Научная статья на тему 'Социально-экономическая эффективность политики оплаты труда в аграрном секторе экономики'

Социально-экономическая эффективность политики оплаты труда в аграрном секторе экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИТИКА ОПЛАТЫ ТРУДА / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ПЕРСОНАЛ / МОТИВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР АГРАРНОГО ТРУДА / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / LABOR PAYMENT POLICY / AGRICULTURAL SECTOR / BUSINESS ENTITIES / PERSONNEL / MOTIVATIONAL CHARACTER OF AGRICULTURAL LABOR / INDICATOR SYSTEM / AVERAGE MONTHLY SALARY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прока Н.И.

Содержание и мотивационный характер политики оплаты труда персонала субъектов хозяйствования во многом определяют эффективность аграрного сектора. Однако эта проблема не находит пока достаточного отражения в агроэкономической науке и поэтому отсутствуют фундаментальные исследования и научно-практические рекомендации по политике оплаты аграрного труда. Минсельхозом РФ не разработана отраслевая политика оплаты труда, а положения по оплате труда субъектов хозяйствования аграрного сектора носят поверхностный и скрытый характер. По этой причине невозможно объективно оценить содержание, эффективность и уровень их мотивационного характера. Вследствие этого механизм государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей очень слабо увязан с основными параметрами их политики оплаты труда. Представлен авторский вариант системы показателей и параметров, позволяющий комплексно оценить политику оплаты любого субъекта хозяйствования. В зависимости от решения конкретных задач или принятия определенных управленческих решений эта система показателей может быть дополнена или конкретизирована. На ее основе дана оценка основным параметрам содержания политики оплаты труда сельскохозяйственных организаций Орловской области, которая выявила существенное изменение структуры фонда заработной платы и снижение его доли в основных экономических показателях. При этом за 2010-2016 гг. уровень производительности труда увеличился в 2,98 раза, а доля годовой заработной платы работников сельскохозяйственных организаций в выручке от реализации сельскохозяйственной продукции снизилась на 4,5 п.п. Предложенные методики позволяют с позиции системного подхода получить разностороннюю информацию для оценки политики оплаты труда, как любого субъекта хозяйствования, так и аграрного сектора региона. Рациональная политика оплаты труда изменит отношение к принятию многих управленческих решений, в частности к оценке инвестиционных проектов и программ, реализуемых в отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ECONOMIC EFFICIENCY OF LABOR PAYMENT POLICY IN AGRICULTURAL ECONOMICS SECTOR

Content and motivational character of labor payment policy of business entity personnel to a large extent determines the agricultural sector efficiency. However this problem is not sufficiently investigated in agro-economic science and thus, its fundamental researches and academic and research recommendations are absent. Ministry of Agriculture of the Russian Federation has not worked out the branch labor payment policy, and the Statements on labor payment of agricultural sector business entity are poorly researched, and they are of confidential and concealed nature. That is why is impossible to estimate objectively their content, efficiency and motivational level. As a result the mechanism of state support of agricultural goods producers is virtually weak to reconcile with basic parameters of their labor payment policy. The author’s variant of indicators and parameters system providing integrated estimation of any business entity labor payment policy is presented. Depending on a problem solution or acceptance of stated managerial decisions this indicator system can be complimented or concretized. The estimation for the basic parameters of the content of labor payment policy of the Orel region agricultural organizations is done on its ground. It revealed the considerable structural change in salary bill and its share decrease in the basic economic indicators. Herewith for 2010-2016 the labor performance efficiency increased in 2,98 times, and the share of annual earned income of agricultural organization laborers in sales revenues of agricultural production decreased by 4.5 p.i. From the systematic approach the suggested methods allow obtaining all round information to estimate labor payment policy of any business entity and the regional agricultural sector. Rational labor payment policy will change the attitude to many managerial decisions acceptance, particularly to estimation of investment projects and programs realizable in the business.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая эффективность политики оплаты труда в аграрном секторе экономики»

УДК / UDC 631.158:658.3:331.2:338.432.2

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОЛИТИКИ ОПЛАТЫ ТРУДА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

SOCIAL AND ECONOMIC EFFICIENCY OF LABOR PAYMENT POLICY IN AGRICULTURAL ECONOMICS SECTOR

Прока Н.И., доктор экономических наук, профессор Proka N.I., Doctor of Economic Sciences, Professor ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», Орел, Россия

Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia

E-mail: niproka@mail.ru

Содержание и мотивационный характер политики оплаты труда персонала субъектов хозяйствования во многом определяют эффективность аграрного сектора. Однако эта проблема не находит пока достаточного отражения в агроэкономической науке и поэтому отсутствуют фундаментальные исследования и научно-практические рекомендации по политике оплаты аграрного труда. Минсельхозом РФ не разработана отраслевая политика оплаты труда, а положения по оплате труда субъектов хозяйствования аграрного сектора носят поверхностный и скрытый характер. По этой причине невозможно объективно оценить содержание, эффективность и уровень их мотивационного характера. Вследствие этого механизм государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей очень слабо увязан с основными параметрами их политики оплаты труда. Представлен авторский вариант системы показателей и параметров, позволяющий комплексно оценить политику оплаты любого субъекта хозяйствования. В зависимости от решения конкретных задач или принятия определенных управленческих решений эта система показателей может быть дополнена или конкретизирована. На ее основе дана оценка основным параметрам содержания политики оплаты труда сельскохозяйственных организаций Орловской области, которая выявила существенное изменение структуры фонда заработной платы и снижение его доли в основных экономических показателях. При этом за 2010-2016 гг. уровень производительности труда увеличился в 2,98 раза, а доля годовой заработной платы работников сельскохозяйственных организаций в выручке от реализации сельскохозяйственной продукции снизилась на 4,5 п.п. Предложенные методики позволяют с позиции системного подхода получить разностороннюю информацию для оценки политики оплаты труда, как любого субъекта хозяйствования, так и аграрного сектора региона. Рациональная политика оплаты труда изменит отношение к принятию многих управленческих решений, в частности к оценке инвестиционных проектов и программ, реализуемых в отрасли.

Ключевые слова: политика оплаты труда, аграрный сектор, субъекты хозяйствования, персонал, мотивационный характер аграрного труда, система показателей, среднемесячная заработная плата.

Content and motivational character of labor payment policy of business entity personnel to a large extent determines the agricultural sector efficiency. However this problem is not sufficiently investigated in agro-economic science and thus, its fundamental researches and academic and research recommendations are absent. Ministry of Agriculture of the Russian Federation has not worked out the branch labor payment policy, and the Statements on labor payment of agricultural sector business entity are poorly researched, and they are of confidential and concealed nature. That is why is impossible to estimate objectively their content, efficiency and motivational level. As a result the mechanism of state support of agricultural goods producers is virtually weak to reconcile with basic parameters of their labor payment policy. The author's variant of indicators and parameters system providing integrated estimation of any business entity labor payment policy is presented. Depending on a problem solution or acceptance of stated managerial decisions this indicator system can be complimented or concretized. The estimation for the basic parameters of the content of labor payment policy of the Orel region agricultural organizations is done on its ground. It revealed the considerable structural change in salary bill and its share decrease in the basic economic indicators. Herewith for 2010-2016 the labor performance efficiency increased in 2,98 times, and the share of annual earned income of agricultural

organization laborers in sales revenues of agricultural production decreased by 4.5 p.i. From the systematic approach the suggested methods allow obtaining all round information to estimate labor payment policy of any business entity and the regional agricultural sector. Rational labor payment policy will change the attitude to many managerial decisions acceptance, particularly to estimation of investment projects and programs realizable in the business. Key words: labor payment policy, agricultural sector, business entities, personnel, motivational character of agricultural labor, indicator system, average monthly salary.

Введение. Важнейшим фактором, обеспечивающим эффективность аграрного сектора на любом его уровне, является политика оплаты труда субъектов хозяйствования и ее мотивационный характер. Проблеме оплаты аграрного труда уделяется достаточное внимание в научных исследованиях и в агроэкономической литературе. Однако, к сожалению, большинство публикаций из года в год почти однотипны по содержанию. В них во многом доминирует сравнительный анализ уровня оплаты труда: межотраслевой; межрегиональный; в динамике по субъектам хозяйствования и категориям работников; по отношению к МРОТ и к прожиточному минимуму. Но ведь этого явно недостаточно для исследования этой важнейшей проблемы. Здесь необходим уже другой уровень - не разрозненный, а системный подход к рассмотрению всех вопросов в рамках политики оплаты аграрного труда. Это сложная социально-экономическая проблема с различных точек зрения.

Цель исследований - анализ социально-экономической эффективности реализации политики оплаты труда в аграрном секторе и обоснование системы показателей ее комплексной оценки.

Условия, материалы и методы. На данном этапе экономического развития политика оплаты труда характеризуется следующими особенностями:

1. Государство регулирует содержание политики оплаты труда субъектов хозяйствования очень ограниченным числом индикаторов, изложенных в ст.130. Трудового Кодекса РФ «Основные государственные гарантии по оплате труда работников» [1]. В принципе все положения ТК РФ носят рекомендательный характер.

2. Система трехсторонних соглашений (Генеральное, отраслевое, региональное), регулирующих социально-трудовые отношения содержит только общие положения также рекомендательного характера. Например, в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ все положения политики оплаты труда изложены в редакции: «провести консультации...»; «разработать предложения...»; «провести актуализацию.» и др. [2].

В отраслевом соглашении по АПК РФ определена главная цель политики в области оплаты труда в организациях - «систематическое повышение реальных доходов работников за счет роста эффективности и объемов производства». При этом она подкреплена без обоснования следующими ограничительными параметрами:

- доведение уровня реальной заработной платы в сельском хозяйстве до 80% от уровня средней заработной платы по стране;

- установление доли тарифной ставки / должностного оклада в заработной плате на уровне не менее 70% [3].

3. Положения по оплате труда субъектов хозяйствования аграрного сектора, с одной стороны, носят крайне поверхностный характер, не раскрывающие по сути основные положения механизма оплаты труда, в частности методики установления как нормативов основной оплаты, так и в целом содержание систем оплаты труда для тех или иных категорий работников, а, с другой, носят конфиденциальный и скрытый характер. Поэтому невозможно объективно оценить их содержание, эффективность и уровень мотивационного характера.

4. Уровень заработной платы работников аграрного сектора зависит непосредственно только от работодателей, при этом государство практически отстранилось от решения этой важнейшей проблемы.

5. Отсутствие ответственности работодателей за уровень оплаты труда персонала субъектов хозяйствования, кроме ограничения по МРОТ. По данным 2015 г., в стране доля занятых с низким уровнем заработной платы, которая относится к индикаторам достойного труда, составила 27,3% [4].

Мотивационный характер аграрного труда формирует главным образом уровень его оплаты. К сожалению, в последние десятилетия сложившийся уровень мотивационного характера аграрного труда существенно снижает его престижность и в первую очередь у сельской молодежи, что особенно тревожит. Эта общерегиональная тенденция подтверждается многочисленными фактами и публикациями.

6. Отсутствие со стороны агроэкономической науки фундаментальных научных исследований проблемы разработки политики оплаты труда и оценки ее эффективности.

Количественные и качественные параметры кадрового потенциала аграрного сектора на перспективу формируются на данном этапе социально-экономического развития. Основу этого важнейшего и достаточно сложного процесса во многом создают три фактора: наука; образование и уровень мотивационного характера аграрного труда, тесно взаимосвязанных с экономической составляющей. В связи с этим, нельзя не согласиться с тем, что научные исследования теоретико-методологических проблем развития аграрной экономики должны проводить исследователи, имеющие базовую агроэкономическую подготовку. Реально рассуждая, скажем, что выпускники классических университетов не смогут развивать агроэкономическую науку без дополнительного отраслевого профессионального образования и соответствующего опыта практической работы. Тоже самое это относится и к специалистам, решающим на практике комплекс агроэкономических проблем. Решить, как эти актуальные экономические проблемы, так и многие другие должны ученые-экономисты-аграрники, знающие отраслевую специфику. Увы, при таком отношении Минобрнауки РФ к экономическим факультетам аграрных вузов, когда резко сокращено количество бюджетных мест по подготовке бакалавров, магистров и аспирантов агроэкономической направленности, туманное будущее ожидает как агроэкономическую науку, так и обеспеченность аграрного сектора высокопрофессиональными экономистами-менеджерами.

В связи с вышесказанным, невозможно не поддержать точку зрения академика РАН - А.Н. Семина в том, что «нанесен серьезный удар по подготовке экономистов и менеджеров для хозяйствующих субъектов аграрной сферы экономики, научных учреждений и управленческих структур АПК» [5].

7. Поскольку проблема формирования отраслевой политики оплаты труда не решена в научном плане, это отразилось в отсутствии не только соответствующих научно-практических рекомендаций со стороны Минсельхоза РФ, но и самой политики оплаты труда аграрного сектора на федеральном уровне. Такая ситуация и на региональном уровне. Поэтому в настоящее время этот процесс практически не управляемый. Это относится и к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., в рамках которой отсутствует политика оплаты труда, обеспечивающая реализацию госпрограммы.

8. Механизм государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей очень слабо увязан с основными параметрами их политики оплаты труда. Учитывая тот факт, что уровень материального благосостояния работников аграрного сектора, и косвенно уровень развития сельских территорий, зависят, в принципе, только от работодателей, механизм государственной поддержки сельских товаропроизводителей должен учитывать

основные параметры или соответствующие индикаторы реализации политики оплаты труда конкретного субъекта хозяйствования [6].

Этими обстоятельствами в комплексе обуславливается актуальность социально-экономической проблемы формирования, реализации и оценки эффективности отраслевой политики оплаты труда и необходимость ее научно-практического исследования.

Результаты и обсуждение. Политику оплаты труда любого субъекта хозяйствования, либо отрасли (как на региональном, так и федеральном уровне), с методической точки зрения, следует рассматривать с двух позиций: во-первых, это оценка в целом политики оплаты труда, т.е. оценка ее содержания и организации; во-вторых, это оценка социально-экономической эффективности ее практической реализации.

Для получения объективной информации для анализа и комплексной оценки кадровой политики необходимы соответствующие методики, взаимосвязанные между собой и основанные на научно обоснованных системах показателей и параметров. Расчет этих показателей и проведение системного анализа позволит получить полную картину реализации механизма оплаты труда для принятия тех или иных управленческих решений на соответствующем уровне.

Политика оплаты труда реализуется на практике посредством механизма вознаграждения труда, поэтому нельзя не согласиться с профессорами М.П. Тушкановым и Ю.Н. Шумаковым в том, что методический подход к построению такого механизма должен включать «составные его элементы, средства, методы, способы, рычаги и стимулы, с помощью которых он будет реализоваться» [7].

В таблице 1 представлен авторский вариант системы показателей и параметров, позволяющих комплексно оценить политику оплаты любого субъекта хозяйствования, как по содержанию, так и ее экономической эффективности. В зависимости от решения конкретных задач или принятия определенных управленческих решений данная система показателей может быть дополнена или конкретизирована [8]. В любом случае она должна быть адаптирована к конкретным условиям хозяйствования. Все эти методики, виды, нормативы и условия должны быть прописаны в положении по оплате труда.

Таблица 1 - Рекомендуемые системы показателей для оценки политики оплаты

труда организаций АПК (фрагмент)

Система показателей и параметров оценки политики оплаты труда

Содержания и организации Эффективности

Концепция построения Среднемесячный уровень заработной платы работников

Принципы оплаты труда Отношение среднемесячной заработной платы работников к среднерегиональному и среднеотраслевому уровню

Критерии, показатели и методика оценки труда и персонала Производительность труда

Минимальный размер оплаты туда Темпы роста заработной платы

Методика установления ставок основной оплаты труда и их дифференциация Темпы роста производительности труда

Уровень и виды норм труда Зарплатоотдача

Виды, методика и размер стимулирующих и компенсационных выплат В расчете на среднегодового работника - доля годовой заработной платы в выручке от реализации сельскохозяйственной продукции

Диапазон уровня среднемесячной заработной платы по категориям Степень удовлетворенности персонала

Структура фонда заработной платы, в том числе доля стимулирующих выплат Уровень мотивации труда

Доля фонда заработной платы в структуре затрат и в выручке

Доля, состав и структура не денежных форм вознаграждения персонала

Для оценки политики оплаты труда сельскохозяйственных организаций Орловской области автором была частично апробирована предлагаемая система показателей. С целью сравнительной оценки и выявления соответствующих изменений в процессе анализа использованы данные за 2010 г. и за 2014-2016 гг. - период функционирования аграрного сектора в условиях новых экономических вызовов (табл. 2). При этом следует считаться с тем, что оценка политики оплаты труда аграрного сектора в целом носит ограниченный характер, поскольку многие показатели и параметры невозможно определить и наоборот, ее оценка на уровне субъекта хозяйствования более объективна, из-за возможности получения более массивного объема информации.

Таблица 2 - Оценка основных параметров содержания политики оплаты труда в сельскохозяйственных организациях Орловской области__

Показатели Го ды 2016 г. в % к 2010 г.

2010 2014 2015 2016

Доля фонда заработной платы, %: в затратах на основное производство 14,5 13,3 12,5 11,3 - 3,2 п.п.

в выручке от реализации продукции растениеводства и животноводства 16,8 13,2 11,8 12,2 - 4,6 п.п.

Доля в общем фонде заработной платы, %: основной оплаты 71 ,6 63 ,1 71 ,4 71 ,1 - 0,5 п.п.

премии за счет всех источников 12,3 16,2 17,8 18,2 + 5,9 п.п.

надбавка за выслугу лет 1,6 1,2 1,0 1,2 - 0,4 п.п.

оплаты отпусков 6,7 6,9 7,0 6,6 - 0,1 п.п.

Диапазон в уровне среднемесячной заработной платы персонала, раз 3,9 3,1 3,0 2,3 -

Доля неденежной формы оплаты труда, % 1,30 1,12 0,68 0,53 - 0,77 п.п.

Примечание: рассчитано автором на основе сводных годовых отчетов сельскохозяйственных организаций Орловской области за 2010-2016 гг.

В процессе оценки политики оплаты труда по содержанию выявлены следующие ее основные тенденции:

- снижение доли фонда заработной платы в затратах на основное производство, причем наблюдается стабильная тенденция. Так, например, за 1998-2016 гг. она снизилась с 18,2% до 11,3%. Работодатели снижают долю фонда заработной платы в затратах за счет изменения структуры затрат;

- снижение доли фонда заработной платы в выручке. Также наблюдается стабильная тенденция. За 1998-2016 гг. она снизилась с 24,9% до 12,2%. Это способствует увеличению прибыли работодателей. Кстати, доля заработной платы в ВВП страны за 2011-2015 гг. увеличилась с 43,9% до 47,2% [4];

- ежегодное увеличение доли премии за счет всех источников. За 19982016 гг. она увеличилась с 6,7% до 18,2%;

- стабилизация доли основной оплаты труда на уровне 71 %;

- снижение мотивационной значимости такой стимулирующей выплаты как надбавка за выслугу лет работников сельскохозяйственных организаций. Если, например, в 1998 г. доля надбавки за выслугу лет в фонде заработной платы составляла 7,0%, то в последние годы она занимает не более 1,2%. Причина в высокой степени обновляемости кадров;

- снижение диапазона в уровне среднемесячной заработной платы персонала сельскохозяйственных организаций.

Для оценки эффективности политики оплаты труда был сформирован обширный перечень показателей для расчета, что позволит усилить ее объективность (табл. 3).

Таблица 3 - Эффективность политики оплаты труда в сельскохозяйственных организациях Орловской области __

Показатели Год ы 2016 г. в % к 2010 г.

2010 2014 2015 2016

Среднегодовая численность работников, чел.: сельскохозяйственных организаций 19875 17890 17413 17417 87,6

в том числе: занятых в сельскохозяйственном производстве 18242 15897 15197 14871 81,5

Фонд заработной платы, млн. руб. 2447,3 3840,1 4120,7 4655,4 в 1,9 раза

Среднемесячная заработная плата работников, руб.: сельскохозяйственных организаций 10262 17887 19720 22274 в 2,17 раза

занятых в сельскохозяйственном производстве 10344 18401 20309 23060 в 2,23 раза

Отношение среднемесячной заработной платы работников сельскохозяйственных организаций к среднерегиональному уровню, % 77,9 85,6 90,6 106,7 + 28,8 п.п.

Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции в расчете на среднегодового работника, тыс. руб.: сельскохозяйственных организаций 735,1 1624,0 2004,1 2189,9 в 2,98 раза

занятого в сельскохозяйственном производстве 800,1 1827,6 2296,4 2564,8 в 3,21 раза

Зарплатоотдача, руб. 5,97 7,57 8,47 8,19 137,2

В расчете на среднегодового работника - доля годовой заработной платы в выручке от реализации сельскохозяйственной продукции, %: сельскохозяйственных организаций 16,7 13,2 11,8 12,2 - 4,5 п.п.

занятого в сельскохозяйственном производстве 15,5 12,1 10,6 10,8 - 4,7 п.п.

Примечание: рассчитано автором на основе сводных годовых отчетов сельскохозяйственных организаций Орловской области за 2010-2016 гг.

Анализ основных показателей оценки эффективности политики оплаты труда в сельскохозяйственных организациях Орловской области за 2010-2016 гг. позволил выявить следующие ее тенденции:

- увеличение среднемесячной заработной платы работников в 2,17 раза, при увеличении фонда заработной платы всего в 1,9 раза, свидетельствует о том, что этот рост был обеспечен, в основном, за счет снижения среднегодовой численности работников на 12,4%. Аналогичная тенденция складывается и с уровнем заработной платы работников, занятых в сельскохозяйственном производстве. При этом следует считаться с тем, что в настоящее время средний среднемесячный уровень заработной платы персонала сельскохозяйственных организаций позволяет только относительно оценивать действительный уровень заработной платы персонала;

- уменьшение разрыва в уровне среднемесячной заработной платы работников сельскохозяйственных организаций к среднерегиональному уровню. Впервые за многие годы, в 2016 г. уровень зарплаты работников сельскохозяйственных организаций превысил среднерегиональный;

- стабильный рост показателей зарплатоотдачи;

- превышение соответствующих показателей роста производительности труда над уровнем среднемесячной заработной платы;

- при ежегодном увеличении уровня производительности труда (в 2,98 раза за исследуемый период) доля годовой заработной платы работников сельскохозяйственных организаций в выручке от реализации сельскохозяйственной продукции ежегодно снижается (общее снижение 4,5 п.п.);

- рост производительности труда при снижении численности персонала и относительно низкий уровень заработной платы.

Выводы. Предложенные методики позволяют с позиции системного подхода получить, обработать и проанализировать разностороннюю информацию и таким образом обоснованно оценить политику оплаты труда, как любого субъекта хозяйствования, так и аграрного сектора региона.

Повышение значимости аспектов разработки и реализации политики оплаты труда в аграрном секторе даст импульс к активизации научных исследований в решении данной проблемы и изменит отношение к принятию многих управленческих решений, в частности к оценке инвестиционных проектов и программ, реализуемых в отрасли.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Трудовой кодекс РФ сайт // URL: base.garant.ru/12125268/.

2. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы (с изм. от 29.12.2016) // URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156312/

3. Отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2015-2017 годы // URL: profagro.ru/activity/social/industrial-agreement/237/.

4. Федеральная служба государственной статистики. Информационно-аналитический портал // URL: www.gks.ru.

5. Семин А.Н. Реформирование агроэкономической науки: новые структуры и приоритеты // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2017. № 2. С. 9-11.

6. Прока Н.И. Оценка эффективности политики заработной платы в аграрном секторе экономики // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2015. № 3. С. 45-50.

7. Тушканов М.П., Шумаков Ю.Н. Некоторые аспекты организации стимулирования труда на сельскохозяйственных предприятиях (организациях) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016. № 5. С. 46-51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Прока Н.И. Основные параметры политики оплаты труда в аграрном секторе экономики // Вестник ОрелГАУ. 2016. № 6. С. 3-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.