагают в министерствах. Отметим, что наибольшую
в
- "
2000 2002 2004 2006 2008 2010
нагрузку для работодателей рост МРОТ создает в сельском хозяйстве и легкой промышленности.
Проведенный анализ ситуации, сложившейся в нашей стране в вопросах установления и использования минимальной заработной платы, позволил нам сделать основные выводы и сформулировать ряд предложений по созданию эффективно действующей минимальной зарплаты.
Вопрос об определении понятия минимальной заработной платы и способах расчета ее размера в настоящее время сохраняет принципиальное значение. И как бы за последние годы ни менялись формулировки, МРОТ занимает особое место в организации заработной платы и, безусловно, влияет на всю систему ее дифференциации (в зависимости от сложности работ, уровня квалификации работников и других форм поощрения за труд, включая надбавки и доплаты).
МРОТ в последнее время не выполнял функцию минимальной зарплаты. Он выполняет другие функции, счетной единицы, например, к нему отсылаются, когда высчитываются какие-то пособия. 3а последнее десятилетие произошло существенное увеличение роста данного показателя, что является отрадным фактором, однако, этого повышения явно недостаточно, МРОТ в идеале должен составлять полтора прожиточных минимума, поэтому и прожиточный минимум в стране тоже повышают не слишком быстро. При этом по словам экспертов, МРОТ практически не требует бюджетных денег. «В бюджетных учреждениях очень мало людей, которые получают зарплату ниже МРОТ, поэтому это мало бьет по бюджету. Это в основном некий посыл для бизнеса, на какие цифры он должен ориентироваться. И дальше нужна политическая воля, чтобы заставить бизнес хотя бы такие суммы уплачивать» [15]
Ф едеральный закон № 54-Ф 3 ”О внесении
изменений в Ф едеральный закон ”О минимальном размере оплаты труда” и другие законодательные акты, принятые в 2007 г., изменили правовое регулирование в сфере оплаты труда и, в частности, порядок установления и применения МРОТ. Субъекты РФ получили право устанавливать размер минимальной заработной платы с учетом своих социально-экономических условий и величины ПМ трудоспособного населения. Для России очень важен региональный аспект проблемы минимальной заработной платы - с учетом ситуации на локальных рынках труда. Когда возражают против повышения МРОТ, то главный довод - нехватка бюджетных средств и угроза инфляции. Считается, что при решении этого вопроса следует принимать во внимание два круга факторов - ценовых и количественных (связанных с банкротствами и появлением нового бизнеса). Кроме того, при увеличении минимума зарплаты надо обязательно соответствующим образом корректировать (повышать) оплату труда смежных
квалификационных групп. В любом случае, необходимо очень тонко учитывать все факторы. Иначе не исключены разрушительные последствия (например, в Венгрии из-за быстрого повышения МРОТ разорилось много мелких предприятий; резко выросла безработица). Поэтому действовать нужно очень осторожно, с учетом многих обстоятельств.
Еще одна бессмыслица в отношении МРОТ возникла в 2007г. после принятия вышеназванного закона, в соответствии с которым была отменена вторая часть ст.129 ТК Р , согласно которой в величину МРОТ не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные надбавки [2]. Т.е., на сегодняшний момент, все перечисленные надбавки входят в МРОТ, хотя этот индикатор в принципе должен исходить из нормальных условий использования рабочей силы. Сегодня требуется четко определить, какие доплаты и надбавки включаются в МРОТ, а какие являются
гарантированной выплатой (в том числе за тяжелые, вредные и опасные условия труда). Большинство ученых и специалистов не сомневается, что МРОТ должен быть связан с простым,
неквалифицированным трудом. Теперь же эта норма распространяется на любого работника.
Кроме того, в механизме рыночного регулирования оплаты труда на принципах социального партнерства МРОТ пока присутствует исключительно формально. Надо придать
соглашениям (договорам), заключаемым
социальными партнерами, законодательный статус. Можно предложить, чтобы государственный
минимум устанавливался только для нечленов профсоюза, то есть для тех, у кого нет организованной защиты. Для остальных (членов различных профсоюзов и объединений) МРОТ должен фиксироваться по итогам переговоров с работодателями - в коллективных договорах, а его размер - стать обязательной локальной нормой.
Очень важным моментом при регулировании ситуации с минимальной заработной платой в Р , является проблема критерия при определении
минимальной зарплаты. На наш взгляд, в настоящее время оптимальным будет использовать не стоимость ”потребительской корзины”, а определенную долю средней заработной платы, т.е. так называемы «медианный способ», когда в качестве своеобразной точки отсчета принимается медианная заработная плата, - такое значение заработной платы, больше и меньше которого получают примерно равное количество
работающих в экономике страны. Это связано, прежде всего, с проблемой неравномерного распределения зарплат по регионам и отраслям экономики.
На сегодняшний день значение медианной заработной платы составляет примерно 16 тыс. руб., то есть оно немного больше двух прожиточных минимумов и как раз примерно равно минимальному потребительскому бюджету [19].
Медианная заработная плата - вполне реальная (а не статистически сконструированная, как сейчас) величина, причем непосредственно влияющая на платежеспособный спрос. В странах Западной Европы МРОТ составляет 50% и более от средней зарплаты, в США - примерно одну треть [20]. В переходных экономиках и в развивающихся странах МРОТ обычно значительно ниже. На ”медианный” критерий расчета МРОТ в Европе перешли в период, когда государства провозгласили и стали активно проводить политику всеобщего благосостояния, действовали сильные профсоюзы. Институт МРОТ применяли для смягчения проблем бедности. Сегодня в соответствии с Европейской социальной хартией во многих странах
этого региона минимальная зарплата вышла на уровень 1,5-2,5 ПМ. Неверно, что такая методика применима только в высокоразвитых странах. Она вполне подходит и нам, правда, для нас приемлемым размером пока можно считать, по-видимому, не 60%, а 40%.
Предложенный комплекс мероприятий по совершенствованию ситуации в сфере установления и использования минимальной заработной платы позволит стабилизировать сложившуюся на сегодняшний день ситуацию, а достойный уровень МРОТ будет выполнять присущую ему функцию эффективного инструмента в борьбе с бедностью, неравенством в оплате труда и способствовать в конечном итоге увеличению спроса.
Литература
1. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - Омега-Л, 2012г. - 196с. -Л8БК 978-5-370-02607-2
2. Ф едеральный закон от 20 апреля 2007г. № 54-Ф 3 ”0 внесении изменений в Ф едеральный закон ”0 минимальном размере оплаты труда”. [Электронный ресурс]. Гарант. Информационно-правовой портал. -Режим доступа: http://base.garant.ru/12153049/
3. Ф едеральный закон Р Ф от 1 июня 2011г. №106-
Ф 3 «О внесении изменения в ст.1 Ф 3 «О
минимальном размере оплаты труда». [Электронный ресурс]. Гарант. Информационно-правовой портал. -Режим доступа:
http://www.garant.ru/hotlaw/federal/327829/
4. Ф едеральный закон от 24 октября 1997 года
№134- Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Ф едерации» (с изменениями от 27 мая 2000 г., 22 августа 2004 г., 24 июля 2009 г., 30 ноября 2011 г.) [Электронный ресурс]. Гарант. Информационноправовой портал. - Режим доступа:
http://base.garant.ru/172780/
5. Ф едеральный закон от 10 марта 2006г. № 44-
Ф 3 «0 потребительской корзине в целом по
Российской Федерации» (с изм., внесенными
Федеральным законом от 08.12.2010 N 332-Ф3) [Электронный ресурс] КонсультантПлюс.
Информационно-правовой портал. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base =ЬЛ’^п=59321 ;Ш= 134;dst=4294967295 ;і^=0.947413 9555823058
6. Постановление Правительства РФ от 13
сентября 2012 г. N 921 « Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Ф едерации за II квартал 2012г. [Электронный ресурс]. Гарант.
Информационно-правовой портал. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/419433/
7. Официальный сайт Федеральной службы
государственной статистики Р Ф [Электронный ресурс]: Основные социальные гарантии,
установленные законодательством российской Ф едерации. - Режим доступа:
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/06-
17.htm
8. Официальный сайт Федеральной службы
государственной статистики Р Ф [Электронный ресурс]: Величина прожиточного минимума в
среднем на душу населения. - Режим доступа:
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/uro
v_41kv.htm
9. Официальный сайт Федеральной службы
государственной статистики Р Ф [Электронный ресурс]: Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности. - Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect /rosstat/rosstatsite/main/population/wages/#
10. Официальный сайт Ф едеральной службы государственной статистики Р Ф [Электронный ресурс]: О соотношении денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума и численности малоимущего населения в целом по Российской Ф едерации в I квартале 2012 года. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d0 4/139.Ыш
11. Официальный сайт Ф едеральной службы
государственной статистики РФ [Электронный ресурс]: Численность населения с денежными
доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/ur ov_51g.htm
12. Официальный сайт Ф едеральной службы государственной статистики Р Ф [Электронный ресурс]: Индексы потребительских цен на товары и услуги по Российской Ф едерации. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/potr/2011/I-ipc.htm
13. Дагбаева, С.Д.-Н. Уровень жизни населения: пути решения проблемы бедности [Текст]. / С.Д.-Н. Дагбаева - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. - 146 с.
14. Власти решили сэкономить: потребительская
корзина "для бедных" станет еще легче [Электронный ресурс] //NEWSru.com//Новости экономики. - Режим доступа:
http://www.newsru.com/finance/28jun2012/potrebascket.html
15. Даже после повышения минимальная зарплата не
дотянет до прожиточного минимума [Электронный ресурс] // NEWSru.com // Новости экономики. - 2012г. - 30 августа. - Режим доступа:
http://www.newsru.com/finance/30aug2012/prominimum.html
16. МРОТ не в состоянии угнаться за прожиточным минимумом [Электронный ресурс] .Режим доступа:http://www.finomenov.ru/finaпce/15249-mrot-ne-v-sostoyaпii-ugnatsya-za-prozhitochпym-minimumom.html
17. Потребительская корзина подорожает
[Электронный ресурс] // Газета. СПб. Электронная версия.-2012. - 28июня. - Режим доступа:
http://www.gazeta.spb.ru/735472-0/
18. Рейтинг стран по размеру минимальных зарплат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kadrovik.ru/modules.php?file=article&name= News&op=modload&sid=12791
19. Стратеги-2020 предложили уничтожить МРОТ с помощью инфляции Г. Савин [Электронный ресурс]//Солидарность. - №36.- 05.10.2011. - Режим доступа:http://www.solidarnost.org/thems/politEkonomiy a/politEkonomiya_8335.html
20. Ф едченко, А. Стимулирование работников. 3арубежный опыт [Текс] / А. Ф едченко // Человек и труд. -2008. - № 3. - С. 33-41.
Вестник Орел Г Ay
№5(38)
октябрь 2012
Теоретический и научно-практический журнал. Основан в 2005 году
Учредитель и издатель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный аграрный Университет»_______________________________________________________
Редакционный совет:
Парахин Н.В. (председатель) Амелин А.В. (зам. председателя) Астахов С.М.
Белкин Б.Л.
Блажнов А.А.
Буяров В.С.
Гуляева Т.И.
Гурин А.Г.
Дегтярев М.Г.
Зотиков В.И.
Иващук О.А.
Козлов А.С.
Кузнецов Ю.А.
Лобков В.Т.
Лысенко Н.Н.
Ляшук Р.Н.
Мамаев А.В.
Масалов В.Н.
Новикова Н.Е.
Павловская Н.Е.
Попова О.В.
Прока Н.И.
Савкин В.И.
Степанова Л.П.
Плыгун С.А. (ответств. секретарь) Золотухина О.А. (редактор)
Адрес редакции:
302019, г. Орел, ул. Генерала Родина, 69.
Тел.: +7 (4862) 45-40-37 Факс: +7 (4862) 45-40-64 E-mail: [email protected] Сайт журнала: http://ej.orelsau.ru Свидетельство о регистрации ПИ 9ФС77-21514 от 11.07.2005 г.
Специалист регионального методического центра по УДК: Служеникина А.М. Технический редактор: Мосина А.И.
Сдано в набор 10.08.2012 г. Подписано в печать 23.09.2012 г. Формат 60x84/8. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.
Объём 21,5 усл. печ. л. Тираж 300 экз. Издательство Орел ГАУ, 302028, г. Орел, бульвар Победы, 19. Лицензия ЛР 9021325 от 23.02.1999 г.
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикаций научных работ, отражающих основное научное содержание кандидатских и докторских диссертаций
Содержание номера
Экономика АПК
Парахин Н.В., Прока Н.И. Адаптация механизма государственной поддержки аграрного сектора
России к условиям ВТО.......................................................................2
Гуляева Т.И., Волобуева Т.А. Крестьянские (фермерские) хозяйства Орловской области: состояние
и перспективы развития...................................................................... 10
Иващук О.А., Константинов И.С., Архипов О.П. Подходы к созданию автоматизированной
системы1 управления «умными фермами»........................................................ 15
Проняева Л.И. Состояние и проблемы инновационного развития процесса воспроизводства
основного капитала в АПК.................................................................... 21
Григорьева Н.В. Приоритетные направления развития рынка труда сельских муниципальных
образований Орловской области............................................................... 26
Дармогра й О.В. Влияние вступления России в ВТО на развитие сельского хозяйства............. 33
Калиничева Е.Ю., Романов А.Д. Экономическая оценка реализации ресурсного потенциала
свеклосахарной отрасли в Орловской области.................................................. 36
Сидоренко О.В. Ценовая паритетность зерновой отрасли в условиях присоединения России в ВТО.. 40
Бураева Е.В. Минимальная заработная плата: роль в экономике и проблемы использования в
современной России.......................................................................... 45
Карлова Е.В., Полянин А.В. Перспективные направления производства побочной продукции
сахарной промышленности..................................................................... 51
Иванова А.А. Основные направления повышения экономической эффективности свиноводства
Орловской области........................................................................... 54
Трясцина Н.Ю. Ключевые направления и вектор развития молочно-продуктового подкомплекса
Орловской области........................................................................... 59
Савкин В.И., Деулина А.В., Крыгин А.А., Ерёмин А.А. Малые формы хозяйствования -
приоритет развития аграрного сектора экономики (на примере Орловской области)............... 66
Лисютченко Н.Н. Оценка формирования и использования производственных ресурсов в отраслях
животноводства Орловской области............................................................ 72
Полухин А.А., Алпатов А.В., Ставцев А.Н. Оценка состояния, использования и воспроизводства
материально-технической базы сельскохозяйственных организаций Орловской области............. 78
Ловчикова Е.И. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов села как основы
обеспечения сельского хозяйства квалифицированными кадрами.................................. 85
Бычкова С.И. Анализ факторов, сдерживающих формирование механизма эффективного
стратегического управления на современном этапе развития экономики.......................... 90
Кравченко Т.С. Показатели экономической эффективности освоения отраслевых инноваций в
растениеводстве............................................................................. 93
Медолазов А.С. Приоритетные направления социально-экономического развития сельских
территорий Орловской области................................................................ 100
Первых Н.А., Гришаева О.Ю. Тенденции формирования и развития трудовых ресурсов в сельском
хозяйстве Орловской области................................................................. 105
Бухвостов Ю.В., Волков А.А. Экономико-статистический анализ инновационного потенциала
Орловской области........................................................................... 109
Зеленская И.А. Методические аспекты прогнозирования численности трудовых ресурсов в
сельской местности.......................................................................... 112
Жаравина О.М. Оценка выполнения руководителями функциональных обязанностей (на примере
сельскохозяйственных организаций)........................................................... 114
Лытнева Н.А., Сысоева О.Н. Развитие инновационных методов в управлении результативностью
хозяйственных систем........................................................................ 118
Рыбалкин Д.А. Возможности инвестирования временно свободных денежных средств................ 123
Куликов И.Н. Состояние и прогноз развития плодоводства в Российской Федерации............... 126
ж ивотноводство
Гамко Л.Н., Шкурманов П.Н. Мергель и белково-витаминно-минеральный концентрат в рационах
молодняка свиней............................................................................ 130
Концевенко А.В., Концевенко В.В. Изучение особенностей остеодистрофии у коров
промышленных комплексов Белгородской области................................................ 133
Усачев К.И., Усачев И.И. Результаты исследований микробиоценоза слизистой оболочки
подвздошной кишки овец...................................................................... 135
Шкурманова Е.С. Изменения параметров роста и развития мышц у цыплят-бройлеров в 10-, 20- и
30-дневном возрасте при разном уровне обменной энергии...................................... 137
Зверева Г.П. Основные тенденции экономического развития отечественного свиноводства......... 140
Зеленски й В.О. Состояние и направления развития рынка яиц Иркутской области................ 143
Ярован Н.И., Новикова И.А. Окислительный стресс у высокопродуктивных коров при
субклиническом кетозе в условиях промышленного содержания................................... 146
Нуриев Г.Г., Боровик Е.С. Показатели переваримости и использования питательных веществ при
включении в кормовую смесь зерна тритикале.................................................. 149
Технические науки
Пичугин И.Л. Роль энергоаудита при разработке энергосберегающих мероприятий в бюджетных
организациях................................................................................ 151
Блажнов А.А. Многофункциональное производственное сооружение для фермерских и личных
хозяйств.................................................................................... 155
Васильев А.Н., Будников Д.А., Грачёва Н.Н. Экспериментальное исследование сушки зерна
электроактивированным воздухом.............................................................. 160
Фомин И.Н., Суров Л.Д. Дистанционный контроль над действиями выключателей в кольцевой сети 163 Чичиланов И.И., Арженовски й А.Г., Асатурян С.В. Методика и результаты диагностирования
тракторных дизелей с ГТН.................................................................... 167
Информационное сообщение К юбилею профессора Максимова Владимира Ильича.............................................. 171
© ФГБОУ ВПО Орел ГАУ, 2Q12