Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ'

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
703
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
новая современная технология / современный учитель новый подход / знание учебного процесса / модератор.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худойкулова Умида Аламжоновна

в данной статье рассматриваются новые технологии современного преподавания языка, современные и новые методы обучения, новые требования к учителю. Поднимается вопрос о задачах образования обеспечения высокого уровня компетентностей и формирования социально-личностных характеристик выпускников. А также повышения кадрового потенциала и почему для этого необходимо модернизировать систему высшего образования. Актуальные проблемы применения педагогических технологий, помогающих в усвоении базовых знаний по предмету, формирующих навыки самоконтроля, мотивирующих к учению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Худойкулова У.А.

Худойкулова Умида Аламжоновна - преподаватель узбекского языка, кафедра узбекского языка и литературы, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются новые технологии современного преподавания языка, современные и новые методы обучения, новые требования к учителю. Поднимается вопрос о задачах образования обеспечения высокого уровня компетентностей и формирования социально-личностных характеристик выпускников. А также повышения кадрового потенциала и почему для этого необходимо модернизировать систему высшего образования. Актуальные проблемы применения педагогических технологий, помогающих в усвоении базовых знаний по предмету, формирующих навыки самоконтроля, мотивирующих к учению. Ключевые слова: новая современная технология, современный учитель новый подход, знание учебного процесса, модератор.

Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков. Вопросы активизации учения студентов относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. Современные учебники, пособия для учителей позволяют при должной подготовке строить урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание и другие виды познавательной деятельности. Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем. В связи с этим остро стоит вопрос о целенаправленной работе по развитию учащихся -интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых, познавательных умений. Наилучшие результаты при решении этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе. Современное занятие уже невозможно без использования информационных компьютерных технологий. Компьютер, конечно, не может на занятии заменить живое слово преподавателя, творческого общения, но может стать хорошим помощником. Сегодня современному молодому специалисту для успешной профессиональной деятельности в новом информационном обществе необходимы профессиональные и личностные качества. Современный специалист должен отвечать новым требованиям в области образования и компетенции, что обусловлено инновационными

процессами, происходящими в различных сферах современного общества и, прежде всего, в науке и технике [6].

Такой, стандарт высшего профессионального образования требует учёта как умение профессионально подходить к решению технических задач и проблем, использование современных информационных технологий при разработке новых образцов техники, владение графической и компьютерной культурой, умение выявлять приоритетные решения задач с учётом нравственных аспектов деятельности, способности к творческому профессиональному саморазвитию. Профессионально-ориентированное обучение русскому языку в технических вузах требует нового подхода к отбору содержания обучаемого материала. Он должен быть ориентирован на последние достижения в той или иной сфере человеческой деятельности, своевременно отражать научные достижения в сферах, непосредственно задевающих профессиональные интересы обучающихся, предоставлять им возможность для профессионального роста. Отбор содержания способствует разностороннему и целостному формированию личности студента, подготовке его к будущей профессиональной деятельности. Наблюдения занятий по практикуму обучаемого языка позволяют заметить, что студенты с интересом участвуют в диалогах, интервью, «круглых столах», «пресс-конференциях» и «деловых встречах». Применение мультимедиа в образовании и обучении перспективно как для общего образования, самообразования, так и для профессионального развития будущих специалистов [4]. Специальная лексика не имеет общего употребления и понятна лишь тем, кто занят в той же области, поэтому профессиональное обучение требует овладения соответствующим подъязыком, основу которого составляет такая лексика [5].

Познание элементов логики должно, разумеется, происходить на материале родного языка, но ознакомление с грамматикой второго языка позволяет понять, что не только средства родного языка дают представление о действительности [3]. Я убедилась, что применение информационно-коммуникационных, мультимедиа технологий в процессе обучения является эффективным способом, который удовлетворяет потребности общества в квалифицированных специалистах. Известно, что качество знаний определяется тем, как их использует обучаемый. В системе компетенций выделяются ключевые компетентности нескольких уровней, которые необходимо учитывать при подготовке высококвалифицированного специалиста независимо от профессиональной направленности. Это -коммуникация, работа с людьми, усовершенствование способностей к обучению и повышению результативности, разрешение проблем, развитие личностных компетенций. Чем богаче система языка, тем больше возможности варьировать речевые структуры, обеспечивая наилучшие условия коммуникативного речевого воздействия. Чем обширнее и свободнее речевые навыки человека, тем лучше, при прочих равных условиях, он «отделывает» свою речь, ее качества - правильность, точность и т.д. [1].

Помочь преподавателю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера и компьютерных (новых информационных) технологий обучения на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения [7]. Применение нового подхода к изучению преподаваемого материала на занятии даёт в сочетании с традиционными средствами и методами обучения, как показывает опыт, весьма обнадёживающие результаты [2].

Список литературы

1. Умарова Дилмура Закировна. Взаимодействие культуры языка с культурой речи // Достижения науки и образования, 2018. № 8 (30). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:/^yberleшnka.m/artide/n/vzaimodeystvie-kultury-yazyka-s-kulturoy-rechi/ (дата обращения: 27.11.2021).

2. Умарова Дилмура Закировна. Часто используемые методы и технологии интерактивного обучения // Вопросы науки и образования, 2018. № 8 (20). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:/^yberleшnka.ru/artide/n^hasto-ispolzuemye-metody-i-tehnologii-interaktivnogo-obucheniya/ (дата обращения: 27.11.2021).

3. Умарова Дилмура Закировна. Методика изучения грамматики русского языка в национальных группах неязыковых вузов // Вопросы науки и образования, 2018. № 3 (15). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:/^yberleшnka.m/artide/n/metodika-izucheшya-grammatiki-russkogo-yazyka-v-natsionalnyh-gruppah-neyazykovyh-vuzov/ (дата обращения: 27.11.2021).

4. Холматова Дилором Абдусамиевна. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНОГРАФИИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ // Бюллетень науки и практики, 2020. № 8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:/^yberleшnka.m/artide/n/teoreticheskie-aspekty-izucheшya-etnografii-kak-nauchnoy-distsipliny / (дата обращения: 27.11.2021).

5. Холматова Дилором Абдусамиевна, Алишеров Шохрухбек. СФЕРА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ // Современные инновации, 2021. № 1 (39). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sfera-funktsionirovaniya-stroitelnyh-terminov/ (дата обращения: 27.11.2021).

6. Рахматова Одина Кадыржановна, Косимова Дилбархон Рузибаевна. Актуальные проблемы преподавания русского языка в технических вузах // Проблемы Науки, 2019. № 12-2 (145). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:/^yberleшnka.m/artide/n/aktualnye-proЫemy-prepodavaшya-rwssk0go-уа^ка-у-гектекезЫк-утак/ (дата обращения: 27.11.2021).

7. Парпиева Махсуда Махмуджановна, Нишонов Усмонхон Ибрагимович. Интеграция интерактивных методов в процессе образования // Вестник науки и образования, 2019. № 19-2 (73). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-interaktivnyh-metodov-v-protsesse-obrazovaniya/ (дата обращения: 27.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.