Научная статья на тему 'Внедрение модели интеграции электронного учебника «English for Teachers» в образовательный процесс, направленный на становление готовности студентов к профессионально ориентированной устной речи'

Внедрение модели интеграции электронного учебника «English for Teachers» в образовательный процесс, направленный на становление готовности студентов к профессионально ориентированной устной речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волченкова Ксения Николаевна

Предлагаются варианты реализации модели интеграции электронного учебника «English for Teachers» в образовательный процесс, направленный на становление готовности студентов к профессионально ориентированной устной речи. Описывается изменение соотношения педагогических средств (электронный учебник, учебная книга, речь преподавателя) в сторону увеличения времени работы с электронным учебником при условии повышения уровня данной готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волченкова Ксения Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение модели интеграции электронного учебника «English for Teachers» в образовательный процесс, направленный на становление готовности студентов к профессионально ориентированной устной речи»

ББК 4481.27+Ш107.2

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА «ENGLISH FOR TEACHERS» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, НАПРАВЛЕННЫЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРВОАННОЙ УСТНОЙ РЕЧИ

К.Н. Волченкова ЮУрГУ

Предлагаются варианты реализации модели интеграции электронного учебника «English for Teachers» в образовательный процесс, направленный на становление готовности студентов к профессионально ориентированной устной речи. Описывается изменение соотношения педагогических средств (электронный учебник, учебная книга, речь преподавателя) в сторону увеличения времени работы с электронным учебником при условии повышения уровня данной готовности.

Изучение проблемы становления готовности студентов к профессионально ориентированной устной речи (ПОУР) в педагогической теории и практике позволило нам сделать вывод о том, что традиционный процесс обучения дисциплинам лингвистического цикла решает проблему становления готовности студентов к ПОУР малоэффективно. Интеграция же в образовательный процесс наряду с другими педагогическими средствами (речью преподавателя, учебной книгой) электронного учебника, в котором реализованы дополнительные возможности (интерактивность, адаптивность, мульти-сенсорность, нелинейность представления информации, индивидуальность дизайна, открытость) существенно повышают успешность данного процесса.

Методический замысел нашего исследования заключается в грамотной интеграции электронного учебника в образовательный процесс, направленный на становление готовности студентов к ПОУР, что, по сути, представляет собой организацию педагогического содействия становлению готовности студентов к ПОУР посредством определенного соотношения педагогических средств (электронного учебника, учебной книги, речи преподавателя) в зависимости от уровня готовности студентов к ПОУР.

Мы для реализации методического замысла:

-определили содержание обучения, направленное на становление готовности к ПОУР и включающее в себя три компонента (теоретические знания в области ПОУР, опыт

речевой деятельности в профессиональных ситуациях общения и опыт отношения к ПОУР как средству профессиональной самореализации и средству управления учебной деятельностью обучаемых);

-определили средства содействия становлению готовности студентов к ПОУР (речь преподавателя, электронный учебник, учебная книга);

-распределили функции средств педагогического содействия становлению готовности студентов к ПОУР и обосновали их соотношение в зависимости от уровня готовности студентов к ПОУР;

- отобрали методы, организационные формы обучения, виды контроля в процессе образовательной деятельности, направленной на усвоение социального опыта в области ПОУР и использования полученных знаний в профессиональной деятельности;

-разработали электронный учебник для студентов педагогических специальностей «English for Teachers», направленный на становление готовности студентов к ПОУР.

При разработке принципов создания электронного учебника «English for Teachers» мы учитывали требования, предъявляемые к содержанию обучения в общей теории учебника, специфику изучаемого предмета (иностранный язык), особенности обучения профессионально ориентированной устной речи, психолого-педагогические особенности использования компьютера в образовательном процессе, а также основные положения тео-

рий модульного, проблемного, интерактивного и коммуникативного обучения.

Электронный учебник «English for Teachers» создан в соответствии с традиционными дидактическими принципами построения содержания учебной книги: принципами научности, доступности, проблемности, наглядности, систематичности и последовательности обучения, активности и сознательности обучаемых в процессе обучения, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Использование современных компьютерных технологий в разработке электронного учебника повлекло формулировку и реализацию целого ряда специфичных дидактических принципов:

- модульности построения содержания материала;

- системности и структурнофункциональной связанности представления учебного материала (гипертекст);

- индивидуализации обучения (возможность выбора темпа и последовательности прохождения изучаемого материала);

- полисенсорности восприятия учебной информации;

- интерактивности.

Наконец, специфика предмета обучения -иностранный язык, и, в частности, обучение профессионально ориентированной устной речи выдвинули ряд частнометодических принципов, подчеркивающих деятельностный способ освоения окружающей действительности средствами языка. Это принципы:

- речевой направленности;

-функциональности (лексика и грамматика усваиваются в деятельности);

- ситуативности (ролевая организация образовательного процесса);

-новизны (новизна речевых ситуаций, информативность используемого материала);

-личностной ориентации общения (учет личностных характеристик каждого обучаемого, ибо только таким путем могут быть созданы условия общения: вызвана коммуникативная мотивация и обеспечена целенаправленность ПОУР);

- проблемности (содержательная сторона языка представлена не темами, а проблемами, которые нужно решить).

Электронный учебник «English for Teachers» включает в себя два блока, состоящих из

5 учебных модулей (15 уроков), имеющих четкую структуру. Первый блок («Образование») посвящен изучению и сравнительному анализу систем высшего образования в нашей стране и странах изучаемого языка (США, Великобритания), особенностям организации образовательного процесса в разных странах, ценности высшего образования в жизни человека, профессиональному профилю педагогической профессии. Во второй блок («Психология») входят базовые знания о науке психологии, ее предмете и методам исследования, особенностях психических процессов человека; рассматриваются теории развития личности; даются основы коммуникации, принципы ее эффективной организации.

В состав каждого урока входят следующие компоненты: проблемное задание «Мозговой штурм»; активная профессионально ориентированная лексика урока; упражнения на ее тренировку; введение в тему занятия, представляющее собой набор коммуникативных упражнений; грамматический материал и языковые упражнения, направленные на автоматизацию грамматических навыков; разговорный текст и-материалы для его обсуждения; темы для группового и парного обсуждения, ролевая игра; аудирование; упражнения для самостоятельной работы.

В соответствии с выявленным уровнем готовности студентов к ПОУР была построена опытно-экспериментальная работа, сформулированы цели и задачи каждого этапа формирующего эксперимента.

На первом этапе становления готовности студентов к ПОУР реализовывались следующие задачи:

- повышение уровня мотивации в овладении языковыми навыками и речевыми умениями в области ПОУР; .

-повышение уровня знаний в предметной области, накопление языкового материала, расширение словарного запаса;

-воспитание ценностного отношения к ПОУР и принятие процесса общения как взаимодействия двух и более равноправных партнеров.

Повышение уровня мотивации в овладении языковыми навыками и речевыми умениями в области ПОУР осуществлялось за счет специальным образом отобранного содержания образования, реализованного в электронном учебнике «English for Teachers». Использование электронного учебника «English for Teachers» позволило повысить интерес

к ПОУР за счет новизны работы с ним; поли-сенсорности представления информации (текст, звук, графика, видео); наличия разнообразных интерактивных упражнений на тренировку фонетических, лексических, грамматических навыков и коммуникативных умений, предоставляющих возможность компьютеризированного контроля правильности их выполнения; наличия проблемных заданий, активизирующих мыслительную деятельность; открытости электронного учебника и возможности постоянного обновления информации с учетом интересов обучаемых, а также предоставление возможности студентам быть соавторами учебника; четкой структуризацией материала в виде гипертекста с возможностью перехода с ссылки на ссылку в зависимости от индивидуального желания студента; наличие видеофрагментов, максимально приближающих коммуникативные ситуации к реальным условиям профессионального общения; наличие в электронном учебнике интересных фактов, связанных с будущей профессиональной деятельностью, юмористических рассказов, позволяющих отвлечься и снизить напряжение учебной деятельности; наличие психологических тестов, позволяющих студентам познать себя, свои способности, приоритетные ценности, особенности психических процессов (возможности собственной памяти) и т.д.

Повышение уровня знаний в области ПОУР осуществлялось за счет: проведения цикла мини-лекций о средствах коммуникации (вербальная, невербальная), о функциях ПОУР в деятельности преподавателя, особенностях педагогического говорения и педагогического слушания, основных стилистических особенностях научного стиля речи, возможностях использования электронного учебника в самообучении для повышения уровня готовности студентов к ПОУР. Накопление языкового материала, расширение словарного запаса, приобретение речевого опыта осуществлялось путем выполнения языковых, условно-речевых, речевых и коммуникативных упражнений как во фронтальном режиме с преподавателем и с учебной книгой, так и в индивидуальном режиме при работе с электронным учебником при компьютеризированном контроле.

Воспитание ценностного отношения к ПОУР осуществлялось в процессе анализа специально созданных ситуаций профессионального общения, обсуждения высказываний

великих людей, приведения аргументации собственного морального выбора, аудирования текстов и составления диалогов профессиональной направленности.

На данном этапе использовались объяс-нительно-иллюстративные, репродуктивные, интерактивные методы обучения. Учебная информация предоставлялась в следующих формах: лекция-визуализация (устная информация, преобразованная в визуальную форму), упражнения, беседа, диалог, полилог (обсуждение, дискуссия).

Соотношение средств педагогического содействия становлению готовности студентов к ПОУР распределялось следующим образом: речи преподавателя была отведена ведущая роль, а учебная книга и электронный учебник использовались в качестве дополнительных средств содействия, причем электронный учебник выполнял при этом следующие функции: диагностирующую (адаптивный тест по определению уровня языковых умений), мотивационную, информационную, тренировочную, контрольную.

Задачами второго этапа становления готовности студентов к ПОУР были:

- увеличение опыта речевой деятельности с целью использования на практике ранее усвоенных теоретических знаний в области ПОУР;

- развитие критического мышления, умений обработки получаемой извне информации;

-развитие умений стратегического планирования речевой деятельности с учетом ситуации общения;

- воспитание самостоятельности в создании собственного речевого продукта.

Первая задача второго этапа становления готовности студентов к ПОУР решалась, во-первых, за счет уменьшения доли времени, отводимого на языковые упражнения и увеличения времени на коммуникативную практику студентов, во-вторых, в ходе выполнения коммуникативных заданий, требующих от студентов активной речевой реакции на внешние стимулы («мозговой штурм», обсуждение противоречивых высказываний, анализ авторского замысла разговорных текстов, решении проблемных ситуаций), в-третьих, за счет использования электронного учебника -индивидуальной работы над звуковой и смысловой сторонами профессионально ориентированной лексики в процессе выполнения ин-

терактивных упражнений, при отработке на практике разговорных формул, изучении джез чантов (jazz chant - стихотворение, сопровождаемое ритмом или ритмичной музыкой), аудировании диалогических и монологических высказываний.

Развитие критического мышления осуществлялось посредством использования проблемных методов обучения, при постановке речевых задач, вызывающих активную мыслительную деятельность студентов, инициируемого педагогом обсуждения получаемой учебной информации с точки зрения ее точности, ясности, логичности, непротиворечивости, формулировки собственного мнения о получаемой информации и т.д.

Развитие умений стратегического планирования речевой деятельности с учетом ситуации общения происходило в процессе изучения разнообразных моделей монологических высказываний, их структуры, логических коннекторов, обеспечивающих связность продуцируемого речевого высказывания; проигрывания профессиональных ситуаций общения с различными исходными условиями; участия в деловых играх, составления презентаций и т.д.

Воспитание самостоятельности в создании собственного речевого продукта происходило в процессе выполнения коммуникативных заданий творческого характера (провести экскурсию по ЮУрГУ; выразить свое отношение к проблеме; придумать 3 довода «за» и 3 довода «против» определенного высказывания, составить презентацию и т.д.).

На данном этапе при изучении нового материала используются диалоговые, полилого-вые методы и методы проблемного изложения. Формы организации образовательной деятельности: проблемная лекция, упражнения, беседа, диалог, полилог (обсуждение, дискуссия).

Соотношение педагогических средств, направленных на становление готовности студентов к ПОУР распределялось следующим образом: ведущая роль в становлении готовности к ПОУР оставалась за речью преподавателя. Увеличилась доля использования электронного учебника - время индивидуальной работы студента за компьютером (выполнение языковых и речевых упражнений на развитие фонетических, лексических и грамматических навыков; использование справочных материалов, лексико-семантических схем и т.д.), при этом наряду с контрольной, моти-

вационной, информационной, тренировочной функциями электронный учебник выполняет важную дополнительную функцию - справочную, а учебная книга используется в качестве опоры для групповой и парной работы над языковыми упражнениями и речевой практики в области ПОУР.

Третий этап становления готовности студентов к ПОУР включал решение следующих задач:

- увеличение опыта речевой деятельности в создании собственного речевого продукта в новых ситуациях общения;

- увеличение арсенала выразительных средств в области ПОУР;

-развитие умений адаптировать ПОУР для целевой аудитории.

Первая задача третьего этапа становления готовности студентов к ПОУР решалась посредством использования интерактивных методов обучения (диалог, полилог, дискуссия, ролевая игра, ситуации квазипрофессиональ-ного общения) требующих от студентов активного использования речевого опыта в ПОУР, выражения и аргументированного обоснования собственной позиции, собственного мнения по обсуждаемому вопросу, создание уникального речевого продукта.

Увеличение арсенала выразительных средств в области ПОУР осуществлялось благодаря прочитанной лекции о том, как можно разнообразить ПОУР за счет интонации, грамматических и лексических средств.

Функции преподавателя, организующего взаимодействие со студентами и студентов друг с другом, сводятся к целеполаганию, консультациям и скрытому контролю деятельности студентов.

Соотношение средств педагогического содействия становлению готовности студентов к ПОУР распределялось следующим образом: ведущая роль отводится электронному учебнику, выполняющему информационную, мотивационную и справочную функции. Устная речь учителя на занятии сведена к минимуму, так как его задачей является максимальная речевая активность студентов. Учебная книга используется на этапе тренировки речевого материала и является опорой при осуществлении взаимоконтроля деятельности студентов.

Репродуктивные методы представления знаний исключаются из образовательного процесса и заменяются на проблемные и интерактивные методы.

Для решения поставленных коммуника-

тивных задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью, студенты общаются к электронному учебнику и учебной книге. При этом, если учебная книга содержит учебный материал, соответствующий ГОС по специальности, то в содержание электронного учебника входит не только учебный материал, подлежащий усвоению, но и различного рода справочная информация: грамматический

справочник, словарь, речевые клише, модели монологических высказываний, дополнительные профессионально ориентированные разговорные тексты, информация развлекательного характера, интересные факты.

На данном этапе становления готовности студентов к ПОУР используются эвристический, исследовательский, диалоговые, дискуссионные методы. Формы организации образовательного процесса - ролевые игры, индивидуальные и групповые проекты, конкурсы, презентации.

В нашем исследовании содействие становлению готовности к ПОУР осуществлялось в ходе занятий по обучению иностранному языку. Традиционно занятие по английскому языку, направленное на становление готовности студентов к ПОУР состоит из нескольких этапов: организационный момент, введение в тему занятия, введение нового материала (фонетического, лексического, грамматического), тренировка нового языкового материала, коммуникативная практика, контроль, подведение итогов.

Обязательными элементами любого занятия являются организационный момент и подведение итогов занятия. На всех уровнях становления готовности студентов к ПОУР они проводились с помощью речи преподавателя. Организационный этап предполагал постановку целей и обеспечение условий для их принятия обучаемыми. На этапе подведения итогов фиксировалось достижение целей, осуществлялась оценка работы учащихся, определялись дальнейшие перспективы.

Для остальных этапов предлагались варианты соотношения педагогических средств, направленных на становление готовности студентов к ПОУР, в зависимости от уровня готовности студентов к ПОУР.

Рассмотрим подробнее каждый этап занятия и ведущие виды деятельности.

Введение в тему занятия. Введение в тему занятия производилось с помощью речи преподавателя и разработанного нами электронного учебника «English for Teachers». В нача-

ле занятия преподаватель объявлял тему, которая звучала в виде проблемного вопроса и одновременно демонстрировалась с помощью электронного учебника. Нужно отметить, что все темы в электронном учебнике сформулированы в виде вопросов, ответ на которые студент давал дважды - в начале изучения данной темы («Мозговой штурм») и по завершению ее изучения (монологическое высказывание).

Например, тема: «Что нужно для того, чтобы успешно учиться в университете?».

Обращаясь к студентам, преподаватель просил сформулировать ответ на данный вопрос с опорой на свое представление о том, какие качества личности помогут студенту успешно учиться в университете, актуализируя речевой опыт студентов по данной теме. При этом ответы студентов не оценивались и не критиковались преподавателем. Далее преподаватель интересовался, какие качества личности необходимы для успешной карьеры и какое место среди них занимает владение ПОУР. С помощью данного метода («мозговой штурм») развивалась инициативность и активность студентов, стимулировалось развитие мышления путем постановки проблемы, требующей решения, развивались способность студентов формулировать мысли посредством языка и умение отстаивать свою точку зрения, что, в свою очередь, оказывало влияние на становление сознательности в области ПОУР.

В задачи преподавателя входили активизация студентов, анализ их представлений по заданной теме с целью дальнейшей корректировки хода занятия и помощь в выражении собственных мыслей.

Задача студентов - сформулировать собственный ответ, выразить свое мнение и донести его до участников общения, при необходимости формулируя аргументы в защиту своей точки зрения, причем, если у них возникали трудности с выражением мысли, то преподаватель предлагал:

- воспользоваться логико-семантической схемой, продемонстрированной с помощью электронного учебника и подсказывающей как структуру ответа, так и варианты его содержания;

-свою помощь в реализации мысли посредством языка.

Таким образом, при формулировке собственных мыслей студентам предоставлялся

выбор средств обучения: воспользоваться помощью преподавателя, электронного учебника или самостоятельно сформулировать законченное высказывание по теме.

Важным следствием наличия данного этапа в электронном учебнике являлось то, что он помогал студентам осознать недостаток знаний в области ПОУР и необходимость повышения данного уровня, способствовал повышению потребности расширить свой лексический запас для выражения собственных мыслей и сформулировать собственные цели обучения.

После введения в тему занятия, осознания целей обучения и формулировки собственных целей учения студентам предлагалось освоить новый лексический, грамматический материал, необходимый им для создания собственного монологического высказывания.

Введение нового лексико-граммати-ческого материала. Адекватное выражение собственных мыслей невозможно без фонетических, лексических и грамматических автоматизмов, наличие которых способствует становлению такого признака ПОУР, как языковая правильность.

Ввод профессионально ориентированной лексики урока производился с помощью речи преподавателя, учебной книги и электронного учебника.

Студентам предлагалось открыть учебные книги и повторить профессионально ориентированную активную лексику урока вслух за преподавателем. При низком уровне готовности студентов к ПОУР первичная презентация и семантизация лексики происходила с помощью преподавателя, так как студенты не всегда могли самостоятельно оценить себя со стороны на наличие фонетических ошибок в речи и разобраться в оттенках значений профессионально ориентированной лексики.

После этого студентам предлагалось выполнить ряд упражнений в индивидуальном режиме на компьютере с помощью электронного учебника. Студенты тренировались в нормативности воспроизведения звуковой стороны отдельных слов и словосочетаний, необходимых для дальнейшего активного использования в речи, учились распознавать активную лексику урока на слух как изолированно, так и в потоке речи.

Преимуществом электронного учебника в процессе тренировки фонетических и лексических навыков перед речью преподавателя

является обеспечение индивидуализации обучения и свободы выбора, при которой студент сам принимает решение о том, сколько раз ему нужно прослушать то или иное слово, выполнить упражнение. У студента появляется возможность следовать собственному темпу обучения.

Упражнения, выполняемые студентами с помощью электронного учебника.

Упражнения на воспроизведение.

Студенты слушают активную лексику урока.

Студенты слушают активную лексику урока и повторяют за диктором.

Студенты записывают свое произношение и сравнивают свой вариант произношения с диктором.

Упражнения на узнавание.

Студенты слушают диктора и выбирают слова, произнесенные диктором из предложенных вариантов.

Студенты слушают диктора и выбирают перевод произнесенного слова, фразы.

Студенты слушают диктора и записывают услышанное слово.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Студенты слушают диктора и записывают пропущенное слово в предложении.

Выполнение данных упражнений способствовало повышению уровня осведомленности и умелости в области ПОУР.

В процессе индивидуальной работы с электронным учебником содержание содействия преподавателя заключаются в оказании своевременной помощи, в случае обращения студента с вопросом, скрытого контроля деятельности студентов, выявление индивидуальных особенностей работы с электронным учебником, темпа усвоения нового материала.

По окончании индивидуальной работы с электронным учебником преподаватель осуществлял фронтальный опрос, проверяя качество усвоения нового лексического материала. Студентам предлагалось выполнить прямой и обратный перевод слов, словосочетаний, составить предложения с новой лексикой. Работа осуществляется в групповом режиме, при этом преподаватель выполнял контролирующую функцию.

При среднем и высоком уровне готовности студентов к ПОУР освоение профессионально ориентированной лексики проходит с помощью электронного учебника без участия преподавателя.

Высокий уровень готовности к ПОУР характеризуется не только фонетической и лек-

сической, но и грамматической правильностью речи, поэтому в образовательном процессе, направленном на становление готовности студентов к ПОУР необходима работа и над грамматической правильностью высказывания.

При низком уровне готовности к ПОУР работа над грамматической правильностью речи происходила под руководством преподавателя, потому что при низком уровне осведомленности о грамматических правилах у студентов возникало много дополнительных вопросов, ответы на которые мог дать только высококвалифицированный преподаватель или компьютерная экспертная система, функции которой не может в настоящее время выполнить ни учебная книга, ни электронный учебник.

При изучении нового грамматического материала при низком уровне готовности студентов к ПОУР использовались как объяснения преподавателя при фронтальном режиме работы, так и динамические презентации в электронном учебнике «English for Teachers», представляющие собой набор сменяющих друг друга озвученных слайдов с графической демонстрацией грамматического материала. До объяснения нового грамматического материала или самостоятельного его изучения перед студентами ставилась задача, которую они должны решить в процессе работы с ним.

Например, после изучения нового грамматического материала необходимо было заполнить таблицу форм употребления глаголов to be и to have в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Причем по окончании изучения нового грамматического материала контролирующая функция передавалась электронному учебнику, при этом экономилось время преподавателя, повышался уровень ответственности студентов за выполнение учебной работы.

При низком уровне готовности к ПОУР тренировка грамматического материала осуществлялась во фронтальном режиме с помощью учебной книги, что позволяло как обратить внимание каждого студента на типичные ошибки, так и использовать новую лексику и грамматику урока в устной речи в ходе выполнения условно-речевых и коммуникативных упражнений.

При среднем и высоком уровне готовности студентов к ПОУР перед студентами ставилась задача самостоятельного изучения нового грамматического материала. В рамках гуманно ориентированного подхода студенту предос-

тавлялось право выбора того или иного способа изучения нового грамматического материала, в зависимости от его природоопределенных свойств и индивидуальных особенностей (ведущего канала восприятия информации, желания работать в группе, под руководством преподавателя или самостоятельно, темпа усвоения новой информации и т.д.).

При изучении нового грамматического материала студентам предлагалось:

-воспользоваться объяснениями преподавателя;

-просмотреть динамическую презентацию грамматического материала на компьютере;

- использовать статическую информацию грамматического справочника «In the World of Grammar» («В мире грамматики»).

После изучения нового грамматического материала студенты выполняли ряд упражнений во фронтальном режиме (при низком уровне готовности студентов к ПОУР), в интерактивном режиме на компьютере (при среднем и высоком уровне готовности студентов к ПОУР), где правильность выполнения упражнений оценивалась компьютером.

Следующим этапом работы после изучения нового лексико-грамматического материала являлся этап актуализации полученных знаний в речи в ходе коммуникативной практики.

Коммуникативная практика (разговорные тексты, ситуации профессионального общения, деловые игры).

Готовность студентов к ПОУР включает не только правильность речи, но и соотнесенность речи как с намерением говорящего, так и с ситуацией общения, то есть с тем, насколько точно, ясно, понятно, логично выразил говорящий свою мысль и насколько выбор языковых средств соответствует ситуации общения. Содействие развитию таких коммуникативных качеств речи как четкость, ясность, понятность, логичность, адаптивность, выразительность при обучении английскому языку осуществлялась в процессе работы над разговорными текстами по специальности, изучением формул речевого общения, составлением диалогов, проведением дискуссий на профессиональные темы, обсуждением противоречивых высказываний на общечеловеческие темы, организации квазипрофессиональ-ной деятельности (A.A. Вербицкий), проведением деловых игр.

Разговорный текст. Студентам предлагались для изучения и дальнейшего обсуждения следующие тексты: Succeeding in College (Что нужно для успешной учебы в колледже?), Higher Education in Russia (Высшее образование в России), Higher Education in the USA (Высшее образование в США), Higher Education in Great Britain (Высшее образование в Великобритании), Value of Higher Education (Ценность высшего образования), South Ural State University (Южно-Уральский государственный университет), Student life at Oxford (Студенческая жизнь в Оксфорде), Teacher profession (Профессия учителя), Тор 6 Keys to Being a Successful Teacher (6 факторов успеха в преподавательской деятельности), What is psychology as a science? (Что такое психология?), Does your memory serve you right? (Хорошо ли работает ваша память?), What kind of person are you? (Какой вы человек?), What is effective communication? (Что такое эффективное общение?), How do people communicate? (Как люди общаются между собой?) и т.д.

Разговорный текст, хоть и представлял собой образцовое высказывание, не являлся самоцелью. Работа велась не для того, чтобы запомнить его содержание, а для того, чтобы быть содержательной и мотивационной базой для высказываний студентов. Выражая свое отношение к мыслям, содержащимся в тексте, студенты комбинировали и использовали его материал.

При работе над профессионально ориентированным разговорным текстом содействие становлению готовности студентов к ПОУР осуществлялось при помощи речи преподавателя, электронного учебника и учебной книги. Причем при подборе текстов для электронного учебника мы учитывали, что текст выступает в качестве опоры для продуцирования монологического высказывания, поэтому подбирали информативные тексты.

Работа над разговорным текстом, связанным с профессиональной деятельностью будущих педагогов проводилось в несколько этапов: ознакомительное чтение, изучающее чтение, анализ прочитанного, выход в монологическое высказывание.

1. Ознакомительное чтение. Студентам предлагалось прослушать и прочитать текст вместе с диктором с помощью электронного учебника и сформулировать свое мнение о теме данного текста. При низком уровне готовности студентов к ПОУР содействие ста-

новлению готовности к ПОУР на данном этапе осуществляется с помощью наличия в ЭУ речевого образца, демонстрирующего правильное произношение и интонационный рисунок текста.

Так как при продуцировании монологического высказывания основная нагрузка ложится на память, при работе над текстом осуществлялось воздействие на зрительную память студентов, что в электронном учебнике реализовывалось с помощью:

- выделения главных мыслей текста;

- наличия иллюстраций, способствующих созданию определенных образов;

- объяснения феноменов иноязычной культуры с помощью ссылок и определений в теле текста;

-выделения жирным шрифтом лексических единиц, активного словаря;

- урока.

После индивидуальной работы с электронным учебником работа студентов по переводу текста, проверке понимания, анализу прочитанного, обсуждению спорных моментов происходила в групповом и фронтальном режиме с помощью речи преподавателя и учебной книги.

Это объясняется тем, что мы осознавали, что одним из недостатков использования электронного учебника на этапе обсуждения прочитанного является как отсутствие «живого общения», так и отсутствие возможности обеспечить адекватное восприятие и реакцию на реплику собеседника.

Пример работы с разговорным текстом. Текст «Value of Higher education» («Ценность высшего образования»).

После того как студенты прочитали и прослушали текст, им предлагалось определить тему текста и перевести его.

Задание: прочитайте текст и сформулируйте его основную идею.

Задание: переведите текст на русский язык.

При низком уровне готовности к ПОУР перевод текста вызывал у студентов затруднения. Преподаватель осуществлял содействие развитию такого признака ПОУР, как адекватное восприятие замысла говорящего (в данном случае пишущего), выполняя контролирующую и консультационную функции. Ввиду частого несовпадения лексических и грамматических структур двух языков, различий в семантических полях отдельно взятых лексических единиц при переводе текста с

английского языка на русский язык студенты с помощью преподавателя учились преобразовывать (творчески перерабатывать) исходный текст оригинала и приводить его к нормам русского языка. Преподаватель просил студентов приводить варианты перевода текста, отдельно взятых выражений, словосочетаний, после чего выбирался лучший вариант перевода. Такого рода работа над переводом текста способствует развитию четкости, ясности выражения мысли средствами родного языка. Преподаватель осуществлял помощь и поддержку студентов в переводе текста, указывал на стилистические несоответствия и хорошие варианты перевода, помогал сформулировать отдельные предложения, вызывающие затруднения у студентов.

3. Изучающее чтение. На следующем этапе работы над текстом студентам предлагалось проанализировать и обсудить прочитанный и переведенный текст.

Задание: найдите в тексте ответы на следующие вопросы.

1. На что нужно опираться при выборе будущей профессии?

2. Какие преимущества в жизни дает диплом о высшем образовании?

3. Зачем обществу, в котором мы живем, специалисты с высшим образованием?

4. Анализ прочитанного. Студентам предлагалось высказать свою точку зрения на проблему личной ценности высшего образования, задуматься о том, что дает высшее образование человеку, чем отличается личная ценность высшего образования от социальной ценности.

Задание: обсудите в группе из трех человек ответ на вопрос: «В чем ценность высшего образования для вас, ваших родителей, вашего работодателя?»

Задание: прокомментируйте последнее предложение текста: «Я считаю, что ценность образования в первую очередь измеряется тем, как люди применили полученные знания в жизни».

5. Выход в монологическое высказывание. Ввиду того, что особенность разговорного текста заключается в том, что заявленная тема обычно не имеет однозначного ответа, разговорный текст является хорошей основой для развития монологических умений устной речи, творческого мышления и создания собственного монологического высказывания. Опираясь на содержание разговорного текста, результаты обсуждения прочитанного в группе, студентам предлагалось создать свое соб-

ственное монологическое высказывание на заданную тему и представить его аудитории.

В целях осуществления поддержки при создании самостоятельного монологического выказывания студентам предлагалось использовать электронный учебник, выполняющий функции справочника, в котором студент мог найти образцы монологических высказываний, модели его построения, структуру, слова, служащие для связи отдельных мыслей между собой.

Квазипрофессиональные ситуации общения. Развитие и совершенствование ситуатив-ности как признака ПОУР, включающей в себя умения выбирать языковые средства соответственно ситуации общения и адаптировать свою речь в зависимости от индивидуальных особенностей собеседника и аудитории, происходило в процессе составления диалогов в постоянно меняющихся ситуациях общения, участия в дискуссиях на профессиональные темы. Организатором и фасилитатором дискуссии выступал преподаватель, а электронный учебник использовался для демонстрации индивидуального задания студентам и в качестве справочника для составления собственного высказывания по теме на этапе подготовки диалога и выступления в дискуссии.

Коммуникативные ситуации в профессиональной сфере будущих педагогов предусматривают целый набор тем, которые дифференцируются в зависимости от занимаемой должности (директор школы, преподаватель, ректор вуза, студент, родители и т.д.) коммуникантов, от соответствующих событий, документов. В образовательном процессе, направленном на становление готовности студентов к ПОУР, использовалась серия типичных коммуникативных ситуаций, представляющих собой «модель реального контакта», имитирующую реальное профессиональное общение.

Пример ситуации: студент А выполняет роль студента, просрочившего сдачу курсовой работы на месяц. Его задача - убедить преподавателя принять у него работу.

Студент В играет роль принципиального преподавателя, строго относящегося к студен-там-задолжникам. К нему подходит студент-задолжник, и преподаватель не хочет принимать у него работу.

Нами разработаны типичные ситуации статусно-ролевых отношений. Студентам предоставлялась возможность примерить на себя роли преподавателя, директора школы,

ректора университета, учителя-предметника, студента, завуча и т.д. В регламентированном общении, опосредованном совместной деятельностью, студенты исполняли роли в таких контактах, как: преподаватель - родители, студент - преподаватель, преподаватель - директор, подчиненный - руководитель, опытный преподаватель - начинающий преподаватель и т.д. Проигрывание подобных ситуаций влияло как на личностные качества студента, так и на развитие ситуативности и адаптивности в области ПОУР, так как в зависимости от предложенной студенту роли и ситуации общения ему приходилось выбирать соответствующие языковые средства и невербальные средства общения (интонацию, жесты, мимику и т.д.).

При работе над профессионально ориентированными ситуациями общения содействие становлению готовности студентов к ПОУР осуществлялось при помощи речи преподавателя, электронного учебника и учебной книги. Студенты знакомились с ситуацией при помощи электронного учебника, в котором она представлялась в различных модальностях восприятия (графическом, видео, звуковом), затем преподаватель организовывал работу в группах, которые после обсуждения представляли решение в форме монологических высказываний, диалогов, резюме и т.д.

На втором и третьем этапах становления готовности студентов к ПОУР, работа с речевым материалом проводилась аналогично описанной выше. Наряду с разговорными текстами, служащими в качестве моделей монологических высказываний и различных ситуаций общения, в образовательном процессе активно использовались деловые игры, дискуссии, презентации.

Деловая игра. Несмотря на то, что первая деловая игра была проведена в 20-х годах XX века, на протяжении многих лет, начиная с 30-х годов, использование ее в учебной деятельности было под запретом, и только в конце XX века со сменой образовательной парадигмы и разработкой активных методов обучения она заняла видное место в различных образовательных подходах, в частности, подробно особенности, принципы, содержание деловой игры разрабатывались в контекстном подходе (A.A. Вербицкий). Суть контекстного подхода, по мнению его основателя, заключается в «Организации активности студентов в соответствии с закономерностями перехода от разговорных текстов, знаковых систем как

материальных носителей прошлого опыта к профессиональной деятельности».

Игра как метод обучения является нормативной моделью процессов деятельности. Деловая игра - наиболее яркая форма квазипрофес-сиональной деятельности. Здесь удачно моделируется предметное и социальное содержание будущего труда, задается его контекст.

Деловая игра представляет собой практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности обучаемых и обеспечивающее условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности, совершенствования иноязычной речи, а также более полное овладение иностранным языком как средством профессионального общения и предметом изучения.

При разработке деловых игр мы опирались на следующие принципы:

- принцип проблемности (организация коллективной мыследеятельности через разрешение проблемных ситуаций, которое индуцирует вербальную деятельность и включает всю психику человека);

- принцип личностного взаимодействия (вовлеченность участников учебного процесса в совместное «проживание» учебно-познаватель-ных и эмоционально-нравственных ситуаций на основе собственных позиций каждого субъекта обучения);

- принцип единства развития каждого участника (организация педагогом развивающей комфортной среды для каждого студента, что означает постоянное развитие группы (ее ценностей, отношений) до уровня истинного коллектива. Чем выше уровень развития, на котором находится группа, тем больше ее возможности в плане развития каждого ее участника);

- принцип самообучения на основе рефлексии (обеспечение индивидуализации деятельности каждого студента на основе оперативной, регулярной самооценки, самоконтроля).

Проведение деловых игр осуществлялось при последовательном проведении следующих этапов технологического цикла.

1. Проектирование проблемных ситуаций: определение целей, содержания, методов и средств, состава творческих групп.

2. Постановка проблемы: актуализация противоречия, коллективное обсуждение целей, способов деятельности, создание творческих групп.

3. Работа по творческим микрогруппам: проектировочная деятельность - определение собственных целей, выделение способов их достижения, принятие решения, составление программы деятельности; исполнительская деятельность - реализация программы коллективной мыследеятельности; выработка коллективной, индивидуальной позиции; контроль и коррекция рабочего процесса.

4. Общее обсуждение, защита позиций каждой группой (научное аргументирование позиции, отстаивание или смена ее).

5. Организация рефлексии. Анализ познавательной и коммуникативной деятельности каждого, группы и коллектива в целом.

Приведем пример деловой игры на тему «Разработка свода правил для студентов и преподавателей университета». На повестке дня обсуждение следующих проблем: разработать свод правил для студентов; разработать свод правил для преподавателей.

Преподаватель предлагал студентам самостоятельно выбрать себе роль. Выбор ролей происходит заранее, на подготовку давалось время.

Предлагалось следующее распределение ролей: студент-первокурсник, студент-

старшекурсник, молодой преподаватель, профессор со стажем работы более 20 лет, представитель администрации университета, ректор университета. Каждый из присутствующих получил свое задание: психологический портрет личности, которую ему нужно сыграть и исходя из индивидуальных особенностей которой нужно предложить те или иные правила, которые необходимо соблюдать. Каждый выступающий не просто перечислял правила, но аргументировал их, при необходимости отстаивал.

На заключительном этапе деловой игры был выработан единый свод правил для студентов и преподавателей.

Таким образом, в статье мы привели описание интеграции электронного учебника «English for Teachers» в образовательный процесс, направленный на становление готовности студентов к профессионально ориентированной устной речи, и описали варианты методической реализации данной модели в зависимости от уровня готовности студентов к ПОУР.

Литература

1. Башмаков, А.И Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И.

Башмаков, И.А. Башмаков. - М.: Филинъ, 2003. -613 с.

2. Бовтенко, М.А. Компьютерная лингво-дидактика: учеб. пособие для студентов вузов / М. А. Бовтенко. - М.: Флинта, 2005. -215 с.

3. Бухарова, Г.Д. Дидактический эксперимент: цели, задачи и методика проведения: учеб. пособие / Г.Д. Бухарова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995. - 38 с.

4. Гершунский, Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы /Б. С. Гершунский. -М.: Педагогика, 1987. -263 с.

5. Еремин, Ю. В. Теоретические основы

профессионально-коммуникативной подготовки будущего учителя в условиях педагогического университета: предметная область, ино-

странный язык: автореф. дис. ... д-ра пед. наук /Ю.В. Еремин. - СПб., 2001. - 38 с.

6. Зайнутдинова, Л.Х. Психолого-педаго-

гические требования к электронным учебникам: на прим. общетехн. дисциплин /

Л.Х. Зайнутдинова. - Астрахань: Изд-

во АГТУ, 1999.- 71с.

7. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. — М.: Просвещение, 1991. -219 с.

8. Иванов, Ю.С. Индивидуализация обучения школьников в процессе использования электронного учебника: на материале образовательной области «Технология»: Дис. ... канд. пед. наук /Ю.С. Иванов. - Курск, 2004. -177 с.

9. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя /В.А. Кан-Калик. -М.: Просвещение, 1987. -190с.

10. Машбиц, Е.И. Психолого-педагоги-ческие проблемы компьютеризации обучения / Е.И. Машбиц. - М.: Педагогика, 1988. -191 с.

11. Меламуд, М.Р. Методические основы построения компьютерного учебника для вузов: Дис. ... канд. пед. наук / М.Р. Меламуд. -Москва, 1998. -140 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Мурашов, А.А. Культура речи : учеб. пособие. - 3-е изд. / А. А. Мурашов. - Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та, 2006. -575 с.

13. Роберт, ИВ. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / ИВ. Роберт. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 305 с.

14. Румянцева, ИМ. Психология речи и лингвопедагогическая психология / ИМ. Румянцева -М.: Логос, 2004. -319 с.

15. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков - М.: Мнемозина, 2002. -416 с.

16. Суховиенко, Е. А. Электронный учебник: конструирование, обучение, диагностика: монография / Е. А. Суховиенко. - Челябинск: Образование, 2005. -148 с.

17. Харитонова, О.В. Профессиональная речь преподавателя русского языка иностранцам как лингводидактический дискурс: Дисс. ...

канд. пед. наук / О.В. Харитонова. - М.: РГБ, 2005. -294 с.

18. Хуторский, A.B. Место учебника в дидактической системе /A.B. Хуторский //Интернет-журнал «Эйдос» http://www.eidos.ru/ journal/index, htm

19. Цатурова, И.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам: учеб-но-методическое пособие / И.А. Цатурова, А.А. Петухова. - М.: Высшжк., 2004. — 95 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.