Научная статья на тему 'ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ'

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ОБЪЕКТ / ИЗУЧЕНИЕ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПРИЯТИЕ / ДОСТИЖЕНИЕ / РЕЗУЛЬТАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамадалиева Хапира Абдухалиловна

В статье поднимаются проблемы по разработкам учебных материалов по английскому языку, которые необходимы для развития речевой деятельности. А также автором рассматривается вопрос содержания образовательного процесса, который стал личностно-ориентированным, подразумевающий индивидуальный подход к каждому обучающемуся, выявление в нём возможностей, стимулирующих самоутверждение, самореализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамадалиева Хапира Абдухалиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ Мамадалиева Х.А.

Мамадалиева Хапира Абдухалиловна - преподаватель английского языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье поднимаются проблемы по разработкам учебных материалов по английскому языку, которые необходимы для развития речевой деятельности. А также автором рассматривается вопрос содержания образовательного процесса, который стал личностно-ориентированным, подразумевающий индивидуальный подход к каждому обучающемуся, выявление в нём возможностей, стимулирующих самоутверждение, самореализацию.

Ключевые слова: коммуникативная направленность обучения, объект, изучение, речевая деятельность, восприятие, достижение, результат.

Одним из направлений модернизации высшего

профессионального образования является внедрение

компетентностного подхода к планированию и оценке

результатов образования [3]. Происходящие преобразования в

системе высшего образования обусловлены движением в

сторону инновационной личностно-развивающей парадигмы

образования, необходимостью использования

интеллектуально-творческого потенциала человека для

созидательной деятельности во всех сферах жизни [1]. В

области преподавания английского языка как иностранного

студентов необходимо знакомить со спецификой разговорной

речи. Методические разработки учебных материалов по

английскому языку, прежде всего, должны отражать

16

коммуникативную направленность обучения. Объектом изучения должна стать речевая деятельность, сам же язык воспринимается как объективная основа речевой деятельности. Чтобы начать работу над учебным материалом необходимо правильно определить содержания учебного материала. Подготовка учебного материала по английскому языку имеет свои трудности. Для выполнения данной цели дополнительные трудности создает, прежде всего, отсутствие языковой среды. Студент может практически использовать свои знания в устной разговорной речи только на занятиях по английскому языку. Учебный материал является основой организации всей работы со студентами. Преподаватель должен правильно определить тематику будущей работы. Качество ее во многом будет зависеть и от того, насколько правильно будет подобран материал, насколько методически целесообразно будет он изложен, насколько правильно будет отобран лексический и грамматический материал и насколько правильно будет построена система упражнений. Только учет всех этих требований при составлении учебного материала будет способствовать активизации речи учащихся, практическому владению языком. При определении тематики учебного материала встает не менее сложный вопрос: как должна решаться проблема отбора текстов. Необходимо отметить, текст должен быть объектом изучения. Почти традиционным сейчас стало деление текста на четыре основных типа: описание, повествование, рассуждение и доказательство. Основанием такого различия является, прежде всего, логическая структура текста, представленная определенным набором грамматических средств. Анализ самого текста отмечает связь между логическим построением и выбором грамматических средств. При определении учебного материала и подбора текстов для аудитории, на наш взгляд, необходимо привлечь и самих студентов, т.е. мы должны услышать мнение студентов, учитывать их интерес. В аудитории особенно важно методически правильно организовать материал: тексты должны отбираться именно по тематическому принципу, так как это способствует, прежде всего, накоплению лексики.

Грамматический же материал здесь можно подавать свободно, ибо тексты различны по грамматической наполняемости. Последовательность подачи грамматического материала в этом случае также определяет сам текст. И грамматика в силу этого отрабатывается в тексте, что не способствует системности в подаче грамматических явлений. Необходимо учить студентов формированию навыков построения связного монологического высказывания. Умение построить монологическое высказывание необходимо для того, чтобы студенты могли участвовать в беседах, дискуссиях и т.д. То есть коммуникативные задачи, стоящие перед студентами, могут быть реализованы главным образом на уровне монологического высказывания.

Изучение особенностей синтаксиса языка является центральной задачей при определении содержания обучения. Поэтому весь учебный материал представляется на синтаксической основе. Это позволяет постигать язык и его систему через основную коммуникативную единицу -предложение. Учебный материал должен подаваться таким образом, чтобы с первых занятий учить студентов умению строить собственное высказывание по аналогии с предложенным учебным текстом. Содержание текстов, его языковое оформление и структурно-композиционный состав выступают для студентов как ориентиры для построения собственного высказывания. Немаловажную роль в учебном материале играет система упражнений Сами упражнения должны соответствовать речевым заданиям и способами их выполнения, должны стимулировать функционирование соответствующих речевых механизмов на основе решения конкретных речевых ситуаций. Для достижения результата необходимо решить некоторые задачи. Первая, необходимо соблюдать пропорции между объяснением и практикой-тренировкой. Одного осмысления-понимания мало, так же как и мало одной тренировки, особенно важно не допускать разрыва между знаниями, навыками и умениями. Вторая, необходимость взаимосвязи устной речи, чтения и письма. Новый материал должен сначала усваиваться устно и быть

большим по объему, чем тот, который воспринимается зрительно, т.е. читается. Процесс чтения и особенно процесс письма студентов весьма замедлен. Преодолению этой замедленности служит устная тренировка, очень важен фактор повторяемости, ибо устная тренировка развивает слух, слуховое восприятие и слуховую память. Устная речь является источником для чтения, т.е. читается то, что сначала прорабатывается в устной речи. Чтение полезно, если материал для чтения нетрудный. Медленное чтение очень трудного текста разрушает навыки устной речи, способствует появлению ломаных конструкций. Практика преподавания английского языка подтверждает необходимость параллельной работы над устной речью, чтением, письмом - фактор времени играет здесь большую роль - при параллельном развитии различных навыков учащиеся затрачивают меньше времени для достижения определенного уровня владения языком. При такой специфической черте, как необходимость многократного повторения языкового материала, большое количество тренировочных упражнений, включение изучаемого материала в чтение, устную речь, письмо, способствует созданию менее утомительных форм повторения материала [2]. На наш взгляд, только речевые и коммуникативные упражнения могут обеспечить формирование полноценных навыков и умений, позволят строить преподавание на каждом этапе занятий таким образом, чтобы студенты переходили от выполнения упражнений к выполнению значительного количества речевых упражнений, от формирования речевых навыков к выработке речевых умений. Третий вопрос связан с важнейшими проблемами психологии усвоения языка на начальном этапе обучения, с развитием памяти и творчества учащихся. Для успешной организации занятий недостаточно иметь только хорошие, подготовленные с учетом всех научных требований, учебные материалы. Немаловажную роль в организации учебного процесса играет личность преподавателя. Педагогический эффект и конечный результат обучения обусловливаются характером взаимоотношений студентов с преподавателем. Специфика процесса обучения

английскому языку постоянно требует особенно живого контакта преподавателя с аудиторией. В Узбекистане определены основные параметры национальной модели подготовки кадров с высшим образованием. Узбекистан сегодня - это принципиально новое государство, в котором позитивные изменения во всех сферах - политической, экономической, культурной и духовной, предполагают поэтапное проведение реформ [4].

Список литературы

1. Abduvalieva Adiba Zakirovna. Strategies in developing vocabulary of a foreign language learners // Проблемы Науки, 2019. № 11-2 (144). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/strategies-in-developmg-vocabulary-of-a-foreign-language-learners/ (дата обращения: 12.03.2021).

2. Абдувалиева Адиба Закировна. Главная задача образовательной политики - обеспечение современного качества образования // Вестник науки и образования, 2019. №19-3 (73). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/glavnaya-zadacha-obrazovatelnoy-politiki-obespechenie-sovremennogo-kachestva-obrazovaniya/ (дата обращения: 12.03.2021).

3. Умарова Дилмура Закировна. Инновационные реформы в системе высшего образования Республики Узбекистан // Вопросы науки и образования, 2018.№ 2(14). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/innovatsionnye-reformy-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya-respubliki-uzbekistan/ (дата обращения: 12.03.2021).

4. Умарова Дилмура Закировна. Часто используемые методы и технологии интерактивного обучения // Вопросы науки и образования, 2018. № 8 (20). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/chasto-ispolzuemye-metody-i-tehnologii-interaktivnogo-obucheniya/ (дата обращения: 12.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.