Козлачков В. И., Лобаев И. А., Ягодка Е. А., Уваров И. А., Вечтомов Д. А.
алгоритм формирования контрольных ЛИСТОВ
ОБСЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В статье обоснована необходимость введения новых механизмов контроля за выполнением требований пожарной безопасности на объектах защиты посредством использования контрольных листов, а также представлен алгоритм формирования таких листов. Контрольный лист позволит руководителям объектов самостоятельно осуществлять контроль за соблюдением требований пожарной безопасности на объекте защиты. Это является актуальным для критически важных объектов, на которых целесообразен режим непрерывного контроля за выполнением мер пожарной безопасности.
Ключевые слова: требования пожарной безопасности, контроль за соблюдением требований, мониторинг требований пожарной безопасности, контрольные листы.
Концепцией основных направлений совершенствования деятельности надзорных органов МЧС России [1] обозначена проблема несовершенной, непрозрачной и неуправляемой системы проверяемых обязательных требований. Для её решения предложен ряд мероприятий, среди которых:
- переход от типовых (высокозатратных и малоэффективных) систем обеспечения пожарной безопасности объектов к адресным (гибким и динамичным) системам на основе оценки пожарных рисков;
- мониторинг и корректировка требований пожарной безопасности, содержащих конкретные технические решения, с учётом пожарных рисков.
Одним из инструментов мониторинга требований пожарной безопасности являются правила идентификации объектов технического регулирования, позволяющие правильно применять требования технических регламентов, национальных стандартов, сводов правил и других норма-
тивных документов по пожарной безопасности. Алгоритм мониторинга и корректировки требований пожарной безопасности с применением формализованных правил идентификации (правила формализованы в математические формулы) и концептуальной модели деятельности по обеспечению пожарной безопасности был разработан в [2].
Данный алгоритм может применяться при разработке и корректировке нормативных документов по пожарной безопасности, в том числе при проведении процедуры оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Универсальность данного алгоритма позволяет использовать его на всех стадиях жизненного цикла объектов защиты (проектирование, строительство, эксплуатация и утилизация). Однако сложность выполняемых операций при применении алгоритма требует высокой квалификации специалиста и значительных трудозатрат, что не всегда можно обеспечить, например, при проверках объектов защиты должностными лицами органов государственного пожарного надзора.
Для решения этой задачи предлагается использование типовых анкет - контрольных листов. Подобная форма организации нормативных требований применялась в СССР до 1991 года, но ввиду динамично изменяющейся нормативной базы потеряла свою актуальность [3]. В настоящее время применение контрольных листов практикуется в Беларуси и Казахстане. На современном этапе, на основании положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», требования пожарной
1 Определение показателей, установле и гармонизация требований пожарнс ННЫ) й бе социальным заказом, зопасности с данными показателями
Определение условий, обеспечивающих соблюдение элементов концептуальной модели деятельности по обеспечению пожарной безопасности
Определение характерных расчётных схем эвакуации и характерных размеров помещений
Выполнение расчётов по определению динамики
наступления опасных факторов пожара и возможности эвакуации людей
Выявление расчётных зависимостей
Формулирование мер пожарной безопасности
Рисунок 1. Алгоритм формирования контрольных листов обследования объектов защиты на соответствие требованиям пожарной безопасности
безопасности должны применяться с учётом оценки пожарного риска. Поэтому меры пожарной безопасности, содержащиеся в контрольном листе, должны:
- пройти процедуру мониторинга и корректировки [2], что обеспечивает адекватность мер пожарной безопасности той угрозе, которая возможна при пожаре;
- содержать в себе граничные условия невыполнения требований нормативных документов добровольного применения (являться сокращённым вариантом специальных технических условий в части разработки индивидуальной меры пожарной безопасности для конкретного случая).
В связи с этим предлагается использовать алгоритм формирования контрольных листов, представленный на рисунке 1.
Рассмотрим принцип работы по данному алгоритму на примере общеобразовательных учреждений. Разработка специальных технических условий для этих объектов осложнена организационно-финансовыми проблемами собственников. Разработанный алгоритм предусматривает следующую последовательность действий:
1. Определение показателей, установленных требованиями в смежных отраслевых нормативных базах и требующих гармонизации (санитарные, экологические, педагогические и др.).
В Российской Федерации предусматриваются [5]:
- общеобразовательная школа (I-III ступень): возраст учащихся от 6,5 до 18 лет;
- I ступень (начальная школа):
от 6,5 до 10 (11) лет;
- II ступень (подростковая школа): от 10 (11) до 15 (16) лет;
- III ступень (старшая школа):
от 15 (16) до 17 (18) лет;
- школа полного дня: возраст учащихся от 6,5 до 18 лет.
Между тем методика определения расчётных величин пожарного риска выделяет следующие возрастные группы:
- младшая (до 9 лет);
- средняя (10-13 лет);
- старшая (14-16 лет).
Проведённый анализ сравнения возрастных категорий, представленных в [5], показал невозможность проведения оценки
условия, обеспечивающие эвакуацию людей из здания
Требования к элементам противопожарной защиты Содержание требований
Выходы
Вид выхода (выход должен вести в безопасную зону) 6.4, 6.5, 6.9, 6.11, 6.18, 6.21 * 8.2.5 **
Количество выходов (невозможность блокирования необходимого количества выходов критическими значениями опасных факторов пожара) 6.12, 6.13, 6.14, 6.15, 6.19, 6.21 * 8.1.11, 8.1.12, 8.1.17, 8.1.19, 8.1.24, 8.1.25, 8.1.26, 8.1.30, 8.1.22, 8.2.2, 8.2.3 **
Беспрепятственное движение (движение через выходы не должны приводить к травмированию людей) 6.10, 6.16, 6.17, 6.18, 6.21 * 8.1.3, 8.1.14, 8.2.6 **
Пути
Беспрепятственное движение (движение по путям эвакуации не должно приводить к травмированию людей) 6.4, 6.22, 6.26, 6.27, 6.28 * 8.1.3, 8.1.4, 8.1.9, 8.1.28, 8.1.29, 8.2.1 **
Пропускная способность (трасч. < тнеоб.) 6.23, 6.24, 6.25, 6.26, 6.27 * 8.1.13, 8.1.20, 8.1.21, 8.1.23, 8.1.34, 8.2.2, 8.2.4 **
Эвакуационные лестницы
Вид лестницы (лестница должна вести в безопасную зону; не должна повышать пожароопасность здания; лестница сама должна быть безопасной зоной) 5.15 6.34 * 6.41, 6.43, 6.44, 6.45 * 8.1.6, 8.1.8, 8.1.16 ** 6.30, 6.32, 6.33, 6.35, 6.37, 6.38, 6.39, 6.40, 6.41, 6.44 * 8.1.30 **
Пропускная способность (трасч. < тнеоб.) 6.29, 6.30, 6.31, 6.36 * 8.1.5 **
Беспрепятственное движение (движение по лестнице не должно приводить к травмированию людей) 6.30, 6.31, 6.32, 6.35, 6.37, 6.39 * 8.1.1, 8.1.2, 8.1.3, 8.1.4, 8.1.5, 8.1.9, 8.1.10, 8.1.7, 8.1.14, 8.1.15 **
Примечания. * СНиП 21-01-97; ** СП 1.13130.2009.
пожарного риска для категории обучаемых от 6,5 до 9 лет.
2. Определение условий, обеспечивающих соблюдение элемента концептуальной модели деятельности по обеспечению пожарной безопасности.
Анализ мер пожарной безопасности, предусмотренных нормативными документами, позволил определить условия, обеспечивающие соблюдение элемента «Эвакуация» концептуальной модели обеспечения пожарной безопасности (см. таблицу).
3. Определение типовых расчётных схем эвакуации и размеров помещений.
В источнике [4] отмечен ряд следующих особенностей образовательных учреждений:
- здания общеобразовательных учреждений имеют большие сходства в отношении внутренней планировки и топологии, что связано с применением действующих СанПиН и СНиП;
- имеется тенденция к увеличению площади зданий и сооружений до 30 м2 на одного учащегося;
- классные комнаты спроектированы в расчёте на традиционную рассадку учащихся (ряды парт, выделенное место преподавателя, прямоугольная форма классной комнаты);
- предусмотрены большие холлы (атриумы) для обеспечения возможности общения учащихся разных классов и возрастов.
Кроме того, документами [5, 6] установлены расстановка мебели и количество людей в учебных классах. Схематичное отображение данных требований представлено на рисунке 2.
Основными элементами приведённой схемы являются горизонтальный путь движения (рис. 2 б, 1—7), а также точки их соединения - участки «слияния». Данную расчётную схему можно считать типовой для учебных классов. Отличие в схемах
500
500
1=11=1 600
1=11=1 1=11=1
1=11=1
1=11=1
1=11=1
а) б)
Рисунок 2. Возможная расстановка мебели в учебном классе (а) и расчётная схема эвакуации (б): зеленым цветом обозначен размер «не менее»; сиреневым - «не более»
может касаться длины участков, их количества и геометрических характеристик.
Характерные размеры помещений также установлены нормативными документами. В частности, для учебного класса в зависимости от формы проведения занятий установлена площадь на одного учащегося от 2,5 до 3,5 м2 [7].
С целью реализации того положения, что контрольные листы должны содержать в себе граничные условия невыполнения требований нормативных документов добровольного применения (являться сокращённым вариантом специальных технических условий в части разработки индивидуальной меры пожарной безопасности для конкретного случая), результаты расчётов целесообразно представить в виде расчётных формул, содержащих минимально возможное число расчётных параметров. Механизм разработки таких формул приведён в работах [7, 8].
4. Формулирование мер пожарной безопасности.
«Ширина проходов в учебном классе должна составлять не менее 0,7 м.
Расстояние по путям эвакуации от наиболее удалённой точки учебного класса до выхода из него определяется по формуле:
Ь = /(п; N 5; V),
где Ь - расстояние по путям эвакуации, м; / - зависимость, устанавливаемая по результатам расчётов; п - количество рядов учебных парт; N - количество людей в классе, чел.; 5 - ширина проходов в классе, м; V - объём помещения».
Возможность разработки такой зависимости показана в работах [8, 9].
В приложениях к контрольному листу целесообразно привести таблицы с конкретными значениями, рассчитанными по приведённой зависимости.
Подготовленный по предлагаемому алгоритму перечень мероприятий - контрольный лист - позволит руководителям объектов самостоятельно осуществлять контроль за соблюдением требований пожарной безопасности на объекте защиты. Это является актуальным для критически важных объектов, на которых целесообразен
режим непрерывного контроля за выполнением мер пожарной безопасности.
Кроме того, меры пожарной безопасности, содержащиеся в контрольном листе, проходят процедуру оценки риска причинения вреда. Это обстоятельство, с одной
стороны, сокращает возможности оспаривания мер пожарной безопасности, предлагаемых надзорными органами к обязательному исполнению, с другой - снижает затраты на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция основных направлений совершенствования деятельности надзорных органов МЧС России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fire-engineering.ru/actual/ ргое^-копс2ерс21уа-08поупу1х-паргау1епи-sovershenstvovaniya-deyate1nosti-nadzornyix-о^апоу-ш^з-гоззН
2. Вечтомов Д. А. Информационно-аналитическая система поддержки принятия управленческих решений в процессе мониторинга требований пожарной безопасности: дис. ... канд. техн. наук. -М.: Академия ГПС МЧС России, 2014.
3. Козлачков В. И. Проблемы и методы совершенствования подготовки пожарно-профилак-тических работников. Комплексный подход. - Мн.: Полымя, 1991. - 196 с.
4. Приложение к письму Минобрнауки РФ от 12.05.2009 г. № 03-917 «Материалы по формированию педагогического заказа к порядку проектирования и строительства зданий и сооружений общеобразовательных учреждений» // Официальные документы в образовании. - 2009. - № 23.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
6. Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы» // Официальные документы в образовании. - 2002. - № 6.
7. Свод правил СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения».
8. Андреев А. О. Разработка метода оперативной обработки информации при использовании первичных средств пожаротушения: дис. . канд. техн. наук. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2005.
9. Ягодка Е. А. Поддержка принятия управленческих решений о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности: дис. . канд. техн. наук. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2014.
Kozlachkov V., Lobaev I., Yagodka E., Uvarov I., Vechtomov D.
INSPECTION CHECKLISTS FORMATION ALGORITHM OF THE PROTECTED OBJECTS AGAINST FIRE SAFETY REQUIREMENTS
ABSTRACT
Purpose. The article is devoted to the issues of public relations improvement in the field of fire safety through the introduction of new tools for monitoring compliance with the obligatory fire safety requirements on the protected objects.
Methods. To develop the algorithm fire safety measures and regulatory documents analysis in the field of fire safety has been carried out.
Findings. Inspection checklists formation algorithm allows the officials of State Fire Supervision to exercise the powers and authority at conducting control activities over execution of obligatory fire safety requirements.
Research application field. The use of standard questionnaires can be applied by a wide range of specialists in the field of fire safety.
Conclusions. The use of checklists is aimed at excluding the cases of redundant requirements in the field of fire safety in relation to the protected objects, which will significantly improve the situation with the exception of administrative barriers. In the future we expect to extend the research to the protected objects of other classes of functional fire hazard.
Key words: fire safety requirements, monitoring compliance of the requirements, monitoring of fire safety requirements, checklists.
REFERENCES
1. The concept of the basic directions of perfection of activity of Supervisory bodies of EMERCOM of Russia, available at: http://www.fire-engineering.ru/actual/proekt-konczepcziya-osnovnyix-napravlenij-sovershenstvovaniya-deyatelnosti-nadzornyix-organov-mchs-rossii (accessed November 23, 2015). (in Russ.).
2. Vechtomov D.A. Informatsionno-analiticheskaia sistema podderzhki priniatiia upravlencheskikh reshenii v protsesse monitoringa trebovanii pozharnoi bezopasnosti [Information-analytical system of support of acceptance of administrative decisions in the process of monitoring of requirements of fire safety. Cand. techn. sci. diss.]. Moscow, 2014.
3. Kozlachkov V.I. Problemy i metody sovershenstvovaniia podgotovki pozharno-profilakticheskikh rabotnikov. Kompleksnyi podkhod [Problems and methods of improving the preparation of fire-prevention workers. An integrated approach]. Minsk, Polymya Publ., 1991. 196 p.
4. Annex to the letter of the Ministry of education and science of the Russian Federation on May 12, 2009, No. 03-917 "Materials on the formation of pedagogical order to the design and construction of buildings and structures of educational institutions". Ofitsial'nye dokumenty v obrazovanii, 2009, no. 23. (in Russ.).
5. Resolution of Chief state sanitary doctor of the Russian Federation on December 29, 2010, No. 189 About the statement SanPiN 2.4.2.2821-10 "Sanitary-epidemiological requirements to conditions and organization of training in educational institutions". (in Russ.).
6. Letter of the Ministry of education on September 25, 2000, No. 2021/11-13 "About the organization of learning in the first grade, four-grade primary school". Ofitsiafnye dokumenty v obrazovanii, 2002, no. 6.
7. Code of rules 118.13330.2012 "SNiP 31-06-2009. Public buildings and constructions'. (in Russ.).
8. Andreev A.O. Razrabotka metoda operativnoi obrabotki informatsii pri ispol'zovanii pervichnykh sredstv pozharotusheniia [Development of a method for efficient processing of the information when you use primary fire extinguishing means. Cand. techn. sci. diss.]. Moscow, 2005.
9. Yagodka E.A. Podderzhka priniatiia upravlencheskikh reshenii o sootvetstvii otí'ekta zashchity obiazatel'nym trebovaniiam pozharnoi bezopasnosti [Support management decisions of the facility under the protection of mandatory requirements of fire safety. Cand. techn. sci. diss.]. Moscow, 2014.
VASiLi KOZLACHKOV ÍGOR LOBAEV Evgení Yagodka ÍGOR UVAROV Denís Vechtomov
Doctor of Philosophical Sciences, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
Candidate of Technical Sciences
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
Candidate of Technical Sciences
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia