УДК 614.842.8 (047.3)
Козлачков В. И., Ершов А. В., Вечтомов Д. А.
ПРАВИЛА ИДЕНТИФИКАЦИИ ОБЪЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Реформа технического регулирования предусматривает необходимость разработки и установления правил применения нормативных документов по пожарной безопасности - правил идентификации объектов технического регулирования. Зачастую под объектами технического регулирования ошибочно понимаются физические объекты - здания, сооружения. Такая ситуация приводит к ошибкам при применении требований пожарной безопасности и квалификации нарушений требований. В работе объекты технического регулирования в области пожарной безопасности рассматриваются как правоотношения, возникающие при наличии угрозы причинения вреда, исходя из этого сформулированы правила идентификации.
Ключевые слова: техническое регулирование, правила идентификации, требования пожарной безопасности, объекты технического регулирования.
Тему правил идентификации следует рассматривать в контексте Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [4]. Следует также понимать, что введение в действие закона [4] направлено на гармонизацию технических требований безопасности, которые являются правовыми нормами с общей системой права, регулирующего общественные отношения.
В соответствии с частью 2 статьи 7 закона [4] требования технических регламентов не могут служить препятствием для осуществления предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей этого федерального закона.
Это положение в полной мере соответствует требованиям части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации [1] и части 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации [2].
Для определения необходимости вмешательства государства в экономические отношения, регулируемые гражданским законодательством, устанавливаются объекты технического регулирования и правила их идентификации - это требование части 3 статьи 7 закона [4].
Многие специалисты в области пожарной безопасности ошибочно полагают, что объектами технического регулирования являются объекты защиты, что само по себе является абсурдным утверждением, поскольку физические объекты не регулируются - регулируются правоотношения, возникающие по поводу использования данных объектов.
В области пожарной безопасности регулироваться должно соотношение степени причинения вреда, охраняемым законом прав и интересов,
и адекватных этому вреду (минимально необходимых) мер пожарной безопасности.
Регулирование этого соотношения является управлением пожарными рисками, направленным на оптимизацию противопожарной защиты объектов.
Другой ошибкой является отождествление требований пожарной безопасности (нормы материального права) с требованиями, устанавливающими порядок разработки, применения и исполнения норм безопасности, т. е. нормы материального права отождествляются с нормами процессуального права.
Установление техническими регламентами объектов технического регулирования и правил их идентификации необходимо для правильного применения требований пожарной безопасности и квалификации правонарушений в области пожарной безопасности, которая производится по объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне правонарушения.
Объектом правонарушения являются установленные и охраняемые законом общественные отношения. Именно по объекту правонарушения определяется необходимость и правомерность вмешательства государства в лице надзорных органов в установленные отношения.
В противном случае действия должностных лиц надзорных органов могут быть квалифицированы как неправомерные по статьям 169 Уголовного кодекса РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности» и 286 Уголовного кодекса РФ «Превышение должностных полномочий» [3].
В связи с этим целесообразно установить объекты технического регулирования в области
пожарной безопасности и правила их идентификации.
Для того чтобы определить объекты технического регулирования в области пожарной безопасности, необходимо провести кодификацию требований пожарной безопасности по алгоритму, представленному на рисунке 1 [6].
В результате кодификации получается концептуальная модель деятельности по обеспечению пожарной безопасности, представляющая собой систему эшелонированной противопожарной защиты, элементы которой связаны между собой непосредственно и опосредованно, а конфигурация противопожарной защиты (выбор мер пожарной безопасности) зависит от уровня опасности пожара, который может возникнуть на защищаемом объекте.
Концептуальная модель деятельности по обеспечению пожарной безопасности представлена на рисунке 2.
Взаимосвязи между элементами системы противопожарной защиты и уровнями пожара образуют систему отношений в области пожарной безопасности. В этой системе непосредственных и опосредованных отношений наблюдаются следующие объекты:
* общим объектом технического регулирования в области пожарной безопасности является соотношение минимально необходимых затрат на обеспечение пожарной безопасности и степени (размер) вреда, который может быть причинен возможным
Отбор требований пожарной безопасности из общего объёма требований безопасности
I
Фрагментация требований пожарной безопасности -разделение требований пожарной безопасности на логически завершенные фрагменты с объёмом информации, не превышающим возможностей человека удерживать з оперативной памяти начало и конец фрагмента (фрагмент в целом)
I
Упрощение фрагментов до ключевых слов, позволяющих идентифицировать предмет нормативного требования, т. е. идентифицировать то, о чём идет речь в нормативном требовании
Ж
Обобщение упрощённых фрагментов -группировка фрагментов по отношению к общей для них задаче
I
Синтез - выделение целей, которые должны быть достигнуты при решении всех задач
I
Интеграция - объединение всех целей в эшелонированную систему противопожарной защиты, последовательно реагирующую на процесс зарождения, возникновения, развития и завершения пожара
I
Гармонизация системы эшелонированной противопожарной защиты в соответствии с установленным порядком регулирования общественных отношений
Рисунок 1. Алгоритм кодификации требований пожарной безопасности
Рисунок 2. Концептуальная модель деятельности по обеспечению пожарной безопасности
пожаром. При этом уровень риска причинения вреда пожаром должен устанавливаться с учётом уровня развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровня научно-технического развития;
Ж родовыми объектами технического регулирования в области пожарной безопасности являются:
- отношения, возникающие в процессе:
• Разработки, бований
• пРинятия, пож
• применения, безопасн
• исполнения
- отношения, возникающие в процессе оценки соответствия требованиям пожарной безопасности;
Ж специальными объектами технического регулирования в области пожарной безопасности являются:
- отношения, возникающие в связи с:
• предотвращением возникновения пожара;
• своевременным обнаружением пожара и сообщением о пожаре;
• применением имеющихся на объекте защиты средств пожаротушения на начальной стадии пожара;
• обеспечением безопасной эвакуации людей при пожаре;
• предотвращением распространения
пожара;
• обеспечением огнестойкости зданий и сооружений;
• тушением пожара подразделениями пожарной охраны, не являющимися структурными подразделениями объектов защиты;
• определением области ответственности при разработке, принятии, применении, исполнении требований пожарной безопасности и оценке соответствия этим требованиям;
• осуществлением контрольно-надзорной деятельности.
На основании изложенной информации требования к идентификации объектов технического регулирования представляются таким образом:
Ж идентификация общего объекта технического регулирования в области пожарной безопасности осуществляется с помощью:
- расчётного определения:
• динамики возможного пожара и его размеров,
• размеров и характера вреда (людям, чужому имуществу, а также имуществу, которым собственник имеет право рисковать, и окружающей среде);
- определения адресных мер пожарной безопасности, минимально необходимых для предотвращения или снижения размеров вреда, который может быть причинен возможным пожаром;
- разделения мер пожарной безопасности на обязательные меры, направленные на защиту
людей, чужого имущества и окружающей среды, и добровольные меры, направленные на защиту имущества, которым собственник имеет право рисковать;
Ж идентификация родовых объектов технического регулирования в области пожарной безопасности осуществляется при помощи:
- определения:
• участников отношений, возникающих в связи с разработкой, принятием, применением, исполнением требований пожарной безопасности и оценкой соответствия этим требованиям;
• интересов, прав, полномочий, возможностей, обстоятельств и содержания деятельности участников отношений, возникающих в связи с разработкой, принятием, применением, исполнением требований пожарной безопасности и оценкой соответствия этим требованиям;
• области и характера ответственности участников отношений, возникающих в связи с разработкой, принятием, применением, исполнением требований пожарной безопасности и оценкой соответствия этим требованиям;
Ж идентификация специальных объектов технического регулирования в области пожарной безопасности осуществляется через соотношение динамики пожара и специальных способов, предотвращающих либо снижающих вред от пожара.
В зависимости от складывающихся обстоятельств может быть использована любая комбинация способов, обеспечивающих выполнение обязательных требований пожарной безопасности.
Приведённые выше положения позволяют сформулировать правила идентификации объектов технического регулирования:
Ж правила идентификации специальных объектов технического регулирования (управление пожарными рисками) устанавливают порядок реагирования на ситуацию с учётом степени причинения вреда на каждом этапе развития пожара;
Ж правила идентификации объектов регулирования (управление пожарными рисками) формулируются следующим образом:
- если складывающиеся обстоятельства приводят к возникновению пожара, причиняющего вред людям, чужому имуществу и окружающей среде, выше допустимых пределов, принимаются все возможные меры по изменению этих обстоятельств и предотвращению возникновения нежелательного события;
- если пожар, причиняющий выше допустимых пределов вред людям, чужому имуществу и окружающей среде, произошел, принимаются все возможные меры по его обнаружению и сообщению о нем для своевременного реагирования;
- если пожар, причиняющий выше допустимых пределов вред людям, чужому имуществу
и окружающей среде, произошел, принимаются все возможные меры по его ликвидации на начальной стадии;
- если пожар, причиняющий выше допустимых пределов вред людям, чужому имуществу и окружающей среде, произошел, а меры по его ликвидации на начальной стадии не дают необходимого эффекта, принимаются все возможные меры по обеспечению безопасности людей.
- если пожар, причиняющий выше допустимых пределов вред людям, чужому имуществу и окружающей среде, произошел, а меры по его ликвидации на начальной стадии не дают необходимого эффекта, принимаются все возможные меры по предотвращению распространения этого события;
- если пожар, причиняющий выше допустимых пределов вред людям, чужому имуществу и окружающей среде, произошел, а меры по его ликвидации на начальной стадии и меры по предотвращению его распространения не дают необходимого эффекта, принимаются все возможные меры по повышению огнестойкости зданий (сооружений)
и конструкций этих зданий (сооружений), защищающих людей в объекте;
- если пожар, причиняющий выше допустимых пределов вред людям, чужому имуществу и окружающей среде, произошел, принимаются меры по его ликвидации городскими пожарными подразделениями, с учётом принятых на объекте мер пожарной безопасности [6].
Количество элементов в системе эшелонированной защиты не превышает объёма оперативной памяти среднестатистического человека (7+2 элемента), что позволяет безошибочно применять нормативную базу в оперативном режиме.
Применение нормативной базы в области пожарной безопасности с использованием сформулированных правил идентификации позволяет:
- сократить затраты на проектирование систем противопожарной защиты объектов;
- сократить количество ошибок при квалификации нарушений требований пожарной безопасности;
- устранить избыточные административные барьеры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). - СПб.: Литера, 2016. - 63 с.
2. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ «Гражданский Кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Собрание законодательства Российской Федерации. -№ 32 (5 декабря). - ст. 3301. Режим доступа: http://www.szrf.ru/ аос.рМт1?пЬ=еШНоп00^1а=1994032000&аос1а=4570 (дата обращения 14.03.2017 г.)
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. - М.: Омега-Л, 2017. - 224 с.
4. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». - М.: Омега-Л, 2013. - 52 с.
5. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». -М.: Проспект, 2014. - 111 с.
6. Козлачков В. И. Типовая и риск-ориентированная модель надзорной деятельности в области обеспечения пожарной безопасности. Сравнительный анализ. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2016. - 308 с.
7. Бакаев В. В., Зуев А. Г., Киржиманов М. Г., Кнутов А. В., Ковтун Е. В., Котов Е. А, Кудинкин С. И., Максимова С. И., Максимов С. В., Полесский Е. А, Радченко Т. А, Сарватдинов А. Е., Семенов С. В., Толстых Н. И., Чаплинский А. В. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации. Аналитический доклад - 2013. - М.: МАКС Пресс, 2014. - 272 с.
8. Плаксин С. М., Бакаев В. В., Зуев А. Г., Киржиманов М. Г., Кнутов А. В., Ковтун Е. В., Котов Е. А, Кудинкин С. И., Максимова С. И., Максимов С. В., Полесский Е. А, Радченко Т. А, Сар-ватдинов А. Е., Семенов С. В., Толстых Н. И., Чаплинский А. В. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации. Аналитический доклад - 2014. - М.: МАКС Пресс, 2015. - 120 с.
9. СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты. - М., 2012. - 44 с.
10. ГОСТ Р 12.3.047-2012. Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля. - М., 2012. - 86 с.
Материал поступил в редакцию 18 января 2017 года.
Kozlachkov V., Ershov A., Vechtomov D.
IDENTIFICATION RULES FOR THE OBJECTS OF TECHNICAL REGULATION
IN THE FIELD OF FIRE SAFETY
ABSTRACT
Purpose. Identification rules for the objects of technical regulation are a key concept of technical regulation reform. They lay down the rules for requirements application of statutory documents. At present, physical objects are faulty accepted as objects of technical regulation, which leads to errors in regulatory system application and prevents the development of the national economy.
Methods. When in use objects of technical regulation in the field of fire safety are considered to be legal relations arising in the presence of threat causing harm.
Findings. The proposed approach allowed us to lay down rules for identifying objects of technical regulation in the field of fire safety based on generally recognized standards of legal regulation.
Research application field. The results of the research are applied in working out changes
introduced into the Federal laws, developing fire safety systems for facilities protection and in analyzing their performance effectiveness. The identification rules application makes it possible to separate the technical and legal components of regulatory requirements in the field of fire safety.
Conclusions. As a result of the research, identification rules for the objects of technical regulation in the field of fire safety have been worked out. The existing regulatory system application with the use of the developed rules allows reducing fire safety systems cost and eliminating excessive administrative barriers.
Key words: technical regulation, identification rules, fire safety requirements, objects of technical regulation.
REFERENCES
1. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii [Constitution of the Russian Federation]. St. Petersburg, Litera, 2016. 63 p.
2. Federal law of Russia on November 30, 1994, no. 51 "Civil Code of the Russian Federation". (in Russ.).
3. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii [Criminal Code of the Russian Federation]. Moscow, Omega-L, 2017. 224 p.
4. Federal law of Russia on December 27, 2002, no. 184 "About technical regulation". Moscow, Omega-L, 2013.
5. Federal law of Russia on July 22, 2008, no. 123 "Technical regulations on fire safety requirements". (in Russ.).
6. Kozlachkov V.l. Tipovaia i risk-orientirovannaia model' nadzornoi deiatel'nosti v oblasti obespecheniia pozharnoi bezopasnosti. Sravnitel'nyi analiz [Typical and risk-oriented model of supervisory activities in the field of fire safety. Comparative analysis]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2016. 308 p.
7. Bakaev V.V., Zuev A.G., Kirzhimanov M.G., Knutov A.V., Kovtun E.V., Kotov E.A., Kudinkin S.I., Maksimova S.I., Maksimov S.V.,
Polesskii E.A., Radchenko T.A., Sarvatdinov A.E., Semenov S.V., Tolstykh N.I., Chaplinskii A.V. Kontrol'no-nadzornaia deiatel'nost' v Rossiiskoi Federatsii. Analiticheskii doklad - 2013. [Control and supervision activity in the Russian Federation. Analytical report -2013]. Moscow, MAKS Press, 2014. 272 p.
8. Plaksin S.M., Bakaev V.V., Zuev A.G., Kirzhimanov M.G., Knutov A.V., Kovtun E.V., Kotov E.A., Kudinkin S.I., Maksimova S.I., Maksimov S.V., Polesskii E.A., Radchenko T.A., Sarvatdinov A.E., Semenov S.V., Tolstykh N.I., Chaplinskii A.V. Kontrol'no-nadzornaia deiatel'nost' v Rossiiskoi Federatsii. Analiticheskii doklad - 2014. [Control and supervision activity in the Russian Federation. Analytical report - 2014]. Moscow, MAKS Press, 2015. 120 p.
9. Code of rules 2.13130.2012. "Systems of fire protection. Fire-resistance security of protecting units" (in Russ.).
10. State standard 12.3.047-2012. Occupational safety standards system. Fire safety of technological processes. General requirements. Methods of control. Moscow, Standart Publ., 2012. 86 p. (in Russ.).
VASiLY KOZLACHKOV
Aleksander Ershov DENiS Vechtomov
Doctor of Philosophy Sciences, Professor Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
Candidate of Law Sciences, Associate Professor
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
Candidate of Technical Sciences
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia