ЭКОНОМИКА АПК
УДК / UDK 631.158:658.3:331.2
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПОЛИТИКИ ОПЛАТЫ ТРУДА В АГРАРНОМ
СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
THE MAIN PARAMETERS OF WAGE POLICY IN THE AGRARIAN SECTOR
OF THE ECONOMY
Прока Н.И., д.э.н., профессор Proka N.I., Doctor of Economics, Professor ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», Орел, Российская Федерация
Fédéral State Budgetary Educational Establishment of Higher Education,«Orel State Agrarian University present name N.V. Parahin», Orel, Russian Federation
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
аграрный сектор, политика оплаты труда, заработная плата, производительность труда, нормативы, отраслевое соглашение, мотивация труда, фонд заработной платы, персонал.
KEY WORDS
agricultural sector, labor payment policy, salary, labor capacity, standards, industrial Agreement, labor motivation, salary bill, personnel.
Результативность использования кадрового потенциала на любом уровне управления во многом зависит от мотивационного характера проводимой здесь политики оплаты труда, которая «может рассматриваться как инструмент реализации государственной политики доходов» [3]. Политика оплаты труда и состоит в том, чтобы ориентировать субъекты хозяйствования на достижение рекомендуемых параметров, отвечающих социально-экономическим условиям развития отрасли, региона и страны [7].
Учитывая особую социально-экономическую роль сельского хозяйства в экономике страны, необходимость устойчивого развития сельских территорий и обеспечения оптимистических прогнозных сценарий развития отрасли, проблема формирования политики оплаты труда приобретает национальную значимость.
В силу различных причин эта проблема в аграрном секторе экономики была и остается наиболее сложной. Связано это с тем, что, во-первых, уровень заработной платы работников остается наиболее низким по сравнению с другими видами экономической деятельности, поэтому не может выполнять ни стимулирующей, ни воспроизводственной функции и соответственно «свидетельствует о недооценке труда работников сельскохозяйственного производства» [8].
Так, в частности, в отраслевом Соглашении по АПК РФ на 2015-2017 гг., в соответствии с договоренностями Сторон, была определена главная цель политики в области оплаты труда - систематическое повышение реальных доходов работников и доведение уровня реальной заработной платы в сельском хозяйстве до 80% от уровня средней заработной платы по стране [5]. Однако в
2015 г. среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства составила всего 57,3% от средней по экономике страны и выросла по сравнению с предыдущим годом на 7%, при уровне инфляции в России 12,9% [4].
Во-вторых, политика оплаты труда остро затрагивает в равной степени экономические интересы работодателей и социально-экономические интересы работников.
В-третьих, несмотря на то, что важнейшей задачей системы управления персоналом любого субъекта хозяйствования является разработка эффективной политики оплаты труда, эта проблема остается одной из наименее научно разработанной, как с методологической, так и практической точек зрения. В принципе отсутствует научно-обоснованная концепция формирования отраслевой политики оплаты труда. К сожалению, и раньше не ставилась задача ее решения. Министерство сельского хозяйства ограничивалось только разработкой общих рекомендаций по оплате труда. Управлению этот процесс не подвергался.
В результате проблема формирования эффективной политики оплаты труда не включалась в тематический план научных исследований ведущих научно-исследовательских институтов агроэкономического профиля. Поэтому, на данном периоде времени:
• в экономической науке остаются недостаточно исследованными такие аспекты проблемы как механизм формирования эффективной политики оплаты труда и методика оценки ее реализации, с которой бы согласились не только ученые экономисты, но и практики;
• в экономической литературе мало научных публикаций, имеющих системный характер, «а вся имеющаяся информация носит в основном разрозненно-информационный характер» [10].
В этой связи данная научная статья содержит отдельные авторские суждения и положения, имеющие своей целью развитие с методологической точки зрения проблемы политики оплаты труда в аграрном секторе экономики.
Современная политика оплаты труда - это целенаправленная деятельность по формированию системного подхода в области оплаты труда, которая должна включать:
> принципы оплаты труда;
> концепцию построения механизма оплаты труда;
> нормативную базу;
> условия, обеспечивающие мотивационный характер;
> критерии, показатели и методику оценки труда персонала;
> системы «зарплатообразования»;
> соотношение фонда заработной платы к основным результативным показателям деятельности;
> диапазон вариации показателей уровня заработной платы персонала;
> социально-трудовые отношения субъектов (работников и работодателей) и др.
Под влиянием различных как внешних (политико-правовых и социально-экономических), так и внутренних (организационных, технико-технологических, социально-экономических) факторов, и условий за тот или иной период, в каждом субъекте хозяйствования складываются свои особенности и соответственно своя индивидуальная модель политики оплаты труда. Уже в свою очередь в соответствии с политикой оплаты труда субъекта
хозяйствования, как локальным документом, ежегодно разрабатывается штатное расписание, корректируется механизм оплаты труда, который должен быть подробно изложен в соответствующем положении.
Формирование эффективной политики оплаты труда во многом будет зависеть от соблюдения определенных принципов. Наравне с общепринятыми принципами, Неклюдова М.Ю. предлагает дополнить систему следующими принципами, с которыми нельзя не согласиться: «научное обоснование и методическое подкрепление решений в области оплаты труда, нормативная защита интересов субъектов политики, участие работников в принятие решений по вопросам оплаты труда, сотрудничество, гибкость политики оплаты труда» [3].
Отраслевые параметры политики оплаты труда должны быть обоснованы, в зависимости от конкретной социально-экономической политики, программ развития и находить отражение в отраслевом Соглашений по АПК РФ. К сожалению, отраслевое Соглашение по АПК РФ содержит ограниченное количество нормативных параметров общего содержания, призванных регулировать политику оплаты труда в субъектах хозяйствования АПК, однако фактически они не имеют никакой практической нагрузки (табл. 1).
Таблица 1. Нормативные параметры политики оплаты труда, рекомендуемые отраслевым Соглашением [5]
Вид Соглашения Нормативные параметры политики оплаты труда
Отраслевое Соглашение по АПК РФ на 2015-2017 гг. 1. Уровень реальной заработной платы в сельском хозяйстве до 80% от уровня средней заработной платы по стране
2. Размер тарифных ставок (окладов), а также базовых окладов, тарифных ставок заработной платы устанавливается не ниже МРОТ
3. МРОТ при выполнении работником трудовых обязанностей и отработке нормы рабочего времени устанавливается на уровне не ниже прожиточного минимума (ПМ) трудоспособного населения в субъекте РФ.
4. Сближение МРОТ и ПМ в регионе.
5. Самостоятельная индексация заработной платы работодателем в соответствии с индексом потребительских цен в регионе не реже чем один раз в год.
6. Доля тарифной ставки / должностного оклада в заработной плате на уровне не менее 70%.
7. Обеспечить соотношение в уровне оплаты труда 10% работников с наименее низкой заработной платой и 10% работников с самой высокой заработной платой не более чем 1:10.
8. Увеличение тарифной ставки за работу в вечернюю смену не менее 20% и за работу в ночную смену не менее 40%.
Согласна, с уважаемым академиком РАН А.Ф. Серковым, в том, что производительность труда «является одним из важных индикаторов при определении политики в сфере его оплаты» [9].
С авторской точки зрения основные положения политики оплаты труда должны быть существенно расширены и определены в виде системы нормативных параметров, авторский вариант которой изложен в таблице 2.
Таблица 2. Рекомендуемая система нормативных параметров политики оплаты труда в аграрном секторе экономики
Система нормативных параметров политики оплаты труда
Нормативные параметры
Нормативные темпы роста заработной платы
Нормативное соотношение среднемесячного уровня
заработной платы с МРОТ, ПМ и региональным уровнем
Нормативы дифференциации месячных ставок (окладов) в
зависимости от уровня оценки труда
Норматив превышения МРОТ над ПМ
Нормативы индексации, превышающие средний уровень
инфляции
Нормативная структура фонда заработной платы - без
ограничения, отражающая особенности политики оплаты
труда.
Нормативы соотношения в уровне заработной платы по
категориям работников
Рекомендуемая Нормативы стимулирующих и компенсационных выплат
Нормативная доля затрат на оплату труда в общих затратах
по основному производству.
Нормативная доля на оплату труда в выручке от реализации
продукции.
Нормативные системы зарплатообразования
Нормативы зарплатоотдачи
Нормы труда
Нормативы производительности труда
Нормативная доля среднемесячной заработной платы в
уровне производительности труда
Степень удовлетворенности персонала уровнем заработной
платы
Уровень мотивации труда персонала
Нормативы выплат социального характера
Проведем анализ нескольких основных положений политики оплаты труда, сложившихся в сельскохозяйственных организациях Орловской области. Так, например, исследование динамики структуры фонда заработной платы, и в частности доли премий за счет всех источников, включая вознаграждения по
итогам работы за год показывает, что она увеличиласьс 6,7% в 1998 г. до 17,8% в 2015 г. Это свидетельствует о усилении мотивационного характера политики оплаты труда, однако при этом остается еще достаточно низкой.
Сложившаяся экономическая ситуация в стране за последнее время существенно повлияла на величину одного из основных параметров политики оплаты труда в сельскохозяйственных организаций области - если в 2014 г. доля основной заработной платы в структуре фонда заработной платы составила 63,1%, то уже в 2015 г. - 71,4%. В этой связи, нельзя не отметить и тот факт, что в экономической литературе встречаются различные мнения относительно того, каков должен быть удельный вес основной (тарифной) части в совокупном заработке наемного работника [6]. Этот вопрос достаточно спорный и нет однозначного ответа, потому что все зависит от особенностей политики оплаты труда - высокий уровень оплаты труда персонала может быть обеспечен, как при высокой доли основной оплаты, так и при относительно низкой.
Достаточно наглядно политика оплаты труда сельскохозяйственных организаций просматривается по таким показателям как доля затрат на оплату труда в общих затратах по основному производству и в выручке от реализации продукции. Динамика этих показателей в среднем по сельскохозяйственным организациям Орловской области за 1996-2015 гг. отражена на рисунке 1.
25,6
27>° 25,9 24,9
22,
18,
21,9-
18,6 19,2
18,6 17,9
16,8
15,6
16,7
17,1
18 2 18*8 117,1
19,8
21,9
9,8
12,0 13,2 И Я
ЗД 15<4 15'5 14,5 14,1 14,9 14,5 ^ 14 ^ ,4,1
I-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-
■о г- оо о — о) (п т ю с— оо о\ о —I см ея т ш
С?-, С?-, СГ-, С^ОООООООООО — — — — — —I
сь о-. о^^оооооооооооооооо
— — — — СМ СМ СМ СМ О) СМ СМ СМ СМ СМ СМ О) см о см см
—■—Удельный вес фонда заработной платы в в выручке от реализации
сельскохозяйственной продукции, % —♦—Удельный вес фонда заработной платы в основных производственных затратах, %
Источник: сводные годовые отчеты сельскохозяйственных организаций Орловской области за 1996-2015 гг.
Рисунок 1 - Динамика доли фонда заработной платы в затратах по основному производству и выручке от реализации продукции в сельскохозяйственных
организаций Орловской области
За исследуемый период наблюдается тенденция снижения доли затрат на оплату труда как в затратах на основное производство в среднем от 16-19% до 13-15% (плавное снижение), так и в выручке от 22-27% до 11-15% (достаточно резкое снижение). Эти данные свидетельствуют о том, что относительно невысокие темпы роста среднемесячной заработной платы работников аграрного сектора Орловской области обеспечивается в основном за счет снижения численности занятых здесь работников. Так, в частности за этот же период среднегодовая численность работников сельскохозяйственных организаций области снизилась в 3,9 раза.
Немаловажным аспектом политики оплаты труда является усиление дифференциации уровня заработной платы работников. Если проанализировать диапазон в среднем уровне заработной платы по категориям работников в сельскохозяйственных организациях, то он варьирует в 3 раза, а диапазон среднемесячной заработной платы работников среди сельскохозяйственных организаций уже более 7 раз, даже в таком относительно небольшом регионе как Орловская область [2].
Особое внимание в новой политики оплаты труда должно быть уделено такому основополагающему элементу как методика оценки труда и установление обоснованных дифференцированных ставок основной оплаты труда персонала. Предыдущие варианты тарифных систем по тем или иным причинам себя изжили, а новых пока нет. Встречающиеся новые разработки, по сути, копируют отдельные аспекты уже используемых тарифных систем [1]. Именно эта методика и формирует индивидуальную модель политики оплаты труда конкретной организации и здесь могла бы помочь аграрная экономическая наука, учитывающая отраслевые особенности стимулирования труда.
Происходящие изменения и вызывающие их причины требуют глубокого изучения, а также применения в российской практике инновационных подходов к формированию системы оплаты труда для усиления стимулирующего эффекта, необходимого для экономического развития [11]. Поэтому, эффективно построенная политика оплаты труда способствует удовлетворенности работников своей трудовой деятельностью и их заинтересованности в результативных показателях функционирования организаций аграрного сектора экономики.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Зотова М.А. Механизм стимулирования производства и труда в сельском хозяйстве Саратовской области / М.А. Зотова, М.А. Волохова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2015. - № 12. - С. 50-54.
2. Каменева К.П. Методологические особенности функционирования механизма вознаграждения труда в аграрном секторе экономики / К.П. Каменева, А.С. Волченкова, Н.И. Прока // Вестник ОрелГАУ. - 2014. - № 5 (50). - С. 73-78.
3. Неклюдова М.Ю. Управление внутрифирменной политикой оплаты труда: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Екатеринбург, 2014. - 20 с.
4. Об итогах выполнения в 2015 году Отраслевого соглашения по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2015-2017 годы. http://profagro.ru/activity/social/industrial-agreement/2837/
5. Отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2015-2017 годы. http://profagro.ru/activity/social/industrial-agreement/237/
6. Погудин О. Доля тарифа в оплате труда: альтернативные оценки / О. Погудин // Человек и труд. - 2010. - № 8. - С. 41 -45.
7. Прока Н.И. Оценка эффективности политики заработной платы в аграрном секторе экономики / Н.И. Прока // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2015. - № 3. - С. 45-50.
8. Прока Н. Методика оценки и современные направления развития кадровой политики аграрного сектора экономики / Н.И. Прока, Т.М. Кузнецова // АПК: экономика, управление. - 2016. - № 9. - С. 27-32.
9. Серков А.Ф. Производительность труда и конкурентоспособность продукции сельского хозяйства в России и в других странах / А.Ф. Серков, B.C. Чекалин B.C. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2012. - № 4. - С. 7-9.
10. Югай А. Оптимизация системы оплаты труда на сельскохозяйственных предприятиях / А. М. Югай // Человек и труд. - 2010. - № 4. - С. 33-37.
11. Ярышина В.Н. Инновационные трансформации оплаты труда в современной экономике: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2015. - 24 с.